Какую функцию выполняет вера в религиозной гносеологии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Гносеология религии показывает, как посредством веры и чувств религиозный человек представляет себе истину и каковы в призме его взглядов первоосновы бытия.

Процесс познания человек осуществляет в разных сферах деятельности.

Рисунок 1. Виды познания

Эти области определяют виды познания, представленные на Рисунке 1.

Религиозный вид познания оказал значительное влияние на человека, общество и культуру.

Религиозное познание

Гносеология религии является одним из предметов религиозной философии. Известными российскими религиозными философами, которые в числе прочего рассматривали проблемы истинного и ложного знания, а также первопричины процессов познания, были С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский и др.

Цитата Согласно одному из отцов христианской церкви Иоанну Дамаскину, ум способен анализировать информацию, поступающую от чувственного начала. А чувства позволяют испытывать и познавать то, чего нельзя постичь разумом. Так, благодаря вере и чувству можно прикоснуться к высшей истине.

Для религиозного человека то, во что он верит, истинно и не нуждается в доказательствах со стороны науки или обыденной жизни. Предмет веры существует, и это равно знанию о нем.

Верующие люди разделяют понятие религиозных философов о том, что религиозная истина — это мера вещей, и эта религиозная истина и есть знание, которое не нужно логически доказывать и объяснять. В него просто нужно верить.

Длины волн инфракрасного света достаточно велики, чтобы перемещаться сквозь облака, которые в противном случае блокировали бы наш обзор. Используя большие инфракра сные телескопы, астрономы смогли заглянуть в ядро нашей галактики. Большое количество звезд излучают часть своей электромагнитной энергии в виде видимого света, крошечной части спектра, к которой чувствительны наши глаза.

Так как длина волны коррелирует с энергией, цвет звезды говорит нам, насколько она горячая. Используя телескопы, чувствительные к различным диапазонам длин волн спектра, астрономы получают представление о широком круге объектов и явлений во вселенной.

Пример №1 Постройте центральную симметрию тетраэдра, относительно точки O, изображенных на рисунке 3.

Решение.

Для построения такой центральной симметрии сначала проведем через все точки тетраэдра прямые, каждая из которых будет проходить через точку O. На них построим отрезки, удовлетворяющие условиям |AO|=|A?O|, |BO|=|B?O|, |CO|=|C?O|, |DO|=|D?O| Таким образом, и получим искомую симметрию (рис. 4).

В ряду разных механических движений особенным значением обладают колебания. Это движения и процессы, имеющие периодичность во времени.

В среде электромагнитных явлений также значительное место заняли электромагнитные колебания. В этих колебаниях заряды, токи, электрические и магнитные поля изменяются согласно периодическим законам.

Совет №1 Велосипедист, имеющий скорость 300 м/с, или идеальный газ, оказывающий давление 100 паскалей в большой тепловой машине — это странно.

Познание представляет собой одну из необходимейших сфер и условий нормальной деятельности человека. Без познания человек не может в прямом и в переносном смысле шагу шагнуть. Но почему человек шагает уверенно по земле, не ощупывая каждый сантиметр пути? Потому что это процесс постоян­ного решения много раз решавшихся типовых задач, который дал сначала тол­чок формированию уверенности, а затем и веры, что решение всегда будет та­ким, а не иным. Генезис веры связан с формированием уверенности человека в чем-либо. В последующем эта уверенность была перенесена на различные сфе­ры природного и социального бытия человека.

Процесс познания как процесс отражения действительности и получения истинного знания (информации) достаточно глубоко разработан и широко представлен в научной литературе. Его шаги или ступени четко выверены. Однако при внимательном анализе процесса познания выясняется, что в едине­нии или параллельно с отражением (чувственным, логическим) идет индивидуальное и социальное освоение мира, который влияет на процесс познания, ускоряет или тормозит его, привносит элемент субъективного в процесс и результаты познания.

Вера – это гносеологический феномен, проявляющийся в индивидуаль­ном и общественном сознании, служащий устойчивости духовного бытия ин­дивида и общества в силу ограничения не только содержания знания, но и спо­собов (методов) его получения. Также вера исполняет роль связующего звена между сознанием индивида и сознанием общества. Вот почему для общества и государства не должно быть безразличным, во что человек верит, являются ли предметом его веры объективные процессы природы, общества или объекты мистические. Почему это важно? Потому, что человек, живущий проблемами реальности, живет интересами общества и государства. Человек, живущий про­блемами мистики, только создает видимость, что его интересуют проблемы земные, в действительности, если он не обманщик, его проблемы далеки от ре­альности. Религиозный фанатик, выступающий в качестве террориста-смертника, свою жизнь приносит не на алтарь Отечества, а как жертву сверхъ­естественной силе, дабы занять достойное место не на Земле, а в потусторон­нем мире. Он тем самым освобождается от тягот земного бытия.

Вера – это совокупность жизненно важных установок в области теории и практики, которые определяют относительно устойчивое, определяемое субъ­ектом видение проблем бытия мира и человеческой деятельности. Вера как знание выступает своеобразным духовным коконом, внутри которого живет че­ловек, а потому она привносит элемент субъективности в любые формы дея­тельности и, следовательно, сказывается на результатах различных видов дея­тельности.

Вера знаменует собой несвободу человека от опорных, ключевых знаний в его деятельности. Освобождение, свобода от центральных мировоззренческих установок (веры), составляющих несвободу человеческого бытия, приводят субъекта деятельности к неверию, к состояниям рассеянности, хаоса, связан­ным с утратой им опор его повседневной деятельности. Теоретическим, ин­формационным стержнем ста­бильности временного или постоянного бытия субъекта является та или иная вера, составляющая сплав определенных знаний и убеждений. Вера не сущест­вует вне индивидуального сознания, вера живет в сознании и через сознание. Вера является необходимым структурным элементом индивидуального созна­ния, охватывающим устойчивое, жизненно необходимое для субъекта бытия знание. На уровне общественного сознания вера представляет необходимый компонент каждой из форм общественного сознания. В силу того, что знание носит не только индивидуальный, но и общественный характер, оно (общественное знание) составляет структурный компонент сознания инди­вида.

Структурно вера как элемент индивидуального сознания включает в се­бя, во-первых, знание как совокупность информации о себе и мире. Во-вторых, самосознание, связанное с осмыслением субъектом познания себя как индиви­дуальности, включенной в систему социальных отношений. Самосознание яв­ляется центральным звеном веры, поскольку отражает отношение индивида или социальной группы к содержанию знания, выраженного в вере. Постоянно со­относя содержание своей веры со знаниями об окружающем мире и результа­тами индивидуальной познавательной деятельности, самосознание вносит сомнения в личные убеждения и ставит вопрос о сохранении или изменении убеждений.

Логично выделять не только веру как некое знание, но и веру как метод получения соответствующего знания. Вера как знание содержит в себе инфор­мацию о мире, его явлениях и процессах, преломленную через главные уста­новки веры. Вера как метод представляет собой совокупность знаний, служа­щих для получения, уточнения, изменения имеющейся информации, составляющей содержание веры как области знания. Одни верят в истинный характер рациональных методов познания, а другие отдают предпочтение иррациональ­ному.

Вера может выступать как знание, которое ограничивает поиск нового знания и претендует на свою абсолютную истинность, на завершенность со­держащегося в конкретной вере знания, а тем самым на статус вершины знания, методологический абсолют, способный объяснить все и вся. Вера как гносеоло­гический абсолют утверждает завершенность определенного, специфического для каждой такой системы видения мира, преобладание общественного виде­ния мира над индивидуальным взглядом на мир. Индивидуальное видение не может претендовать на изменение общего, а способно лишь укреплять общее. Здесь скрыто противоречие между индивидуальным познавательным процес­сом и знанием, закрепленным в коллективной вере. Это противоречие выража­ется в неспособности индивида видеть то, что предполагается видеть, исходя из основ коллективной веры. Это противоречие, опираясь на индивидуальное же­лание видеть то, что видению недоступно, порождает галлюцинации даже у вполне здоровых людей. Галлюцинация – это способность человеческого соз­нания, базирующегося на абстрактном мышлении, видеть то, чего перед глаза­ми нет, но что очень, очень хочется видеть, ощущать, воспринимать. Подтверждение галлюцинаций практикой не требуется, поскольку галлюцинации сами по себе в ряде религий рассматриваются как специфический вид духовной практики. Критерием истинности такого рода веры является рост числа его сто­ронников, которым удалось в процессе медитации воспроизвести в своем соз­нании нечто необычное, но специфическое для данной веры и не выходящее за рамки конкретного группового знания.

Относительность научного знания при стремлении человека к абсолют­ному знанию, да еще с учетом действия закона экономии мышления, вызывает желание отдельных людей, не всегда далеких от науки, отдать недостающие звенья целостной картины мира на откуп сверхъестественным силам. Это лиш­ний раз выделяет гносеологические корни религии. Религиозная вера как гносеологи-ческий феномен выступает в качестве одного из проявлений закона экономии мышления, который позволяет просто и предельно доходчиво объяс­нить обывателю все стороны его бытия действием сверхъестественных сил.

Важную роль в жизни человека играет вера, опирающаяся на убежден­ность в силе человеческого разума, в его способности познать и понять неизве­данное. Такая вера признает, что у познания нет границ, необходимо только время и соответствующий инструментарий познавательной деятельности. Это вера оптимистическая. Такая вера несет в себе заряд активности. Она не дает остановиться на достигнутом, побуждает к постоянному движению вперед. Ве­ра, противоположная научному оптимизму, несет в себе заряд пассивности, ут­верждая уверенность, что все в мире давно уже познано, истолковано, записано в соответствующих книгах и человеку остается только это писание понять. Но понимание – это тоже проблема познания. Понимая, человек опять сталкивает­ся с дилеммой: верю – не верю. Все начинается сначала.

Процесс восхождения от простого к сложному, от известного к неизвест­ному предполагает веру. В этом случае вера является опорой для дальнейшего продвижения вперед. Если это так, то вера выступает промежуточным пунктом в сложной цепи познавательной деятельности.

Научная вера совершенствует и знания, и инстру­мент познания. Она стремится к тому, чтобы вера как метод вела к истинным знаниям, а вера как знание приближалась к стопроцентному соответствию отраженных знаний отражаемому объекту.

Что представляет собою истина с точки зрения науки? Истина есть вера в стопроцентное соответствие знаний об объекте самому объекту. Истина есть адекват­ное отражение действительности. Субъект познания желает, чтобы соответст­вие было полным, но является ли оно полным в действительности? Связь меж­ду верой в истинность и истинностью весьма проблематична. Вера – это гно­сеологический феномен, используемый в повседневном или научном познании и деятельности, когда субъект познания и деятельности уверен в том, что мыс­лительные блоки его мыслительной деятельности соответствуют его гносеоло­гическому идеалу или хотя бы удовлетворяют субъекта в процессе познания конкретного вида реальности. Как уже говорилось, вера может быть научной, бытовой, религиозной. Общенаучная вера всегда и неизбежно отстает от дос­тижений в области приращения научного знания, но постоянно стремится пре­одолеть это отставание. Вненаучная вера такими проблемами себя не утружда­ет, она довольствуется тем, что обеспечивает возможность своего бытия.

Не любое научное знание имеет статус научной веры. Вера не может ох­ватить собою все знание. Вера – это ограниченное знание и знание ограничивающее. Научное знание, несмотря на свою возможную полноту описания яв­ления или процесса, носит вероят-ностный характер, содержит элемент сомне­ния. Вера, в том числе и научная, претендует на абсолютное соответствие ото­браженного знания отображаемому объекту. Вера исходно содержит в своем содержании противоречие между знанием, которое она отражает, и тем знани­ем, на отражение которого она претендует. Вера претендует на статус живого знания, а отображает застывшее. Вера подобна кадру кинопленки, фиксирую­щей процесс жизни и запечатлевающей всегда прошлое, близкое или далекое. Вера как застывшее знание отражает то, что, возможно, когда-то соответство­вало действительности или взглядам на действительность. Преднамеренное ис­пользование устаревшего знания в качестве нового, не соответствующего дей­ствительности, роднит последователей такой веры с мошенниками.

Научная вера – постоянно возобновляемое знание, в меру консерватив­ное, но тяготеющее к изменению, характеризующее ступень познания, когда новое, абсолютно или относительно истинное знание превратилось в убежде­ние носителей научной веры.

Человек является одновременно рабом и хозяином своей веры. Рабом яв­ляется человек, который не способен изменить содержание своей веры. Вера является безусловным фактором его несвободы, а к свободной деятельности такой субъект не способен. Хозяин своей веры корректирует ее по мере развития знания, составляющего содержание веры.

Вера как гносеологический феномен носит всеобщий характер, выступая необходимым элементом процесса индивидуального и социального познания. Она пронизывает индивидуальное и общественное сознание, знаменуя собой специфическое видение индивидом проблем общества и требование общества к видению индивидом различных проблем объективной и субъективной реально­сти. Научная вера, как и другие веры, является формой проявления веры как таковой. Каждая из форм веры отражает свой специфический предмет, отли­чающий одну веру от другой. Это отличает политическую веру от веры право­вой и т. д.

Вера представляет собой единый процесс бытия и познания, она несет в себе востребованное знание независимо от того, какое это знание – новое или устаревшее. Вопрос в том, что делает устаревшее знание востребованным. На этот вопрос ответить трудно. Одна вера живая, развивающаяся, другая не мо­жет существовать без постоянной реанимации. Продолжается жизнь, и жизнь, сменяя поколением поколение, совершенствует живую веру, изменяет ее, на­полняя новым содержанием. Вместе с тем жизнь несет на своих плечах веры, которые свой век отжили, и создает для них видимость жизни. Только в одном случае вера как знание зовет к новым свершениям в познании, к новому зна­нию. В другом случае вера тормозит познание, поскольку знание, составляю­щее содержание такой веры, выступает фактором, который претендует на спе­цифическое объяснение всего и вся, утверждая первенство знания, содержаще­гося в вере, по отношению к знанию, которым описывается мир и сам феномен веры, как это имеет место в вере религиозной.

Вера в живом ее варианте независимо от ее соответствия действительно­сти играет важную роль в познании:

– во-первых, вера идет за отражением действительности и представляет собой форму осмысления мира, объективной и субъективной реальности;

– во-вторых, вера выступает ступенью познания на непрерывном пути вос­хождения от простого к сложному, от сложного – к более сложному. Вера знаме­нует устойчивое в изменчивом и служит временной опорой для следующего шага на пути познания;

– в-третьих, вера выступает необходимым элементом мыслительной дея­тельности, выражая собою типовое, проверенное знание, знаменуя тем самым проявление закона экономии мышления;

– в-четвертых, вера при обособлении своего знания от других видов знания претендует на исключительность и абсолютность, мыслимость именно того знания, которое составляет содержание конкретной веры, оттесняя в область немыслимого все иное знание, которое не отвечает мировоззренческим уста­новкам субъекта веры;

– в-пятых, вера препятствует получению знания, которое противоречит положениям конкретной веры, способствует поиску аргументов, обосновы­вающих стремление к занятию и удержанию лидирующих позиций адептов данного направления конкретной веры и принижению соперников;

– в-шестых, вера способна создавать иллюзию завершенности знания о предмете познания, компенсировать собой недостающие знания.

Вера – это гносеологический феномен, позволяющий человеку упростить процесс его бытия за счет отказа от постоянной проверки и перепроверки зна­ния о тех или иных сторонах объективной и субъективной реальности.

[1] Голдстейн, М., Голдстейн, И. Ф. Как мы познаем. Исследование процесса научного позна­ния / сокр. пер. с англ. – М., 1984. – С. 38.

Гносеология – это раздел философии, изучающий возможности человечества в познании мира, в котором оно живет, познание самого себя и процесс перехода незнания в знание.

Гносеология включает несколько направлений:

  • изучение степени познания человеком мира и самого себя;
  • изучение процесса превращения незнания в знание в процессе познавательной деятельности;
  • изучение природы человеческих знаний в том состоянии, в каком они проявляются в онтологической сущности, а также соотношение этих знаний с познаваемыми предметами и явлениями.

Гносеология религии

Гносеология религии – это одна из разновидностей теории познания, которая занимается изучением особенностей духовной веры, религиозных знаний и способов достижения абсолютной реальности. Религиозная рациональность значительно отличается от технического или научного разума в таких аспектах, как способ связи субъекта с объектом, характер используемого языка, оценка истинности знания и пр. Чтобы выяснить специфику религиозной гносеологии необходимо осознать ее общие представления, касательно механизма переноса информации от объекта к субъекту и условия, в которых будет установлено соответствие образца оригиналу.

В русской религиозной философии появилось понятие христианской гносеологии, произошло это в конце XIX – начале ХХ века, в работах П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова и В.В. Зеньковского. Но и у древних представителей церкви уже было разработано учение о богопознании, которое отличалось от учения гностиков, занимающихся подменой веры самоцельным знанием. Как считал Иоанн Дамаскин, истинная теория познания должна заниматься тем, что направляет ум к ближайшей цели, которая заключается в том, чтобы посредством чувств перейти к тому, кто стоит выше чувства и восприятия, то есть кто является виновником всего.

С позиции религиозного человека, предмет его веры реально существует, всегда существовал и будет существовать. То есть, он является чем-то достоверным, доказанным и общеизвестным. Для него вера предполагает одновременно моральную систему, мифологию и своеобразный ритуал.

Иными словами, для человека верующего предмет его веры не является какой-то гносеологической проблемой. Но это совсем не означает, что теология абсолютно игнорирует проблему истинности.

Готовые работы на аналогичную тему

Основываясь на этих примерах, почерпнутых в христианстве, можно сделать вывод, что только синтаксически и чисто формально теологическое понятие истинности можно считать тождественным гносеологическому, так как само противопоставление мышления объекту является чуждым теизму.

Независимость объекта, то есть материи, от мышления человека не является по своей сути проблемой для религии именно потому, что в ней скрыта постулирована полная адекватность мышления объекта веры.

Гносеологический принцип, напротив, выдвигает постулат о том, что неопределенность в сопоставлении мышления с материей имеет несколько крайних точек:

  • агностическая: мысли человека – это только мысли о мыслях;
  • гностическая: все, что есть в мышлении, должно быть отражено в объекте.

То есть, очевидным является, что обе эти позиции могут быть рассмотрены в качестве пределов применимости гносеологии, и могут быть легко трансформированы в догматы веры.

Далее, понятию истины характерна двойственность, возможно даже говорить о существовании двух разных понятий:

Гносеология, как и любая другая наука – биология, физика, экономика и прочие общественные и естественнонаучные направления, противопоставляется логике, так как в законах гносеологии раскрываются, выявляются и исследуются данные, но они не доказываются. Никто не стремится к логическому доказательству или опровержению, что скорость падения физического тела пропорциональна его весу или, наоборот, не зависит от веса, но при этом все ссылаются на закон Галилея По данной теме мы уже выполнили реферат Философские идеи Г. Галилея. подробнее и пр.

К области гносеологических исследований можно отнести и некоторые закономерности психической деятельности, например, склонность фантазировать, неумышленно и предумышленно постоянно лгать и пр., это позволяет подходить к исследованию религиозных верований и религиозных мифов с научных позиций.

Вместе с этим, когда речь заходит о том, что у теологии нет точек соприкосновения с гносеологией, следует сказать, что гносеология не обязана признавать доводов и опровержений теологии, отрицая саму возможность образа научного мышления.

В связи с этим можно сделать вывод, что положительно решить этот вопрос, то есть прийти к какому-то общему выводу невозможно настолько же, насколько нелепо это бы было. Это можно сравнить с попыткой вывести понятие иррационального числа их представлений о рациональных числах и пр. Другими словами, нужно раз и навсегда признать тот факт, что религиозной вере всегда будет отведено место в общественном сознании. Поэтому, несмотря на то, что религия – это только одна форма общественного сознания, она может выступать в качестве предмета исследования для другой области общественного сознания, то есть науки, что еще не может считаться основанием для оценочного их ранжирования.

? Интересен вопрос о границах религиозного познания. Если рассмотреть этот вопрос на примере христианства, то можно ясно увидеть эти границы. Христианство – это религия, основанная на монотеистическом принципе существования трансцендентного Бога-Творца, который является единственно самостоятельным истинным бытием. Христианство базируется на существовании онтологического, а значит и гносеологического разрыва с Богом.

В христианстве, человек как ограниченное тварное конченое существо никогда не может познать сущность бесконечного Всемогущего Бога. Человек может знать о существовании Бога исходя из свидетельств природы о Боге, исходя из божественных энергий присутствующих в мире, но он никогда не познает его сущности Бога, христианство всегда оставляет место для тайны. Причем тайна – это не уход от ответа, а это обозначение принципиальной непознаваемости Бога.

Бог принципиально иной, чем этот тварный мир, в нем не действуют законы логики, которыми пользуется человек, в него можно только верить (поэтому многие христианские богословы стояли на приоритете веры над разумом, считая, что все данные, получаемые из познания природы никогда не сравняться с верой человека, не поддающейся логическому обоснованию)

? Религия (как и мифология) не воспроизводили знание в систематической и, тем более, теоретической форме. Она никогда не выполняла и не выполняет функции производства объективного знания, носящего всеобщий, целостный, самоценностный и доказательный характер.

? Религия всегда содержит в себе то или иное отражение тех конкретно -исторических условиях в которых она была создана, а значит она содержат в себе определенные знания о действительности, хотя нередко и превратные. Достаточно мудрой и глубокой сокровищницей религиозных и других знаний, накопленных людьми веками и тысячелетиями, являются, например, Библия и Коран.

? Но в тоже время религиозные знания претендуют на универсальность для верющего независимо от конкретно исторических условий его жизни, и они не подлежат пересмотру со стороны науки, они есть вечные истины. Их истинность стоит вне сомнения для верующего.

? Цель религиозного познания в монотеизме — не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания и формирует в его сознании требование нравственного обновления.

? Но вследствие этого результаты религиозного познание никогда не могут претендовать на универсальность для всех, поэтому нет всеобщей религии.

? В отличие от науки и философии религиозная гносеология дает человеку абсолютную истину, тогда как истины философия и науки большей частью всегда относительны, а иногда и двойственны (например, корпускулярно-волновой дуализм). В религиозной философии абсолютные истины, изложенные в Священном Писании и предстающие в виде Божественного откровения не подлежат пересмотру, это и есть абсолютная истина, в этом и есть строгий догматизм религии, и ее консервативность

? В отличие от науки, которой свойственна готовность к самоопровержению (далеко не всегда реализуемая) — вплоть до базовых принципов, религиозное знание — в рамках любой конфессии — обычно направлено на утверждение и подтверждение исходных догматов, символа веры (правда, в основе научных представлений тоже всегда лежат некие постулаты, принимаемые без доказательств и чаще всего недоказуемые; ученые явно или неявно отстаивают их, защищая так, как если бы они были бесспорными).

? Другое различие: в религиозном познании мир рассматривается как проявление божественных замыслов и сил, тогда как в науке он рассматривается как относительно самостоятельная реальность.

Читайте также: