Технологическая карта имя существительное как часть речи 3 класс школа россии
Обновлено: 05.07.2024
Программа для 3-го кл. “Русский язык”. Л. М.Зелениной, Т.Е.Хохловой. – М.: Просвещение, 2009.
Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
- Закреплять знания об имени существительном, его постоянных и непостоянных признаках; развивать умения выполнять грамматические разборы; развивать умение различать и определять падежи имён существительных по совокупности их признаков;
- Способствовать развитию памяти, внимания, мышления, фонематического слуха; воспитывать любовь к предмету.
Ход урока
1. Организационный момент (Слайд 1)
- Приветствие учителя.
- Массаж ушных раковин (активизация точек головного мозга).
- Упражнение на дыхание:
– глубокий вдох через нос;
– медленный выдох через рот.
2. Актуализация знаний (Слайд 2)
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: “Доброе утро!”
И каждый становиться добрым, доверчивым,
И доброе утро длиться до вечера!
– И я вам хочу пожелать, чтобы доброе настроение длилось весь урок!
– Назовите пропущенные орфограммы в словах.
3. Минутка чистописания– Запишите через запятую по порядку все пропущенные буквы
(з, а, м, е, ч, а, т, е, л, ь, н, о).
– Соедините буквы вместе на следующей строке.
– Что получилось?
(замечательно) – это оценка вашей предыдущей работы
4. Постановка темы урока. Целевая установка.
Цель нашего урока: обобщить знания об имени существительном. Мы будем выполнять различные задания по определению падежей имен существительных, делать грамматические разборы. С собой возьмем багаж ваших знаний, логическое мышление, память, внимание, грамотную речь и орфографическую зоркость.
5. Работа по теме урока (Слайд 3)
– Что общего у слов? (имена существительные)
– Давайте вспомним, что же называется именем существительным?
- Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
– На какие группы можно разделить все имена существительные?
(Одушевлённые – кто? и неодушевлённые – что?)
– Подберите к записанным неодушевлённым именам существительным одушевлённые (однокоренные).
сила – силач (слайд)
труба –
журнал –
добро –
– При помощи какой части слова образовались новые слова? (выделить суффикс)
- Имена существительные собственные и нарицательные.
– Какие ещё постоянные признаки вы знаете? (нарицательные и собственные)
– К исходным словам, а именно к нарицательным именам существительным, подберите собственные. (Слайд)
река… | Миасс |
столица… | Москва |
журнал… | Колобок |
собака…. | Пушок |
– Как пишутся имена собственные?
– Какие имена существительные являются собственными, нарицательными?
– На какие три группы делятся имена существительные? (по родам)
Женский род запомню я,
И скажу: “Она – моя”.
Я запомню род мужской,
И опять скажу: “Он – мой”.
Средний род: “Оно – моё” –
Это правило – твоё!
– Распределите слова (Слайд 3) по родам и запишите в таблицу:
(Таблицы у каждого учащегося)
Итог: имена существительные бывают женского, мужского, среднего рода.
– Данный признак (род имён существительных) относится к какой группе? (постоянные признаки)
– Назовите несклоняемые имена существительные. (Пальто, шоссе)
– Почему эти существительные называются несклоняемыми? (не изменяются по падежам)
– Какое слово может быть лишним? Почему? (лестница, 3 слога)
– Найдите слова, в которых буквы Я, Е обозначают два звука? (Илья, счастье)
– Когда гласные буквы обозначают два звука?
– Найдите имя существительное, которое отвечает на вопрос что? (неодушевлённое), все согласные звуки мягкие? (метель)
– Проверка проводится при помощи слайда 7.
6. Фонетический разбор слов. (Слайд 8)
– Почему два первых вагона соединяются цепью, а последний – на крючок?
– Почему такие же вагоны стоят на “запасном пути”?
– Слова: походы, полюшко, верхолазы, полоса хотят “сесть в свои вагончики”. Давайте мы им поможем.
Пол юшк о верх о лаз ы
7. Продолжение работы по теме.
– Как же изменяются имена существительные? (по числам)
… | – лица |
ухо | – … |
молоко | – … |
… | – косы |
друг | – … |
волос | – … |
… | – ножницы (работа ведётся с опорой на содержание слайда) |
– Все ли имена существительные изменяются по числам?
ед.число молоко, пальто, солнце, здоровье, добро;
мн.число ножницы, щипцы, ворота, сливки, шахматы, качели.
– Данный признак (изменение имён существительных по числам) относится к какой группе? (непостоянные признаки)
8. Физкультпауза (снятие зрительного напряжения). (Слайд 10)
9. Изменение имён существительных по падежам.
Я именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что? –
Ни с чем не спутали никто.
– Любимые вопросы этого падежа?
– Что ещё знаем о существительных в именительном падеже?
(начальная форма имени существительного, всегда без предлогов, в предложении является подлежащим) Именительный падеж – главный падеж, остальные – косвенные.
В саду растёт цветок. (Им.п.)
А я – падеж родительный.
Характер мой общительный.
Кого? чего? – и вот он я!
Предлоги часто мне друзья.
– На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже?
– С какими предлогами употребляются? (у, от, до, из, без, с, около, вокруг, для, после)
– Поставьте существительные в форму родительного падежа:
Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
– На какие вопросы отвечают существительные в дательном падеже?
– Какие предлоги употребляются с дательным падежом? (к, по)
– Скажите, в каком падеже мы пишем имя существительное на почтовой открытке, конверте, указывая, кому оно адресовано?
– Вам пришла телеграмма. (Используем содержание данного слайда)
– Прочтите строки из известных вам произведений, найдите словосочетания с существительными в дательном падеже.
уж сколько раз твердили миру…
вороне где-то бог послал кусочек сыру…
плутовка к дереву на цыпочках подходит…
к муравью ползёт она…
по улицам слона водили…
– Строки из каких произведений вы прочитали?
(Басни И.А.Крылова “Ворона и лисица”, “Стрекоза и муравей”, “Слон и Моська”)
– Подчеркните существительные, стоящие в дательном падеже.
А я – винительный падеж,
И я во всем виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них “пятерки” я ловлю.
Кого позвать, во что играть,
Готов ребятам подсказать.
– На какие вопросы отвечают существительные в винительном падеже?
– Посмотрите внимательно на словосочетания и исключите лишнее. Ответ обоснуйте.
срубили берёзу | перелетел через дорогу |
залез на дерево | подкрался к двери (Д.п.) |
плыл по реке (Д.п.) | посадил репку |
А я творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Творите! Чем? Творите! С кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
– Назовите вопросы. Предлоги.
– Нам предстоит построить не дом, не башню, а пословицу.
не, пишут, пером, умом, а
– Составьте пословицу и запишите её. (Не пером пишут, а умом.)
– Как понимаете смысл этой пословицы.
– Определите падеж имён существительных.
А я – падеж предложный!
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чем я расскажу?
О чем мечтать и в чем гулять?
– Предложный падеж в нашей речи встречается очень часто. Он занимает второе место после именительного и без предлогов никогда не употребляется, отсюда его название.
– Назовите вопросы предложного падежа.
– А какие предлоги употребляются с ним?
– Выполните задание – тест. (индивидуально для каждого)
Надо определять, в каких словосочетаниях существительное употреблено в предложном падеже. Если слово в предложном падеже – обводите букву в столбике “да”, если другие, то “нет”.
– Молодцы , ребята, вы сами дали оценку своей работе.
– Данный признак (изменение имён существительных по падежам) относится к какой группе? (непостоянные признаки)
10. Синтаксический разбор предложения.
– Найдите в предложении главные члены предложения.
– Дайте характеристику предложению.
– Определите падеж имён существительных.
11. Закрепление. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных.
12. Морфологический разбор. (Слайд 18)
Леса украшают природу нашей страны.
Природу – (что?) сущ., начальная форма – природа,
неодушевлённое, нарицательное, ж.р.,
в ед. числе, в В.п.,
второстепенный член предложения
13. Итог урока. (Слайд 19)
– Какие затруднения в усвоении материала встретили при изучении темы “Имя существительное”?
Формировать понятие об имени существительном. Создание условий для формирования изученной учебной информации и УУД обучающихся.
Планируемые результаты
- обучающиеся научатся различать слова-названия предметов;
- использовать специальную терминологию при определении части речи;
- распределять имена существительные в тематические группы предметов;
- развивать умения работать самостоятельно и проводить рефлексию.
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом;
- устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- высказывать своё предположение на основе учебного материала;
-отличать верно выполненное задание от неверного;
Познавательные УУД:
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
-проводить классификацию, по заданным критериям;
- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь полно и точно выражать свои мысли;
- контролировать действия партнёра;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Формы работы
Фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Образовательные ресурсы
Время проведения урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
I. Мотивация к учебной деятельности
Какие качества нам пригодятся для работы на уроке?
Активность, внимательность, хорошее настроение.
II. Актуализация знаний
- Расскажи по схеме о каждой части речи.
(На доске представлен план урока) Приложение 1
- Откройте тетрадь, запишите число, классная работа
- Посмотрите на план урока, что у нас первое по плану?
- Что мы пропишем на минутке чистописания?
- Пропишите сочетание до конца строки и под самым красивым написанием поставьте зелёную точку.
- Чему учились, выполняя данное задание?
- Следующее по плану, что у нас?
Сейчас я произнесу лексическое значение слова, а вам нужно догадаться, о чём или о ком идёт речь? ( Самодвижущаяся (гусеничная или колёсная) машина, выполняющая сельскохозяйственные, дорожно-строительные, землеройные, транспортные и другие работы ).
- Записываем данное слово с новой строки, а кто-то из детей комментирует написание данного слова.
- Чему учились, выполняя данное здание?
- Что у нас следующее по плану?
- Какой звук будет обозначать буква Р в первом слоге в слове трактор?
- Чему учились, выполняя данное здание?
- Что у нас следующее по плану?
- Что нужно будет сделать?
На доске есть вопросы, по которым нужно составить предложение.
Составленное предложение записываем в тетрадь.
- В данном предложении нужно найти главные члены предложения. кто-то из детей комментирует с объяснением.
- Чему учились, выполняя данное здание?
Анализировать ответы обучающихся. Обучающиеся рассказывают по схеме о частях речи.
- Открывают тетради и записывают.
- Пропишем сочетание ак.
- Прописывали сочетание ак.
- Работа над словарным словом.
- Это слово трактор.
- Трактор (ударение падает на первый слог
-трак, подчёркиваем непроверяемый безударный гласный О во втором слоге).
- Выполняя данное задание, работали над словарным словом, узнали лексическое значение слова трактор.
- Буква Р обознает звук[р]. Задание выполняют устно. [р] – согл., твёр., звон., непар.
- Выполняя данное задание, давали характеристику звуку [р].
- Следующее по плану работа над предложением.
- Нужно составить предложение по вопросам с новым словарным словом. Дети составляют предложение.
- Папа купил новый трактор.
- Один обучающийся записывает предложение у доски с комментированием.
- В предложении говорится о папе (кто? папа - это подлежащее подчёркиваем одной чертой, выраженное именем существительным). Задаем вопрос от слова папа (что сделал? купил – это сказуемое подчёркиваем двумя чертами, выраженное глаголом. Купил (что?) трактор, трактор выраженное частью речи именем существительным. Трактор (какой?) новый, новый это слово выражено именем прилагательным).
- Выполняя данное задание, учились составлять предложение по вопросам с новым словарным словом, находили главные члены предложения, определяли части речи.
Тема урока: Имя существительное как часть речи.
Предмет: русский язык
Учитель: Парамонова Н.В.
Тип урока: открытие нового знания.
Предметные задачи:
Повторить морфологические признаки имени существительного
Метапредметные: формировать
умение принимать и сохранять цель урока;
умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;
умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Оборудование: презентация Power Point, , компьютер, учебник , тетради
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах.
Обучающие структуры: Сингапурская методика обучения
- С добрым утром! Начат день,
Первым делом гоним лень.
Начинаем наш урок!
Он тогда пойдёт вам впрок.
Коль не будете зевать.
Все ль готовы вы писать,
думать, чётко отвечать.
Проверяют готовность к уроку, приветствуют друг друга и присутствующих, настраиваются на работу
МЭНЭДЖ МЭТ – управление классом, распределение учеников в одной команде из 4-х человек: кто сидит рядом, а кто – напротив, как оппонент, как им общаться.
Актуализация опорных знаний
Организовывает индивидуальную работу с коллективной проверкой.
карточка № 1. Прочитайте внимательно каждую строчку, найдите и выпишите лишнее слово в каждой строке.
Начинаем проверку, правильный ответ отмечаем галочкой. Работу ведет №1
Выполняют индивидуально задание, правильность выполнения проверяют в группе.
РАУНД РОБИН (обучающая структура в которой организовывается обсуждение по кругу)
Формулировка темы и постановка задач урока
Внимательно рассмотрите запись в тетради и сформулируйте тему урока. Какие вопросы вы зададите по данной теме?
Вывешивает сигнал существительное
Делают выводы, формулируют тему и задачи урока.
часть речи, которая отвечает на вопрос кто? Что?
По какому признаку можно разделить ваши имена существительные на две группы?
Проверка: … что сказал твой сосед?
Вывешивает сигнал (кто? Что?)
На протяжении всего урока выводят и повторяют правило « Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? Что? ; обозначает людей, животныхи предметы
Обсуждают, делают выводы. (вопросы Кто? Что?)
Общее обсуждение начинает
Имена существительные одушевлённые и неодушевленные
ХАЙ ФАЙВ – концентрация внимания на поднятой ладони учителя как сигнала начала урока или выдачи задания.
Обозначает…
Распределите все имена существительные на три группы
Подчеркните столбики, запишите в каждом столбике обобщающее слово ( что обозначают существительные в каждой группе)
Работают в группе, начинает объяснение № 2. Записывают слова в три столбика – три группы
Обобщают понятия, что обозначает имя существительное
( у каждой группы 3 слова)
Обозначают …
Общаются , запоминают , что обозначает имя существительное.
название действия
Я буду читать слова, если это имя существительное – вы сидите, если слышите другую часть речи – встаете.
школа, или, ученик, учит, учебный, они, играет, плавание
быстро, бежать, бег
название действия
Анализируют, дают объяснение
Делают вывод имя существительное может обозначать название действия
Существительные нарицательные и собственные
Разберите карточки № 3. Устно составьте два предложения со словами . (1 мин)
Распределяет учеников по номерам в
(правописание заглавной и строчной буквы в именах существительных)
Самостоятельно составляют предложения.
Сопоставляют ответы, делают выводы.
(имена существительные собственные и нарицательные)
ТИК – ТЭК – ТОУ – развитие критического и креативного мышления у детей в задаче составить предложение с обязательными словами в схеме. Слова отлично заменяются числами
КОНЭРС – распределение учеников по углам класса по выбранным ими вариантам.
В предложении могут быть разными членами предложения
Запишите предложения под диктовку .
Доярка на зорьке поила корову Зорьку.
Подлежащее, дополнение, обстоятельство…
Записывают предложения, находят имена существительные , определяют, каким членом предложения являются существительные.
Дайте характеристику имени существительного
ТАЙМД ПЭА ШЭА – два участника обмениваются полными ответами по заданию по времени.
Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку
Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.
Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.
Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.
Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Имя существительное" 3 класс
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Гребенькова Наталья Валерьевна
Предмет: русский язык
Тема урока: Имя существительное
Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями)
Цель урока: создание условий для получения учащимися новых знаний по теме.
Предметные: познакомить с именем существительным, как частью речи - наблюдать за значением имён существительных, уметь классифицировать имена существительные, учить находить признаки имён существительных, применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.
Личностные УУД: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в парах, в группах; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; формулировать учебные задачи; учить планировать свою деятельность на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, тетради; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Характеристика этапов урока
Самоопределение к деятельности (1 – 2 мин)
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности
Добрый день, ребята! Сегодня у нас урок русского языка. Скажите, а для чего вы здесь присутствуете?
- А хотите ли вы получать новые знания и для чего они вам?
- Чего вы ждете от этого урока?
- Как бы вы хотели, чтобы прошел урок?
Кто такие исследователи?
Мы будем исследователями, будем учёными, будем доказывать, рассуждать, выдвигать свои гипотезы
- Для того, чтобы получать новые знания.
- Да хотим. Знания нужны для того, чтобы быть образованными, умными, культурными…
- Ждем чего-то нового, интересного, полезного для нас.
- С хорошим настроением, весело, чтобы у нас все получилось.
Дети работают с толковыми словарями.
- овладевать умением прогнозировать;
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (6 мин)
Цель: Актуализировать представление об имени существительном
1. - Что вы любите делать больше всего?
- Подлежащее отвечает на вопросы кто? что?
- В слове обязательно должен быть суффикс?
- В слове вьюга пишется Ъ знак?
- Можно назвать звуки [З] и [С] парными согласными?
- В слове яблоко первый звук [й]?
- Слова глупый и умный – антонимы?
- В слове пошел приставка па-?
- Приставка стоит перед корнем?
- Подлежащее может быть только существительным?
- Мы с вами уже все знаем об имени существительном?
2. Затруднения в индивидуальной деятельности
- Посмотрите, мнение ваше разделилось. А хотите проверить кто прав?
Перед вами карточки со словами, выпишите из них только имена существительные.
Читайте также:
- Подумайте какие преимущества получили организмы с появлением у них тканей 5 класс биология кратко
- Что такое приемник кратко
- Вовлечение учащихся в проектную деятельность как способ повышения качества школьной жизни
- Педагоги в доу в проектной деятельности решают следующие задачи исследования
- Как связаны субъективные права и обязанности 7 класс кратко обществознание