Как выглядит хаджи мурат описание кратко

Обновлено: 06.07.2024

Действительное историческое лицо, знаменитый храбростью наиб (уполномоченный) Шамиля, в 1834-1836 гг. один из правителей Аварского ханства. В 1851 г. перешел на сторону русских, потом пытался бежать в горы, чтобы спасти семью, оставшуюся в руках Шамиля, но был настигнут и убит. Толстой говорил о Х.-М.: “Это мое увлечение”.

Более всего покоряла художника энергия и сила жизни Х.-М., умение отстаивать свою жизнь до последнего. В истоке замысла – картина, увиденная летом 1896 г.: непокорный “татарин”-репей, изуродованный,

но все же уцелевший на вспаханном поле, напомнивший отважного горца. В первом наброске будущей повести, названном “Репей”, Толстой написал: “”Молодец!” – подумал я. И какое-то чувство бодрости, энергии, силы охватило меня. “Так и надо, так и надо””.

В образе Х.-М., помимо отваги, свободолюбия, гордости, Толстой особо подчеркивал простоту (Х.-М. происходил не из богатой семьи, хотя и дружил с ханами), почти детское чистосердечие. В повести герою дана детская улыбка, прельщающая всех и сохранившаяся даже на мертвой голове (этой детали нет ни в одном из источников, прочитанных Толстым

при работе; по подсчетам специалиста, этих источников более 170). Сознание своего достоинства соединяется в Х.-М. с открытостью и обаянием.

Он очаровывает всех: и молодого офицера Бутлера, и Лорис-Меликова, и простую русскую женщину Марью Дмитриевну, и маленького сына Воронцовых Бульку. История Х.-М. воссоздавалась Толстым и по личным воспоминаниям: на Кавказе он провел около трех лет. Брату Сергею Николаевичу в декабре 18S1 г. Толстой писал из Тифлиса: “Ежели захочешь щегольнуть известиями с Кавказа, то можешь рассказывать, что второе лицо после Шамиля, некто Хаджи-Мурат, на днях передался русскому правительству.

Это был первый лихач (джигит) и молодец во всей Чечне, а сделал подлость”. Работая почти пятьдесят лет спустя над повестью, Толстой думал совершенно иначе. Прежде всего оттого, что отрицал войну, всякую войну, ибо люди, все люди – братья и обязаны жить в мире. Война оказывается нужной лишь двум лицам – императору Николаю Павловичу и вдохновителю “священной войны” против иноверцев имаму Шамилю.

И тот и другой – жестокие, коварные, властолюбивые, безнравственные деспоты, одинаково резко осуждаемые Толстым. Х.-М.- их жертва, как и русский солдат Петруха Авдеев, которому так полюбились мюриды Х.-М. В ходе работы над повестью у Толстого была мысль показать одну отрицательную черту в Х.-М.- “обман веры”.

Вместо заглавия “Репей” появилось, было, “Хазават”, но в первой же копии с автографа, в 1896 г., зафиксировано окончательное: “Хаджи-Мурат”. Герою совсем не свойствен религиозный фанатизм. Повседневная молитва мусульман – намаз, совершаемый несколько раз в сутки,- все, что сказано о приверженности Х.-М. к своей вере.

В 1903 г., рассказывая американскому журналисту Джеймсу Крилмену о своей работе, Толстой говорил: “Это – поэма о Кавказе, не проповедь. Центральная фигура – – Хаджи-Мурат – народный герой, который служил России, затем сражался против нее вместе со своим народом, а в конце концов русские снесли ему голову. Это рассказ о народе, презирающем смерть”.

Образ Х.-М. овеян подлинной поэзией. Горские сказания, легенды и песни, которыми Толстой восхищался задолго до работы над 443 повестью (переписка 1870-х годов с А. А. Фетом); дивные описания природы, в особенности звездного неба, – все это сопровождает жизненный и смертный путь Х.-М. Непревзойденная художественная сила этих описаний восхищала М. Горького.

По свидетельству поэта Н. Тихонова, когда повесть была переведена на аварский язык и ее читали люди, среди которых иные помнили Шамиля, они никак не могли поверить, что это написал граф, русский офицер: “Нет, это не он писал… Это писал Бог…” Ч. Айтматов со своей стороны восхищается психологическим проникновением в суть другого национального характера: “И Хаджи-Мурат, и его наибы выписаны так, что их видишь и веришь их реальному существованию. Мне довелось говорить с потомками Хаджи-Мурата, и они утверждают, что Толстой создал достоверный, точный характер.

Как ему это удалось? Секрет, великая тайна художника. Это тайна огромного сердца Льва Толстого, владевшего пониманием “человека вообще””.

Образ Хаджи-Мурата – центральный в повести. Писатель, изображая портрет этого героя, обращает внимание на одни и те же детали. Во-первых, внушительный вид наиба. Все в округе знали о подвигах Хаджи-Мурата и его бесстрашии, поэтому появление горца сразу вселяло трепет и опасение.

Во-вторых, глаза мятежника, проницательные, будто заглядывающие в душу. Хаджи-Мурат смотрел на собеседника внимательно и уверенно. Но при этом в его лице было что-то детское и добродушное. Неслучайно женщинам нравилась его улыбка. Это третья постоянная деталь портрета наиба.

Хаджи-Мурат был красив собой, особенно когда восседал на белогривом коне в белоснежной черкеске и в папахе с чалмой. Его оружие было отделано золотом.

Что касается качеств, которыми обладает главный герой, то можно сказать о том, что он обладает такой внутренней силой, которая внушает уважение и его соратникам, и его противникам. Смелый и решительный в бою, Хаджи-Мурат – удачливый военачальник, умеющий вести за собой. Помимо этого, горец горд и независим. С каким достоинством он рассказывает о том, что не пошел в подчинение к Гамзату, когда покорилась вся Авария.

Хаджи-Мурата, как и любого другого уроженца гор, отличает ответственность за семью. Мятежник жаждет мести, даже убийство братьев не сломило его воли. Задета гордость рода, наиб бежит к русским за помощью, но душа его находится в постоянной тревоге за оставленную семью: мать, двух жен, старшего сына и пятерых маленьких детей.

Итак, всю ночь обдумывая сложившееся положение, Хаджи-Мурат, взяв самых ближайших своих сподвижников, во время верховой прогулки расправляется с конвоирами и совершает побег. Вот только перейти рисовое поле ему так и не удалось. В неравной битве мятежник погибает. Но с каким достоинством он это делает. Его не останавливают ранения, он бьется до конца. Получив смертельный удар, наиб падает лицом вниз, но он еще жив. Сознание сохраняется даже в тот момент, когда ему отсекают голову.

Лев Николаевич Толстой, завершая повествование, подчеркивает бессмысленность гибели этого отважного героя. Писатель считает, что вражда, которая разворачивается между русскими и горцами, напрасна, и ее нужно прекращать.

В Дагестане, самым многочисленным народом являются аварцы . И одним из самых древних государственных образований Дагестана также являлось Аварское ханство, которое просуществовало с XII по XIX век.

Столицей Аварского ханства до его ликвидации русской администрацией было село Хунзах .

И в этом селе, между 1816 и 1818 годами родился герой аварского народа Хаджи-Мурат Аварский.

Он происходил из свободных поселян-общинников (уздени). Но мать его была кормилицей ханских сыновей и Хаджи-Мурат вырос, играя с ними.

Жил, он и как большинство аварцев простой крестьянской жизнью, и изучил только первоначальную грамоту, научившись читать и писать на аварском арабскими буквами.

В 1830-м году он потерял отца, погибшего в бою с мюридами пламенного учителя Шамиля - Гази-Магомеда . Гази-Магомед хотел повсеместно ввестизаконы шариата , ограничивавшие традиционное право кавказцев - адаты . Это было негативно встречено со стороны ханской верхушки, боявшейся потерять свою власть, отдав ее в руки имамов. Простые уздени также не хотели менять привычный образ жизни по адатам, в обмен на непонятные требования шариата.

Аварские ханы выступили против мюридизма Гази-Магомеда и в бою около Хунзаха он был разгромлен аварским ополчением. Там и погиб отец Хаджи-Мурата. Возможно именно это и стало в последующем причиной конфликта с окружением Шамиля.

Шами́ль (авар. Шамил), (кум. Шамил; 26 июня [7 июля] 1797, Гимры, ныне Унцукульский район, Дагестан — 4 [16] февраля 1871, Медина, ныне Саудовская Аравия) — предводитель кавказских горцев, лидер северо-кавказского национально-освободительного сопротивления, в 1834 году признанный имамом нелегитимного теократического государства — Северо-Кавказский имамат, в котором объединил горцев Западного Дагестана и Чечни. Национальный герой народов Северного Кавказа - Википедия

Шами́ль (авар. Шамил), (кум. Шамил; 26 июня [7 июля] 1797, Гимры, ныне Унцукульский район, Дагестан — 4 [16] февраля 1871, Медина, ныне Саудовская Аравия) — предводитель кавказских горцев, лидер северо-кавказского национально-освободительного сопротивления, в 1834 году признанный имамом нелегитимного теократического государства — Северо-Кавказский имамат, в котором объединил горцев Западного Дагестана и Чечни. Национальный герой народов Северного Кавказа - Википедия

13 августа 1834 года мюридский имам Дагестана Гамзат-бек все-таки осуществил месть в отношении молодых аварских ханов Уммы и Абу-Нуцала.

Власть в Аварском ханстве захватили мюриды Гамзат-бека. Так ханство стало оплотом мюридизма - последователей суфийского тариката.

Гамзат-бек начал совершать казни всех неугодных, кто по его мнению мог вместе с ним претендовать на власть в ханстве. Он не пожалел даже мать убитых молодых ханов, что вызвало скрытое недовольство среди его соратников.

Хамзат-бек Гоцатлинский (1801 или 1789, Гоцатль, Дагестан — 19 сентября 1834, Хунзах, Дагестан) — имам Дагестана (1832—1834). По национальности — аварец.

Хамзат-бек Гоцатлинский (1801 или 1789, Гоцатль, Дагестан — 19 сентября 1834, Хунзах, Дагестан) — имам Дагестана (1832—1834). По национальности — аварец.

Хаджи-Мурат вместе со своим старшим братом Османом принял участие в заговоре против Гамзат-бека и 19 сентября 1834 года, когда тот был на пятничной молитве прямо в мечети они застрелили его. В перестрелке с телохранителями имама был застрелен и Осман.

Так, неожиданно юный Хаджи-мурат стал лидером аварцев. К тому же русской администрацией он был назначен управляющим Аварией.

Но, номинальным правителем Аварии был кумыкский Ахмед-хан Мехтулинский, который путём наговоров добился того, что Хаджи-Мурата обвинили в пособничестве Шамилю (тогда набирал силу).

  • В 1840 году доносы и наговоры Ахмед-хана привели к аресту Хаджи-Мурата по обвинению в ведении тайных переговоров с Шамилем, а также разрушению его дома, разграблению имущества и скота. Было приказано сослать его в Темир-Хан-Шуру, но он по пути сумел бежать, совершив рискованный прыжок со скалы, по краю которой пролегала тропинка. Он смог утащить за собой двоих конвоиров, на которых и приземлился, сломав при падении только одну ногу - Википедия

После этого у Хаджи-Мурата оставалась только одна дорога - к своим врагам мюридам.

У Шамиля он стал наибом аварских селений. Хорошо зная местность, тактику русских войск, пользуясь уважением среди населения он совершал набеги молниеносно и удачно для своего отряда.

10 лет, неуловимый аварец то угонял табун лошадей у русского гарнизона, то нападал на ставку генерала, нелестно отозвавшегося о храбрости горцев, то громил в открытом сражении царские войска.

После неудачного похода Хаджи-Мурата в Табасаран, у Шамиля появился повод обвинить аварца в неспособности к командованию.

После этого, Хаджи-Мурат объявил о том, что больше не будет воевать с русской администрацией. Это случилось в ноябре 1851 года. Он решил переехать в чеченский аул Гехи, откуда была его жена.

Несмотря на то, что сейчас считается, что Хаджи-Мурат предал Шамиля доказательств этому нет. Скорее всего, он просто устал от постоянной войны и вражды, решив вернуться к мирному крестьянскому труду, которым он и должен был заниматься по своему происхождению.

Указанное подтверждает и то, что Хаджи-Мурат не принимал никакого участия в акциях против Шамиля. Поэтому его под конвоем отправили в Шеки, где он содержался под надзором.

4 мая 1852 года , Хаджи-Мурат перебил своих конвойных и ушел в горы. Но на следующий день - 5 мая 1852 года он был настигнут казаками и местной народной милицией около села Онджалы (современный Азербайджан).

Аварский вождь. Военачальник. Наиб имама Шамиля. Участник освободительной борьбы кавказских горцев. Герой аварского народа. Персонаж одноименной повести Льва Толстого. Считается одним из самых почитаемых, отважных, смелых и свободолюбивых аварцев в истории.

Хаджи-Мурат Аварский аварский родился 17 декабря 1816 года в селе Хунзах, Республики Дагестан. Воспитывался в семье аварских ханов, которые являлись его молочными братьями. С детства изучал Коран, Мухтасар и Тафсир. Читать и писать мог только на одном аварском языке, других языков не знал. Работал в своем хозяйстве, исполняя все крестьянские работы. С молодых лет любил лошадей и оружие, ездил верхом в полном вооружении.

В сентябре 1834 года Хаджи-Мурат участвовал в заговоре своего старшего брата Османа против имама Гамзат-бека, который в августе того же года на переговорах убил аварских ханов и завладел их столицей. После смерти брата, оказался во главе хунзахцев. Назначенный русским генералом Клюки-фон-Клугенау управляющим Аварии фактически некоторое время правил Аварским ханством. Его влияние оказалось огромным и позже, даже когда русская администрация назначила временным правителем Ахмед-хана. Аварское ханство тесно связало себя с русской военной администрацией и противниками мюридизма в Дагестане.

В 1840 году доносы и наговоры Ахмед-хана привели к аресту Хаджи-Мурата. Обвиненного в связях с Шамилем арестовали, разрушив его дом и разграбив имущество и скот. По пути в Темир-Хан-Шуру бежал, бросившись с обрыва. С этого времени началась его служба имаму Шамилю, назначившему его наибом всех аварских селений. В течение десяти лет являлся правой рукой имама.

С переходом Хаджи-Мурата на сторону мюридов к ним перешла большая часть обществ, расположенных по верховьям Аварского Койсу. И в результате русские власти на многие годы потеряли своё влияние над Дагестаном. В эти годы организовал немало ошеломляющих набегов, сделавших его имя легендарным. Свои набеги проводил не только ради добычи, но и, как карательные акции, ради мести. При этом часть добычи неизменно выделялась сиротам и вдовам.

В 1841 году в битве при Цельмесе аварские войска во главе с Хаджи-Муратом и Шамилем нанесли поражение имперским войскам. Участвовал в сражении при ауле Дарго, бился с имперскими войсками при Рикуони, и потерпел поражение, отступив в горы. Принимал участие в Шамилевском походе на Ахты в 1848 году.

Разногласия с Шамилем по вопросам ведения войны и внутреннего режима в имамате, честолюбие Хаджи-Мурата, а также боязнь преследования со стороны имама за ряд военных неудач привели его к разрыву. В декабре 1852 года военачальник бежал в Чечню и перешел на сторону царского правительства, которое предполагало воспользоваться популярностью Хаджи-Мурата среди горцев для привлечения их на свою сторону.

Однако в апреле 1852 года Хаджи-Мурат бежал в горы и 5 мая 1852 года убит во время перестрелки близ города Шеки. Голова после его смерти отсечена неизвестным и ее отправили наместнику царя на Кавказе графу Воронцову в Тифлис в качестве доказательства смерти наиба.

Головy Хаджи-Мурата переслали в Петербург, где череп хранился в Военно-медицинской академии. Затем в 1959 году передан в коллекцию черепов Музея антропологии и этнографии.

Захоронение предполагаемых останков Хаджи-Мурата состоялось в Хунзахе 2 июня 2019 года без уведомления органов власти и без доказательств того, что останки действительно принадлежат Хаджи-Мурату и были эксгумированы в Азербайджане.

Память о Хаджи-Мурате

В декабре 2014 года по инициативе Шамиля Мухумаева и при спонсорской поддержке мецената Зубаира Мухумаева в селе Хунзах построили сквер имени Хаджи-Мурата

В искусстве

Haci Murat geliyor, художественный фильм (1968; Турция) о Хаджи-Мурате.

Неначатый фильм Георгия Данелия. Сценарий был написан в соавторстве с Расулом Гамзатовым и Владимиром Огневым, но в итоге Госкино СССР закрыло проект.

Семья Хаджи-Мурата

Отец - Гитино-Магомед.
Мать - Залму.

Первая жена - Дарижа, пленная грузинка.
Сын - Гулла.

Вторая жена - Сану, чеченка. Умерла в возрасте 70 лет и похоронена на кладбище аула Тлох.
Сын - Хаджи-Мурат.

Читайте также: