Суицид план работы в школе психолога

Обновлено: 06.07.2024

Сбор банка данных о детях с высоким уровнем тревожности, повышенным уровнем напряжения, депрессии.

Педагоги-психологи, социальный педагог.

Работа с семьями учащихся, проведение тематических родительских собраний, классных часов

Диагностика психоэмоционального состояния

учащихся с целью оказания помощи в экстренных случаях и профилактика психоэмционального напряжения.

В течение года, по запросу

Индивидуальные консультативная помощь семьям и учащимся, попавшим в трудную жизненную ситуацию с целью предупреждения у школьников нервно-психических расстройств.

Индивидуальные консультативная помощь педагогам

Информирование обучающихся и их родителей о работе телефона доверия

Занятия в мультисенсерной комнате - с еансы эмоциональной разгрузки.

Н. М. Лыскова

Л.В. Исакова


Полный текст материала План работы педагогов-психологов по профилактике детского и подросткового суицида смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Директор школы: _____________Е.Л. Жирнова

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

района Московской области

работы педагога-психолога

по профилактике и предупреждению

суицидального поведения

на 2017-2018 учебный год.

Сентябрь 2017 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении.

Цель: формирование у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых отношений между родителями, сверстниками другими людьми и миром в целом, с самим собой.

Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.

Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.

Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе школы так и в период трудной жизненной ситуации.

Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.

Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.

Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей;

своевременное распознавание и ликвидация состояний, несущих реальную угрозу самоубийства;

раннее выявление суицидальных тенденций среди определённого контингента школьников;

применение необходимых профилактических мер;

регистрация и учёт покушений и самоубийств;

проведение широкой психологической работы среди учащихся;

пропаганда правовых знаний среди школьников.

Основные направления деятельности:

Работа с детьми и молодежью, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.

Работа с детьми и молодежью, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.

Работа с неблагополучными семьями.

Основные этапы профилактики суицидального поведения: первичная и вторичная.

Первичная профилактика суицидального поведения

совершенствование социальной жизни людей;

устранение социальных факторов, способствующих формированию и проявлению суицидального поведения;

воспитание социально-позитивной, ориентированной личности

Вторичная профилактика суицидального поведения

определение факторов риска и выделение групп профилактического учёта;

раннее и активное выявление лиц с нервно-психическими нарушениями;

медицинская коррекция выявленных заболеваний и психических нарушений

Принципы реализации программы:

Принцип ценности личности , заключающийся в самоценности ребенка.

Принцип уникальности личности , состоящий в признании индивидуальности ребенка.

Принцип приоритета личностного развития , когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.

Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика .

Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

Ожидаемый результат:

Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде.

План мероприятий по профилактике и предупреждению детского суицида

среди детей и подростков

Выявление неблагополучных детей и семей. Методы:

Работа с семьями учащихся, проведение родительского собрания.

Посещение на дому неблагополучных семей.

Тестирование, анкетирование учащихся и их родителей с целью оказания помощи в экстренных случаях.

Индивидуальные беседы с учащимися, попавшими в трудную жизненную ситуацию.

Оформление выставок, стендов, пропагандирующих ценность человеческой жизни

При организации работы с данной категорией подростков психолог преследует несколько целей:

  • установить эмпатический контакт;
  • получить развёрнутую информацию, позволяющую сделать вывод о степени суицидального риска, в настоящее время и в ближайшем будущем;
  • провести полное индивидуально диагностическое обследование, определив факторы угрозы;
  • составить перечень индивидуальных и групповых коррекционных и реабилитационных занятий;
  • организовать индивидуальное сопровождение родителей (консультирование, рекомендации по семейному воспитанию).

Индивидуальное коррекционное сопровождение подростка склонного к совершению суицидальных попыток

  • формирование социальных установок;
  • изменение системы ценностей;
  • усиление роли антисуицидальных факторов с акцентом на ценности жизни как таковой;
  • самоактуализация Я;
  • выработка адекватных способов снятия напряжения в психотравмирующих ситуациях;
  • уменьшение эмоциональной зависимости и ригидности;
  • формирование системы компенсаторных механизмов, направленных в частности, на появление внутренней возможности отступление в субъективно непреодолимой ситуации;
  • наблюдение за детьми;
  • оказание социально-психологической помощи и поддержки учащимся.

Просвещение и профилактика суицидального поведения

Содержание работы / участники

Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

кл.руководитель, Зам.директора по ВР

Подборка психологических методик для психодиагностического исследования детей и подростков с проблемным поведением

Программа по профилактике суицида и укреплению здоровья среди детей и подростков совместно с Центром психолого-педагогической поддержкой и социальной помощи

специалисты ЦПППиСП, психолог

Работа с учащимися 1- 11 классов

Шкала личностной тревожности (А.М. Прихожан)

Шкала личностной тревожности (А.М. Прихожан)

Методика для определения самооценки

Методика изучения склонности к суицидальному поведению (М.В. Горская)

Шкала личностной тревожности (А.М. Прихожан)

Шкала депрессии Зунге (Т.И. Балашовой)

Изучение общей самооценки (опросник Казанцевой Г.Н.)

Шкала личностной тревожности (А.М. Прихожан)

Только с детьми, у которых выявлена склонность к суицидальному поведению

Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой)

Диагностика враждебности (по шкале Кука – Медлей)

Беседы с родителями детей, у которых выявлены данные склонности и классными руководителями

Выдача результатов с описанием. Рекомендации по поведению и воспитанию ребенка

Тренинги по предупреждению суицидального поведения

Только с детьми, у которых выявлена склонность к суицидальному поведению

Тренинг "Одиночество - одна из причин жизненных ситуаций"

Индивидуальная работа с детьми по выявлению суицидальных наклонностей.

Консультации (беседы) с родителями у которых выявлены данные склонности и классными руководителями

Опросник родительского отношения (А.Варга, В.Столин)

Для родителей детей, у которых выявлены данные склонности и классными руководителями

Работа с педагогами

социальный педагог, Зам.директора по ВР

Работа с родителями

кл.руководитель, социальный педагог

Для родителей детей, у которых выявлены данные склонности

Патронаж семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

кл.руководитель, социальный педагог

Анализ работы по профилактике суицидального поведения школьников

Педагог-психолог Кульпина М.С.

Тест "САМООЦЕНКА ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ" (по Айзенку)

Инструкция. Предлагаем вам описание различных психических состояний. Если вам это состояние часто присуще, ставятся 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, то ставится 1 балл, если совсем не подходит - 0 баллов.

Описание состояний(Айзенк)
I
1) Не чувствую в себе уверенности.
2) Часто из-за пустяков краснею.
3) Мой сон беспокоен.
4) Легко впадаю в уныние.
5) Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях.
6) Меня пугают трудности.
7) Люблю копаться в своих недостатках.
8) Меня легко убедить.
9) Я мнительный.
10) Я с трудом переношу время ожидания.
II
11) Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых в1е-таки можно найти выход.
12) Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.
13) При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.
14) Несчастья и неудачи ничему меня не учат.
15) Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.
16) Я нередко чувствую себя беззащитным.
17) Иногда у меня бывает состояние отчаяния.
18) Я чувствую растерянность перед трудностями.
19) В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы пожалели.
20) Считаю недостатки своего характера неисправимыми.
III
21) Оставляю за собой последнее слово.
22) Нередко в разговоре перебиваю собеседника.
23) Меня легко рассердить.
24) Люблю делать замечания другим.
25) Хочу быть авторитетом для других.
26) Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.
27) Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.
28) Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.
29) У меня резкая, грубоватая жестикуляция.
30) Я мстителен.
IV
31) Мне трудно менять привычки.
32) Нелегко переключать внимание.
33) Очень настороженно отношусь ко всему новому.
34) Меня трудно переубедить.
35) Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой следовало бы освободиться.
36) Нелегко сближаюсь с людьми.
37) Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.
38) Нередко я проявляю упрямство.
39) Неохотно иду на риск.
40) Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня.

Обработка результатов
Подсчитайте сумму баллов за каждую группу вопросов:

  1. 1. 10 вопрос - тревожность ;
  2. 11. 20 вопрос - фрустрация ;
  3. 21. 29 вопрос - агрессивность ;
  4. 31. 40 вопрос - ригидность .

Оценка и интерпретация баллов
I. Тревожность:
0. 7 баллов - не тревожны; 8. 14 баллов - тревожность средняя, допустимого уровня; 15. 20 баллов - очень тревожный.
II. Фрустрация:
0. 7 баллов - не имеете высокой самооценки, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей; 8. 14 баллов - средний уровень, фрустрация имеет место; 15. 20 баллов - у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы.
III. Агрессивность:
0. 7 баллов - вы спокойны, выдержаны; 8. 14 баллов - средний уровень агрессивности; 15. 20 баллов - вы агрессивны, не выдержаны, есть трудности при общении и работе с людьми.
IV. Ригидность:
0. 7 баллов – ригидности нет, легкая переключаемость, 8. 14 баллов - средний уровень; 15. 20 баллов - сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни. Вам противопоказаны смена работы, перемены в личной жизни

Рисуночный тест "Мое настроение"

Инструкция для упражнения "Моё настроение": нарисуйте свое настроение - такое, какое оно есть прямо сейчас. Может быть, оно будет похоже на погоду, или на пейзаж, или это будет абстрактный рисунок. Дорисуйте образ до конца - чтобы он полностью отражал Ваше состояние.

Опишите своё настроение словами - какое оно? Детям можно задавать наводящие вопросы: грустное или веселое? От чего такое? Это ожидание чего-то или про прошедшие события? А какое настроение ты бы хотел?

Теперь измените этот рисунок так, чтобы он изображал то настроение, которое вы хотите для себя. Изменить нужно именно этот рисунок , не надо рисовать новый. Можно дорисовать новые детали или зарисовать его полностью, покрутить лист и увидеть с нового ракурса другую картину. Можно порезать и переклеить части в другом порядке, меняйте свое настроение любым способом! Главное - чтобы в итоге получилось именно такое настроение, которое бы вы хотели сохранить на долгое время (например, спокойное или радостное, нежное, или влюбленное. )

Экспресс-методика выявления тревожности учащихся 3-5 классов.

Цель: определить уровень тревожности учащихся младшего школьного возраста.

Детям предлагается оценить свое самочувствие в последнее время.

Каждое из предложенных утверждений следует начинать с фразы

  1. Я быстро устаю (да, нет)
  2. Думаю, что у меня дела лучше, чем у некоторых ребят (да, нет)
  3. Я чувствую себя свободнее (да, нет)
  4. У меня появилось головокружение/ слабость/ подташнивание (да, нет)
  5. Учителя недовольны мной (больше замечаний) (да, нет)
  6. Мне не хватает уверенности в себе (да, нет)
  7. Я чувствую себя в безопасности (да, нет)
  8. Я избегаю трудностей (да, нет)
  9. Я могу легко расстроиться и даже заплакать (да, нет)
  10. У меня стало больше конфликтов (да, нет)
  11. Домашние задания стали интереснее (да, нет)
  12. Я хуже понимаю объяснения учителя (да, нет)
  13. Я долго переживаю неприятности (да, нет)
  14. Я не высыпаюсь (да, нет)
  15. Хочу, чтобы меня учила моя учительница (да, нет)

Начисляется по 1 баллу:

Оценка уровня тревожности:

1-4 балла – низкий уровень

5-7 баллов – средний уровень

11-15 баллов – высокий уровень.

Шкала социально-ситуационной тревоги

Цель: выявление разных видов тревожности

Материал: бланки с вопросами.

Ход: д анная диагностика построена так, чтобы человек не выявлял у себя тревожность или ее отсутствие ситуативно, а наоборот оценивал обстоятельства, вызывающие ту или иную степень тревоги, и умел анализировать действительные причины тревоги.

Данная методика направлена на выявление разных видов тревожности:

а) школьная тревожность;

б) самооценочная тревожность;

в) межличностная тревожность, вызванная общением со сверстниками.

Виды тревожности, выявляемые при помощи данной шкалы обозначены следующим образом:

Номера пункта шкалы

1, 4, 6, 9, 10, 13, 16, 20, 25, 30

3, 5, 12, 14, 19, 22, 23, 27, 28, 29

2, 7, 8, 11, 15, 17, 18, 21, 24, 26

Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются как показатели соответствующих видов тревожности, показатели по всей шкале отражают общий уровень тревожности.

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. Для педагогов- психологов и социальных педагогов образовательных организаций по проведению профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к суицидальному поведению

2. Для педагогов- психологов и социальных педагогов по работе с родителями обучающихся образовательных организаций по проведению профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к суицидальному поведению

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ШКОЛЬНОМУ ПСИХОЛОГУ - ДЛЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
(дошкольному психологу тоже может быть полезным это пособие)

Алимова М.А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция.

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДА СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (Методическое пособие)

Читайте также: