Своеобразие программы школа 2100 по формированию коммуникативной компетенции состоит в том что

Обновлено: 04.07.2024

Вот чем программа отличается.

Преемственность на всех этапах обучения: от детского сада до вуза. Это значит, что программа может использоваться с дошкольной ступени до 11 класса и специально рассчитана на это.

Системность в использовании знаний. Это значит, что программа выстроена по чёткой структуре. После прохождения у ребёнка в голове формируется ясная и логичная система знаний. На выходе авторы видят ребёнка, который стремится к саморазвитию и ответственно относится к себе и образованию.

Непрерывность в последовательности учебных задач. Темы вводятся друг за другом. Не может быть такого, чтобы домашку внезапно задали по теме, которую ещё не проходили.

Школьникам предлагается проанализировать мнения исторических деятелей о судьбе России. Такие задания развивают критическое мышление

  • самостоятельно учиться;
  • организовывать свою работу;
  • искать необходимые знания, анализировать их, структурировать и применять на практике;
  • ставить перед собой цели и добиваться их;
  • адекватно оценивать свою деятельность.

Вот преимущества и недостатки этой образовательной системы.

Плюсы

✅ Программа непрерывна с 1 по 11 класс.
✅ Охватывает большой объём материала.
✅ Учит детей искать знания.
✅ Некоторые учителя отмечают, что выпускники этой образовательной системы знают больше сверстников в средней школе.

Минусы

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.


У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Попробовать бесплатно

Разбираемся в 10 популярных программах обучения начальной школы и рассказываем, как выбрать оптимальный вариант.


Разбираемся в 10 популярных программах обучения начальной школы и рассказываем, как выбрать оптимальный вариант.

Оценить 1153 0

Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет именно начальная школа. Здесь ребенок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать. В чем заключается роль современной начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

В рамках обучения новых стандартов, важную роль приобретаеткоммуникативная деятельность учителя при взаимодействии с учащимися. Коммуникация обеспечивает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и установление контактов, организацию и осуществление общей деятельности (кооперацию), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнёра.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Видами коммуникативных действий являются:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

решение конфликтов: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои масли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций учащегося.

Формирование универсальных учебных действий является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области.

Коммуникативный характер предметных курсов обеспечивает формирование коммуникативных действий учащихся. Особое внимание развитию речевой и языковой компетентностей уделяется в курсе русского языка, который решает задачи свободного владения языком во всех жизненных сферах, добывания, переработки, передачи, использования информации, овладения основными видами речевой деятельности: умению слушать, читать, говорить, писать. В курсе русского языка коммуникативная цель обучения становится одной из ведущих.

С первого класса формирую у учащихся умения слушать другого, высказывать собственное мнение, дополнять другого, участвовать в обсуждении, приходить к общему мнению, задавать вопросы.

Одним из приёмов этой программы является постановка перед детьми вопроса, который предоставляет возможность высказывать противоположные точки зрения (решение приходит в ходе диалога).

Задания всех учебников, начиная с первого класса, предлагают учащимся мини – исследования: провести наблюдения, высказать свои предположения, провести их проверку, обсудить результаты и сделать вывод.

В процессе изучения учебных дисциплин формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения заданий, доказательства верности или неверности выполненного действия.

Результаты коммуникативных УУД на этапе промежуточного контроля и оценки осуществляется методом наблюдения учителем, получением информации от родителей (на родительских собраниях), при помощи психологических методик.

Использование образовательных технологий деятельностного типа, современных методов и приёмов способствует развитию коммуникативных универсальных учебных действий.

Методики для проведения мониторинга по формированию коммуникативных УУД

Коммуникация как взаимодействие рассматривает:

Коммуникативные действия, направленные на учёт позиции собеседника или партнёра по деятельности;

Преодоление эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях;

понимание возможности различных позиций и точек зрения;

уважение к иной точке зрения;

понимание относительности оценок;

учёт разных мнений и умение обосновать собственно.

Оцениваемые УУД: действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)

Критерии оценивания:

понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции других людей, отличные от собственной,

соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.

Оцениваемые УУД: действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)

Критерии оценивания:

понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции других людей, отличные от собственной,

понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору,

учет разных мнений и умение обосновать собственное,

учет разных потребностей и интересов.

2. Коммуникация как кооперация

коммуникативные действия, направленные на согласование усилий по достижению общей цели; на организацию и осуществление совместной деятельности;

умение договориться, находить общее решение;

умение аргументировать, убеждать и уступать;

способность охранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;

взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения.

Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Критерии оценивания:

продуктивностьсовместнойдеятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках; умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;

взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

взаимопомощь по ходу рисования,

эмоциональноеотношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.)

3. Коммуникация как условия интериоризации

коммуникативные речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям, способствующие осознанию и усвоению содержания;

способность строить понятные для партнёра высказывания;

умение с помощью взрослых получать необходимые сведения от партнёра по деятельности;

речевое планирование и регулирование своих действий;

рефлексия своих действий.

Оцениваемые УУД: умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи

Критерии оценивания:

продуктивностьсовместнойдеятельности оценивается по сходству выложенных узоров с образцами;

способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры действия по построению узора;

умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности;

способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности ивзаимопомощи;

эмоциональноеотношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.

Пояснительная записка

Вступление

Глава первая

Личностно - ориентированные принципы: принцип адаптивности, принцип развития, принцип комфортности;

Культурно - ориентированные принципы: принцип картины мира, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип;

Деятельностно - ориентированные принципы: принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащихся ( зона ближайшего развития), принцип опоры на процессы спонтанного развития, принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Программа по русскому языку для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы и составляет вместе с ней описание непрерывного школьного курса русского языка. В основе содержания обучения русскому языку лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: коммуникативной, языковой, культуроведческой и лингвистической. В соответствии с этими видами компетенций выделяются следующие основные содержательно-целевые направления ( линии) развития учащихся средствами предмета Русский язык.

Языковая компетенция ( осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе осуществления следующих направлений:

- формирование у учащихся языковой интуиции
- приобретение и систематизация знаний о родном языке с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых умений и навыков, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на родном языке.

Коммуникативная компетенция (осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе осуществления следующих направлений:

Лингвистическая компетенция формируется через знания о русском языке как о науке, о методах этой науки, об этапах развития, о выдающихся ученых-лингвистах.

Культуроведческая компетенция формируется через систему дидактического материала учебников, тексты которых содержат в себе культурологический и воспитательный потенциал русского языка, показывают его тесную связь с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа, сообщают знания об истории языка и его месте среди других языков мира.
Все перечисленные линии развития учащихся средствами предмета Русский язык имеют свое начало в курсе русского языка для начальной школы.

Отличительной особенностью данной системы является использование технологии проблемно-диалогического обучения на этапе введения знаний, которая позволяет организовать исследовательскую работу учащихся на уроке и самостоятельное открытие знаний. Данная технология разработана на основе исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении ( И.А.Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И. Махмутов) и психологии творчества (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, А.Т. Шумилин). Как в настоящем научном творчестве постановка проблемы идет через проблемную ситуацию, так и на уроке открытия новых знаний постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее одним из трех способов:

- учитель сам заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему;
- ученики осознают противоречие и формулируют проблему;
- учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы ( побуждающий диалог)

Глава вторая

Как видим, данная образовательная система сильна своей продуманностью, целостностью, обеспечением преемственности между начальной и основной школой, что, естественно, находит отражение в учебниках, методических пособиях, дидактических материалах. Мне хочется рассказать о принципиальных положительных отличиях данной системы от систем других.

Лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в изменяющемся мире, изменять этот мир, вносить в него что-то новое, кто способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение.

Учебники и учебные пособия на всех ступенях образования: дошкольное образование – начальная – средняя – основная школа создавались единым творческим коллективом на основании общей концепции, содержательных линий развития, единого подхода к построению образовательного процесса.


На собственном опыте я убедилась, что это учебники и учебные издания нового поколения, которые дают целостную систему знаний, являющихся ориентиром для поиска нужной информации и решения творческих задач. Они помогают учителю открывать перед детьми удивительный мир, чувствовать красоту и силу слова.

Разработанный единый методический аппарат для всех учебников обеспечивает реализацию проблемно-диалогической технологии с учётом специфики возраста и предмета. Логическая связь понятий и преемственность содержания внутри учебника и между учебниками одной предметно-методической линии способствует пониманию содержания предмета изучения. Максимально учитываются психологические особенности определенного школьного возраста и личностные особенности каждого ученика.


В конце каждой темы, как в учебниках по литературе, так и по русскому языку, представлены проверочные работы и тренинговые задания, которые могут быть использованы по усмотрению учителя для диагностики знаний учащихся, устранения пробелов в знаниях, индивидуальной работы с учениками, организации самостоятельной работы школьников.


Качественное дидактическое и методическое обеспечение к каждому курсу позволяет учителю проектировать урок, не привлекая дополнительный материал.

Рабочие тетради с печатной основой как по русскому языку, так и по литературе, позволяют организовать дифференцированную работу, помогают в отработке навыков и умений по изучаемому материалу, позволяют отследить успешность ученика, выявить трудности в освоении материала, организовать работу по повторению и обобщению материала, контролю знаний, умений и навыков, привлекают ребят к творчеству.


Большое внимание уделяется общеучебным умениям, которые формируются благодаря заданиям, разработанным авторами учебников.


УМК открывает возможности изменения форм организации урока: от фронтальной до работы малыми группами и смешанных форм, делая обучение максимально комфортным, а следовательно, предохраняет от перегрузок.


Как учитель хочу отметить в учебниках русского языка линию развития речи. Продумана последовательная система работы над свободным диктантом, изложением, сочинением, что даёт замечательные "плоды" совместного труда - учебника (его авторов), учителя и ученика! А кроме того, тексты и темы для таких работ помещены в учебнике, что не создает психологического напряжения у ученика. Раз в учебнике, значит я смогу, я знаю, я учусь.


Очень важно, что в УМК по русскому языку разработаны учебники и для 10-11 классов, где теоретический материал представлен не в виде традиционных правил и определений, а в форме текстов. Каждое занятие завершается итоговыми заданиями исследовательского, творческого характера. Среди них выделены задания, максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям, выполнение которых требует не только предметных, но и общеучебных умений. Совершенствование коммуникативных умений осуществляется на речевых практикумах, причем с обязательной опорой на курс риторики, простроенный до 11 класса. Учебники 10-11 классов привлекательны для учителя ещё и тем, что обеспечивают выполнение стандарта общего образования 2004 года как на базовом, так и на профильном уровнях, направлены на развитие предметных и общеучебных умений.


На мой взгляд, очень важно, что сегодня, когда интерес к чтению книг у молодого поколения снижен, авторы учебников при подборе текстов учитывают не только национальную педагогическую традицию обращения к данному тексту, но и действительный круг чтения учащихся, а также психологические и интеллектуальные возможности, интересы и проблемы учащихся определенной возрастной группы.
Авторы выделяют произведения для текстуального изучения, которые рассматриваются в содержательном, литературоведческом, культурологическом аспектах , и для обзорного изучения, которые читаются и обсуждаются прежде всего в плане их содержания в соответствии с запросами и возможностями учащихся.


Тексты русских писателей соседствуют с текстами писателей зарубежных, что позволяет расширить читательский кругозор учащихся, помогает выявить общие закономерности развития мирового литературного процесса, понять место русской литературы в нем.
Все учебные пособия имеют свои названия (произведения подобраны в соответствии с названиями). Выделяются базовые теоретико-литературные понятия.


Учебник 9-го класса посвящен развитию русской литературы. По замыслу авторов программы, в 9_м классе завершается литературное образование по концентрической системе.
Несмотря на то, что авторами разработаны учебники по литературе для 10–11-й классов, к сожалению, они ещё не изданы. Это создаёт определенные сложности как для учителя, так и для учащихся. В 10-11 кл. авторы предполагают разноуровневое профильное изучение литературы в историко-литературном (общеобразовательный курс) и функциональном (элективные курсы) аспектах.

И.П. Фомичева, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МБОУ СОШ № 156, г. Новосибирск

Читайте также: