Типология школьного анализа эпических произведений в старших классах

Обновлено: 05.07.2024

Широкие рамки повествовательной формы, которую представляет собой роман, позволяет вместить в него и историю человеческой жизни, и картину общественных нравов, и обрисовку социальных условий, и воспроизведение огромного многообразия человеческих характеров.

Поскольку основным недостатком восприятия эпических произведений особенно после их самостоятельного чтения оказывается отсутствие целостности, то одной из задач анализа является воссоздание этой целостности, причем внимание к жанру произведения играет в решении этой задачи немалую роль. Система анализа эпических произведений в старших классах строится на использовании многообразия методов и приемов анализа. В работе со старшеклассниками особое внимание следует уделить выбору глав, эпизодов, описаний и обобщениям после наблюдений над отдельными частями текста, особенно в условиях обзорного изучения. Важное значение в чтении и анализе текста имеет обдумывание авторской позиции, его концепции человеческой личности. В первую очередь следует обратиться мыслями и чувствами к автору произведения, к его мировосприятию, к его художественному мировоззрению.

Внимание к позиции автора, к его нравственным, гражданским и эстетическим идеалам помогает формированию нравственных чувств учащихся — причем именно в процессе чтения, целостного восприятия и анализа. Повышение читательской культуры учащихся, углубление их непосредственного восприятия, необходимость сознательного отношения к науке о литературе, к школьному анализу требуют от учителя новых поисков вариантов содержания, задач, форм и методов проведения уроков и внеклассных занятий. В проведении анализа на первый план выдвигается умелое руководство деятельностью учащихся, обобщение результатов творческих самостоятельных работ, постановка проблемных вопросов, помогающих выделить в учебном материале главное, существенное.

Этапы работы над художественным произведением.

1. Предварительная беседа.

Цель предварительной беседы - подготовить учащихся к восприятию художественного

Перед чтением нового для детей художественного произведения проводится предварительная работа. Она должна создать у учащихся интерес к читаемому, подготовить их сознание и чувства к целенаправленному, активному восприятию текста.

Подготовка к чтению может проходить по - разному в зависимости от характера произведения и задач чтения. В одних случаях дети рассказывают о своих жизненных впечатлениях, близких к содержанию читаемого. В результате учитель выявляет запас детских знаний.

В других - преподаватель сам сообщает сведения, знание которых необходимо для понимания произведения.

Иногда впредварительной беседе используются впечатления от экскурсии или прогулки.

В некоторых случаях перед чтением полезно показать подходящую картинку, фрагменты издиафильмов и кинофильмов, прослушать запись на магнитофоне.

В подготовительную работувходит и часть словарной работы. Но на этом этапе объясняются только те слова, незнание смысла которых затруднит понимание текста. Все отобранные для объяснения слова должны включаться в живую речь учащихся или учителя, так как, оторванные от контекста, они малопонятны.




На предварительную работу на уроке нужно отводить не больше 3- 7 минут.

Чтение текста учителем.

Цель данного этапа - обеспечить первичное целостное восприятие текста учащимися, которое

не предполагает глубокого проникновения в произведение, осмысливания всех его сторон.

Художественное произведение первым читает учитель. Приэтом книги у учащихся должны быть закрыты, чтобы всё внимание было сосредоточено на учителе, его мимике, жестах, голосе. Его чтение поможет учащимся более ярко и эмоционально прочувствовать произведение, лучше усвоить содержание и идею, а также будет способствовать выработке у детей выразительности чтения.

После первого чтения проводится короткая беседа с целью проверки усвоения содержания (кто главные действующие лица, когда и где происходит действие). Иногда перед чтением текста учащимся ставится вопрос, на который они должны ответить во время беседы.

3. Чтение учащимися текста по частям и анализ текста.
Цель этого этапа - усвоение содержания читаемого и его анализ.

Учитель заранее намечает, на какие логически законченные части делится текст. После прочтения учащимися каждой части выясняются её содержание, главная мысль, значение непонятных слов и выражений.

Путём соответствующих вопросов учащиеся подводятся к осознанию образов, их взаимоотношений. Выявляется отношение писателя и учащихся к действующим лицам. На этом этапе рассматриваются иллюстрации.

Широкие рамки повествовательной формы, которую представляет собой роман, позволяет вместить в него и историю человеческой жизни, и картину общественных нравов, и обрисовку социальных условий, и воспроизведение огромного многообразия человеческих характеров.

Поскольку основным недостатком восприятия эпических произведений особенно после их самостоятельного чтения оказывается отсутствие целостности, то одной из задач анализа является воссоздание этой целостности, причем внимание к жанру произведения играет в решении этой задачи немалую роль. Система анализа эпических произведений в старших классах строится на использовании многообразия методов и приемов анализа. В работе со старшеклассниками особое внимание следует уделить выбору глав, эпизодов, описаний и обобщениям после наблюдений над отдельными частями текста, особенно в условиях обзорного изучения. Важное значение в чтении и анализе текста имеет обдумывание авторской позиции, его концепции человеческой личности. В первую очередь следует обратиться мыслями и чувствами к автору произведения, к его мировосприятию, к его художественному мировоззрению.

Внимание к позиции автора, к его нравственным, гражданским и эстетическим идеалам помогает формированию нравственных чувств учащихся — причем именно в процессе чтения, целостного восприятия и анализа. Повышение читательской культуры учащихся, углубление их непосредственного восприятия, необходимость сознательного отношения к науке о литературе, к школьному анализу требуют от учителя новых поисков вариантов содержания, задач, форм и методов проведения уроков и внеклассных занятий. В проведении анализа на первый план выдвигается умелое руководство деятельностью учащихся, обобщение результатов творческих самостоятельных работ, постановка проблемных вопросов, помогающих выделить в учебном материале главное, существенное.

Этапы работы над художественным произведением.

1. Предварительная беседа.

Цель предварительной беседы - подготовить учащихся к восприятию художественного

Перед чтением нового для детей художественного произведения проводится предварительная работа. Она должна создать у учащихся интерес к читаемому, подготовить их сознание и чувства к целенаправленному, активному восприятию текста.

Подготовка к чтению может проходить по - разному в зависимости от характера произведения и задач чтения. В одних случаях дети рассказывают о своих жизненных впечатлениях, близких к содержанию читаемого. В результате учитель выявляет запас детских знаний.

В других - преподаватель сам сообщает сведения, знание которых необходимо для понимания произведения.

Иногда впредварительной беседе используются впечатления от экскурсии или прогулки.

В некоторых случаях перед чтением полезно показать подходящую картинку, фрагменты издиафильмов и кинофильмов, прослушать запись на магнитофоне.

В подготовительную работувходит и часть словарной работы. Но на этом этапе объясняются только те слова, незнание смысла которых затруднит понимание текста. Все отобранные для объяснения слова должны включаться в живую речь учащихся или учителя, так как, оторванные от контекста, они малопонятны.

На предварительную работу на уроке нужно отводить не больше 3- 7 минут.

Чтение текста учителем.

Цель данного этапа - обеспечить первичное целостное восприятие текста учащимися, которое

не предполагает глубокого проникновения в произведение, осмысливания всех его сторон.

Художественное произведение первым читает учитель. Приэтом книги у учащихся должны быть закрыты, чтобы всё внимание было сосредоточено на учителе, его мимике, жестах, голосе. Его чтение поможет учащимся более ярко и эмоционально прочувствовать произведение, лучше усвоить содержание и идею, а также будет способствовать выработке у детей выразительности чтения.

После первого чтения проводится короткая беседа с целью проверки усвоения содержания (кто главные действующие лица, когда и где происходит действие). Иногда перед чтением текста учащимся ставится вопрос, на который они должны ответить во время беседы.

3. Чтение учащимися текста по частям и анализ текста.
Цель этого этапа - усвоение содержания читаемого и его анализ.

Учитель заранее намечает, на какие логически законченные части делится текст. После прочтения учащимися каждой части выясняются её содержание, главная мысль, значение непонятных слов и выражений.

Путём соответствующих вопросов учащиеся подводятся к осознанию образов, их взаимоотношений. Выявляется отношение писателя и учащихся к действующим лицам. На этом этапе рассматриваются иллюстрации.

Главное, что является условием и основой всех учебных занятий по литературе – это чтение произведения. От организации чтения зависит успех всей работы над литературной темой.

Захватит ли книга ученика, погрузится ли он в мир, созданный художником, или мысли и чувства автора оставят его равнодушным, а то и вызовут внутреннее неприятие – об этом всегда думает учитель, готовя первую встречу школьника с произведением. Как она должна пройти? Следует ли предложить ученикам, чтобы во время первого чтения они думали над определенными вопросами, делали выписки и пометки, или лучше сделать эту первую встречу с книгой свободной, не осложнять ее аналитической работой? Иногда кажется заманчивым сопровождать чтение пересказами, составлением планов, беседой. Экономится время, а значит, открываются дополнительные возможности для более глубокого анализа.

Литература способна отображать всю многогранность жизни человека и общества. И в этом плане ведущая роль принадлежит прозе. Именно проза раскрывает, с одной стороны, все глубины и все многообразие человеческой психологии, а с другой – все богатство и сложность связей человека с миром, с обществом, с историей.

Сама по себе проза чрезвычайно разнообразна: от коротких миниатюр и небольших зарисовок до многотомных эпопей или циклов романов, от описательных очерков и остросюжетных повестей до сложных философско-психологических произведений. Все это разнообразие свойственно русской литературе.

Писатель не просто описывает жизнь. Литературный образ и художественное произведение в целом – сложный акт отражения действительности. Жизнь в литературном произведении – это жизнь, осмысленная художником, пережитая и прочувственная им. Отсюда обязательное внимание к взглядам художника, его личности.

Прозаические произведения занимают большое место в школьной программе старших классов и по числу названий, и по количеству часов, которое на их изучение отводится. Анализ прозы, на первый взгляд, легче, чем разбор произведений других жанров, особенно поэзии: более доступен язык, проще вести беседу.

Но в связи с изучением прозы возникают и некоторые дополнительные трудности в работе учителя литературы. Именно здесь чаще всего допускается сведение смысла, содержания произведения к поверхностному пересказу даже не сюжета, а просто событийной канвы; разговор о героях произведения ведется не как о художественных образах, а как о живых знакомых людях; составляются формальные, оторванные от художественной ткани произведения характеристики героев, а разговор о художественных особенностях произведения подчас выглядит как необязательное добавление к основному материалу.

Крупные прозаические произведения приходится изучать в отрывках, что еще больше затрудняет анализ романа или повести как единого целого.

Эффективность изучения литературы учащимися во многом определяется разнообразием путей изучения произведений и систем уроков в курсе литературы в целом и на каждый год обучения в частности. Есть несколько путей: изучение произведения по образам героев, изучение произведения по ходу развития действия, изучение по темам и по проблемным вопросам. Выделение и последовательность изучения тем, образов или сцен в пределах каждого пути могут быть разнообразными. То есть возможны разные системы уроков при одном пути.

Следующий – проблемно-тематический путь изучения. Этот путь рассчитан на хорошо владеющих текстом учащихся.

Пообразный путь изучения привлекает к себе подчеркнутым вниманием к человековедческому содержанию литературы, интересом учащихся к конкретным героям книг, большой –часто слишком – четкостью и естественностью дробления материала на уроки, но при нем не достаточно внимания уделяется цельности произведения. Однако с поправками на большую проблемность и большую опору на текст, на внимание к цельности произведения и образу автора в нем он вполне приемлем в школе.

Если учитель анализирует произведение по ходу развития действия, это позволяет органично соединить чтение и изучение произведения, донести до учащихся авторскую концепцию жизни, композицию произведения, наконец, освоить сам текст. Но на практике далеко не всегда выдерживается проблемность урока, этот путь может легко превратиться в аморфное комментированное чтение.

Проблемно-тематический путь, давая возможность укрупнить анализ, способствует более обобщенному восприятию учащимися литературы. Но в нем заложена легкость подмены конкретного художественного содержания общими положениями. При нем обязательно предварительное прочтение учащимися изучаемого произведения.

В настоящее время получает все большую популярность комплексный, или смешанный, путь изучения, когда в пределах одной системы уроков сочетается работа над сценами, над образами, по темам, и все это под определенным углом зрения, с определенной педагогической концепцией. Учителя считают этот путь изучения наиболее гибким, позволяющим работать с учащимися разного уровня развития, способствующим подготовке к самообразованию.

Учитель, выбирая один из путей анализа конкретного произведения, учитывает соответствие его данному произведению, подготовленность учащихся и место произведения в системе работы в данном классе.

Для наиболее разумного и многогранного воздействия на учащихся нужна гибкая система путей изучения, когда недостатки одного компенсируются достоинствами другого.

Сочетание разных путей изучения произведения важно и с точки зрения наиболее целесообразной организации самостоятельного чтения учащимися больших произведений, поскольку это дает возможность несколько рассредоточить очередность чтения учащимися произведений, это во многом определяется именно путем изучения.

Проведение занятий зависит, главным образом, от возможностей учащихся. Разная подготовленность учащихся определяет и выбор методов, и различные их сочетания при любом пути изучения романа. Так, в зависимости от подготовленности учащихся можно наметить основные варианты работы:

1-й вариант. После вступительного, установочного слова учителя – цикл бесед о произведении с чтением и анализом отрывков из него и завершающая лекция учителя, подводящая итоги работы. В этом варианте применяется, главным образом, чтение и воспроизведение текста и эвристический метод работы. Другие методы используются в меньшей степени. Вариант наиболее приемлем для недостаточно подготовленных сразу к обобщающей работе учащихся. Но при большей насыщенности бесед серьезными вопросами, проблемными ситуациями, творческими заданиями он может быть пригоден и для более сильных классов.

При изучении произведения большой формы наиболее эффективной системой уроков является такая, которая построена на разборе произведения по ходу развития действия, с последующим этапом работы по образам и обобщающим темам.

Целостное изучение произведения не отменяет ни вступительных, ни завершающих занятий. Необходимо подготовить учащихся к восприятию произведения, а затем дать им своеобразное послесловие к книге, когда читатель еще раз поднимается над произведением, охватывает его в целом, сравнивает с другими произведениями и ретроспективно решает ряд вопросов. Каждый этап изучения, будучи самостоятельным, в то же время приоткрывает дорогу следующему, не гася, а возбуждая более глубокий, чем на предыдущем этапе, интерес к произведению.

Такой путь анализа, когда целостное изучение является центральным этапом, представляет собой взаимопроникновение всех ступеней изучения художественного произведения – его непосредственного восприятия, аналитического осмысления и выхода за пределы произведения. Для этого особенно важно поставить в начале изучения центральную задачу, решаемую всем анализом и проходящую через все уроки. Эта задача должна охватывать произведение в целом, вести к пониманию его идейно-художественной концепции. Центральной проблемой является проблемный вопрос к произведению.

Этот основной вопрос проходит через всю систему уроков, и каждый из них дает свою частичку ответа. Каждый урок должен иметь свою проблему, связанную с общей. Иногда можно идти от темы урока и материала к выяснению определенной проблемы, иногда, наоборот, от проблемы – к материалу. Следует помнить, что любой анализ, в том числе и целостный, должен содержать проблемный подход, а не просто стать этапом работы по усвоению содержания.

Определяется также система вопросов нравственного и эстетического воспитания на каждом из занятий.

Необходимо выяснить максимальные возможности для нравственного и эстетического воспитания учащихся. Для этого нужно учитывать два фактора: исторический подход к произведению и современное решение тех же проблем. Важно определить в произведении тех героев и те проблемы, которые совпадают с интересами наших современников.

Систему вопросов для эстетического воспитания при изучения произведения составляют особенности стиля писателя, закономерность развития сюжета и композиции произведения. А также вопросы о прекрасном в жизни, в облике героев – вопросы нравственно-эстетического идеала писателя.

Успешность изучения романа зависит от сочетания различных методов и приемов, используемых на уроках. Это и репродуктивно-творческий метод, проявляющийся в работе учащихся над текстом, и усвоение лекции учителя, и эвристические беседы, и самостоятельные задания по образцу, и творческие задания, и элементы исследовательской работы.

В такой же степени важно сочетать обобщенность выводов и проблем с конкретностью фактов.

У одних наиболее продуктивен ход от конкретности к обобщению, у других – от обобщений к конкретному анализу, подтверждающему выводы.

Сегодня считают одним из самых эффективных методов – работу над эпизодом.

При анализе большого эпического произведения в школе надо знакомить учащихся с системой вопросов и заданий, выполнение которых обеспечивает последовательное изучение темы. С их помощью они усвоят идейно-художественное своеобразие и место произведения в истории литературы, а также творческий облик писателя в целом. Вопросы и задания должны быть рассчитаны на комплексную работу учащихся над текстом произведения (в первую очередь), над соответствующими главами учебника по литературе, над критической литературой, указанной учителем и в учебнике, над сведениями, почерпнутыми из уст учителя. Только такая работа может обеспечить учащимся глубокие и прочные знания.

Ряд вопросов потребует от учащихся простого воспроизведения знаний, полученных из различных источников. Преобладающими же в обучении являются вопросы эвристического и исследовательского характера. Это задания, требующие сравнения различных оценок произведения, доказательства или опровержения каких-то точек зрения, анализа образной структуры произведения.

Надо провести всех учащихся через различные по направленности типы заданий, но отнюдь не через все конкретные задания, провести постепенно, наращивая степень трудности. Можно варьировать вопросы, можно упрощать их по необходимости. Но нельзя считать правильным, если слабым учащимся будут предлагать задания только на простое воспроизведение сюжета, текста произведения или учебника или простейшие вопросы по анализу. Таким способом никогда не воспитаешь любовь к литературе, желание ее читать, знать; так невозможно развить учащихся, и они останутся на том же уровне литературного развития, на каком пришли в школу, даже если и получили какие-то конкретные задания.

Вместе с тем трудная задача индивидуализации обучения должна найти свое воплощение. Во фронтальной работе в классе она устанавливается стихийно, самими учащимися: каждый отвечает на те вопросы, на которые может, и так, как может. Отбор же заданий для самостоятельной индивидуальной работы учащихся должен строиться по более строгому расчету учителя.

Наиболее трудными для учащихся считаются вопросы, требующие от них сравнений (произведения с произведением, темы с темой), а также знания широкого материала для аргументации, требующие понимания эстетических критериев оценки произведения, а также развития воссоздающего воображения. В этих случаях трудность создается необходимостью развитых, сложных, многоступенчатых умений.

К высшей степени трудности относятся и те вопросы, где сложен сам материал (противоречивое явление, различные оценки одного и того же факта, философская насыщенность материала). Трудными называют и вопросы, требующие хорошего конкретного знания несложных в целом конкретных эпизодов или слов (в этом невольно сказывается тенденция учащихся к поверхностным знаниям). Знание чего-то за пределами программы также относится к трудным заданиям.

К наименьшей степени трудности относятся вопросы, требующие анализа конкретных сцен или многих образов, относительно несложные проблемные задания, вопросы о нравственно-психологической сущности поведения героев, в большинстве случаев об их речевых характеристиках. Такими же считают учащиеся и пересказ-анализ опорных глав и вопросы на знание основных фактов творческой жизни писателя. Остальные вопросы относятся к средней степени трудности.

Разумеется, для уяснения всех вопросов, и наиболее легких, и наиболее трудных, необходимо знание самой книги и участие ученика в ее анализе.

Определение степени трудности позволит учителю точнее ориентироваться в вынесении ряда вопросов на самостоятельную домашнюю работу учащихся, с возможностью давать наряду с фронтальными и индивидуальные задания отдельным ученикам.

При организации урока целесообразно создавать рабочие группы. Поручая им различные задания. В группах ребята между собой распределяют обязанности, здесь может найтись посильная работа для учеников разного уровня, в процессе ее выявляются способности, о которых учитель мог и не подозревать. Когда обсуждаются коллективно подготовленные ответы или доклады, возникает соревновательность, напоминающая состязания команд, подготовленный ответ воспринимается членами группы как свой личный, выстраданный, они защищают свое мнение.

Полезно, кроме докладчиков, выделить группу оппонентов, которые заранее знакомятся с основными положениями выступления, самостоятельно продумывают тему, ставят вопросы, требующие дополнительного решения, рецензируют выступление. И еще может быть назначена группа арбитров, которая будет искать решение спорных вопросов. Их задача – внимательнейшим образом изучить текст произведения. сопоставить с ним каждое суждение.

Урок обычно начинается вступительным словом учителя, где ставятся проблемы, которые надо решать на уроке. Вступление может быть подготовлено не обязательно учителем, а и инициативной группой учеников – организаторов семинара. Затем идет главная часть урока – обсуждение проблем. В заключительном слове учитель сделает выводы, которые нужны не для того, чтобы раз и навсегда решить все вопросы, часто не имеющие однозначного решения. Необходимо выделить важнейшие достижения участников, оценить работу каждого.

Итак, в арсенале педагога много активных методов и приемов изучения эпического произведения.

Выбор пути изучения эпического произведения определяется степенью сложности произведения, уровнем подготовленности учащихся и, конечно же, конкретными целями и задачами, которые ставит перед собой учитель.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

1. Эпос как род литературы………………………………………………………

2. Общие задачи работы над эпическим произведением в современной школе…………………………………………………………………………….

3. Своеобразие анализа эпического произведения в старших классах……….

Проблема совершенствования образования и воспитания под­растающего поколения в XXI веке интересует учёных и учителей, родителей и учащихся. Особое значение приобретает идея фундаментальных знаний, преодоление разрыва между традиционными и современными методологиями, проблемы диалога культур, усвоение знаний в обобщённом виде и поиск системообразующих принципов для программ и учебно-методических комплексов, воспитание системных координат личности.

«Концепция современного литературного образования включает ряд проблем:

- чтение, воспитание и интерпретация литературного произведения;

- учёт уровней литературного развития школьников;

- совершенствование школьного литературоведения на основе пара­дигмы развивающего обучения;

- ориентация на воспитание творческой личности, способной к са­мостоятельной деятельности и др.

Особое значение имеет формирование нового типа взаимоотноше­ний между учителем и учеником. Большие воспитательные возможности литературы не реализуются сами по себе, если соответствующим образом не организован процесс преподавания. Во многих современных исследованиях ставится вопрос о необходимости совершенствования умственной, эстетической деятельности ученика, развитие его эмоциональной сферы, самостоятельности, в основе которой лежит владение способами добывания и применения знаний.

Выполнение поставленных задач: обеспечить в преподавании связь с жизнью, усилить воспитательное воздействие литературы, стимулиро­вать самосознание и самообразование школьников, научить их методам познания, совершенствовать речь учащихся, развивать воображение, чувство прекрасного требует от учителя-словесника не только хорошего знания предмета, но и постоянного внимания к личности ученика.

Представление о необходимости совершенствования школьного литературоведения на основе целостного изучения поэтики художественного текста, знания читательского восприятия, психологии школьника и мотивации его деятельности начинает утверждаться в теории и практике преподавания литературы. Представляется, что литературу следует изучать в широком культурном аспекте и при установке на формирование личности, способной к самоопределению.

Развитие читательской активности – одна из важнейших задач школы, ведь читательская культура школьников является существенным пока­зателем духовного потенциала общества. Художественное творчество даёт читателю наглядную картину мира, несет в себе элемент эсте­тического наслаждения, нравственного урока, ту духовную радость, испытать которую так важно каждому.

Необходимо прививать учащимся любовь к художественной литературе, развивать у них художественный вкус, умение самостоятельно воспринимать и оценивать произведения литературы, размышлять над ними. Без этого изучение литературы в школе может привести к чисто формальному усвоению знаний.

«Формирование читательских умений – одна из важнейших задач изучения художественной литературы в современной школе, особен­но остро вставшая в связи с введением новых усовершенствованных программ, в основе содержания и структуры которых лежит концепция литературного образования, базирующаяся на творческой деятельности школьников.

Литературное развитие школьников предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры, накопление читательского опы­та и понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере.

В методической науке предпочтение отдается приемам работы, обеспечивающим целостность восприятие художественного текста, его глубокую интерпретацию, понимание поэтики писателя. Не случайно основой базового компонента литературного образования названы чтение и изучение художественного произведения, его толкование.

В данной работе показан эпический род литературы как специфическая черта при изучении художественного произведения в средних и старших классах.

Цель данной работы : изучение особенностей анализа произведений эпического рода в старших классах.

Достижению данной цели подчинены следующие задачи:

1. Дать понятие об эпосе как литературном роде, определить основные особенности эпоса как рода литературы.

2. Выяснить, какое место занимают произведения эпического рода в школьной программе.

3. Определить специфику восприятия школьниками эпических произведений.

4. Выяснить специфику анализа произведений эпического рода в старших классах.

5.Раскрыть содержание уроков по анализу произведений эпического рода в старших классах.

1. Эпос как род литературы

а) особенности эпического рода литературы.

Эпос (греч. е pos – слово, повествование, рассказ) – литературный род, выделяемый наряду с лирикой и драмой. Эпос, как и драма, воспроизводит действие, развертывающееся в пространстве и времени, ход событий в жизни персонажей. Специфическая же черта эпоса – в организующей роли повествователя: носитель речи сообщает о событиях и их подробностях как о чем-то происшедшем и воспоминаемом, попутно прибегая к описаниям обстановки действия и облика персонажей, а иногда к расхождениям. 3

Повествовательный пласт эпического произведения взаимодействует с диалогами и монологами персонажей. Эпическое повествование то становится самодавлеющим, на время отстраняя высказывания героев, то проникается их духом в несобственно-прямой речи; то обрамляет реплики персонажей, то, напротив, сводится к минимуму или временно исчезает. Но в целом оно доминирует в произведении, скрепляя воедино все в нем изображенное. Поэтому черты эпоса во многом определяются свойствами повествования.

Итак, основные черты эпических произведений - воспроизведение внешних по отношению к автору явлений действительности в объективном ходе событий, повествовательность и сюжетность. При изучении эпоса как рода литературы необходимо познакомить учеников с этими чертами. Это особенно важно при разграничении родов и жанров литературы.

б) своеобразие жанров эпоса.

Трудности встающие при анализе эпических произведений, возникают уже при определении жанра сочинения. Серьезную ошибку допустит тот, кто станет рассматривать рассказ или повесть, предъявляя к ним требования, которым может соответствовать лишь роман.

Одна из методических задач учителя – познакомить учащихся с жанровым своеобразием эпических произведений и научить применять эти знания при анализе произведений. При этом важно учитывать возрастные особенности учащихся и этапы литературного образования в школе. Работа в VII – VIII классах направлена на систематизацию представлений о родах и жанрах литературы, в круг изучения входят такие жанры как: роман, биография, житие, притча, проповедь, исповедь, новелла. Теория литературы в старших классах помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров.

Жанры эпоса делятся на большие (эпопея, роман), средние (житие, повесть) и малые (сказка, басня, притча, новелла, рассказ, очерк, эссе). 6 Некоторые формы прозы относятся и к лирико-эпическим жанрам.

На грани двух родов литературы находится поэма, изучение которой для школьников представляет немалые трудности. С рассказом и повестью поэму роднит наличие в ней сюжета. С выяснения сюжетной основы поэму целесообразнее всего и начинать о ней беседу. Из-за авторских отступления, исповеди героя, сюжет ослабляется. Поэтому от общего взгляда на сюжет поэму словесник переходит к наблюдениям над ее композицией. Выясняется и записывается ее план. Но нельзя забывать и о выразительном чтении.

Не менее сложным является разграничение жанров внутри малой эпической формы, поскольку границы между рассказом и очерком весьма условны, а многие современные советские литературоведы отказываются признавать разницу между рассказом и новеллой. Но это не должно привести к отказу от точного определения жанра. Задача и состоит в том, чтобы охарактеризовать своеобразие произведения писателя с учетом и традиций и новаторства.

Но жанровые различия не должны снимать при изучении того общего, что составляет существо эпического рода литературы, - его повествовательности и способности охватить жизнь в ее объективной полноте.

2. Общие задачи работы над эпическим произведением в современной школе

Естественно, что на разных этапах обучения в поле зрения учащихся будут не все компоненты, да и вообще полнота анализа больших эпических произведений в школе непостижима. Поэтому важно в каждом случае искать основные линии, доминанты анализа, через которые бы ученик шел к пониманию идейно-художественного смысла произведения на доступном для его возраста уровне.

На уроках литературы, посвященных эпическим произведениям, много читают вслух. Это особое искусство, так как прозаическое произведение многоголосно: кроме голоса автора-повествователя, звучат голоса героев, иной раз очень непохожие. Проза обладает своим ритмом, который надо уловить и передать, следуя членению речи на такты. Повествовательное произведение, особенно большое, отличается богатством интонационных решений. Спокойное авторское изложение сменяется лиризмом описаний, драматизмом сцен, пронизывается комизмом и так далее. Проза позволяет прибегать и чтению по лицам, причем выделяется читающий за автора. Выразительное чтение помогает усилить сопереживание и эмоциональное восприятие произведения. Особенно важно первичное чтение. В первичном чтении художественных произведений закладываются основы понимания их: самостоятельная оценка героев, их характеров, мыслей, чувств, поступков. Как правило, эпическое произведение, особенно крупное, прочитывается учащимися полностью до уроков по нему в классе.

Перечитывание эпического произведения сопровождается пересказыванием отдельных страниц, выделением истории того или иного героя, сопоставительным пересказыванием эпизодов. Это делается ради решения того вопроса, который поставлен в начале работы над произведением.

От класса к классу пересказывание и досказывание произведения или его эпизодов все в большей степени обогащается суждениями о героях, оценками их поступков, элементами их характеристики. Старшеклассники должны уметь углубляться в подтекст произведения, раскрывать его глубокий смысл, сравнивать героя с героем, произведение с произведением.

Все же одно чтение, рассчитанное только на непосредственное эмоционально-эстетическое восприятие, далеко не всегда раскрывает школьникам познавательную и воспитательную сущность литературного произведения. Нужен также и анализ, которые не подавляя эмоционально-эстетического впечатления, поднимал бы его на более высокую ступень понимания. При анализе произведения ставится цель донести до учащихся его объективный смысл, помочь им войти в мир художественного произведения, осознать авторское отношение к изображаемому. Не менее важно стимулировать личностный подход к проблемам, поставленным автором, иначе литература не окажет воспитательного воздействия на подростков и юношей.

Приступая к анализу произведения, учитель обдумывает три основных вопроса:

Цель и содержание разбора;

Организация работы (разработка материала по урокам, система знаний);

Методика вовлечения учеников в эмоционально-познавательную деятельность.

Именно в анализе литературных произведений открываются многообразные возможности связывать их с современной жизнью, показывать в них не только отражение в прошлой действительности, но и то, что живо перекликается с характерами и поведением современных людей.

В школе плодотворен историко-функциональных подход, когда при истолковании произведения принимается во внимание жизнь его в читательском сознании разных эпох. При выборе трактовки произведения учитывается и психологический аспект – необходимость вызывать интерес учащихся, и потребность в активном соучастии при работе с текстом.

Можно назвать несколько условий, соблюдение которых ослабляет впечатление раздробленности анализа:

необходимо избегать схематизма, отвлеченности. Анализ постоянно должен сопровождаться синтезом, не ограничиваться логически-понятийными выводами, а оживлять конкретно-образные представления школьников;

надо создавать условия для появления и сохранения эмоциональных реакций учащихся в процессе разбора;

необходимо избегать избыточности анализа, то есть слишком подробного обилия сведений, что трудно усваивается учащимися, при этом главное остается без внимания;

однообразие методов и приемов ведет к схематизму, вызывает равнодушное отношение детей к прочитанному.

Различия в подходе к эпическим произведениям в разных классах связаны с возрастом и познавательными возможностями учащихся. Но нельзя даже с младшими подростками сводить работу над текстом к пересказу, составлению планов и разговору только о событийной стороне. Анализ в любом классе должен быть содержательным.

Итак, различия в работе над эпическим произведением зависит от жанра, возраста школьников, ступеней обучения, но общей особенностью является необходимость группировать художественный текст вокруг определенных проблем и рассматривать все компоненты образной системы в их взаимосвязи.

3.Своеобразие анализа эпического произведения в старших классах

В старших классах ( X - XI ) историко-литературный принцип является главным в построении курса. Историко-литературный курс старших классов дает системное представление об эпохах развития литературы, сопоставляя произведения русских и зарубежных авторов и выделяя лейтмотивы искусства определенного времени, следя за национальными и индивидуальными вариациями проблем в творчестве писателей. Искусство слова изучается как художественное отражение жизни в ее историческом движении, как порождение и отражение определенной эпохи с ее социальными, нравственными и эстетическими проблемами – это позволяет воспринимать их как художественные ценности, которые не теряют своего значения и в наше время. Писатель выступает как живое лицо, мы видим в нем черты его времени, вместе с тем понимаем, что он участник сегодняшней жизни, воздействующий на духовный мир читательских поколений.

В старших классах учащиеся овладевают:

а) историко-литературными знаниями о наиболее существенных особенностях литературных направлений (классицизма, романтизма, реализма, символизма);

б) теоретико-литературными знаниями о конкретно-историческом и общечеловеческом значении литературы; об основных способах выражения сознания автора в произведении; о целостности литературного произведения.

- знать содержание изучаемого произведения, его оценки в критике и уметь формировать свое отношение к авторской позиции;

- характеризовать главных героев произведений разных родов.

Учитывая вышеперечисленные особенности изучения литературных произведений в старших классах определим своеобразие анализа эпических произведений:

- необходимо рассматривать произведение в контексте творчества писателя, эпохи;

- учитель должен выработать у учащихся умения характеризовать героев в социально-нравственном аспекте.

В связи с большим объемом материала и сложностью изучаемых произведений, анализ эпических произведений все чаще становится:

а) обзорным – груз избираемых учителем вопросов, которые рассматриваются в общих чертах без обращения внимания на детали;

б) выборочно-направленным, то есть вопросы, проблемы, которые выбираются учителем, обладают емкостью и избирательностью;

Кроме того, в старших классах виды деятельности учителя и учащихся сокращаются: все внимание сосредотачивается на осмыслении текста, обеспечение его понимания. Однако анализ не должен вестись в отрыве от самого текста. Внимание к деталям произведения, его художественному своеобразию помогает ученикам понять позицию автора и усвоить авторскую концепцию.

Таким образом, совершенно необходимо, чтобы в сознании учеников сложилась целостная картина развития искусства слова и возникло законченное представление о смене исторических эпох в результате обучения. Кроме того, важно, чтобы анализа в старших классах вовлекал в активную познавательно-творческую деятельность учеников.

- познакомиться с характеристиками нигилизма, данными в раз­ных источниках разного времени;

- сопоставить понятие нигилизма и взгляды Базарова;

- подвести к мысли о его разрушительном воздействии на характер личности и общества.

Сердце Тургенева не могло быть с первым в нашей литературе большевиком.

Пафос разрушения и переустройства настолько неприемлем для Турге­нева, что он заставляет Базарова в конце концов вчистую проиграть Кирсанову.

Ход урока

Учитель. Как вы думаете, зависит ли судьба человека от его убеждений? Мо­гут ли убеждения погубить человека, разрушить его жизнь или, наоборот, сделать его счастливым?

Сегодня мы поговорим об убеждениях Базарова. О том, что скрывается под пугающим словом нигилизм. Что вкладывают герои в это понятие. Соответ­ствуют ли их оценки реальному содержанию слова?

Первая учебная ситуация.

Нам предстоит словарная работа. На карточках представлено несколько фор­мулировок, характеризующих одно и то же понятие — нигилизм. Выберите из них ту, которая вам больше всего нравится. Запишите её, указав источник (автора), подчеркните решающие определения, характеризующие данное по­нятие.

? Нигилизм — это убеждения или их отсутствие? Можно ли считать нигилизм социально позитивным явлением? Почему ?

Большой энциклопедический словарь.

Толковый словарь русского языка.

Нигилизм — это убеждения, жёсткие и непреклонные, основанные на отри­цании всего предшествующего опыта человеческой мысли, на разрушении традиций и государственных институтов. Как известно, активизируют эти убеждения в переломные эпохи: 60 — 70 годы XIX века. начало XX века, Философия нигилизма позитивной быть неможет, так как отвергает всё, не предлагая ничего взамен. Наряду с этим существует нигилистическое вос­приятие действительности, возникающее при любых общественных или ча­стных столкновений во все времена. Оно естественно и направлено на отрицание отдельных недостатков. Как правило, эта болезнь роста свойственна молодёжи и быстро проходит.

Учитель. Интересно отменить, что в разных источниках дается свой вариант возникновения термина нигилизм. Британская энциклопедия ведет его исто­рию со Средних Веков. Современные исследователи (Ф. Кузнецов, П. Пустовойт) относят к 30-м годам XIX века. При этом критики (Н. Надеждин, В. Бе­линский и др.) вкладывали в это слово иное значение: нигилистами называ­лись люди невежественные и тёмные.

Только с появлением демократов-разночинцев это понятие стали неразрывно связывать с ними. Естественно, в зависимости от взглядов, одни хвалили, а другие ругали.

Вторая учебная ситуация.

Проверка домашнего задания — сводной таблицы, представляющей взгляды Евгения Базарова. Три ученика (по едкому пункту таблицы каждый) знакомят класс с цитатами, которые им удалось обнаружить и занести в таб­лицу. Слушатели сверяют свои варианты с предложенным, дополняют свои записи, если в этом есть необходимость. Затем все обсуждают вопрос и крат­ко записывают ответ.

? Соответствуют ли взгляды Евгения Базарова нигилистическим воз­зрениям, или Тургенев ошибся, причисляя его к нигилистам?

Статья рассказывает о методике анализа эпического произведения в старших класса, поскольку школьный анализ большого эпического произведения является и теоретически, и практически сложным вопросом.


Оценить 1487 0

Негосударственное образовательное учреждение

Статья
«Методика анализа эпического произведения

учитель русского языка и литературы

Ганеева Виктория Николаевна

Методика анализа эпического

произведения в старших классах

В основе школьного анализа художественного произведения всегда лежит литературоведческая концепция. И хотя очевидна неполнота школьного анализа, он должен продвигать учащихся в направлении авторской тенденции.

Итак, бесспорно, главным при изучении эпического произведения является целостность анализа, при которой дается и характеристика системы образов, а само произведение рассматривается в единстве формы и содержания. При этом учащиеся следуют за развитием мысли автора, следят за течением сюжета, выделяя центральные эпизоды, мотивируют поступки героев.

Список использованной литературы

Айзерман Л.С. Уроки литературы сегодня. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1974.

Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1964.

Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994.

Пруцков Н.И. Вопросы литературно-критического анализа. – М.-Л., 1960.

1 Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. – С.152.

Читайте также: