Кобыльи корабли анализ кратко

Обновлено: 04.07.2024

Recent Entries · Archive · Friends · Profile

Previous Entry · Leave a comment · Share · Flag · Next Entry

Интересно, что у Елены Фроловой есть песня на это стихотворение, но она поет только последнюю часть - Буду петь.

Действительно, интересно, потому что это знак, что Кобыльи корабли задевают не только немногих особо литературоцентричных людей.

Ну, Лена вообще не страдает отсутствием вкуса при выборе текстов для своих песен - Соснора, Губанов, Бродский, Цветаева, Блаженный, Строцев

1
Если волк на звезду завыл,
Значит, небо тучами изглодано.
Рваные животы кобыл,
Черные паруса воронов.
Не просунет когтей лазурь
Из пургового кашля-смрада;
Облетает под ржанье бурь
Черепов златохвойный сад.
Слышите ль? Слышите звонкий стук?
Это грабли зари по пущам.
Веслами отрубленных рук
Вы гребетесь в страну грядущего.
Плывите, плывите в высь!
Лейте с радуги крик вороний!
Скоро белое дерево сронит
Головы моей желтый лист.
2
Поле, поле, кого ты зовешь?
Или снится мне сон веселый -
Синей конницей скачет рожь,
Обгоняя леса и села?
Нет, не рожь! скачет по полю стужа,
Окна выбиты, настежь двери.
Даже солнце мерзнет, как лужа,
Которую напрудил мерин.
Кто это? Русь моя, кто ты? кто?
Чей черпак в снегов твоих накипь?
На дорогах голодным ртом
Сосут край зари собаки.
Им не нужно бежать в "туда" -
Здесь, с людьми бы теплей ужиться.
Бог ребенка волчице дал,
Человек съел дитя волчицы.
3
О, кого же, кого же петь
В этом бешеном зареве трупов?
Посмотрите: у женщин третий
Вылупляется глаз из пупа.
Вон он! Вылез, глядит луной,
Не увидит ли помясистей кости.
Видно, в смех над самим собой
Пел я песнь о чудесной гостье.
Где же те? где еще одиннадцать,
Что светильники сисек жгут?
Если хочешь, поэт, жениться,
Так женись на овце в хлеву.
Причащайся соломой и шерстью,
Тепли песней словесный воск.
Злой октябрь осыпает перстни
С коричневых рук берез.
4
Звери, звери, приидите ко мне
В чашки рук моих злобу выплакать!
Не пора ль перестать луне
В небесах облака лакать?
Сестры-суки и братья кобели,
Я, как вы, у людей в загоне.
Не нужны мне кобыл корабли
И паруса вороньи.
Если голод с разрушенных стен
Вцепится в мои волоса, -
Половину ноги моей сам съем,
Половину отдам вам высасывать.
Никуда не пойду с людьми,
Лучше вместе издохнуть с вами,
Чем с любимой поднять земли
В сумасшедшего ближнего камень.
5
Буду петь, буду петь, буду петь!
Не обижу ни козы, ни зайца.
Если можно о чем скорбеть,
Значит, можно чему улыбаться.
Все мы яблоко радости носим,
И разбойный нам близок свист.
Срежет мудрый садовник осень
Головы моей желтый лист.
В сад зари лишь одна стезя,
Сгложет рощи октябрьский ветр.
Все познать, ничего не взять
Пришел в этот мир поэт.
Он пришел целовать коров,
Слушать сердцем овсяный хруст.
Глубже, глубже, серпы стихов!
Сыпь черемухой, солнце-куст!

Анализ

Основываясь на уже полученных вами сведениях о таком направлении серебряного века, как имажинизм, хочу обратиться к одному из известнейших авторов — Есенину Сергею Александровичу и его поэме "Кобыльи корабли".
Мотив отражён в вопросе, уже некогда поставленном самим же автором, вопросе, при звучании которого каждый узнаёт Есенина и его "Письмо к женщине". И так, мучительный стержень цикла можно обозначить так: "Куда несёт нас рок событий?" И, прежде чем я начну развивать смысловой анализ, хотелось бы отметить обстоятельства, подтолкнувшие поэта к написанию произведения, которое отличается весьма жутким, даже апокалипсическим звучанием.

В своих первых послеоктябрьских произведениях Сергей Александрович приветствует революцию горячо и искренне (к примеру, "Певущий зов", "Октоиха", "Отчар", где выражены их пророческий смысл, ораторски-полемическая ритмическая структура). Есть надежда — революция даст людям свободу. Однако достаточно скоро радостные, светлые порывы сменяются осознанием, более глубоким осмыслением всего значения исторических и социальных перемен в жизни русского народа и, особенно, простого населения, деревни.

Многие писатели, философы не могли осмыслить и принять неизбежный критический поворот в жизни России. В 1920-м году Есенин писал об этом:

История переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идёт совершенно не тот социализм, о котором я думал, а определенный и нарочитый, как какой-нибудь остров Елены, без славы и без мечтаний. Тесно в нём живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений.

Несомненно, это является причиной новых идей на определенном этапе творчества поэта. Конечно же, в постреволюционный период ведущим началом лирики становится в очередной раз любовь и преданность Родине. Через символические образы автором выражено сопереживание кровавым событиям гражданской войны, чья тень неизбежно прошла через душу и сознание поэта. Каждое произведение этого этапа есть отклик к трагичным событиям того времени. Уже к 1919-му году мы наблюдаем исчезновение идеалистического мировосприятия из творчества Есенина, это касается и поэмы "Кобыльи корабли" (Там же "Сорокоуст", "Маленькие поэмы"). Отличительная черта — не характерный восторженный пафос предыдущих стихотворений, а романтическая ирония, представляющая собой способ диалектически объёмного отображения окружающего мира.

После обновления взглядов на революцию, в том же 1919-м году Есенин создаёт "Кобыльи корабли". Впервые она публикуется в имажинистском сборнике "Харчевня зорь" уже в 1920-м году.

Поэма не велика, состоит из пяти частей, пяти стихотворений, каждое из которых, удивительно, состоит из четырёх четверостиший.

Перейдём к картинке. Кругом разруха, обезлюдившие, опустошённые сёла, опалённая засухой, растрескавшаяся земля, изнемождённые голодом и трудом люди, и там же разворачивается война сына против отца и брата против брата, то есть гражданская война. К тому же, в результате революции не получается чудесной страны, живущей по десяти заповедям Библии. Будучи всецело на стороне Октября, Есенин всё равно воспринимает всё по-своему, как говорит он сам, "с крестьянским уклоном", потому образы по-прежнему не теряют характерной набожности, тесно связанной со нагруженной смыслами символичностью. Вместе с тем же, иносказания, в основе которых лежит смысловой диссонанс — новый приём метафорической образности поэта, начиная с названия: "кобыльи" — разговорность, приземлённость и "корабли" — романтика, воздушность, близость мечты. Объединяясь, два ярких понятия рождают своеобразный гибрид, не способный ни к полёту, ни к движению вперёд. Такие корабли мертвы, и их пугающие образы отражены уже в самом начале поэмы, это "рваные животы кобыл, черные паруса воронов".
Занковская Людмила Васильевна, изучая произведение, очень точно определила её символическое звучание. Исследователь пишет:

Исходя из названия поэмы, многое становится на свои места. Например, ошибка Устинова при цитировании слова "гребётесь" (он пишет "гребёте"), у Есенина глагол "гребётесь" (непереходный, возвратный), означает стояние на месте, а не движение вперёд. Есть ещё интересное предположение по поводу глубины идеи и названия этого произведения. На Рязанщине, по преданию, была деревня, которую называли Кобыльи корабли. Со временем она затонула, как Атлантида, и только образ её да название остались в памяти людей. Возможно, Есенин знал об этом; во всяком случае, метафора, использованная в стихотворении поэтом, оказалась пророческой: исчезала Русь.

По одной из версий, поэма является аллюзией мифа о Ноевом Ковчеге. Автор разочарован в идеях русской революции, понимая слабость политической системы, в связи с приближающейся физической и духовной катастрофой государства рисует ярчайшие образы современности. Здесь мы можем уловить отклик повествования о Всемирном потопе, произошедшем из-за большого нравственного падения человека. И неслучайно: Есенин вводит образ намеренно, в дальнейшем же он показывает картины конца света, например, "Скачет по полю стужа", "солнце мерзнет, как лужа", "сосут край зари собаки", "человек съел дитя волчицы". Образ Мессии — Ной аргументирован спасением братьев наших меньших, близостью героя к ним более, чем к каким-либо людям вообще.

Стереоскопичность, объёмность, конечно же, неотъемлемая черта автора. Присуща ему потому, что в современном мире тот, процитирую литературного критика Виктора Олиповича Перцова:

Открыт прямому действию природы , у Есенина она предстаёт как органический космос, возрождающий первобытный культ животного мира, тотемизм, Есенин мыслит животными.

На фоне жутких событий Сергей Александрович называет главную фобию и беду ситуации, и выражает её, обратите внимание, через простое противопоставление. В начале поэмы звучит естественная, тихая смерть "скоро белое дерево сронит / головы моей желтый лист", к концу же "срежет мудрый садовник-осень / головы моей желтый лист" — подвластность всех и каждого року судьбы, внезапному, режущему. Лицо природы — картина мира. Воля жизни — её опустошение. В заключение снова приведу цитату, на этот раз из рассказа Николая Николаевича Асеева о том, как рождались "Кобыльи Корабли":

Поэтому, как бы ни были устрашающи сами по себе стихи Есенина по своей странной мрачности, по своему почти апокалипсическому пафосу, боли, мы не боимся, а радуемся за поэта, сумевшего "неожиданно громко" запеть среди подавленности и тишины великого искушения страны . Запеть хотя бы хриплым голосом, голосом сведенной судорогой муки и страха, но сумевшим в этом страхе и в этой муке выпеть самому себе существенный приговор истинного поэта.

Если волк на звезду завыл,
Значит, небо тучами изглодано.
Рваные животы кобыл,
Черные паруса воронов.

Не просунет когтей лазурь
Из пургового кашля-смрада;
Облетает под ржанье бурь
Черепов златохвойный сад.

Слышите ль? Слышите звонкий стук?
Это грабли зари по пущам.
Веслами отрубленных рук
Вы гребетесь в страну грядущего.

Плывите, плывите в высь!
Лейте с радуги крик вороний!
Скоро белое дерево сронит
Головы моей желтый лист.

Поле, поле, кого ты зовешь?
Или снится мне сон веселый -
Синей конницей скачет рожь,
Обгоняя леса и села?

Нет, не рожь! скачет по полю стужа,
Окна выбиты, настежь двери.
Даже солнце мерзнет, как лужа,
Которую напрудил мерин.

Кто это? Русь моя, кто ты? кто?
Чей черпак в снегов твоих накипь?
На дорогах голодным ртом
Сосут край зари собаки.

Им не нужно бежать в "туда" -
Здесь, с людьми бы теплей ужиться.
Бог ребенка волчице дал,
Человек съел дитя волчицы.

О, кого же, кого же петь
В этом бешеном зареве трупов?
Посмотрите: у женщин третий
Вылупляется глаз из пупа.

Вон он! Вылез, глядит луной,
Не увидит ли помясистей кости.
Видно, в смех над самим собой
Пел я песнь о чудесной гостье.

Где же те? где еще одиннадцать,
Что светильники сисек жгут?
Если хочешь, поэт, жениться,
Так женись на овце в хлеву.

Причащайся соломой и шерстью,
Тепли песней словесный воск.
Злой октябрь осыпает перстни
С коричневых рук берез.

Моему лучшему другу Сандро-Поздравление в День его Рождения! &nbs.

В зимний день рождения для Саши (Сандро5) стихи Ирины Самариной в подарок С днем рождения тебя, С.

Много красок и слов утекло с тех годов .. П.

Не исчезай .. Отцветший шиповник не зацветет, &nb.

.. где ты, мой хороший. .

-Музыкальный плеер

-Стена

-Поиск по дневнику

-Сообщества

-Статистика

допечатка -2 037 (600x450, 76Kb)

Осенью 1919 года Сергей Есенин пишет одно из самых трагических своих стихотворений - "Кобыльи корабли". В стране голод и разруха. На Богословском замерзают чернила в чернильницах приятелей-поэтов, снег не тает на их одежде. Вокруг воцаряется мрак и хаос, кровопролитие становится нормой жизни. Есенин с ужасом понимает, что его мечтам об Инонии, революции духа не дано осуществиться. Из воспоминаний Анатолия Мариенгофа: "Мы с Есениным шли по Мясницкой. Число лошадиных трупов, сосчитанных ошалевшим глазом, раза в три превышало число кварталов от нашего Богословского до Красных ворот. Против Почтамта лежали две раздувшиеся туши. Черная туша без хвоста и белая с оскаленными зубами. На белой сидели две вороны и доклевывали глазной студень в пустых глазницах. Курносый "ирисник", в коричневом котелке на белобрысой маленькой головенке, швырнул в них камнем. Вороны отмахнулись черным крылом и отругнулись карканьем. Вторую тушу глодала собака. Потрусивший мимо извозчик вытянул ее кнутом. Из дыры, над которой некогда был хвост, собака вытащила длинную и узкую, как отточенный карандаш, морду. Глаза у нее были недовольные, а белая морда окровавлена до ушей. Словно в красной полумаске. Собака стала вкусно облизываться. Всю обратную дорогу мы прошли молча. Падал снег. Все это я рассказал для того, чтобы вы внимательнее перечли есенинские "Кобыльи корабли" - замечательную поэму о "рваных животах кобыл с парусами черных воронов"; о"солнце, стынувшем, как лужа, которую напрудил мерин"; о "скачущей по полям стуже" и о "собаках, сосущих голодным ртом край зари". За "Кобыльи корабли" поэта обвиняли в "мелкобуржуазной оппозиционности". Когда Есенин читал это стихотворение с эстрады литературных кафе, богемная публика замирала. В 1926 году В. Ходасевич строки "Веслами отрубленных рук//Вы гребетесь в страну грядущего" назвал "горьким и ядовитым упреком" большевикам. Смелость этих строк восхищала О.Мандельштама. На фотографиях Главпочтамта на Мясницкой, сделанных сегодня, вполне мирный антураж. Да только иногда перед глазами встает совсем иная картина.

Читайте также: