Семья как микросреда развития детей кратко

Обновлено: 06.07.2024

Вложенные файлы: 1 файл

психология семьи_Духова Л.И..doc

Рассматривая семью как важнейшее условие психологического благополучия ребенка, следует учитывать, что:

– для благополучного развития ребенка необходимо осознание проблем супружеских и детско- родительских отношений.

В результате взаимодействия индивидов в семье она выступает как персональная микросреда развития личности. Звеньями, или составляющими, этой семейной микросреды являются:

– межличностные внутрисемейные отношения;

– обычаи, настроения, нормы внутрисемейного поведения, нравственный климат семьи.

Важное место в жизнедеятельности любой семьи занимает воспитание детей от рождения до начала трудовой деятельности. Результат этого воспитания зависит от многих факторов:

4.Традиции нации, народности, места проживания семьи. Это особо важно в нашей многонациональной стране (с одной стороны – это необходимость сохранять национальные традиции, а с другой – приобщение к общекультурным традициям, или традициям той среды, где семья проживает).

5.Традиции семьи – формируют у детей нравственные качества.

Подобная ситуация зависит от ряда объективных факторов:

2.Умение организовать совместный быт: распределение домашних обязанностей, предпочтение домашнего питания, совместные ужины и т.д. Важна также возможность членов семьи заниматься дома любимым делом и отношение к этому остальных членов семьи.

3.Баланс между открытостью и закрытостью семейной жизни (семейных границ). С одной стороны, в семье должно быть ощущение защищенности (только в семье обсуждаемые вопросы, которые касаются только членов семьи; уверенность в том, что эти вопросы, без согласия остальных, не будут обсуждаться за пределами семьи). С другой стороны, в доме должно быть принято встречаться с друзьями, родственниками, отмечать праздники, на которые приглашают гостей, когда каждый может пригласить в дом своих друзей, не опасаясь других членов семьи.

Таким образом, семейное воспитание, с одной стороны, выглядит очень естественным, а значит простым, доступным каждому, но с другой стороны, в связи с его спонтанностью и эмоциональностью именно в семейном воспитании обнаруживается больше всего ошибок и проблем.

Эмоциональные отношения между ребенком и родителями (привязанность)

Формирование положительного аффективного отношения ребенка к близкому взрослому (родителю) является важнейшим условием развития психики человека.

В широком значении привязанность – это тесная эмоциональная связь между людьми, которая характеризуется взаимным вниманием, чуткостью, желанием поддерживать близкие отношения.

В узком смысле – привязанность – это первая связь младенца со взрослым, которая характеризуется сильной взаимозависимостью.

Данная категория получила свое развитие в работах Дж. Боулби и М. Эйнсворта. Самым важным (сенситивным) периодом для формирования привязанности является первый год жизни ребенка. Примерно в 6-10 месяцев у ребенка появляется избирательность в отношении взрослых, ребенок выделяет объект привязанности, т.е. кому он больше всего рад, кому доверяет, в присутствии кого чувствует себя максимально уверенно.

У детей, воспитывающихся в детских домах, наблюдается интеллектуальное отставание, неумение вступать в отношения с другими людьми, агрессивность, неуверенность в себе, эмоциональная неактивность.

Таким образом, эмоциональная связь матери с ребенком, формирование привязанности является первым и важнейшим условием развития ребенка и условием его социализации и воспитания в семье.

Выделяют 2 категории привязанности: надежную (прочную) и ненадежную.

Надежная привязанность: дети положительно реагируют не только на мать (т.е. объект привязанности), но и на незнакомых людей, расстраиваются, когда мать уходит и радуются ее появлению. Среди детей, живущих в нормальных условиях, надежную привязанность имеют 65-70%.

Ненадежная привязанность: отражает наличие у ребенка переживания страха и неуверенности перед окружающим миром. Эта категория привязанности представлена следующими типами:

– избегающий тип – дети спокойно относятся к отсутствию близкого человека (матери, родителя), в целом не ожидая от них помощи;

– амбивалентный (противоречивый) тип – дети тяжело переживают отсутствие родителя, но на их появление реагируют двойственно (то радуются, то отталкивают). Наблюдается часто агрессивный протест против разлуки;

– дезорганизованный тип – восприятие ребенком мира как враждебного. Страх вызывает и чужой и близкий человеке. Наблюдается непредсказуемость поведения;

Основными (базовыми) качествами матери (родителя), обеспечивающими формирование надежной привязанности являются:

– эмоциональное принятие ребенка и способность вести себя в соответствии с этим (любовь, уважение личности ребенка);

– чувствительность к поведению ребенка, понимание его желаний, потребностей;

– понимание состояния ребенка и причин этого состояния;

– наличие у родителя адекватного образа ребенка ( не завышать и не занижать его возможностей);

– умение адекватно реагировать на потребности ребенка;

– постоянство, последовательность, непротиворечивость поведения матери, что помогает ребенку ориентироваться в ситуации (должен четко понимать за что его ругают, за что – хвалят, а не в зависимости от настроения родителя);

– отношение матери к ребенку не как к объекту ухода и манипуляций, а как к личности, как к равноправному субъекту общения.

Детско-родительские отношения специфичны и разнообразны. На них влияет вся семейная система, как в своей статической форме (т.е. ее структура (нуклеарная или расширенная, полная или нет и т.п.)), так и в своей динамике (т.е. на разных этапах развития семьи детско-родительские отношения могут изменяться, приобретать специфический характер).

Детско-родительские отношения чаще всего рассматриваются через отношения родителей к детям, а, следовательно, через особенности семейного воспитания. Именно родительское отношение к детям, специфика воспитания формируют будущее отношение детей к родителям.

Гармоничное развитие ребенка возможно при наличии благополучия всей семейной системы, которая играет, которая играет важную роль в воспитании от рождения до начала трудовой деятельно

Гармоничное развитие личности ребенка возможно при наличии здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия. Ключевым для вос­питателей и психологов будет понятие психического здоровья, включающее благополучие в эмоциональной и познавательной сферах, нервно-психическом состоянии, нормальное развитие характера и формирование личности детей.

К теме детско-родительских отношений в последние годы обращаются многие авторы (А. Спиваковская, А. Захаров, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, З. Матейчик, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и др.), но чаще психологи-практики.

Как правило, трудности детей служат проекцией отноше­ний в семье. Отказываясь от изолированного, внссемейного кон­текста анализа детских проблем, мы должны обратить внимание также на то, что корни этих проблем формируются в раннем детстве. Именно в раннем детстве закладываются базисные под­структуры личности и установки, которые слабо поддаются кор­рекции у подростков, а затем у взрослых.

Российские психологи (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштен, П. Я. Гальперин, Л. И. Божович, В. С. Мухина и др.) в качестве доми­нирующей стороны в развитии личности называют социальный опыт, воплощенный в продуктах материального и духовного про­изводства, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только при­обретение детьми отдельных знаний и умений, но осуществляется развитие их способностей, формирование личности. Для развития личности ребенка важна гармонизация семейных отношений.

Проблема детско-родительских отношений определяется слож­ностью объектной структуры — всем многообразием взаимоотно­шений детей и родителей, теми нарушениями в детско-родитель­ских отношениях, которые могут оказывать существенное влияние на благополучие ребенка в семье и его дальнейшее развитие.

Рассматривая семью как важнейшее условие обеспечения психологического благополучия ребенка, мы будем исходить из следующих положений:

2. Для благополучного развития ребенка необходимо осоз­нание проблем супружеских и детско-родительских от­ношений и гармонизация влияния семьи на воспитание ребенка.

В результате взаимовлияния индивидов в семье она высту­пает как персональная микросреда развития личности. Основ­ными звеньями семьи как микросреды развития являются: кол­лективное мнение, межличностные внутрисемейные отношения, семейные традиции, обычаи, настроения, нормы внутрисемейного поведения, нравственно-духовный климат.

Семья характеризуется определенной структурой, извест­ной внутренней расстановкой и группировкой ее членов. Осно­вой жизнедеятельности семьи является система общения — меж­личностные, внутрисемейные и внешние контакты, взаимодей­ствия как в ходе совместной деятельности, так и во время отды­ха, обмена информацией, взаимные воспитательные и мобили­зующие влияния, взаимовыручка, стремление к единству мыс­лей и действий, а также индивидуальные особенности каждого члена семьи.

Важное место в жизнедеятельности полноценной семьи занимает воспитание детей от рождения до начала трудовой де­ятельности. Его результативность находится в прямой зависимо­сти от многочисленных факторов, влияющих на воспитатель­ный потенциал семьи.

В различных категориях семей процесс воспитания детей имеет свои особенности. Поэтому важно не только изучение значимых факторов, но и выявление их общих взаимосвязей и взаимозависимостей с эффективностью воспитательного про­цесса.




Гармоничное развитие личности ребенка возможно при наличии здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия. Ключевым для вос­питателей и психологов будет понятие психического здоровья, включающее благополучие в эмоциональной и познавательной сферах, нервно-психическом состоянии, нормальное развитие характера и формирование личности детей.

К теме детско-родительских отношений в последние годы обращаются многие авторы (А. Спиваковская, А. Захаров, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, З. Матейчик, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и др.), но чаще психологи-практики.

Как правило, трудности детей служат проекцией отноше­ний в семье. Отказываясь от изолированного, внссемейного кон­текста анализа детских проблем, мы должны обратить внимание также на то, что корни этих проблем формируются в раннем детстве. Именно в раннем детстве закладываются базисные под­структуры личности и установки, которые слабо поддаются кор­рекции у подростков, а затем у взрослых.

Российские психологи (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштен, П. Я. Гальперин, Л. И. Божович, В. С. Мухина и др.) в качестве доми­нирующей стороны в развитии личности называют социальный опыт, воплощенный в продуктах материального и духовного про­изводства, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только при­обретение детьми отдельных знаний и умений, но осуществляется развитие их способностей, формирование личности. Для развития личности ребенка важна гармонизация семейных отношений.

Проблема детско-родительских отношений определяется слож­ностью объектной структуры — всем многообразием взаимоотно­шений детей и родителей, теми нарушениями в детско-родитель­ских отношениях, которые могут оказывать существенное влияние на благополучие ребенка в семье и его дальнейшее развитие.

Рассматривая семью как важнейшее условие обеспечения психологического благополучия ребенка, мы будем исходить из следующих положений:

2. Для благополучного развития ребенка необходимо осоз­нание проблем супружеских и детско-родительских от­ношений и гармонизация влияния семьи на воспитание ребенка.

В результате взаимовлияния индивидов в семье она высту­пает как персональная микросреда развития личности. Основ­ными звеньями семьи как микросреды развития являются: кол­лективное мнение, межличностные внутрисемейные отношения, семейные традиции, обычаи, настроения, нормы внутрисемейного поведения, нравственно-духовный климат.

Семья характеризуется определенной структурой, извест­ной внутренней расстановкой и группировкой ее членов. Осно­вой жизнедеятельности семьи является система общения — меж­личностные, внутрисемейные и внешние контакты, взаимодей­ствия как в ходе совместной деятельности, так и во время отды­ха, обмена информацией, взаимные воспитательные и мобили­зующие влияния, взаимовыручка, стремление к единству мыс­лей и действий, а также индивидуальные особенности каждого члена семьи.

Важное место в жизнедеятельности полноценной семьи занимает воспитание детей от рождения до начала трудовой де­ятельности. Его результативность находится в прямой зависимо­сти от многочисленных факторов, влияющих на воспитатель­ный потенциал семьи.

В различных категориях семей процесс воспитания детей имеет свои особенности. Поэтому важно не только изучение значимых факторов, но и выявление их общих взаимосвязей и взаимозависимостей с эффективностью воспитательного про­цесса.

Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Семьи - малая социальная группа, естественная среда жизни и развития ребенка, закладывающая основы личности.

Главное назначение семьи - воспитание детей. Семья - персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

Каковы функции и задачи развивающей деятельности современной семьи?

Главными функциями семьи являются:

* стимулирующая самостоятельный опыт личности;

Главные задачи семейного воспитания это:

* гармоническое развитие ребенка;

* забота о здоровье детей;

* помощь в учении;

* трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;

* помощь в социализации личности;

* формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;

* забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;

* развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;

* подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;

*половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.

Итак, главными, вечными компонентами семейного воспитания остаются:

* климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);

* режим семейной жизни;

* содержание деятельности (отца, матери, дедушки, бабушки, детей).

Современные семьи, развиваются в условиях качественной и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и

родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Семья является фактором социализации личности. В семье происходит интенсивный контакт ребенка с родителями и другими взрослыми членами семейной группы. Именно в семье формируются культура поведения и внешнего вида, происходит развитие культурных интересов и потребностей.

Вместе с тем, семья – одна из высших моральных ценностей общества. Семья выполняет разнообразные функции, но главная из них – это физическое и социальное воспроизводство, новых людей. Воспитательная функция семьи выражается в сознательных воздействиях родителей на детей в соответствии с уровнем их понимания, стремлениями и надеждами.

В задачу семьи по народным воззрениям входит не только то, чтобы иметь детей, но и вырастить и воспитать их, передать детям социальный опыт (знания, убеждения, жизненные цели, правила поведения в обществе), накопленный до их рождения. Этот опыт может быть передан следующему поколению только путем воспитания.

Семья, выполняя свои функции, осуществляет подготовку нового поколения к жизни. Семейные отношения, воспитательное воздействие родителей, всех членов семьи на детей, социализация личности в семье выступают решающим фактором развития и формирования личности. Педагогика семьи всегда была в центре внимания народа. Первыми воспитателями детей являются отец и мать. Народ рассматривал семью как колыбель человечества, как основной фактор формирования свободной личности, на ступени развития детей младшего школьного возраста.

Cемья - исходное пространство человеческих связей и отношений, где закладываются основы гуманистических отношений и доверия человека к человеку. "Семейная жизнь для ребенка - то же, что для взрослых общественная. Душа его питается впечатлениями, полученными в семье. Опыт семейной жизни ребенка формируется "весьма рано", обнимает все людские отношения, которые доступны наблюдению ребенка.

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении опре- деленного времени семья вообще является для детей единственным местом получения такого опыта. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь, сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны, приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой стороны, социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой.

Воспитательный потенциал семьи и эффективность его реализации обусловлены многими социальными (политическими, экономическими, демографическими, психологическими) факторами объективного и субъективного характера. К ним относятся:

– факторы макросреды и те изменения, которые в ней происходят;

– структура семьи (нуклеарная или многопоколенная, полная или неполная, многодетная или малодетная);

– материальные условия ее жизнедеятельности (уровень доходов, жилищные условия, благоустроенность быта и др.);

– личностные характеристики родителей (социальный статус, уровень образования, общая и психолого-педагогическая культура, ориентации и установки на воспитание и образование детей);

– психологический климат в семье, система и характер взаимоотношений между ее членами, их совместная деятельность;

– помощь семье со стороны общества и государства в образовании и воспитании детей, социализации подрастающего поколения.

Первой воспитательной средой человека является семья. Именно она — основа всего позитивного и негативного в судьбе каждого человека, в формировании его личности. Но нельзя не видеть, какое разрушительное воздействие на семью оказал социально-экономический и политический кризис. Наблюдается резкая дифференциация доходов семей. Многие из них не смогли приспособится к новым условиям, сформировать защитные стратегии и механизмы. Углубляется дезорганизация жизни, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции, семейный уклад. Все это негативно отражается на воспитательном потенциале семьи, ее роли в социализации детей. Материальное неблагополучие, высокий уровень занятости родителей, неблагоприятная психологическая атмосфера пагубно влияют на развитие детей. Все это, негативно сказывается на воспитательном потенциале семей и процессе социализации детей. Наличие одного или нескольких детей в семье предопределяет результаты семейного воспитания и социализации не само по себе, а только в системе таких не менее важных показателей, как психологическая атмосфера семьи, личный пример родителей, уровень их образования и педагогической культуры и др.

Реально усилить воспитательный потенциал, особенно молодой семьи, может помощь в воспитании детей со стороны старшего поколения (бабушка, дедушка и других родственников). Наряду с выполнением бытовых обязанностей и уходом за детьми они служат своеобразным транслятором социального опыта, накопленного их поколением. В связи с реалиями сегодняшнего дня их помощь становиться все более актуальной, а спрос на нее со стороны молодых родителей неуклонно растет.

Внутрисемейные отношения есть, по сути, межличностные отношения в процессе общения. Именно в процессе общения со взрослыми дети приобретают навыки речи и мышления, предметных действий, осваивают социальный опыт, воспринимают образ жизни семьи для последующего его воспроизводства.

Исследования показали что, нравственно-эмоциональный климат семьи в значительной мере формируется отношениями между отцом и матерью. Социализация, нравственное и психическое развитие детей в семье зависят от степени гармоничности супружеских отношений.

Практика показывает, что наиболее высоким воспитательным потенциалом обладает тип семьи, основанный на равенстве и партнерстве. Эгалитарные супружеские отношения способствуют развитию у детей таких качеств, как доброта, трудолюбие, дисциплинированность, умение постоять за себя, самостоятельность, бескорыстие, скромность, ответственность, самокритичность. Дети из таких семей лучше подготовлены к роли будущего семьянина, проявляют большую заботу о родителях, содержание их жизненных целей представляет большую социальную ценность, чем у детей из других семей.

Опыт работы свидетельствует, что такие качества детей, как ответственное отношение к учебе, трудолюбие, общительность, отзывчивость и ряд других, непосредственно коррелируют с отсутствием серьезных конфликтов между родителями. В конфликтных семьях у детей формируются противоположные качества – безответственное отношение к учебе, нежелание трудиться, замкнутость, недоброжелательность.

Число полноценных семей продолжает сокращаться. Статистика утверждает, что 40% созданных семей распадается уже в первый год. Каждая вторая семья распадается в

течение десяти лет. На тысячу семей приходится лишь 34, в которых число детей достигает трех и более. В 443 семьях из тысячи детей вообще нет! Это очень тревожный сигнал.

Более важным в плане семейного воспитания и социализации являются отношения между родителями и детьми. Негативные качества личности возникают при дефиците родительской любви, когда дети не получают необходимого заряда положительных эмоций, лишены родительской привязанности. Ребенок в такой семье растет пассивным и неуверенным, агрессивным и беспокойным.

Также существует дефицит общения родителей с детьми. Например, в настольные игры (шахматы, шашки, лото и др.) играли с детьми достаточно часто родители в 64% семей, а в 10% семей это не практиковалось вообще. Ходили с детьми на лыжах, катались на коньках 55% родителей, а 12% - не делали этого никогда. Среди видов занятий с детьми в рабочие дни чаще всего отличались чтение, беседы. Далее контроль домашних заданий, игры и обучение трудовым навыкам. Большое значение для социализации детей имеет их включение в различные виды деятельности семьи, их приобщение к труду. Участие детей в семейном хозяйственно-бытовом труде необходимо не только в чисто практических целях, но и с точки зрения их воспитания и подготовки к самостоятельной жизни, а также укрепления связей поколений в семье.

Необходимо родителям вовлекать детей в трудовую жизнь семьи для развития его воли, настойчивости, дисциплинированности, чувства долга и ответственности. Золотое правило педагогики дошкольного периода: "Не делать за ребенка того, что он может сам сделать, что ему нужно самому сделать и, следовательно, что он должен сам сделать. Детский труд в семье — действенное средство социализации детей. Дети должны сознавать и чувствовать, что они не только послушные исполнители заданий взрослых, но члены трудовой семьи, ценные помощники взрослых.

Семья — общественный механизм воспроизводства человека, отношения между мужем и женой, родителями и детьми, основанная на этих отношениях малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Функции семьи связаны с потребностями общества и личности (в принадлежности к семейной группе). Без всестороннего удовлетворения потребностей личности семья не будет стабильна и поэтому не сможет в полной мере удовлетворять общественные интересы и потребности. Функции семьи глубоко историчны, тесно связаны с социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества, и с течением времени меняются как характер функций, так и их иерархия. Анализ отечественной и зарубежной литературы позволяет выделить основные типы функций современной семьи, которые представлены в связи с основными сферами жизнедеятельности.

Функции семьи — это способы проявления ее активности, способы жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов.

В социальной педагогике определяют следующие функции семьи в процессе социализации.

Во-первых, физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и раннем детстве эта функция играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается, а в старческом возрасте вновь становится доминирующей.

Во-вторых, семья играет определяющую роль в формировании психологического пола ребенка в первые три года его жизни. Как выяснилось, решающее значение в этом имеет отец, ибо именно он, как правило, дифференцирование относится к дочери и сыну (в частности, поощряет активность, агрессивность у сына и женственность, мягкость у дочери). Поскольку мать обычно одинаково тепло относится к детям обоего пола,

постольку отсутствие в семье отца или его лишь формальное наличие делает эффективность половой социализации проблематичной.

В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на меру приобщения человека к культуре на всех этапах социализации.

В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, роль семьи становится кардинальной.

В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека в сферах семейных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

В-шестых, семье присуща функция социально-психологической поддержки человека, от чего зависит его самооценка, уровень самоуважения, мера самопринятия, аспекты и эффективность самореализации.

Таким образом, важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Педагогическое обеспечение семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ семьи в целом.

Связь между родителями и детьми является наиболее прочной из всех видов связей,которые устанавливаются между людьми. Чем более сложен живой организм, тем дольше должен он оставаться в тесной зависимости от материального организма. Человеческая жизнь, по мнению А. Н. Леонтьева,это разъятое,раздельное существование, главным признаком которого является потребность в сближении с другим человеческим существом.

Важнейшей социальной функцией семьи является воспитание детей. Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил,регулирующих распределение между родителями функцией ухода за детьми и воспитание в семье,определяющих содержание ролей и моделей ролевого поведения. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребёнка на каждой из ступеней онтогинеза, и обеспечивающих оптимальные возможности для его личного и умственного развития.

Реализация воспитательной функции осуществляется обоими родителями зависит от уровня их образования, от пола и возраста ребёнка, от осознанных или бессознательных установок и стереотипов родителей в отношении детей.

Семью отличают эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность внутри семейного взаимодействия. совместная деятельность,социальная поддержка,благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребёнка.

На всех этапах развития ребёнка в семье, как и на него самого, так и на его родителей оказывают постоянное воздействие различные факторы социальной среды. Одни из них оздоровляют воспитательную функцию семьи, другие оказывают на неё дестабилизирующее воздействие, создавая различные проблемы для семьи, ее членов и окружения.

Как правило,трудности детей являются проекций существующих в семье деформаций, и корни большинства проблем формируются в раннем детстве. Именно в этот период закладываются базисные подструктуры личности и установки, которые слабо поддаются коррекции у подростков,а затем у взрослых.

В основе семейного воспитания, прежде всего, эмоции и чувства. Изначально семья, как правило, основывается на чувстве любви. Оно определяет нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов:проявление нежности, ласки,заботы,терпимости, великодушия,умение прощать, чувство долга.

Перспективное планирование по формированию системного мышления детей дошкольного возраста — средний возраст Задачи обучения установлению системных связей Средний возраст Выявление функций объектов Учить детей выделять у объекта его главное назначение.


1. Данилина Т. А., Степина Н. М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. – М. : АЙРИС-ПРЕСС, 2004.
2. Гиппенрейтер Ю. Б Общаться с ребенком. Как? – М. : АСТРЕЛЬ, 2006.
3. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребенком. – М. : РЕЧЬ, 2001.
4. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М. : ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1990.
5. Спицын Н. П., Печерский М. С., Чарный Б. М. Семья: тысячи проблем воспитания. – Пермское книжное издательство, 1988.
6. Спок Б. Ребенок и уход за ним. – Калининградское книжное издательство, 1990.

Читайте также: