Как называется учебный процесс в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие воспитателей и педагогов, направленное на решение воспитательных, образовательных и развивающих задач.

Сущность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении

Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) – это специально организованное в рамках определенного дошкольного образовательного учреждения и развивающееся во времени взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленных воспитательно-образовательных целей.

Сущность педагогического процесса в ДОУ заключается в том, что он нацелен на развитие целостной природы ребенка дошкольного возраста, его своеобразия и уникальности.

Формы организации педагогического процесса в ДОУ: воспитание, обучение, развитие, образование.

Педагогический процесс ДОУ, как система, характеризуется целостностью, структурностью, множественностью и открытостью.

Одной из основных единиц, составляющих педагогический процесс, является компетентность.

Компетентность – это способность решать разнообразные профессиональные задачи.

Педагогический процесс в ДОУ включает в себя следующие группы компетентностей, которыми должен обладать воспитатель:

  • социальная – представляет собой умение устанавливать контакт с различными группами социума;
  • поликультурная – способность взаимодействовать с иными культурами и этносами;
  • информационная – умение самостоятельно осваивать новые способы поиска и получения необходимой информации;
  • предметно-деятельностная – умение решать разнообразные задачи, включенные в рамках отдельных учебных предметов.

Базовые компетентности – способность педагога, решать типовые задачи для конкретной профессиональной деятельности:

  • умение понимать и принимать ребенка таким, какой он есть;
  • самостоятельно проектировать и реализовывать педагогический процесс;
  • устанавливать взаимосвязь со всеми субъектами педагогического процесса;
  • организация среды, позволяющей эффективно решать воспитательно-образовательные задачи;
  • систематическое самосовершенствование, самообразование, повышение профессиональной компетенции и педагогической культуры.

Специальные компетентности – это способность педагога решать конкретные профессиональные задачи.

Готовые работы на аналогичную тему

Характеристики педагогического процесса в ДОУ

Ведущими характеристиками педагогического процесса в ДОУ являются следующие его свойства:

Целенаправленность педагогического процесса – процесс. направленный на достижение конкретных педагогических целей. При этом в каждом отдельном случае своя определенная цель.

Характер педагогической цели зависит от современных тенденций развития педагогической теории и практики дошкольного образования, а также от тенденций развития психологии и педагогики дошкольного возраста. Кроме того, большое значение имеет особая уникальность ДОУ, как пространства, в рамках которого ребенок не просто воспитывается и обучается, но и получает первый опыт взаимодействия со сверстниками, приобщения к человеческой культуре и отношениям.

Целостность педагогического процесса – это внутреннее единство и отсутствие противоречия между всеми его компонентами, характеризующее высший уровень его организации.

В настоящее время именно целостность является одной из проблем педагогического процесса, так как в отличие от системы школьного образования, в ДОУ нет строго установленных границ форм организации обучения, воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. В связи с чем, в рамках ДОУ целостность педагогического процесса понимается как целостность ряда процессов, таких как индивидуализация и социализация ребенка, развитие и сохранение его природы.

Основные компоненты целостности педагогического процесса ДОУ:

обеспечение единства и целостности сопровождения воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, опора на совокупность знаний о его психике, физиологии, соматики и т.д.;
  • обеспечение целостности образовательных, воспитательных и развивающих задач;
  • согласованная деятельность воспитателей и специалистов ДОУ, по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста;
  • обеспечение целостности жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста;
  • обеспечение целостности взаимодействия ребенка с миром взрослых;
  • организация целостного образовательного пространства, обеспечивающего детям дошкольного возраста возможность выбора деятельность и реализации собственных интересов и склонностей.

Наличие связей между всеми участниками педагогического процесса – это связи, основанные на взаимодействии воспитателя и воспитанников, в форме непосредственного или опосредованного, внутреннего или внешнего отношения.

Взаимодействие между воспитателем и воспитанниками в рамках педагогического процесса, может быть организовано в виде:

С 2014 года все дошкольные учреждения перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). В документе прописано, какие формы и виды занятий в ДОУ должны быть включены в образовательный процесс. Подобраны они не просто так, а в соответствии с возрастными, психологическими и индивидуальными особенностями детей. После окончания детского сада дошкольник должен соответствовать портрету выпускника ДОУ (он тоже указан во ФГОС).

Виды занятий в доу

Основы образования

ФГОС предполагает постоянное взаимодействие воспитателя и детей, активную вовлеченность обеих сторон. Программа обучения составляется дошкольным учреждением, но ФГОС выдвигает требования к ее разработке. Например, призывает учитывать индивидуальные возможности и стремления каждого ученика, уважительно относиться ко всем участникам образовательного процесса, поддерживать дух сотрудничества.

Образование по ФГОС обеспечивает всестороннее развитие личности, а в частности:

  • физическое;
  • личностное;
  • эстетическое;
  • нравственное;
  • речевое;
  • познавательное.

Эстетическое образование

Личностное развитие предполагает работу над мотивацией, социализацией. Эстетическое подразумевает выработку художественных навыков и вкуса. Речевое прежде всего направлено на развитие коммуникативных навыков.

Приемы и методы обучения

Приемы и методы обучения в ДОУ по ФГОС зависят от возраста воспитанников. У всех дошкольников ведущая деятельность игровая, но игры бывают разными.

Развитие детей раннего дошкольного возраста

Так, для развития детей раннего дошкольного возраста показаны физические упражнения, занятия с разбирающимися игрушками, манипуляции с бытовыми предметами, эксперименты с веществами. Конечно, все это происходит под надзором воспитателя.

У старших дошкольников предметно-манипулятивная игра сменяется на сюжетно-ролевую. В таких играх они осваивают социальные роли, нормы поведения. Педагог должен позаботиться о том, чтобы игры носили исследовательский характер. Играя, дети осваивают навыки самообслуживания и бытового труда.

У старших дошкольников проводятся уроки речи, истории, фольклора, литературы, искусства (анализ музыкальных произведений, поэм и стихов, организация мероприятий). Занятия должны развивать тягу дошкольника к познанию и труду, подготавливать к самообразованию и саморазвитию в будущем.

Условия и способы

При выборе способа организации занятий нужно учитывать возрастные особенности детей, уровень их подготовки, квалификацию и профессионализм педагога. А также важно следить за безопасностью окружающей среды и за разнообразием оборудования, игрушек.

Используются такие методы обучения по ФГОС в детском саду, как:

Фронтальный урок.

  1. Фронтальный урок. Подходит для больших групп и физической деятельности. Педагог находится лицом ко всем детям, а они синхронно повторяют какое-либо действие. При этом сохраняется взаимодействие воспитателя и детей, соблюдается условие индивидуального подхода.
  2. Индивидуальное занятие. Это тоже форма группового занятия, но задание дети выполняют не одновременно, а по очереди. Пока один делает, другие наблюдают и анализируют. Рекомендуется использовать этот формат в старших группах.
  3. Поточное. Все дети включены в процесс выполнения задания, меняется только оборудование, условия и само задание. При такой форме урока педагогу сложно проследить за правильностью выполнения задачи у каждого воспитанника.
  4. Групповое. Дети делятся на группы, выполняют задание, после чего меняются задачами. Такая форма способствует развитию чувства ответственности, коллективизма. Но недостаток в том, что педагог не может следить за активностью каждого ученика.

Непосредственная образовательная деятельность тоже делится на подвиды. В классификации их четыре: комбинированная, интегрированная, комплексная, нетрадиционная деятельность. Каждый из способов организации образовательного процесса имеют свои особенности:

Комбинированные занятия

  1. Комбинированные занятия состоят сразу из нескольких видов деятельности: музыкальной, игровой, изобразительной и т. д.
  2. Интегрированные уроки раскрывают только одну тему, но разными средствами. На усвоение одной деятельности, раскрытие одной темы может уйти несколько занятий.
  3. Комплексные уроки посвящены одному виду деятельности и закреплению уже имеющихся знаний и навыков по одной теме. Используется много дидактического, демонстрационного материала.
  4. Нетрадиционная форма проведения занятий предполагает обсуждение одной темы, развитие одного вида деятельности, но в нестандартной форме: соревнование, викторина, конкурс, виртуальная экскурсия.

Существенный вклад в организацию занятий вносят современные компьютерные технологии. Можно организовать виртуальное путешествие, показать фильм или красочную презентацию. Акцент в обучении ставится на неразрывность теории и практики, вовлеченность ребенка в процесс, активное взаимодействие с окружающим миром.

Виды занятий в ДОУ по ФГОС

ФГОС не исключил классические уроки, где учитель излагает и объясняет материал, дает задание, которые дети выполняют, а после подводит итоги. Но кроме этого вида занятий, в программе обязательно должны присутствовать инновационные виды занятий:

Экскурсия с детьми

Постановки с детьми

Исследование, или проблемный урок.

Проекты для детей

Структура урока

В задачи педагога входит не только проведение занятий, но и тщательная подготовка к ним. Он должен спланировать ход занятия, выбрать и подготовить необходимое оборудование, подготовить детей. Для этого составляется план-конспект урока. Что нужно сделать:

  • выбрать формы организации детской деятельности и программные задачи;
  • выбрать методы и приемы проведения урока;
  • подобрать оборудование, дидактические материалы, образцы;
  • провести инструктаж и информирование детей (если необходимо);
  • продумать ход занятия.

Структура урока

Например, если планируется экскурсия, то педагог должен выбрать самый короткий и безопасный маршрут, заранее сходить в выбранное место, определить предметы для обсуждения. Если планируется использовать какие-то приборы, то нужно убедиться в их исправности.

Структура урока включает в себя три части:

Педагог вместе с детьми подводит итоги занятия,

  1. Подготовка, организационный этап. Педагог должен оценить состояние детей, их собранность и внимательность. На этом же этапе создается мотивация и интерес к занятию.
  2. Основная часть. Включает в себя постановку проблемы и учебной задачи, объяснение и демонстрацию материала, поиск решения, закрепление знаний и навыков.
  3. Заключение. Педагог вместе с детьми подводит итоги занятия, анализирует успехи, сравнивает результаты, рассказывает о том, что будет обсуждаться на следующем занятии.

В заключение педагог проводит самоанализ, оценивает, удалось ли решить поставленную им педагогическую задачу. Образовательные задачи бывают трех типов: усвоение знаний, умений и навыков (ЗУН), закрепление ЗУН, творческое применение ЗУН на практике. А также каждое занятие должно решать три главные задачи образовательного процесса в ДОУ: воспитывать, обучать, развивать.

Дети с педагогом рисуют за столом

Работа педагога детского сада предполагает постоянную вовлечённость в педагогическое творчество, сотрудничество с маленькими воспитанниками и их родителями, с коллегами. Иными словами, воспитатель осуществляет учебно-воспитательный процесс посредством организации образовательной активности, в частности общеобразовательных занятий с детьми. Для педагогически грамотного осуществления этой работы необходимо чётко представлять себе методические нюансы процесса.

Занятие в контексте образовательной деятельности в ДОУ

Образовательная деятельность — это формы работы педагога с детьми, их родителями, а также с другими педагогами, направленные на реализацию целей и задач дошкольного образования. В методической литературе выделяется три формы образовательной деятельности:

  • непосредственная образовательная деятельность — организованное взаимодействие с детьми, направленное на обучение, развитие и воспитание малышей посредством обогащения их познавательной сферы;
  • внеучебная образовательная деятельность — организованное взаимодействие с детьми и их родителями, направленное на обогащение познавательного опыта малышей, развлечение и создание положительной эмоциональной атмосферы в коллективе (утренники, досуговые мероприятия);
  • образовательная деятельность в режимных моментах — форма образовательной деятельности, подразумевающая расширение бытового опыта малышей, воспитание дисциплинированности и развитие способности организовывать свою деятельность (например, во второй младшей группе дети учатся самостоятельно одеваться на улицу, организуя порядок расположения вещей в шкафчике).

Педагог показывает малышам в масках-шапочках картинки

Образовательная деятельность предполагает тесное взаимодействие педагога с детьми и их родителями, а также с коллегами по ДОУ

Занятие — это форма реализации НОД, которая, являясь структурообразующей единицей учебно-воспитательного процесса, реализует определённую часть учебной программы. То есть занятие — это и форма обучения, и временной отрезок, за который решаются определённые обучающие, развивающие и воспитательные цели. Эти цели вне зависимости (!) от программы, по которой работает детский сад, определены Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), являются общими для всех детских садов и устанавливают общий уровень знаний, умений и навыков, которыми должны владеть дошкольники. Поэтому занятия в ДОУ называются общеобразовательными (!). Они имеют определённые цели и задачи в зависимости от возраста малышей и образовательной области, которая задействуется:

Важно помнить, что миссия общеобразовательного занятия в разных группах носит преемственный характер.

Дети на музыкальном занятии

Занятие — это форма реализации НОД

Таблица: основные цели и задачи общеобразовательных занятий в детском саду

Виды занятий

Существует несколько подходов к составлению классификации уроков в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

Педагог показывает картину детям

Вне зависимости от вида занятия, на уроке решается триединая цель: обучающая, развивающая и воспитательная

Таблица: классификация видов занятий в детском саду

Это интересно. Занятия любого вида могут быть тематическими, на которых одна тема рассматривается в рамках разных образовательных направлений. Так, в преддверии Дня космонавтики по разным образовательным областям проводятся занятия, посвящённые этому празднику, например, по ФЭМП.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Организация воспитательно-образовательного процесса в детском образовательном учреждении .

Содержание воспитательно-образовательного процесса в ДОУ определяется образовательной программой, которая охватывает все основные моменты жизнедеятельности детей и определяет содержание и формы работы с детьми.

Образовательная программа обеспечивает:

Построение целостного педагогического процесса;

Обогащенное физическое, познавательное, социальное, эстетическое, речевое развитие детей;

Гибкое содержание и подбор педагогических технологий, раскрытие творческих способностей детей;

Развитие различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов, потребностей детей;

Организацию индивидуальных и коллективных видов деятельности, основанных на содержательном общении и построении диалога;

Право выбором самим ребенком содержания, средств, форм самовыражения, партнеров по деятельности;

Индивидуальную оптимальную учебную нагрузку на ребенка с учетом его психофизических особенностей.

Структура учебного года в ДОУ :

1-14 сентября – адаптационный, диагностический период;

15 сентября – 31 декабря – учебный период;

1 января – 10 января – каникулы;

11 января – 15 мая – учебный период;

16 мая – 31 мая – диагностический период;

1 июня – 31 августа – летний оздоровительный период.

В летний оздоровительный период и дни каникул проводятся занятия только эстетической и оздоровительной направленности (музыкальные и физкультурные).


Содержание организации образовательного процесса

Образовательное пространство состоит из следующих компонентов :

предметная – развивающая среда;

взаимодействие участников педагогического процесса.


Образовательный процесс включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому, в которых сочетаются следующие функции:


воспитательная - развитие ценностных отношений - развитие основ мировоззрения, формирование нравственности;


образовательная (познавательная) - воспитание интереса к получению знаний, умений и навыков, которые будут выступать в качестве средств, способствующих развитию ребенка, т.е. способствующих развитию его новых качеств;


развивающая - развитие познавательных и психических процессов и свойств личности;


коррекционная - организация работы по коррекции имеющихся недостатков физического и психического развития у детей;


социализирующая - овладение детьми системой общественных отношений и социально приемлемого поведения;


оздоровительно -профилактическая (валеологическая) - приоритет культуры здоровья в соответствии с валеологическими критериями и нормами.


^ Предметно-развивающая среда - важный аспект, характеризующий качество дошкольного образования. Для обеспечения подлинно творческого развития ребенка необходимо единство предметно - развивающей среды и содержательного общения, взрослых с детьми. Наличие подвижных и стационарных средств и объектов деятельности в условиях образовательного учреждения создают каждому ребенку возможность самостоятельного выбора деятельности и условий ее реализации.

^ Гуманно-личностный подход к ребенку в образовательном процессе - это ключевое звено, коммуникативная основа личностно-ориентированных технологий, используемых педагогами, объединяет следующие идеи:

Гуманизацию и демократизацию педагогических отношений. Гуманное отношение к детям включает: педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе, оптимистическую веру в его способности, сотрудничество, терпимость к детским недостаткам.

Формирование положительной Я-концепция - видеть в каждом ребенке уникальную личность, уважать и понимать ее создавать каждому ребенку ситуацию успеха одобрения, доброжелательности.


Главная задача всех участников образовательного процесса не только максимальное развитие личности каждого воспитанника, но и формирование ее готовности к дальнейшему развитию в различных видах деятельности.

Модель образовательного пространства МДОУ обеспечивает развитие субкультуры ребенка. Структурными компонентами модели образовательного процесса являются целевые ориентиры образования, принципы организации образовательного содержания:

- личностной ориентации: данный принцип требует обеспечения в МДОУ психологической комфортности воспитанников, которая предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов воспитательного процесса; создание атмосферы педагогического оптимизма, ориентацию на успех и мотивацию успешности;
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Внедрение ФГТ связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования с целью обеспечения каждому ребенку равных стартовых возможностей для успешного обучения в школе. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что в дошкольном образовании не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы. Здесь необходимо понимать, что если к дошкольному образованию будут заданы требования к результатам, аналогичные тем, что присутствуют в стандарте начального образования, то мы лишим детей детства, не учитывая самоценности дошкольного периода жизни и специфики психического развития детей-дошкольников.

Читайте также: