Социальный педагог в школе чем занимается поделитесь опытом

Обновлено: 07.07.2024

Родственница одной дамы с моей работы - соц.пед, большие сложности с трудоустройством были. Сейчас работает на должности, где просто нужно в/о, любое.

Делает то, что с успехом может сделать любой другой педагог или даже не педагог. Но если другой педагог может запросто вернуться в свой предмет, т.е. снова стать учителем математики или русского, то для соц. педа. это в принципе невозможно, равно как и продвинуться серьёзно по карьерной лестнице: http://www.kursm.ru/psy85.html
Зачем вам это "новомодная" специальность? Становитесь педагогом-предметником, потом без проблем вас возьмут на любую должность, связанную с социальной педагогикой.
Вы вообще для чего интересуетесь?

у меня пед. образование довольно специфическое(педагог дополнительного образования в области туризма) поэтому и интересуюсь, возьмут ли на данную должность без опыта но с таким образованием?

А это как? Где и кем предполагали работать?
Вы не педвуз, а что-то другое заканчивали, где были часы по педагогике?

Если в обычной гос. школе, то социальный педагог отслеживает неблагополучных детей, неблагополучные семьи, общается с комиссией по делам несовершеннолетних, т.е. это во-первых, куча бумажной работы, во- вторых, нервная работа. В нашей школе она же ведет всю деятельность по профилактике курения-алкоголизма-наркомании (тоже муть еще та). может, еще что забыла.

пед.колледж. Педагоги доп.образования работают в системе дополнительного образования - соответственно!а вы с какой целью интересуетесь?)

Что-то типа музейного туризма? Для детей?
Просто я не могу связать туризм с педагогикой . Работала и там, и там, но никогда не слышала про педагогику в туризме или наоборот .

Я по образованию соц.педагог, правда ни дня не работала.
Ссылку Вам дали, еще можно просто набрать в яндексе и почитать, статей будет множество.
А конкретно, например, практику мы проходили в ЦСО, детских домах, в кадетском корпусе, в интернатах.
После института мои однокурсники работают, в приютах, детских домах, детской комнате милиции, и т.д. Одна стала зам.директора детского дома по воспитательной работе.
Работа тесно связана с детской психологией. В институте этому вопросу уделялось большое внимание. Диагностика опять же.
Интересно все это, сейчас более востребованным становится, чем раньше. В каждой школе появляется свой педагог-психолог, много разных центров, переквалифицироваться можно по многим направлениям популярным (типа монтессори и т.д.).

В современной школе штат педагогов обычно усилен такими специалистами, как психолог и логопед. И если учителя-предметники известны всем ученикам и их родителям, то школьный психолог для некоторых из детей представляется фигурой почти таинственной. Но есть в школе и другие специалисты, работа которых не видна, но необходима для полноценного обучения и воспитания учеников. Это социальный педагог.

Кто это такой?

Социальный педагог – это учитель, обеспечивающий взаимодействие между семьей, образовательным учреждением, в котором обучается ребенок и другими организациями. Обычно на эту должность назначают одного из обычных учителей.

Школьный социальный педагог занимается изучением психологических и возрастных особенностей всех учащихся школы, организует различные виды социально полезной деятельности, помогает реализовать правовую защиту и социальную поддержку ребенка и семьи, направляет действия родителей и педагогов на предупреждение негативного влияния на развитие личности сложных детей. Попытаемся определить круг обязанностей социального педагога.

Для чего нужен социальный педагог?

Работа социального педагога в школе заключается в постоянном контакте и связи с такими группами, как:

В должностные обязанности социального педагога в школе обычно входит:

Для того чтобы выполнять свою работу, социальный педагог имеет право:

  • быть представителем и защитником интересов детей в службах муниципальных органов и в органах власти (в суде, полиции);
  • собирать информацию о семье, делать социологические опросы и диагностику;
  • отправлять официальные запросы в общественные организации и государственные учреждения, связанные с официальной деятельностью социального педагога;
  • вести работу по изучению опыта семейного воспитания: посещать на дому для выявления жилищных условий и их санитарного состояния, контролировать посещение, опрашивать соседей.

Именно к социальному педагогу можно обратиться за консультацией семьям детей-инвалидов, малообеспеченным, опекунам и попечителям детей-сирот.

Одним из важнейших направлений работы социального педагога является профилактическая работа, которая заключается в:

  • социализации подростков;
  • профилактике табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков;
  • пропаганде здорового образа жизни;
  • организации свободного времени: кружками, занятиями спортом, привлечением к волонтерскому делу или участием в социальных проектах.

Деятельность социального педагога в школе очень важна, так как в это тяжелое время правовой незащищенности, роста жестокости в семье и детской преступности, школьникам очень нужна социально-психологическая помощь.

Читатель наверняка обратил внимание на то, что некоторые функциональные обязанности встречаются в обязанностях классных руководителей. Но если в работе классного руководителя эти аспекты работы касаются непосредственно контролируемого им класса, то функции социального педагога распространяются на всю школу. Иначе говоря, если в одном классе имеется трудный ребёнок, то следует знать о круге его знакомств в других классах, чтобы вовремя предупреждать правонарушения.

Таким образом, социальный педагог должен знать учеников, у которых имеются проблемы, можно сказать, в лицо. При тесном контакте с родителями, учителями и непосредственно с учениками возможность влиять на ученика возрастает в разы. Конечно, количество учеников даже в самой маленькой школе превышает физические возможности социального педагога встретиться с каждым, поговорить, выяснить сложные вопросы. Но ведь для этого и существует классный руководитель. Классный руководитель, зная своих учеников, способен выделить для социального педагога тех учеников, которые требуют особого и быстрого внимания.

Престижность этой должности не высока. Повседневные разговоры с учениками, работа с документацией составляют львиную долю рабочего времени социального педагога. А вот оплата за такое совмещение обычно совсем невелика. Впрочем, тоже можно сказать и про работу остальных учителей. Поэтому любая работа в школе требует не просто профессиональных знаний, но и призвания.

Владимир Сениченко

Den Dekus

Я некоторое время работал социальным педагогом с детьми, оставшимися без попечения родителей в центре помощи подросткам и профилактики безнадзорности. Контингент таков: наркоманы, токсикоманы, дети улицы. Но конкретно семьями занимались психологи, а соцработники оформляли документы (на регистрацию, на жильё, на работу и т.д.) Задача педагога состояла в том, чтобы занять время детей. Это могла быть и арт-терапия (рисование, лепка), и какие-то настольные игры, это кино, тематические занятия-беседы, организация и сопровождение выездов в походы.
А что именно Вас интересует?

тоже имела опыт социального педагога..у нас он занимается постановкой на учет, ведение базы данных неблагополучных , льготами для нуждающихся, беседами с родителями и плохо ведущими детьми, отсевом и вообще всем, чем нагружают вечно классруков .
неблагодарная работа
+мотивация к нормальному досугу, агитация в кружки и секции

Елена Лялягина

Надежда Берзина

Я хотела пойти работать социальным педагогом. Но не знаю, где их берут. При школах-интернатах? А еще?
И сколько платят, если не секрет?

Лена Шитова

Работа жуткая. Главная неприятность в том, что с бумагами приходится заниматся намного чаще, чем с живыми детьми. Если запустишь все эти планы , отчеты и прочую дребедень, быстренько скажут, что работаешь плохо. На детей же времени практически не остается. Хотя может быть это только наш Центральный район так веселится?

Анна Кузьмина

2 Надежда Злобинская - должность соц. педагога есть при каждой школе. Назвать ее можно кратко "Девочка за все" - не пришли в школу дети, надо поговорить с родителями, заболели учителя-(замены), плюс бумажки (иногда совсем бредовые), вызовы то в милицию на КДН, то в отдел образования с отчетами, то еще в какую -нибудь хрень :( - и все это делает социальный педагог, за что честь ему и хвала - ведь если он помогает устроить жизнь хоть одному ребенку - он уже проработал не зря :)

Настенька Цветкова

Учусь на соц.педагога.Иногда жалею,когда это долбанные дневники по практике заставляют делать.А так,просто в восторге.Профессия очень очень интересная.Да и сама за себя горда,что выбрала ее.А суть, в работе с семьями "группы риска",детьми улиц,беспризорниками,безнадзорниками,неполными,неблагополучными семьями,наркоманами,малолетними правонарушителями и т.д.

Ольга Васильева

Работа действительно очень сложная и неблагодарная , в первую очередь в плане бумаг. Когда готовились к аттестации школы ряд папок соц.педа был чуть ли не самым длинным.

Маргарита Колесникова

Ольга Трапезникова

Очень нужный работник в школе! Социальному педагогу нашей школы очнеь благодарна за ту работу которую она проводит!

Маргарита Колесникова

К сожалению, очень частая позиция руководства - что специалисты сопровождения в школе не нужны. Учителя нужны, а сопровождение (психологи, соцпедагоги и т.п.) - это уже роскошество. Тем более фонда ЗП не хватает см. тред про престарелых педагогов.

Ольга Васильева

Такая администрация , по-видимому, не понимает, какой дополнительный пласт работы ложится на ее плечи: ведь сумасшедшее количество отчетов никто не отменяет!

Маргарита Колесникова

Ольга, простите, я думала, что работа сопровождения -это реальная помощь детям и учителям. Для отчетов - это интересный подход.

Ольга Васильева

Маргарита, неосвобожденному человеку ( тем более неспециалисту), который имеет свой, достаточно обширный функционал, заняться реальной помощью детям и учителям, сложно. Времени хватает только на какие-то разовые акции и на бумажки. Именно поэтому, своему директору, который считал, что соцпед - роскошь, я все популярно объяснила. Он вник в тему, и теперь у нас "работа сопровождения -это реальная помощь детям и учителям"

Маргарита Колесникова

Ирина Сергеева

В нынешних условиях без социальных педагогов в школе не обойтись. По моим наблюдниям работа "адская": все проблемы, весь негатив - через них.

Мария Брауман

А у нас в школе соц работа уже вышла на уровень службы. Прописаны и залицензированы все современные технологии. есть опыт работы с семьями разного типа (неблагоп., многодетными, неполными, опекунскими), опыт работы с клубом отцов и организации службы семейной взаимопомощи в школе. За 3 года - в школе ни одного (правда - ни одного, а не то, чтобы "не заметили") наркомана. Ни одного ученика на учете в ОДН. А школа - микрорайонная, самая обычная. Разработаны методические маршруты и системы учета (т.е. те самые "бумаги", которые и правда "бич" специальности). В мае 2008 года провели Городской день социального педагога, но наши шибко занятые коллеги в очередной раз собрались "огромной толпой" в 20 человек. Приходите, поделимся опытом. Поможем начать работу с нуля, если надо.

Социальный педагог – это относительно молодая должность, она была введена в 2000 году, но несмотря на это социальный педагог, особенно в крупных городах, есть в каждой школе. Но я не сказала бы, что данная должность является престижной, востребованной или интересной. В ней, как и в любой профессии, есть свои особенности, положительные и отрицательные стороны, о которых стоит рассказать.

Содержание

  • Для родителей
  • Для тех, кто хочет работать социальным педагогом
    • В чем суть работы
    • Особенности работы
    • Условия работы
    • Требования к образованию
    • Зарплата
    • Ведущие профессиональные ценности социального педагога
    • Принципы профессиональной деятельности социального педагога

    Для родителей

    Не секрет, что в школах учатся разные категории семей, разные дети и родители у этих детей тоже разные. В классах часто случаются конфликты, ссоры, драки, выяснения отношений между детьми и между родителями. Раньше всеми подобными вопросами занимался классный руководитель, а иногда подключали завучей или даже директора. Сейчас же система немного изменилась, хоть и сохранила основные моменты.

    Социальный педагог в школе: обязанности и роль в учреждении

    Есть несколько основных случаев, когда социальный педагог начинает вести работу с семьей и ребенком:

    1. Систематические прогулы и опоздания;
    2. Неуспеваемость;
    3. Систематические нарушения дисциплины на уроках и переменах;
    4. Совершение правонарушения и вызов на КДН (комиссия по делам несовершеннолетних);
    5. Нанесение телесных повреждений, драки, причинение вреда здоровью других детей;
    6. Употребление алкоголя, наркотических веществ, курение (вейпы и жевательный табак в том числе);
    7. Невыполнение обязанностей родителями или плохое обращение с детьми;
    8. Конфликты между детьми и др.

    Любое из этих нарушений означает, что к разбору ситуации классным руководителем подключается социальный педагог, который будет беседовать как с детьми, так и с родителями. Он ведет определенную документацию, фиксирующую проступки учеников и проведенную работу по каждому случаю. Так, например, социальный педагог при беседе с родителями заполняет соответствующий акт, где необходима подпись всех присутствующих на беседе, также в арсенале имеется протокол и для беседы с детьми.

    Если вас в школу приглашает социальный педагог, не стоит сильно волноваться и приходить в школу с адвокатом. Это обычная беседа, на которой вас проинформируют о случившемся лично, опишут последствия и ответственность за проступок, расскажут о дальнейших путях решения данного вопроса, дадут вам рекомендации. Вы можете отказаться от выполнения рекомендаций, но вы должны понимать, что за все последствия вашего решения и действий вашего ребенка отвечать будете вы сами.

    Если беседы с родителями и ребенком ни к чему не приводят, социальный педагог организовывает Совет профилактики, на которых приглашают родителей и учеников, которые совершили тот или иной проступок. На данном Совете присутствует вся администрация школы, которая обсуждает дальнейшие действия с учеником. В результате беседы ученика могут поставить на внутришкольный контроль (ВШК).

    Если ребенок поставлен на ВШК, с ним работают социальный педагог, классный руководитель, педагог-психолог, завучи, специалисты других организаций, а положительной динамики нет, и ребенок продолжает совершать проступки и правонарушения, то школа (в лице социального педагога) может писать соответствующие письма с просьбой о помощи и содействии в решении вопроса в полицию, КДН, органы опеки и др. организации, сообщая о сложившейся ситуации. Тогда велика вероятность постановки ребенка на учет в полицию, постановка семьи на учет в различных организация и т.д. (зависит от ситуации).

    Для тех, кто хочет работать социальным педагогом

    Куда пойти работать психологу без опыта? В школу социальным педагогом!

    Психологам часто предлагают работу социальным педагогом, но это все-таки не совсем то, что нужно. Можно сказать, что смысл работы психолога и социального педагога чуть ли не противоположный. Даже если привести самый грубы пример, то сразу станет все ясно.

    Психолог ищет причины, чтобы разрешить конфликт, понять, что происходит с ребенком. Социальный педагог объясняет, какая ответственность будет у ребенка, если он что-то совершил, и в некоторых случаях он и реализует эту ответственность (например, постановка на ВШК). Но психологические моменты в работе найти можно, ведь не каждому дано найти верные рычаги для родителей, правильно объяснить им ситуацию, или найти причину поведения ребенка, дать ему верные рекомендации.

    Так что, если у вас совершенно нет опыта, работа социальным педагогом поможет вам многое переосмыслить и понять. Вы будете плотно сотрудничать с психологом школы, часто общаться с родителями, искать способы контакта с детьми. Это в любом случае вам будет полезно как психологу.

    В чем суть работы

    Социальный педагог в школе: обязанности и роль в учреждении

    Грубо говоря, вам придется грозить всем пальцем и говорить, что их теперь ждет. Хоть социальный педагог (в теории) должен много общаться с детьми, узнавать, как у них дела в семье, с учебой, с друзьями, на деле все происходит иначе. Акцент делается на работу с документами и беседы с детьми по поводу совершенных ими проступков.

    Особенности работы

    По сути, 18 часов рабочего времени должно быть направленно на изучение документации, законов и положений, которых очень много, заполнению бумаг и отчетов, которых тоже не мало, т.е. на методическую работу. И остальные 18 часов на работу с детьми. Но в реальной жизни выходит все иначе.

    Нагрузка у социального педагога просто бешеная, очень часто он выполняет даже работу других сотрудников, особенно часто работу классных руководителей. При этом времени катастрофически не хватает, приходится регулярно перерабатывать, естественно, за это вам платить никто не будет.

    Это сложная и отчасти неблагодарная работа. Вы сразу же попадаете в эпицентр негатива и агрессии. К вам с добрыми вестями не придут, а придут жаловаться, грубить, упрекать, заявлять о совершенстве своего ребенка (даже если этот ребенок устроит драку). Со многими родителями очень сложно найти общий язык, потому что каждый из них убежден, что это школа должна воспитывать их ребенка, что это школа виновата в том, что происходит. Особенно сложно сейчас, когда школу лишили почти всех прав. Но это, конечно, мое субъективное мнение.

    В данной работе нет оценок качества или показателей (например, у учителей есть успеваемость). Вся ваша профилактическая работа с учениками не поддается оцениванию, вы можете только говорить, а человек сам решает, как ему поступать. Ничего плохого не сделал – ребенок молодец, сделал что-то плохое – школа виновата (и вы в том числе). И поверьте мне, любая организация или любая проверка вам об этом скажет или даст понять другим образом. В каждом случае, начиная от травмы в летнее время и заканчивая суицидом, будет виновата только школа, и вам со всем эти придется разбираться.

    Социальный педагог в школе: обязанности и роль в учреждении

    Но не стоит пугаться. Возможно, вам понравится данная работа. Я знаю социальных педагогов, которые горят этим, помогают детям в сложных ситуациях, помогают родителям в вопросах воспитания. Как ни крути, работа с детьми приносит радость и удовлетворение.

    Условия работы

    Социальный педагог работает в отдельном кабинете, причем чаще всего его кабинет расположен на некотором расстоянии от администрации школы. Это связано с некоторыми особенностями работы.

    Соц. педагог работает 36 часов в неделю, имеет нормированный рабочий день, длительность которого обговаривается с директором школы. Например, можно сделать график таким образом, что будут 4 рабочих дня по 8 часов и 1 рабочий день будет сокращенным. В графики обязательно отражаются приемные часы для родителей, как правило, 1 час 1 раз в неделю. Но всем нужно понимать, что прием родителей ведется почти ежедневно в любое время.

    Требования к образованию

    Зарплата

    Это связано, как минимум, с тем, что зарплата социального педагога, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Если вы молодой специалист и пошли работать в данную сферу (не имея опыта работы), ваша заработная плата будет около 15-17 тыс. рублей. Ставка социального педагога может увеличиваться, это связано с образованием (есть ли магистратура), опытом работы в данной области, квалификацией. Некоторые учреждения позволяют брать дополнительную нагрузку, например, ведение внеурочной деятельности. Молодым специалистам в течение нескольких лет при определенных условиях могут выплачивать пособия (1000-3500 руб).

    В статье описан мой опыт работы, приведены статистические данные за три года состоящих на учёте учащихся в сравнении. Описана работа с учащимися, родителями, учителями-предметниками, с общественными организациями.

    ВложениеРазмер
    tekst_opyta.doc 387 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

    Гречановой Ларисы Николаевны

    с. Сотниковское 2013 г.

    Дети не живут, а жить готовятся.

    Но вряд ли в жизни преуспеет тот,

    Кто, жить, готовясь, в детстве не живёт.

    В современном мире каждый хочет быть успешным, богатым, счастливым, но не каждый понимает, что успех богатство, счастье не приходит само по себе. Нужно приложить много сил, старания, терпения, чтобы всего этого добиться. На жизненном пути мне приходилось пережить и взлёты и падения. И как человек выйдет из разных жизненных ситуаций зависит только от него самого, от его характера, силы воли. По жизни моим девизом стали такие строки, к сожалению, я не знаю автора:

    Кто воздвигнет тебя к небесам?

    Кто низвергнет тебя с высоты?

    Где куются ключи в твоей горькой судьбе?

    Чем расплатишься ты за проигранный бой?

    Из этих строк следует, что все мои удачи и неудачи зависят от меня, от моих поступков. Совершив хороший добрый поступок, я думаю, кому он принесёт пользу, будут ли довольны и благодарны мне окружающие. Если я увижу положительные результаты своих поступков, я буду счастлива. Ведь счастья добивается человек, который правильно выбрал в жизни цель и достиг её. А, добившись своей цели, ты будешь находиться в гармонии с миром и самим собой.

    У Теккерей есть такие строки:

    Посеешь поступок – пожнёшь привычку.

    Посеешь привычку – пожнёшь характер.

    Посеешь характер – пожнёшь судьбу.

    Эти слова всегда звучат у меня в голове, когда я работаю с детьми и всякий раз говорю их детям.

    На мой взгляд, воспитание напоминает айсберг. Большинство людей видят лишь его малую, надводную часть. Они обманывают себя, думая, что видят всё целиком. Некоторые догадываются или чувствуют, что айсберг несколько больше, но не знают, что именно представляет собой невидимая часть. Душа ребёнка тянется к любви. Тот, кто любим, тот и открыт для нас. И если я сумею хоть чуть-чуть сделать так, чтобы школа стала тем местом, где ребёнок получает от нас импульс сердечного тепла и участия, я думаю, мы решим главную задачу педагога – воспитание вечного и доброго в детях.

    Я учу детей дарить людям добро и радость, делюсь с ними размышлениями о жизни, любви, дружбе, взаимопомощи. Пробуждаю в сознании и чувствах подростков важные для их становления ценностные ориентиры, в основе которых труд, долг, скромность, ответственность. Это нас сплачивает. Трудно сказать, кто более счастлив: тот, кто получает, или тот, кто дарит. Мне, кажется, что эти два действия стоят на чаше весов вровень. Особенно радостно, когда я вижу добрые глаза детей, светящиеся улыбками лица, открытые детские сердца, когда я могу помочь им в трудную минуту, успокоить, подбодрить словом. Ребята поняли, в чём я вижу красоту человека, как я ценю нравственное начало в людях. Они поняли, что я не лгу и действительно их люблю, вижу в каждом много хорошего, безумно радуюсь победам своих учеников. И они мне доверяют.

    2011-2012 учебный год 1 полугодие на учёте в ОДН – 2 уч-ся ( 2010-2011 уч. год – 4 уч-ся), ВШУ 2011-2012 уч. год 1 полугодие – 5 уч-ся (2010-2011 уч.год – 13 уч-ся).

    В своей социально-педагогической деятельности я руководствуюсь следующими основными нормативно-правовыми документами:

    Работа с учащимися.

    Особое место в воспитательной системе занимает индивидуальная работа с учащимися . При планировании этого раздела я использую возможности школьного психолога, медработника и других членов педагогического коллектива.

    1. индивидуальные (беседы, консультации, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы);
    2. групповые (творческие группы, органы самоуправления);
    3. коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, поездки и др.).

    Схема индивидуального взаимодействия

    социального педагога с ребенком

    1. сбор информации;
    2. систематизация информации;
    3. анализ ситуации

    В ы ч л е н е н и е п р о б л е м ы

    взаимоотношения с одноклассниками

    взаимоотношения со взрослыми

    взаимоотношения с учителями

    Постановка социально-педагогического диагноза

    Поиск путей решения проблемы

    Логика индивидуального взаимодействия

    Логика построения ситуаций посредничества между ребенком, родителями и:

    1. ребенок и родители
    2. ребенок, родители и узкие специалисты, занимающиеся проблемами детей.

    Групповые формы работы

    ИТОГ: Оценка деятельности социального педагога

    В моём собственном опыте работы есть регулярные тематические классные часы, круглые столы, диспуты. Учащиеся с удовольствием принимают участие в выступлениях, участвуют в дискуссиях, обсуждают создавшиеся проблемы в своих коллективах, делают выводы.

    Ключевыми функциями моей работы являются:

    1. Изучение индивидуальности учащегося.
    2. Анализ и изучение характера развивающегося коллектива.
    3. Анализ и оценка семейного воспитания каждого ребёнка.

    Работа с социальными партнёрами.

    Одной из моих функций является посредничество со специалистами различных служб, оказывающих помощь ребёнку и семье. С комитетом опеки и попечительства осуществляется отлаженное, структурированное взаимодействие на протяжении многих лет. В чётко установленные сроки подаётся информация о каждом опекаемом ребёнке и ситуации его развития, о семье, в которой он воспитывается.

    Во взаимодействии с отделом по делам несовершеннолетних осуществляется планомерная систематическая работа в следующих направлениях:

    1. Совместные рейды по неблагополучным семьям, при посещении которых проводятся профилактические беседы, разъяснительная работа.
    2. Совместные беседы с инспектором по проблемам воспитания.

    Комиссия по делам несовершеннолетних осуществляет профилактику безнадзорности и правонарушений среди детей, защиту их прав. В комиссию приходится обращаться в ситуациях дополнительных мер по привлечению родителей к исполнению своих обязанностей, в тех случаях, когда комплекс социально-педагогических мер не имел положительный результат.

    Если жизненный путь каждого человека, в том числе и ребёнка, представить в виде лестницы, то получится, что идущий по ней с каждой ступенькой делается чуть-чуть лучше, чем был. Человеческая душа остаётся живой до тех пор, пока есть необходимость чего-то добиваться, стремиться вперёд. Я думаю, одним из самых ценных качеств является способность творить. Хочу закончить своё выступление стихотворением поэта Дугласа Мэллока:

    Читайте также: