Сущность и содержание педагогической культуры преподавателя высшей школы

Обновлено: 02.07.2024

В данной статье проведен анализ исследования личностных качеств педагогической культуры и профессионализма преподавателя высшей военной школы. Раскрыты пути совершенствования и развития его личностного роста.

Сущность и содержание педагогической культуры пока еще недостаточно исследованы, и в литературе нет однозначного подхода к данной проблеме. Да и само понятие не вошло в число строгих научных терминов и определений.

Чтобы полнее представить взгляды различных категорий военнослужащих относительно сущности и основных элементов педагогической культуры, в Высших военных учебных заведениях МО РФ был проведен анкетный опрос. Анализ анкет показал, что представления преподавателей о педагогической культуре базируются на собственных знаниях. Так, например, некоторые преподаватели, отвечая на вопрос анкеты, писали: "Педагогическая культура - это знания, умения и навыки преподавателя, которые способствуют высокой эффективности и качеству учебно-воспитательной работы" или: "педагогическая культура – это знания, умения, эрудиция, слитые воедино", или: "глубокое знание материала, умение доходчиво и понятно изложить суть дела".

Основная масса опрошенных офицеров склонна видеть в педагогической культуре значительно более сложное структурное образование, включая в нее не только чисто деловые, профессиональные качества, присущие опытному педагогу, но и целый ряд других личных качеств. Они показывают, что педагогическая культура - специфическая, широкая по своему содержанию категория. Педагогическая культура включает в себя нравственные качества, интеллигентность, эрудированность, знание предмета, способность к творчеству, научной работе, активное участие в воспитательном процессе, работу над собой, культуру поведения, чувство такта, здоровый юмор и т.д.

Итак, возникают вопросы: что же включают в себя понятия, формирующие представления о педагогической культуре.

Педагогическая культура имеет сложную структуру. В ней можно выделить две большие группы компонентов. К первой относятся личностные качества: военно-педагогическая направленность высокая психолого-педагогическая эрудиция; интеллигентность, гармония развитых интеллектуальных и нравственных качеств; педагогический оптимизм.

Во вторую группу включаются компоненты, относящиеся к практической деятельности: высокое педагогическое мастерство, постоянная опора на научные данные и передовой опыт в обучении и воспитании; чувство нового и творческий поиск в учебно-воспитательной и организаторской работе; педагогически действенное общение и поведение; активная устремленность к самосовершенствованию.

Компоненты педагогической культуры тесно связаны между собой и образуют сложную цепь взаимодействия. Так, педагогическая направленность требует постоянного самосовершенствования, без чего нет духовного и нравственного богатства. Вне самообразования не приходится рассчитывать ни на образованность (тем более эрудицию), ни на умение ориентироваться в учебной и политической информации, а без этого нет основы для формирования и развития педагогических убеждений. При отсутствии твердых убеждений мало вероятно проявление творчества, не применяется педагогическое мастерство, что отрицательно сказывается на эффективности и качестве боевой подготовки. Интеллигентность и уважение к людям благотворно воздействуют на культуру общения и поведения, на развитие контактов с коллективами обучаемых курсантов.

Объединяя все названные выше компоненты, педагогическая культура предполагает обязательность постоянного обогащения и развития их до уровня высшего порядка. В структурном плане она представляет синтез педагогических убеждений и мастерства, педагогической этики и профессионально-педагогических качеств, стиля учебно-воспитательной работы и отношения к своему делу и самому себе. В целом педагогическая культура выражает его стремление к непрерывному совершенствованию своей деятельности и своей личности. Она выступает и как норма деятельности и поведения, и как комплексная программа дальнейшего военно-педагогического развития. В известном смысле все это реальность и идеал в их диалектическом единстве. В ее нормах и компонентах воплощены исторически проверенные передовые традиции педагогической науки и практики, а также современные требования [2].

Как и любые другие, педагогические убеждения представляют собой знания, слившиеся с чувствами и волей человека и перешедшие в его внутреннюю позицию. Наличие устойчивых убеждений свидетельствует об уверенности человека в правоте своих взглядов, принципов, идеалов. Только при этом условии обеспечиваются цельность качественная определенность личности как педагога, его последовательность, логичность и целеустремленность при решении учебно-воспитательных задач.

Убежденность преподавателя – это всегда увлеченность. Увлеченность обучением, научными поисками, воспитательной деятельностью. Сила личного убеждения – важное условие успешной деятельности, внутренняя предпосылка яркой индивидуальности, самобытности. Педагогические убеждения побуждают к активности и самостоятельности, творческим поискам, лежат в основе смелых экспериментов, дерзаний и педагогического риска [1].

Исследователи проблем, связанных с процессом формирования убеждений, указывают, что именно благодаря убеждениям личность может проявлять самостоятельность, способность не поддаваться отрицательным воздействиям, активно влиять на внешние обстоятельства. Выступая в качестве непосредственных побудителей деятельности, педагогические убеждения позволяют офицеру, с одной стороны, свободно ориентироваться во всем многообразии учебных и воспитательных явлений, идей, теорий, а с другой – определяют его подход к работе, общий стиль и логику его практической деятельности [3, 4].

Эффективность педагогического воздействия обеспечивают, как правило, не один какой-нибудь прием, а стройная система методов и средств. В своей воспитательной работе важно придерживаться следующего:

а) никогда не навязывай своих взглядов, не переубеждай, а создавай ситуацию, когда обучаемый сам получит толчок для пересмотра своих позиций;

б) формализм – величайшее зло;

в) никогда не обещай того, что полностью от тебя не зависит, а что пообещал – выполни;

д) не подходи с готовыми решениями к человеку: вначале пойми его основной стержень, а затем действуй;

е) доводи каждое начатое дело до конца; если дал задачу обучаемому – обязательно найди время для контроля и проверки исполнения;

ж) система Ушинского – это Ушинский, система Макаренко – это Макаренко, система Сухомлинского – это Сухомлинский: в воспитании личность решает все;

з) коллектив – это не сумма личностей; коллектив развивается по своим специфическим законам, поэтому необходимо учитывать, что поведение человека в коллективе и вне его различно [1, 9, 11].

Динамика выработки педагогических убеждений формируются главным образом в процессе усвоения психолого-педагогических знаний и овладения опытом учебно-воспитательной работы, когда, на практике проверяется эффективность тех или иных взглядов и определяется свое отношение к ним. Это сложный и противоречивый процесс, в котором человек уточняет. Свое понимание отдельных позиций, а иногда и отказывается от некоторых своих взглядов.

Многое здесь определяется подходом к усвоению знаний. От того, что лежит в основе усвоения – сознательный анализ фактов и явлений или заучивание выводов в готовом виде – в большой мере зависят как глубина знаний, так и твердость, стойкость убеждений. Убеждения нельзя получить в готовом виде ни из лекций, ни из книг, ни из бесед. Они вырабатываются только в процессе собственного мышления, которое непременно должно совершаться самостоятельно. Динамическую цепочку превращения педагогических знаний в убеждения схематично можно представить и следующем виде: знания – мнения – взгляды – реализация взглядов в личном опыте – убеждения. Образуется своеобразная пирамида, в основании которой – знания, в вершине – убеждения.

Нередко для этого мало однократного чтения, требуется еще не раз вернуться к прочитанному. На этом этапе мысленной обработки изучаемого материала и выработки отношений к его содержанию формируется предварительное мнение. Для окончательного оформления своей позиции часто бывает недостаточно одной книги, требуется аналогичная проработка и других источников. Чем больше прочитано нового материала, тем осмысленнее подход к нему, тем увереннее человек ориентируется в различных точках зрения. Он уже может определить личное отношение к прочитанному и выразить его словами. Когда поставленная проблема изучена достаточно полно, образуются взгляды, представляющие своеобразный комплекс обширных знаний, сложившихся мнений и анализа практического опыта. Педагогические взгляды выражают определенную точку зрения на сущность важнейших явлений боевой и политической подготовки, воспитательной деятельности [5, 6].

Подлинно современный человек характеризуется и современными взглядами и убеждениями. Идя в ногу с жизнью, постоянно следить за новинками литературы, оригинальными начинаниями и в то же время самому стремиться к поискам, новаторству в учебной и воспитательной деятельности. При этом новые педагогические идеи воспринимаются далеко не бесконфликтно. Зачастую их освоение вызывает довольно сложную внутреннюю борьбу. И эта борьба тем сильнее, чем значительнее расхождения между новыми и уже сложившимися суждениями [7].

Таким образом, педагогические убеждения, если они сформированы по ограниченной теоретической базе и усвоены некритически, могут принимать извращенный вид. Случается также, что ошибочные точки зрения в системе педагогических убеждений появляются в связи с негативным опытом, с которым иной раз сталкивается преподаватель. Учеба не может и не должна ограничиваться восприятием педагогических знаний на описательно-констатирующем уровне. Необходимо целенаправленно формировать положительное внутреннее отношение к важнейшим педагогическим идеям, готовность применять их на практике. В этих целях в лекциях и выступлениях обычно подчеркиваются теоретические идеи, которые должны послужить базой для педагогических убеждений, проводятся специальные тематические собеседования, дискуссии, практикуются устные и письменные рефераты и т.д. Положительный эффект могут дать и деловые игры, посвященные анализу той или иной учебно-воспитательной ситуации [8].

Может возникнуть вопрос: а как проверить, сложились ли твердые педагогические убеждения? О наличии убеждений и об их содержании судят исходя из практической работы. Педагогические убеждения не могут существовать без того, чтобы не проявляться в активной деятельности. Это не значит, однако, что не уметь их выражать словами. Стремление пропагандировать, распространять среди коллег свои взгляды, искать или готовить себе единомышленников также является показателем глубоких убеждений. И еще об этом свидетельствует чувство обостренной непримиримости к недостаткам, серым и невыразительным занятиям, безликим печатным материалам, методическим разработкам, формализму в воспитательной работе и т. д.

Ученые разных времен, задумываясь над проблемами обучения и воспитания, неизменно приходили и приходят к выводу о том, что успех педагогического воздействия во многом зависит от психолого-педагогической эрудиции преподавателя. Психолого-педагогические и методические знания являются своеобразным компасом в педагогической деятельности. По образному выражению А. С. Макаренко, педагогика есть самая диалектическая, подвижная, самая сложная и разнообразная наука. Она не выдает готовых рецептов на все случаи жизни, не предлагает готовых решений для выполнения всего многообразия педагогических задач. Вместе с психологией педагогика учит мыслить, анализировать, самостоятельно решать сложные проблемы формирования человека. Ныне ни у кого нет сомнения в том, что только, свободно владеющий научными основами военной психологии и педагогики, способен осуществить всесторонний анализ поступка, факта, а также определить эффективные формы воздействия в учебной и воспитательной области на курсанта [1, 2, 10].

Знания нужны не сами по себе. Что толку от эрудита, живущего только для себя? Человека высокой интеллигентности отличают интеллектуальная щедрость, готовность отдать другим то, чем он сам переполнен, теснейшая связь и взаимозависимость интеллектуальных и нравственных качеств.

Итак, педагогическая направленность определяется опытом практической деятельности. В то же время ведущая деятельность, самоотверженное погружение в нее питают и формируют призвание человека, создают предпосылки его педагогического роста и развития как личности. Требуя наибольшей отдачи знаний и даже подвижничества, такая деятельность представляет вместе с тем большие возможности для творческого роста и научных поисков [10].

Жизнь показывает, что каждый офицер может быть практическим педагогом и должен им стать. Однако мало провозгласить эту идею. Более сложной задачей является ее реализация на практике. Что же для этого нужно? Каковы практические рекомендации?

Первый шаг к осознанно психолого-педагогической значимости деятельности офицера любой специальности, уяснение возможности и необходимости развития у себя положительного отношения к обучению и воспитанию подчиненных. При этом следует помнить, что военно-педагогическая деятельность, способствует приобщению офицера к науке, развивает творческие способности.

Второй шаг – формирование устойчивых педагогических убеждении, увлеченности обучением и воспитанием. Иначе, просто осознание той или иной педагогической идеи, а ее внутреннее принятие, трансформирование ее в побудителя к определенным действиям, поведению.

Третий шаг – выход па практику. Именно здесь сформировавшаяся ранее система установок, убеждений, эмоциональных состояний и других компонентов педагогической направленности получает реальное претворение в жизнь, офицер утверждается в своём, профессиональном призвании, развиваются его педагогические способности. При этом очень важно, чтобы у него было педагогическое мышление, сознание высокой ответственности за качество обучения и воспитания, доверенных ему обучаемых. Такое ответственное отношение к делу служит эффективным стимулом развития педагогической культуры.

Таковы краткие основные проблемы педагогической культуры, как сложного многогранного явления, которые в работе только обозначены, но не раскрыты, (такая цель была бы невыполнимой).

Можно не соглашаться с положениями, оспаривать формулировки и выводы. Следует подчеркнуть, что, обычно, как нормы и манеры, гак и педагогическая культура преподавателя, хотя и определяются общей культурой педагога, но имеют относительную самостоятельность и не меняются во времени каждый год.

Правила, требования, составные части педагогической культуры могут не меняться продолжительное время.

Каждый преподаватель призван в своем идейном, профессиональном и педагогическом росте идти в ногу с общем уровнем, делать это оперативно, задавая тон росту всей системы обучения и воспитания.

Одним из направлений решения этой сложной задачи является рост педагогической культуры преподавателя, вобравшей в себя освещенные наукой новые идеи, требования и практический опыт.


Совокупность педагогических ценностей как норм, регламентирующих профессионально-педагогическую деятельность преподавателя вуза, носит целостный характер. В процессе подготовки и осуществления педагогической деятельности преподаватель овладевает педагогическими ценностями. Их уровень является показателем личностно-профессиональной развитости преподавателя, его педагогической культурности. Педагогические ценности выступают в качестве относительно устойчивых ориентиров, с которыми педагог соотносит свою педагогическую деятельность.

И.Ф. Исаев (2002) выделяет следующие группы педагогических ценностей:

1-я – ценности, раскрывающие значение и смысл целей профессионально-педагогической деятельности преподавателя вуза (ценности-цели).

2-я – ценности, раскрывающие значение способов и средств осуществления профессионально-педагогической деятельности (ценности-средства): концепции педагогического общения, педагогические технологии, педагогический мониторинг.

3-я – ценности, раскрывающие значение и смысл отношений как основного механизма функционирования педагогической деятельности (ценности-отношения): концепция собственной профессиональной позиции, своей собственной деятельности, отношение преподавателя к студентам, к себе.

4-я – ценности, раскрывающие значение и смысл психолого-педагогических знаний в процессе осуществления педагогической деятельности (ценности-знания): методологические знания о формировании личности и деятельности, знание закономерностей педагогического процесса в вузе, знание психологии студенчества.

5-я – ценности, раскрывающие значение и смысл качеств личности преподавателя (ценности-качества): личностные, коммуникативные, деятельностно – профессиональные качества преподавателя как субъекта профессионально-педагогической деятельности, проявляющиеся в специальных способностях к творчеству, в проектировании своей деятельности, в диалогическом мышлении и т.д.

Творческий характер педагогической деятельности мобилизует психические сферы (познавательную, эмоциональную, волевую, мотивационную) личности преподавателя, помогая ему активно преобразовывать педагогическую информацию, выходить за границы временных параметров педагогической реальности. Эффективность педагогической деятельности зависит не столько от знаний и навыков, сколько от способности использовать педагогическую информацию различными способами и в быстром темпе. Творческая личность это личность с устойчивой мотивационно – творческой активностью. И.Ф. Исаевым показано, что творческий подход в деятельности преподавателя занимает срединное положение (ранговое место 8.5), свидетельствуя о невысоком уровне сформированности важного профессионально-педагогического свойства личности преподавателя, в котором сфокусирован интеллектуальный, эмоциональный и волевой потенциалы. Наиболее высокие (1-е и 2-е) ранговые места получили качества, характеризующие лекторское мастерство. На низкие ранговые места поставлены качества личности, обеспечивающие диалоговые формы работы в студенческой аудитории, которые требуют творческой, импровизационной деятельности.

Результаты творческих поисков педагога не сразу поддаются оценке. Результаты деятельности преподавателя воплощаются в знаниях, умениях, навыках, формах деятельности. Развитые аналитические, прогностические и рефлексивные способности преподавателя позволяют предвидеть результат его профессионально-педагогической деятельности.

Педагогическое творчество совершается в условиях открытости, публичности. Понимание творческой природы педагогической деятельности создает у преподавателя установку на создание и внедрение в педагогический процесс творческого отношения к нему, обеспечивая максимальную полноту личностной самореализации. Потребность в творческом самовыражении и личностной самореализации в процессе профессионально-педагогической деятельности постепенно становится для преподавателя доминирующей ценностной ориентацией.

Одним из принципов формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы считается принцип целеполагающего включения преподавателя в инновационную деятельность. Инновационная деятельность преподавателя предполагает создание педагогических новшеств, их оценку, освоение и применение в практике. Потребность в инновационной направленности педагогической деятельности преподавателя в современных условиях развития образования и культуры вызвана рядом обстоятельств. Необходимостью обновления системы образования, методологии и технологии организации учебного процесса в вузе. Изменением отношения преподавателей вузов к факту освоения и применения педагогических новшеств.

Анализируя инновационную работу, среди преподавателей вузов, И.Ф. Исаевым установлено, что перспективные педагогические инновации (деловые игры, модульное обучение, интегрированные занятия и др.) медленно входят в практику обучающей деятельности преподавателя вуза.

Инновационная деятельность характеризуется последовательностью действий: разработка нововведения, изучение созданного, опытная проверка, доработка специалистами, внедрение в практику, дальнейшее развитие предмета инноваций (М.С. Бургин). Вторым принципом является принцип профессионально-педагогического самосовершенствования. Это вид специальной систематической деятельности преподавателя, направлен на самоуправление, саморазвитие социально и профессионально значимых качеств личности. Актуальность этого принципа обусловлена пополнением психолого-педагогических знаний, установлением новых тенденций и закономерностей, имеющих общепедагогическое значение, отсутствием в вузах развернутой системы повышения профессионально-педагогической культуры. Реализация описанного принципа выдвигает проблему разработки научно-практических основ формирования профессионально-педагогической культуры (профессиограмма, моделирование личности преподавателя и т.д.), которые не получили своего развития в педагогике высшего образования. Анализ целостности педагогической деятельности преподавателя вуза целесообразно проводить по сформированности профессионально-педагогических умений, решению конструктивно-прогностических, организационно-деятельностных, оценочно-информационных и коррекционно-регулирующих задач[24].

Нынешний преподаватель высшей школы должен обладать высокой общей и педагогической культурой, быть совершенным профессионалом. Профессионализм человека в любой области во многом зависит от уровня сформированности мастерства. Этот фактор особенно значим в педагогической деятельности. К.Д. Ушинский писал: "Всякая практическая деятельность, которая стремится удовлетворить высшие моральные и вообще духовные потребности человека, то есть те потребности, которые принадлежат исключительно человеку и составляют исключительные черты ее природы, это уже искусство. В этом смысле педагогика будет, конечно, первым, высшим из искусств, ибо она стремится удовлетворить самую большую из потребностей человека и человечества - их стремление к усовершенствований в самой человеческой природе: не к выражение совершенства на холсте или в мраморе, а к совершенствованию самой природы человека - ее души и тела; а вечно предшествующий идеал этого искусства является совершенная человек".

Педагогическое мастерство тесно переплетается с понятием "педагогическое искусство". Ошибкой является видеть близость этих понятий только в прямой иерархической зависимости: педагогическое искусство - самый высокий уровень проявления мастерства. На самом деле связь между ними более диалектический.

В толковом словаре. Даля слово "искусство" объясняется так: "Искусный, относящийся к искусу, опыту, испытанию, искусившийся, дошедший до умения или знания многим опытом; хитро, мудрено, замысловато сделанный, мастерски сработанный, с умением и с расчетом устроенный".

Украинская энциклопедия дает следующее определение понятию "искусство": "Искусство - одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. Искусство относят к всех форм практической деятельности, когда она осуществляется умело, мастерски, умело, ловко не только в технологическом, но и в эстетическом смысле".

Как видим, понятие "искусство" и "мастерство" взаимосвязаны: искусство оказывается через мастерство, а она в свою очередь содержит определенные элементы творческой деятельности.

Искусство ассоциируется прежде всего с творческим проявлением личности. Оно основывается на эмоциональной сфере и направлено на пробуждение и формирование эмоциональных, эстетических чувств. Искусство всегда ориентировано на созидание. К.Д. Ушинский по этому поводу писал: "Наука лишь изучает то, что существует или существовало, а искусство стремится творить то, чего еще нет, и перед ним в будущем развевается цель и идеал его творчества". Нельзя забывать и того, что искусство "предстает как реальный эффективный способ познавательно-преобразовательного действия индивида в мире, способ самовыражения индивидуального "Я". Все это в большей или меньшей степени следует учитывать при определении мастерства искусства педагога.

Педагогическое мастерство - это совершенное, творческое выполнение педагогами своих профессиональных функций на уровне искусства, в результате чего создаются оптимальные социально-психологические условия для становления личности воспитанника, обеспечения его интеллектуального и морально-духовного развития.

Педагогическое мастерство нельзя связывать только с неким особым даром, отождествлять с врожденными качествами. Ведь качества не передаются по наследственностью. Человек через генно-хромосомную структуру получает лишь задатки, генотипические образования, что служат предпосылкой развития и формирования определенных качеств. К тому же педагогическая профессия является массовой, и здесь нельзя полагаться на талант отдельных индивидуальностей. Том был прав А.С. Макаренко, когда замечал, что "мастерство воспитателя не является неким особым искусством, что требует таланта, но это специальность, которой надо научиться, как надо научить врача его мастерства, как надо научить музыканта".

Педагогическое мастерство включает ряд структурных компонентов: морально-духовные ценности, профессиональные знания, социально-педагогические качества, психолого-педагогические умения, педагогическую технику (рис. 5).

5

Рассмотрим подробнее составляющие педагогического мастерства.

Морально-духовные качества. Большой чешский педагог Я. А. Ко-менский на основе анализа достижений народов Европы в области образования осуществил глубокое научное обоснование дидактических и организационных основ обучения подрастающего поколения. Это положило начало дидактически-образовательную революцию в мире. Но деятельность образовательных учреждений сосредоточивалась в основном вокруг проблемы овладения учащимися определенной суммой знаний, умений и навыков с учетом уровня развития науки и социально-экономических потребностей. Вопросы воспитания молодежи, формирования у личности высоких морально-духовных качеств оставались вне поля зрения педагогов. Царила даже мнение, что участие молодого человека в образовательном процессе автоматически обеспечивает ее воспитания.

Анализ современного состояния воспитанности членов общества с точки зрения требований всестороннего гармоничного развития приводит к неутешительным выводам. В целом подавляющее большинство населения владеет значительным объемом знаний, но уровень морально-духовной воспитанности не может не вызывать тревоги за будущее общества. Противоречие между большим объемом знаний, новейшими технологиями и низким уровнем нравственной воспитанности людей крайне обострились во второй половине XX века. Прозорливые ученые настоящего также выражают обоснованную тревогу за будущую судьбу человечества. "Интеллектуально подготовленный человек, - утверждает академик В.П. Андрущенко, - может войти в жизнь "злым гением", который цинично попирает все, что не касается его узко-направленной профессии. Мир, созданный лишь "счетом холодного разума", приобретает зловещих бликов. По сути такая деятельность имеет разрушительный характер. Вообще говоря, она подталкивает человека и человечество к пропасти затяжного экономического кризиса, социально-политического конфликта, экологической катастрофы или термоядерного коллапса". И это - проблема мирового масштаба.

Результат такого противоречия обусловлен тем, что вопросы воспитания человека всегда недооцінювалися. Осознавая информационную и технократическую угрозу, общество обязано на новом этапе социально-экономического развития решительно перейти к научного обоснования и осуществления образовательно-воспитательной революции, которая бы поставила воспитания человека на одном уровне с обучением. Этот процесс сложный, длительный, связанный с разрушением сложившихся стереотипов, но неизбежный. Ведущую роль при таком подходе к организации образовательно-воспитательного процесса должна играть педагог. Это подтверждают и слова К. Д. Ушинского: "В воспитании все должно базироваться на лице воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, хотя бы как хитро он был придуман, не может заменить личности в деле воспитания".

Для питомца особую важность имеет не столько смысл того, что говорит педагог на уроке, лекции, сколько морально-духовное богатство этого педагога, потому что сквозь призму этого богатства воспитанник видит и воспринимает все остальное. Человек, который планирует связать свою судьбу с педагогической деятельностью, имеет в процессе профессиональной подготовки (да и в профессиональной деятельности) овладевать общечеловеческими и национальными нравственно-духовными ценностями, сформировать в себе твердые убеждения. Это один из наиболее надежных фундаментов становления профессионального мастерства педагога высшей школы.

Важной составляющей педагогической деятельности является ее гуманистическая направленность. В условиях господства тоталитарных режимов авторитарная педагогика была далека от идеи утверждения гуманизма. Историческая необходимость построения Украины как суверенного, независимого, демократического, социального, правового государства требует решительного воплощение в повседневную жизнь гуманистических идей. В статье 3 Конституции Украины гласит: "Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью". Переход от авторитарной педагогики к педагогике гуманистической - процесс длительный. Он должен происходить эволюционным путем. Собственно, общеобразовательная школа и высшие учебные заведения должны упорно работать над утверждением гуманистических принципов в отношениях педагогов с воспитанниками, которые потом, став профессиональными работниками, внедрять идеи гуманизма в сферах социального бытия.

В центре внимания учебно-воспитательного процесса должен быть студент. Педагог должен проявлять глубокое уважение к его личности, уважать, беречь от негативных воздействий, создавать оптимальные условия для всестороннего развития. Примером здесь может служить педагогическая деятельность талантливого педагога В.А. Сухомлинского, в центре внимания которого всегда находились уважение к воспитанников и в то же время требовательность к ним.

Следует чаще обращаться к отечественной наследия педагогов-гуманистов. Ведь недостаток в значительной части преподавателей гуманности в общении с воспитанниками приводит к возникновению конфликтных ситуаций, снижает эффективность педагогического воздействия. Чувства гуманизма - это внутреннее психологическое состояние педагога. Он проявляется даже в мелочах, скажем, в форме обращения педагога к воспитанников. В настоящее время в общении педагогов с учениками старших классов и студентами высших учебных заведений распространенным стало обращение на "ты". Некоторые из педагогов видит в этом проявление демократизма". На самом деле, это неуважение к личности воспитанника, унижение его достоинства. По нашему мнению, это заимствования этических норм этики других народов. Для менталитета украинского народа характерными являются уважение к человеку, подъема ее величия и значимости. Дети обращались к родителям на "Вы". В общении с крестными родителями своих детей у украинцев также царило уважительное обращение на "Вы".

Наши наблюдения и экспериментальные исследования подтверждают, что выражение гуманного отношения педагога к воспитанников даже в форме обращения может положительно влиять на эффективность его действий. Готовя студентов выпускных курсов к стажистської педагогической практики в старших классах средних общеобразовательных заведений, преподаватели советовали им обращаться к старшеклассников на "Вы". Непосредственно в школах, закрепляя студентов по конкретным классам, наставники напоминали практикантам о необходимости соблюдения почтительного формы обращения к учеников. Сначала ученики встретили это с удивлением, но уже через несколько дней воспринимали такую "новацию" как должное. В поведении старшеклассников появилось немало положительных элементов, в частности улучшилась дисциплина на уроках практикантов, подавляющее большинство учеников проявлял усердие в выполнении учебных задач, в организации и проведении внеклассных воспитательных мероприятий, которыми руководили студенты-практиканты.

Анализируя отношение студентов (бывших учеников) до различных форм обращения педагогов к воспитанников, им предложили ответить на ряд вопросов. Опросом было охвачено 210 студентов разных курсов и факультетов Черкасского национального университета имени Богдана Хмельницкого. Анализ результатов этого среза характеризуется следующими данными (табл. 9).

Таблица 9. Анализ отношение студентов (бывших учеников) до различных форм обращения педагогов к воспитанников (по результатам опроса студентов)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

Факультет повышения квалификации

Кафедра психологического и психолого-педагогического сопровождения общего, специального (коррекционного) образования

Педагогическая культура учителя. Самообразование педагога

Исполнитель:

Орлова Мария Федоровна,

Консультант:

Загляда Людмила Ивановна

Введение _____________________________________________________________ 3

Глава 1. Педагогическая культура педагога _________________________________5

Понятие педагогической культуры _____________________________10

Факторы формирования педагогической культуры _______________15

Глава 2. Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагога _____________________________________________________17

Организация работы по самообразованию _______________________22

Результаты самообразования __________________________________24

Заключение ___________________________________________________________38

Список использованных источников и литературы________________________40

Приложение __________________________________________________________42

В ведение

Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Профессиональный педагог – это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением детей. Если процесс обучения детей учителем прекратится, то неизбежно наступит кризис. Новые поколения из-за отсутствия конкретных знаний не смогут поддерживать культурный, экономический и социальный прогресс. Без сомнения, общество не получит учителей, подготовленных морально и профессионально. [1, с. 4]

В связи с падением в последнее время педагогической и научно-исследовательской деятельности возрастает необходимость исследования этого явления. Обучение данным профессиям не прекращается, но все, же меньше молодых специалистов можно увидеть в наших школах. Образование страны претерпевает кризис. В некоторой степени это обусловлено низкой оплатой за этот труд. Но у этой проблемы есть обратная сторона: если поднять заработную плату, то в школы может попасть много случайных людей. В то же время материальные стимулы не являются ведущими в выборе профессии учителя.

Педагогический потенциал будущего учителя осознанно и полно может раскрыться в профессиональной деятельности. Следовательно, учебно-воспитательный процесс в вузе, ориентированный на решение таких задач, как подготовка будущего учителя и наиболее полное раскрытие его личностного потенциала, должен работать на развитие педагогической культуры будущего педагога. [3]

Исследование проблемы педагогической культуры требует специального и постоянного рассмотрения; и каждое новое поколение студентов – будущих педагогов – заставляет ученых искать свежий подход к ее решению. Особенно важен этот процесс сегодня, в условиях реформирования системы среднего и высшего образования.

Таким образом, можно констатировать противоречие между объективной потребностью в подготовке будущих учителей с высоким уровнем развития педагогической культуры и реальным состоянием подготовки учительских кадров в педагогических вузах, что свидетельствует об актуальности проблемы и необходимости ее специального, более тщательного исследования.

Целью настоящей работы явилось исследование профессиональной культуры педагога в онтогенезе.

Объект исследования – профессиональная подготовка будущих учителей.

Предмет исследования – педагогические условия формирования педагогической культуры будущих учителей.

Исходя из вышеизложенного, была сформулирована гипотеза исследования : предполагаем, что профессиональная направленность педагога в школе имеет сложный многоуровневый характер и определяется осмысленностью выбора профессии.

Работа будет направлена на изучение аспектов педагогической культуры и самообразования учителя.

Глава 1. Педагогическая культура педагога

Педагогическая культура отражает способность педагога настойчиво и успешно осуществлять учебно-воспитательную деятельность в сочетании с эффективным взаимодействием с обучающимся. Структура педагогической культуры педагога представлена на рис. 1. [4]

hello_html_330778d8.jpg

Рис. 1. Структура педагогической культуры педагога

Педагогическая культура — существенная составная часть, слагаемое общей культуры педагога, характеризующее степень глубины и основательности овладения им знаниями педагогической теории в ее постоянном развитии, умение применять эти знания самостоятельно, методически обоснованно и с высокой эффективностью в педагогическом процессе с учетом индивидуально-типических особенностей обучающихся, их интересов и в неразрывной связи с развитием науки и практики.
Культура педагога выполняет ряд функций:

1) передачу знаний, умений и навыков обучающимся, способствующих формированию их мировоззрения;

2) развитие интеллектуальных возможностей и способностей, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер и психики;

3) обеспечение сознательного усвоения обучающимися нравственных принципов и навыков поведения в обществе;

4) формирование эстетического отношения к действительности;

5) укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и способностей . [2, с. 53]

Педагог должен владеть следующими типами профессиональных знаний: методологические, теоретические, методические и технологические.
Профессиональные умения включают: информационные, организаторские, коммуникативные, прикладные, умения владения педагогическими техниками, постановки цели, анализа и самоанализа, воспитательная работа. Одной из основных целей образования является компетентность человека. Компетентность — способность человека адекватно и глубоко понимать реальность, правильно оценивать ситуацию, в которой приходится действовать, и правильно применять свои знания. Фактически компетентность — способность человека решать проблемы. Компетентность определяется не только знаниями, имеющими непосредственное практическое значение, но и мировоззренческой позицией человека, его общими представлениями о природе, обществе и людях.
В сфере образования различается профессиональная и общекультурная компетентность. Профессиональная компетентность — способность человека решать проблемы в своей профессиональной области. Профессиональная деятельность человека в современном мире осуществляется на основе науки, техники и технологии. Компетентность в любой профессиональной области имеет неотъемлемую социально-культурную, гуманитарную компоненту. Общекультурная компетентность — это компетентность человека за пределами его профессиональной сферы. Эту цель преследует общее образование, непрофессиональное гуманитарное образование, многие компоненты непрерывного образования, образования для взрослых и т. п. Структура профессиональной компетентности, ее источники, уровни выражения и информационное обеспечение наглядно можно представить на рис. 2. [4]

hello_html_c8a43ab.jpg

Рис. 2. Профессиональная компетентность

В разных областях профессиональной деятельности, в том числе и педагогической, компетентность будет раскрываться с помощью различных познавательно-творческих понятий. Это такие понятия, как знания, умения, навыки, творческое мышление, теоретическое мышление, способность принимать решение в нестандартных условиях и т.д.

К педагогической культуре педагога относят педагогическую направленность, она определенным образом соотносится с направленностью личности.

1) истинно педагогическая;

2) формально педагогическая;

3) ложно педагогическая.

В педагогическую направленность как высший уровень включается призвание, которое соотносится в своем развитии с потребностью к избранной деятельности. Выделяют три уровня педагогической культуры: репродуктивный; профессионально-адаптивный; профессионально-творческий.

К важным профессиональным качествам педагога можно отнести:

владение методикой преподавания учебной дисциплины (предмета);

педагогическое мастерство и владение технологиями педагогического труда; организаторские умения и навыки; педагогический такт (концентрированное выражение ума, чувства и общей культуры воспитателя);

владение технологиями общения и ораторского искусства;

любовь к своему профессиональному труду (добросовестность и

самоотверженность, радость при достижении воспитательных результатов, постоянно растущие требования к себе, к своей педагогической компетентности); высокая эрудиция; высокий уровень культуры; эргономическая подготовка;

информационная культура; профессиональный потенциал;

стремление постоянно повышать качество своего труда;

умение поставить дидактическую и найти оптимальный путь ее достижения;

систематическое и планомерное повышение своей профессиональной компетентности, готовность к самостоятельному разрешению любых ситуаций и др.

К личностным качествам педагога относятся: трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, организованность, настойчивость, человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, справедливость, обязательность, щедрость, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная культура, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, гуманность, душевная чуткость, чувство юмора, сообразительность, выдержка и самообладание, требовательность к себе и к своим воспитанникам и др. [3]

С учетом вышеизложенного, педагогический потенциал можно представить следующим образом (рис. 3).

hello_html_m920660c.jpg

Рис. 3. Структура профессионального потенциала педагога

Понятие педагогической культуры

По мере изменения условий социально-педагогической жизни, изменения потребностей общества, школы, личности изменяются, переоцениваются и педагогические ценности. Однако они выступают в качестве относительно устойчивых ориентиров, по которым педагоги соотносят свою жизнь и педагогическую деятельность. Вплетение общечеловеческих ценностей добра и красоты, справедливости и долга, равенства и чести в палитру ценностей педагогических, овладение ими и углубление мира педагогических ценностей создают ту материальную основу, на которой строится здание профессионально-педагогической культуры личности учителя. Субъективное восприятие и присвоение учителем общечеловеческих культурно-педагогических ценностей определяется богатством его личности, направленностью профессиональной деятельности, профессионально-педагогическим самосознанием, личной педагогической системой и отражает, таким образом, внутренний мир человека. В этой связи справедливо утверждение С.Л. Рубинштейна о том, что ценностное отношение остается способом отражения действительности в сознании человека. Степень присвоения личностью педагогических ценностей зависит от состояния педагогического сознания, так как факт установления ценности той или иной педагогической идеи, педагогического явления происходит в процессе оценки ее личностью. Критерием оценки и ее результатом является сложившийся на основе психолого-педагогических знаний, результатов собственной деятельности и сопоставления ее с деятельностью других обобщенный образ. Образы индивидуального педагогического сознания могут совпадать или не совпадать с выработанными в обществе или профессиональной группе представлениями о целях, содержании, субъекте и объекте педагогической деятельности, обо всем том, что обеспечивает педагогическую компетентность и целесообразность деятельности педагога.

многообразные задачи, стоящие перед образовательными учреждениями, предполагают развитие не только теоретических исследований, но и разработку вопросов технологического обеспечения образовательного процесса. Теоретические исследования раскрывают логику познания от изучения объективной реальности к формулировке законов, построению теорий и концепций, в то время как прикладные исследования анализируют педагогическую практику, аккумулирующую научные результаты;

классическая педагогика с ее сложившимися закономерностями, принципами, формами и методами обучения и воспитания не всегда оперативно реагирует на научное обоснование многих научных идей, подходов, методик; отстает, а часто и сдерживает внедрение новых приемов и способов педагогической деятельности [5, с.21];

Творческий акт находится в пространстве субъективности, а продукт культуры – в объективной реальности. Творческий характер педагогической деятельности обусловливает особый стиль мыслительной деятельности педагога, связанный с новизной и значимостью ее результатов, вызывая сложный синтез всех психических сфер (познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной) личности учителя. Особое место в нем занимает развитая потребность творить, которая воплощается в специфических способностях и их проявлении. Одной из таких способностей является интегративная и высокодифференцированная способность мыслить педагогически. Способность к педагогическому мышлению, являющемуся по своей природе и содержанию дивергентным, обеспечивает учителю активное преобразование педагогической информации, выход за границы временных параметров педагогической реальности. Эффективность профессиональной деятельности учителя зависит не только и не столько от знаний и навыков, сколько от способностей использовать данную в педагогической ситуации информацию различными способами и в быстром темпе. Развитый интеллект позволяет учителю познавать не отдельные единичные педагогические факты и явления, а педагогические идеи, теории обучения и воспитания учащихся. Рефлексивность, гуманизм, направленность в будущее и ясное понимание средств, необходимых для профессионального совершенствования и развития личности учащегося, являются характерными свойствами интеллектуальной компетентности учителя. Развитое педагогическое мышление, обеспечивающее глубокое смысловое понимание педагогической информации, преломляет знания и способы деятельности через призму собственного индивидуального профессионально-педагогического опыта и помогает обретать личностный смысл профессиональной деятельности . [5, с. 33]

Читайте также: