Что такое подростковая преступность чем она отличается от организованной преступности ответ кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Подростковая преступность: особенности и профилактика

Окуловой Ириной Сергеевной

Антипина Анна Александровна

г. Мезень, 2019 год

ГЛАВА 1. Преступность в подростковой среде………………… ……………5

1.1. Понятие подростковая преступность………………………………………5

1.2. Особенности подростковой преступности. ……………………………….6

1.3 Основные меры профилактики в работе с подростками в образовательных учреждениях РФ…………………………………………………………………7

ГЛАВА 2. Практическая часть……………………………………………… 9-14

2.1 Изучение статистических данных о преступлениях и правонарушениях, совершенных обучающимися Мезенской средней школы за 2016-2017 и 2017-2018 уч. год…………………………………………………………………9

2.2 Анализ методов профилактической работы по предупреждению подростковой преступности в Мезенской средней школе……………………10

2.3 Исследование уровня правовой культуры обучающихся Мезенской средней школы…………………………………………………………………. 13

Подростковая преступность – это негативное социальное явление, которое остается актуальным уже многие годы в нашей стране. Уровень подростковой преступности является важным показателем уровня благополучия жизни в стране.

Согласно данным МВД РФ в период с января по июль 2018 года каждое двадцать седьмое преступление (3,7 %) совершается несовершеннолетними или при их соучастии. Всего выявлено 22 787 несовершеннолетних лица, совершивших преступления. При этом удельный вес в общем числе выявленных лиц составил 4,1 %. 1
Это угрожающие цифры для нашего общества. Не случайно сегодня существует множество структур, которые занимаются профилактикой подростковой преступности, но несмотря на проводимую работу уровень подростковой преступности имеет незначительные тенденции к снижению. Возникает вопрос: почему так происходит? В чем сложность профилактической работы с подростками?

Целью нашей работы стало изучение особенностей подростковой преступности и мер профилактической работы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Определить особенности подростковой преступности

Выяснить какие меры профилактики используются в работе с подростками.

Изучить статистические данные о правонарушениях и преступлениях совершенных обучающимися МСШ

Проанализировать меры профилактической работы по предупреждению подростковой преступности в МСШ

Оценить результаты профилактической работы через изучение уровня правовой культуры обучающихся о средствам анкетирования.

Понятие подростковая преступность.

На современном этапе несовершеннолетними, в соответствии со ст. 87 УК РФ, признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет. 3

Преступность несовершеннолетних - это совокупность преступлений в обществе совершаемых лицами в возрасте от 14 до 18 лет. Преступность несовершеннолетних, является составной частью преступности вообще, но и имеет свои характерные особенности, что позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного объекта криминологического изучения.

Несовершеннолетних преступников и детей, совершающих общественно-опасные деяния, можно разделить на следующие возрастные группы:

• малолетняя группа (до 14 лет);

• подростковая группа (14-16 лет);

• молодежная группа (17-18 лет). 4

Необходимость такого разделения обусловливается особенностями соматического, психического и нравственного развития несовершеннолетних, а также их социальной незрелостью. В подростковом, юношеском возрасте в момент формирования личности происходит накопление опыта, в том числе негативного, который может внешне не выявляться или проявиться с существенным запозданием.

1.2.Особенности подростковой преступности

Подростковый возраст – это переломный момент в развитии каждой личности. Желание доказать свою самостоятельность и взрослость, юношеский максимализм толкает подростка на девиантные поступки, в том числе на преступления. 5

Особенности преступности несовершеннолетних следующие:

- резкое возрастание преступлений имущественных и сопряженных с насилием;

- совершение преступлений в группах;

- неадекватные реакции на действия людей, которые воспринимаются подростками как оскорбления;

- импульсивные преступления (в состоянии алкогольного опьянения, аффекта, болезни или усталости, скоротечные преступления).

– высокий риск криминальной деформации личности и рецидива после совершения первого преступления;

Причины подростковой преступности выделяют следующие:

– неустойчивость подростков в отношении влияния взрослых, вовлекающих их в преступную деятельность;

– низкий уровень образования;

– незанятость работой или учебой;

– семейное неблагополучие, невыполнение родителями своих обязанностей по воспитанию;

– проблемы, связанные с организацией досуга подростков.

В качестве объектов преступных посягательств со стороны несовершеннолетних чаще всего выступают собственность, личность и принадлежащие ей права – жизнь, здоровье, половая неприкосновенность, а также общественная безопасность, общественная нравственность и здоровье населения. Они совершают кражи, грабежи, разбойные нападения, угоны автотранспортных средств без цели хищения, причинение вреда здоровью, убийства, изнасилования, хулиганство, вандализм, приобретение и хранение наркотиков.

Для преступлений, совершаемых несовершеннолетними, обычно не свойственна предварительная подготовка. Значительное количество совершаемых ими деликтов носит ситуационный характер и обусловлено конкретными обстоятельствами – отсутствием охраны на данном объекте, ненадежностью запоров в хранилище, нахождением потерпевшего в состоянии алкогольного опьянения и т.п. 6

Основные меры профилактики в работе с подростками в образовательных учреждениях РФ

В данном законе указаны учреждения и организации, которые осуществляют деятельность в сфере профилактики. К ним относятся: Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделения по делам несовершеннолетних правоохранительных органов, прокуратура, учреждения социальной защиты населения, органы опеки и попечительства, учреждения здравоохранения и образования.

В данной работе, нас интересуют функции образовательной организации. В пункте 2 ст.14 указано следующее: « Организации, осуществляющие образовательную деятельность:

1) оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;

2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования;

3) выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей;

4) обеспечивают организацию в образовательных организациях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

Основными формами работы школы по профилактике правонарушений и формированию законопослушного поведения являются:

– изучение особенностей личности обучающихся, занятия по коррекции их

поведения, обучения навыкам общения;

– организация внеурочной работы, занятости в каникулярное время;

– социально - педагогическое консультирование участников образовательного

процесса: обучающихся, родителей, учителей;

– индивидуальные и групповые профилактические беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями);

– вовлечении обучающихся в социально значимую деятельность через реализацию проектов, занятость их в спортивных секциях, кружках, участия в школьных мероприятиях.

2.1. Изучение статистических данных о преступлениях и правонарушениях, совершенных обучающимися МСШ за 2016-2017 и 2017-2018 уч. год

В Мезенской средней школе с 2007 года существует социально-психологическая служба. В ее состав входит педагог-психолог, социальный педагог и учитель-логопед. Работу с подростками, совершившими какие- либо правонарушения ведет социальный педагог и именно к нему поступает информация о совершенных правонарушениях обучающимися Мезенской средней школой. В данный момент на внутришкольном учете школы состоит 12 человек, в 2017-2018 учебном году состояли 17 человек, в 2016-2017 учебном году 13 человек.

Благодаря совместной работе с социальным педагогом над исследовательским проектом, мне удалось изучить статистические данные за 2016-2017 и 2017-2018 уч.год и сделать следующие выводы:

Возраст обучающихся, которые чаще всего совершают правонарушения составляет 14-17 лет.

Самыми распространенными правонарушениями за исследованный период были – распитие спиртных напитков и мелкое хищение.

Подробные данные приведены в Приложении №1.

2.2. Анализ методов профилактической работы по предупреждению подростковой преступности в Мезенской средней школе

Одним из направлений воспитательной деятельности школы является работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, преодолению девиантных проявлений в подростковой среде.

Целями и задачами данной работы являются:

создание системы социальной поддержки детей и подростков группы риска, направленной на решение проблем детской и подростковой безнадзорности и преступности;

оказание учащимся превентивной помощи в решении проблем и трудностей социального, психологического, личностного характера.

организация профилактической работы по предупреждению правонарушений учащимися;

повышение правовой культуры и социально-педагогической компетенции родителей учащихся;

индивидуальное социально-педагогическое сопровождение детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.

организация межведомственного взаимодействия в целях оказания практической помощи семье и ребенку.

Нормативно – правовая база деятельности школы по профилактике правонарушений несовершеннолетних:

Положение о Совете профилактики правонарушений среди несовершеннолетних,

Положение о родительском патруле

В целях предупреждения правонарушений учащихся в школе организуется внутришкольный учет школьников. Постановка на внутришкольный учет носит профилактический характер и является основанием для организации индивидуальной профилактической работы.

С целью профилактики правонарушений создан Совет профилактики, в который входят представители КДН, ПДН, КЦСО. На Совете осуществляется подведение промежуточных итогов работы с несовершеннолетними, планирование совместных мероприятий, проводятся беседы с несовершеннолетними и их родителями.

Активная просветительская работа проводится с родителями на родительских собраниях. Собрания проводят классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог или приглашаются представители правоохранительных органов.

Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители и администрация школы осуществляют индивидуальную работу с детьми и родителями, в том числе состоящими на учете в КЦСО, ПДН, внутришкольном учете. Социальный педагог проводит тематические классные часы и беседы, организует встречи учащихся с сотрудниками правоохранительных органов, совместно с представителями учреждений профилактики посещает социально неблагополучные семьи и семьи группы риска.

Социальным педагогом проводятся:

1.Индивидуальные беседы по направлениям: здоровый образ жизни, противоправное поведение, межличностное общение, пропуски занятий, успеваемость и т.д.

2.Групповые занятия с несовершеннолетними по направлениям: нормы и правила поведения в коллективе, влияние на человека ПАВ, межличностные конфликты и т.д

3.Индивидуальные беседы с родителями по направлениям: разрешение конфликтов, поощрения и наказания, мотивация учебной деятельности и т.д.

4.Посещения по месту жительства соц. педагога самостоятельно, с классными руководителями, с сотрудниками УУП и ПДН, специалистами КЦСО или КДН и ЗП 5.Организация бесед и занятий с представителями органов внутренних дел

Данная работа фиксируется в журнале социально-педагогической деятельности.

Традиционно проводятся уроки правовой грамотности на которые также приглашают представителей правоохранительных органов, которые рассказывают школьникам об ответственности за совершение правонарушений и преступлений.

Проанализировав работу школы в направлении профилактики преступлений и правонарушений несовершеннолетних. Мы пришли к выводу, что в основном это просветительская работа в сфере знаний о правах и обязанностях, об ответственности и законодательстве.

Исходя из того, что основой профилактической работы в Мезенской средней школе является просветительская работа в сфере правонарушений, но несмотря на это правонарушения продолжают совершать обучающиеся, было решено изучить уровень знаний в данной сфере обучающихся.

Подробно исследование представлено в Приложении №2.

Участники тестирования показали в основном хорошие знания. Поэтому мы пришли к выводу, что просветительская работа в сфере профилактики ведется на хорошем уровне. Обучающиеся обладают знаниями прав, обязанностей, законов. Знают об ответственности, которая существует за свершение каких-либо противоправных действий. Но продолжают совершать поступки, которые противоречат закону. В данный момент на учете состоит 12 обучающихся, за совершение каких-либо правонарушений. Данная цифра периодически меняется, так как детей снимают с учета в связи с исправлением, но одновременно и ставят на учет, тех кто совершил правонарушение или преступление.

подростковая преступность это когда тупые малолетки наслушавшись сплетен, музыки и неправдивых слухов начинают думать что стать бандитом это круто, заканчивают жизнь в помойке бомжами или в тюрьме.

вот смотри.
Подростковая преступность - преступления, совершаемые несовершеннолетними. ч. 3 ст. 35 УК РФ. Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. О. П. - это спланированные, хорошо продуманные действия группы лиц, направленные на получение максимальной прибыли с минимальными вложениями и накладными расходами. Организация, к сожалению присуща как малолеткам, так и большим дядькам.

Подростковая преступность-преступления, совершаемые несовершеннолетними.
Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. О. П. -это спланированные, хорошо продуманные действия группы лиц, направленные на получение максимальной прибыли с минимальными вложениями и накладными расходами. Организация, к сожалению присуща как малолеткам, так и большим дядькам.. .

От организованной она отличается отсутствием организации, как ни странно )))) Вообще это как правило небольшие группы парней, но главным заводилой часто может быть взрослый, часто уже судимый.

Преступность несовершеннолетних: причины и проблемы

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда не активна

Преступность несовершеннолетних:
причины и проблемы

Алексеева Елена Александровна,
учитель МОУ Приморская СОШ

Преступность несовершеннолетних – одна из важных проблем современного общества. Подростки все чаще совершают преступления ради корысти, развлечений, экономических трудностей. Современные методы и средства не всегда являются эффективными, поэтому необходимо переосмысление мер предупреждения преступности несовершеннолетних.

Сегодня одной из значимых проблем нашего государства стала проблема преступности молодежи, что во многом связано с реформированием самой политической и экономической жизни общества, рыночным характером отношений. Все это заставляет задуматься о перспективах развития государства на всех сферах жизни: педагогики, социологии, права и т.д.

Среди преступлений, совершаемых несовершеннолетними, велика доля тяжких корыстных и корыстно-насильственных преступлений. Нередко им присущи также черты вандализма, чрезмерной жестокости. Большое количество этих преступлений совершаются в соучастии (чаще всего в форме соисполнительства), особенно в группе (около половины), что также отвечает специфике психологии подростков. Примерно каждое третье преступление совершается ими совместно со взрослыми [2, c. 21].

Предупреждение преступности зависит и от региона. У каждого региона свое экономическое, социальное развитие. Условия жизни в регионе напрямую отражают динамику преступности. Поэтому для изучения предупреждения преступности несовершеннолетних важно проанализировать и региональные особенности.

Понятие преступности несовершеннолетних неоднозначно. Исследователи не пришли к единому мнению данного понятия, поэтому
в криминологии существуют разные точки зрения. Множество значений возникает вследствие того, что преступность несовершеннолетних стоит особняков и в законодательстве. В УК РФ выделен отдельно раздел V, посвященный уголовной ответственности несовершеннолетних.

Преступность несовершеннолетних охватывает определенный возраст (14 – 18 лет), конкретную территорию и промежуток времени. Именно эти критерии и отличают преступность несовершеннолетних от взрослых преступлений.

Многие ученые-юристы посвящают свои труды изучению причин и условий совершения несовершеннолетними преступлений. Среди исследователей нет единого мнения о причинах и условиях преступности несовершеннолетних.

Преступность несовершеннолетних имеет свои причины. Причины – это негативные социально-психологические детерминанты, включающие элементы экономической, политической, правовой, бытовой психологии на разных уровнях общественного сознания, порождающие преступность как следствие.

Сложилось устойчивое мнение о том, что главными причинами преступности несовершеннолетних и ее стремительного роста являются резкое ухудшение экономической ситуации и возросшая напряженность в обществе.

Проанализировав работы исследователей (Ю.Н. Антоняна, А.А. Бакина, Ж.Ю. Вологина, Д.В. Замышляева, С.А. Корягиной и др.), были обобщены причины преступности несовершеннолетних. Данные представлены
в таблице 1.

Таблица 1 – Причины преступности несовершеннолетних

1.Отсутсвие нормальных условий существования
у подростков (бродяжничество, беспризорники и др.). Нужда самостоятельно искать и добывать средства существования.

2. Корысть. Желание завладеть чужим имуществом для удовлетворения личных потребностей.

1. Неблагополучная семья (алкоголики, наркоманы, истязатели и др.). В таких семьях несовершеннолетние представлены сами себе, не осуществляется контроль над ними, нередко родители избивают несовершеннолетних, принуждают заниматься кражами, проституцией и т.п.

3. Попустительские семьи, в которых несовершеннолет-ний живет сам по себе, но при этом внешне семья выглядит благополучно. Несовершеннолетний соверша-ет преступления из-за того, что ему не объяснили, что это не допустимо, за это наказывают, и никто не проконтролирует занятия несовершеннолетних.

4. Семьи, в которых сами родители, родственники поощряют совершение преступлений и совершают их.

1. Клептомания (навязчивое, болезненное влечение к совершению кражи, воровству, расценивается как психическое нарушение). Несовершеннолетние не способны контролировать себя в таких случаях, не осознают, что это болезнь.

2. Отсутствие волевых качеств при давлении посторонних. Нередко несовершеннолетние совершают преступления под влиянием взрослых или тех, кто оказывается эмоциональнее сильней.

3. Отчуждение несовершеннолетних от общества может приводить к формированию у нее устойчивой антисоциальной установки, проявляемой в негативном или даже враждебном отношении к среде, что по механизму проекции способно провоцировать у таких лиц агрессивное поведение.

4. Психологическая склонность несовершеннолетних к совершению преступлений.

5. Психологическое унижение. Несовершеннолетний подвергается насмешкам со стороны сверстников, не имеет таких возможностей как другие в материальном плане.

Отсутствие организованного
досуга

1.Бесцельное времяпрепровождение. Несовершеннолет-ние, которые не имеют увлечений, хобби, не посещают секции, а большую часть времени проводят на улице в компании друзей, в большей степени склоны к совершению преступлений.

2.Бесконтрольное проведение досуга. Отсутствие контроля со стороны родителей, опекунов провоцирует несовершеннолетних на совершение преступлений.

Таким образом, причины преступности несовершеннолетних могут быть разными, однако общее между ними то, что в большинстве случаев подростки совершают преступления, находясь вне контроля. Важно отметить, что преступления совершаются не только подростками из неблагополучных семей или сиротами, но и несовершеннолетними, которые имеют благополучные семьи.

Подростки из благополучных семей совершают преступления ради развлечения, спора, у них присутствует ощущения вседозволенности, чувство безнаказанности, нередки случаи, когда так подростки привлекают к себе внимание родителей.

Таким образом, социальный статус не всегда играет главенствующую роль. Подростки из благополучных семей также совершают преступления, которые не менее жестоки и опасны для общества.

Как видно из таблицы, на первом месте причина преступлений – семья. Семья неотъемлемо влияет на несовершеннолетних: отсутствие контроля, асоциальный тип поведения и др.

Ежегодно выявляется свыше 100 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей. Подавляющее большинство из них – социальные сироты, то есть брошенные родителями или отобранные у родителей, не выполняющих своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка [4, c. 38].

Руководитель комиссии по социальным вопросам и демографической политике Общественной палаты РФ Елена Николаева на одной из секций ВРНС озвучила цифры, согласно которым ежегодно родительских прав лишаются до 60 тысяч родителей, то есть социальными сиротами становятся 200–220 детей ежедневно. Уполномоченный по правам ребенка России Павел Астахов говорит, что почти 700 тысяч детей в настоящее время находятся в интернатах, приютах, детских домах и т.д.

На Пятом съезде детских омбудсменов прозвучала статистика – начального общего образования не имеют в России порядка 37 тысяч детей, а более 22,5 тысяч детей неграмотные. Госкомстат констатирует: каждый пятый российский ребенок – детдомовец [5, c. 21].

После выхода из детдома 30% становятся бомжами, 20% – преступниками. По данным МВД РФ, ежегодно убегают из дома по причине плохого обращения с ними родителей более 90 тысяч юных россиян. 10% заканчивают жизнь самоубийством, около тысячи детей в месяц исчезают бесследно [11, c. 3].

Дети из асоциальных семей, лишенные средств существования, нередко вовлекаются в нерегламентированные и криминальные сферы деятельности (работа на улице в неудовлетворительных условиях, занятие проституцией, занятость в порнографическом бизнесе, торговля табачной, алкогольной продукцией и т.д.), связанные с риском для здоровья, психологического и социального развития [14, c.19 – 20].

На втором месте причины социально-экономические. Возможно, это объясняется тем, во-первых, что подростков, нуждающихся в деньгах, пропитании, с каждым годом увеличивается. Во-вторых, экономическая ситуация в России не стабильна, многие не могут найти работу. Возможность брать кредиты привела к тому, что некоторые только на него и работают, а на потребности не хватает ресурсов.

В.В. Кухарук отмечает, что одно из негативных проявлений экономического кризиса – сокращение рабочих мест, что привело
к уменьшению возможностей для трудоустройства подростков, в первую очередь отбывших наказание в воспитательных учреждениях [12, c. 97].

Наименьшее количество преступлений совершенно по причинам неорганизованного досуга. Это связано с тем, что сегодня в школах подростки проводят достаточно долгое время, занимаясь дополнительно, посещая различные пришкольные секции и кружки. Также подросткам компьютерные игры замещают друзей, прогулки и т.п.

Исходя из вышесказанного, причины преступности несовершеннолетних можно разделить на четыре группы. Эти причины взаимосвязаны между собой и имеют неравные границы. На преступность несовершеннолетних влияют как внешние факторы, так и внутренние.

Для организации предупреждения преступности важно знать условия, которые провоцируют несовершеннолетних на совершение преступлений.

А.В. Селянин указывает, что к условиям, способствующим преступности несовершеннолетних, можно отнести: безнадзорность, безнаказанность, недостатки и упущения в работе правоохранительных органов по организации предупреждения и пресечения правонарушений среди подростков, серьезные проблемы в правовом воспитании несовершеннолетних, высокую латентность преступлений, совершаемых этими лицами [13, c. 125].

Выше указано, к чему приводит безнадзорность. Родители, стремясь обеспечить достойной существование, игнорируют процесс воспитания детей, считая несовершеннолетних вполне взрослыми, которые уже могут отдавать отчет своим поступкам. Однако не все подростки и юноши могут реально оценить свои действия. Родители, которые ведут асоциальный образ жизни, также не заботит времяпрепровождения детей, поэтому, когда несовершеннолетний уже втянут в преступления, поздно понимают, что упущено время и воспитание.

Следовательно, безнадзорность провоцирует несовершеннолетних на преступления, считая, что им многое дозволено, их не найдут или в силу возраста не привлекут к ответственности. Такое поведение обусловлено тем, что подростки не знают своих обязанностей. Поэтому вторым условием преступности несовершеннолетних является безнаказанность. Большинство подростков, зная, что уголовная ответственность несовершеннолетних начинается с 16 лет, в исключительных случаях с 14 лет (ст. 20 УК РФ), безнаказанно совершают преступления.

Обсуждался вопрос о снижении возраста уголовной ответственности для несовершеннолетних. В Государственной Думе Российской Федерации работали над законопроектом, идея которого появилась у комитета Государственной Думы Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству. Депутатами Государственной Думы Российской Федерации предлагалось снизить возраст для привлечения к уголовной ответственности за совершение тяжких и особо тяжких преступлений до 12 лет. По словам члена комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству В.А. Поневежского, эта мера вызвана тем, что поражает жестокость несовершеннолетних, которых привлечь сегодня к ответственности по закону нельзя. Парламентарий уверен, что страх перед наказанием будет останавливать малолетних преступников [1, c. 28].

Кроме того, предлагалось поднять и верхнюю возрастную планку для преступников, которым не исполнилось еще 18 лет. Сейчас максимальный срок лишения свободы для них составляет 10 лет. Новый документ будет предусматривать для несовершеннолетних пожизненное заключение по некоторым составам преступлений.

Несмотря на то что у современных подростков психологами отмечается акселерация, не все несовершеннолетние способны реально и адекватно оценивать сложившуюся ситуацию, не попасть под влияние старших. Поэтому, на наш взгляд, стоит не ужесточать меры, а искоренять причины преступности, организовывать бесплатный досуг подросткам, больше внимания контролировать детские дома, из которых несовершеннолетние бегут и т.п.

В истории России уголовная ответственность несовершеннолетних наступала с 7, 10, 12 лет, и подростки содержались вместе со взрослыми, к ним применяли те же меры. Однако это не помогало бороться с преступностью. Следовательно, жестокость – это не выход [6, c. 52].

А.А. Беженцев к основным проблемам преступности несовершеннолетних относит российское законодательство, отличающееся несбалансированностью, отсутствием последовательности и не обеспечивающее в должной мере надежную правовую защиту от жестокого обращения взрослых в семье, в воспитательных и образовательных учреждениях. Несовершенны и нуждаются в большей конкретизации также административно-правовые меры предупреждения и противодействия детской безнадзорности, проституции, токсикомании, алкоголизму и наркомании [3, c. 12].

Российское законодательство, как и другое, неидеально и несовершенно, в нем есть пробелы, коллизии, не учтены некоторые особенности. Однако уголовное право должно быть безупречным, так как оно касается судьбы человека. Судимость – это не украшение, поэтому необходимо избегать судебных ошибок, особенно в отношении подростков. В юридической практике нередко встречаются случаи, когда за аналогичные преступления подсудимые получают существенно отличающиеся сроки. Мало кто может объяснить, почему это происходит. Поэтому закон должен быть единым для всех.

подростковая преступность

Подростковый возраст – это переломный момент в развитии каждой личности. Желание доказать свою самостоятельность и взрослость, юношеский максимализм толкает подростка на девиантные поступки, в том числе на преступления. Проблема подростковой преступности является одной из актуальнейших в современном обществе, поскольку она принимает угрожающие размеры.

Причины подростковой преступности

В возрасте отрочества людям присуще стремление освободиться от опеки и контроля со стороны взрослых и ощутить свою взрослость. Подростки демонстрируют ее, подражая внешним проявлениям – курению, употребления алкоголя, следуя моде и выбирая недетские способы досуга.

Профилактика подростковой преступности

Профилактические меры должны проводиться на государственном уровне. Необходимо ограждать подрастающее поколение от пагубного влияния СМИ и компьютерных игр, которое пропагандирует насилие, жестокость, безнаказанность, а также употребления наркотических веществ. Поэтому важно создать как можно больше спортивных секций и клубов по интересам, чтобы подростки были заняты полезным делом, а не предоставлены сами себе.

Кроме того, необходимо создавать рабочие места для несовершеннолетних. Для вернувшихся с мест лишения свободы следует проводить реабилитацию в обществе для профилактики рецидивов.

Для предупреждения преступности среди подростков необходимо расширение сети социозащитных учреждений, предлагающих психологическую помощь.

И конечно, важно эффективными способами пропагандировать общечеловеческие ценности, авторитет семьи и социальной справедливости.

Читайте также: