Технологическая карта что такое почва 3 класс школа россии

Обновлено: 07.07.2024

Цель: научиться определять свойства почвы, определять ее роль в экосистеме, объяснить причину плодородия почв с учётом знаний о круговороте веществ.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знания: почва, виды почв (черноземные, песчаные, глинистые), свойства почвы (не удерживает воду, состоит из глины, песка, остатков растений и животных (перегноя), содержит: воздух, воду, минеральные вещества.

Умения: научится ставить несложные опыты по изучению состава и свойств почвы, используя простейшее лабораторное оборудование; устанавливать взаимосвязи между составом почвы и ее свойствами; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении опыта.

Личностные результаты

1. Развитие умений объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к почве.

2. Создавать у учащихся положительную мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, путём вовлечения каждого в активную деятельность;

Метапредметные:

Познавательные УУД

  • Развитие умений извлекать информацию из схем, иллюстраций, опытов, текста;
  • Развитие умений классифицировать по признакам и обобщать информацию, выявлять сущность и особенности объектов.

Регулятивные УУД

  • Развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
  • Развитие умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

  • Развитие умения работать в паре, группе;
  • Развитие умения слушать и понимать других;
  • Развитие умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Оборудование: Интерактивная доска, презентация к уроку, учебник, стакан с водой, поддон с почвой, салфетки, мерная ложка, лабораторное оборудование (спиртовка, стакан воды, тарелочка с почвой, стекло для нагревания, пипетка), отростки цветка в горшке и стакане.

Нажмите, чтобы узнать подробности

по источникам знаний: словесные, наглядные, практические.

по степени взаимодействия учителя и учащихся: беседа, практическая работа

по характеру познавательной деятельности: проблемный, поисковый

Цель и ожидаемый результат: сформировать элементарные представления о почве и составе почвы, выделить основное свойство почвы- плодородие.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: самоопределение (оформлять свои наблюдения, уметь наблюдать); выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата – оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД: находить дополнительную информацию, используя справочную литературу, способствовать формированию умения пользоваться инструкцией, умению использовать знаково-символические модели (схемы)

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: описывать объект: передавать его внешние характеристики.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: самоконтроль (сравнивать, анализировать, делать выводы; работать со словарем); целеполагания (формировать и удерживать учебную задачу

ПРЕДМЕТНЫЕ УУД: развивать умение ставить простейшие опыты, организовать деятельность по определению состава почвы.

Содержание и технология урока:

Этапы урока; задачи деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Самоопределение к деятельности. Организационный момент

Положительный настрой на урок

Я дрозд, ты дрозд
У меня нос, у тебя нос
У щеки гладенькие, у тебя щеки гладенькие
У меня губки аленькие, у тебя губки аленькие
Я друг, ты друг

Если тебе будет трудно, я тебе помогу”

Вот мы и настроились на урок, будем друг другу помогать, но при этом мы будем снова наблюдать, выводы делать и рассуждать.

Поворачиваются друг другу проговаривая слова друг другу, дотрагиваются до носа, до щек ,губ, а потом обнимают друг друга и похлопывают по спине и говорят: Я тебе помогу!

( работа в группе)

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Вспомнить изученный ранее материал о формах поверхности Земля

Пробуждение интереса к новой информации

-Отгадайте загадки: (СЛАЙД 3)

1)Альпинистов всех с утра

На свиданье ждет . (гора)

2) Далеко, конца не видно,

3) И в мороз, и в летний зной

Мы любуемся с тобой.

Друг за дружкой тут и там

Словно бегать по …(холмам)

4) От дождей, текущих вод

Он растет из года в год.

Он полон равнинных враг.

Как зовут его? . (овраг)

- Какие места для жизни облюбовал человек и почему?

- Вся ли суша становится местом обитания растений, животных, человека? (СЛАЙД 4)

Показ репродукций картин

В.Арсеньев. Горы. Кавказ.


А.Городничев. Русская равнина


После отгадывания загадок ученики называют одним словом перечисленные загадки, а учитель на доске строит схему. (СЛАЙД 2)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тип урока: изучение нового материала

Цель: сформировать знания о почве и ее плодородии .

Задачи:

- сформировать знания о почве и ее плодородии; охарактеризовать взаимосвязь растений и почвы;

- раскрыть процессы образования почвы, объяснить роль живых организмов в ее формировании; охарактеризовать причины разрушения почвы;

- делать выводы на основе проведенных опытов;

- воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе;

- прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой как объектом живой/неживой природы

Формируемые УУД:

· Познавательные – развивать способность познавать окружающий мир, осуществляя целенаправленный поиск на основе обработки использованной информации

· Личностные – продолжить учиться работать в группах, воспитывать толерантность

· Регулятивные – формировать умение ставить цель урока, контролировать запас своих знаний и выделять вопросы, на которые еще не знаешь ответа, учить правильному построению алгоритма действий

· Коммуникативные – развивать умение участвовать в диалоге и передачи информации языковыми средствами

Оборудование: доска, ноутбук, индивидуальные RAYbook, горелка, держатель, пробирки, стаканы, стекло, образец почвы, вода, спички , таблички со словами и карточки с заданиями.

Литература:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА:

Почва – это верхний плодородный слой земли

Чернозём – богатая перегноем почва

Плодородие – способность почвы обеспечивать растения питательными веществами

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник, материалы для опытов, карточки для практической работы, индивидуальные RAYbook

Организация пространства

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для уч - ся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель:

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне

Слушают, проверяют готовность к уроку, приветствуют гостей.

Ответы на вопросы учителя

Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям,

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Цель:

Фронтальный опрос

- Вспомните, о чём мы говорили на прошлом уроке?

- Какое значение имеет вода для человека?

- Давайте вспомним правила бережного отношения к воде.

- Какой можно сделать вывод из вышесказанного?

О воде. О том, что воду надо беречь и охранять.

Большое, с помощью воды человек готовит пишу, стирает вещи и т.д.

Дети по рисункам рассказывают правила

Людям требуется очень много воды. Загрязнение водоёмов опасно для всего живого. Чтобы уберечь водоёмы от загрязнения, сточные воды пропускают через очистительные сооружения. Каждый человек должен беречь воду.

Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям,

Регулятивные: ставим цель и задачи

III. Выявление места и причины затруднений.

Цель:

Формулирование темы урока

Я расскажу вам об одной волшебной кладовой. Положишь в нее горстку зерна — получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину - вытащишь много-много картофелин. Маленькое огуречное семечко обернется в ней целой семейкой огурцов. Крошечное яблоневое семечко — горой румяных яблок.

- Как называется эта волшебная кладовая?

Посеешь в землю один мешок пшеницы, снимешь урожай — впору на грузовике везти.

Чем не волшебная кладовка! Да только она тогда добра и щедра, когда люди к ней добры, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. Иначе земля хлеб родить перестанет, откажет в овощах, фруктах, ягодах.

И правильно. Как это так: все у нее брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовка.

Так и с волшебной кладовкой — землей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

продолжить обучение учащихся постановке опытов и формулировке их результатов.

развивать умение работать с научным текстом;

выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой;

делать выводы на основе проведённых опытов;

развивать познавательный интерес, речь, мышление наблюдательность учащихся;

умения доказывать выдвигаемые предположения;

первоначальные умения практического исследования природных объектов.

воспитывать коммуникативные качества, сотрудничество, в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность;

воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия.

Предметные: что такое почва, состав почвы, значение плодородия почвы для жизни растений, животные почвы, образование и разрушение почвы, охрана почвы.

Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.

Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке.

Почва, состав почвы, плодородие почвы, образование и разрушение почвы, охрана почва.

Почва, прозрачные стаканы с водой, палочка, салфетки бумажные, лабораторное стекло, спиртовка, штатив, держатель, компьютер с выходом в интернет; программа Skayp ( у учителя).

Читайте также: