Какие выводы можно сделать о развитии хозяйства и общественном строе восточных славян кратко

Обновлено: 06.07.2024

Хозяйство и основные занятия древних славян (период до формирования Древнерусского государства)

Основная сфера деятельности – земледелие. Значительная часть территорий, на которых проживали древние славяне, не подходила для обработки земли и выращивания сельскохозяйственных культур, но особая подсечно-огневая система упрощала земледелие в лесной зоне.

Для обработки земли использовали: борону-суковатку, соху, топор, мотыгу, плуг. Для рыхления грунта плуг применяли в лесостепи, степи. Севернее основным орудием являлась соха. Славяне выращивали просо, рожь, ячмень, бобы, горох, технические культуры – лен и коноплю.

Славяне знали животноводство, но оно играло вспомогательную, подсобную роль. Занимались разведением коз, свиней, лошадей, овец, крупного рогатого скота.

Ремесла славян

  1. В связи с необходимостью изготавливать орудия труда для обработки почвы, активно развивалось кузнечное дело – оно находилось на втором месте после земледелия в списке важнейших занятий древних славян. К VII-IX веку известны первые металлургические поселения. Кузнец был почитаемой персоной, а его деятельность считалась практически колдовской.
  2. Второй популярный вид ремесла – гончарное дело. Производство изделий из глины позволяло обеспечить бытовые нужды жителей поселения. На высокий уровень техники гончары вышли только к периоду Древней Руси, до этого качество продукции не было совершенным – стенки посуды были довольно толстыми, просматривались примеси в глине.
  3. Деревообработка – распространенный вид деятельности ремесленников в лесной зоне. Из дерева строили, изготавливали посуду, орудия труда, украшения.
  4. Ювелирное дело достигло высокого уровня техники тоже к периоду Древней Руси, ранние славяне не производили сложные изделия, техника была примитивной.
  5. Ткачество: древние славяне лесной зоны выращивали коноплю и лен, чтобы получать ткани для пошива одежды.

Кузнецы и гончары стали первыми ремесленниками, которые не обрабатывали землю! Продукты питания они получали путем обмена.

Другие занятия (промыслы)

Торговали медом, воском, мехом, изделиями из железа.

Общественный строй восточных славян

Территориальная община – совокупность людей, которых объединяет место проживания, а не родственные связи. Община характеризуется автономностью, определенным набором занятий, наличием административного центра, определенной иерархии. Главой общины выступал старейшина. Главу избирали на общественном собрании – вече.

Родовая и территориальная формы общин ведут к образованию племени. Формирование городских центров и государственности родовой строй распадается. Племена объединяются в княжества под руководством князя.

Славянское язычество и верования

Тотемизм – вера в общего предка, которым могло выступать как животное, так и растение.
Магия – вера в силу обрядов. Существовала особая группа волхвов или кудесников, считало, что они обладали магическими способностями, могли проводить обряды.
Фетишизм – вера в магическую силу предметов, поклонение им.
Анимизм – вера в духов, существование души не только в живых объектах.
Шаманизм – вера в наличие сверхъестественных сил у конкретного лица (шамана), который в своих обрядах обращается к силам природы.

Особенности славянского язычества:

Збручский идол – наиболее яркая иллюстрация язычества славян, найден в селе Гусятин на реке Збруч, в 1848 году. На нем вырезаны изображения, которые демонстрирую систему мировосприятия славян. На нижнем ярусе – подземный мир, на среднем – мир живых людей, на верхнем – боги.

Божество

Чему покровительствовал?

Роль в пантеоне

Перун

Гром, молния, покровитель князя, воинов

Хорс или Хорос

Воплощал собой Солнце

Одно из основных божеств пантеона

Дажьбог

Покровительствовал Солнцу, смене сезонов

Мокошь

Единственное женское божество в пантеоне Владимира Великого

Стрибог

Связан с атмосферными явлениями

Велес

Считался также покровителем поэзии, сказаний – есть споры, относительно его роли в пантеоне

Сварог

Не был включен в пантеон Владимира

*перечислены только основные боги, но пантеон включал еще ритуально-календарных покровителей, региональных божеств, мог включать персонажей, известных из литературных источников.

Пантеон в таком виде оформился после реформы Владмимира Святого в 980 году.

Можно сделать вывод о том, что у славян очень много верований касалось сельского хозяйства, а также домашнего быта. Были праздники, которые олицетворяли собой определенные периоды в сельскохозяйственных работах. Также славяне чтили разных духов и божеств: домашнего очага, домашнего покоя, достатка и тд. Сами славянежили оседлым образом жизни, а их верования были тесно связаны со стилем их жизни.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Вопрос:

Какие выводы можно сделать о развитии хозяйства и общественном строе восточных славян?

Полный ответ:

Можно сделать вывод о том, что у славян очень много верований касалось сельского хозяйства, а также домашнего быта. Были праздники, которые олицетворяли собой определенные периоды в сельскохозяйственных работах. Также славяне чтили разных духов и божеств: домашнего очага, домашнего покоя, достатка и т.д. Сами славяне жили оседлым образом жизни, а их верования были тесно связаны со стилем их жизни.

Аватар

Вывод о:
1. об общественном строе
2. о политической системе
3. о типе экономичекских отношений
4. о взаимоотношениях с соседними государственно-общественными формациями.

Предки восточных славян. Их занятия, общественный строй, быт и верования

Предкиславян, так называемые праславяне, принадлежали к древнемуиндоевропейскому единству, населявшему громадную территорию Евразийскогоматерика. Постепенно среди индоевропейцев выделились родственныеплемена, близкие по языку, хозяйственной деятельности, культуре. Однимиз таких племенных объединений и стали славяне. Ареал их расселения – вЦентральной и Восточной Европе: от Одера на Западе до Днепра на Востоке,от Прибалтики на Севере до Европейских гор (Судеты, Татры, Карпаты) наюге. Позднеев славянском массиве возникают западные (венеды) и восточные (анты)ветви. Восточные славяне, населявшие лесостепные просторы Приднепровья,находились в постоянном контакте с кочевыми племенами. Ихвзаимоотношения были далеко не всегда мирными. Военные столкновения ссарматами (II в. до н.э.), готами (III в. н.э.), гуннами (IV в. н.э.)приводили к упадку хозяйства, поисками новых, защищенных от воинственныхсоседей земель. Переселения славян проходили в южном и северномнаправлениях. Они были вызваны также естественным увеличением населения иначавшейся социальной дифференциации общества. Особенно интенсивнорасселение восточных и западных славян происходило в конце V – VI в.н.э. В это время произошло завоевание и заселение Балканскогополуострова, территорий, входивших в состав Византийской империи.Колонизация нового региона привела к появлению южной ветви славянства. Хозяйственнаядеятельность восточных славян основывалась на земледелии, оседломскотоводстве, охоте, рыболовстве. Основными сельскохозяйственнымикультурами были пшеница, овес, ячмень, просо, горох, бобы, гречиха,конопля. Для обработки почвы и уборки урожая использовались мотыга,соха, позднее – плуг с железным лемехом, серп. Активное применение вхозяйстве железа позволило добиться получения излишков продукциисельского хозяйства, которые использовались для обмена с другимигородами. Вначале I тыс. н.э. славяне жили родовыми общинами. Однако достаточновысокое для своего времени развитие земледелия, наличие избыточногопродукта давали возможность отдельной семье обеспечивать своесамостоятельное существование. На смену родовой общине приходила общинасоседская, единство которой поддерживалось не кровными, а хозяйственнымисвязями. СVI в. н.э. у восточных славян начинается процесс расслоения родовыхотношений. Появление имущественного неравенства, развитие продуктообменамежду различными племенами вели к образованию отдельных социальныхгрупп. ВVI – VIII вв. появляются и первые племенные объединения восточныхславян. К их числу относятся Дулобский союз в Прикарпатье и союз племен всреднем течении Днепра и его притока – р. Роси. Это были первые шаги вобразовании государственности у восточных славян.

Читайте также: