Субъект читательской деятельности в системе школьного литературного образования

Обновлено: 06.07.2024

4. Перечень конкретных целей для решения проблемы, формулировка задач достижения поставленных целей.

5. Стратегия, методы и механизм реализации проекта.

6. Рабочий план реализации проекта.

7. Предполагаемые результаты

8. Механизм оценки результатов

9. Дальнейшее развитие проекта.

10. Библиографический список.

Анализ ситуации.

Результаты исследований убедительно показывают, что России предстоит преодолеть ряд препятствий на пути к всеобщей читательской грамотности в ее сегодняшнем понимании.

Актуальность проблемы.

Для курса литературного чтения в качестве основной дидактической линии выделена читательская компетенция, включающая в себя развитие читательских умений младшего школьника. Выпускник начальной школы, с учётом пристрастий, соответствующих уровню его читательской компетенции, может самостоятельно, уверенно и бегло читать разнообразную художественную литературу, извлекать из прочитанного нужную информацию, различать и распознавать литературные стили и жанры, обсуждать прочитанное, анализировать детали сюжета, портретные черты героев произведения.
Поэтому необходимо формировать читательскую компетентность, т.е. необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению.

3. Выявление проблемы.

Необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития.

Современное общество ушло далеко вперед в развитии технического прогресса. В средствах массовой информации уделяется большое внимание формированию IT-компетентности и взрослых, и детей; в школах повсеместно внедряется раннее обучение компьютерным технологиям. Социологи, исследующие сферу интересов и картину занятости современных детей, утверждают, что телевидение и игры на компьютере – на первом месте в системе приоритетов современных детей. Но, к сожалению, данные технические новинки современного общества не способствуют развитию интеллектуальной личности, испытывающей потребность в чтении.

Удивителен и тот факт, что большинство современных детей овладевает чтением уже в раннем возрасте (4 – 6 лет), но не проявляют достаточного интереса к книге.

Налицо противоречие в педагогической практике: огромные возможности познания нового посредством ЦОР (CD, DVD и т.п), доступный широкий выбор детской литературы, кропотливая работа педагогов над развитием интереса к чтению у детей с одной стороны, и, с другой стороны, уменьшение учебного времени на чтение и, как следствие, явное нежелание детей читать книги.

Понимая огромную роль книг в развитии, как интеллектуальном, так и нравственном, каждого ребенка, мною было решено разработать педагогический проект, способствующий решению данной проблемы.

Проблема: Дети не хотят читать книги.

4. Перечень конкретных целей для решения проблемы, формулировка задач достижения поставленных целей.

Цель: формирование читательской компетентности, созданиe условий для развития читательского интереса у младших школьников.

1. Сформировать читательскую компетентность младших школьников.

2. Создать условия для развития читательского интереса.

3. Консолидировать усилия педагогов, родителей, библиотекарей в деле повышения престижа чтения, развивать семейное чтение.

5. Стратегия, методы и механизм реализации проекта.

Основные этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный:

Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме;

разработка стратегии, методов реализации проекта;

2 этап – основной:

ноябрь 2016года – апрель 2020 год.

3 этап – заключительный:

подведение итогов, прогнозирование дальнейшего развития проекта.

Механизмы выполнения проекта:

Создание коллектива единомышленников из учителей, детей, родителей, библиотекарей.

Разработка программы поэтапной реализации проекта.

Первый шаг на пути приобщения детей к чтению должен быть направлен на овладение техникой чтения и, прежде всего, на запоминание учениками букв, своеобразия их сочетаний, на формирование умений быстро различать определенную букву среди других, соотносить ее со звуком, узнавать, что она обозначает, когда оказывается в цепочке других букв, образующих слово.

Учащиеся начинают воспроизводить звуковую форму слова, развивается навык плавного слогового чтения, читаются слоговые конструкции, слова, словосочетания, предложения, маленькие тексты. Так в результате систематической и целенаправленной работы происходит формирование навыка чтения.

Под навыком чтения подразумевают:

умение правильно прочитывать слова;

понимать смысл текста;

выдерживать оптимальный темп чтения.

Для совершенствования навыка чтения необходимо вызвать интерес к чтению у младшего школьника.

Учителю, с одной стороны, следует предложить ребенку высокохудожественные произведения, способные затронуть душу и ум, с другой – обеспечить комплекс читательских умений и навыков. При этом необходимо знать, на какой же основе рождается и укрепляется читательская компетентность, как происходит становление ребенка-читателя, какие этапы обучения необходимо пройти младшему школьнику, прежде чем стать настоящим читателем. Просматриваются такие этапы формирования читательских интересов:

8 – 9 лет, когда учащиеся особенно увлекаются книгами о природе. Это вызвано тем, что дети, становясь старше, хотят поскорее выступить в роли взрослых, а мир природы, в частности животные и окружающие детей растения, это как раз и есть та область жизни, где ребенок 8 – 9 лет чувствует себя свободно. Книги о животных и растениях привлекают ребенка тем, что помогают познать этот зависимый от него мир, а также понять, как в нем можно и нужно действовать.

9 – 10 лет, когда характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно - к сказочным, фантастическим.

В статье рассматривается традиционный подход в литературном образовании младших школьников к определению понятия "читательская компетентность", а также намечаются линии трактовки этого понятия с современных позиций.

ВложениеРазмер
трактовка понятия "читательская компетентность младших школьников" 41.26 КБ

Предварительный просмотр:

О читательской компетентности младших школьников

Педагогической наукой доказано, что отношение человека к книге формируется в первом десятилетии жизни. В дошкольном образовании общение с книгой задает взрослый воспитатель, пользуясь методом чтения-рассматривания книги и активного слушания. Начальная школа, как следующая ступень общего образования, призвана внести существенный вклад в процесс формирования основ читательской компетентности младшего школьника, так как именно в этот период происходит становление ученика – читателя.

В современной науке не сложилось единой точки зрения на понятие читательская компетентность. Существуют общекультурный и педагогический подходы к трактовке этого понятия.

В общекультурном аспекте эти проблемы рассматриваются в материалах международных исследований PISA, PIRLS, в Национальной программе развития чтения.

В 2007 году была разработана Национальная программа поддержки и развития чтения. В рекомендациях по реализации данной программы Э.А. Орлова трактует читательскую компетентность как совокупность знаний и навыков, которые позволяют человеку пользоваться возможностями письменной культуры, то есть выбирать, анализировать, использовать источники разных стилей, жанров, форм, владеть традиционными и новыми технологиями работы с текстами для решения разного рода задач. [3]

Таким образом, в общекультурном аспекте исследования касаются чтения как базового умения личности, необходимого для освоения всех предметов.

К. Д. Ушинский, основоположник методики классного чтения, видел одну из задач обучения в том, чтобы приучить детей к самостоятельной беседе с книгой. Как это сделать? Над этим вопросом трудились известные ученые – педагоги и психологи, методисты, каждый из которых внес свою лепту в разработку этого вопроса. Это Рыбникова М.А., Никифорова О.И., Молдавская Н. Д., Светловская Н.Н., Львов М.Р., Романовская З.И., Оморокова М. И., О. В. Джежелей, Воюшина М.П. и др.

Если перевести эту уровневую дифференциацию восприятия художественного произведения на современную терминологию, то, вероятно, достижение уровня героя можно считать достижением читательской компетентности.

В концепции совершенствования чтения М.И. Омороковой, построенной на основе теории учебной деятельности В.В. Давыдова, чтение понимается как вид речевой деятельности, обладающей структурными элементами, присущими учебной деятельности (учебная задача, цель, мотив, действия, самоконтроль). Читательская деятельность осмысливается как деятельность коммуникативная, речевая, познавательная, и направлена она на восприятие, осмысление, воссоздание и воспроизведение прочитанного. Читательская деятельность имеет структуру, сходную со структурой учебной деятельности, и развивается поэтапно: на первых ступенях – освоение технических навыков, далее – формирование сложной читательской деятельности по восприятию, осмыслению, воссозданию, воспроизведению текста. [5]

Это следующие умения:

1. Умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении.

2. Умение воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем.

3. Умение устанавливать причинно-следственные связи, видеть логику развития действия в эпосе, динамику эмоций в лирике.

4. Умение целостно воспринимать образ-персонаж в эпосе, образ переживание в лирике как один из элементов произведения, служащий для раскрытия идеи.

Очевидно, что сформированность системы читательских и литературно-творческих умений можно соотнести с рассматриваемой проблемой, т. е., с читательской компетентностью.

Формирование читательской самостоятельности можно соотнести с формированием читательской компетентности.

На этапе проверки первичного восприятия предлагаются задания, опирающиеся на эмоции детей и понимание ими фактического содержания произведения. Задачи учителя на этом этапе - определить примерный уровень восприятия произведения детьми и наметить пути дальнейшего анализа, возможности развертывания проблемного диалога.

При вторичном восприятии, т. е. после повторного прочтения с привлечением детей, они с помощью вопросов учителя объясняют свое понимание героев и событий, свое отношение к прочитанному, рассуждают, делают выводы. Организуется выборочное чтение, формирующее внимательное отношение к авторскому слову и отношению - объясни поведение и чувства героя, подтверди словами из текста, как к нему относится автор, как мы об этом узнаем и т.п.

На этапе обобщения происходит интерпретация текста - истолкование смысла произведения.

От того, насколько глубоко, эмоционально, диалогично было организовано восприятие произведения, зависит личностное развитие младших школьников.

Известно, что личность формируется в деятельности, поэтому личностная направленность читательской компетентности тесно взаимосвязана с деятельностной. Рассмотренные выше этапы работы с произведением – это и есть различные виды деятельности: слушание, говорение, чтение. Но особую роль в развитии личности играют творческие виды деятельности, поэтому необходимо использовать задания, опирающиеся на творческое воображение детей - опиши внешний вид персонажей, место действия, нарисуй иллюстрацию. Выразительное чтение, чтение по ролям или инсценирование - это важнейшие приемы пробуждения творческой активности детей.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе современных стандартов образования предполагает использование технологий деятельностного типа – проблемного диалога, формирования критического мышления, проектной деятельности и др. На практике не всегда получается применить какую-либо технологию в чистом виде, так как р азнообразные технологии взаимосвязаны друг с другом, заимствуют друг у друга технологические приемы. Важно, чтобы приемы и методы соответствовали особенностям изучаемого произведения, и, главное, они должны быть направлены на организацию коммуникации педагога с учениками, построенной на взаимном уважении и доверии .

Наивысшим уровнем сформированности деятельностного отношения младшего школьника к чтению, по видимому, будет самостоятельное обращение к книге по внутренней потребности, умение ориентироваться в мире книг, о чем говорила Н.Н. Светловская. В этом вопросе одних уроков литературного чтения недостаточно, поэтому можно использовать возможности внеурочной деятельности – организовать кружок любителей чтения, в рамках которого проводить библиотечные уроки, конкурсы выразительного чтения, викторины, походы в театры, музеи, мероприятия, посвященные творчеству отдельных писателей, исследовательские и творческие проекты.

В основе изучения художественного произведения всегда лежит чтение как процесс эстетического восприятия искусства слова. Современные педагоги обычно рассматривают чтение в двух аспектах:

1) как собственно чтение школьниками произведений;

2) как педагогически направленный воспитательный процесс приобщения школьников к литературе.

Цель такого процесса – воспитание любви к книге, формирование активной читательской деятельности, умение правильно и глубоко понимать прочитанное, что приводит в результате к развитию эстетического чувства, культуры чтения учащихся.

В.Г. Маранцман, связывая понятие культуры чтения с более широким и общим понятием культуры, считает необходимыми качествами читателя активность и точность эмоциональной реакции, глубину осмысления художественного текста, конкретизацию литературных образов в читательском воображении, способность эстетически оценить форму произведения, видеть за художественным миром его автора.

2. Уровень читательских чувств, оценочных ориентации включает в себя первичный показатель: способность к восприятию конкретных произведений – и последующие основные показатели: эстетический вкус, т. е. способность к оценке произведений искусства на основе осознанных критериев, и наличие литературно-эстетических идеалов личности.

3. Уровень читательского поведения указывает на наличие и степень развитости читательской культуры в практической деятельности человека (выбор литературы, работа с ней, пропаганда книги и т. д.), на степень приобщения к творческой деятельности, на уровень овладения переносом знаний, умений и навыков в сферу самостоятельного чтения.

В процессе приобщения школьников к чтению на уроках литературы речь должна идти не только о формировании умений, но и о переносе их в сферу самостоятельного чтения, о приобретении читательского опыта, определенного уровня читательской культуры, который делает возможной полноценную читательскую деятельность. Необходимо в системе читательских качеств выделить установку и способность видеть в книге источник саморазвития и самосовершенствования, который заключается не только в приобретении знаний, но и крупиц нравственного, эстетического опыта человечества.

Давно доказано, что чтение дает возможность в течение собственной жизни прожить тысячи чужих жизней, обогащаясь опытом поступков и переживаний литературных героев, что книга содержит прекрасную школу самообразования, самовоспитания.

И обязательным элементом читательской культуры является способность – иногда осознанно, иногда незаметно для себя – извлекать уроки этой школы, соотносить собственный жизненный опыт с опытом героев и автора, получать со страниц книги импульс внутреннего развития и самосовершенствования.

Кроме того, культура чтения представляет собой важное средство и предпосылку расширения информационно-поисковых возможностей учащихся, что в современных условиях позволяет им быстро ориентироваться в растущем потоке информации, активно использовать многообразный фонд средств информации в самообразовательной деятельности.

Чтение художественных произведений развивает речь учащихся: обогащает, уточняет и активизирует их лексикон на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, развивает умение выражать мысли в устной и письменной форме. Развитие навыка чтения как вида речевой деятельности происходит от развернутой речевой формы чтения вслух до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.

В процессе чтения художественной литературы могут быть решены не только образовательные, но и воспитательные задачи развития личности учащихся. Чтение художественных произведений способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций у школьников.

Таким образом, чтение и адекватное восприятие художественных произведений, во-первых, расширяет и углубляет кругозор учащихся и обогащает их знания и эмоции; во-вторых, служит средством воспитательного воздействия на учащихся; в-третьих, способствует обогащению и развитию речи учащихся.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

1.2. Цели и задачи литературного образования

1.2. Цели и задачи литературного образования Цели и задачи современного школьного литературного образования определены в Государственном образовательном стандарте, который является нормативной основой для вариативных программ, творчески осмысленных и разработанных

1.3.2. Программы школьного литературного образования

1.3.2. Программы школьного литературного образования Ключевые слова: принцип концентров, хронологический (линейный) принцип. На основе Государственного образовательного стандарта по литературе и Примерных программ основного и полного общего образования по литературе

1.3.3. Компоненты содержания школьного литературного образования

1.3.3. Компоненты содержания школьного литературного образования Ключевые слова: научный компонент, эстетический компонент, бытийный компонент, коммуникативный компонент. Цели и задачи литературного образования, специфика литературы как учебного предмета определяют

1.4. Этапы школьного литературного образования

1.4. Этапы школьного литературного образования В соответствии с Государственным образовательным стандартом по литературе в современной общеобразовательной школе определены следующие ступени литературного образования: 1–4 классы – ступень начального общего

ГЛАВА 3 Процесс школьного литературного образования

ГЛАВА 3 Процесс школьного литературного образования 3.1. Сущность и компоненты процесса школьного литературного образования Новые понятия: образовательный процесс, процесс литературного образования, компоненты процесса литературного образования, эстетический

3.3. Объекты изучения в процессе литературного образования

3.3. Объекты изучения в процессе литературного образования Специфика литературы как учебного предмета определяет характер и особенности ее содержания. Обратимся к описанию объектов изучения в школьном курсе литературы.Обозначенный в предыдущем параграфе объект

3.3.1. Художественное произведение как главный объект изучения в процессе литературного образования

3.3.1. Художественное произведение как главный объект изучения в процессе литературного образования ПОЛЕЗНЫЕ ЦИТАТЫ «Художественное произведение – не рифмованные прописи, а органическое создание творческого гения их автора. Его надо не только понять – им надо

3.4. Чтение как важнейший компонент процесса литературного образования

3.4. Чтение как важнейший компонент процесса литературного образования ПОЛЕЗНАЯ ЦИТАТА «Чтение художественного произведения – сложный творческий процесс, представляющий собой сплав картин объективной действительности, изображенной, понятой и оцененной писателем, и

3.4.2. Эмоционально-ценностный эффект чтения в процессе литературного образования

3.4.3. Виды чтения в процессе литературного образования

3.4.3. Виды чтения в процессе литературного образования ПОЛЕЗНАЯ ЦИТАТА «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга,

3.5. Педагогическое общение в процессе литературного образования

3.5. Педагогическое общение в процессе литературного образования 3.5.1. Общение как основной механизм взаимодействия в образовательном процессе ПОЛЕЗНАЯ ЦИТАТА «Общение – личный контакт, непосредственное взаимодействие, обмен информацией через устную или письменную

3.5.2. Диалогическое общение в процессе литературного образования

3.7. Деятельность учителя и учащихся в процессе литературного образования

3.7. Деятельность учителя и учащихся в процессе литературного образования 3.7.1. Деятельностный подход в обучении литературе Чтобы обеспечить всестороннее развитие школьников, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности.Концепцию обучения в

4.5.4. Музейная деятельность в процессе литературного образования школьников

4.5.4. Музейная деятельность в процессе литературного образования школьников Традиционно проводится организация посещения учащимися экскурсии в музее. Но экспозиционное пространство музея может быть использовано и в качестве учебной площадки посредством

6.2. Метод проектов в процессе школьного литературного образования

6.2. Метод проектов в процессе школьного литературного образования Среди личностно-ориентированных методов особое место в процессе современного литературного образования школьников принадлежит проектной методике. Методистами как в зарубежной, так и в российской науке

7.3. Информационные технологии и компьютер как современные образовательные инструменты в процессе литературного образования

7.3. Информационные технологии и компьютер как современные образовательные инструменты в процессе литературного образования Ключевые слова: информационные технологии, информатизация образования, мультимедиа, гипертекст, интернет,

Просто научить читать недостаточно. Надо научить ребёнка думать, рассуждать о прочитанном, сопереживать, анализировать события и поступки героев, причем не только о прочитанном на уроке или по заданию учителя, но и впоследствии в процессе самостоятельной деятельности над текстом по собственному желанию.

Несмотря на признание необходимости смещения акцента в образовании на развитие базовых компетенций, формированию основополагающей читательской компетентности, в российской системе обязательного общего образования уделяется недостаточное внимание. Чтение практически не рассматривается как основное средство обучения и развития. Это свидетельствует о проблемах образования в области формирования читательской компетентности школьников.

Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

Формирование читательской компетентности детей младших классов эта тема меня волновала всегда, как учителя, особенно когда стала набирать последние наборы, так как у учеников возникали проблемы:

  1. Дети относительно мало читают.
  2. Телевидение, видео и Интернет вытесняют чтение как познавательную и художественно-эстетическую деятельность.
  3. Вследствие низкой культуры чтения ученики испытывают трудности в обучении и развитии логического мышления и воображения, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров, неспособностью сформировать внутренний план действий.
  4. Кроме этого, наблюдается недостаток живого общения со сверстниками.

Все это препятствует формированию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости, толерантности.

В 2016 году, начиная работу с первоклассниками, выявилась проблема в словарном запасе обучающихся. Он был беден, ограничен бытовой тематикой, и малодифференцированной, что обусловлено низкой любознательностью и недостаточным развитием интеллектуальных интересов. В словаре 6-7летнего ребёнка должно быть около 2000 слов, причём среди них представлены все части речи: существительные, прилагательные, глаголы, наречия, местоимения, предлоги, союзы, частицы.

Школьным психологом была проведена диагностика. Из которой следовало, что у 12 обучающихся словарный запас находится на низком уровне и лишь у 3 человек – на высоком.

Вывод: неустойчивость внимания, недостатки в развитии памяти, речи не позволяют этим детям в полном объеме усваивать учебный материал, который усложняется от класса к классу.

Встал вопрос как, каким образом решить данную проблему? Эта проблема натолкнула меня составить проект по самообразованию.

Цель, которую я ставлю – это выявление приёмов организации деятельности младших школьников, которые способствуют формированию читательской компетентности.

Для себя я определила задачи:

  • извлекать из текстов интересную и полезную информацию;
  • развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных фор, в том числе и во внеурочной деятельности;
  • стимулировать творческую деятельность детей.

Работу по формированию читательской компетентности с обучающимися провела в три этапа:

  • Подготовительный — этап актуализации проблемы и целеполагания.

2016-2017 годы

  • Этап выработки стратегии, плана действий и технологий обучения чтению

201 -2019 годы

  • Этап рефлексии и подведения итогов реализации технологии формирования читательской компетентности

2020 год

Гипотеза: с помощью специально подобранных технологий, приемов, разнообразных фор, в том числе и во внеурочной деятельности, можно повысить качество читательской компетенции у обучающихся младших классов.

В качестве ожидаемого результата выступит сформировавшийся ресурс для работы с текстами в любой предметной области для формирования читательской компетентности. И, как следствие, повышение качества обученности обучающихся.

Технология формирования типа правильной читательской деятельности:

Iэтап. Работа с текстом до чтения.

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

(Самостоятельное) по названию, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации, с опорой на читательский опыт определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев.

2 Постановка целей урока с учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

IIэтап. Работа с текстом во время чтения.

1.Первичное чтение текста.

Самостоятельное чтение (дома или в классе), чтение – слушание, комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с учётом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся.

2. Перечитывание текста.

Медленное "вдумчивое" повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).

Постановка вопросов к тексту и к автору. Необходимый комментарий текста (словаря, подтекста и пр.).

Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию в целом.

Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с окончательными выводами по тексту.

Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

IIIэтап после чтения.

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-то сферу читательской деятельности учащихся: эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы.

Мне, как учителю, важно создать условия для формирования читательской деятельности. Главное – организовать читательское пространство, подобрать материал для чтения, направляющий развитие читательской деятельности. Важно помочь ребенку постичь мир литературы – мир духовной нравственности и социально-эстетического опыта, привить ему важнейшие духовные ориентиры и понятия, которые станут интеллектуальным богатством растущего гражданина России.

Хорошей основой для накопления учащимися личного опыта творческого восприятия художественных произведений стало использование приема устного словесного рисования. В ходе словесного рисования мои дети воображали прочитанное и как бы видели его наяву, усматривали за словами картины и образы, без труда не только называли тему любого эпизода или ситуации, но и представляли детали изображаемого, цвета, формы, звуки и обстоятельства.

Большое внимание на уроках уделяла словарной работе, особенно при чтении сложных текстов. Здесь использовала разнообразные приёмы толкования значения новых слов: объяснение значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок, работа с синонимами и антонимами, пословицами и загадками. Все трудные слова чаще всего выписывала перед уроком на доску или карточку. Как правило, значение этих слов объясняли сами дети, если же они затруднялись, то находили объяснение трудных слов в толковом словаре самостоятельно.

Чтобы повысить интерес к чтению, на уроках литературного чтения использовала элементы драматизации. Ставить маленькие спектакли по прочитанным произведениям.

Уже в первом классе я увидела, что уроки литературного чтения и музыки являются благодатной почвой для формирования и развития в ребенке необходимых творческих умений и навыков, с помощью которых дети смогут познавать мир. Мне удалось заметить, что дети на уроках литературного чтения, где звучала музыка, проявляют высокую активность, которая выражалась в творчестве детей.

Очень часто использую в работе приемы технологии развития критического мышления. Критическое мышление – под этим понятием подразумевается самостоятельное мышление, где отправной точкой является информация. Оно начинается от постановки вопросов, строится на основе убедительной аргументации.

Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом.

Эта технология развивает умение прогнозировать ситуацию, наблюдать, обобщать, сравнивать, выдвигать гипотезы и устанавливать связи, рассуждать по аналогии и выявлять причины, а также предполагает рациональный и творческий подход к рассмотрению любых вопросов.

Приемы активного чтения:

Во время чтения текста необходимо попросить детей делать на полях пометки. В зависимости от цели, поставленной на уроке, пометы могут учащимися проставляться на уроке или дома, в отрывке текста или в целом как результат обобщения. Затем провожу обсуждение правильности заполненного материала, уточнение, дополнение, исправление.

"+" – это новое для меня

"!!" – это меня очень заинтересовало и др.

(Для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые вопросы). Толстые вопросы — это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы).

Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует таким стадиям урока:

I этап — подготовительный — стадия вызова. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.

II этап — восприятие нового – смысловая стадия (осмысление). Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"

III этап — присвоение информации – стадия рефлексии. Заключительная беседа. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, выбор пословиц, творческие работы.

Приемы активизации ранее полученных знаний:

Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:

— О чем может пойти речь на уроке?

Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель также записывает на листе бумаги или доске

После объявления темы урока учащимся предлагается составить предложение или мини-рассказ из предлагаемых слов. Они должны использовать свои предыдущие знания по изучаемой теме, сделать свои прогнозы и, в общем, определить цели своей дальнейшей работы.

Этот прием учит:

  1. связывать разрозненные факты в единую картину;
  2. систематизировать уже имеющуюся информацию;
  3. слушать и слышать соучеников.

Приемы графической организации учебного материала:

Кластер может быть использован на самых разных стадиях (этапах) урока.

На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

На доске написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак “+” там, где они считают, что высказывание правильное и знак “-” там, где, по их мнению, оно неверно.

Приемы, требующие творчества учащихся: (Они развивают способность чтения и понимания текста, умение обрабатывать информацию — информационная компетенция, а также коммуникативные способности и умения: выдвижение и аргументирование своей версии подобранного слова, восприятие, понимание чужой версии, выражение отношения к ней, сопоставление разных версий).

Написание стихотворений по алгоритму – один из интересных приемов работы на уроке. Это универсальный прием, т.к. его использование возможно не только на уроках литературы, но и на любом другом предмете. Уместнее использовать в конце урока или в качестве домашнего задания для осмысления, изученного на уроке.

Клоуз-тестом принято называть текст с пропущенными компонентами (главным образом, отдельными словами, но не только). Задача выполняющего клоуз-тест — вставить эти компоненты.

Маркировочные таблицы: (Позволяют обобщить и систематизировать учебную информацию).

На стадии рефлексии осуществляется возврат к стадии вызова: вносятся корректировки в первый столбик высказываний и проверяются ответы на второй столбик вопросов. Можно выписать третий столбик "Узнал" отдельно, если в этом будет необходимость или расположить записи в виде отдельной таблицы.

Например, таблицы по русскому языку, краткая запись к задачам по математике в виде таблицы, по окружающему миру используем таблицы.

Работу по формированию читательской компетентности проводила не только на уроках литературного чтения, но и на других предметах, а также проводила межпредметную взаимосвязь.

Работу по отработке умений извлекать из текстов интересную и полезную информацию проводила в три этапа:

1 этап – выполнение учебного действия по образцу. Ученик не готов самостоятельно различать существенные и несущественные стороны выполняемого задания, может выполнить его только с опорой на образец на конкретном предметном материале. Для этого, неоднократно в течение всего урока выполняют дети вместе с учителем отработку данного умения.

2 этап — после этого ребенок может самостоятельно выполнить данное умение по тем же критериям на подобном материале в рамках той же предметной области. Знает и выполняет определенную последовательность действий, приводящую к нужному результату.

3 этап – на этом этапе ученик готов сознательно выбирать и применять тот или иной способ, ориентируясь на цель и условия учебной деятельности, этап ее реализации уже в рамках других предметных областях.

Свою работу по формированию читательской компетентности я выстраивала во взаимосвязи со школьной библиотекой, с родителями моих учеников, с коллегами нашей школы.

Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей любовь к книгам и самостоятельному чтению. Ведь единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей – основное условие успешного формирования ребенка–читателя в семье, поэтому максимально использую воспитательный потенциал семьи, устанавливаю контакты с родителями, оказываю им необходимую помощь. Для этого я проводила родительские собрания, на которых были рассмотрены следующие вопросы:

Анализируя свой опыт, я пришла к выводу, что интерес к чтению, желание читать самостоятельно возникает в том случае, когда читатель-первоклассник свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы.

Положительные результаты приносят нестандартные формы работы с детской книгой, способствуют повышению интереса к самостоятельному чтению книг. В этом направлении я веду тесную плодотворную работу со школьной библиотекой.

На занятиях кружка проходят читательские конференции, устные журналы, конкурсы и викторины, литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты.

На каждом занятии ведется работа с текстом, что способствует формированию читательской компетентности. Мои третьеклашки третий год являются активными читателями не только в школьной, но и в районной библиотеке.

Кружки являются моими помощниками в формировании читательской компетентности. Позволяют мне развить речь учащихся, повышают учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя.

Использование компьютерных технологий в учебной и внеклассной работе позволило мне значительно повысить эффективность работы по воспитанию интереса к чтению. С использованием ИКТ провожу интересные, познавательные игры, викторины, различные диспуты, знакомство детей с писателями и их произведениями и т.д.

Я также активно, как и мои дети, обобщаю работу по формированию читательской компетентности: на заседаниях КМО, единых методических днях, педсовете. Охотно делюсь своими наработками со своими коллегами, беру у них что-то новое для себя.

В состав первого субтеста входят задания, требующие от школьников навыков дифференциации существенных и несущественных признаков предметов и простейших понятий. По результатам субтеста можно также судить о словарном запасе школьников.

Третий субтест — задания на умозаключения по аналогии. Они требуют умственных навыков установления отношений и логических связей между понятиями.

Четвертый субтест также направлен на исследование важнейшей для данной ступени интеллектуального развития операции обобщения.

Диагностика показывает, динамику развития обучающихся. Уже к концу первого класса низкий уровень имели 6 человек по сравнению с началом года – 12 человек. Высокий уровень достигли 8 обучающихся по сравнению с началом года – 3 человека.

Вывод: обучающиеся умеют вычитывать из текста информацию, данную в явном виде и в неявном виде. Умеют извлекать информацию из схем, текстов, таблиц, иллюстраций. Умение работать с словосочетанием вводится в третьем классе, поэтому детям еще сложно. Будем отрабатывать его до конца года.

Вывод: данный мониторинг показывает, что техника чтения имеет постоянную динамику, этому способствует работа по формированию читательской компетентности. Дети с удовольствием читают, обсуждают прочитанные книги, советуют сверстникам прочитать заинтересовавшие их книги.

Таким образом, формирование читательской компетентности дает следующие результаты:

  • ученики умеют самостоятельно выбирать книги для чтения,
  • извлекать из текстов интересную и полезную информацию,
  • повышается техника чтения,
  • увеличивается словарный запас обучающихся,
  • повышается мотивация к чтению книг.

Читайте также: