Студенчество как категория исследования кратко

Обновлено: 02.07.2024

Студенчество — это особый этап в жизни человека. Заслугой психологической школы Б.Г. Ананьева является представление проблемы студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории.

Несмотря на различия в социальном происхождении и, соответственно, в материальных возможностях, студенческое сообщество связано с общим видом деятельности и в этом смысле образует особую социально-профессиональную группу. Общая деятельность в сочетании с территориальной концентрацией приводит к определенной общности интересов, групповой идентичности, специфической субкультуре и образу жизни, которые дополняются и усиливаются возрастной однородностью, чего нет у других социально-профессиональных групп. Социально-психологическая общность объективируется и консолидируется через деятельность ряда экономических, культурных, образовательных, спортивных и домохозяйственных студенческих организаций.

Студенчество как часть молодежи представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и жилья, социальным поведением и психологией, системой ценностей. Для его представителей подготовка к будущей деятельности в выбранной сфере материального или интеллектуального производства является основным, хотя и не единственным видом деятельности.

Студенчество — достаточно мобильная социальная группа, ее состав ежегодно меняется, так как количество принятых в вузы студентов превышает количество выпускников.

Есть и другие типичные черты студенческого коллектива. Во-первых, социальный престиж. Студенчество — это наиболее подготовленная, образованная часть молодежи, что, несомненно, ставит ее в ряд передовых групп молодежи. Это, в свою очередь, предопределяет формирование специфических особенностей психологии студентов.

Стремясь продолжить обучение в вузе и тем самым осуществить свою мечту о высшем образовании, большинство студентов осознают, что высшее образование является одним из средств социального продвижения молодежи, и это служит объективным условием, формирующим психологию социального продвижения.

Специфика профессионально-личностного развития студента - Психологические особенности студенчества

Специфика профессионально-личностного развития студента — Психологические особенности студенчества

Психологические особенности студенчества

С точки зрения общего психического развития, период обучения в университете — это время интенсивной социализации студента, развития высших психических функций, формирования всей интеллектуальной системы и личности в целом. Если рассматривать студенческий коллектив только с точки зрения биологического возраста, то период подросткового возраста можно назвать переходным этапом развития человека между детством и взрослостью. Поэтому в зарубежной психологии этот период ассоциируется с процессом становления взрослости.

Период обучения в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который характеризуется сложностью формирования личностных характеристик, процессом, который анализировался в работах таких ученых, как Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриев, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, З.Ф. Есарева и др. Особенностью этого периода является то, что в нем постепенно наступает физическая, моральная и умственная зрелость, которая находит свое синтетическое выражение в зрелости к труду, включающей способность выполнять различные физические или умственные работы при достаточно высокой нагрузке.

Наиболее важным качеством этого периода, которое необходимо учитывать и развивать в образовательном процессе, является умение находить и ставить проблемы, а также такой компонент, как нестандартный подход к уже известным проблемам, умение выделять определенные проблемы в более общие и т.д.

В социально-психологическом аспекте студенческое население характеризуется наиболее высоким уровнем образования и профессиональной ориентации по сравнению с другими группами населения. В то же время студенчество — это социальная общность, характеризующаяся социальной активностью и довольно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. Учет этой особенности контингента учащихся является основой отношения учителя к каждому ученику как к партнеру по педагогическому общению, как к личности, представляющей интерес для учителя. В рамках личностно-деятельностного подхода студент рассматривается как активный, самоорганизующийся субъект педагогического взаимодействия. Студенту присуща специфическая направленность познавательной и коммуникативной деятельности на решение конкретных профессиональных задач.

Она проявляется в импульсивности и рассеянности, иллюзорном и экзотическом романтизме, разочаровании и пессимизме, скептицизме и нигилизме, негативном максимализме и умышленной дисгармонии. Данные исследования Института молодежи (Москва) вызывают тревогу и показывают, что лишь небольшое количество студентов связывают достижение успеха в жизни с духовно-нравственными и гражданскими качествами, с творчеством и инновациями; большинство молодых людей не хотят участвовать в борьбе за свои права, а уровень нормативно-правовой культуры студентов низок.

Сам факт поступления в университет укрепляет веру молодых людей в собственные силы и способности, дает основание надеяться на полноценную и интересную жизнь. В то же время на втором и третьем курсах часто встает вопрос о выборе вуза, специальности и профессии. В конце третьего года обучения окончательно решается вопрос о профессиональном самоопределении.

Студенчество — это мобильная социальная группа

Она проявляется в импульсивности и рассеянности, иллюзорном и экзотическом романтизме, разочаровании и пессимизме, скептицизме и нигилизме, негативном максимализме и умышленной дисгармонии. Данные исследований Института молодежи (Москва) вызывают тревогу. Они показывают, что лишь небольшое количество студентов связывают достижение успеха в жизни с духовно-нравственными и гражданскими качествами, творчеством и инновациями; большинство молодых людей не хотят участвовать в борьбе за свои права, а уровень нормативно-правовой культуры студентов низок.

Сам факт поступления в университет укрепляет веру молодых людей в свои силы и способности, рождает надежду на полноценную и интересную жизнь. В то же время на втором и третьем курсах часто встает вопрос о выборе вуза, специальности и профессии. В конце третьего года обучения окончательно решается вопрос о профессиональном самоопределении.

Однако бывает так, что в это время принимается решение не работать в этой сфере в будущем. По данным, приведенным В.Т. Лисовским, только 64% студентов старших курсов четырех крупнейших вузов Санкт-Петербурга четко решили для себя, что их будущая профессия полностью соответствует их основным талантам и интересам. Часто среди студентов наблюдаются перепады настроения — от восторженного в первые месяцы обучения в университете до скептического при оценке системы преподавания в университете, отдельных преподавателей и т.д.

Часто выбор профессии определяется случайными факторами. Это явление особенно нежелательно при выборе университета, поскольку такие ошибки дорого обходятся как обществу, так и самому человеку. Поэтому работа по карьерному консультированию с молодыми людьми, поступающими в высшие учебные заведения, чрезвычайно важна. По мнению Б.Г. Ананьева, студенческий возраст — это сенситивный период для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику и развитие личности человека. В период обучения в вузе в благоприятных условиях у студентов развиваются все уровни психики.

Они определяют направленность сознания человека, то есть формируют образ мышления, характеризующий профессиональную направленность личности. Для успешного получения высшего образования требуется достаточно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности, восприятия, представлений, памяти, мышления, внимания, эрудиции, широты познавательных интересов, владения определенным кругом логических операций и т.д. При некотором снижении этого уровня, его можно компенсировать за счет повышения мотивации или эффективности, прилежания, тщательности и аккуратности в учебной деятельности. Но есть предел, за которым компенсационные механизмы перестают помогать, и ученик может быть исключен.

Факторы, влияющие на успешность обучения студентов

Изучение личности студента в практике высшего образования осуществляется по следующим показателям: Мотивы поступления в колледж, уровень общеобразовательной подготовки, вид деятельности до поступления в колледж, степень сформированности умений и навыков самостоятельной работы, характер интересов, увлечений, уровень развития навыков, черты характера, состояние здоровья, соответствие их содержанию и требованиям к будущей профессии.

Для выявления всего этого широко используются опросы, наблюдения, просмотр самостоятельных работ учащихся, результаты тестов, тестов, тестов. На основе такого исследования осуществляется дифференцированный подход к учащимся. Выявляются трудности в учебной и практической работе, определяются предпочитаемые учебные дисциплины и виды преподавания, самооценка уровня своей деятельности и своей личности, степень удовлетворенности.

Студенческая деятельность характеризуется ее целями, содержанием, внешними и внутренними условиями, средствами, трудностями, особенностями протекания психических процессов, проявлениями мотивации. Студенчество имеет большое социальное значение, так как обусловлено необходимостью решения важнейшей задачи высшего образования — обеспечить подготовку специалистов для различных отраслей народного хозяйства, реализовать общественные потребности в людях с высшим образованием и соответствующей подготовкой. Студенческая деятельность в целом не относится к сфере материального производства. Основной деятельностью студента является учеба, участие в научной и общественной жизни, в различных мероприятиях, проводимых с образовательной и воспитательной целью.

Следует также учитывать специфику деятельности студентов:

  • Специфика целей и результатов (подготовка к самостоятельной работе, приобретение знаний, навыков, развитие личностных качеств), специфика объекта изучения (научные знания, информация о будущей работе);
  • планируемые условия деятельности студентов (программы, условия обучения); специальные средства деятельности — книги, лабораторное оборудование и т.д.

Студенческая деятельность характеризуется интенсивностью психического функционирования, необычно высоким интеллектуальным напряжением; в процессе деятельности у студентов возникают перегрузки и задачи, вызывающие напряжение (сдача экзаменов, зачетов, выполнение контрольных работ и т.д.).

В целом, личность студента как будущего специалиста с высшим образованием развивается по нескольким направлениям, а именно:

Профессионально-личностное развитие студента

Основой формирования личности является самооценка, которая строится на оценке индивида другими людьми и его оценке этих других людей. Особое внимание уделяется личности человека.

В современной отечественной и зарубежной психологии проведено большое количество исследований, посвященных различным психологическим аспектам личностного развития студентов, профессиональной деятельности и профессионализации личности.

Б.Г. Ананьев, В.В. Белоус, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Е.А. Климов посвятили фундаментальные, экспериментальные и прикладные исследования проблеме развития личности специалиста в процессе высшего образования. Личностный подход в профессиональном образовании студентов исходит из идеи абсолютной ценности личности, создания условий для целостного развития и самореализации субъектов образовательного процесса.

Процесс жизненного самоопределения в психологической науке связан с развитием самопознания как психической деятельности, направленной на себя, и с формированием внутренней позиции взрослого человека. Профессиональное самоопределение человека — это формирование трудовой деятельности. Это означает, что профессиональное самоопределение связано с формированием зрелой внутренней (профессиональной) позиции.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института


2. Кожанов И.В., Кожанова М.Б. Этнокультурная социализация учащихся: теоретические аспекты // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2012. – № 2 (74), ч. 2. – С. 64–70.

3. Султанбаева К.И. Курс лекций по дисциплине этнопедагогика и этнопсихология. – Абакан, 2010. – 200 с.

4. Кон И.С. Молодежь // Философский энциклопедический словарь / ред. кол: С.С. Северинцев и др. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 245 с.

5. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / М.В. Буланова-Топоркова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 512 с.

6. Моисенко Л.В. Студенческая субкультура в образовательном пространстве вуза // Высшее образование сегодня. – 2011. – № 1. – С. 25–29.

7. Петрова В.Л. Образ будущего и профессиональные планы студентов в условиях реформы образования // Психология обучения. – 2009. – № 10. – С. 75–81.

Общество состоит из разных социальных групп, которые нуждаются в специальном изучении. Особый научно-педагогический интерес представляют студенты, которые составляют наиболее профессионально ориентированную и перспективную часть общества. С педагогической точки зрения они являются социальной стратой, которая все еще находится на определенной стадии своего социального и профессионального становления. Студенты как часть молодежи, социальное формирование которой все еще продолжается, подвержены различного рода социокультурным, этнокультурным и социально-психологическим влияниям окружающей среды. Данное обстоятельство диктует необходимость исследования факторов социализации современной студенческой молодежи.

Цель статьи: раскрытие социально-психологических особенностей студенческой молодежи в контексте этнокультурной социализации.

Задачи статьи:

– раскрыть научно-теоретические предпосылки исследования студентов как особой социальной категории в современной молодежной страте;

– показать особенности этнокультурной социализации студентов в современных условиях.

В статье использованы материалы исследования по изучению влияния народных традиций на социальное формирование студенческой молодежи в Кыргызском техническом университете им. И. Раззакова. В качестве методов исследования опирались на теоретический анализ источников, эмпирические методы изучения социальной ориентации студентов, беседы и интервью и т.д.

Результаты исследования и их обсуждение

Проблема молодежи на протяжении многих лет является объектом изучения различных наук и исследователей.

В связи с этим хотелось бы отметить, что в студенческий период развития личности происходит не только познание и получение профессиональных навыков, но и этнокультурная социализации студентов. Поэтому одной из важнейших задач системы образования является этнопсихологическое и этнопедагогическое образование студентов на разных этапах профессионального образования, которая в первую очередь должна быть направлена, на развитие этнокультурной идентичности студентов. Такое этнокультурное образование исходит из того, что у всех и каждого народа имеется своя культура. Они проявляются в стиле жизни, в совокупности менталитета, отражают в традициях и обычаях, наличии акцента, диалекта, стиля одежды и прически, кухни, правилах житейского этикета и др. Такие различия имеются в народном фольклоре, в песнях и напевах, сказаниях и преданиях, в нравственных и эстетических ценностях, трудовых навыках, вероисповедании и др. признаках культуры. Это значит, что в воспитательной работе мы имеем дело не с абстрактной личностью, находящейся вне времени и пространства, а с растущим человеком, живущим, развивающимся в определенной национально-культурной среде и на конкретном уровне социокультурного развития.

Целенаправленное этнопедагогическое образование должно способствовать осознанию этнических особенностей своей культуры, оказывать влияние на формирование системы этнопсихологических свойств личности, которые трансформируются во внешнюю действительность и собственный внутренний мир личности. Особенную остроту приобретают вопросы этнического самосознания и этнической идентичности, которые тесно связаны с этнокультурной социализацией личности. Нынешняя ситуация, характеризующаяся интенсификацией миграционных и демографических процессов, расширением межэтнических связей и отношений, вовсе не исключает приверженности к родной культуре, которая составляет социально-культурную основу формирования этнической идентичности и самосознания представителей разных национальностей.

В целом этнокультурная социализация личности связана – стремлением личности к сохранению своей этнической идентичности.

Этническая идентичность – это осознание своей принадлежности к определенной этнической общности и обособления от других этносов. А также переживание своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других. Этничность определяется по ряду объективных показателей: этнической принадлежности родителей, месту рождения, языку, культуре [3].

Таким образом, этнокультурная социализация – это освоение студентами национально-культурных ценностей, этнокультурного социального опыта, которое способствует формированию этнокультурной компетентности личности.

Исследуя студентов как особую социальную группу в контексте этнокультурной социализации, необходимо для начала определить специфические и характерные черты, свойственные студентам, и рассмотреть сущность понятий студенчество и студент.

Студента как человека определенного возраста и как личности можно охарактеризовать с трех сторон:

1. С психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической характеристике составляют психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований, обусловленных профессиональным становлением.

2. С социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности и т.д.

3. С биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост и т.д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни [5].

Кроме этого, студента можно изучать с культурологической стороны, согласно которой он рассматривается как носитель духовно-нравственной культуры общества, где немаловажное значение имеют этнокультурные особенности среды. Культурологическая сторона обеспечивает развитие общечеловеческих ценностей, овладение способами и приемами культурологического познания, которые трансформируются в социокультурных и в жизненных ситуациях личности.

Исследование культурологического аспекта формирования студентов позволяет понять социально-психологические характеристики личности студента, где наиболее ярко проявляются его национальные, возрастные и личностные особенности. Это связано с тем, что каждый человек реагирует на внешний мир в соответствии с особенностями своей культуры. Эти культурные нормы зачастую не осознаются личностью, поскольку они составляют часть его природы. Осознание особенностей собственной культуры наиболее ощущается при контакте с людьми, которые в своем поведении руководствуются другими культурными нормами. Сопровождаемые этнодифференцирующими и этноконсолидирующими факторами, такого рода взаимодействия зачастую связаны с определенным дискомфортом, что требует специального исследования.

Из вышесказанного следует, что студенчество как особая группа молодежи отличается свойственными ей условиями жизни, труда и быта, социальным поведением, психологией и системой ценностных ориентаций, где немаловажное значение имеет этнокультурная социализация.

В числе специальных исследований, посвященных проблемам студенчества, следует выделить работы О.А. Абдулина, А.С. Власенко, В.А. Житенева, С.Н. Иконниковой, И.С. Кона, Ю. Колесниковой, Т.В. Ищенко, В.Т. Лисовского, А. Н. Семашко, И.П. Селезневой, Б. Рубина, Е.Л. Рудневой, Е.Б. Шаровой и др. Каждый из перечисленных авторов внес свой вклад в определение студенчества, как особой категории молодежи, отличающейся своей социальной ориентацией.

Кроме этого, особый интерес представляют работы таких ученых, как Б.Г. Ананьева, Н.И. Кузьминой, А.В. Петровского, Н.И. Савотиной, И.П. Селезновой, которые рассматривают студенчество как особую социально-психологическую общность людей, объединенную институтом высшего образования, где в качестве системообразующего фактора выступает овладение социокультурными и профессиональными знаниями, умениями и навыками.

В исследованиях, посвященных студенчеству, можно также выделить труды исследователей Ж. Атаянц, О. Василенко, Д. Константиновского, Ю. Колесникова, А. Котовой, А. Кушак, А. Петрова, В. Подерни, М. Шульги и др., которые рассматривают студенчество как носителя специфической субкультуры.

По мнению Л.В. Мосиенко, именно студенческая субкультура способствует совершенствованию профессиональной подготовки, приобретению умений сотрудничества, приобщению к общечеловеческим ценностям через событие с другими, развитию коммуникативных, креативных умений, самосознания, то есть понимания и осознания себя через других, саморазвитию и самореализации, обогащению жизненного и профессионального опыта [6].

Из вышеизложенных определений следует, что студенчество как социальная группа имеет свои специфические особенности и объединяет молодых людей общими целями и задачами. И поэтому основной характеристикой студенчества как социальной группы мы считаем активное формирование у них социальной зрелости, которая проявляется в способности молодых людей выполнять различные социальные роли как гражданина, профессионала, семьянина и представителя конкретной нации.

Исследуя проблему, студенчества, следует обратить внимание на такую важную характеристику, как студенческий возраст, так как именно в этот период у студентов активно формируется образ возможного будущего и система взглядов на действительность, воздействующих на становление характера и личности в целом. Это возраст высокого уровня интеллектуального развития, когда обогащается ментальный опыт, впервые масштабно рассматривается свой внутренний мир, своя индивидуальность, формируется целостный Я-образ. Данная особенность объясняется появлением на соответствующем возрастном этапе необходимых к этому предпосылок, таких как овладение понятийным мышлением, накопление достаточного количества жизненного опыта, усвоение определённого социального положения. В качестве стимулов к развитию данных личностных основ выступает также значительное расширение сферы общения, столкновение с многообразием возможных форм поведения, взглядов, идеалов [7].

Итак, изучая студенческий возраст, мы видим, что именно этот возраст совпадает с периодом интенсивного развития личности, молодежь в этом возрасте старается смотреть на жизнь более глубоко, искать поддержку и защиту в стабильных ценностях своих предков. Следовательно, этнокультурные ценности народа в виде традиций и обычаев начинают приобретать существенное значение в жизни современной молодежи. Это обусловлено тем, что они тесно связаны с жизнью и бытом народа, присутствуют в семье и напрямую воздействуют на сознание, чувства и поведение человека с детства. Благодаря народным традициям, существующим в социокультурной среде, происходит формирование социально-ценностных ориентаций молодежи.

Выводы

В результате проведенного исследования необходимо сделать следующие выводы:

1. Студенчество как социальная группа имеет свои специфические особенности, где в качестве главного объединяющего фактора выступает направленность на профессиональное образование и познание окружающего мира, как члена определенного социума.

2. Особенности студенческого периода заключаются в том, что в эти годы происходит не только познание профессиональных навыков, но и в том, что этот период является важным и решающим в развитии многих этнических признаков, в первую очередь тех, которые фокусируются в этническом самосознании как в центре переосмысления, упрочения и закрепления всей социо- и этнокультурной информации о себе.

3. Социальное формирование личности студента, сопровождаемое этнокультурным образованием, способствует этнокультурной социализации, т.е. активному усвоению знаний о своей этнической культуре, формирует этническую идентичность, регулирует поведение студенческой молодежи согласно этническим нормам и интересам народа. Воспитание, построенное на основе этнокультурных ценностей, развивает уважение к своей культуре и повышает этнокультурную компетентность студентов.

Заслуга самой постановки проблемы студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева. В исследованиях самого Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, А.А. Реана, Е.И. Степановой, а также в работах П.А. Просецкого, Е.М. Никиреева, В.А. Сластенина, В.А. Якунина и других накоплен большой эмпирический материал наблюдений, приводятся результаты экспериментов и теоретических обобщений по этой проблеме. Данные этих многочисленных исследований позволяют охарактеризовать студента как особого субъекта учебной деятельности с социально-психологической и психолого-педагогической позиций.

Студенчество — это особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. Исторически эта социально-профессиональная категория сложилась со времени возникновения первых университетов в XI—XII вв. Студенчество включает людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, занятых, как предполагается, усердным учебным трудом. Как социальная группа оно характеризуется профессиональной направленностью, сформированностью устойчивого отношения к будущей профессии, которые суть следствие правильности профессионального выбора, адекватности и полноты представления студента о выбранной профессии. Последнее включает знание тех требований, которые предъявляет профессия, и условий профессиональной деятельности. Результаты исследований свидетельствуют о том, что уровень представления студента о профессии (адекватное — неадекватное) непосредственно соотносится с уровнем его отношения к учебе: чем меньше студент знает о профессии, тем менее положительным является его отношение к учебе. При этом показано, что большинство студентов положительно относятся к учебе.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

3.персонализация.
Успешная адаптация - это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее эффективности.
В результате проведенных исследований доктор социологических наук, профессор А.А. Козлов разработал типологию студенческого контингента в зависимости от систематичности работы и как следствие процесса адаптации:
1. Студенты с высоким уровнем систематичности работы. Им
присущи развитые деловые навыки, и поэтому они сравнительно легко преодолевают барьер адаптации.
2. Студенты со средним уровнем систематичности работы. Трудовые
навыки у них довольно полно, хотя неравномерно развиты. В целом они успешно преодолевают адаптационный барьер, но показатели успеваемости имеют ниже, чем студенты первого типа.
3. Студенты с низким уровнем систематичности работы.
Характеризуются слабым включением в учебный процесс, с трудом преодолевают адаптационный барьер, сама адаптация носит поверхностный характер. Успеваемость, как правило, ниже среднего.
Качественными психолого-педагогическими новообразованиями студенческого возраста являются:

внимание к личному внутреннему миру;

интерес к самому себе как части социума;

способность понимать других людей.

Читайте также: