Светское государство и религия основы светской этики план урока
Обновлено: 04.07.2024
Цель: знакомство учащихся с особенностями истории различных религий в России.
- познакомить учащихся с основными этапами возникновения и развития православия и других религий в России;
- раскрыть учащимся ключевые понятия урока;
- учащиеся изучают, как и почему на Руси выбрали христианскую веру, какую роль сыграло православие в истории России;
- учащиеся научатся использовать ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи;
- учащиеся усовершенствуют свои умения в процессе коммуникации, чтения и понимания прочитанного, будут отвечать на учебные вопросы разных типов, строить связные высказывания, работать в группах;
- православие;
- Патриарх;
- Синод;
- христианские конфессии.
Форма проведения: групповая
- мультимедийный проектор;
- презентация;
I. Вводный этап (мотивационно-организационный).
1. Организация деятельности учащихся
2. Актуализация знаний учащихся
- Какие мировые религии вам известны?
- Прочитайте тему урока. “История религий в России” (кадр 1).
- Как вы понимаете тему урока? О чем мы должны узнать на уроке? (кадр 2).
II. Основной этап (информационно-аналитический).
Дети сидят в группах.
- О ком мы говорили на прошлом уроке (о славянах).
- Предками каких современных народов стали восточные славяне? (русские, украинцы, белорусы).
- Какой веры они были? (языческой).
Кадр 3. Древние славяне обожествляли явления природы, которые не могли объяснить. В честь них ставили деревянные статуи и приносили им в жертву животных и зерно.
- Как жили и работали славяне в общине? (дружно, помогали друг другу).
- Вот и мы сегодня будем работать дружно, помогать другу, чтобы ответить на основные вопросы урока.
2. Выбор новой веры. (4 кадр).
Князь Владимир – сумел создать государство Русь со столицей в Киеве. Как и большынство людей того времени придерживался традиционной языческой веры.
3. Работа в группах.
Определите работу в группах. Прочитайте статью “Рассказ о выборе веры”.
Составьте вопросы по тексту и запишите их.
Закрепление. Дети одной группы задают вопросы другой группе.
- С какими религиями были знакомы жители Руси?
- Что предпринял князь Владимир, чтобы выбрать религию? (отправил своих послов в разные страны).
- Булгария - мусульмане;
- Хазария - иудеи;
- Западная Европа – христиане.
- В пользу какой веры был сделан выбор?
4. Рассказ подготовленных учащихся, сопровождается презентацией.
Церковь играла важную роль в жизни страны. Во главе её стоял Митрополит. Посмотрим какой вклад внесла церковь в культуру, самосознание и процветание России:
- Первые школы – с приходом христианства на Руси были созданы первые школы. Обучение велось по церковным книгам на славянском языке, алфавит которого создали Кирилл и Мефодий.
- После крещения Руси началось строительство храмов - Софийский собор в Новгороде, Софийский собор в Киеве. Митрополиты, священники часто мирили враждующих русских князей.
В XIII веке на Русь обрушилось татаро-монгольское иго. Их владычество на Руси продолжалось до конца XV века. В это время особую роль в жизни страны стали играть монастыри. Митрополиты помогали князьям советами.
5. Сергий Радонежский.
Работа в группах.
Самостоятельная работа с текстом.
Выборочное чтение. Выбери из текста строки, которые могут стать подписью к страницам презентации.
Преподобный Сергий Радонежский и Троице-Сергиев монастырь.
Дмитрий Донской и Сергий Радонежский.
Поединок на Куликовом поле.
6. Рассказ учителя.
После освобождения страны церковь заняла важное место в жизни Русского государства.
По руководством Митрополита Макария создан первый печатный станок.
Во главе русской православной церкви встал Патриарх
7. Смутное время.
Самостоятельное чтение. Проверка. Работа в группах.
Соотнести вопрос с ответом. На карточках вопросы и ответы, собрать их в пары.
- С каким призывом обратился Патриарх Гермоген к жителям Руси. (с воззванием о защите веры и изгнании иноверных захватчиков.
- Какую роль сыграл Троице-Сергиев монастырь в освобождении от захватчиков? (во время осады монахи рассылали письма в разные земли Руси, призывая постоять за веру и Отечество).
- Что сделали Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский? (сплотили ополчение и освободили Москву).
- Почему икона Казанской Божьей Матери так почитаема в нашей стране? (с этой иконой Минин и Пожарский освободили Москву).
Понятие светскости. Светское государство и религия. Основы светской этики.
Создать условия для развития знаний у учащихся понятии светскость, светское государство, светская этика и их взаимосвязь.
Уметь работать в группе, в парах, индивидуально.
Воспитать толерантность друг к другу, уважение Конституции Республики Казахстан. .
Знать характеристики теократического государства, атеистического государства, Основы светской этики.
Результат данного урока заключается в умение работать в группе, в парах. Формировать собственные лидерские качества через групповую работу.
Источники и ресурсы
Тема: Светскость и светское государство: определение понятия, ее значение и характер.
Цель: Раскрыть сущность понятия светскость ее значение и характер. Понятия: Светскость, свобода мысли, совести и религии, являющимися составной частью борьбы за свободу и демократию. Продолжить формирование толерантного отношения к людям, придерживающимся иных взглядов, исповедующих иную религию.
Оборудование, наглядность: постер, стикеры, маркеры, интерактивная доска.
Тип урока: объяснение нового материала.
Формы и методы: интерактивное обучение
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Организа-ционные
Используемые модули
Работа на создание коллаборативной среды.
Приветствие. Психологический настрой на урок.
Работа на создание коллаборативной среды.
Приветствие. Предлагает учащимся прием «Солнце светит всем одинаково, в особенности тем кто
Учащиеся образуют круг, количество стульев на один меньше чем количество учеников, один из учеников говорит слова «Солнце светит всем одинаково, в особенности тем кто…кто согласен должен пересесть на чужой стул в том числе и ведущий, кто не супел становится ведущим.
Формативное оценивание (похвала)
Оценивание для обучения
Пробуждение интереса к получению новой информации. Постановка учениками собственных целей обучения
Просмотр видеоролика выход на новую тему урока:
Работа с ментальной картой выход на цели урока
Хорошо мы с вами закончили все задания МОЛОДЦЫ, а сейчас для того чтобы выйти на новую тему урока я предлагаю вам просмотреть видеоролик…какая тема урока?
Для того чтобы вы поняли о чем мы будем сегодня говорить я хочу вам предложить задание с ментальной картой, пожалуйста напишите ваши ассоциации с понятием светское государство….
Ну чтож молодцы вы посмотрели видеоролик, заполнили ментальную карту а теперь скажите как вы думаете какие цели и задачи мы должны сегодня рашить на уроке, какие вопросы решить….замечательно
1. Определение понятия светскость и его понимание.
2. Понятие свободы мысли и вероисповедания.
3. Светское государство.
Формативное оценивание (похвала)
Для того чтобы изучить материал и раскрыть сущность понятия светское государство я предлагаю вам выполнить задание на составление кластера по теме. Но прежде чем приступить к выполнению задания давайте разделимся на малые группы с помощью приема ПАЗЛ, ваша задача выбрать ПАЗЛ собрать исторический лозунг и в какой период он возник, т.о. мы сформируем малые группы…
Замечательно займите свои места, у вас на партах я положил критериальные карты по самооцениванию в конце урока вы их заполните и на их основе будут выставлены оценки. И так приступаем к выполнению задания с кластером, время на выполнение и презентацию 10 мин.
Учитель организует работу по осмыслению содержания новой темы, через непосредственный контакт с новой информацией.
1. Просмотрите данные рисунки по теме, изучите текстовый материал стр. 7-12.
2. Выделите главные идеи, рисунки, ключевые слова, которые будете использовать в кластере.
3. Разработайте кластер в вашем видении. Помните, что это опора для вашего рассказа и опора для слушателей. Все слова, рисунки, символы должны быть видны ребятам.
Молодцы а теперь давайте пороведем взаимооценивание на основе стикеров, где вы можете написать свой отзыв о работе соседней группы.
Ученики рассаживаются по группам, распределяют роли для работы в группе: спикер, лидер, секретарь, наблюдатель. Организауют работу по составлению концептуальной карты.
Группы презентуют кластер, задают вопросы, оценивают работу других групп.
Ромашка Блума
Прогнозирование с помощью открытых вопросов
Простые вопросы – фактические Что? Где? Когда?
Уточняющие – ты так считаешь? То есть ты сказал?
Объясняющие – Почему?
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
Модуль ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
Программа ОРКСЭ programma.doc
Электронный учебник модуль "Основы светской этики"etika_uchebnik.doc
Электронное пособие для родителей uchebnik_dlya_roditelei.doc
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
Опорный лист для учащихся.urok_2.doc
Презентация к уроку.
Опорный лист для учащихся.urok_3.doc
Опорный лист для учащихся.urok_4.doc
Тема: Добро и Зло урок 1.Urok_5_Dobro_i_zlo.doc
Опорные листы для учащихся.urok_5.doc
Тема: Добро и Зло урок 2.Urok_6_Dobro_i_zlo.doc
Опорный лист для учащихся.urok_6.doc
Опорный лист для учащихся.urok_7.doc
Презентация к уроку.Dobrodetel_i_porok_7.ppt
Лист для учащихся Urok_8.doc
Тема: Свобода и моральный выбор человека. Urok_9_konspekt.doc
Лист для учащихся Urok_9.doc
Презентация к уроку. Svoboda_i_moral.ppt
Лист для учащихся Urok_10.doc
Тема: Справедливость .Konspekt_uroka_Spravedlivost.doc
Тема: Моральный долг .Konspekt_uroka_Moralnyi_dolg.doc
Тема: Альтруизм и эгоизм .Konspekt_uroka_po_teme_Altruizm_i_JEgoizm.doc
Презентация к урокуDruzhba.ppt
Тема: Род и семья -исток нравственных отношений.urok_18.doc
Читайте также: