Отчет по проектной деятельности в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выступление на педсовете по теме:

(06 апреля 2017г)

Атрушкевич Наталья Валериевна,

высшая квалификационная категория

В связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, направленная на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей .

Современный дошкольник познает мир однобоко посредством просмотра телевизионных передач и компьютерных игр, тем самым заменяя живое общение со сверстниками и со взрослыми. Визуальность и виртуальность таких познавательных процессов приводит к тому, что большое количество детей не желают идти в школу, увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. У дошкольников снижается мотивация к знаниям.

Для развития познавательных навыков детей, развития критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, используется метод проектной деятельности. Он позволяет объединить педагогов, детей и их родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу.

Проектный метод в ДОУ по ФГОС можно рассматривать как один из наиболее эффективных форм организации взаимодействия детей и взрослых. Познавательно-исследовательская деятельность определена во ФГОС (п.2.7) как сквозной механизм развития ребенка и предполагает поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах детской деятельности в ДОУ, в т. ч. проектной. В основе проектной деятельности должен быть ребенок, а это значит, что ему должно быть интересно. Темы проектов в ДОУ могут идти не только от взрослого, а прежде всего от воспитанников – что ему интересно узнать.

Проектный метод в обучении воспитанников с речевыми нарушениями в условиях логопедического пункта является подготовительным этапом для перехода детей в школу. Основной целью проектного метода в коррекционной работе является развитие речи. Он даёт возможность синтезировать полученные знания, развить творческие способности и коммутативные навыки, что позволяет детям с проблемами в развитии умело адаптироваться в социальной среде с учётом инклюзивного подхода.

В рамках проектной деятельности на логопункте ставятся следующие задачи:

побуждать интерес к предполагаемой деятельности;

приобщать детей к процессу познания;

формировать различные представления, обогащать и расширять представления об окружающем мире;

расширять словарь детей;

формировать правильное произношение;

побуждать детей к совместной деятельности;

формировать эмоциональную заинтересованность;

развивать мышление и воображение;

формировать различные способы взаимоотношения;

овладевать различными способами решения поставленных задач.

Главные преимущества этого метода в работе учителя-логопеда - значительное снижение преобладающей активности взрослого, возможность коррекции и обучения через совместный поиск решений, предоставление дошкольнику возможности самостоятельности, сотрудничества, сотворчества на равных, интеллектуального и творческого саморазвития.

Исходя из выше означенного, сделаны выводы о необходимости разработки коррекционно-развивающих тематических проектов, структура которых подчинена главному в работе учителя-логопеда - решению вопросов коррекции и развития речи воспитанников на фоне интереса детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению.

При разработке рабочей программы группы для детей с нарушениями речи учитывается лексико – тематическое планирование, и изучение некоторых лексических тем заменяется краткосрочными проектами.

В ходе прохождения темы у детей значительно расширяется словарный запас, формируется грамматический строй и развивается связная речь.

В этих проектах родители являются активными помощниками и советчиками своим детям. Такая работа имеет большое значение для выполнения основной цели работы в группе для детей с нарушениями речи - формирование и развитие всех компонентов речи.

По данным Безруких Марьяны Михайловны до 60% детей приходят в школу с несформированной речью. Причинами является:

-ограничение контактов со сверстниками;

- замена общения со взрослыми техническими средствами;

- исчезновение игры, как ведущего вида деятельности.

10% родителей читают книги детям, остальные предпочитают поставить аудиокнигу, показать мультфильм, отвлечь ребенка разными техническими средствами, чтобы ребенок не мешал.

В 2015-2016 учебном году я провела анкетирование родителей в старшей группе с целью определения уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей. На вопросы:

«Как вы думаете, над чем работает учитель-логопед (поставьте галочку): - формирование правильного звукопроизношения;

- развитие фонематических процессов;

- работа над слоговой структурой слова;

- развитие грамматического строя речи;

-развитие связной речи;

- развитие мелкой моторики:

-развитие артикуляционной моторики;

Цель данного проекта: создавать условия для активного взаимодействия учителя-дефектолога с родителями, педагогами в вопросах речевого развития детей.

Основными задачами проекта я определила:

повышение компетентности родителей в вопросах развития речи детей;

преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития через тесное сотрудничество с родителями, педагогами.

Почему я веду речь о проекте прошлого года? Все остальные проекты, проводимые в группе Кирилловой Н.А. направлены на решение данных задач. Трудно переоценить возможности для развития ребенка, которое дает проектная деятельность. И для детей с речевыми нарушениями эти возможности являются особенно актуальными и необходимыми. Работа логопеда с родителями ребенка всегда была тесной, но недостаточно вариативной. Основные формы взаимодействия логопеда с родителями — это индивидуальные консультации, родительские собрания, информационные стенды. Не всегда, даже при индивидуальной консультации удается должным образом мотивировать родителей на активную работу по речевому развитию их ребенка. Думаю, что в плане мотивации родителей, повышение их заинтересованности на активное участие в образовательном процессе, может дать положительный эффект организация проектной деятельности для детей и родителей, организованная учителем - логопедом.

Введение:
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое
поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, нежелающих идти в школу. Снизилась положительная мотивация к образовательной деятельности.
Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.

ВложениеРазмер
“Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современног 23.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у старших дошкольников

Введение:
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое
поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, нежелающих идти в школу. Снизилась положительная мотивация к образовательной деятельности.
Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

Проектная деятельность - стала актуальной для дошкольных образовательных учреждений после утверждения приказом Минобрнауки России от 23.11.2009г №655 ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Метод проектов актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

Этот метод интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания нескучным и чрезмерно назидательным.

Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада. В ходе реализации детских тематических проектов успешно осуществляется комплексно-тематическое планирование, так как все виды детской деятельности в проекте связаны единой темой.
Исследования показывают, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность. При этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Существенно изменяются межличностные отношения дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями.

Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

Избранная тема является актуальной, поскольку невозможно переоценить значение познавательной активности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познавательной активности состоит в том, чтобы вооружить дошкольников знаниями умениями, навыками. Содействовать становлению мировоззрения, нравственных, эстетических качеств, личности. Развивать познавательные способности, приобщать к поисковой и творческой деятельности.
Применительно к детскому саду проект – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации завершающих созданием творческого продукта.

Суть “метода проектов” в образовании состоит в такой организации
образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.
“Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти
знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода
проектов.
Метод проектов может использоваться в работе с детьми, начиная с
младшего дошкольного возраста. Он позволяет определить задачи обучения,
сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, научить общаться с взрослыми и сверстниками, как помочь детям устранять появляющиеся трудности? Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы. Эти вопросы очень актуальны в рамках подготовки дошкольников к обучению в начальной школе.

Поэтому цель работы заключается в развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, через проектную деятельность.

Она дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно – поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.
Ведущая идея состоит в активизации интереса, формировании навыков и умений детей познавательной деятельности на основе проектного подхода в системе работы детского сада.

Метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции. Детям даются знания не в готовом виде, им дается возможность размышлять, исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых ребята могут стать авторами своих собственных творческих, а также исследовательских, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, дети проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность.

Основными задачами проектной деятельности как средства развития познавательной активности у старших дошкольников являются:

- развитие интереса к исследовательскому поиску;

- создание проблемной ситуацию, которая инициирует детское любопытство, стимулирует стремление к исследованию;

- организация работы с родителями по развитию проектной деятельности дошкольника;

- организация предметно-развивающей среды.

При работе над данной темой я определила следующие признаки проекта:

- наличие реальной проблемы;

-практическая направленность (полезность продукта), широта его использования;

- презентация результата проекта.

Изучив труды отечественных ученых и педагогов-практиков, я выяснила, что организовывая детское проектирование, очень важно соблюдать следующие условия:

- учет интересов ребенка;

- тематика (проблема) из близкого окружения и адекватна возрасту;

- предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы;

- совместное с взрослыми поэтапное достижение цели.

Эффективность реализации поставленных задач во многом зависит от содержания предметно-развивающей среды созданной совместно с родителями в группе, которая включает: детскую лабораторию, подборку литературы, дидактические игры, картинки, схемы, иллюстрации, информацию для родителей, коллекции. Предметно-развивающая среда пополняется новыми материалами для экспериментирования, тем самым постоянно поддерживается исследовательский интерес, детям предоставляется возможность вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях.

При работе над тем или иным проектом крайне важно научить детей основам самостоятельной мыслительной, поисковой деятельности, так как умение видеть проблемы развивается в течение длительного времени.

В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта используются разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, активизирующие развитие познавательно-исследовательской, поисковой деятельности дошкольников:

в непосредственно образовательной деятельности:

- занятия в форме дидактических игр

в повседневной деятельности:

- наблюдения, целевые прогулки и экскурсии;

- дидактические и сюжетно-ролевые игры;

- опыты (экспериментирования) с предметами и их свойствами;

- коллекционирование (классификационная работа);

- совместное творчество детей и родителей;

В ходе реализации детских тематических проектов успешно осуществляется комплексно-тематическое планирование, так как все виды детской деятельности в проекте связаны единой темой.

В процессе работы с детьми и родителями над проектами мы решали следующие задачи:

- обучение детей осмысленной организации творческого дела:

- видение проблему (зачем мы это делаем);

- планирование конечного результата;

- выбор способов достижения поставленной цели;

- умение работать в группах и самостоятельно;

- умение пользоваться различными источниками информации и способами обработки информации;

- умение публично выступать с отчётом о проделанной работе.

Эти задачи соответствуют содержанию психолого-педагогической работе в старшей и подготовительной группе.

Расскажу немного о том как мы с ребятами проекты создаем.

Во время этих проектов дети принимали активное участие, в опытах, в наблюдениях, сравнивали результаты, делали выводы. Дома вместе с родителями выращивали из семян лук, помидоры, огурцы, приготовили блюдо из фасоли, узнали о пользе овощей для здоровья. Применили свой опыт для выращивания овощей в огороде детского сада.

Дети выдвигали свои предложения, как решить проблему, предлагали варианты решения.

Огромное значение в работе дошкольников имеет тесное сотрудничество с родителями. Поэтому постоянно нахожусь в поиске новым форм работы и подходов к организации взаимодействия с семьей. Родители посещают познавательно игровую деятельность, подготавливают материалы. Помимо родительских собраний и консультаций, для родителей выпускаются небольшие буклеты и памятки.

Таким образом, создано единое, оптимальное социально–образовательное пространство, включающее дошкольное учреждение и семью, направленное на поддержку и развитие детской познавательной инициативности, социальной и творческой активности.


Данный материал - это отчёт по нравственно - патритическому воспитанию в детском саду.

Содержимое разработки

Воспитатель: Курочкина И.С.

Мантурово 2016 год.

Привитие детям чувства патриотизма и любви к Родине – это цель данного проекта.

Во время проекта, я работала над такими задачами:

Приобщение детей и родителей к произведениям художественной литературы.

Развитие познавательной активности, связной речи.

Воспитание интереса к произведениям художественной литературы и бережного отношения к книге.

С родителями проводились следующие мероприятия:

Обзор детской литературы.

Третий этап проекта помог раскрыть творческие способности каждого ребёнка. Новой, для детей, формой деятельности была: создание книжек - малышек. Дети работали творческими группами. Это помогло формированию самостоятельности, взаимопомощи, уважения к коллективному труду.

Следующие этапы реализации были направлены на представление продуктов проектной деятельности:

Оформление выставок детского творчества.

Разработка анкет и конспектов НОД.

Во время работы над проектом дети познакомились с произведениями художественной литературы отечественных писателей и поэтов:

В проекте приняли участие сотрудники нашего детского сада. Они взаимодействовали с детьми, как во время непосредственной образовательной, так и в самостоятельной деятельности. Помогли закрепить представление о необходимости и значении нравственно – патриотического воспитания в детском саду.

Подводя итог данного проекта, можно сделать следующий вывод: поставленные цели и задачи успешно реализованы, виден положительный результат. Дети проявляют интерес к произведениям нравственно – патриотического содержания. Ежедневные наблюдения за детьми и общение с ними, убеждают меня в том, что книги благотворно влияют на психологические и познавательные процессы ребёнка. Более того, дети стали бережно относится к книгам. Проявляют интерес к иллюстрированию и созданию книг своими руками. Данный проект обогатил опыт сотрудничества с родителями, помог развить творческий потенциал и заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.


-75%

Отчет по проекту

Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада, поэтому мы беседовали о школе, о профессии учителя, рассматривали школьные принадлежности, рассматривали картины отражающие школьную жизнь, читали стихи о школе, играли в словесные и дидактические, сюжетно-ролевые игры школьной тематики, знакомились с пословицами и поговорками об учении.

Поступление в школу – серьёзный этап в жизни каждого ребёнка. Главное, что необходимо ребёнку, - положительная мотивация к учению.

Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт и важно настроить ребёнка на ежедневный труд и внушить ему, что он сможет всё, если постарается.

Исходя из выше сказанного, возникла идея создания этого проекта.

1. На 1-ом (подготовительном) этапе изучила методическую литературу по подготовке детей к школе, провела диагностику детей, проанализировав уровень готовности детей к школе. Результат диагностики показал следующие результаты :

Высокий уровень развития – 13%

Средний уровень развития – 67%

Низкий уровень развития – 20%

2. Основной этап.

Реализация проекта решалась в:

• Непосредственно образовательной деятельности с детьми. • Совместной деятельности ребенка с взрослыми. • Самостоятельной деятельности детей. • Интерактивной работы с родителями.

На 2-ом (практическом) этапе у детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков. Строилась эта работа на интеграции образовательных областей : речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Для этого использовала специально организованные занятия, проводила ознакомление с жизнью школы через произведения художественной литературы, организовала тематические конкурсы детских рисунков. Большой интерес вызывают занятия, в ходе которых у детей формируются дисциплинированность, определённые знания и умения поведения в школе.

Проблема решается в различных видах деятельности.

Использовала специально организованные НОД :

На занятиях рассказывала о работе учителей, о различных случаях, произошедших с детьми в школе.

В результате проделанной работы родители получили интересующую их информацию о подготовке детей к школе.

На 3 (заключительном) этапе провела повторную диагностику для выявления знаний у детей.

Результат диагностики показал следующие результаты :

Высокий уровень развития – 40% Средний уровень развития – 54% Низкий уровень развития – 6%

Диагностирование детей позволило проследить динамику результативности работы по воспитанию положительного отношения к школе, у всех детей сформирован учебно-познавательный мотив обучения; все дети группы готовы к школе.

В результате проделанной работы у детей появились знания о школе, сложилось положительное отношение к школе.

Читайте также: