Те кто учился в советской школе помнят стихотворение в прозе и с тургенева русский язык

Обновлено: 07.07.2024

Более полувека Иван Сергеевич Тургенев находился в центре общественной и духовной жизни России и Западной Европы и “в течение всего этого времени… стремился… воплотить в надлежащие типы… быстро изменявшуюся физиономию русских людей культурного слоя, который преимущественно” служил “предметом” его “наблюдений”. Тургенев очень много сделал для сближения русской и западноевропейской культуры. Датский критик XIX века Георг Брандес так

писал о Тургеневе: “Это был человек, которому вплоть до самого последнего времени образованные классы в романских и германских странах обязаны почти всем, что они знают о внутренней жизни славянских рас в наши дни”.

Глубокая любовь Ивана Сергеевича Тургенева к России, ее народу и русскому языку, вера в силу революционного подвига, надежда, что русский народ, бесправный и забитый, будет свободен и счастлив, выражены в последних стихотворениях Тургенева – “Стихотворениях в прозе” (1877-1882). Это короткие, взволнованные рассказы, иногда даже без всякого сюжета. В них отражены горькие, тяжелые, порой

Но есть в этих рассказах и светлая струя – любовь ко всему живому, человечному и прекрасному. Эта струя пробивается в рассказе “Деревня” – в любви к русской природе, крестьянам, их быту и нуждам. Она выражена в стихотворении “Порог”, рассказывающем о подвиге девушки-революционерки, идущей на гибель во “имя своих убеждений.

Эта светлая струя торжествует в стихотворении, обращенном к русскому языку.

Нельзя без любви относиться к родному языку. Человек, не уважающий свой язык, сам не достоин уважения – это как не любить свою родину, свой город, свою улицу, свой дом и своих родных.

Родной язык помогал Тургеневу “во дни сомнений” и “тягостных раздумий о судьбах… родины” . В русском языке писатель видел “поддержку” и “опору” во всем, что касалось родной стороны. Тургенев высоко ценит красоту и величие русского языка, называет его “великим”, “могучим”, “правдивым” и “свободным”. Я думаю, что похожие чувства Тургенев испытывал и к великому русскому народу – тоже могучему, смелому, любящему правду и свободу.

Тургенев писал, что с детства он “пропитался любовью к родной почве своих полей, лесов” и “сохранил в душе образ страданий населяющего их люда”. Он проникся ненавистью к угнетению, подавляющему все лучшее в его народе. Протестуя против несправедливости, он, выражая твердую решимость сражаться до конца, не отступать от своих целей, дал клятву всю жизнь бороться с крепостным правом и сдержал ее. За границей Тургенева продолжала волновать судьба родного народа и родного языка.

Если человек забыл родной язык, то, по мнению писателя, может “впасть в отчаяние при виде того, что совершается дома”. Тургенев называет русский народ великим и верит, что “такой язык” “дан великому народу”.

Вера в силу духа русского народа, ясный, красивый, звучный язык каждой строчки произведений Тургенева вызывали живейший отклик у читателей, и писатель по праву заслужил славу “певца русской природы”. М. Е. Салтыков-Щедрин писал, “что после прочтения” произведений Тургенева “легко дышится, легко верится, тепло чувствуется”, “ощущаешь явственно, как нравственный уровень в тебе поднимается”, “именно это впечатление оставляют после себя эти прозрачные, будто сотканные из воздуха образы, это начало любви и света, во всякой строке бьющее живым ключом”.

Поколения советских школьников зубрили в школе тургеневское стихотворение в прозе. И я зубрил. И подобно всем зубрил то, что в приведенном ниже тексте вполе четных цифр. а то что после нечетных следом за учительницей, пробегалось как бы между делом, не стоящее внимания.

"1. Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора 2. о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. 3. Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? 4.Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу".

Сейчас удивляюсь, как же я так умудрился читать? Как читали мои одноклассники? А так нас учили. Учили видеть не то, что написано, а то что нам разжевывалось и вкладывалось

Давайте вернемся к тексту. Тургенев как мастер слова, человек, знающий несколько языков, занимавшийся и переводом, чувствует язык как материал. Так чувствует дерево резчик по дереву, чувствует камень резчик по камню. Так чувствует ткань портной. Нет смысла оспаривать, что русский язык – один из великих языков. И если это еще потребует доказательств, то , что русская литература среди великих несомненно. Грандиозные ее произведения тому свидетельство. Но Тургенев жалуется, что только язык ему остался поддержкой и опорой. Другой поддержки во дни тягостных раздумий о судьбах Родины он не находит. Не на что опереться. Это для умного и разносторонне образованного Тургенева? А думаю, он знал о чем писал. Таким образом, если уделять внимание не только тому, что послк четных цифр. Как нас учили в школе, а осмыслить все произведение, то оно зазвучит иначе.

Вот выдержки из сочинений на эту тему

Тимур Мильцев:
« Он призывает современников и потомков беречь родной язык. Поскольку именно с его помощью в будущем возможно будет создавать новые великие произведения.

Читаю стихотворение снова. Таких призывов в нем не могу обнаружить.

Вот как! А я, несмышленый, понял Тургенева несколько иначе. И прочитав сочинения, приведенные в качестве удачного примера, вижу, что ничего со времени моей юности не изменилось. Школьников учат заполнять извилины тем, что поставляют учебники, читать половину написанного, и в результате видеть так как укажут видеть. Думать, размышлять над текстом, анализировать – это ни к чему.

Привет тебе, великая российская школа, штампующая и зомбирующая.

Так что же, всё-таки есть русский язык? Я и здесь не увидел ответа. Язык, родной язык, есть неразрывная связь поколений. Не только и не столько результат, плод их труда, сколько созидатель этих самых поколений. Поскольку он один содержит сам понятийный аппарат, которым человек мыслит. Соответственно, развиваются разные участки мозга! Более того, язык формирует внешние признаки той или иной нации, потому как для произнесения звуков речи, работают, порой, совершенно разные группы лицевых мышц. И за многие и многие поколения эти признаки закрепляются в ФИЗИЧЕСКОЙ и ментальной наследственности! Другими словами - русские люди потому и русские, потому что говорят на русском языке. Как-то так.
А вообще миниатюра правильная, и очень важная!
Творческих удач!
С ув.М.М.

не могу Вам не ответить по порядку, уважаемый Михаил. первое - когда я проверяю, кто какие мои вещи читает, удивляюсь, что эту читают чаще. хотя она - не художественное произведение. не рассказ. возможно, людей привлекает слово тайна. а к тому же в тайге Тургенева, они ждут прочитать о чем-то любовном или даже эротическом. Второе, я написал в этой вещице, что меня удивляет. даже поражает и огорчает. Поражает следующее. Тайну, нам в этих Тургеневских строках искусственно соорудили. Наговорили, что Тургенев хотел сказать о величии русского языка. перечитайте еще раз. шутка короткая. Тургенев не делал никаких тайн из того, что он тут писал. никакого эзопова языка. он писал, что только русский язык остается ему поддержкой и опорой при виде всего, что творится кругом. Прямо в лоб писал. ну да, я стар, принадлежу к тому поколению, которое упорно учили, что черное - это белое. но как видно гены передаются из поколения в поколение. и опять, прочитав эти строки Тургенева современные школьники рассуждают, что главной его задачей было сказать о величии русского языка и русского народа. как раз не так. в том, что язык велик, Тургенев как писатель, переводчик, знающий несколько европейских языков, в этом он не сомневался. да и я не сомневаюсь (на всякий случай) Перед Тургеневы стоял парадокс. великий язык и народ, который терпеливо сносит все, что происходит. Тургенев с надеждой пишет, что не может же такой великий свободный и могучий язык быть дан не великому народу.
То есть, по-моему, Тургенев не столько о языке а о стране, о мире,его окружающем. И писал в лоб. странно, что всегда все упоминание об этом произведении сводится к языку. и в очередной раз Вы пишете о сущности языка.
мне печально читать.
теперь о языке. о том, что вы писали насчет языка. о языке написано так много, что, боюсь, ничего нового в этой сфере я не открою. и такая переписка не вместит объема. и все же я бы начал с Умберто Эко. Или даже скорее с кошки. современные жители мегаполисов разучились следить за животными и понимать их язык. возможно, для дикарей джунглей, то что я сейчас скажу, даже не предмет обсуждения. посмотрите как кошка, например, учит котят. она их поправляет движениями, урчанием. но у нее нет языка. она не может сказать своему котенку, вот это плохо, а это хорошо. как это может человек, владеющий языком. в результате зверь, кошка в моем примере, может научить своего ребенка толкьо самым элементарным навыкам. она не может сказать: вот это твой папа, это твой дедушка, это город Москва и т.д. то есть человек посредством шести своих чувств ощущает пространство вокруг, но через язык понимает мир цивилизации. язык в этом случае вербальный аппарат.но если нужно перенести через столетия знания о том, что было прежде, много веков и тысячелетий до нас? чтобы понять, кто мы, что мы за народ. что делать на это был эпос. Гомера заучивали наизусть. сказки заучивали наизусть. былины заучивали наизусть. и счастье народов, где появилась письменность. с письменность вопросы самоопределения народа, его истории были решены. мы видим сейчас что развитие древнего народа во всех областях знаний совпадает с развитием письменности. появляется то, что мы называем литературой. и казалось бы все? нет. изобретение книгопечатания кардинально меняет мир. теперь любые указы и законы, что очень важно для страны и художественная литература становятся доступны всем. совершенно новый этап. и вот на наших глазах появляется новый этап когда печатные средства информации уступают электронным.
это о языке словесном. но есть еще масса и других языков, которые иногда не менее важны, чем словесный( буквенный) язык. они имеют другой характер. мы пользуемся языком математики, языком химических формул, языком фармацевтики, нотноной грамотой, языком танца, языком дорожных знаков. все это набор семантических знаков - языки. каждый из них имеет свой характер. Например выражение со смыслом "я тебя люблю" можно даже на русском написать с тысячью вариантов. а сколько еще языков в мире. и поэтам нужен перевод на чужой язык. но на языке математики вы про любовь не напишите.зато напишите уравнения и это будет без всяких вариаций. точно и в любом уголке земли поймут вас.то же ( с небольшими исключениями) касается языка музыки. и т. д.
это, я считаю, небольшое вступление к природе языка, о которой Вы заговорили. дальше продолжать можно бесконечно.Уже многие ученые филологи прекрасно и глубоко копнули.
теперь по одной вашей фразе, что русские потому и руссике что говорят на русском. сравните, сколько разных по ментальности, внешности цвету кожи людей говорят на английском. ладно англичане, австралийцы, американцы. но мальтийцы, индусы, в Африке? а на испанском? а на португальском? подумайте. верно ли ваше утверждение. конечно хотелось бы, гордость великоросса подталкивает к такому утверждению. но он спорно.
Как-то так по языку.
но опять же, повторюсь в Тайне Тургенева я писал совсем не о языке. и печально, что меня не поняли. И Тургенева не поняли? то, что я возможно не доходчиво написал, допускаю. Но Тургенев писал так, что не понять его мысль, мне кажется, невозможно.
и вам творческих удач.

Прекрасное замечание! Развернутое и подробное! Кстати, самый скверный английский - это английский в произношении индуса!
Я начинаю понимать Ваш исходный посыл. Что-де И.С. Тургенев печалился от того, что язык-то великий, а народ-то нет. Печаль-беда. Что вполне себе возможно. Жил и творил Иван Сергеевич как раз в пору становления наций и т.н. становления национального самосознания. Подобно тому, что сейчас испытывают Великие Укры и Великие Казахи.

не таков мой, и думаю, Тургенева посыл. Тургенев так в своих романах описал русский народ, что нет никакого сомнения, он этот народ любил, он различал мелкие нюансы в его жизни. конечно, в основном он описывал жизнь состоятельных классов. но это не имеет значения. скорее, я конечно влезть в его голову не могу, - он сокрушался тем, что простой народ, представляющий тогда огромное большинство населения, чрезвычайно терпелив к тем условиям, в которых его заставляют жить. Ведь много времени он прожил во Франции и видел разницу. Там была республика. а та империя( Наполеон 2 и Наполеон 3) не являлась феодальной. многие его знакомые французы, писатели поэты, художники, добившиеся успеха и признания, были либо выходцами из средних, а то и самых простых, классов, либо свое происхождение не ставили во главу угла. в театр, а он был завсегдатаем театра, шли не только дворяне. Достаточно почитать его письма и дневники. И Тургенев все это видел. и понимал, что сословные привилегии тормозят Россию.это первое.
Второе - Тургенев был современником споров славянофилов и западников. вы знаете, наверное еще из школьной программы. но славянофилы не только говорили о том, что у России свой отдельный путь, а то, что этот путь лучше, чем путь Запада. что мы духовнее и потому выше.а иначе и невозможно. кто же будет говорить, мы не такие и хуже. всегда будут утверждать: мы не такие, потому что лучше остальных ( вспомните речи Путина) и Тургенев эту полемику знал. В это время и появляется тезис о величии народа. Что такое великий народ? благодаря чему он великий? благодаря завоеваниям? благодаря древней истории? благодаря прогрессу? благодаря культуре? благодаря завоеванной им свободе?
это было время империй. имперские нации претендовали на величие. но уже просветители обратили внимание, что французский народ - это сместь наций, как и английский, и немецкий и итальянский. Русский народ не избежал такого же смешения. так что говорить сейчас можно о руссом народе в понимании российский. ( это касается и языка) а разговор о величии народа - очень сложная и тонкая тема. к примеру, чем менее вели монгольский? они - наследники большой империи. чем менее велик китайский? чем менее велик армянский. тот, кто пренебрежительно говорит об армянах, просто не знает их древней истории и культуры. чем менее велик еврейский? у них древняя культура, Библия давшая основы многим культурам. они и сейчас показывают большие достижения во всех сферах. чем менее велик адыгский, например. Адыги - наследники народов (аланов) имевших сильные государства в Европе, Азии и Африке. так что не о величии народа печалился Тургенев а его способности сопротивляться надругательствам. тут к сожалению приходится констатировать, что Леромонтов был прав, когда писал - "перед опасностью позорно малодушны и перд власти презренные рабы"

перечитал ваше замечание. хочу сказать, что и украинцам и казахам есть на какое прошлое опираться. Украина входила долгое время в Речь Посполитую, польско-литовское королевство, где не было и в помине такого закабаления народа как в России, духовной наследнице Орды. там короли выбирались. там крепостное право не было таким диким.и существовал закон, который разрабатывал сейм, а не царь по своему усмотрению. это другое дело. и память об этом осталась.

В статье О.В. Евдокимова рассматривается написанное в прозе стихотворение Ивана Сергеевича Тургенева "Русский язык". Предлагаемая точка зрения на на тургеневское стихотворение не ограничивается одним только филологическим изучением произведения, но и предлагает погружение в историческую эпоху Александра Второго, а также в некоторые биографические детали тех, кто, совершив недопустимое в отношении Царя и России, нашел своими безрассудными действиями хотя и слабое, но предосудительное отражение в тургеневских строках. Отталкиваясь от поэтического слова этого "малого произведения" русского писателя, автор статьи осуществляет выходы к биографии писателя, истории России и общественно-политической ситуации того времени. Статья может служить материалом для уроков междисциплинарного характера.

ВложениеРазмер
stihotvorenie_v_proze_i.s._turgeneva_russkiy_yazyk._osobennosti_prochteniya_dokument_microsoft_word.docx 30.34 КБ

Предварительный просмотр:

Евдокимов Олег Валерьевич, учитель русского языка и литературы Санкт-Петербургской школы

№ 288 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербург

> Июнь, 1882 г. И.С.Тургенев .

К истории возникновения жанра

В дальнейшем, полагая эволюцию жанра лирических миниатюр в прозе, французские поэты Малларме, Рембо, Лотреамон и др. в 1860-1880-е гг. создали ряд блестящих прозаических стихотворений, ставших неотъемлемой частью классической французской поэзии второй половины XIX столетия и послуживших образцами для последующих поэтических творений подобного рода.

В России образцы жанра лирических миниатюр в прозе встречаются в творчестве Ф. Глинки, Н. Станкевича, И. Анненского. Однако так проникновенно, так задушевно и талантливо, как этот жанр обогатил И.С. Тургенев, пожалуй, никто из русских поэтов и писателей второй половины XIX века обогатить не смог.

Множество тем, которые автор поднимает в своих стихотворениях, дают яркое представление о диапазоне вопросов, волнующих создателя сборника.

Есть здесь темы любви, природы, смерти, нравственной красоты человеческих сердец, разных человеческих добродетелей и недостатков, душевных состояний, философских наблюдений, жизненных итогов и пр. Горькое и радостное, мгновенное и вечное, личное и общественное, философское и религиозное – все это наполняет лирические миниатюры в прозе и открывает читателю мир замечательных тургеневских размышлений и наблюдений над бытием человека и общества.

Особенности композиции и сюжета

С точки зрения композиционной организации текста, стихотворение И.С. Тургенева демонстрирует высокое искусство владения малым лирико-эпическим жанром стихотворения в прозе, а также выявляет классическую безупречность авторского вкуса и меры.

Обнаружить черты сюжетности в данном случае помогают те межпредметные связи, которые отсылают нас уже не столько к литературоведческому анализу текста стихотворения, сколько к некоторым известным историческим событиям России и биографии самого писателя.

Элементы лирического сюжета и исторический экскурс в историю России середины XIX века

В литературоведении сюжетом принято называть ход событий, включающих в себя такие элементы, как экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, а также, в некоторых произведениях, пролог и эпилог.

Вот элементы сюжета лирической миниатюры И.С. Тургенева:

Произошло это кровавое событие в самом центре Петербурга, на набережной Екатерининского канала, 1 марта 1881 года.

Тургенев, опасаясь продолжения террористических актов, направленных против воцарившегося молодого Императора, Александром III, негодовал и предупреждал о грозящей смуте, могущей обернуться катастрофой для традиционного жизненного уклада и сложившегося общественного порядка русского государства.

Подводя итог, хочется еще раз сказать о богатстве рассмотренной лирической миниатюры и сделать некоторые выводы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

учитель русского языка и литературы

г. Ак-Довурак , 2019г

- образовательные: совершенствование навыка осознанного правильного чтения; формирование умения работать с текстом;

- развивающие: развитие навыка анализа лирического произведения;

способствовать обогащению словарного запаса учащихся, развитию их творческого воображения;

- воспитательные: формирование чувства уважения к русскому языку, любви к родному языку, к родине.

Опережающие задания:

2. Подобрать высказывания о русском и родном языках.

3. Объяснить значение непонятных слов.

Оборудование:

Словарная работа: тягостных, не впасть в отчаяние, патриотизм.

Эпиграфы к уроку:

Нет счастья вне Родины,

каждый пускает корни свои в родную землю.

Где родился, там и пригодился.

( Обращаем внимание на первый эпиграф.Постановка проблемного вопроса.)

- Что включает в себя понятие Родина?

- Что же такое стихотворение в прозе?

3.Стихотворение в прозе – это один из видов лирических произведений в прозаической форме, в котором автор выражает свои мысли и чувства.

И.С.Тургенев создал совершенно новый литературный жанр.

Он считается непревзойденным мастером жанра стихотворений в прозе, которые начал писать в 1878 году и создавал в течение пяти лет (с 1878 по 1882 год). Стихи были написаны, как утверждал писатель, для самого себя и близких друзей.

4.Анализ стихотворения.

И. Тургенев. Русский язык.
Во дни сомнений,во дни тягостных раздумийо судьбах моей родины,-
ты один мне поддержка и опора,о великий, могучий,правдивый и свободный
Русский язык!Не будь тебя -как не впасть в отчаяниепри виде всего,что совершается дома?Но нельзя верить,чтобы такой языкне был дан великому народу!

- Какова основная мысль этого стихотворения?

- Какое чувство стремится передать автор?

- В стихотворении всего 3 предложения. Какие это предложения по цели высказывания, по интонации?

- О чем это говорит?

- Русский язык был помощником и опорой в трудные минуты жизни не только для каждого человека, но и для всего народа.

- Это подтверждаетистория, произошедшая в годы Великой Отечественной войны на территории, занятой немцами:

" Шла Великая Отечественная война.

Захватив деревню, немцы зверствовали: люди боялись выходить и днем, и ночью, общаться друг с другом. Казалось, сломили селян. Учительница местной школы пошла к коменданту и предложила открыть школу, создать там хорошие условия для обучения детей, чтобы все поверили в "благие намерения" немецких захватчиков. Офицер дал согласие, но потом горько пожалел.

Учительница возобновила работу школьного музея. Каждый день туда приходило огромное количество селян. В их взглядах появилась смелость, уверенность-люди стали выходить из укрытий: то флаг красный вывесят, то испортят немецкий автомобиль. Офицер решил тоже заглянуть в школу. Негодованию его не было предела: над входом в школьный музей висел плакат:

" Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, - ты один мне поддержка и опора,о великий, могучий,правдивый и свободныйРусский язык! " Именно эти строки помогли выстоять в годы войны.

- Как поэт характеризует русский язык?

ВЕЛИКИЙМОГУЧИЙ ПРАВДИВЫЙ СВОБОДНЫЙ

Это ключевые слова.(Запись в тетрадь).

- Вторая часть стихотворения о чём?

Русский язык помогает не впасть в отчаяние.

- Какой риторический вопрос задаёт автор?

Не будь тебя, как не впасть в отчаяниепри виде всего,что совершается дома?

- Что говорит о народе?

ВЕЛИКИЙ народ

- Каков финал стихотворения?

Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

- Чем проникнуто это стихотворение? (Стихотворение Тургенева проникнуто патриотизмом, гордостью за свой народ, его историю, культуру, язык).

- Что же значит для Тургенева Родина? (Ученики формулируют его.)

РОДИНА - ВЕЛИКИЙ, ПРАВДИВЫЙ, СВОБОДНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК,

ВЕЛИКИЙ НАРОД,ТРАДИЦИИ,ЗЕМЛЯ,

ТРУД НА ЗЕМЛЕ,СЧАСТЛИВЫЕ ДЕТИ.

5. - Так мыслил не только великий русский писатель И.С. Тургенев, но и наш земляк Антон Уержаа о родном языке.

(внимание переключаем на второй эпиграф).

В своих произведениях Антон Уержаа прославляет восхитительную красоту своей малой родины, подчеркивает важность знания родного языка

, но при этом он говорит о том, что уважает языки других народов. Родной язык у Антона Уержаанеразрывно связан с природой родного края.

Иедылым.

Арга-эзимаялгазын,

Агымсугнуӊ шулураажын,

Оът-сигенсымыраныын,

Оолдугэликогурарын,

Чуулганкөшкедиңмирээрин,

Шуурганхаттыңулуурун-даа,

Дыңнап, билипчоруурумга,

Тывалап-ла турарбоор-дур.

Кандыг-даадылмеңээдөмей,

Кандыызын-даахүндүлээр мен.

Ынчалза-даатөрээндылым –

Ыдыкшылдыгкызылтыным.

Ийихарлыгчажымдан-на

Иеммеңээайтыпберген

Игилырысагындырар

Иедылымындыгкончуг…

Мөңгекижичоруурэвес,

Мөңгедыжымкөребээр мен…

Айдыңдүнекырыморта

Айлаң-кушкашырлай-ла бээр:

Дыннап, билипчыдарымга,

Тывалап-ла орарбоор он.

Рефлексия: Вы должны были дома приготовить высказывания о русском и родном языках. Познакомившись сегодня на уроке произведениями И.С. Тургенева и Антона Уержаа, к какому выводу можем прийти? Что дает нам знание русского языка? Достаточно ли мы знаем свой родной язык?

Любовь к Родине начинается с малого - душой и сердцем сказанного доброго слова, истории страны: прошлого, настоящего и будущего,традиций народа, языка.Надо только помнить, кто мы такие и где наши корни. Нужно научиться гордиться своей страной, своей культурой, языком, как это делали мастера слова: И. С. Тургенев и Антон Уержаа.

6. Домашнее задание.

Написать мини- сочинение о значении русском языке в жизни человека. (для сильных учеников)

Читайте также: