На каком языке говорит скульптура кратко

Обновлено: 04.07.2024

— Родился я не скульптором. Просто с младенчества у меня был интерес к рукоделию. Сколько себя помню, я что-то придумывал, потом старался слепить, нарисовать то, что роилось в голове. В песочном овраге строил дороги, по которым ездили машины, вылепленные мною же из пластилина. Вырезал из картона и раскрашивал солдатиков. Из катушек делал пушки и разыгрывал какое-то сражение… В школе путевкой в Артек меня наградили не за учебу, а за художества — я делал стенгазеты, рисовал, мастерил.

Мне было интересно всем этим заниматься, и это всегда присутствовало в моей жизни, хотя долгое время было чем-то побочным. Не воспринималось ни мной, ни родителями как нечто серьезное. Поэтому после школы я поступил на физико-математический факультет педагогического института. Математика мне легко давалась.

— Но математиком вы не стали…

— Однажды весной, в конце второго курса, я вдруг представил себе свое будущее: вот я окончил институт, работаю в школе, может быть даже директором… Мне стало неуютно, я понял, что это не мое, и выкинул фортель — пошел в военкомат. Это был, как мне тогда представлялось, единственный способ бросить институт и поменять свою судьбу.

Служил в Литве, в воздушно-десантных войсках, о чем не жалею. И не считаю это потерянным временем. Я занимался самообразованием, ходил в библиотеку, у меня был самый толстый формуляр в полку. Параллельно рисовал, увлекся гравюрой по дереву, окончил заочную Школу военных корреспондентов. Немножечко публиковался в военных газетах. Все это параллельно со службой.

Я тогда уже думал про литературу, про то, чтобы заниматься ею всерьез. Про изобразительное искусство — еще нет. Перед дембелем взял направление на рабфак Ленинградского университета, на факультет журналистики. Представлял, что буду изучать жизнь и параллельно заниматься литературой.

— Как вы поняли, чем хотите заниматься на самом деле?

— Когда я анализирую собственную жизнь, я вижу, что все построено на случайности. Где-то что-то произошло, я с кем-то познакомился, и это поменяло мою судьбу. Мимо каждого из нас проходят множество людей, случаи, события происходят постоянно. Но мы можем просто не заметить, не отреагировать. Или, если ты готов к этой случайности, ты ее хватаешь за хобот, и это меняет жизнь. Ты занимаешься чем-то, напрямую никак не связанным с твоими основными делами, но это меняет твой способ мышления. По чуть-чуть, понемножку…

— Параллельно с учебой в университете я занимался в литературном объединении Александра Кушнера, посещал студию рисунка Льва Овчинникова, знакомился с разными людьми. Мне очень все это нравилось — разговоры про поэзию и искусство, литературное общение… Однажды сестра моей жены подарила мне набор инструментов, и я начал резать по дереву (мне это было не трудно, потому что я с детства любил такие занятия). Как-то показал свои работы одному знакомому из студии, и он отвел меня в мастерскую скульптора Виктора Ставницера. Я сначала просто смотрел, слушал, чему-то учился, со временем начал помогать с заказами.

Другой случай: редактор газеты, в которой я работал уже после университета, познакомил меня с заведующим редакционно-издательского отдела Эрмитажа, и в какой-то момент тот сказал, что у него есть свободная ставка.

— В Эрмитаже вы занимались оформлением каталогов?

— Да, но не только этим. Эрмитаж — своего рода моя альма-матер. Потому как объем информации, который меня захлестнул там, очень сильно на мне сказался. Когда ты каждый день идешь на работу мимо античных ваз, мимо Рембрандта, проходишь подвалом Зимнего дворца, ты не можешь не впитывать все это. Сама возможность к этому прикоснуться бесценна, а я мог еще задавать свои глупые вопросы хранителям, реставраторам. И они мне отвечали, объясняли, рассказывали. Именно это дало мне основу, фундамент. Я могу не помнить какие-то даты, день рождения художника, но я знаю ту эпоху, то время, то состояние, в котором он находился, как происходило его движение, трансформация. Я понимаю эти основные пласты. Без Эрмитажа у меня этого понимания, наверное, не было бы. Или путь был бы совсем длинный, другой.

Ну и параллельно у меня шла жизнь в современности — работа со Ставницером в скульптуре, в дереве… Это был такой этап формирования и становления, зарождения каких-то мыслей и ощущений. И это все — случайности.

— Вы принимали участие в воссоздании Янтарной комнаты в Царском Селе…

— Да, я год проработал в Царскосельских реставрационных мастерских. К этому моменту у меня уже был опыт резьбы по дереву. Перейти на другой материал было несложно. И это был очень полезный опыт.

— Сейчас вы работаете в основном в камне. Чем привлек вас этот материал?

— Твердый цветной камень тяготеет к декоративно-прикладному искусству, в нем заложено это издревле, от древних греков. Из камня делают шкатулки, вазы, настольные фигурки, которые украшают быт и сами по себе не несут какой-то эмоциональной, смысловой нагрузки. А меня всегда интересовала скульптура, цвет в скульптуре и камень как материал для скульптуры. Я все время про это думал и подкрадывался постепенно, потому что мирового опыта работы с камнем как материалом для скульптуры у человечества практически нет. Между тем разнообразие камня потрясает — цвет, структура, выразительные возможности…

— В чем особенность работы с камнем?

— Что такое скульптура? Это авторское отношение к миру, выраженное через объем, через материал. В чем суть камня? Его в определенных условиях родила природа. Это плод. Такой же плод, как яблоко. Только растет в других условиях. Ты должен считаться с тем, каким этот плод рожден. Я работаю под камень, с камнем. И здесь нельзя сказать, что первично — моя мысль или камень. Поэтому я говорю, что камень — мой соавтор. Он где-то подсказывает, где-то противится, где-то преподносит сюрпризы. Да, я вылепил модель под камень, что-то предположил, но потом все равно начинается импровизация. Ты все равно работаешь не механически… Это как перевод с японского на русский. Ты знаешь один язык и знаешь второй, но смысловые оттенки, ритм фразы, порядок слов — все разное. Ты должен сделать не дословный перевод, а передать настроение, состояние. Ты понимаешь материал и переводишь его суть на язык пластики. Ты прислушиваешься к нему, считываешь его подсказки, учитываешь моменты, которые в нем заложены, — рисунок, прозрачность, фактуру.

— Чем бронза как материал для скульптуры отличается от камня?

— Есть понятия синтетического и аналитического искусства. Камень или дерево ты анализируешь, вгрызаясь в него, разбирая на части, вступая в диалог. Камень — это заданные рамки, в которых ты находишься.

Глина, пластилин, бронза — синтетическое искусство. Ты синтезируешь, набираешь, наращиваешь форму, исходя из своей идеи. Ты диктуешь материалу образ, ритм, линию. Он подчиняется.

— Вас иногда называют продолжателем дела Фаберже. Насколько это верно?

— Фаберже в некотором смысле является для меня учителем. Чтобы понять материал и его возможности, нужно было пройти этот путь чисто технического, технологического его освоения. В этом плане Фаберже — хорошая школа. В свое время в Эдинбурге я попал на выставку Фаберже из собрания королевской семьи и увидел знаменитую ветку березы, с почками и листьями. Эти листья обработаны удивительно, у них муаровая фактура, и этого не увидишь на фотографии. Вернувшись домой, я начал думать, как это можно сделать в нефрите, как достичь этого эффекта. И вычислил, мы начали это повторять в мастерской.

Но я не продолжаю дело Фаберже. Продолжатели — уральские мастера, усвоившие его опыт и шагнувшие далеко вперед. Появились новые материалы, алмазные инструменты, другие технические возможности, и они все это используют. Они работают виртуозно, их изделия вызывают удивление, но не эмоции, не то, что называется искушением. У меня другие задачи. Я позиционирую себя как скульптора, работающего в этом материале, а не как камнереза. Камнерез — это ремесло, человек, умеющий резать камень, перевести набросок, модель на язык камня. Но это не сочинитель, не автор. В его работе нет ни метафоры, ни образа, ни авторского отношения… Всего того, что я стараюсь вложить в свои скульптуры.

— Темы ваших работ очень разнообразны. Мифы, библейские сюжеты, анималистика… Как они рождаются?

— Вы говорите о случайностях, но совершенно очевидно, что вас ведут не только они, но и ваш собственный азарт, жизненная сила…

— У художника есть три точки, которые делают его художником.

Первая — это подкорка, наша кладовая, копилка впечатлений. Самое сложное для человека — видеть. Ты смотришь на снег и видишь, что он белый. На самом деле это не так. Он не белый, не гладкий, не однородный, в нем множество оттенков, нюансов. По большому счету мы это видим, но не фиксируем. Взгляд прошел, подкорка все сохранила, но между подкоркой и осознанным видением — железобетонная стенка. У художника ее быть не должно.

Вторая точка — точка восторга, солнечное сплетение. Если она не заросла, ты готов к удивлению, к восторгу. Без этого не возникнет интерес, желание творить. Третья находится внизу, у основания позвоночника — это точка созидания, энергии. Если она активна, у тебя достаточно сил, чтобы перевернуть мир. На этих трех точках рождается и существует художник.

Скульптура: видовая специфика, особенности художественного языка, основная проблематика, терминология

5 лет ago Enottt Комментарии к записи Скульптура: видовая специфика, особенности художественного языка, основная проблематика, терминология отключены

Скульптура (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов. В широком значении слова — искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов изображение человека, животных и других предметов природы в осязательных, телесных их формах.

Художник, посвятивший себя искусству скульптуры, называется скульптором или ваятелем. Главную его задачу составляет передача человеческой фигуры в реальном или идеализированном виде, животные играют в его творчестве второстепенную роль, а прочие предметы являются лишь в значении придаточных или обрабатываются исключительно с орнаментальной целью.

Слово скульптура, помимо самого вида искусства, обозначает также каждое отдельное его произведение.

Видовая специфика скульптуры

Скульптура — пространственно — изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах.

Основными материалами, применяемыми в скульптуре, являются камень, бронза, мрамор, дерево. На современном этапе развития общества, техногенного прогресса расширилось количество материалов, используемых для создания скульптуры: сталь, пластик, бетон и другие.

Существует две основные разновидности скульптуры: объемная трехмерная (круговая) и рельеф:

  • горельеф — высокий рельеф,
  • барельеф — низкий рельеф,
  • контррельеф — врезной рельеф.

По определению скульптура бывает монументальная, декоративная, станковая.

Монументальная — используется для украшение улиц и площадей города, обозначения исторически важных мест, событий и т.п. Отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами. К монументальной скульптуре относятся:

  • памятники,
  • монументы,
  • мемориалы.

Станковая — рассчитана на осмотр с близко расстояния и предназначена для украшения внутренних помещений. Не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углублённое содержание.

Декоративная — используется для украшения быта (предметы мелкой пластики); включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура);

Иные разновидности скульптуры:

Кинетическая скульптура — разновидность кинетического искусства, в котором обыгрываются эффекты реального движения. Ледяная скульптура — художественная композиция, выполненная изо льда.Песчаная скульптура — художественная композиция, выполненная из песка. Материалы скульптуры — металл, камень, глина, дерево, гипс, песок, лёд и др.; методы их обработки — лепка, высекание,художественное литьё, ковка, чеканка и др.

Главные жанры скульптуры:

  • портретный;
  • исторический;
  • мифологический;
  • бытовой;
  • символический;
  • аллегорический;
  • анималистический.

Одним из древнейших жанров искусства в скульптуре является портрет –изображение человека или группы людей, дающее представление о внешности, внутреннем мире портретируемого. Существуют определенные обобщения в этом жанре: портрет-характер, показывающий природные свойства человека; портрет-тип, дающий характеристику определенному типу людей; портрет-настроение, дающий эмоциональную характеристику человека; портрет-символ. Портрет в скульптуре подразделяется на следующие формы: голова, бюст, полуфигура, поколенное изображение, фигура. Бюстом (фр. buste, от ит. busto – торс, туловище) называют погрудное изображение человека в круглой скульптуре. Появившись в Древнем Египте, Древней Греции, бюст получил яркое развитие в искусстве Древнего Рима, был распространен в искусстве Возрождения, 17–20 вв. (Донателло, Л.Бернини, Гудон, Ф.И.Шубин, В.И.Мухина).

Скульптура бытового жанра показывает людей в привычной для них среде, за постоянным занятием. Скульптура этого жанра бывает небольших или средних размеров. Работы могут быть однофигурными и многофигурными. Произведения на бытовые темы существуют с древних времен, близки народному искусству, популярны в мелкой пластике.

Произведения скульптуры, относящиеся к тематической композиции, могут показывать одну фигуру или несколько. Чаще всего фигура дается крупным планом и это значительное по размерам произведение круглой скульптуры, изображающее человеческую фигуру в рост, называют статуя (лат. statua). Для многофигурной композиции важно такое построение группы, при котором каждая фигура согласуется с другими, не теряя при этом собственной роли. (Мирон Афина и Марсий; Микеланджело Пьета, 1498–1501, Рим, Собор св. Петра; А.Майоль Три нимфы).

Жанр скульптуры, посвященный изображению животных, называется анималистическим жанром (от лат. animal – животное). Анималист обращается к художественной характеристике животного, его повадкам. Выразительность фигуры, силуэт, расцветка особо существенны в парковой скульптуре, мелкой пластике. Часто в скульптуре присутствуют и животное и человек. Животных скульпторы изображают начиная с первобытно-общинного строя, они широко распространены в искусстве Древнего Египта, в античной скульптуре и в последующие эпохи.

Особенности художественного языка скульптуры

Художественно-выразительные средства скульптуры:

  • построение объёмной формы;
  • пластическое построение модели (лепка);
  • разработка силуэта;
  • разработка фактуры (в некоторых случаях также цвета).

Способ получения скульптуры зависит от материала:

  • пластика — наращивание объема скульптуры добавлением мягкого материала (глина, воск)
  • ваяние — отсекание лишних частей твердого материала (камень и другие материалы)
  • отливка — произведение возникает благодаря вливанию в форму расплавленного металла (бронзы, например)

Относительно материала и способа исполнения изображения, скульптура, в широком значении слова, распадается на несколько отраслей: лепка или моделировка — искусство работать с мягким материалом, каковы воск и глина; литейное дело или торевтика — создание рельефных произведений из металла методом тиснения, чеканки или литья; глиптика — искусство резьбы на драгоценных камнях; к отраслям ваяния относятся произведения из камня, дерева, металла и вообще твердых веществ; сверх того изготовление штемпелей для монет и медалей (медальерное искусство).

Скульптура, будучи искусством объемным, требует соответствующей организации окружающего пространства, архитектурной среды. В результате возникает синтез архитектуры и скульптуры, что значительно усиливает как идейную, так и художественную силу произведения. Вопросы синтеза с архитектурой – один из важнейших в понимании и восприятии монументальной и монументально-декоративной скульптуры.

Выразительность скульптуры достигается с помощью построения основных планов, световых плоскостей, объемов, масс, ритмических соотношений. Большое значение имеют четкость и цельность силуэта. Фактурная обработка поверхности и детали дополняют выразительность пластического решения скульптурного образа.

Сложная и многоэтапная технология скульптуры сопряжена с большим физическим трудом. Используются различные технические методы – лепка, высекание, резьба, литье, чеканка, ковка, сварка, применяются разнообразные материалы – камень, металл, дерево, глина, гипс, керамика, стекло, пластилин, воск, синтетические полимерные составы. Помимо авторской работы художника (лепка, резьба, обработка твердых материалов) важную роль в скульптуре играет вспомогательный труд мастеров-ремесленников (рубка камня, формовка, отливка, чеканка и др.).

Что касается техники скульптуры, то ее виды можно группировать по различным принципам. Согласно одному принципу технику скульптуры можно разбить на три следующие группы:

  1. Когда рука художника заканчивают всю работу (обработка глины, камня, дерева).
  2. Когда работу художника заканчивает огонь (керамика).
  3. Когда художник дает только модель будущей статуи (отлив в бронзе).

Согласно другому принципу техника скульптуры распадается на три, но уже другие основные группы:

Основная проблематика скульптуры

К техническим проблемам скульптуры относится очень важная проблема постамента, базы, постановки статуи. Во все эпохи одна из важнейших проблем, стоящих перед скульптором, заключается в том, чтобы рассчитать форму и размер постамента и согласовать статую и постамент с пейзажем и архитектурной обстановкой. Постамент важен и потому, что на нем обычно отмечены все основные данные, касающиеся тематики статуи и времени ее исполнения. Греческие скульпторы обычно отмечали на постаменте имя автора статуи.

Постаменты могут быть бесконечно разнообразны по своим формам и размерам, по характеру профилировки и по пропорциям. Многое здесь зависит, разумеется, и от характера статуи: чем больше статуя, тем массивней должен быть и постамент; напротив, маленькая статуя может обходиться вообще без постамента — достаточно бывает небольшой плиты для стабильности (стоит упомянуть своеобразные постаменты в виде костылей, которые применялись для небольших статуэток на острове Крит в эпоху эгейской культуры). Для стоящих статуй желателен вертикальный постамент, для лежащих — горизонтальный, низкий; на слишком большом постаменте статуя теряет значительность, на слишком маленьком — лишается стабильности.

Наиболее гармоническое решение проблемы тектонического постамента и изоляции статуи дает эпоха Возрождения. Поучительно сравнить в этом смысле две конные статуи. Бронзовая статуя Гаттамелаты выполнена Донателло в 1453 году и стоит в Падуе. У нее высокий постамент, благодаря чему статуя ясно выступает на фоне неба. Для выделения и изоляции статуи между нею и темным постаментом вставлена светлая плита мрамора. Постамент имеет строго тектоническую форму, он не отвлекает внимания от статуи, а дает ей спокойную
основу и подчеркивает ее композицию (отметим округлое тело лошади и округлые формы постамента, членение постамента согласовано с постановкой ног лошади; тело всадника подчеркивает главную ось, которая повторяется в рельефе и дверях постамента).

Терминология

Пластический материал — глина скульптурная, пластилин, пластическая модельная масса.

Пласт — плоскость и пластического материала заданной толщины подготовленной лицевой частью поверхности.

Шпатель — инструмент, используемый при производстве строительных отделочных работ.

Стеки — пластмассовый, деревянный, пластинчатый инструмент для создания пластических форм и композиций.

Пластическая модельная масса — пластический материал при затвердевании приобретающий достаточную прочность.

Шликер — эмульсия воды и пластического материала (глина скульптурная, пластическая масса)- используются для склейки деталей и поверхностей.

Акцент — прием подчеркивания светом, линией, в скульптуре рас- положением в пространстве предмета на который нужно обратить внимание.

Барельеф — рельеф с более выпуклым изображением на плоскости.

Бюст — погрудное изображение человека.

Гармония — связь, стройность, созвучие, соразмерность. Стройная согласованность частей единого целого. В изобразительном искусстве гармония — согласованное соразмерное сочетание всех элементов художественного произведения.

Горельеф — сильно выступающее, практически объемное изображение, развернутое на плоскости, которую он украшает.

Декор — украшать. Система художественного оформления жилых помещений, парадных залов, украшения различных предметов обихода.

Декоративная скульптура — является частью архитектурного ансамбля и предназначена для украшения фасадов и интерьеров архитектурных сооружений.

Каркас — арматурный стержень способствующий устойчивости скульптуры.

Круглая скульптура — объемное изображение скульптурного объекта. Основные ее разновидности: скульптурная композиция, статуя.

Рельеф — выпуклая скульптура, развернутая на плоскости, которую он украшает.

Модель (в скульптуре) — оригинал, выполненный в мягком мате- риале (глина, пластилин, воск), предназначенный для перевода в твердый материал (камень, металл).

Монументальная скульптура — монументы, памятники, установленные в честь определенного лица или события.

Пропорция — соразмерность всех частей художественного произведения, их соответствие друг другу и определенное соотношение с целым.

Скульптура — ваяние, пластика. Вид изобразительного искусства. Объемное изображение, вылепленное из мягкого материала, высеченное из камня, вырезанное из дерева.

Скульптура малых форм — произведения мелкой пластики, изготовляемые из фарфора, фаянса, металла, камня.

Станковая скульптура — произведения скульптуры небольшого размера изготовляемые на столе для моделирования.

Стол для моделирования — специальный стол с вращающейся подставкой для работы скульптора.

Стека — инструмент для работы над скульптурой.

Стилизация — обобщение изображаемых фигур и предметов, упрощение рисунка, формы.

Техника — обработка, строение, лепка. Совокупность специальных приемов, способов, навыков, применяемых при исполнении произведения. Это знание техники и технологии (т. е. материалов и способы их обработки).

Фактура — в скульптуре характер поверхности, ее материально осязаемые свойства, ее обработка. Фактура важный элемент художественной формы.

Эскиз — подготовительный набросок для более крупной работы. Исполнению скульптуры предшествует серия эскизов, этюдов, в которых разрабатывается общая пластика будущего произведения.

Этюд — работа, выполненная с натуры. Имеет самостоятельное значение. Является упражнением, в котором совершенствуются профессиональные навыки. С помощью этюда конкретизируется замысел про- изведения, первоначально более обобщенно переданный, прорабатываемый деталями

Цель урока: обобщить знания о своеобразии языков искусств и их роли в жизни людей.

1. Рассмотреть виды искусств и особенности их языка.

2. В практической работе на примере изображения животных учиться применять образный язык изобразительного искусства.

3. Формировать нравственное отношение к животным.

Зрительный ряд: электронная презентация "Язык искусства", видеофрагмент "Умирающий лебедь" в исполнении А. Павловой. (При отсутствии оборудования работы художников: И.Шишкин "Утро в сосновом лесу", В.Серов "Квартет", Е.Чарушин "Медведица" (автолитография), Б. Воробьев "Миша" (скульптура) и др. произведения живописи, графики, скульптуры по выбору учителя).

Музыкальный ряд: Камиль Сен-Санс "Лебедь", Петр Ильич Чайковский "Времена года".

Оборудование для учителя: проектор, экран, компьютер или ноутбук, колонки для воспроизведения музыкальных фрагментов с компьютера или ноутбука или магнитофон с записями, карточки-тесты, изображения животных (скульптура, живопись, графика).

  • для первой группы "художники-графики": графические материалы (карандаши, мелки, уголь и т.д.),
  • для второй группы "художники-живописцы": живописные материалы (тонированная бумага, акварель, гуашь),
  • для третьей группы "художники-скульпторы": материалы для создания объемных работ (пластилин, бумага и ножницы или др. по выбору учителя).
  1. Презентация (12-13 мин.)
  2. Релаксация (1 мин.)
  3. Практическое задание (1-2 мин.)
  4. Практическая работа (20 мин.)
  5. Тестовое задание (1-2 мин.)
  6. Выставка работ. Итоги урока.(2 мин)

Слайд № 2. Язык искусства

Урок-обобщение по теме: "Виды изобразительного искусства и основы их образного языка"

Слайд № 3. Изображения животных в разных видах изобразительного искусства

(Может быть представлен видеофрагмент с изображениями животных в изобразительном искусстве).

Учитель: Жизнь человека неразрывно связана с животными. С древних времен он изучал их повадки, на них охотился, пытался приручить, понять их язык, подражал им и даже их обожествлял. Образы животных можно встретить в разных видах искусства.

Слайд № 4. Портрет композитора К. Сен-Санса

Учитель предлагает прослушать музыкальный фрагмент из произведения Камиля Сен-Санса "Лебедь" и ответить на вопрос, чей образ воплощен в произведении.

Учитель: Французский композитор 19-20 вв. Камиль Сен-Санс рассказал в своем произведении трогательную историю о прекрасной птице. На сцене многих театров мира неоднократно исполнялась хореографическая композиция "Умирающий лебедь". (На экране появляется фотоизображение Анны Павловой в образе лебедя или можно показать видеофрагмент). Когда Сен-Санс увидел балерину Анну Павлову, танцующую его "Лебедя", он добился встречи с ней, чтобы сказать: "Мадам, благодаря вам я понял, что написал прекрасную музыку!"

Слайд № 5. Заголовок: Семья искусств.

(Представлены временные искусства: музыка, цирк, театр, литература, кино и пространственные (пластичные) искусства)

Учитель: В большой семье современных искусств, кроме музыки, и изобразительного искусства существуют, как вы знаете, и другие виды искусств. Все искусства можно поделить на две группы: временные и пространственные (по щелчку появляются заголовки временные и пространственные). Какие искусства мы можем отнести к временным? (Ответы детей). (Театр, цирк, музыка, литература, кино). Все эти искусства мы можем воспринимать в течение определенного времени. Искусства пространственные - это искусства, существующие в определенном пространстве, связанные с определенной средой, обликом людей и предметов. Эти искусства называют еще пластическими.

Слайд № 6. Заголовок: Пространственные искусства.

(Представлены конструктивные искусства (дизайн, архитектура), декоративные искусства (декоративно-прикладное), изобразительные искусства (скульптура, живопись, графика)

Учитель: Пространственные или пластические искусства делятся в свою очередь также на несколько групп, которые вам знакомы: конструктивные искусства (дизайн, архитектура), декоративные искусства (или декоративно-прикладное искусство), изобразительные искусства.

Учитель предлагает назвать виды изобразительного искусства. (Ответы детей: скульптура, живопись, графика). (На экране появляются эти понятия).

Слайд № 7. Заголовок: Язык искусств (представлены изображения, отражающие разные виды искусств: музыку, танец, литературу, изобразительное искусство)

Учитель: Каждый вид искусства, как и наша речь, жесты имеет свой язык. Давайте вспомним, на каком языке "говорят" разные виды искусств, представленные на слайде? (Ответы детей: язык музыки: звук, мелодия, ритм и т.д; язык танца: движение, пластика, мимика и т.д; язык литературы: слово, письменная речь и т.д; язык изображения: линия, пятно, цвет и т.д.) Современный, образованный человек должен владеть, самыми разными языками. Ни для кого не секрет, что знание разговорного языка и письменной речи других народов помогает в международном общении. С древних времен в таком общении помогал язык жестов, или владение искусством пантомимы. Проведем эксперимент.

Слайд № 8. Заголовок: Угадай значение

(На слайде появляются слова Bar, вeer (слово "медведь" на немецком и английском языках, по усмотрению учителя это могут быть другие языки, желательно первое слово на языке который не изучали учащиеся). Учитель предлагает назвать значение слов. Если учащиеся затрудняются, то им предлагается угадать значение слов в пантомиме. (По предварительной просьбе учителя ученик изображает медведя).

Учитель: Какого животного вы узнали? (Ответы детей). Ребята, а ведь пантомима и надпись назвали нам одного и того же животного. (На слайде изображение медведя и слово "медведь" на трех языках: немецком, английском, русском). Человек, хорошо знающий иностранные языки, не задумываясь, понял бы значения этих слов.

Слайд № 9. Репродукции работ: "Утро в сосновом лесу" (И.Шишкин), "Квартет" (В.Серов), "Медведица" (Е.Чарушин) и фото со скульптуры "Миша" (Б. Воробьев)

(Фамилии художников закрыты ребусами, которые необходимо будет разгадать).

Учитель: Посмотрите внимательно и ответьте, что объединяет эти работы? (Ответы детей: везде изображен медведь). Образ медведя можно часто встретить в искусстве, много сказок связано с этим животным, древние славяне преклонялись перед его силой и считали даже его своим предком. Изображения медведя можно встретить на гербах некоторых российских городов и на эмблемах партий (например, Единая Россия"). А теперь скажите, какие виды изобразительного искусства представлены на слайде? (Ответы детей: живопись, скульптура, графика). Каждый художник в своей работе использовал разные художественные средства или поведал свой "рассказ" на разных языках изобразительного искусства. (Детям предлагается разгадать имена известных художников). Кто знает, как называют художников, изображающих животных? (Ответы детей: анималисты). Как вы думаете, от какого слова произошло слово анималист? (Ответы детей. Учитель уточняет происхождение слова "анималист" от латинского cлова "аnimal", которое в английском языке читается как "энимал" и обозначает "животное"). Правда, не всех художников, чьи картины представлены на экране, можно назвать художниками-анималистами. Например, Шишкина и Серова. (Учитель предлагает прослушать справку об этих художниках).

Ученик 1: Иван Иванович Шишкин - русский художник-пейзажист 19 века, прославился как певец леса. Картину "Утро в сосновом лесу", находящуюся в Третьяковской галерее, Шишкин создал вместе с другом, художником Константином Савицким. Савицкий изобразил на переднем плане картины медведицу с тремя медвежатами, играющими на упавших гнилых деревьях. (Также Савицкий написал на картине туман справа.)

Слайд "№ 10. Репродукции: И. Крамской. Портрет И.И. Шишкина, И.И. Шишкин "Рожь" (ГТГ), В.А.Серов "Автопортрет", "Девочка с персиками" (ГТГ)

Ученик 2: Валентин Серов - русский художник начала 20 века. Своим творчеством больше известен как художник-портретист, хотя изображал и животных, он также любил писать пейзажи. Одна из его знаменитых картин "Девочка с персиками" представлена в Третьяковской галерее.

Учитель: Художники Борис Воробьев и Евгений Чарушин были настоящими любителями животных и посвятили свои произведения братьям меньшим. (Работы Б. Воробьева есть во многих музеях).

Слайд № 11. Портрет Е. Чарушина и его работы.

Ученик 3: Евгений Чарушин - художник-график, в середине 20 в. оформлял детские книги, автором многих из них являлся и. сам.

Учитель: А сейчас я предлагаю вам совершить путешествие по видам изобразительного искусства.

Слайд № 12. Заголовок: Скульптура. Подзаголовок: виды скульптуры

(Представлены скульптурные работы: барельеф, горельеф, круглая скульптура).

Учитель: Остановка "Скульптура". У каждого вида искусства свои материалы, свои способы изображения и свой язык. Назовите виды скульптуры. (Ответы детей: "Рельеф (горельеф, барельеф), круглая скульптура"). Чем отличается круглая скульптура от рельефа? (Ответы детей: "Можно обойти со всех сторон"). А горельеф от барельефа? (Ответы детей: "Более высокий рельеф").

Слайд № 13. Заголовок: Скульптура. Подзаголовок: материалы скульптуры. (Представлены скульптурные работы из разных материалов).

Учитель: Назовите материалы скульптуры. (Ответы детей: "Дерево, гипс, глина, камень, металл, песок, др.)

Слайд № 14. Заголовок: Скульптура. Подзаголовок: основные способы создания. (Представлены различные процессы создания скульптур).

Учитель: Какими способами создается скульптура? (Ответы детей: отсекание, вырезание, отливка, чеканка, лепка, др.)

Слайд № 15. Заголовок: Скульптура. Подзаголовок: язык скульптуры. (Представлены скульптурные работы разных форм и фактур)

Учитель: Что является языком скульптуры? (Ответы детей: "Объем, фактура, пластичность").

Слайд "№ 16. Заголовок: Живопись. Подзаголовок: живописные материалы (Изображения различных живописных материалов).

Учитель: Остановка "Живопись". Назовите живописные материалы (Ответы детей: "Гуашь, темпера, акварель, масляные краски, акриловые, витражные и др.).

Слайд "№ 17. Заголовок: Живопись. Подзаголовок: язык живописи. Представлены живописные произведения в разных техниках, колоритах (теплый, холодный, контраст, т.д).

Учитель: Какие понятия, как вы думаете, относятся к языку живописи? (Ответы детей: "Цвет, колорит, мазок, цветовые нюансы или оттенки"). Как вы понимаете слово "колорит"? (Ответы детей: "Сочетание цветов"). А как вы понимаете слово "нюансы"? (Ответы детей: "Ближайшие цветовые оттенки").

Слайд 18. Заголовок: Графика. Подзаголовок: графические материалы. (Представлены произведения художников (или одного известного художника), выполненные различными графическими материалами).

Учитель: Остановка "Графика". Назовите известные вам графические материалы. (Ответы детей: тушь и перо, уголь, сангина, карандаши простые, карандаши цветные, разнообразные ручки, фломастеры, пастель, др.).

Слайд 19. Заголовок: Графика. Подзаголовок: виды графики. (Представлены разные образцы графических изображений)

Учитель: Назовите известные вам виды графических изображений. (Ответы детей). (Демонстрируются разные виды графических изображений.)

Слайд 20. Заголовок: Графика. Подзаголовок: виды гравюры. (Представлены изображения гравюрного искусства).

Учитель: Современным художникам известны различные печатные техники или виды гравюры: линогравюра (с линолеума), ксилография (с деревянной основы), офорт (с металлической основы), литография (с каменной основы), Некоторые из этих техник родились еще в Средние века.

Слайд № 21. Заголовок: Графика. Подзаголовок: язык графики. (Представлены графические работы с ярко выраженным языком графики: линия, штрихи, пятно, тон)

Учитель: У огромного разнообразия графических изображений есть общий язык. Что относится к языку графики? (Ответы детей). Язык графики - это линия, штрих, тон, пятно.

На слайде № 22 учащиеся рассматривают изображения разных животных, на слайде 23 - животных, занесенных в Красную книгу. Учитель трем группам (скульпторы, живописцы, графики) предлагает изобразить разных животных с помощью имеющихся у них материалов.

Релаксация. Учитель предлагает учащимся закрыть глаза и представить себя в образе того животного которое хотели бы они изобразить. Каждая команда должна показать выразительность образа, независимо от материала, который имеется. (Более подробно с анималистическим жанром учащиеся будут знакомиться в 4 четверти, поэтому для активизации работы и облегчения задания, учащимся можно предложить шаблоны, заготовки с изображением животных).

Самостоятельная работа учащихся.

(Музыкальным фоном для практической части урока могут звучать мелодии из произведения Петра Чайковского "Времена года").

Учитель обходит, помогает, подсказывает. За 5-7 минут предлагает завершить работу и самим оценить свои работы. После выполнения практической работы учащимся предлагается соединить стрелками виды искусства и термины, характерные для этих видов, являющихся "языком" искусств, в карточках-тестах (приложение 1). Во время выполнения учащимися тестового задания, учитель создает мини-выставку работ учащихся на доске или специальном стенде. На слайде № 25 демонстрируются правильные ответы. Методом самоконтроля ученики исправляют свои ошибки. Учитель просит поднять руки тех, кто все верно ответил, определяя уровень знаний учащихся.

Учитель: Сегодня мы обобщали свои знания о разнообразии языков и их роли в жизни людей и в искусстве, а также закрепляли знания об особенностях образного языка видов изобразительного искусства. Я хочу спросить вас: "Насколько важно слушателю, читателю, зрителю, знать язык искусств, может быть достаточно того чтобы этими знаниями владели композитор, писатель, художник?" (Ответы детей: "Современному образованному человеку необходимо владеть самыми разными языками: иностранными, языками жестов, взглядов, телодвижений, и, конечно же, понимать язык искусств". "Если каждый, и читатель, и слушатель, и зритель будет знать язык искусства, то тогда он лучше поймет смысл самого произведения"). Сегодня вы, побывав в роли художников, выполнили изображения животных в разных видах изобразительного искусства. Посмотрите: используя разные материалы, способы изображения, говоря на трех разных языках, вы все пытались передать характерные особенности животных. (Учитель анализирует работы и предлагает ученику или ученице прочитать со слайда или подготовленное заранее стихотворение, посвященное животным).

Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь и птица,
Чтоб доверяли повсюду нам
Как самым верным своим друзьям!

Учитель благодарит учащихся за работу. И просит привести в порядок рабочие места.

Материал знакомит учащихся с особенностями пластического искусства.

ВложениеРазмер
yazyk_skulptury.rar 94.12 КБ

Подписи к слайдам:

Язык скульптуры
Скульптура (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю), ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов.
Художественно-выразительные средства скульптуры
построение объемной формы пластическая моделировка (лепка) разработка силуэта, фактуры, в некоторых случаях также цвета
Виды скульптуры
монументальная (памятники, монументы) связана с архитектурной средой, отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами; монументально-декоративная включает все виды убранства архитектурных сооружений (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, парковая скульптура); станковая , не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углубленное содержание.
Виды станковой скульптуры
круглая
осматриваемая с разных сторон (статуя, группа, статуэтка, голова, бюст, торс)
рельеф (плоскостная)
вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым или углубленным по отношению к плоскости фона (барельеф, горельеф, контррельеф)
Отрасли скульптуры в зависимости от материала и способа исполнения изображения
лепка, или моделировка — искусство работать с мягким веществом, каковы воск и глина; литейное дело, или торевтика — искусство делать изваяние из расплавленного металла (отлив, ковка) ; глиптика, или скульптура в тесно'м смысле — искусство вырубать изображение из камня, металла, дерева и вообще твердых веществ; резьба на твердых и драгоценных камнях изготовление штампов для монет и медалей (медальерное искусство)чеканка
Домашнее задание
Творчество скульпторов (по выбору)История создания скульптурных памятников (по выбору)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На уроке рассматривается отношение А.С.Пушкина к пластическим видам искусства (живописи, скульптуре).

Античные мифологические сюжеты в скульптуре Петербурга.

Петербург и античность.


Презентация по ИЗО 6 класс. Скульптура. Виды изобразительных искусств.

Презентация "Скульптура. Виды изобразительных искусств" может быть использована в урочной деятельности по ИЗО, МХК, технологии. Здесь рассматриваются типы скульптуры по форме:круглая и рельефная. А та.

Урок МХК "Образ человека в живописи и скульптуре Возрождения"

презентация может быть использована на уроках МХК и истории.


урок английского языка "Городская скульптура"

Урок по теме "Городская скульптура" в 10 классе школ с углубленным изучением иностранного языка.УМК О.В.Афанасьева, И.В.Михеева Английский язык 10 класс цикл 1.



Читайте также: