Технологическая карта имя существительное как часть речи 3 класс школа россии

Обновлено: 05.07.2024

Программа для 3-го кл. “Русский язык”. Л. М.Зелениной, Т.Е.Хохловой. – М.: Просвещение, 2009.

Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

  1. Закреплять знания об имени существительном, его постоянных и непостоянных признаках; развивать умения выполнять грамматические разборы; развивать умение различать и определять падежи имён существительных по совокупности их признаков;
  2. Способствовать развитию памяти, внимания, мышления, фонематического слуха; воспитывать любовь к предмету.

Ход урока

1. Организационный момент (Слайд 1)

  1. Приветствие учителя.
  2. Массаж ушных раковин (активизация точек головного мозга).
  3. Упражнение на дыхание:
    – глубокий вдох через нос;
    – медленный выдох через рот.

2. Актуализация знаний (Слайд 2)

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: “Доброе утро!”
И каждый становиться добрым, доверчивым,
И доброе утро длиться до вечера!
– И я вам хочу пожелать, чтобы доброе настроение длилось весь урок!

– Назовите пропущенные орфограммы в словах.

3. Минутка чистописания

– Запишите через запятую по порядку все пропущенные буквы

(з, а, м, е, ч, а, т, е, л, ь, н, о).

– Соедините буквы вместе на следующей строке.

Что получилось?

(замечательно) – это оценка вашей предыдущей работы

4. Постановка темы урока. Целевая установка.

Цель нашего урока: обобщить знания об имени существительном. Мы будем выполнять различные задания по определению падежей имен существительных, делать грамматические разборы. С собой возьмем багаж ваших знаний, логическое мышление, память, внимание, грамотную речь и орфографическую зоркость.

5. Работа по теме урока (Слайд 3)

– Что общего у слов? (имена существительные)

– Давайте вспомним, что же называется именем существительным?

  • Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

– На какие группы можно разделить все имена существительные?

(Одушевлённые – кто? и неодушевлённые – что?)

– Подберите к записанным неодушевлённым именам существительным одушевлённые (однокоренные).

сила – силач (слайд)
труба –
журнал –
добро –

– При помощи какой части слова образовались новые слова? (выделить суффикс)

  • Имена существительные собственные и нарицательные.

– Какие ещё постоянные признаки вы знаете? (нарицательные и собственные)

– К исходным словам, а именно к нарицательным именам существительным, подберите собственные. (Слайд)

река… Миасс
столица… Москва
журнал… Колобок
собака…. Пушок

– Как пишутся имена собственные?

– Какие имена существительные являются собственными, нарицательными?

– На какие три группы делятся имена существительные? (по родам)

Женский род запомню я,
И скажу: “Она – моя”.
Я запомню род мужской,
И опять скажу: “Он – мой”.
Средний род: “Оно – моё” –
Это правило – твоё!

– Распределите слова (Слайд 3) по родам и запишите в таблицу:

(Таблицы у каждого учащегося)

Итог: имена существительные бывают женского, мужского, среднего рода.

– Данный признак (род имён существительных) относится к какой группе? (постоянные признаки)

– Назовите несклоняемые имена существительные. (Пальто, шоссе)

– Почему эти существительные называются несклоняемыми? (не изменяются по падежам)

– Какое слово может быть лишним? Почему? (лестница, 3 слога)

– Найдите слова, в которых буквы Я, Е обозначают два звука? (Илья, счастье)

– Когда гласные буквы обозначают два звука?

– Найдите имя существительное, которое отвечает на вопрос что? (неодушевлённое), все согласные звуки мягкие? (метель)

– Проверка проводится при помощи слайда 7.

6. Фонетический разбор слов. (Слайд 8)

– Почему два первых вагона соединяются цепью, а последний – на крючок?

– Почему такие же вагоны стоят на “запасном пути”?

– Слова: походы, полюшко, верхолазы, полоса хотят “сесть в свои вагончики”. Давайте мы им поможем.

Пол юшк о верх о лаз ы

7. Продолжение работы по теме.

– Как же изменяются имена существительные? (по числам)

– лица
ухо – …
молоко – …
– косы
друг – …
волос – …
– ножницы (работа ведётся с опорой на содержание слайда)

– Все ли имена существительные изменяются по числам?

ед.число молоко, пальто, солнце, здоровье, добро;

мн.число ножницы, щипцы, ворота, сливки, шахматы, качели.

– Данный признак (изменение имён существительных по числам) относится к какой группе? (непостоянные признаки)

8. Физкультпауза (снятие зрительного напряжения). (Слайд 10)

9. Изменение имён существительных по падежам.

Я именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что? –
Ни с чем не спутали никто.

– Любимые вопросы этого падежа?

– Что ещё знаем о существительных в именительном падеже?

(начальная форма имени существительного, всегда без предлогов, в предложении является подлежащим) Именительный падеж – главный падеж, остальные – косвенные.

В саду растёт цветок. (Им.п.)

А я – падеж родительный.
Характер мой общительный.
Кого? чего? – и вот он я!
Предлоги часто мне друзья.

– На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже?

– С какими предлогами употребляются? (у, от, до, из, без, с, около, вокруг, для, после)

– Поставьте существительные в форму родительного падежа:

Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.

– На какие вопросы отвечают существительные в дательном падеже?

– Какие предлоги употребляются с дательным падежом? (к, по)

– Скажите, в каком падеже мы пишем имя существительное на почтовой открытке, конверте, указывая, кому оно адресовано?

– Вам пришла телеграмма. (Используем содержание данного слайда)


– Прочтите строки из известных вам произведений, найдите словосочетания с существительными в дательном падеже.

уж сколько раз твердили миру…
вороне где-то бог послал кусочек сыру…
плутовка к дереву на цыпочках подходит…
к муравью ползёт она…
по улицам слона водили…

– Строки из каких произведений вы прочитали?

(Басни И.А.Крылова “Ворона и лисица”, “Стрекоза и муравей”, “Слон и Моська”)

– Подчеркните существительные, стоящие в дательном падеже.

А я – винительный падеж,
И я во всем виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них “пятерки” я ловлю.
Кого позвать, во что играть,
Готов ребятам подсказать.

– На какие вопросы отвечают существительные в винительном падеже?

– Посмотрите внимательно на словосочетания и исключите лишнее. Ответ обоснуйте.

срубили берёзу перелетел через дорогу
залез на дерево подкрался к двери (Д.п.)
плыл по реке (Д.п.) посадил репку

А я творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Творите! Чем? Творите! С кем?
Я подскажу вам – нет проблем!

– Назовите вопросы. Предлоги.

– Нам предстоит построить не дом, не башню, а пословицу.

не, пишут, пером, умом, а

– Составьте пословицу и запишите её. (Не пером пишут, а умом.)

– Как понимаете смысл этой пословицы.

– Определите падеж имён существительных.

А я – падеж предложный!
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чем я расскажу?
О чем мечтать и в чем гулять?

– Предложный падеж в нашей речи встречается очень часто. Он занимает второе место после именительного и без предлогов никогда не употребляется, отсюда его название.

– Назовите вопросы предложного падежа.

– А какие предлоги употребляются с ним?

– Выполните задание – тест. (индивидуально для каждого)

Надо определять, в каких словосочетаниях существительное употреблено в предложном падеже. Если слово в предложном падеже – обводите букву в столбике “да”, если другие, то “нет”.

– Молодцы , ребята, вы сами дали оценку своей работе.

– Данный признак (изменение имён существительных по падежам) относится к какой группе? (непостоянные признаки)

10. Синтаксический разбор предложения.

– Найдите в предложении главные члены предложения.

– Дайте характеристику предложению.

– Определите падеж имён существительных.

11. Закрепление. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных.

12. Морфологический разбор. (Слайд 18)

Леса украшают природу нашей страны.

Природу – (что?) сущ., начальная форма – природа,
неодушевлённое, нарицательное, ж.р.,
в ед. числе, в В.п.,
второстепенный член предложения

13. Итог урока. (Слайд 19)

– Какие затруднения в усвоении материала встретили при изучении темы “Имя существительное”?

Формировать понятие об имени существительном. Создание условий для формирования изученной учебной информации и УУД обучающихся.

Планируемые результаты

- обучающиеся научатся различать слова-названия предметов;

- использовать специальную терминологию при определении части речи;

- распределять имена существительные в тематические группы предметов;

- развивать умения работать самостоятельно и проводить рефлексию.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом;

- устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- высказывать своё предположение на основе учебного материала;

-отличать верно выполненное задание от неверного;

Познавательные УУД:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

-проводить классификацию, по заданным критериям;

- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь полно и точно выражать свои мысли;

- контролировать действия партнёра;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Образовательные ресурсы

Время проведения урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Мотивация к учебной деятельности

Какие качества нам пригодятся для работы на уроке?

Активность, внимательность, хорошее настроение.

II. Актуализация знаний

- Расскажи по схеме о каждой части речи.

(На доске представлен план урока) Приложение 1

- Откройте тетрадь, запишите число, классная работа

- Посмотрите на план урока, что у нас первое по плану?

- Что мы пропишем на минутке чистописания?

- Пропишите сочетание до конца строки и под самым красивым написанием поставьте зелёную точку.

- Чему учились, выполняя данное задание?

- Следующее по плану, что у нас?

Сейчас я произнесу лексическое значение слова, а вам нужно догадаться, о чём или о ком идёт речь? ( Самодвижущаяся (гусеничная или колёсная) машина, выполняющая сельскохозяйственные, дорожно-строительные, землеройные, транспортные и другие работы ).

- Записываем данное слово с новой строки, а кто-то из детей комментирует написание данного слова.

- Чему учились, выполняя данное здание?

- Что у нас следующее по плану?

- Какой звук будет обозначать буква Р в первом слоге в слове трактор?

- Чему учились, выполняя данное здание?

- Что у нас следующее по плану?

- Что нужно будет сделать?

На доске есть вопросы, по которым нужно составить предложение.

Составленное предложение записываем в тетрадь.

- В данном предложении нужно найти главные члены предложения. кто-то из детей комментирует с объяснением.

- Чему учились, выполняя данное здание?

Анализировать ответы обучающихся. Обучающиеся рассказывают по схеме о частях речи.

- Открывают тетради и записывают.

- Пропишем сочетание ак.

- Прописывали сочетание ак.

- Работа над словарным словом.

- Это слово трактор.

- Трактор (ударение падает на первый слог

-трак, подчёркиваем непроверяемый безударный гласный О во втором слоге).

- Выполняя данное задание, работали над словарным словом, узнали лексическое значение слова трактор.

- Буква Р обознает звук[р]. Задание выполняют устно. [р] – согл., твёр., звон., непар.

- Выполняя данное задание, давали характеристику звуку [р].

- Следующее по плану работа над предложением.

- Нужно составить предложение по вопросам с новым словарным словом. Дети составляют предложение.

- Папа купил новый трактор.

- Один обучающийся записывает предложение у доски с комментированием.

- В предложении говорится о папе (кто? папа - это подлежащее подчёркиваем одной чертой, выраженное именем существительным). Задаем вопрос от слова папа (что сделал? купил – это сказуемое подчёркиваем двумя чертами, выраженное глаголом. Купил (что?) трактор, трактор выраженное частью речи именем существительным. Трактор (какой?) новый, новый это слово выражено именем прилагательным).

- Выполняя данное задание, учились составлять предложение по вопросам с новым словарным словом, находили главные члены предложения, определяли части речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Имя существительное как часть речи.

Предмет: русский язык

Учитель: Парамонова Н.В.

Тип урока: открытие нового знания.

Предметные задачи:

Повторить морфологические признаки имени существительного

Метапредметные: формировать

умение принимать и сохранять цель урока;

умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;

умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;

умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Оборудование: презентация Power Point, , компьютер, учебник , тетради

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Обучающие структуры: Сингапурская методика обучения

- С добрым утром! Начат день,

Первым делом гоним лень.

Начинаем наш урок!

Он тогда пойдёт вам впрок.

Коль не будете зевать.

Все ль готовы вы писать,

думать, чётко отвечать.

Проверяют готовность к уроку, приветствуют друг друга и присутствующих, настраиваются на работу

МЭНЭДЖ МЭТ – управление классом, распределение учеников в одной команде из 4-х человек: кто сидит рядом, а кто – напротив, как оппонент, как им общаться.

Актуализация опорных знаний

Организовывает индивидуальную работу с коллективной проверкой.

карточка № 1. Прочитайте внимательно каждую строчку, найдите и выпишите лишнее слово в каждой строке.

Начинаем проверку, правильный ответ отмечаем галочкой. Работу ведет №1

Выполняют индивидуально задание, правильность выполнения проверяют в группе.

РАУНД РОБИН (обучающая структура в которой организовывается обсуждение по кругу)

Формулировка темы и постановка задач урока

Внимательно рассмотрите запись в тетради и сформулируйте тему урока. Какие вопросы вы зададите по данной теме?

Вывешивает сигнал существительное

Делают выводы, формулируют тему и задачи урока.

часть речи, которая отвечает на вопрос кто? Что?

По какому признаку можно разделить ваши имена существительные на две группы?

Проверка: … что сказал твой сосед?

Вывешивает сигнал (кто? Что?)

На протяжении всего урока выводят и повторяют правило « Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? Что? ; обозначает людей, животныхи предметы

Обсуждают, делают выводы. (вопросы Кто? Что?)

Общее обсуждение начинает

Имена существительные одушевлённые и неодушевленные

ХАЙ ФАЙВ – концентрация внимания на поднятой ладони учителя как сигнала начала урока или выдачи задания.

Обозначает…

Распределите все имена существительные на три группы

Подчеркните столбики, запишите в каждом столбике обобщающее слово ( что обозначают существительные в каждой группе)

Работают в группе, начинает объяснение № 2. Записывают слова в три столбика – три группы

Обобщают понятия, что обозначает имя существительное

( у каждой группы 3 слова)

Обозначают …

Общаются , запоминают , что обозначает имя существительное.

название действия

Я буду читать слова, если это имя существительное – вы сидите, если слышите другую часть речи – встаете.

школа, или, ученик, учит, учебный, они, играет, плавание

быстро, бежать, бег

название действия

Анализируют, дают объяснение

Делают вывод имя существительное может обозначать название действия

Существительные нарицательные и собственные

Разберите карточки № 3. Устно составьте два предложения со словами . (1 мин)

Распределяет учеников по номерам в

(правописание заглавной и строчной буквы в именах существительных)

Самостоятельно составляют предложения.

Сопоставляют ответы, делают выводы.

(имена существительные собственные и нарицательные)

ТИК – ТЭК – ТОУ – развитие критического и креативного мышления у детей в задаче составить предложение с обязательными словами в схеме. Слова отлично заменяются числами

КОНЭРС – распределение учеников по углам класса по выбранным ими вариантам.

В предложении могут быть разными членами предложения

Запишите предложения под диктовку .

Доярка на зорьке поила корову Зорьку.

Подлежащее, дополнение, обстоятельство…

Записывают предложения, находят имена существительные , определяют, каким членом предложения являются существительные.

Дайте характеристику имени существительного

ТАЙМД ПЭА ШЭА – два участника обмениваются полными ответами по заданию по времени.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Имя существительное" 3 класс

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Гребенькова Наталья Валерьевна

Предмет: русский язык

Тема урока: Имя существительное

Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями)

Цель урока: создание условий для получения учащимися новых знаний по теме.

Предметные: познакомить с именем существительным, как частью речи - наблюдать за значением имён существительных, уметь классифицировать имена существительные, учить находить признаки имён существительных, применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.

Личностные УУД: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в парах, в группах; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; формулировать учебные задачи; учить планировать свою деятельность на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, тетради; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Характеристика этапов урока

Самоопределение к деятельности (1 – 2 мин)

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности

Добрый день, ребята! Сегодня у нас урок русского языка. Скажите, а для чего вы здесь присутствуете?

- А хотите ли вы получать новые знания и для чего они вам?

- Чего вы ждете от этого урока?

- Как бы вы хотели, чтобы прошел урок?

Кто такие исследователи?

Мы будем исследователями, будем учёными, будем доказывать, рассуждать, выдвигать свои гипотезы

- Для того, чтобы получать новые знания.

- Да хотим. Знания нужны для того, чтобы быть образованными, умными, культурными…

- Ждем чего-то нового, интересного, полезного для нас.

- С хорошим настроением, весело, чтобы у нас все получилось.

Дети работают с толковыми словарями.

- овладевать умением прогнозировать;

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (6 мин)

Цель: Актуализировать представление об имени существительном

1. - Что вы любите делать больше всего?

- Подлежащее отвечает на вопросы кто? что?

- В слове обязательно должен быть суффикс?

- В слове вьюга пишется Ъ знак?

- Можно назвать звуки [З] и [С] парными согласными?

- В слове яблоко первый звук [й]?

- Слова глупый и умный – антонимы?

- В слове пошел приставка па-?

- Приставка стоит перед корнем?

- Подлежащее может быть только существительным?

- Мы с вами уже все знаем об имени существительном?

2. Затруднения в индивидуальной деятельности

- Посмотрите, мнение ваше разделилось. А хотите проверить кто прав?

Перед вами карточки со словами, выпишите из них только имена существительные.

Читайте также: