Что входит в учебные пособия для школы

Обновлено: 18.05.2024

печатные, графические, изобразительные и другие материалы, предназначенные для целей обучения. К ним относятся словари, справочники, таблицы и т. п.

все материальные средства обучения, используемые в учебно-воспитательном процессе и предназначенные для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний (хрестоматии, задачники и др.).

1) книги, излагающие основы научных знаний по определенному учебному предмету с определенных авторских позиций; 2) книги для учителей или учащихся, содержащие методические материалы, разъяснения, рекомендации по отдельным учебным предметам; 3) специально изготовленные и натуральные предметы и материалы, использующиеся в качестве источника знаний в учебно-воспитательном процессе.

печатные, графические, изобразительные и другие материалы, предназначенные для организации процесса обучения.
Учебник — 1) книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету, в соответствии с программой и предназначенная для достижения целей обучения; 2) комплексная, информационная модель конкретной педагогической системы, соответствующая по содержанию учебной программе по предмету.

в современной педагогической классификации все материальные средства обучения, используемые в учебно-воспитательном процессе и предназначенные для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой и изложенных в учебниках. Для каждого учебного предмета разрабатывается система У.п., между которыми существуют связи, определяемые содержанием предмета, методикой преподавания, особенностями усвоения того или иного содержания и функциональными свойствами отдельных видов У.п. Различают 3 осн. группы У.п.: натуральные объекты; изображения и отображения предметов и явлений действительности; описания предметов и явлений мира словами и фразами естественного и искусственного языков. Отдельную группу составляют технические средства обучения. Разработку У.п. осуществляют научно-исследовательские институты, конструкторские и технологические бюро различных министерств, педагоги-специалисты по учебному оборудованию, а также отдельные учителя. Создание новых и модернизация существующих У.п. происходит на основе исследований, ведущихся в институтах РАО и др. учреждениях. Комплектование школ У.п. осуществляется в соответствии с типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования, разрабатываемыми институтами РАО.

в совр. пед. классификации все материальные средства обучения, используемые в уч.-воспитат. процессе и предназначенные для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой и изложенных в учебниках. Для каждого учебного предмета разрабатывается система У. п., между к-рыми существуют связи, определяемые содержанием предмета, методикой преподавания, особенностями усвоения того или иного содержания и функциональными свойствами отд. видов У. п.
Различают 3 осн. группы У. п.: натуральные объекты; изображения и отображения предметов и явлений действительности; описания предметов и явлений мира словами и фразами естеств. и искусств, языков.
В состав первой группы входят: предметы и явления объективной действительности для непосредственного изучения (минералы, горные породы, сырье, полупродукты и продукты произ-ва, препараты растений и животных и т. д.); натуральные предметы и техн. средства для воспроизведения явлений и последующего лабораторного их изучения (реактивы, приборы и т. д.); материальные и техн. средства для трудовой, изобразит, и др. деятельности учащихся (древесина, металл, пластмассы, стекло и т. п.; измерит., контрольные приборы, монтажные и отделочные инструменты; принадлежности и инструменты для черчения и рисования; машины, станки, техн. устройства и др.).
Вторая группа: объемные пособия - макеты, модели, слепки, муляжи, глобусы и т. д.; плоскостные пособия - таблицы, картины, фотографии, карты, схемы, чертежи; аудиовизуальные средства - кинофильмы, кинофрагменты, кинокольцовки, диафильмы, диапозитивы, транспаранты, записи на грампластинках и магнитной ленте, радио- и телепередачи и др. Аудиовизуальные средства, кино, радио и телевидение позволяют знакомить учащихся с достижениями совр. науки, техники, произ-ва и культуры, с явлениями, недоступными непосредств. наблюдению, переноситься в самые отдаленные времена и места земного шара, в космос, проникать в недра вещества (мультисъемки), во внутр. движения в мире волн, элементарных частиц, атомов, молекул, клеток живого вещества; наглядно предъявлять и теоретически разъяснять явления природы и обществ, жизни.
Третья группа: уч.-метод, лит-ра - программно-методическая (программы и метод, указания к ним, метод, письма и руководства); обучающая (буквари, учебники, текстовые пособия, лекции, конспекты и пр.); вспомогательная (хрестоматии, практикумы, сб-ки практич. заданий, задач и упражнений, атласы, сб-ки чертежей, рабочие тетради; издания для чтения на иностр. языках и др. материалы).
Особую группу У. п. составляют технические средства обучения: информационные, контролирующие, обучающие.
К У. п. предъявляются разносторонние функционально-пед., эргономич., эсте-тич., экон. требования, а также требования техники безопасности и гигиены.
Разработку У. п. осуществляют н.-и, ин-ты, конструкторские и технол. бюро разл. мин-в (в т. ч. промышленных), педагоги-специалисты по уч. оборудованию, а также отд. учителя. Создание новых и модернизация существующих У. п. происходит на основе исследований, ведущихся в ин-тах РАО и др. У. п. производятся на фабриках уч.-наглядных пособий, в изд-вах.
Комплектование школ У. п. осуществляется в соответствии с типовыми перечнями уч.-наглядных пособий и уч. оборудования для общеобразоват. школ, разрабатываемыми н.-и, ин-тами РАО. В перечни включены комплекты средств обучения и воспитания, обязательные для оборудования уч. кабинетов, классов, мастерских. Кол-во оборудования и раздаточного материала для самостоят. лабораторных и практич. работ определено в соответствии с наполняемостью классов. Снабжение школ У. п. осуществляется через отраслевую систему снабжения.
Лит.: Шаповаленко С. Г., Методологии, вопросы исследований и разработок в области шк. оборудования, СП, 1982, № 6; Шахмаев H. М., Средства обучения, в кн.: Дидактика ср. школы, под ред. M. H. Скат-кина, M., 19822, гл. 7; Анциферов Л. И., Самодельные приборы для физ. практикума в ср. школе, М., 1985; Д p и г. а И. И., P а х Г. И., Техн. средства обучения в общеобразоват. школе, М., 1985; Иванов Б. С., Электронные самоделки, М., 1985; Каталог уч. оборудования по географии, М., 1985; III м а р-гун Н. И. Экранно-звуковые пособия в обучении физике, М., 1985; Якушина Л. С., Кино и звукозапись на уроках лит-ры, М., 1985; см. также лит. при ст. Технические средства обучения, Обучающие машины. Учебное кино и др. Т. С. Назарова.

Чем отличается учебник от учебного пособия?

У тех, кто только что стал студентом вуза, появляется масса вопросов. Неудивительно, ведь их жизнь только что кардинально изменилась. Придется ко многому привыкать, изучать много нового и сложного.

На нашем телеграм-канале мы пытаемся как можно легче описать все стороны студенческой жизни и прояснить непонятные моменты.

Одним из таких является разница между учебниками и учебными пособиями. Почему так важно знать разницу между этими предметами? Есть ли между ними существенные различия? Об этом и поговорим.

Все об учебнике

Учебник – это книга с систематизированной информацией по конкретной дисциплине.

Представленные в нем материалы – фундаментальные, доказанные на практике. Они станут основой знаний учащегося.

Учебник имеет четкую структуру с разделами и параграфами, поделенными на темы.

Отличия учебника от учебного пособия по ГОСТу:

  • объем 200-500 страниц (чаще всего);
  • есть официальное утверждение от какой-то государственной структуры (например, министерства образования);
  • большое количество наглядного материала (таблиц, иллюстраций) для максимального раскрытия темы и дисциплины.

Где нужен учебник

Учебник можно применять как основной или вспомогательный источник информации на занятиях (уроках, лекциях, практикумах и семинарах). Он быстрее доносит знания до учащихся, снабжает точной и предметной информацией по определенному вопросу или предмету в целом.

Преподаватели используют учебник, чтобы сформировать умения по анализу фактов, событий, а потом на основе этих данных сделать выводы.

Виды учебников

Не все учебники одинаковые. Существует целая классификация, согласно которой издания подразделяются на следующие виды:

  1. Практикум – для закрепления навыков и знаний практическим путем: решение задач, написание диктантов и т.д. Его используют после тщательного изучения теоретической части.
  2. Хрестоматия – вместительный сборник информации по заданной теме с иллюстрациями, ссылками и пояснениями. Содержит фрагменты оригинальных произведений, обязательные ссылки на первоисточники.
  3. Словарь-справочник – сборник всех тематических терминов для внимательного изучения и последующего выучивания наизусть.
  4. Справочник – издание практического и прикладного характера одновременно с весьма четкой систематической структурой (преимущественно по алфавитному порядку).
  5. Энциклопедия – фундаментальное издание с основными сведениями по одной или сразу по всем темам. Информация может быть изложена в краткой или полной форме, представлена в алфавитном порядке.

Все об учебном пособии

Самое главное, что нужно знать об учебном пособии – это то, что оно является дополнением к учебнику или другому материалу по основной программе обучения. Здесь в сжатой форме можно просмотреть информацию по конкретной теме или их совокупности.

У учебного пособия есть ряд признаков, по которым его легко выделить среди остальных видов материалов:

  1. До 100 страниц.
  2. Является дополнением к основному изданию.
  3. Информация имеет вид тезисов, диаграмм, схем.
  4. Подходит для самостоятельного изучения тем/вопросов без объяснения преподавателя.
  5. Предназначен для изучения актуальной информации в области знаний.
  6. Помогает составить конспект благодаря сжатой информации и тезисам.

Учебные пособия могут иметь разный внешний вид: наглядные или методические материалы, конспекты, каталоги, иллюстративные источники (атлас или схема).

Цель этого типа источника – кратко и тезисно систематизировать знания учащегося. Его используют при подготовке на любых специальностях – экономических, юридических, инженерно-технических, социальных, психологических и т.д.

Виды учебных пособий

В зависимости от сферы использования учебные, пособия могут быть следующих видов:

  • учебный практикум – материалы, которые помогают учащимся освоить информацию с помощью практических упражнений;
  • учебная хрестоматия – таблицы, рисунки, схемы в дополнение к основному материалу;
  • энциклопедический источник или справочник – сборник фактов, помогающих раскрыть суть предмета.

Учебник и учебное пособие: в чем различия и сходства?

Сходства учебника и учебного пособия в том, что они необходимы для изучения нового материала во всех типах учебных заведениях (школе, вузе, колледже). Учебник и учебное пособие используют во время подготовки к экзаменам и т.д.

Но есть и существенная разница между учебником и учебным пособием. Например, в учебнике представлены общие результаты, которые были доказаны на практике и потом тщательно систематизированы. В пособии же могут быть дополнения к основным данным/фактам/явлениям, здесь можно найти более узкоспециализированную информацию.

Чаще всего материалы в учебнике представлены для изучения с преподавателем. Учебное же пособие построено более легко, чтобы человек мог сам изучить и усвоить новый материал.

И последнее: над созданием учебника трудятся люди с определенным ученым званием (учителя высшей категории, кандидаты и доктора наук). Процесс это длительный и сложный, ведь кроме содержания большое внимание уделяют редакции и оформлению. А учебное пособие вполне может создать один человек, уверенный в наличии определенных знаний и навыков по теме.

Как видите, у учебника и пособия много общего, но есть и свои различия. Самое главное, что следует вынести из этой информации – оба они не взаимозаменяемые, а взаимодополняемые источники, которые можно и нужно использовать параллельно. Только в этом случае удастся получить систематизированные знания, которые будут фундаментом будущей профессиональной деятельности. А если от учебы отвлекают посторонние дела, сервис студенческой помощи всегда будет рядом, чтобы подстраховать.


Учебно-практическое пособие — это издание, которое, во-первых, утверждено официально. Во-вторых, соответствует определенной программе. В-третьих, в полной мере (либо частично) замещает (дополняет) учебник. Проанализируем отличительные особенности, а также требования, которые предъявляются к ним.

психология учебное пособие

Особенности

Для чего необходимо учебное пособие? Что такое методический комплекс? Эти вопросы актуальны для педагогов образовательных организаций (школ, техникумов, академий, университетов). Чаще всего его выпускают в качестве дополнения к основному учебнику. Все его разделы сопровождаются контрольными вопросами или (и) заданиями обучающего плана, которые помогают осваивать знания по конкретной дисциплине.

Когда применяется

В некоторых случаях электронное учебное пособие выполняет функции главного издания по дисциплине. В частности, если появляется новая дисциплина федерального компонента. По которой на первом этапе нет полноценного учебника. Или он не рекомендован Министерством просвещения РФ. Именно в этот переходный период требуется учебное пособие. Что такое региональный компонент? В рамках ФГОС второго поколения он введен во всех предметах школьной программы. Предполагается знакомство обучающихся с особенностями региона (традициями, историей, экономикой).

учебные пособия по языкам

Отличия

Чем интересно учебное пособие? Что такое есть в нем, чего нет в обычном издании, предназначенном для обучения? Так как создается оно более оперативно, включается в него актуальный, новый материал по определенной научной дисциплине. Подается информация в рамках фундаментальных знаний, но помимо апробированных положений и знаний, пособие включает спорные вопросы, которые дают представление о какой-то проблеме с разных точек зрения.

Требования к УП

Каким должно быть качественное учебное пособие? Что такое важное в нем должно быть? В структуру УП должны входить следующие обязательные компоненты:

предназначение (цель) издания, соответствие конкретной учебной программе;

вид издания и его расположение в системе иных учебных изданий по данной дисциплине, новизна, актуальность, специфика авторской концепции;

особенности структуры пособия;

методические рекомендации по применению в учебной деятельности;

характеристика структуры пособия;

дидактический, справочный, библиографический материал

учебно-практическое пособие

Специфика содержания

Учебные пособия по языкам, естественным предметам должно соответствовать программе предмета, утвержденной Министерством Просвещения РФ. Главы, разделы, параграфы основной его части должны излагаться логично, согласно тематическому плану предмета.

В тематических разделах предполагаются выводы, обобщения учебного материала. Обязательным является и присутствие в УП дидактического аппарата, который предполагает примеры, контрольные вопросы, упражнения, тесты, практические и расчетные задачи.

Заключение предполагает обобщение материала. Какие к нему предъявляет требования современное российское образование? Учебное пособие должно завершаться следующими моментами:

иметь основные выводы и рекомендации;

включать перспективы развития отрасли науки (учебной дисциплины);

включать выводы и итоги

Оно должно иметь рекомендации, касающиеся последующего самостоятельного рассмотрения сложных проблем.

учебно-практическое пособие

Справочный и библиографический аппарат УП

Как осуществляется подготовка учебного пособия? Помимо подбора основного материала, о котором речь шла выше, отдельное внимание уделяется и справочных материалам. Библиография предполагает не только список книг, использованных для его создания, но и четкий порядок их расположения. Источники указываются в алфавитном порядке, отмечается издательство, год выпуска, количество страниц.

Если учебное пособие содержит более 10 авторских листов, в него рекомендуется включать алфавитный и именной указатели. Разработаны требования ГОСТ Р 7.0.5.-2008 к Библиографическим ссылкам, несоответствие которым является основанием отказа в публикации УП.

Требования к рецензированию

Существуют и определенные требования к рецензии на УП. Она должна давать четкую оценку пособия, анализировать его достоинства и основные недостатки, а также содержать рекомендации по применению в учебном процессе. Состоит она из трех блоков:

В общей части рецензии отмечается оценка рассматриваемой рукописи по определенным критериям:

соответствия требованиям стандарта;

научность и соответствие учебного материала уровню профессиональных образовательных программ;

корректность в рамках межпредметных связей;

постановка цели и задач в рамках личностного подхода к обучению и ориентации на достижение желаемого результата;

инновационность, новизна, присутствие оригинальной авторской идеи;

соответствие стандартам Министерства Просвещения РФ;

рациональность и правильность применения обозначений и специальных терминов;

доступность, четкость изложения, полнота применения литературы, присутствие ссылок на применяемые источники (оформленных по правилам);

соответствие контрольных заданий и вопросов общему содержанию материала;

рациональность применения иллюстраций, их связь с текстом;

рациональность расположения схем, графиков, картинок, их качество;

наличие стилистических и логических ошибок

Вторую часть рецензии освящают следующим вопросам:

подробному перечню замечаний, отмеченных рецензентом (неправильные формулировки, стилистические и смысловые ошибки, погрешности);

выделению тех мест рукописи, которые, по мнению эксперта, следует подкорректировать (убрать)

образование учебное пособие

Последний раздел

Оформляется текст рецензии на бланке, на котором обязательно указывается наименование документа, наименование, информация о рецензенте (ФИО, должность), подпись, дата, печать.

Если на учебное пособие оформляется коллективная рецензия, в таком случае составляется выписка из протокола заседания коллектива, в рамках которого рукопись рассматривалась.

Варианты вузовских учебных изданий

В зависимости от целевого предназначения УП делят на следующие группы:

Такие издания опубликовывают или размещают на сайте университета. Независимо от места публикации УП должны по структуре и содержанию соответствовать требованиям, предъявляемым к заявленному типу.

особенности учебных пособий

Наглядный пример

Что должно быть включено в УП по этой дисциплине? Введение посвящается психологическим заповедям будущего российского педагога. Отдельное внимание уделяется статистическим исследованиям, посвященным оценке здоровья детей.

Далее идет теоретический материал, посвященный следующим моментам:

общим вопросам детской психологии;

современным представлениям о нормальном развитии (отклонениям от норм);

механизмам генетического влияния;

воздействию социальных факторов на развитие детей разного возраста;

видам психического дизонтогенеза;

видам отклонений развития (дизонтогении)

Следующий раздел пособия включает в себя специальные разделы:

психология умственно отсталых детей;

особенности формирования познавательного интереса в предметных областях;

психология детей с задержками в умственном развитии;

профилактика диагностики и коррекции при слабовыраженных отклонениях в психофизическом развитии

Отдельное место в пособии занимает сурдопсихология. Студенты могут совершить небольшой исторический экскурс в предмет, познакомиться с причинами нарушений зрения, спецификой формирования познавательной сферы, особенностями развития эмоциональной сферы.

В следующем разделе рассматриваются вопросы, касающиеся психолого-педагогической диагностики различных отклонений.

Обязательным элементом УП являются приложения. К ним относятся: тесты, беседы для родителей, разработки мероприятий для детей с отклонениями в развитии. Завершается учебное пособие по психологии, предназначенное для обучения будущих педагогов, списком литературы.

учебные пособия-особенности

Подведем итоги

В российской системе образования помимо учебников, справочников, используются и специальные учебные и методические пособия. В каждой научной сфере существуют свои УП, отличающиеся по основному содержанию. Несмотря на различия, между всеми учебно-методическими пособиями есть сходство в структуре. Сначала предполагается введение (постановка цели и задач), затем излагается основной материал (выделяют главы и разделы), заключение содержит выводы и рекомендации, список источников должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 7.0.5.-2008 к Библиографическим ссылкам. Многие академии и университеты РФ разрабатывают собственные УП, руководствуясь требованиями, предъявляемыми к таким материалам Министерством просвещения.

Получение знаний неразрывно связано с разработкой специальных методик, использованием различных пособий, книг, компьютерных программ и аудиовизуальных средств. От целей и длительности образовательного процесса зависит содержание учебного материала, выступающего в роли основы, необходимой для полноценного обучения.

Что называется учебным материалом

Учебный материал

В современном образовании учебный материал – это разного рода дидактические источники, позволяющие получить теоретические знания и практические умения в определенной области, а также побудить учащихся к анализу предмета изучения и выявлению ошибок в собственных или чужих работах. Например, при обучении маркетингу в состав учебного материала входят не только всевозможные печатные или электронные пособия-методички, но и телевизионные ролики, статьи, реклама.

Основная масса учебного материала выпускается в виде книг. Также большой популярностью пользуются аудио- и видеоматериалы. Благодаря стремительному развитию компьютерных технологий сегодня широкое распространение приобрела электронная форма подачи информации.

Традиционные пособия

К классическим учебным материалам относятся:

  • печатные учебники, лекции, руководства, конспекты, методички, рекомендованные официальными программами курса обучения;
  • дополнительные справочники, словари, атласы, сборники задач и т. д., не входящие в обязательный список учебной литературы;
  • наглядные пособия.

Работая с пособиями в традиционной бумажной форме, школьники и студенты учатся излагать свои мысли в соответствии с академическими нормами презентации научной информации, анализировать и дополнять представленные данные.

Часто к печатным учебникам прилагаются записанные на электронных носителях видео, в которых содержатся полезные комментарии, объяснения к тексту и прочее. Это способствует лучшему усвоению теории, закреплению материала и получению дополнительных знаний.

Электронные ресурсы

Наряду с традиционными широко используются инновационные цифровые учебные материалы:

Сеть

  • Сетевые или компьютерные обучающие курсы или программы – методические комплексы, предназначенные для проведения основных видов занятий по определенной дисциплине и контроля работы студента.

  • теоретический материал;
  • глоссарий;
  • средства для выполнения практических заданий и обеспечения самостоятельной работы студента;
  • тесты для промежуточного и итогового контроля знаний.

Электронные учебно-методические комплексы могут быть рассчитаны на использование в телекоммуникационных сетях и храниться на серверах или предназначаться для распространения в виде копий на цифровых носителях.

  • Электронные учебники – цифровые пособия, содержащие соответствующий академической программе теоретический и практический материал, для представления которого используются технологии мультимедиа.
  • Электронные базы данных – инструмент хранения структурированной тематической информации.
  • Виртуальные тренажеры и симуляторы – к ним относятся компьютерные модели, лабораторные практикумы, позволяющие закрепить знания и приобрести навыки их применения в ситуациях, имитирующих реальные. К этой разновидности учебных материалов также причисляются электронные задачники, предназначенные для отработки алгоритмов решения типовых задач, составленных с целью наглядно связать теоретические знания с практикой.
  • Банки тестовых заданий – применяются для аудиторных и самостоятельных занятий, автоматизированной проверки знаний.

Электронные учебные материалы позволяют:

Электронные учебные материалы

  • существенно упростить поиск необходимой информации;
  • компактно представить большое количество учебно-методической литературы, которая в печатном виде занимает целые библиотеки;
  • предоставить доступ к редким изданиям;
  • смоделировать в виртуальном пространстве реальные ситуации;
  • объективно оценить уровень подготовленности учащихся.

Независимо от того, в какой форме представлен учебный материал, в нем обязательно должны использоваться только проверенные факты и данные, всесторонне освещающие изучаемую тематику.

Читайте также: