Что такое протяжная песня кратко

Обновлено: 01.07.2024

- (также проголосные, долгие, голосовые, продольные) - рус. нар. лирич. песни (преим. крест.) специфич. муз. и поэтич. формы. Со стороны собственно муз. они характеризуются широкой мелодичностью, интенсивным распевным началом, преобладанием певучих размеров и ритмов, неторопливостью и мерностью движения; мелодия в П. П. "прорастает" из одного ядра - попевки путем замедл. развития и варьирования. Муз. богатство П. П. по-настоящему раскрывается в "артельном" многоголосном исполнении (при участии запевалы, хора и подголосков и при свободном вступлении и выходе отд. голосов), создающем многообразие созвучий при движении параллельными интервалами разной степени. Музыка П. П. нашла широкое отражение в творчестве композиторов (оп. М. П. Мусоргского "Борис Годунов" и А. Н. Бородина "Князь Игорь", симф. П. И. Чайковского и Н. А. Римского-Корсакова и др.).

Мелодич. структура П. П. определяет нек-рые поэтич. особенности текстов: принцип внутрислоговой мелодики (на основе одного слога строится целая муз. фраза; одна гласная растягивается на множество звуков) порождает в текстах обрывы слов, растягивание слогов, обилие повторов, "незначащих" вставок и восклицаний ("ой да", "ах", "эх!", "э. ой"). В словесных текстах П. П. преобладают грустно-элегич. настроения и мотивы, они сочетаются с выражением духовной мощи, крепости, бодрости. Муз. и поэтич. качества П. П. получают воплощение в текстах разной жанровой принадлежности и разнообразной тематики: в "удалых" или "разбойничьих" ("Вниз по матушке по Волге", "Не шуми, мати зеленая дубровушка"); в циклах о любви и связанных с нею переживаниях, разлуке, измене ("Не одна во поле дороженька", "Вы туманы мои, туманушки"); в семейных песнях с мотивами неудачливого, насильственного брака, разлада в семье, воспоминаний героя или героини о прежней любви ("Подуй, подуй, непогодушка", "Калинку с малиною вода поняла"); в цикле о судьбе одинокого "доброго молодца", воина, ямщика и т. д., умирающего вдали от дома ("Горы Воробьевские", "Уже ты степь Моздокская. ").

П. П. справедливо считают одной из вершин рус. фольклор. культуры, выражением глубинных нац. духовных свойств народа.

Лит.: Рус. нар. протяжные песни: Антология / Вступ. ст., сост., примеч. и библиогр. И. И. Земцовского. М.; Л., 1966.

ПРОТЯ́ЖНЫЕ ПЕ́СНИ — (также проголосные, долгие, голосовые, продольные) — рус. нар. лирич. песни (преим. крест.) специфич. муз. и поэтич. формы. Со стороны собственно муз. они характеризуются широкой мелодичностью, интенсивным распевным началом, преобладанием певучих размеров и ритмов, неторопливостью и мерностью движения; мелодия в П. П. "прорастает" из одного ядра — попевки путем замедл. развития и варьирования. Муз. богатство П. П. по-настоящему раскрывается в "артельном" многоголосном исполнении (при участии запевалы, хора и подголосков и при свободном вступлении и выходе отд. голосов), создающем многообразие созвучий при движении параллельными интервалами разной степени. Музыка П. П. нашла широкое отражение в творчестве композиторов (оп. М. П. Мусоргского "Борис Годунов" и А. Н. Бородина "Князь Игорь", симф. П. И. Чайковского и Н. А. Римского-Корсакова и др.).

Мелодич. структура П. П. определяет нек-рые поэтич. особенности текстов: принцип внутрислоговой мелодики (на основе одного слога строится целая муз. фраза; одна гласная растягивается на множество звуков) порождает в текстах обрывы слов, растягивание слогов, обилие повторов, "незначащих" вставок и восклицаний ("ой да", "ах", "эх!", "э. ой"). В словесных текстах П. П. преобладают грустно-элегич. настроения и мотивы, они сочетаются с выражением духовной мощи, крепости, бодрости. Муз. и поэтич. качества П. П. получают воплощение в текстах разной жанровой принадлежности и разнообразной тематики: в "удалых" или "разбойничьих" ("Вниз по матушке по Волге", "Не шуми, мати зеленая дубровушка"); в циклах о любви и связанных с нею переживаниях, разлуке, измене ("Не одна во поле дороженька", "Вы туманы мои, туманушки"); в семейных песнях с мотивами неудачливого, насильственного брака, разлада в семье, воспоминаний героя или героини о прежней любви ("Подуй, подуй, непогодушка", "Калинку с малиною вода поняла"); в цикле о судьбе одинокого "доброго молодца", воина, ямщика и т. д., умирающего вдали от дома ("Горы Воробьевские", "Уже ты степь Моздокская. ").

П. П. справедливо считают одной из вершин рус. фольклор. культуры, выражением глубинных нац. духовных свойств народа.

Лит.: Рус. нар. протяжные песни: Антология / Вступ. ст., сост., примеч. и библиогр. И. И. Земцовского. М.; Л., 1966.

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та . 2002 .

Полезное

Смотреть что такое "Протяжные песни" в других словарях:

ПЕСНИ — народное творчество чистого вида, зародившееся в самой глубокой древности; состоит из совместного проявления поэтических и музыкальных способностей человека. Иногда слова и мелодия песен создаются одним лицом, чаще двумя, но потом они проходят… … Казачий словарь-справочник

песни — группа фольклорных стихотворных жанров, объединяющая тексты различного объёма, содержания и формы. Различают песни эпические, лирические, лиро эпические, обрядовые и необрядовые. Обрядовые песни исполняются в рамках различных обрядов и… … Литературная энциклопедия

Песни проголосные — древнейший жанр рус. фольклора, происхождение его связано с ранними периодами рус. истории. Название проголосные , т.е. протяжные , долгие , определено характером распева. Проголосные лирические песни создавались как поэтическая форма… … Уральская историческая энциклопедия

Калмыцкая музыка — Калмыцкое нар. муз. иск во до Великой Oкт. социалистич. революции существовало только в устной нар. традиции. Нар. песня была одноголосной и исполнялась в особой манере вокализации на гортанном звуке нар. певцами дуучи и джангарчи… … Музыкальная энциклопедия

Бурятская музыка — Бурят. нар. муз. творчество представлено трудовыми, обрядовыми, историч., лирич., хвалебными и др. песнями и инстр. наигрышами. Большим разнообразием отличаются хороводные и игровые песни танцы ёхор, ягшаа, арбагай, шуумас, ягаруухай,… … Музыкальная энциклопедия

Цыганская музыка — включает таборные песни цыган, усвоенные и переосмысленные цыганами песни разд. народов, живущих на территории стран, где кочевали цыгане, а также бытовую гор. музыку европ. проф. традиции 18 19 вв., вошедшую в репертуар цыганских капелл … Музыкальная энциклопедия

Музыка Башкортостана — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

Прач, Иван — известный в конце XVIII и первой четверти XIX в. клавикордный мастер, музыкальный учитель, придворный капельмейстер, композитор и перелагатель русских народных песен на ноты. Биографических сведений о нем почти не сохранилось. Почти единственное… … Большая биографическая энциклопедия

Тувинская музыка — Самобытные нац. формы и жанры Т. м. уходят корнями в тув. фольклор, в к ром широко представлены лирич., обрядовые песни, частушки, инструментальные наигрыши и др. Народные музыканты, странствующие по аулам, были гл. распространителями муз … Музыкальная энциклопедия

Ирландская музыка — В древних ирл. сагах упоминаются хор. пение и многоголосие, бытовавшие у кельтских племён, что находит подтверждение в историч. свидетельствах о раннем развитии у кельтов полифонии. Так, в лат. трактате философа Иоанна Скота Эриугены О… … Музыкальная энциклопедия

  • Протяжная песня (монг. уртын дуу) — один из ключевых жанров традиционной монгольской музыки.

Поэзия в протяжной песне варьирует в зависимости от случая исполнения; сюжет песни может быть философским, лирическим, религиозным и т. д.; зачастую в качестве связующей темы проходит образ лошади. Восточные монголы чаще всего аккомпанируют песне на моринхуре или лимбе; западные поют либо без аккомпанемента, либо подыгрывая на игиле. Для поэтики протяжной песни характерны лаконизм и куплетность, психологический параллелизм.

Связанные понятия

Бурятская музыка представлена как исполнителями из Российской Федерации (Республика Бурятия, Агинский и Усть-Ордынский Бурятские округи), так и исполнителями бурятского происхождения из Монголии и Китая.

Горловое пение — техника пения с необычной артикуляцией в глотке или гортани, характерная для традиционной (особенно культовой) музыки народов Сибири, Монголии, Тибета и тюркских народов.

Мори́н ху́ур, мори́н толгойто́й ху́ур (монг. морь, мори́н — конь, толго́й — голова, ху́ур — музыкальный инструмент, бур. мори́н ху́ур, калм. мөрн хуур) — монгольский смычковый музыкальный инструмент. Распространён в Монголии, в КНР (Внутренняя Монголия, Синьцзян-Уйгурский автономный район), в России (Бурятия, Калмыкия, Иркутская область, Забайкальский край).

Чатхан (хак. чадыған) — многострунный щипковый музыкальный инструмент хакасов, типа цитры. Корпус-резонатор в форме продолговатого ящика, чаще без дна, с прикрепленными вдоль струнами.

Пентато́ника (от др.-греч. πέντε — пять и др.-греч. τόνος — напряжение, натяжение; тон) — пятиступенная интервальная система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам и/или квартам (см. Квинтовый круг), например, вверх по квинтам: до — соль — ре — ля — ми.

Устно-поэтическая традиция известна среди тюркоязычных племен уже в 6-8 веках: её элементы отмечены в орхонских памятниках. Искусство слова занимало почётное место в жизни кочевников-скотоводов. Безымянные акыны создавали народную поэзию, тесно связанную с обрядовым фольклором. Песни подразделяются на следующие жанры: той бастар (песня, предназначенная для начала свадьбы), сынсу (песня невесты при отъезде из родного аула), жар-жар (свадебная песня — состязание между джигитами и девушками), бет-ашар.

Жетыге́н — казахский древний многострунный (обычно семиструнный) щипковый инструмент, напоминающий по форме гусли или лежачую арфу. Наиболее древний тип жетыгена представлял собой продолговатый ящик, выдолбленный из куска древесины. На таком жетыгене не было верхней деки, но имелись колки из асыков. Струны (из конского волоса) натягивались рукой с наружной стороны инструмента. Позднее верхняя часть жетыгена была накрыта деревянной декой. Под каждую струну подставляли с двух сторон асыки, выполнявшие.

Монгольские музыкальные инструменты представлены различными, в основном, традиционными музыкальными инструментами ранней и современной Монголии. В список не входят западные инструменты, такие, как труба, фортепиано или скрипка, которые хотя и распространены в стране, но их происхождение явно не монгольское.

Кому́з (кирг. комуз) — киргизский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент типа лютни с длинной тонкой шейкой. Грушевидный корпус с безладовым грифом представляет собой единое целое (выдалбливается из одного куска дерева). Общая длина инструмента около 90 см. Строится по квинтам и квартам. Средняя струна мелодическая, остальные выполняют функцию бурдона.

Варга́н (возм. от старослав. варга — рот, или греч. όργανον, органон — ин­ст­ру­мент) — музыкальный инструмент в виде свободно колеблющегося в проёме рамки язычка, приводимого в движение пальцем или дёрганием за нитку.

Двенадцать уйгурских мука́мов (уйг. ئۇيغۇر ئون ئىككى مۇقامى ) — это единый цикл или ряд протяженных музыкально-поэтических произведений, шедевр средневекового уйгурского музыкального искусства. Синтезируя в себе традиционную песенно-инструментальную музыку и танцы, изустно-профессиональную музыку и поэзию, уйгурские мукамы являются неотъемлемой частью искусства макамат.

Кубаи́р (башк. ҡобайыр) — жанр башкирской народной поэзии, короткий поэтический сказ, традиционно исполняемый речитативом под аккомпанемент думбыры, реже курая.

Эрху (кит. 二胡) — старинный китайский струнный смычковый инструмент, оригинальная двуструнная скрипка с металлическими струнами. Тетиву смычка во время игры музыкант натягивает пальцами правой руки, а сам смычок закреплен между двумя струнами, составляя с эрху единое целое. При игре пальцами левой руки используется поперечное вибрато, когда струна как будто бы продавливается вниз — чему способствует сама конструкция круглого грифа, над которым укреплены струны. Связанный со струнами смычок довольно.

Русская народная музыка (русский музыкальный фольклор) — традиционная музыка русского народа, является частью русской народной культуры. Русская народная музыка является основой, на которой произросла вся русская профессиональная музыка.

Народная музыка славян (Славянская народная музыка) — музыкально-поэтическое творчество славянских народов, неотъемлемая часть народного творчества, передаваемого из поколения в поколение, одна из важнейших составляющих народной духовной культуры славянских народов.

Танбу́р, также тамбу́р (перс. تنبور‎) — струнно-щипковый музыкальный инструмент типа лютни, с декой (корпусом) грушевидной формы и длинным грифом, распространённый в арабских странах, Иране, Средней Азии, у уйгуров (тамбир). Общая длина танбура составляет 1100—1300 мм. Звук извлекается плектром. Большинство словарей указывает, что у танбура 3 струны. Однако в Словаре музыкальных терминов Ю. Е. Юцевича (1988) приведена следующая классификация танбуров: дутар — 2-струнный, сетар — 3-струнный, чартар.

Кобы́з, также кыл-кобыз (каз. қобыз, қыл-қобыз) — казахский национальный струнный смычковый музыкальный инструмент.

Оркестр пекинской оперы, Вэньучан (кит. трад. 文武場, упр. 文武场, пиньинь: Wénwǔ Cháng), сопровождает выступление артистов в пекинской опере. Аккомпанирует пению струнная и духовая часть оркестра; сцены битв, пантомиму и акробатику сопровождают ударные инструменты.

Кюй, каз. күй — название традиционной казахской инструментальной пьесы. Исполняется на домбре или других народных музыкальных инструментах. Тех, кто исполняет кюи, называют кюйши (каз. күйші).

Скоморошина — термин без точных границ, которым пользуются для определения различных видов русского песенного (стихотворного) фольклора с явно выраженным сатирическим, комическим, шутейным, пародийным началом, с откровенной установкой рассмешить, позабавить слушателей, высмеять отдельные явления жизни. В скоморошинах логика сочетается с абсурдом, конкретное с абстрактным, вымысел с реальностью.

Струнные щипковые музыкальные инструменты — группа струнных музыкальных инструментов, источником звука которых являются натянутые струны, а звукоизвлечение осуществляется защипыванием струн пальцами, плектром или другим приспособлением.

Ритмическая формула, или (чаще) ритмоформула (англ. rhythmic pattern, rhythmic formula) в музыке — устойчивый ритмический рисунок, общеупотребительный и общепризнанный в рамках определённой исторической и региональной музыкальной традиции (например, в танцевальной музыке Испании).

Шэн (кит. упр. 笙, пиньинь: shēng) — губной орга́н, один из древнейших музыкальных инструментов Китая. Японский аналог шэна — сё.

Гагаузская музыка (гаг. Gagauz muzıkası) — музыка гагаузов, основанная в большей степени на балканских и в меньшей — на восточных мотивах.

Му́зыка и́нков была частью культурной и религиозной жизни народа Империи Инков и заключалась в игре на музыкальных инструментах, пении, танцах. Музыка инков уникальна по своему богатству, характеру и жанровому разнообразию, что обусловлено множеством событий, которые сопровождались песнопениями или игрой: от бытовых до ритуальных. Несмотря на то, что многие особенности исконной музыкальной культуры были забыты и безвозвратно утеряны, она, в основе, продолжает свои традиции в музыке современных андских.

Кубыз (башк. ҡумыҙ, тат. кубыз от тюр. кобуз) — название башкирского и татарского варгана. В Башкирии известен деревянный пластинчатый агас-кумыз и металлический тимер-кумыз.

Башкирская народная песня — песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития башкирской культуры. У народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен.

Корейский танец берёт начало из ранних шаманских ритуалов пятитысячелетней давности и сегодня варьирует от народного танца до разных форм адаптированного современного танца.

Хуци́нь (кит. 胡琴, пиньинь: húqin) — китайский струнный смычковый музыкальный инструмент, род скрипки.

Юэцинь (кит. 月琴, пиньинь: Yuèqín) — традиционный китайский струнный щипковый музыкальный инструмент, использующийся как самостоятельно, так и в качестве аккомпанемента в пекинской опере и для танцевальных песен. Также используются названия: Лунная лютня, Лунная гитара, Китайская лютня.

Эстампи́, или эстампи́да (франц. estampie, лат. stantipes) — жанр средневековой (одноголосной) вокальной, а также инструментальной музыки преимущественно танцевального характера. Французские эстампи XIII в. — древнейший дошедший до нас нотированный образец инструментальной музыки Европы.

Сяо (кит. трад. 簫, упр. 箫, пиньинь: xiāo), дунсяо — традиционный китайский деревянный духовой музыкальный инструмент, открытая продольная бамбуковая флейта с закрытым нижним торцом. Используется как сольный и ансамблевый инструмент.

Русская народная песня — фольклорное произведение, которое сохраняется в народной памяти и передаётся из уст в уста, продукт коллективного устного творчества русского народа.

Осетинская музыка — народная музыка осетин. Развивалась как искусство устной традиции, представленное песнями, эпическими сказаниями, а также инструментальными наигрышами. Древнейшие виды музыкального фольклора сложились в пору общинно-родового строя, многие из них сохранились до наших дней (в том числе песни о мифологических божествах, отображающие языческие верования).

Цзинху (кит. 京胡, пиньинь: Jīnghú) — традиционный китайский струнный музыкальный инструмент, использующийся как аккомпанемент в пекинской опере. Также иногда используется название — Пекинская скрипка.

Толгау (каз. толғау — раздумья) — философско-дидактческий жанр в фольклоре и индивидуальном творчестве казахов, каракалпаков, ногайцев. Становление жанра толгау приходится на XII—XIV века. В казахской поэзии толгау достиг расцвета в XV—XIX веках. В условиях патриархально-родового общества толгау имел большое идеологическое значение. Ведущее место в толгау занимает социально-политическая, философская тематика. Мысли выражаются в форме поучения. В стихе используются не только конечные, но и внутренние.

Протяжная песня (монг. уртын дуу ) — один из ключевых жанров традиционной монгольской музыки.

Истоки происхождения протяжной песни находятся в первых протяжных мелодиях перешедших от охоты и собирательства (и от структурированных песен охотников) к скотоводству монголов, что было обусловлено переселением из области Большого Хингана на Монгольское плато. Развитие первых протяжных мелодий в протяжную песню обусловлено сложившимся в итоге этого переселения кочевым образом жизни народа [1] . Есть предположения, что на не имеющих видимых границ просторах степи кочевые монголы использовали для определения расстояния различные звуковые решения, среди которых и протяжные песни [2] .

Поэзия в протяжной песне варьирует в зависимости от случая исполнения; сюжет песни может быть философским, лирическим, религиозным и т. д.; зачастую в качестве связующей темы проходит образ лошади. Восточные монголы чаще всего аккомпанируют песне на моринхуре или лимбе; западные поют либо без аккомпанемента, либо подыгрывая на игиле. Для поэтики протяжной песни характерны лаконизм и куплетность, психологический параллелизм. [3]

Разные учёные по разному подразделяют протяжные песни: по содержанию, по технике исполнения и по другим параметрам. Так, Ирина Владимировна Кульганек пишет, что существуют простые протяжные песни (монг. жирийн уртын дуу ), айзамные (монг. айзмын уртын дуу ) и средние (монг. бэсрэг уртын дуу ). Различия между ними определяются как по структуре музыки, так и по структуре текста. Борис Яковлевич Владимирцов делит протяжные песни содержательно на три типа: лиро-эпические, духовные и любовные [4] .

Пример бурятской песни Русский перевод
Yндэр уулын оройдо
Уюун шулуун эрдэни
Ундан суугээ хухуулhэн
Урин эжмын эрдэни.
На вершине горы высокой
Драгоценный камень-бирюза.
Молоком своим меня вскормившая
Ласковая матушка драгоценная.

Помимо протяжной песни, что характерно и для некоторых других тюркских и монгольских народов, важной частью музыкальной культуры монголов является также короткая песня (монг.) ( рус. (монг. богино дуу ) [5] [6] .

Читайте также: