Театрализованная деятельность в детском саду для детей с овз

Обновлено: 02.07.2024

Сохраняющаяся тенденция роста числа детей с ОВЗ определяет особую значимость вопроса обеспечения успешной интеграции этих детей в общество.

Общение – фактор, определяющий во многом успешное развитие, именно дефицит его, порождает отставание и отклонение в психическом развитии. Как известно, игра – это самая важная деятельность ребёнка. Дети более полно и непосредственно выражают себя в игре, которая является для них средством коммуникации. Театр по своей природе близок к игре ребёнка, поэтому представляется одним из наиболее результативных способов развития, познания окружающего мира, учит общению.

Театрализовано – игровая деятельность развивает творческий потенциал, внимание, эмоциональную память, чувство ритма, воображение, фантазию, чувство гармонии в себе и окружающем мире, учит взаимодействовать друг с другом, способствует творческому развитию. Всё это является необходимым как здоровым детям, так и детям с особым развитием.

Степень развития коммуникативных способностей зависит от раскрытия творческого потенциала в театрализовано – игровой деятельности и от степени взаимодействия детей в творческом процессе. Включение театрализованной игры в социально – педагогическую, коррекционную деятельность обеспечивает успешную социальную адаптацию ребёнка, развивает его коммуникативные и творческие способности.

Таким образом, использование в коррекционном процессе театрализованной деятельности, а в частности, театрализовано – игровой, в настоящее время является актуальным, так как в силу своих возможностей эта деятельность позволяет оптимально освоить мир социальных связей и отношений.

Дети с ОВЗ отстают и в развитии от своих сверстников, не имеющих подобных нарушений, и поведение таких детей различно. Один ребёнок более спокойный, другой крайне возбудим, неуправляем. Некоторые дети отличаются заторможенностью, вялостью, медлительностью.

Но, кроме отставаний в психическом, физическом, когнитивном развитии дети с ограниченными возможностями отстают в социальном развитии. Такие дети с трудом идут на контакт со сверстниками, взрослыми и, естественно, они не знают как вести себя в обществе. Они практически не стремятся дружить и играть со сверстниками. И в результате они становятся закрытыми, замкнутыми в себе, не идущими на контакт с людьми.

Поэтому, одним из способов развития коммуникативных способностей у детей с ОВЗ мы считаем использование театрализованной, театрализовано-игровой деятельности.

Для организации театрализованной деятельности детей необходима взаимосвязь в работе и педагогов группы, и музыкального руководителя ДОУ.

В группах компенсирующей направленности в эту работу может включиться и учитель-логопед.

Работая в данном направлении, мы ставим перед собой несколько задач. Все они тесно переплетены между собой, дополняют друг друга.

Первая и самая главная задача – это социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья.

Также решается задача развития эмоциональной сферы детей. Играя на музыкальных инструментах, исполняя танцы, песни, разные роли, где эмоциональные характеристики каждого героя позволяют детям испытать разнообразные чувства (гнев, страх, радость, печаль и т.д.), мы значительно обогащаем эмоциональный опыт детей. Все эти задания очень удачно выполняются на занятиях театрализованной деятельностью, и умения, полученные на них, впоследствии, используются на музыкальных праздниках и спектаклях.

К 3ей задаче мы относим повышение уровня самооценки у детей.

Мы формируем у детей с ОВЗ уверенность в себе, в свои силы, свои возможности и способности. Выступая на праздниках, принимая посильное участие в музыкальных постановках и театрализованных играх, перед зрителями, дети учатся преодолевать тревожность, робость и страх. Коллективная театрализованная деятельность и разработанные педагогами детского сада сценарии, учитывающие индивидуальные особенности каждого ребенка, предоставляют детям равные возможности для участия в инсценировках и праздниках.

Дети с ОНР II уровня, совместно с взрослыми, договаривают слова в конце строчки в стихотворениях или небольших текстах.

Дети с ОНР I - II уровня, с ЗПР, которым трудно, особенно на начальных этапах, исполнять роль, требующую речевое сопровождение, могут играть на музыкальных инструментах по ходу сценки, спектакля. Если среди детей есть воспитанники с двигательными нарушениями – им мы даём роли с малой двигательной активностью. Они больше читают стихи, поют песни.

При таком подходе даже самые робкие дети учатся справляться с волнением и страхом.

Таким образом, все дети принимают активное участие в играх, песнях, танцах и инсценировках. Пассивные дети преодолевают свои страхи; возбудимые, испытывая эмоции своих героев, становятся более спокойными и уравновешенными.

Если говорить не о театрализованной игре, а о театрализованной деятельности, то она носит коллективный характер. Участвуя в спектакле, ребёнок обменивается информацией и координацией функций, что способствует созданию общности детей, взаимодействию и сотрудничеству между ними.

Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. При подготовке спектакля дети учатся планировать и координировать свои действия. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что важно для их социального развития.

В любой театрализованной постановке, независимо от выраженности диагноза, двигательных способностей детей, уровня умственного развития, каждый ребенок исполняет доступную для него роль. И если в самом начале мы - педагоги выступаем в разных ролях, также как и дети, то в последующем, мы сводим наше участие к минимуму. И оно становится мало заметным руководством, незначительной помощью детям, поддержкой в затруднительных ситуациях.

Участие детей с ОВЗ в театрализованной деятельности положительно влияет на их речевое развитие. Оно способствует обогащению словарного запаса, формированию грамматического строя речи, формированию монолога и самое главное - диалога. Таким образом, можно подчеркнуть, что в театрализованной игре формирование диалогической, эмоционально насыщенной речи у детей с ОВЗ происходит легче, чем на обыкновенных занятиях.

Так же, у детей совершенствуется моторика, координация движений, плавность и целенаправленность движений; развивается эмоционально-волевая сфера; корректируется поведение; формируется самостоятельность и активность.

Большинство детей с ОВЗ, впоследствии, с легкостью вступают в контакт со взрослыми и сверстниками.

Таким образом, можно сделать вывод, что через театрализованную деятельность происходит всестороннее развитие ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе.

Автор: Евлюхина Елена Анатольевна

Населенный пункт: Свердловская область, г. Нижний Тагил

Особенности развития ребенка с ОВЗ затрудняют процесс своевременного развития речи. Большинство детей испытывают трудности сосредоточения, не умеют вглядываться, рассматривать, не понимают инструкцию взрослого. Наблюдаются такие симптомы как вялость, общая слабость, заторможенность, или, наоборот, раздражительность, частая смена настроения, гиперактивность, капризность. У большинства детей нарушена осанка, не развита мелкая мускулатура рук. В группе есть дети с расстройствами аутистического спектра ( РАС). Всех детей объединяет то, что они не умеют говорить. У большинства детей при поступлении в группу не сформированы культурно-гигиенические навыки, самообслуживание.

Театр является для людей средством познания жизни, эстетического и нравственного воспитания детей. Он сочетает в себе целый спектр видов искусств: литературу, танец, актерскую игру и музыку. С помощью всего этого театр воздействует на эмоциональный мир ребёнка и обогащает этот мир, учит ребенка преобразовывать окружающую среду, задействовать свою фантазию и воображение, помогает общаться с людьми, развивает творческие способности. Всё это в дальнейшем поможет социализироваться нашим воспитанникам в современном обществе.

Актерское искусство совпадает с природой детской игры. Поэтому занятия с использованием театрализованных игр включают в себя различные творческие задания, которые помогают развивать психомоторные и эстетические способности детей, дают начало детской художественной деятельности.

Каждый раз, перед началом внедрения театральной постановки той или иной сказки, с детьми проводится тщательная проработка сюжета. Необходимо, чтобы они запомнили героев, их характеры, последовательность действий. Для этого мы сначала читаем сказку, затем проигрываем её в театральных играх (в кукольных, настольных, пальчиковых и других). Сопровождается кукольное представление музыкальным оформлением, которое будет использоваться позже в работе над спектаклем. Необходимо это для того, чтобы дети не только зрительно, но и на слух воспринимали эмоции героев, смену настроения эпизода, а также представляли полноценную картинку сказки в своей голове. Это поможет им потом легче сориентироваться в той или иной роли.

Еще одной особенностью работы с детьми с ОВЗ в театральной деятельности, которая учитывается на стадии подготовки, является упрощение сюжета, тщательная проработка педагогом его музыкальной составляющей. Все сложные фразы и реплики мы заменяем на лёгкие слова, а где возможно - даже на простые звуки. Роль автора на себя берет либо воспитатель, либо музыкальный руководитель. Они в любой момент смогут изменить сюжет, чтобы ребёнок смог проявить себя так, как он этого захочет.

Дети сначала сами играют в героев с помощью кукол, потом начинают подражать их действиям в игре, а после примеряют на себя костюмы и перевоплощаются в персонажей. Костюмы изготавливаются и подбираются из материалов ярких цветов, передающих основные внешние особенности персонажа, его характерные черты, понятные всем детям. Так же для более глубокого погружения в мир сказки мы используем различные декорации, атрибуты.

Таким образом, использование театральной деятельности в работе с детьми с ОВЗ в детском саду, безусловно, способствует общему развитию малышей, раскрытию потенциала их фантазии и воображения, развитию речевого общения и психологическому раскрепощению и является частью механизма адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Приобретенный опыт в театрализованной игре позволяет детям применять его и в самостоятельной деятельности (игра с куклой, с мишкой, просмотре книжки). Дети используют знакомые им уже слова и фразы.

Важную роль в работе с детьми с ОВЗ имеет организация взаимодействия всех специалистов ДОУ и родителей для решения проблем речевого развития детей, у становление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника. Каждый ребенок индивидуален в своем развитии, поэтому и подход к каждой семье варьируется в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, по стилю семейного воспитания, по типу взаимоотношений в семье, по наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребёнка и т.д. Поэтому мы используем различные пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству (совместные театрализованные постановки, изготовление костюмов, декораций и т.д.), доброжелательный стиль общения, индивидуальный подход, сотрудничество, динамичность во взаимодействии родителей и специалистов ДОУ. Все это направлено на создание положительной атмосферы, заинтересованности в совместной работе направленной на наилучший результат.

В группе детей с тяжелыми нарушениями речи проводится мониторинг

достигнутых результатов в форме наблюдения. У детей наблюдается развитие интереса к музыкальной деятельности, любви к пению, музицированию, театрализованной игре, осознанию связи музыки с окружающим миром, а это, в свою очередь, помогает эффективно планировать дальнейшую работу.

2. Конвенция о правах ребёнка// Народное образование. – 1993. – №5. С. 24-
40
3. Короткова, Н. А., Михайленко, Н. Я., Как играть с ребёнком: Линка-Пресс,
2015 – С. 215.


В статье рассматривается вероятность применения театрализованной работы в работе воспитателя с целью осуществлении личных способностей и общественной адаптации ребенка.

В нашей стране регулярно возрастает количество детей, которые имеют нарушения в развитии. Ребята с ОВЗ, равно как и все без исключения ребята, обладают правом на образование, в интенсивную, полноценную жизнедеятельность в социуме. Вовлечение ребенка с низкими интеллектуальными способностями в социум — это один с важных общественно-финансовых и демографических вопросов современного отечественного общества. Люди, которые хоть раз разговаривали с ребятами с низкими интеллектуальными способностями, понимают, как сложно отыскать дорожку к его сердечку. Мы все без исключения появляемся на этот свет с различными возможностями. Бывает так, что ограничения накладываются матушкой природой. Однако данное никак не связано с тем, что шансов быть счастливым ребенком с ОВЗ, меньше чем у других детей. Социализация ребенка с ОВЗ благополучно совершается в коллективной работе и общении с другими людьми. Непосредственно, таким образом, дошкольник завладевает информацией, нужными познаниями и умениями, у него создаются личные взгляды, потребности, методы поведения, закладываются личные особенности характера. И все — таки необучаемых детей не имеется, только лишь необходимо выбрать легкое для понимания ребенком задание и запастись терпением. Для таких детей даже самые маленькие, незначительные успехи уже результат. Театрализованная деятельность является одним из самых эффективных методов для социальной адаптации детей с низким интеллектуальным уровнем, а также формирования у них коммуникативных способностей.

В своей работе мы применяем и ритмопластику. Ритмопластика содержит в себе комплексные ритмические, мелодические, пластические игры и задания, призванные гарантировать формирование природных психомоторных возможностей воспитанников, независимости и выразительности телодвижений, приобретение чувства гармонии собственного тела с окружающим миром. Работа проводилась согласно следующим ступенькам:

‒ Игра-имитация единичных действий человека, зверей и птиц (ребята проснулись — потянулись, птички машут крыльями) и имитирование эмоций человека (проснулось солнце — ребята порадовались: улыбнулись, зааплодировали в ладонь).

‒ Игра-имитация цепочки поочередных операций в комбинации с передачей главных эмоций героев (жизнерадостные матрешки зааплодировали в ладошки и начали плясать; зайка заметил волка, напугался и спрятался в норку).

‒ Игра-имитация фигур хорошо знакомых сказочных героев (мишка косолапый по лесу идет, храбрый зайка идет по дорожке).

Использование театрализованных игр, игр с целью формирования жизненно необходимых навыков детей с недостаточной степенью интеллекта и обогащения их общественного навыка, несомненно, помогли нам не только лишь улучшать эмоционально-волевую сферу ребенка, вносить поправки поведения, а также сплотит группу, сформирует положительную атмосферу в детском коллективе.

Совместная игра увеличила социальную важность ребенка с ОВЗ в глазах ровесников. Наши ребята обучились формулировать собственные эмоции и осознавать чувства других, взаимодействовать друг с другом. Театрализованная игра для нас стала наиболее результативным методом и способам влияния на детей, в коем более наглядно выражается правило преподавания: учить играя! Подведя итоги выше сказанного, можем сделать вывод, что через развитие театрализованной деятельности совершается многостороннее формирование каждого воспитанника, существенно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе.

Основные термины (генерируются автоматически): театрализованная деятельность, ребенок, игра, ребята, возможность, герой, окружающий мир, речь детей, театрализованная игра, цель формирования.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проект по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста для детей с ОВЗ

Актуальность:

Наблюдая за такими детьми, пришли к выводу, что театральная деятельность помогает им раскрепоститься, формирует коммуникативные умения, повышает самооценку, развивает речь, эмоциональную сферу и просто вносит яркое незабываемое разнообразие в повседневную жизнь, обогащает внутренний мир. Ребёнок не всегда в состоянии ответить то, что ожидает услышать взрослый, а может в его видении окружающий мир совершенно особенный, ни на чей другой не похожий. Важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны. Ее тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии, через образы, краски, звуки, а так же активизирует словарь, совершенствуется звуковая культура речи.

Дети становятся активными, инициативными, что значительно повышает уровень положительного эмоционального состояния ребёнка.

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, пробуждает в ребёнке способность размышлять о мире, о себе, об ответственности за свои поступки.

Цель проекта:

Совершенствование эстетического воспитания через развитие личностной культуры ребёнка и формирование всесторонне-развитой личности

Задачи проекта:

Побуждать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству

Формировать потребность у детей духовно обогащаться через театрализованную деятельность

Развивать формирование простых навыков творческого воображения дошкольников через различные виды театрализованной деятельности

Совершенствовать артистические навыки детей.

Побуждать в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать

Развивать познавательные способности у детей.

Развивать творческое воображение

Развивать творческое мышление, коммуникативные навыки

Форма и методы реализации проекта:

Упражнения для социально- эмоционального развития.

Коррекционно - развивающие игры.

Упражнения по дикции.

Задания для развития речевой интонационной выразительности.

Ритмические минутки (логоритмика).

Пальчиковый игро-тренинг для развития моторики рук, необходимый для свободного кукло-вождения.

Отдельные упражнения по этике во время драматизаций.

Репетиции и разыгрывание разнообразных сказок и

Предполагаемый результат:

Сформированность духовно-богатой личности ребёнка.

Сфомированность творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой, социально - компетентной и развивающей личности.

Сформированность умения выражать своё понимание

сюжета игры и характера персонажа (в движении, игре)

Сформированность нравственно-коммуникативных и

волевых качеств (общительность, вежливость, доброта)

Развитие у детей инициативы, сообразительности,

Развитие духовно-богатой личности ребенка, как

активного участника проекта.

Развитие желания придумать, рассказать сказку, историю.

Для родителей:

Получение возможности наблюдать за своими детьми, что дает возможность лучше разобраться в вопросах развития ребёнка.

Формирование более высокой оценки достижения своих детей и гордость за них.

Развитие более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста.

Возникновение доверия к воспитателям и другим сотрудникам детского сада.

Принципы реализации проекта:

В процессе работы нами были определены основные принципы, которые легли в основу исследования:

Принцип направленности. Мы учитываем, что цели и задачи нашей работы строятся на единой концепции государственной политики в области дошкольного образования.

Принцип доступности. Опираясь на него, мы учитываем возрастные особенности, потребности, интересы, уровень подготовленности детей, их небольшой жизненный опыт.

Принцип наглядности обучения. Мы продумываем: дидактические цели исследования наглядности, методику показа, количество наглядности и последовательности демонстрации, сочетание определенных видов наглядности, включение детей в анализ наблюдения объектов, соблюдение требований культуры показа и к оформлению наглядности.

Принцип интегрированного подхода.

Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Определяем ведущие цели обучения: познавательную, воспитательную, развивающую.

Принцип прочности. Все сформированные умения и навыки применяем на практике, осуществляя индивидуально - дифференцированный подход.

Модель реализации проекта:

Направления работы

1. Работа с детьми

1. Игры-занятия, беседы с детьми познавательного характера.

2. Диагностика уровня готовности восприятия материала по театрализации с целью отслеживания динамики развития детей по всем поставленным задачам.

3.Посещение детьми театров.

4. Просмотр кукольных театров и работа по ним.

5.Проведение игр- превращений (учимся владеть собой)

6.Чтение художественной и познавательной литературы.

7.Продуктивная деятельность детей.

9. Подвижные, дидактические,имитационные игры, игры-путешествия.

10. Театрализованно-познавательные праздники.

2.Сотрудничество с родителями

1.Изготовление элементов костюмов, масок.

2.Изготовление декораций для театрализованной деятельности.

3.Помощь в изготовлении различных видов театра.

4.Оказание помощи в приобретении дидактических игр, детской художественной литературы, книжек- раскрасок, аудио- видео для детей.

5.Приобретение оборудования для занятий и свободного творчества детей (цветная бумага, альбомы, картон, цветные карандаши, краски, кисточки и т.д.)

6.Изготовление панно по сказкам, устанавливание и закрепление атрибутов.

7.Участие в подготовках к праздникам (пошив костюмов и тд).

8.Оказание помощи в оборудовании и обновлении комнаты сказок.

11. Участие в совместных театрализованных постановках (родители - дети - педагог).

13. Родительское собрание.

14.Организация выставок творческих работ детей.

Методическое сопровождение

1. Организация предметно-развивающей среды, связанной с театрализацией воспитательно-образовательного процесса и всех режимных моментов.

3. Методическое сопровождение (магнитофон, компьютер, мультимидийная система)

4.Подборка художественной литературы для театрализованных представлений

5. Подборка литературы познавательного характера.

6.Конспекты театрализованных представлений.

7.Сценарии досугов и развлечений театрализованного характера

8.Консультационный материал для педагогов

9. Консультационный материал для родителей

Этапы развития проекта:

1.Организационный

2.Подбор литературы по проблеме исследования

4.Подбор дидактических игр по коррекции речевого развития

5.Подбор дидактических упражнений по развитию коммуникативных способностей

2 Диагностический

1.Составление и подбор диагностических методик по теме для отслеживания развития творческих способностей детей дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности

2.Составление анкет для родителей:

3.Составление контрольных листов справки-анализа осознания личности детей дошкольного возраста в группе

4.Изучения игровых позиций, интересов дошкольников в театрализованных играх

5.Беседы, опросы родителей, наблюдения за детьми, с целью выявления интереса к театру.

6. Выявление у родителей ценностных жизненных ориентаций

3 Практический

1. Анализ методической, педагогической литературы по проблеме исследования. Обобщение педагогического исследовательского опыта.

2. Использование методов и приемов для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через игры

3. Условия состояния игровой среды для театральной деятельности детей дошкольного возраста

8. Составление индивидуальных маршрутов творческого развития и роста детей дошкольного возраста.

9. Изготовление и подбор атрибутов: декораций, масок, кукол и игрушек, костюмов и т.д. для театрализованной деятельности.

10. Составление бесед и консультаций для родителей

4 Обобщающий

1.Обобщение итогов фронтальной и индивидуальной работы с детьми.

2.Подготовка отчёта о проделанной работе и оформление исследовательского материала

3.Разработка консультаций и рекомендаций для родителей по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста

5 Внедренческий

2. Составление сборника сценариев, занятий, подбор дидактических игр и игровых упражнений

Итоги проекта:

• Дети стали больше проявлять участвовать в игре, активность и инициативность

• У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца)

• Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи

• У детей появилось умение выразить своё понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, речи).

• У детей появилось желание придумывать и рассказывать сказки, истории, сочинять танцы и т.д.

Список используемой литературы:

Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст]: Игры, упражнения, сценарии / Е. А. Антипина. - М., 2003 - 123 с

Артемова JI. В. Театрализованные игры в детском саду [Текст]: Пособие для работников дошкольных учреждений. / Л. В. Артемова. - М, 1998 -185с

Выгодский Л. С. Вопросы детской психологии.

[Текст] Методическое пособие / Л. С. Выгодский СПб. Союз, 2004 - 125с Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст]: Методические рекомендации, конспекты занятий, Сценарии игр и спектаклей / Н. Ф. Губанова. - М, ВАКО, 2007 - 256с

Доронова Т.Н. Играем в театр [Текст]: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод, пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждений. /Доронова - М. Просвещение, 2005 - 86с

Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребёнка дошкольника [Текст]: Программно - методическое. Пособие/ Л.В., Куцакова С.И Мерзлякова. - М.: Гуманитарный издательский. Центр Владос, 2004 - 189с

Махаева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст]: Пособие для работников дошкольных учреждений./ М.Д Махаева- М.: ТЦ Сфера, 2004 -128

Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду [Текст]: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. / Т.И.Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова- М.: Школьная Пресса, 2004 - 225с

Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр [Текст]: Программа "Театр-творчество-детей, У Н.Ф Сорокина. Л. Г. Миланович: Пособие

План мероприятий по реализации проекта

Сбор литературы по данной теме.

Диагностика детей по данной теме .

Составление плана работы.

Разработка содержания проекта .

Изготовление карточек с изображением пиктограмм.

Подборка художественных произведений, мини-сценок, инсценировок, словесных игр по данной теме.

Подборка речевых упражнений.

Художественное слово, обыгрывание знакомых сказок, чтение художественной литературы.

Игра на развитие двигательных способностей :

Чтение русско-народной песенки :

Сказка- это одно из самых прекрасных творений русского народа. Мы помним сказки с детства. И во взрослом возрасте найдется много людей, читающих сказки. Сказкой всегда называли все, что несет в себе вымысел. Сказка - один из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.

Сказка возникла в доисторические времена и играла важную роль в развитии творчества народа, на всех его этапах. Она отражала взгляды народа на данном этапе исторического пути, будь то мирные времена или какие-то военные действия. Сказка знакомит с языком народа, нравственными устоями, бытом и укладом жизни. Она отражает мечты народа, передает его мысли. Через сказку ребенок знакомится с окружающим миром, получает представление о добре и зле. Именно из сказки ребенок узнает, что без труда и стойких нравственных принципов невозможно счастье.

Передаваясь из уст в уста, сказки менялись, как и действительность, которую они отражали. Порой сказки разных народов очень схожи, так как несут эстетические взгляды трудовых слоев населения, их мечты, боль и ненависть к эксплуатации в любых ее проявлениях. Сказки разных народов имеют и ярко выраженные национальные черты.

Русские народные сказки чрезвычайно разнообразны. Их национальный характер выражается в языке, в бытовых подробностях, в характере пейзажа, уклада жизни, преимущественно крестьянской.

Основная часть. ( Интересное, непредсказуемое развитие сюжета),

Концовка. (Кульминация, с непременно торжествующим добром)

Особенности русских народных сказок:

В русских сказках часто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти, куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли, палаты белокаменные. Встречаются также тавтологии: диво дивное, чудо чудное; сросшиеся синонимы: путь-дороженька, горе-несчастье.

Часто в русских сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная…Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил.

Языку сказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно – ласкательное значение: маленький, братец, петушок, солнышко.… Все это делает пересказ плавным, напевным, эмоциональным. Этой же цели служат и различные усилительно-выделительные частицы: то, вот, что за, ка…(Вот чудо-то, Пойду-ка я направо, Что за чудо).

Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Форма сказки идеальна. Сказка дает схему человеческих отношений. В ней чувствуется стремление народа восстановить справедливость.

Народной сказке свойственны все особенности фольклора. Сказочник зависит от традиций, в форме которых сказка дошла до него. Эти традиции создавались многими поколениями сказочников.

Русским народным сказкам присущи определенные образы героев: образ дурака, доброго, веселого, удачливого победителя всех жизненных невзгод; образ ловкого, смелого солдата, победителя самой смерти; образ чудесной работницы; образы коварного и мстительного царя, страшного чудовища, которое надо победить; образы чудесных помощников, будь ли это волк, верный конь, благодарный за привет старичок.

Сказке, как жанру фольклора, свойственны все черты искусства, традиционно сообща творимого народом. Это есть то общее, что объединяет сказку с любым видом фольклора. Сказочники нарушают правдоподобие. Смещение реального плана в изображении - отличительная черта всех сказок. В сказках о животных неправдоподобно спорят, разговаривают, ссорятся, любят, дружат, враждуют звери. В волшебных сказках свои чудеса: скатерть- самобранка, волшебный клубочек, живая и мертвая вода, гребешок, превращающийся в дремучий лес, молочные реки в кисельных берегах, ковер-самолет и т.п. В бытовых сказках присутствует своя фантастика: батрак Иван умудряется собрать оброк с чертей; прилипчивое горе-горемычное; журавли, которые уносят мужика на небо вместе с лошадью и телегой и другие. Одним словом, сказки воспроизводят невероятные события, дела, поступки. В сказке реальность представлена неправдоподобно.

Сказочная фантастика выражает стремление устремления народа, его мечты, желания, надежды. В этой фантастике воплощалось все, что волновало сердце и ум народа. Глубокая народность- естественная особенность такого вымысла. Сказочный вымысел служит раскрытию жизненной правды. В этом состоит специфика сказки.

Условно сказки подразделяются на волшебные, авантюрные, бытовые и о животных. Причем в сказке традиционно присутствуют добрые и злые герои (отрицательные и положительные)

Образовательная область: познавательное развитие

Тип деятельности : интегрированное

Интеграция областей: речевое развитие, социально - личностное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие

Возраст детей: 5-6 лет

Формы организации: группа.

1.Расширить знания детей о хорошо знакомых сказках; создать у детей радостное, эмоциональное настроение. 2. Активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи.

3.Формировать художественно-речевые исполнительские способности.

Развития: 1.Развивать интерес и любовь к сказкам; развивать речь детей в процессе беседы, 2.Развивать воображение, память, внимание; 3.Развивать умение входить в определенный образ, представлять его, выполнять имитационные движения.

Воспитания: 1.Воспитывать любовь к художественной литературе; побуждать детей к эмоциональной отзывчивости на состояние сверстников, героев сказок. 2. Воспитывать у детей готовность к взаимодействию, предлагая сказочные ситуации, обращаясь к положительному опыту персонажей, который они могут использовать в жизни.

Предварительная работа

Организация “Книжного марафона”. Дети и родители предварительно за 2-3 недели начитывают дома детские художественные произведения: русские народные, авторские, волшебные сказки. К каждой сказке рисуют картинку.. Изготовление портретов сказочных героев, вылепленных фигурок сказочных животных. Изготовление костюмов сказочных персонажей.

Методические приемы : беседа, объяснение, игра, загадки.

Дети сидят на стульчиках.

Восп. – молодцы! Правильно назвали сказку. Давайте назовем всех героев сказки и изобразим их.

Восп. Давайте с вами изобразим как ходят медведи. Какое лицо было у Маши когда она проснулась и увидела медведя. Дети изображают.

Восп. Молодцы хорошо изобразили.
Воспитатель .. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (показываем фрагмент сказки «Лиса и заяц) Дети называют сказку.

Восп. Давайте, представим, что мы с вами переходим по узкому мостику речку. Дети идут друг за другом расставив руки в сторону.

Воспитатель
Чтобы сказки не обидеть,
Надо их почаще видеть,
Их читать и рисовать,

Читайте также: