Театральный кружок 5 класс план урока

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

по внеурочной деятельности

"На подмостках театра"

Руководитель: Кикеева А.Х.

Возраст детей : 5 класс

6) Стол и стулья для жюри;

Как вы уже поняли, сегодня наш урок будет отличаться от всех остальных.

Во-первых, тем, что на нём присутствуют гости…

И в связи с этим, я хотела бы сразу снять то возможное напряжение, которое многие из вас испытывают из-за стороннего наблюдения.

Говоря о вас, как об участниках сегодняшнего занятия, можно образно сравнить вас с нераспустившимися бутонами.
Тогда, меня можно назвать вашей садовницей, которая делает всё возможное, чтобы вы росли, росли и, наконец, распустились в прекрасные цветы.
А присутствующие здесь гости – это лучи солнца, которые дарят вам своё тепло и энергию для роста и развития.

Ребята, встаньте в линию перед авансценой, лицом к нашим гостям.

Ребята, вы получили заряд энергии…тогда давайте встанем в круг и подарим друг другу хорошее настроение.

А сейчас, на 1-2 рассчитайся. Класс делится на 2 театральные труппы:
первые номера занимают места в 1 секторе, вторые – во втором секторе.

Учащиеся занимают свои места

участники худсовета представляются
Всё готово. И значит, мы начинаем!

Слова для 1 этапа:

1 вариант- доярка, грузчик

2 вариант- художник, официант.

1 вариант- обезьяна, заяц

2 вариант- кошка, кенгуру.

3. виды спорта:

1 вариант- хоккей, баскетбол

2 вариант- футбол, тяжелая атлетика (штанга)
(Оценивается по лучшему исполнению и показателю времени-чем меньше, тем лучше)

2 тур – Сценическая речь
1.Передача чувств
Каждой труппе предлагается по 1 стихотворению и 4 варианта его прочтения.
Задача участников – озвучить эти стихотворения, передавая заданное чувство.
Задача остальных - отгадать эту эмоцию.
(Оценивается качество произношения и качество исполнения- 5 баллов)

1-ый вариант :

А у меня портфель в руке

С огромной двойкой в дневнике! - радость

А у меня портфель в руке
С огромной двойкой в дневнике! - обида

А у меня портфель в руке
С огромной двойкой в дневнике! - гордость

А у меня портфель в руке
С огромной двойкой в дневнике! - страх

2-ой вариант:

Тили-тили, трали-вали,
Это мы не проходили,
Это нам не задавали! - радость

Тили-тили, трали-вали,
Это мы не проходили,
Это нам не задавали! - обида

Тили-тили, трали-вали,
Это мы не проходили,
Это нам не задавали! - гордость

Тили-тили, трали-вали,
Это мы не проходили,

Это нам не задавали! - страх

Первый игрок проговаривает своё имя дважды под ритм стуков и дважды имя того, кому передаёт эстафету. Тот, чьё имя произнесено, немедленно принимает эстафету и не пропуская ни одного хлопка дважды произносит своё имя, а затем дважды имя следующего игрока. Если ученик не успел под ритм произнести имена, упражнение начинается сначала. Труппа, которая не ошиблась ни разу, получает 5 баллов. Труппа, которая ошибалась, получает 2 балла.

у, что ж, все этапы пройдены и начинается заседание худсовета.

А пока худсовет подводит итоги вашей битвы, давайте встанем в круг и сделаем завершающее упражнение для снятия эмоционального напряжения.

на 2-м круге - трет ладошкой о ладошку;

на 3-м - хлопает ладонями;

на 4-м – хлопает ладонями по коленям;

на 5-м - хлопает ладонями по коленям и топает ногами;

на 6-м - хлопает ладонями по коленям;

на 7-м – хлопает ладонями;

на 9-м – щелкает пальцами;

на 10-м – делает один хлопок.

Ребята, присаживайтесь на свои места. Для оглашения итогов слово предоставляется жюри.
(Жюри хвалит оба театра. Не делят на 1 и 2 места. Озвучивают баллы. Обозначают лучшие моменты выступлений. Выделяют работу особенно понравившихся ребят.)

Ребята, сегодня вы отлично показали свои умения и способности.

На прощание хотим подарить нашим гостям свое сердце и пожелать им всего доброго!

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Программой формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

Программа реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования второго поколения.

Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству.

Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.

Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремесла­ми.

Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.

Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.

На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.

Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.

Актуальность

В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.

Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.

Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.

Структура программы

В программе выделено два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.

Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.

Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.

Задачи, решаемые в рамках данной программы:

- знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии).

- поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

- совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

- развитие речевой культуры;

- развитие эстетического вкуса.

-воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.

Место курса в учебном плане:

Программа рассчитана для учащихся 5 класса, на 1 год обучения.

70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов, посещение театров. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции. Для успешной реализации программы будут использованы Интернет-ресурсы, посещение спектаклей.

Особенности реализации программы:

Программа включает следующие разделы:

1. Театральная игра

Культура и техника речи

4. Основы театральной культуры

5. Работа над спектаклем, показ спектакля

Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.

2.Планируемые результаты освоения программы:

Учащиеся должны знать

- правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;

- виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);

- наизусть стихотворения русских авторов.

Учащиеся должны уметь

- владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

- действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;

- произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;

- произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;

- произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;

- читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;

- строить диалог с партнером на заданную тему;

- подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.

Предполагаемые результаты реализации программы

Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятель­ности можно оценить по трём уровням.

Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.

Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

Результаты третьего уровня (получение школь­ником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социаль­ных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

- целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

- этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

- осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

- планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

- обращаться за помощью;

- формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

- читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

- различать произведения по жанру;

- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

- видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

- сочинять этюды по сказкам;

- умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)


Цель программы – создание условий для социализации личности школьников, их эмоционально-эстетического развития.

Содержимое разработки

Рабочая программа

внеурочной деятельности

Для детей среднего школьного возраста (5 класс)

Срок реализации: 1 год

Составитель: Шейко Т.В.

2015-16 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель программы – создание условий для социализации личности школьников, их эмоционально-эстетического развития.

1) опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка;

2) помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения;

3) через театр привить интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней;

4) научить творчески, с воображением и фантазией относиться к любой работе;

4) сформировать понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями;

5) помочь ребенку раскрыться и проявить себя в общении, а затем и в творчестве.

Отличительными особенностями и новизной программы является:

- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент;

- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);

- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающимся осваивать, и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей. Творчество – мощный фактор индивидуального и общественного развития, факт, который признается сейчас многими. Большинство автором рассматривают сущность личности именно в связи с ее творческими возможностями и проявлениями. Театральное творчество в себе функцию разумного и полезного проведения досуга с целью самореализации детей и подростков. Очевидно, что театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя.

Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе "Я вхожу в мир театра" рассчитана на 1 занятие в неделю. Каждое занятие содержит УУД (универсальные учебные действия). На занятиях происходит знакомство с основами сценической речи, пластики и др. Ребята знакомятся с правилами поведения в театре, с выдающимися режиссёрами, различными видами театров, приобретают навыки исполнения этюдов, ставят под руководством учителя пьесу, учатся создавать образ, работают над речью. Можно пожелать, чтобы на такие полезные для детей занятия будет выделено 2 часа в неделю.

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе

на 2013-2014 учебный год

учителя русского языка и литературы

МБОУ СОШ №1 г.Дубны Гусевой И.Н.

Пояснительная записка

Коренные изменения, происходящие в наше время в обществе, диктуют потребность в воспитании творческой, образованной, активной и дееспособной личности, и внеурочная работа является одним из важнейших способов достижения этой цели.

Данная рабочая программа представляет собой программу организации внеурочной деятельности. Предусмотренные ею занятия проводятся в группах, состоящих из учащихся 5 класса.

Программа создана на основе

- программы, методических рекомендаций, сборника упражнений А.П.Ершовой «Уроки театра на уроках в школе;

- обобщения опыта выдающихся педагогов, театральных деятелей, личного опыта.

Направленность модифицированной программы кружка по содержанию является художественно-эстетической, общекультурной, по форме – кружковой, рассчитанной на 1 час в неделю, 34 часа за учебный год.

В основу проекта были положены следующие принципы:

- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.

Отличительными особенностями и новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;

принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);

принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.

именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

При планировании работы кружка учитываются основные цели:
1. Познакомить с элементами сценической грамоты.
2. Совершенствовать художественный вкус учащихся, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту.
3. Развить творческие способности школьников, их речевую и сценическую культуру, наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость.

4.Создать условия для саморазвития и развития личности ребёнка, выявление его творческого потенциала средствами театральной педагогики.

Целеполагание определило задачи кружковой деятельности:

Выработать практические навыки выразительного чтения произведений разного жанра.

Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.

Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства.

Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние, научиться пользоваться словами, выражающими основные чувства;

6. Раскрывать творческие возможности детей, создать условия реализации этих возможностей.

7. Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.

Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, то есть развивать коммуникативные навыки;

Развивать чувство ритма и координацию движения;

Развивать речевое дыхание и артикуляцию; развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;

Знакомить детей с театральной терминологией; с видами театрального искусства; с устройством зрительного зала и сцены; воспитывать культуру поведения в театре;

Возраст ребят, участвующих в реализации программы от10 до 12 лет. Программа рассчитана на 1 год.

Формы и методы работы.

Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции, мизансцены. Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, экскурсии в театр и музеи, спектакль как итоговый проект в конце года.

Постановки сказок, эпизодов из литературных произведений помогут

постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобрести опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идей, свои представления в сценарий, оформление спектакля.

Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение театров, выставок местных художников; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения.

Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.

Освоение театрального искусства происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление.
Театральная деятельность основана на сотрудничестве, сотворчестве и содружестве педагогов, детей и их родителей. Различные формы игровой деятельности позволяют педагогу и ребенку почувствовать себя в различных социальных ролях и сделать смысл вещей наиболее явным для ребенка.
Ведущей формой реализации театральной деятельности является игра-перевоплощение, когда ребенок выступает в той или иной роли в зависимости от ситуации, предлагаемой педагогом.

В основе концепции литературно-драматического кружка лежит слияние двух важнейших составляющих искусства: театральной деятельности и литературы.

Читайте также: