Существует ли в штатном расписании оу доу должность тьютор в большинстве случаев да нет

Обновлено: 06.07.2024

Новая структура федерального государственного образовательного стандарта призвана обеспечить расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для учащихся, обучение по индивидуальным образовательным программам в старшей школе. Для реализации этих задач необходима позиция педагога, который обсуждает совместно с учащимся и его семьей индивидуальный заказ на образование, сопровождает учащегося по индивидуальной траектории в пространстве школы и помогает использовать образовательные ресурсы для индивидуальных потребностей за пределами образовательного учреждения. Это тьюторская позиция педагога, она отличается от позиции учителя, психолога или классного руководителя. Учитель отвечает за предметное обучение, психолог корректирует психологические особенности учащихся, работа классный руководитель направлена на коллектив класса.

Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы (ИОП)– это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на прояснение образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания ИОП, работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося.

Сейчас в российских школах появилась возможность ввести новую штатную единицу педагога-тьютора. В июне 2008 года в Минздравсоцразвитии утвердили эту должность – теперь она может финансироваться из муниципальных средств, а также может быть занесена в трудовую книжку. Томск стал одним из первых городов, где освоили тьюторскую практику в инновационных школах, начали готовить профессиональных тьюторов в структурах повышения квалификации.

Опыт нормативного оформления тьюторской работы в общеобразовательной школе и проектные варианты возможного оформления тьюторской работы в рамках модернизации образования и новой системы оплаты труда

Какие задачипоявляются в управлении школой, ориентированной на индивидуализацию и тьюторское сопровождение?

Введение в образовательную программу учреждения таких ценностей, как детская активность, работа с пониманием, формирование образовательного опыта, учебной самостоятельности учащихся, требуют организации тьюторской поддержки детских действий. Воплощение этих ценностей вступает в противоречие с традиционными установками школы на обучение по образцу и алгоритму, трансляцию норм, исполнительскую позицию учащихся. Основная задача управленцев образовательного учреждения, ориентированного на индивидуализацию и тьюторское сопровождение, –

создать систему работы школы, которая бы сочетала инициативный, пробно-поисковый, событийный характер деятельности педагогов - тьюторов с процессами нормативного оформления нового, с работой на образовательные результаты, с анализом и планированием.

В этом случае задачами управления в школе являются:

Ø создание условий для тьюторских проектов;

Ø организация пространства общения, анализа и рефлексии тьюторами своей работы;

Ø оформление функционала тьютора.

Эти задачи могут быть решены в деятельности школы через включение целей и результатов тьюторской работы в образовательную программу школы, создание структуры тьюторского совета или методического объединения тьюторов, поддержку временных проектных групп тьюторов.

Следующим шагом разворачивания тьюторства в школе станет нормативное оформление тьюторской работы, изменение в учебном процессе, создание Положений о мероприятиях в поддержку индивидуализации. Эти задачи решаемы, если внести изменения в Устав образовательного учреждения, создать должностные обязанности тьютора, разработать программы работы, графики, внести изменения в учебный план, создав условия для индивидуализации, разработать Положения о таких мероприятиях, которые позволят учащимся разных школьных ступеней проявлять инициативу в реализации своих образовательных интересов. И, наконец, необходимо создание системы оплаты и материального стимулирования качества работы тьютора.

Для этого можно использовать разные варианты финансового оформления работы тьютора в зависимости от тех моделей тьюторской деятельности, которые выбраны образовательным учреждением. Во-первых, это может быть организация платных дополнительных образовательных услуг (ПДОУ) по тьюторству; во-вторых, можно ввести должность тьютора в штатное расписание школы; в-третьих, внести нагрузку педагога тьютора во внеаудиторную нагрузку педагогов в тарификации, которая создается в рамках новой системы оплаты труда (НСОТ); в-четвертых, разработать показатели качественной работы педагога, использующего тьюторскую позицию, для стимулирующих доплат таким педагогам из фонда стимулирования качества работы в ситуации НСОТ.

В любом варианте финансового оформления основные моменты организации работы тьютора выглядят следующим образом:

Ø тьютор назначается на должность и освобождается от должности директором школы через издание приказа, заключения трудового договора или заключения Договора о возмездном оказании образовательной услуги;

Ø тьютор закрепляется за отдельным учащимся, группой учащихся или классом в соответствии с Положением об организации тьюторской работы в школе и Договором о предоставлении образовательных услуг между школой и родителями (законными представителями учащихся);

Ø тьюторами назначаются педагоги общего и дополнительного образования, имеющие соответствующую квалификацию, подтвержденную документами о повышении квалификации по тематике индивидуализации образования и тьюторскому сопровождению;

Ø для взаимной профессиональной поддержки и обогащения практики тьюторы объединены в совещательный орган – методическое объединение тьюторов, руководство методического объединения тьюторов осуществляет организатор тьюторской услуги;

Ø методическое объединение тьюторов имеет следующие формы работы: тьюторский совет по текущим вопросам, проектировочный семинар, обучающий семинар;

Ø деятельность тьютора по сопровождению ИОП на возрастных ступенях школы по реализации содержательных аспектов организации образовательного процесса регулируется соответствующими разделами школьных положений: Положения о безотметочном оценивании в начальной школе, Положения о проектной деятельности в основной школе, Положения о творческих экзаменах в основной школе, Положения о предпрофильной подготовке, Положения о предпрофильной подготовке в старшей школе и другими;

Ø документация тьютора: программа сопровождения ИОП подопечного (учащегося), график оказания услуги для своей тьюторской группы, табель посещаемости детей, анализ реализации программы, материалы мониторинга образовательных результатов и эффектов индивидуализации образования на уровне подопечных и их семей;

Введение тьюторства в штатное расписание школы

В таком случае необходимо прописать тарификационные характеристики новой должности и условия оплаты. Например, установить два уровня оплаты в зависимости от квалификации и продолжительности работы в данной должности, установить продолжительность рабочего времени (по нашему опыту Томска от 10 до 18 часов в неделю).

ТЬЮТОР. ПРАВОВАЯ НОРМА.

Часто у родителей, чьи дети имеют ограниченные возможности здоровья, по определенным причинам возникает необходимость найти для своего ребёнка тьютора. Прежде чем говорить о тьюторе и тьютерстве, необходимо разобратья, кто это и для чего он нужен этот специалист.

Таким образом, тьютор может быть наставником абсолютно любого ребенка, если мы говорим о том, что современные образовательные учреждения обязаны подстраиваться под индивидуальные особенности детей.

– Педагогическое сопровождение учащихся, в том числе с ОВЗ

– Организация образовательной среды

– Организационно-методическое сопровождение индивидуальных

Таким образом, Профессиональный стандарт пытается применить обе эти позиции. В классах и группах для детей с ОВЗ, использующих в качестве основного коррекционнореабилитационного метода прикладной анализ поведения, тьюторы по сути являются терапистами. Работая с ребенком, они отрабатывают с ним разработанные специалистами программы, направленные на коррекцию индивидуальных дефицитов. Это третий набор функций, который возможен для позиции тьютора в системе образования, который тоже нашел свое отражение в профессиональном стандарте (там, в частности указывается, что тьютор обязан владеть основами прикладного анализа поведения).

Благодаря этому положению Закона школы столкнулись с совершенно

Факты, исследования и мировой опыт свидетельствуют о том, что включение ребенка в среду сверстников существенно повышают качество его обучения и способствует преодолению многочисленных коммуникативных барьеров, мешающих ребенку стать частью общества.

Известно, что специалисты ПМПК редко вписывают тьюторское сопровождение детям, заведомо идущим по программам коррекционного образования уровня 3 и 4

Кому положен тьютор?

Если кратко отвечать на этот вопрос, то учреждение, получающее государственную субсидию на обучение ребенка с (это касается одинаково и государственных и частных школ, обязано оплатить услуги тьютора ребенку, у которого есть соответствующая запись в заключении ПМПК

Заключение ПМПК действует в течение всего времени обучения ребенка на той или иной ступени образования. Впрочем, при необходимости родитель может пройти ПМПК в любое время – если необходимость существенно поменять программу или набор специальных образовательных условий. Чем же руководствуется ПМПК, прописывая или не прописывая ребенку тьюторское сопровождение? Если речь идет о дошкольном уровне образования, то это приказ № 1014 от 30 августа 2013 года. Но согласно которого, тьютор в ДОУ не предусмотрен, но иногда ПМПК делает исключение и оставляет такую запись в заключении.

Для детей, которые поступили в школу с 1 сентября 2016 года, действует ФГОС начального образования для детей с ОВЗ. Он не предусматривает нозологических ограничений, а также временных ограничений для тьюторского сопровождения. Тьютор может быть предоставлен любому ребенку с ОВЗ, независимо от нозологии, временно или постоянно.

Следует отметить, что нормами законов и подзаконных актов никак не

регламентировано различение индивидуального или группового сопровождения. Запись ПМПК содержит общую формулировку необходимости тьютора, а детали реализации данного положения остаются за школой.

Эта возможность действительна для государственных бюджетных, но не для казенных образовательных учреждений, которым необходимо согласовывать штатное расписание с Учредителем (Департаментом образования, другим руководящим органом, выполняющим эти функции).

Решение о предоставлении тьютора ребенку может быть обосновано решением внутреннего школьного психолого-педагогического консилиума. Альтернативный путь работает только в том случае, если руководитель организации разделяет мнение специалистов и родителей о необходимости такого сопровождения. Необходимо понимать, что в подавляющем большинстве российских регионов такое решение чревато серьезными финансовыми затратами для школы, поэтому этот путь используется в российских школах крайне редко.

Ещё одна возможность

Если ни ПМПК, ни школа не разделяют мнения родителей о необходимости тьютора, родитель может попытаться найти тьютора и оплатить тьюторские услуги самостоятельно или с помощью общественной организации. Но в этом случае придется потратить некоторые усилия на то, чтобы организовать присутствие тьютора в школе. Это может быть сделано через заключение трехстороннего договора между тьютором, родителем и школой. Школа также может заключить волонтерский договор с тьютором. Либо, если в этом участвует общественная организация, договор с тьютором заключает НКО (некоммерческая организация, а затем договор о сотрудничестве заключается между НКО и школой. В этом случае, и у родителя и у тьютора будет чуть больше защищенности в решении разных сложных ситуаций. Во всех этих случаях школа имеет право требовать от тьютора, присутствующего в течение всего дня в школе, оформления медицинской книжки. Однако, вполне вероятно возникнет неясность с распределением ответственности за жизнь и здоровье ребенка.

Родитель-тьютор.

Часто возникает вопрос: может ли родитель сопровождать своего

ребенка в школе/саду? Процент родительского сопровождения детей с ОВЗ в нашей стране чрезвычайно высок, 46%. Родитель может заменять тьютора только в крайнем случае. Во-первых, это необходимо для генерализации навыков ребенка, например с РАС. Нередки случаи, когда с родителем ребенок показывает одно поведение, а при работе с другим человеком – совсем другое. Во-вторых, как уже говорилось выше, тьютор должен стремиться к тому, чтобы ребенок стал самостоятельным. Преодолеть зависимость ребенка от родителя гораздо сложнее, чем зависимость от чужого человека. В-третьих, родители – это третья сторона процесса, они являются одновременно законными представителями ребенка и оценивают качество услуги. Поэтому нередко учитель воспринимает родителя как контролера, а не как коллегу, с которым необходимо выстраивать эффективное взаимодействие. Родителю же тоже сложно выйти из роли контролера: ведь ему кажется, что он точно знает, что ребенок воспринимает, а что нет, что он может, а что никогда не сможет и как его нужно учить.

Но что делать, если нет другого выхода: школа не справляется с ребенком, и добиться нужных записей в документах не получается или квалификация школьных сотрудников оставляет желать лучшего? Здесь можно прибегнуть к тем советам, которые дают психологи в подобных ситуациях.

Можно попытаться минимизировать издержки и потери: поменяться родителям, которые нуждаются в услугах тьютора, тем самым избежать усиления зависимости ребенка от папымамы.

Родителю важно помнить, что ответственность за результаты образовательного процесса несет учитель. Ни в коем случае не стоит делать ему никаких замечаний, только предлагать помощь и разговаривать на равных.

Не следует останавливайтесь на достигнутом – используйте ситуацию, чтобы узнать новое. Не упускайте возможности повысить квалификацию, вникайте в документы и особенности процесса. Возможно, тьюторство станет вашей новой профессией.

Соблюдайте правило уменьшения подсказки, помните о необходимости

увеличивать самостоятельность ребенка. Заведите специальную одежду для школьных занятий, чтобы обозначить смену роли родителя на роль педагога.

Не менее важно наладить взаимодействие между тьютором и учителем класса, а также между школой и родителями, чтобы обеспечить соблюдение общих принципов и подходов при решении задач освоения и академической программы и социализации ребенка.

Нормативно-правовая документация, регламентирующая деятельность воспитателя дошкольного учреждения Подготовила старший воспитатель Титова Н. А г. Николаевск – на – Амуре 2019г. Знание педагогом нормативных документов – залог его правовой.

Чтобы назначить работников на должности тьютора или ассистента, учтите разъяснения из нового письма Минпросвещения. Многие школы считают, что должностные обязанности тьютора и ассистента аналогичны. Но это ошибка. Поручите специалисту по кадрам проверить, соответствуют ли кандидаты требованиям к их образованию и квалификации.

На заметку

Минпросвещения рекомендует нанимать тьютора и ассистента из расчета одна штатная единица на максимум шесть учеников с ОВЗ с учетом их особенностей (приказ Минобрнауки от 30.08.2013 № 1015)

С тьютором и ассистентом вы можете заключить трудовой договор, трудовой договор с внутренним или внешним совместителем. Также допустимо использовать сетевую форму реализации образовательных программ на основании договора между организациями.

Читайте также: