Тайны мыльных пузырей план урока

Обновлено: 05.07.2024

Оборудование: мультимедийный комплекс, раздаточный материал (тарелки, трубочки, пластиковые стаканчики, вода, моющее средство, глицерин, сахар, краски, бумага, игрушки).

Ход занятия

1. Организационный момент. (2 мин)

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие. Для начала предлагаю вам отгадать загадку.

Две соломинки и блюдечко.
Шарик лопнет и растает,
Словно песенка на дудочке
Эта радужная стая.

Правильно, сегодня мы будем открывать тайны мыльных пузырей.

2. История мыльного пузыря. (5 мин)

“Мыльный пузырь, пожалуй, самое восхитительное и самое изысканное явление природы”. Марк Твен

Вы пускали когда-нибудь мыльные пузыри?

Мыльные пузыри радовали детей и взрослых ещё во времена древней Помпеи. Интересовали философов и художников.

Существуют даже легенда о появлении мыльного пузыря, (рассказываю легенду о трубочисте).

В средние века многие художники и скульпторы изображали в своих работах мыльные пузыри. (рассказ по слайдам о картинах)

В Белоруссии существует вот такая скульптура девочки пускающей мыльные пузыри.(рассказ о скульптуре)

В настоящее время мыльные пузыри становятся модными объектами. "Сегодня ФАНТАСТИЧЕСКОЕ ШОУ МЫЛЬНЫХ ПУЗЫРЕЙ является одним из самых дорогих проектов мировой развлекательной индустрии" - пишут в рекламных проспектах.

3. Научные сведения о мыльном пузыре. (25 мин)

Но мыльные пузыри – это не только объект для развлечения. Это серьезная тема для научных исследований.

“Выдуйте мыльный пузырь, – писал великий английский ученый Кельвин, – и смотрите на него: вы можете заниматься всю жизнь его изучением, не переставая извлекать из него уроки”.

Давайте и мы попробуем узнать что-то научное о мыльном пузыре. Для этого нам нужно его надуть. А начинать мы будем с приготовления раствора.

Кто знает из чего состоит раствор для мыльных пузырей? (вода и мыло, или моющее средство, или шампунь). Да это самый простой раствор. Но я вам открою тайну приготовления раствора для создания самых красивых и прочных пузырей. Видите, на столе стоит вода, моющее средство и еще сахар и глицерин. Да, в современном мире в мыльный раствор добавляет сахар и глицерин, чтобы стенки пузыря были более прочные и он долго не лопался. Конечно же артисты шоу в раствор добавляют еще какие-то вещества, уж больно большие у них получаются пузыри, но каждый артист хранит свой рецепт в секрете. Итак, приступим. (готовим раствор, смачиваем тарелочку раствором и выдуваем пузырь на тарелочке через трубочку).

Посмотрите внимательно на свои пузыри. Какие они красивые.

Как выдумаете, чем же мог заинтересовать ученых мыльный пузырь.

Дети выдвигают предположения. Учитель корректирует высказывания и в итоге формулирует вопросы.

- Что такое мыльный пузырь?

- Насколько тонка его плёнка?

- Почему пузырь имеет форму шара?

- Почему он переливается всеми цветами радуги?

Мыльный пузырь — тонкая пленка мыльной воды, которая формирует шар с переливчатой поверхностью.

Пленка пузыря состоит из тонкого слоя воды, заключенного между двумя слоями мыла.

Ученые установили, что стенки пузыря тоньше волоса и папиросной бумаги в 500 раз.

Слои мыла состоят из очень сложных молекул. Их называют – русалками. Тельце молекул смачивается водой, а хвостики не смачиваются, поэтому они вот таким образом располагаются на поверхности воды. Они заключают воду как-будто в трубочку. При этом слой мыла очень эластичный. Когда мы надуваем пузырь он растягивается точно также как резина, из которой сделан воздушный шарик.

Давайте надуем воздушный шарик. Обратите внимание: мы вдуваем воздух в шарик и струя воздуха направлена по прямой от нас, а шарик раздувается по всем направлениям, по всему объему. Точно также надуваются мячи футбольные и баскетбольные, резиновые шины автомобиля. Почему это происходит? Именно воздух стремится придать пузырю форму шара.

Но может быть это объясняется тем, что отверстие, через которое мы выдуваем пузырь имеет круглую форму? Я приготовила проволочные рамки квадратные и треугольные. Попробуем выдуть из них пузырь.

И действительно мы видим, что на поверхности пузыря образуются разноцветные полоски и круги.

Ребята, где вы еще могли видеть такую разноцветную картину? (Радуга, пленка на луже)

Из уроков природоведения вы должны знать как образуется радуга? (Cолнечные лучи после дождя проходят через капельки воду в атмосфере и преломляясь расщепляются на семь цветов.)

Здесь происходит точно такое же явление.

В мыльном пузыре свет отражается от верхнего и нижнего слоя. Так как каждый слой состоит из разных веществ, то и отражают и преломляют свет они по-разному. Эти сложные и интересные явления вы будете изучать в старших классах.

Проблемой мыльных пузырей интересовался английский физик Бойз. Он написал книгу “Мыльные пузыри”. Эта книга и развлекательно характера и в тоже время научного.

Некоторые научные факты о мыльных пузырях мы сегодня узнали. Еще более интересные факты о том как ведут себя мыльные пузыри на морозе и как их можно законсервировать вы узнаем на следующем занятии.

А теперь я предлагаю вам проделать не сложные опыты с мыльными пузырями, которые, кстати, можно увидеть в шоу мыльных пузырей.

  • Опыт 1. Несколько пузырей друг в друге. Слайд 9
  • Опыт 2. Мыльный пузырь вокруг предмета.
  • Опыт 3. Мыльный пузырь на предмете.

5. Итог занятия (5 мин)

В мыльном пузыре, в его недолговечной и воздушной природе, сокрыто ещё множество тайн.

Сегодняшний урок подошел к завершению.

Помните, мир не белый и не чёрный он такой, как вы его видите!

В заключение предлагаю вам посмотреть поучительный мультфильм, который поднимет всем настроение.

Экспериментальная деятельность всегда вызывает у детей большой интерес! А когда можно не только что-то узнать новое, а сделать это самому да еще и поиграть - большей радости и представить нельзя!

Предлагаю Вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие" в группе среднего возраста "Секрет мыльных пузырей".

ВложениеРазмер
nod_sekret_mylnyh_muzyrey.odt 18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

городского округа закрытого административно-территориального образования Сибирский Алтайского края

первой квалификационной категории

Бутова Олеся Олеговна

ЗАТО Сибирский, 2017 г.

Цель: Уточнение и расширение знаний детей о свойствах мыла и мыльного раствора как основы для получения мыльных пузырей в лабораторных условиях.

  • актуализировать знания детей о свойствах мыла и его разновидностях;

уточнить и закрепить знания детей о том, для чего люди используют мыло в повседневной жизни;

  • создавать условия для пополнения и активизации словаря детей на основе углубления знаний о мыле и воде (душистое, твердое, шероховатое, скользкое и т. д.);
  • способствовать совершенствованию диалогической речи (умение участвовать в беседе, понятно отвечать на поставленные вопросы);
  • содействовать закреплению правил безопасного поведения в ходе исследовательской деятельности, умению работать в коллективе;
  • способствовать развитию психических процессов (память, внимание, речь, мышление и др.).

Методы и приемы:

Игровые: сюрпризный момент, создание игровой ситуации, двигательная пауза.

Наглядные: наблюдение, показ предметов и действий.

Словесные: рассказ педагога, вопросы к детям, объяснение, пояснение.

Практические: практическая работа.

Ход непосредственно образовательной деятельности

- Ребята, сегодня за окном пасмурно и хмуро. Давайте подарим друг другу хорошее настроение!

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг!

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

- Смотрите, что я вам сегодня принесла!

- Давайте с ними поиграем!

*начинаю дуть, пузыри заканчиваются

- Ой, ну вот, пузыри закончились. Что же нам теперь делать?

- А давайте попробуем сами изготовить мыльные пузыри? Как вы думаете, из чего они делаются?

- Конечно! Они же мыльные! А вы знаете для чего нам нужно мыло?

- Разве нельзя мыть руки и лицо обычной водой, без мыла?

- Правильно, мыло лучше отмывает всю грязь, уничтожает микробы и неприятные запахи. Посмотрите сколько разного мыла у нас есть! Давайте-ка внимательно его рассмотрим.

  • Какое мыло бывает по форме?
  • Какое мыло бывает по цвету?
  • Какое мыло бывает по размеру?
  • Какое мыло бывает по запаху?

- Да, ребята, вы совершенно правы, мыло бывает разное: и жидкое, и твердое, и хозяйственное, и детское. Разное по форме и размеру, цвету и запаху. Давайте разложим мыло в коробки, в соответствии с картинками, которые на них нарисованы.

- А сейчас я приглашаю вас пройти в лабораторию. Вы знаете что это такое?

- Лаборатория — это место, где проводят различные опыты, исследования; каждый работает над своим открытием. Сегодня мы тоже постараемся сделать свое открытие: будем создавать мыльные пузыри. Но перед началом нашей работы давайте повторим правила безопасности при работе с мылом.

Правила безопасности при работе с мылом и мыльным раствором.

1. Не брать мыло и намыленные пальцы в рот!

2. Не допускать попадания мыла в глаза, а если попадет, обязательно промыть водой!

3. Не пить мыльную воду (мыльный раствор)!

- Ну что, мои маленькие исследователи, вы готовы? Тогда приступаем!

- Возьмите в руки по кусочку мыла. Какое оно?

*твердое, сухое, гладкое

- Как вы думаете, что станет с мылом, если опустить его в воду? Давайте проверим. Какое оно стало?

* опускают мыло в воду, отмечают, что оно осталось твердым и гладким, но стало скользким

- А во вторую миску с водой я добавлю жидкое мыло и хорошенько перемешаю.

- Отлично, у нас уже почти получилось! Убирайте мыло на тарелочки и не забудьте вытереть руки бумажным полотенцем.

- Чтобы исследователи не уставали, они обязательно делают зарядку. Готовы?

В тепленькой водичке разведу я мыло, (моторчик)

Капельку шампуня, чтобы лучше было. (кулачки)

А теперь вот ручки трубочкой… Смотри! (дуем в кулачки)

Как переливаются эти пузыри! (круговые движения руками перед собой)

На, попробуй, выдуй тоже! (дуют)

И скажи, на что похожи? (показывают круг руками)

В этих мыльных переливах все нарядно и красиво! (вверх-вниз руками)

Только в руки брать нельзя! (грозят пальчиком)

Лопнут, попадут в глаза! (хлопают в ладоши)

Пусть себе летают, небо украшают! (машут руками над головой)

- Ребята, посмотрите, мыло мы намылили, а пузырьков-то нет! Как вы думаете, что нужно делать дальше, чтобы получились пузыри?

- Возьмите трубочки и покажите, как вы будете дуть. Подуйте на ладошку. Чувствуете холодный воздух?

- А теперь опустите трубочку в воду и подуйте в нее. Только будьте осторожны: не пейте мыльную воду!

*делимся на группы: 1 — работают с мыльной водой (твердое мыло),

2 — работают с мыльной водой (жидкое мыло)

- Что у нас получилось? Какая она? В какой миске пена получилась пышнее: с добавлением твердого или жидкого мыла?

*мыльная пена; легкая, воздушная, большая и т.д.

- Посмотрите, какие красивые пузырьки! А какие они дружные, как крепко держатся друг за друга! Давайте же скорее с ними поиграем!

- Ой, а почему же они не летают?

- А хотите я вам открою маленький секрет? Чтобы мыльные пузыри полетели, нам нужен еще один помощник — глицерин. Он сделает наши пузыри крепкими и мы сможем с ними поиграть!

*добавляем глицерин и выдуваем мыльные пузыри

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Развлечение "Праздник мыльных пузырей"

ФИЗКУЛЬТУРНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ "ПРАЗДНИК МЫЛЬНЫХ ПУЗЫРЕЙ".


Праздник мыльных пузырей

Развлечение было подготовлено с целью познакомить детей с новыми загадками,техникой изготовления и надувания мыльных пузырей,а также закрепления техники наклеивания готовых форм на лист бумаги.

презентация "Всегда ли мыльные пузыри круглые"

презентация к занятию старшей группы.

Конспект занятия по рисованию "Мыльные пузыри"

Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе.


Это развлечение для детей раннего возраста в дни зимних каникул. Чтобы поднять малышам веселое , радостное настроение прекрасно подходят игры с воздушными шариками и мыльными пузырями.Встреча с любимы.


Праздник мыльных пузырей

Развлечение для младшего и среднего возраста, легко приготовить, не требует много оборудования, очень понравилось детям, Капитошка (единственный персонаж), инструктор и воспитатель легко справля.


Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Внеурочка Учитель года.docx

Конспект занятия

по внеурочной деятельности в 3 классе

Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии.

Тип занятия: открытие новых знаний.

Планируемые результаты:

формирование представления об образовании, строении, составе растворов мыльных пузырей.

формирование положительного отношения к исследовательской деятельности;

адекватное понимание причин успешности/неуспешности экспериментальной деятельности.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

осуществление поиска нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы построение логических рассуждений, анализа, включающее установление причинно- следственных связей.

Регулятивные УУД:

планирование своих действий с учетом поставленных учебных задач;

умение вносить коррективы в действия на основе оценки и учета сделанных ошибок;

умение осуществлять пошаговый и итоговый контроль своих действий в ходе эксперимента.

Коммуникативные УУД:

умение учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение, оказывать необходимую взаимопомощь.

Оборудование: мультимедийная презентация, словарь С.И. Ожегова, реквизиты для создания мыльных пузырей .

Ход занятия

(Парты учащихся расставлены на 3 группы по 5 человек)

Мотивация к учебной деятельности.


- Похлопайте в ладоши те, кто пришёл в школу с хорошим настроением.

- Пожмите руку соседу, если сегодня вы готовы ему помочь (круговое пожатие).

- Помашите мне рукой те, кто хочет поскорее узнать что-то новое.

- Ребята, у меня для вас сюрприз (демонстрирую коробочку)

- Как вы думаете, что там может лежать? (предположения учащихся)

- Можно ли определить, что там лежит, не открывая ее? (Можно понюхать. Вывод: в коробочке лежит мыло)

- Да, это мыло. Какие виды мыла вы знаете? (детское, туалетное, жидкое, хозяйственное)

- Для чего используют мыло? (Чтобы вымыть руки, смыть грязь, убить бактерии…)

- Как вы думаете, для чего оно нам сегодня понадобится? (предположения детей)

- Подумайте, может ли мыло нас развеселить, развлечь? Как? (Ответы учащихся, итог: мыльные пузыри)

- Что мы должны провести, чтобы узнать побольше о мыльных пузырях? (исследование)

- Сегодня на занятии будем проводить исследование. Наш кабинет превратится на некоторое время в лабораторию.

Слайд со словом: Исследование

– Что такое исследование? (Поиск истины, познание неизвестного)
– Кто такие исследователи? (Те, кто проводят исследования)

- Чтобы наше исследование было более продуктивным, мы будем двигаться по следам-помощникам.

Следы: УЗНАТЬ…

2. Актуализация знаний (погружение в проблему).

Цель этапа : способствовать осознанию учащимися внутренней потребности к получению нового знания.

- О чем мы сегодня должны узнать?

УЗНАТЬ … (о мыльных пузырях)

- Что для этого должны провести?

ПРОВЕСТИ… (исследование)

- Что нам нужно будет сделать в конце?

СДЕЛАТЬ… (выводы)

3. Поиск решения проблемы, открытие новых знаний (работа в группах)

Цель этапа : организовать работу по получению учащимися нового знания, умение применять полученные знания в соответствии с поставленной учебной задачей.

- Вы разделены на группы, у каждой группы будет свое задание.

- Первая группа, что лежит на вашем столе?

- Для чего нам нужен толковый словарь?

- Значение какого слова мы будем искать?

ПУЗЫРЬ, -я,м. 1. Наполненный воздухом прозрачный шарик в жидкости, жидкой массе. Мыльный пузырь (выдуваемый из мыльной пены; также переносное значение: о чем-нибудь ярком, но непрочном)

Интересные факты о мыльных пузырях.

Оказывается, в Самаре есть праздник мыльных пузырей. И проводят его десятого мая.

В тысяча девятьсот девяносто шестом году житель Новой Зеландии выдул пузырь длиной тридцать два метра. И после этого попал в Книгу рекордов.

В Средние века мыло использовали исключительно в лечебных целях – для лечения кожных заболеваний.

При температуре минус двадцать пять мыльный пузырь замерзнет в воздухе. И когда он коснется поверхности, то разобьется как хрустальный бокал.

На территории современной России мыло начали варить еще при Петре I. Но вплоть до восемнадцатого века его могли позволить себе только высокопоставленные знатные люди.

Каждая группа знакомит класс с результатами своей работы.

4. Физминутка.

-мыльный пузырь похож на шар земной? Да

- на мячик надувной? Да

-он похож на телефон? Нет

- на большой магнитофон? Нет

- круглый он, как солнце в небе? Да

- как колесо на велосипеде? Да

- похож ли на дом? Нет

- белый снежный ком? Да

5. Выполнение продуктивных заданий по теме. Эксперимент познания в действии.

Цель этапа : организовать работу по постановке целей учебной деятельности, и на этой основе – выбор способа и средств их реализации в практической (экспериментальной) деятельности.

- Где можно приобрести раствор для мыльных пузырей? (В магазине детских игрушек)

- Представьте, что в магазине закончились все мыльные пузыри, а вам так хочется с ними поиграть! Как решить эту проблему?

- Из чего можно приготовить раствор для мыльных пузырей? (шампунь, гель для душа, жидкость для мытья посуды, жидкое мыло)

- Из какого моющего средства, на ваш взгляд, получатся самые удачные пузыри? (предположения учащихся)

- Давайте проверим! Предлагаю провести исследование мыльных пузырей и определить лучший рецепт.

Ставлю на столы Чемоданчики исследователя.

Детям предлагается 3 вида раствора:

1) вода + шампунь;

2) вода + жидкость для мытья посуды;

3) вода + гель для душа .

Каждая группа готовит раствор и пробует надуть мыльные пузыри.

- Получилось ли выдувать мыльные пузыри?

- Как вы думаете, почему пузыри не получились такими, как мы ожидали?

Просмотр видеоролика

- Про какой секрет мы не знали? (добавить глицерин)

- А теперь я буду вашим ассистентом и добавлю в каждый раствор глицерин.

Дети тестируют раствор повторно, после добавления глицерина, делают выводы.

- Несколько капель глицерина, добавленные в мыльный раствор, сделали наши пузыри более прочными!

5. Итог занятия. Рефлексия деятельности.

Цель этапа : организовать работу по самооценке учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

- Какие эмоции вы испытывали, когда надували пузыри? (Радость, было весело)

- Расшифруйте анаграмму и скажите, какое ощущение вызывают у нас мыльные пузыри. (РАПДЗКИН)

- Чтобы ощущение праздника сегодня долго не покидало вас, я приготовила сюрприз!

Выбранный для просмотра документ Презентация Microsoft PowerPoint.pptx


Описание презентации по отдельным слайдам:


Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму.

Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму.


ИССЛЕДОВАНИЕ – поиск истины, познание неизвестного

ИССЛЕДОВАНИЕ – поиск истины, познание неизвестного

 ИССЛЕДОВАНИЕ

 ИССЛЕДОВАНИЕ


root:


 ПРДЗАКНИ

 ПРАЗДНИК


Выбранный для просмотра документ Самоанализ.docx

Самоанализ занятия по внеурочной деятельности

проведённого 5 ноября 2019 года в 3 классе

учителем начальных классов Бочкаревой А.В.

Направление внеурочной деятельности - общеинтеллектуальное.

На занятии старалась формировать у учащихся следующие базовые учебные действия:

формирование представления об образовании, строении, составе растворов мыльных пузырей.

формирование положительного отношения к исследовательской деятельности;

адекватное понимание причин успешности/неуспешности экспериментальной деятельности.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

осуществление поиска нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы построение логических рассуждений, анализа, включающее установление причинно- следственных связей.

Регулятивные УУД:

планирование своих действий с учетом поставленных учебных задач;

умение вносить коррективы в действия на основе оценки и учета сделанных ошибок;

умение осуществлять пошаговый и итоговый контроль своих действий в ходе эксперимента.

Коммуникативные УУД:

умение учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение, оказывать необходимую взаимопомощь.

На занятии я применяла фронтальную, групповую работу, в процессе которой развивалось мышление, закреплялись и обобщались приобретённые знания, стимулировалась познавательная активность учащихся.

Были использованы методы обучения:

методы стимулирования и мотивации учения (формирование интереса к учению на первом этапе);

методы организации и осуществления учебных действий: сочетание словесных и наглядно-демонстративных методов (в течение всего занятия);

практический метод (на этапе самостоятельной деятельности):

проблемно-поисковый метод (на этапе актуализации знаний, на этапе построения плана выхода из затруднения и открытия детьми новых знаний).

Внеурочную деятельность я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативную, игровую, здоровье-сберегающую технологии. Была активно использована работа с информацией (поиск информации) – работа с толковым словарем, с интересными фактами, выбор информации при просмотре ролика.

При планировании учтены особенности знаний учащихся по данному материалу. Для концентрации внимания использовала презентацию, которая применялась по мере необходимости, в соответствии с этапами занятия.

На занятии были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание я включила элементы обучения учащихся универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

На данном занятии применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и практической.

Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап занятия, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.

На всех этапах занятия ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

Этапы занятия были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

Использовала межпредметную связь (русский язык, окружающий мир).

На занятии учащиеся прогнозировали, чем они будут заниматься на внеурочном занятии, самостоятельно формулировали познавательные цели и этапы работы.

Для повышения работоспособности, снятия мышечного напряжения была использована физкультминутка, которая была подобрана с учётом целостности занятия и возраста ребят.

На протяжении всего занятия старалась поддерживать доброжелательные отношения между учащимися и педагогом, учащимися и учащимися.

Цели и задачи, запланированные на занятии, были успешно реализованы с помощью используемых приёмов и методов.

Считаю, что на занятии мы смогли раскрыть тему. Думаю, что цель была достигнута.

Нажмите, чтобы узнать подробности

вопросы, устанавливать связи между объектами наблюдения.

Коммуникативные: формировать умение уважать мнение собесед-

ника; задавать вопросы и отвечать на них, учить проявлять интерес

к групповой работе.

Методы исследования: наблюдение, эксперимент, чтение литературы,

Ход занятия.

I. Организационная часть.

- Почему цыплята жёлтые?

- Зачем слону хобот?

- Почему Луна не падает на Землю?

- Почему море солёное?

II. Актуализация знаний.

Сегодня мы продолжаем учиться вести самостоятельно исследования.

- Что такое исследование, как вы понимаете?

II. Формулирование темы и цели.

- Внимание на экран.

III. Работа над темой.

Учитель. Мыльные пузыри – легкие, воздушные шарики, переливающиеся всеми цветами радуги, всегда вызывают улыбку и восторг, причем не только у детей, но и у взрослых. Известно, что эта забава увлекала детей еще с давних времен. Так, например, во время раскопок города Помпеи археологи нашли фрески, на которых были изображены дети с мыльными пузырями (смотреть картины) Учитель. Проведём опрос. ( результаты на доске для маркера)

Учитель. Где можем взять информацию о мыльных пузырях? Учитель. Какие методы сбора информации будем использовать?

Учитель. Ваша задача выдвинуть гипотезы по данному вопросу.

Предположим

1. Чтение в словаре Ожегова, энциклопедии.

Опыт 2. Опыт с пипеткой. ( набрать в неё воды, она собирается на кончике пипетки в виде капли. Капля становится всё больше и наконец отрывается от кончика пипетки. Вода как бы стекает в маленький эластичный мешочек, наподобие воздушного шарика. Это и есть поверхностное натяжение).

3. Опыт 3. Дети выдувают пузыри из магазинных флаконов. Вывод: пузыри лопаются быстро. Из чего же можно приготовить самые прочные пузыри?

Опыт 4. (с глицерином). Оболочка мыльного пузыря эластичная. Как мы вдуваем воздух? Поэтому воздух внутри находится под давление, как воздух внутри мяча. Он равномерно давит на все участки его внутренней стенки, пока он не лопнет.

Существуют какие то новые идеи?

Рисование мыльными пузырями. В раствор добавить красителя или красок. Дети надувают пузыри, подставляют бумагу.

Практическое применение мыльных пузырей:

- модель атмосферы Земли. Они помогают предсказывать траекторию ураганов,

- это путь к разговорчивости малышей, хорошему настроению,

- это игрушка тренажёр для домашних животных

Сказочные шары на морозе.

Мы все привыкли, что время мыльных пузырей – это лето или весна. Но вот зимой при морозе мы этого ещё не делали. А зря! Зрелище не забываемое! Попробуйте и вы получите хрупкие хрустальные шарики.

- Заморозить можно и в морозильной камере.

IV. Подведение итогов. (вернуться к вопросу урока)

Мыльные пузыри – это тонкая плёнка мыльной воды.

Узнали рецепт более прочных пузырей.

Надувается потому, что оболочка мыльного пузыря имеет эластичное свойство, поэтому вдуваемый воздух находится под давлением.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомиться с историей происхождения мыльных пузырей.

Узнать секреты мыльного пузыря.

Провести опыты по надуванию различных видов мыльных пузырей.

Объект исследования:

состав и свойства мыльных пузырей.

Методы исследования:

изучение литературы, интернет-ресурсов; наблюдение и эксперименты; сравнение и обобщение результатов.

Соломинку простую сейчас возьму я в рот,
Воды в нее втяну я, потом слегка подую в соломинку —
И вот, сияя гладкой пленкой, растягиваясь вширь,
Выходит нежный, тонкий, раскрашенный пузырь.
Взлетает шар надутый, прозрачнее стекла.
Внутри его как будто сверкают зеркала.
Самуил Маршак

Актуальность темы.

Самое любимое занятие в нашей группе – это пускать мыльные пузыри. У нас даже проходят Дни мыльных пузырей. Но это веселое занятие бывает редко, т. к. пузыри продаются в магазине и наши родители не могут очень часто их покупать.

И тут возникло сразу много вопросов:

Что такое мыльные пузыри?

Как давно они появились?

Из чего их можно сделать?

Мы попросили родителей посмотреть ответы на эти вопросы в интернете, и вот что мы узнали:

I. Основная часть

История происхождения мыльных пузырей.

Когда и где точно появились мыльные пузыри остаётся загадкой. Но на картинах старинных художников часто встречались изображения детей и взрослых, выдувающих мыльные пузыри через глиняную соломинку.

О происхождении мыльных пузырей даже придумали сказки….одну такую сказку мы сейчас вам покажем

Автор: В некотором царстве, в древнем государстве жил был Король.

Король: У меня все чешется.

Королева: Это от грязи!

Король: Эй, стражники, позвать мудреца! Неужели он ничего не может придумать, чтобы победить грязь и вирусы.

Приводят мудреца

Король: Я тебя казню.

Мудрец: Не извольте гневаться. Вот, изобрел сегодня ночью (подает кусок мыла).

Мудрец: Страшное оружие

Король: Для чего оно?

Мудрец: Для борьбы с грязью. Стоит его намочить и оно отмоет все о грязи.

Король: Повелеваю отмыть все королевство!

Автор: Долго ли…коротко ли…прошло немного времени…

Король: Докладывайте мне….как проходит борьба с грязью!

Стражники: Все сияет чистотой, только один старичок не хочет мыться мылом.

Король: казнить его! Хотя… пусть скажет последнее желание.

Приводят старика.

Король: Говори свое последнее желание….

Старик: Я бы хотел поиграть на дудочке.

Королева: Пусть отведут его в ванную и он там играет. Там полно ароматного мыла, может он захочет помыться.

Из ванной раздается музыка дудочки и начинают вылетать мыльные пузыри.

Король: Какая красота

Королева: Что это?

Король: приведите его сюда!

Королева: Ты что колдун?

Старик: Нет, я просто заиграл, а в дудочку попало мыльную воду. Вот и получилась такая красота.

Король: Я повелеваю назвать это

Королева Мыльные пузыри….

Автор: Так и появились мыльные пузыри.

Мыльные пузыри обычно недолговечны, существуют лишь несколько секунд и лопаются при прикосновении или самопроизвольно. Но, тем не менее, выдувание мыльных пузырей — любимое детское развлечение. И не только детское.

Мы провели опрос родителей и убедились, что и взрослые тоже очень увлекаются выдуванием мыльных пузырей.

II. Практическая часть

А сейчас мы предлагаем вам посетить лабораторию мыльных пузырей нашей группы.

Отдел теоретических знаний.

Р1: Что такое мыльные пузыри?

Реб2 Мыльный пузырь – тонкая пленка мыльной воды, наполненная воздухом.

Отдел производства раствора для мыльных пузырей.

Р1 А из чего их делают?

Р3Мы выяснили, что для изготовления пузырей нужен шампунь, сахар и вода

Р4 А если взять фери, вода и глицерин, тогда пузыри будут долго не лопаться

Делают раствор сами

Отдел изготовления инструментов для надувания мыльных пузырей.

Р1 А с помощью чего их запускать?

Р5. Сначала мы спросили наших родителей, чем они запускали в детстве мыльные пузыри и узнали , что они запускали с помощью одуванчика, бумаги, трубочки из бумаги.

Мы с ребятами сделали запускатель из трубочки и шерстяной нитки. Разной формы (показать)

Р1 Ой, а пузыри бывают разной формы, даже треугольные и квадратные?

Р6 Нет, он всегда круглый, потому что воздух в нутри пузыря равномерно давит на его стенки (показать)

Р1 А какой он бывает – мыльный пузырь?

Р7 Пузыри прозрачные, но на поверхности переливаются всеми цветами радуги. Они бывают большие и маленькие. Все зависит от размера трубочки (показать)

Отдел опытов с мыльными пузырями

Р1 А сними еще можно что-нибудь сделать?

Р8 Ими можно рисовать. Добавим в наш раствор гуашь, опустим трубочку и подуем, чтобы получилось много пузырей. Осторожно прикоснуться листом бумаги к пузырям (показать)

Р8 А еще пузыри умеют прыгать (показать на шерстяной рукавичке)

Р9 Из пузырей можно сделать цветок (показать на столе фигуру из пузырей) или Пузырь в пузыре

Р1 Мыльные пузыри изобрели очень давно. Они круглые, умеют прыгать, ими можно рисовать. А еще их можно сделать дома из мыла, воды и сахара. Чем больше размер трубочки, тем больше мыльный пузырь. Пускать пузыри – это весело.

Наша гипотеза подтвердилась, мы смогли сами изготовить мыльные пузыри.

Горит, как хвост павлиний.
Каких цветов в нём нет!
Лиловый, красный, синий.
Зелёный, жёлтый цвет.
Взлетает шар надутый,
Прозрачнее стекла.
Внутри его как будто
Сверкают зеркала.
Огнями на просторе
Играет лёгкий шар,
То в нём синеет море,
То в нём горит пожар.
С. Я. Маршак

А теперь мы приглашаем всех на праздник пузырей. Звучит музыка и дети и взрослые (дать жюри мыльные пузыри) пускают пузыри.

Читайте также: