Структурно логические схемы основные формы методической работы в школе педагогические инновации

Обновлено: 05.07.2024

Эффективной формой методической работы являются тематические семинары - практикумы. Такие семинары обычно строятся по следующей схеме: краткая лекция по проблеме, практическая обработка вопроса, составление и обсуждение тематических планов. Занятия семинаров - практикумов могут быть посвящены изучению технических средств обучения и методики их применения, разработке наиболее важных и трудных тем и т.д.

Значительное место в работе методических объединений занимают обзоры литературы, педагогических журналов, наиболее интересных статей по вопросам обучения и воспитания, опубликованных в периодической печати. Желательно делать такие обзоры на каждом заседании методического объединения. Своевременная информация о новой литературе оказывает учителям существенную помощь в работе по самообразованию, создает благоприятные условия для внедрения в практику достижений педагогической и психологической науки.

Методическая работа будет по настоящему эффективной, окажет действенное влияние на качество обучения и воспитания только тогда, когда ее коллективные формы будут органически связаны с систематическими занятиями, самообразованием

Основные формы проведений занятий в рамках методического объединения – это семинары и семинары – практикумы.

Семинар – форма групповых занятий по предмету или теме, какая проходит при активном участии всех педагогов.

На семинарах освящаются актуальные вопросы учебно-воспитательного процесса, содержание новых технологий, методов и приемов обучения.

Эта форма занятий (заседаний) является необходимой для ознакомления учителей с новейшими достижениями науки и действенного педагогического опыта.

Характерными чертами семинара являются:

  • обязательная работа учителей по самообразованию;
  • коллективное обсуждение ее результатов;

При проведении семинара происходит переход информативной функции от руководителя методического объединения до участников семинара. В деятельности руководителя методического объединения на первое место выступает регулятивная и организаторская функции.

Эффективность семинара требует особых организационных мер при его подготовке и проведении. Эти организационные меры включают:

  • выделение специального времени для подготовки участников;
  • обеспечение участников списком литературы;
  • скрупулезный отбор вопросов по количеству и качеству для обсуждения;
  • при формулировании вопросов для обсуждения на занятиях методических объединений необходимо придерживаться следующих требований: опора на внутреннюю логику изучаемого материала; проблемность; учет запросов аудитории.

Практикум – вид учебной деятельности, основанной на применении знаний, умений и навыков в решении практических задач. На первом плане развитие умений пользоваться теорией на практике. Однако практические занятия в перспективе способствуют приобретению новых теоретических знаний.

Практикум включает следующие этапы :

  • организационный;
  • постановка цели;
  • актуализация знаний;
  • инструктаж;
  • деятельность, направленная на практику работы;
  • подведение итогов.

Проведение подобных семинаров следует планировать не более двух-трех раз в год во избежание перегрузки учителей.

Разновидностью теоретического семинара является психолого-педагогический семинар, который активно используется в общеобразовательных учреждениях республики. На нем в первую очередь рассматриваются вопросы психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса. И руководит работой такого семинара специалист-психолог.

Семинар-практикум. Данная форма работы требует очень серьезной подготовки, так как на таком семинаре учителя знакомят присутствующих коллег с опытом своей работы (учебной, исследовательской, поисковой), проводимой в течение определенного времени под руководством ученого-консультанта или же спе­циалиста управления (отдела) образования.

В центре внимания семинара-практикума находятся не только теоретические вопросы учебно-воспитательного процесса, но и практические умения и навыки, что особенно ценно для роста профессионального уровня учителей.

Семинары-практикумы являются эффективной формой приобщения педагогов к творческой, поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности и повышают их общепедагогическую культуру.

Научно-практический конференция - это форма совместной деятельности ученых, педагогов и учащихся. Главная ее цель обобщение, ознакомление и пропаганда лучшего опыта работы,

формирование собственной, исследовательской позиции, навыков ведения, рекомендации по совершенствованию данного направления деятельности педколлектива. проведения экспериментальной работы по учебно-педагогической проблеме. Определяющими чертами конференции являются: многочисленный состав участников; наличие участников, приглашенных со стороны (из других школ, гимназий, лицеев, вузов, науч­ных учреждений); всестороннее освещение проблемы.

Методический фестиваль. Данная форма методической работы предполагает большую аудиторию участников и ставит своей целью обмен опытом работы, внедрение новых педагогических идей и методических находок.

Как правило, фестиваль — это торжественное подведение итогов работы педагогического коллектива.

Программа фестиваля состоит из различных мероприятий: открытых уроков, внеклассных мероприятий, конкурсов, выставок, презентаций, приглашений в творческую лабораторию учителя и др. На фестивале происходит знакомство с лучшим педагогическим опытом, с нестандартными уроками, подходами в решении педагогических задач. Во время фестиваля работает панорама методических находок и идей.

Завершается фестиваль чествованием педагогов, показавшим высокие результаты методической работы за год, а также подведе­нием итогов рейтинговой оценки методической деятельности и определением победителей.

Методический мост является разновидностью дискуссии и проводится с участием педагогических коллективов других учебных заведений, сотрудников управления (отдела) образования, НИО, ИПК, АПО, родителей учащихся.

Цель данной работы - обмен идеями, опытом практической деятельности, обсуждение типичных трудностей в осуществлении учебно-воспитательного процесса и определение путей их успешного разрешения.

Итогом работы методического моста могут быть методические рекомендации по преодолению негативных явлений в повышении квалификации и по улучшению, совершенствованию профессиональной подготовки учителей, по преодолению сложностей в ре­шении задач учебно-воспитательного процесса.

Методический ринг как групповая форма работы проводится с целью совершенствования профессиональных знаний педагогов, выявления их педагогической и общекультурной эрудиции.

Существует несколько вариантов проведения методического ринга. Наиболее распространенными являются: ринг как разновидность дискуссии и ринг как соревнование. Ринг как разновидность дискуссии проводится в том случае, когда в педагогическом коллективе формируются разные взгляды на один и тот же вопрос или проблему. Желательно количество разных взглядов, точек зрения свести к минимуму — до двух. Тогда заранее готовятся оппоненты. Каждый из них формирует необходимую группу поддержки, которая оказывает помощь своему лидеру в случае необходимости.

Специально созданная группа анализа оценивает уровень подготовки лидеров, качество защиты определенной версии, подводит итоги.

В паузах между рингами зрителям предлагаются различные игровые задания, решение педагогических ситуаций, задач.

Второй вариант проведения методического ринга сводится к соревнованию методических идей в реализации одной и той же проблемы. Творческие группы по защите методических идей фор­мируются заранее.

В этом варианте, как и в предыдущем, создается группа анализа (экспертная группа), которая оценивает уровень подготовленности участников и мастерство подачи материала.

Соревнование методических идей завершается обобщающими выводами.

Тренинг — форма работы, направленная на отработку опреде­ленных профессиональных умений и навыков.

Цель — отработка определенных профессиональных навыков и умений.

Тренинг (англ.) — специальный, тренировочный режим, тренировка, может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прием при проведении семинара.

При проведении тренинга широко используются педагогические ситуации, раздаточный материал, технические средства обучения. Тренировку целесообразно проводить в тренинговых группах численностью от 6 до 12 человек.

Основные принципы в работе тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, ответственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренировки.

Тренинг может использоваться и как самостоятельная форма методической работы, и как методический прием при проведении семинара.

При проведении тренинга широко используются педагогические ситуации, технические средства обучения, раздаточный мате­риал. Тренировку целесообразно проводить в небольших группах (от 5 до 10 человек).

Основные принципы работы тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, взаимоуважение, искренность, ответственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренинга.

Специфика работы видеотренинга состоит в сочетании метода и видеотехнического средства при обучении педагогов.

Метод заключается в расчленении педагогического акта на отдельные технические приемы и педагогические навыки, которые должны быть проанализированы и исправлены, восприняты. Инструментом в данном случае является видеомагнитофон, с помо­щью которого детально изучаются шаги, этапы модели педагогического процесса, отрабатываются умения и навыки, осуществляется обратная связь.

Видеотренинг — незаменимый помощник при формировании рефлексивных умений и навыков у педагогов.

Дискуссия — целенаправленный обмен суждениями, мнениями, идеями, осуществляемый членами методических формирований с целью поиска истины.

Существенной чертой дискуссии является равный диалог всех ее участников. А для того чтобы каждый педагог мог быть активным участником процесса обсуждения вопроса, необходимо комплектовать небольшие по составу группы до 10 человек. Позитив­ным моментом в работе будет являться подбор состава участников

Проведение педагогических чтений в учреждения образования требует привлечения к их подготовке всех звеньев методической службы, так как эти чтения являются своеобразным подведением итогов работы методических подструктур. Как правило, педагогические чтения проводятся по определенной теме, связанной непосредственно с общешкольной методической темой. Они не носят случайный характер, а отражают опыт работы педагогов, их достижения, успехи, фиксируют те трудности, которые пришлось преодолевать на пути к намеченному результату.

Выступления педагогов сопровождаются видеоматериалами, таблицами, схемами, графиками, фотографиями, ученической продукцией.

Все выступления обсуждаются присутствующими, часто в дискуссионной форме, поскольку оптимально определенная тема педчтений никого не оставляет равнодушным.

Желательно, чтобы проведение педчтений планировалось для подведения рубежных и итоговых результатов работы педколлектива по единой методической теме и приоритетным проблемам учреждения образования.

Открытый урок — это традиционная форма работы с педагогическими кадрами по совершенствованию их профессионального уровня.

В современной педагогической литературе достаточно широко освещаются вопросы проектирования, подготовки, проведения и анализа открытого урока, на котором высокопрофессиональный учитель демонстрирует коллегам использование наиболее эффективных технологий, методик, методов и приемов в процессе обучения учащихся.

Методическая декада (неделя) предусматривает демонстра­цию лучшего опыта работы отдельных учителей или методических формирований учреждения образования. Она проводится по заранее разработанному плану и носит чисто практический характер. В содержании декады должна быть представлена учебная, методическая и внеклассная деятельность педагогов.

Завершается работа декады изданием информационно-методического бюллетеня, выпуском газеты или радиогазеты, соз­данием видеофильма. Лучшая педагогическая продукция пополняет банк данных опыта работы учителей.

Методический диалог проводится с целью обсуждения кон­кретной педагогической проблемы и выработки плана совместных действий по ее реализации.

Как правило, методический диалог ведется между руководите­лем и группой педагогов. Причем участники заранее знакомятся с темой обсуждения, готовят предварительно полученное теорети­ческое домашнее задание.

Движущей силой диалога является активное участие педагогов в обсуждении проблемы. Также большое значение для результа­тивности работы имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет сформировать чувство внутреннего единства участни­ков. В заключение совместной работы делаются выводы и опреде­ляются рекомендации дальнейших совместных действий участни­ков диалога.

Активные формы организации методической работы

К новейшим формам обучения педагогических кадров отно­сятся инновационные, организационно-деятельностные, деловые, ролевые и другие игры, которые способствуют формированию ин­теллектуальной культуры и культуры саморазвития.

Используются новейшие формы обучения в рамках модели образования, которая обеспечивает подготовку педа­гогов к инновационной деятельности, создает предпосылки для их быстрой адаптации в динамической профессиональной среде. В педагогике игры связаны с определенными правилами для их участников. В ходе игры учителя овладевают реальным опытом, который затем могут применять на занятиях, учатся решать слож­ные педагогические проблемы, быть активными участниками пе­дагогического процесса, соучастниками по его управлению. Кроме того, использование игровых форм занятий методических форми­рований поможет педагогам научиться экономить время на отра­ботку определенных понятий, умений, навыков в процессе обуче­ния. Они также способствуют активизации самообразования педа­гогов, что является очень важной характеристикой современного учителя. Таким образом, использование разнообразных форм методиче­ской работы дает возможность укрепить профессиональный статус педагога, обеспечить стимулирование его развития и реализацию собственного педагогического потенциала. А все это, в свою оче­редь, способствует повышению уровня учебно-воспитательного процесса современного учреждения образования.

Деловая игра

Цель — отработка определенных профессиональных навыков, педагогических технологий.

Игра как форма обучения характеризуется большой гибкостью. В ходе ее можно решать задачи различной сложности. Она активизирует творческую инициативу учителей, обеспечивает высокий уровень усвоения теоретических знаний и выработки профессиональных умений. Форма проведения — коллективная или групповая работа.

Методика организации и проведения:

Процесс организации и проведения игры можно разделить на 4 этапа.

Конструирование игры:

четко сформулировать общую цель игры и частные цели для участников; разработать общие правила игры.

Организационная подготовка конкретной игры с реализацией определенной дидактической цели:

руководитель разъясняет участникам смысл игры, знакомит с общей программой и правилами, распределяет роли и ставит перед их исполнителями конкретные задачи, которые должны быть ими решены;

назначаются эксперты, которые наблюдают ход игры, анализируют моделируемые ситуации, дают оценку;

определяются время, условия и длительность игры.

Подведение итогов, подробный ее анализ:

общая оценка игры, подробный анализ, реализация целей и задач, удачные и слабые стороны, их причины;

самооценка игроками исполнения порученных заданий, степень личной удовлетворенности;

характеристика профессиональных знаний и умений, выявленных в процессе игры;

анализ и оценка игры экспертами.

Педагогический КВН

Данная форма методической работы способствует активизации имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков, созданию благоприятного психологического климата в группе педагогов, Из состава слушателей формируются две команды, жюри, остальные являются болельщиками. Команды предварительно знакомятся с темой КВН, получают домашние задания. Помимо того, они готовят взаимные шутливые приветствия по теме данного КВН. Руководитель предлагает занимательные, требующие нестандартных решений задания (в том числе "Конкурс капитанов"), непосредственно связанные с изучаемой темой.

Мозговой штурм

Это один из методических приемов, способствующий развитию практических навыков, творчества, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы педагогической теории и практики. Этот прием удобно использовать при обсуждении методики прохождения какой-то темы, для принятия решений по определенной проблеме.

Руководитель должен хорошо продумать вопросы, чтобы ответы были краткими, лаконичными. Предпочтение отдается ответам-фантазиям, ответам-озарениям. Запрещается критика идей, их оценка. Продолжительность мозгового штурма— 15— 30 мин. Затем следует высказанных идей.

Решение педагогических задач

Цель — познакомиться с особенностями педагогического процесса, его логикой, характером деятельности учителя и учащихся, системой их взаимоотношений. Выполнение таких заданий поможет научиться выделять из многообразия явлений существенное, главное.

Мастерство учителя проявляется в том, как он анализирует, исследует педагогическую ситуацию, как формулирует на основе многостороннего анализа цель и задачи собственной деятельности.

Педагогические задачи целесообразно брать из школьной практики. Они должны знакомить с отдельными методическими приемами работы лучших учителей, предостерегать от наиболее часто встречающихся ошибок.

Приступая к решению задачи, необходимо внимательно разобраться в ее условии, оценить позицию каждого действующего лица, представить себе возможные последствия каждого предполагаемого шага.

Предлагаемые задачи должны отражать эффективные формы и приемы организации и проведения учебной работы.

Методический фестиваль

Данная форма методической работы используемая методистами города, района, руководителями школы, предполагает большую аудиторию, ставит целью обмен опытом работы, внедрение новых педагогических идей и методических находок.

На фестивале происходит знакомство с лучшим педагогическим опытом, с нестандартными уроками, выходящими за рамки традиций и общепринятых стереотипов. Во время фестиваля работает панорама методических находок и идей.

Каждое заседание методического объединения предполагает различные варианты обратной связи с учителями по изученной теме. Более эффективно и качественно строить методическую работу учителя позволяют необходимые виды домашних заданий:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения и познавательной деятельности школьников. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.

Уже долгое время одна из важнейших проблем дидактики: каким образом активизировать учащихся на уроке? Переломным по значению стало исследование М.Н. Кашина, выполненное в середине 1950-х гг., в котором автор выступил с критикой в адрес традиционного обучения. Особенно остро встал вопрос о пассивности учащихся в учебной работе. Опираясь на результаты почти 300-часового хронометража, М.Н. Кашин показал, что самостоятельная работа учащихся занимала лишь 10% времени, причем и эта работа состоял в основном из простого чтения учебника и выполнения тренировочных упражнений. Вдобавок к этому обнаружился курьезный факт: чем старше учащиеся, тем меньше использовалась их самостоятельная работа.

Для реализации же данного подхода, да и вообще для осуществления образования в целом, необходима активизация учебной и познавательной деятельности учащихся.

В развитии интереса к учебному предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Наука может увлечь своей необычностью, с одной стороны, и узнаваемостью фактов с другой. Новое, неожиданное вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить даже сложный учебный материал. Однако без активной деятельности содержательный материал вызовет у учащихся только созерцательный интерес к предмету, который не сменится познавательной.

Психологами введен основной закон усвоения знаний: воспринять, осмыслить, применить и проверить результат.

Воспринять и усвоить учебный материал позволяет применение различных педагогических методов и приемов. Таковых на данный момент существует большое количество, нами же рассматриваются структурно-логические схемы в курсе школьной биологии, как составляющая успешной активизации учебной и познавательной деятельности учащихся среднего и старшего звена. Структурно-логические схемы, составленные самим учителем, или же совместно с учащимися дают возможность как воспринять, осмыслить изучаемый материал, так и проверить результат и применить знания на практике.

В последние годы все ярче проявляется проблема оптимальных способов структурирования учебного материала, она приобрела популярность среди психологов и педагогов.

Здесь значение имеет генерализация знаний, выделение из широкого круга сведений наиболее существенного, главного, обобщение и систематизация изученного на основе определённого теоретического положения, понятия или правила. Изучение материала укрупнёнными частями обеспечивает необходимое качество знаний – их полноту, глубину и прочность.

Опорно-логические схемы, по сути, являются одним из видов схематизации, а схематизация, в свою очередь, является методическим приемом моделирования.

Опорно-логические схемы могут иметь фрагментарный, эпизодический характер, охватывать небольшие объемы материала по биологии. Но чаще всего их построение связано с целой темой или даже разделом биологической науки. Структурно-логическая схема – один из способов, приёмов, которые помогают глубже осмыслить изучаемый материал.

Рассмотрим основные моменты в технологии сверстки учебной информации в виде опорно-логических схем. Прежде всего, обозначим общие теоретические положения. Теоретическую основу составляют процедуры сверстывания знаний формирования рациональных познавательных действий: генерализация знаний, объединение объектов, процессов, схем, рассуждений в целостную мыслительную конструкцию.

Опорно-логические схемы составляются с помощью опорных сигналов, представляющих собой ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение, способный мгновенно восстановить в памяти известную ранее и понятную информацию. Содержание учебного предмета раскрывается в учебнике, учебном пособии или конспекте урока, поэтому опорные сигналы могут даваться в виде линейной последовательности, которая определяется, как правило, логикой излагаемого в них материала.

Система опор представлена ключевыми словами и фразами, разнообразной аббревиатурой, рисунками, графиками, чертежами, формулами, условными знаками и другими способами кодирования. В связи с психологическими особенностями восприятия наглядного материала количество содержащихся в опорных сигналах знаков должно отвечать определенным требованиям: доступности усвоения, оригинальности оформления, эмоциональной насыщенности. Опорные сигналы позволяют наилучшим образом реализовать в обучении принцип крупноблочного введения теоретических знаний. Опорно-логические схемы должны соответствовать также принципу компактности, предполагающему графическое отображение изучаемой темы при небольшом числе опорных сигналов, и принципу системности, предполагающему упорядочение знаний учащихся на основе материальных (т.е. предметных) и формальных (т.е. логических) систем.

Можно выделить оптимальность и достоинства структурно-логических схем. Она оптимальна:

С точки зрения восприятия: зрительное восприятие структурно-логических схем намного эффективнее за счёт чёткой структуры и смыслового содержания.

С точки зрения воображения: структурно-логическая схема в воображении учащегося создаёт целостную картину изучаемого материала.

С точки зрения памяти: структурно-логические схемы обеспечивают концентрацию внимания только на конкретных понятиях, что улучшает его долговременную память.

С точки зрения представления: структурно-логическая схема даёт комплексное представление об изучаемом материале.

С точки зрения мышления: структурно-логическая схема, активизируя различные виды мышления, обеспечивает осмысленное усвоение требуемого понятия.

Достоинства структурно-логических схем:

Компактность – информация расположена на одном листе и структурирована по смысловым направлениям.

Логичность – понятия взаимосвязаны между собой в строго логической последовательности.

Информационная насыщенность – каждая структурно-логическая схема содержит большое количество информации, объём которой при обычном текстовом изложении занял бы до нескольких десятков страниц.

Доходчивость – информация представлена в удобном для восприятия виде.

Убедительность – логика подачи информации не даёт двусмысленной трактовки понятий.

Лаконичность – структурно-логические схемы показывают суть понятия при оптимальной смысловой и информационной нагрузке.

Универсальность – одно из главных достоинств структурно-логических схем, заключающееся в том, что данные схемы можно использовать при изучении различных тем по предмету.

Таким образом, мы можем дать определение структурно-логическим схемам.

Структурно-логические схемы – это оригинальный эффективный инструментарий для активизации всех познавательных способностей учащихся, к которым, в первую очередь, относятся восприятие, воображение, память, представление, мышление. Они обеспечивают единый системный подход к изучению и, самое главное, к осмыслению основных понятий, что очень важно при освоении нового опыта. Кроме того, с их помощью можно решить следующие задачи в учебной деятельности:

Осмысленное усвоение понятий; получение осмысленных знаний.

Развитие различных видов мышления.

Повышение интеллектуально – творческого потенциала.

Фролова Татьяна Михайловна


Верхнеднепровский технологический техникум

В настоящее время обеспечение качества деятельности учебного заведения является одной из глобальных задач технического и профессионального образования, которая не может быть решена без полноценной научно-методической работы, без полноценной методической службы.

Главная задача методической работы - создание таких условий, в которых бы преподаватель и педагогический коллектив в целом просто не мог бы работать некачественно. Качество же внутри преподавателя- это категория нравственная, требующая развития его самосознания и постоянного профессионального роста.

Инновационная деятельность побуждает педагогов к совершенствованию форм, методов, средств, приемов стимулирования, поддержки и активизации личностного роста обучающихся, к поиску адекватных образовательных программ, методик, технологий и способствует созданию конкретному инновационному образовательному пространству преподавателя, профессио­нальному самосовершенствованию, повышению продуктивности саморазвития личности педагога.

Новые ценности методической работы определяются исходя из новой цели: подготовки и становления педагога как субъекта профессиональной деятельности, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации.

Мне хотелось бы остановиться на некоторых аспектах методической работы.

Совсем недавно одним из приоритетных инновационных направлений НМР техникума было внедрение ИКТ, которое способствовало повышению качества, доступности, гибкости, эффективности УВП.

Это направление позволило нам реализовать программу повышения ИКТ – компетентности педагогов с использованием технологии образовательного консалтинга (консультирования). Консалтинг в образовании основан на системе социальных проб и мониторинге оценки результативности преподавателя — новатора: участие в профессиональных и творческих конкурсах, курсах повышения квалификации и.т.д.

Консалтинговые услуги в области образования включают в себя такие составляющие: как: оценка потребности в обучении, анализ альтернатив реализации образовательно-тренинговых проектов, опытно-экспериментальной работы по актуальным проблемам техникума. Образовательный консалтинг — это набор социально-технологических приемов и методов, используемых для проектирования процесса инновационного развития техникума. Процесс консультирования включает в себя: диагностику, выработку рекомендаций, содействие во внедрении проекта.

Но идеальным оказался такой способ консультирования, который, с одной стороны, приводил к запуску механизма самоорганизации и саморазвития (изучение специальной литературы, использование Интернет-ресурсов); с другой – способствовал совместной деятельности консультантов (преподавателей информатики и программирования) и педагогов по решению какой-либо проблемы.

Значительно обогатило содержание методической работы внедрение образовательного аутсорсинга.

В рамках образовательного аутсорсинга образовательное учреждение получает возможность сосредоточить все внутренние ресурсы на основных видах образовательной деятельности, передав остальные (в том числе методические, консультационные, поддерживающие), функции профессиональному партнеру – аутсорсеру.

Преимущества аутсорсинга очевидны: экономия средств, рабочего места, времени, гарантированное качество.

В широком смысле под ППО понимается мастерство преподавателя, обеспечивающее высокое качество знаний, высокий уровень воспитанности и развития обучающихся. В более узком смысле к нему относят такую деятельность педагога, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, т.е. элементы, которые можно найти в работе практически каждого преподавателя.

Содержанием банка ППО техникума являются: алгоритмы действий, методы, способы, приемы, средства, с помощью которых достигается эффективность педагогического труда.

Самое ценное нашей модели Банка передового педагогического опыта заключается в том, что здесь могут появиться и занять достойное место методические находки и начинающего преподавателя, а не только педагога с большим опытом работы.

В электронной форме банк ППО оформлен в виде гипертекстового документа. Щелчком мыши на фотографии преподавателя осуществляется переход на страницу с описанием его опыта.

Вариант на бумажных носителях – папка с фотографиями и описанием ППО преподавателей.

Методический паспорт (паспорт методического мастерства педагога)

Методический паспорт преподавателя, мастера п/о, предназначен для мониторинга индивидуальной педагогической деятельности. Методический паспорт заполняется и пополняется информацией преподавателем, мастером п/о, а контроль за своевременным заполнением возлагается на председателя ПЦК. Работая над его созданием, прежде всего мне, хотелось получить целостное представление о каждом педагоге. Методический паспорт стал помощником во всем. Во - первых, 5 лет- срок между аттестациями педагога и учреждения в целом. Во- вторых, в нем собирается вся нужная информация для анализа педагогической деятельности отдельного преподавателя и техникума в целом.

Интерактивные формы методической работы

Интерактивное обучение- это специальная форма организации той или иной деятельности. Она имеет достаточно конкретные и прогнозируемые цели работы. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых педагог чувствует свою уверенность.

Одной из форм является тренинг - целью которого является отработка определенных профессиональных навыков и умений. При проведении тренинга широко используется педагогическая ситуация, раздаточный материал, технические средства обучения.

Часто проводим методический мост, который является разновидностью дискуссии. К проведению этой формы методической работы привлекаются преподаватели других учебных заведений, родители, целью методического моста являются обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания и другие.

Проводится в техникуме и методический фестиваль, данная форма методической работы предлагает большую аудиторию, ставит целью обмен опытом работы, внедрение новых педагогических идей и методических находок. На фестивале происходит знакомство с лучшим педагогическим опытом, с нестандартными уроками, выходящими за рамки традиций и общепринятых стереотипов. Во время фестиваля работает панорама методических находок и идей.

Электронный методический кабинет (далее ЭМК)

Представляет собой программный ресурс с удобным интерфейсом, который позволяет обобщать методическую работу техникума, сохранять и внедрять педагогический опыт, содержащийся в информационной среде, минимизировать время на поиск необходимой информации.

ЭМК – это сетевой ресурс техникума, предназначенный для размещения учебно-методических материалов, информационных баз данных для последующего просмотра, изучения, корректировки и внедрения в воспитательно-образовательный процесс. ЭМК располагается на отдельном сайте дистанционной поддержки техникума. Пополняется ЭМК при участии членов методического совета и преподавателей техникума.

Опыт показывает, что инновационный подход позволяет по-новому строить методическую работу, которая позволяет повысить квалификацию педагогов, влиять на устойчивость результатов работы.

1 Юргинский технологический институт Национального исследовательского Томского политехнического университета

В статье обосновывается целесообразность представления педагогом учебной информации как в знаковой, концептуальной, так и обобщенной, структурированной форме, в виде информационных, структурно-логических схем (СЛС). Эти схемы кратко и наглядно отражают содержание основных тем, разделов учебной дисциплины, ее логику в целом и методику изложения. При этом те, кто склонен к анализу информации и у кого доминирует мыслительный тип личности (доминирование левого полушария) по элементам видят информацию в целом, а кто склонен к синтезу информации и при доминировании правого полушария (художественного, художественно-мыслительного типов личности), видят учебную информацию в целом и эффективно проводят анализ ее элементов. Экспериментально подтверждена в исследованиях автора и его аспирантов эффективность применения СЛС в качестве дидактического основания информационных технологий, электронных учебников, комплексов по разным дисциплинам – общепрофессиональным, специальным, гуманитарным.


3. Соколова И.Ю. Педагогическая психология. Учебное пособие со структурно-логическими схемами. – Томск: Изд-во ТПУ, 2011. – 332 с.

4. Андреева С.Ю. Дидактические условия и технология активизации познавательной, творческой деятельности учащихся (на примере курса химии) /Автореф. дис. … канд. пед. наук. Томск: ТГПУ, 2003. – 18 с.

5. Богданова О.В. Теоретическое обоснование и технология экономической подготовки студентов технического вуза /Автореф. дис. … канд.пед. наук. Томск: ТГПУ, 2005. – 19 с.

6. Павленко Л.В. Оптимизация иноязычной подготовки студентов-юристов/Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Томск: ТГПУ, 2010. – 22 с.

7. Соколова И.Ю. Насосы, вентиляторы, компрессоры: Учебное пособие со структурно-логическими схемами. – Томск: Изд-во ТПУ,1992. – 100 с.

8. Соколова И.Ю. Гидромеханика: учебно-методическое пособие со структурно-логическими схемами. – Томск, 1994.- 90 с.

10. Тарбокова Т.В. Дидактическая система активизации познавательной самостоятельности студентов как средство повышения эффективности их математической подготовки / Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Новокузнецк, 2008.-24 с.

11. Фикс Н.П. Теоретическое обоснование и опыт применения автоматизированного учебно-методического комплекса (по курсу ТОЭ) /дис.… канд. пед. наук. – Томск: ТГПУ, 2002. – 167 c.

12. Тищенко Н.Ф. Сравнительный анализ эффективности учебного процесса при концептуальном и образно-концептуальном представлении учебной информации: дис. … канд. психол. наук / Н.Ф. Тищенко Л., 1981.- 181 с.

Уровень развития современного общества, как известно, определяется его интеллектуальными ресурсами, информатизацией и гуманизацией, что связано с компьютеризацией образования, созданием электронных учебников и комплексов, информационных технологий обучения подрастающего поколения.

Качество компьютерных учебников, учебных пособий и технологий во многом зависит от того, как конструируется и представляется учебная информация.

Эффективность восприятие информации, как установлено психофизиологами [1], зависит от свойств нервной системы человека и связано с выявленными психологами условиями формирования адекватного образа восприятия, для чего необходимо достаточное количество информации, ее структурированность и активность восприятия [2]. По нашему мнению, очень важна еще систематизация информации по тому или иному основанию [3], поскольку последняя влияет на установление связей между элементами информации, увеличивая или уменьшая их количество, как показано в [4]. Это согласуется с теорией систем, когда при меньшем количестве элементов в системе лучше просматриваются связи между ними и, чем больше элементов в системе, тем меньше связей устанавливается между элементами.

Анализируя результаты исследований психофизиологов, согласно которым:

· обладатели сильной и инертной нервной системы не только хорошо воспринимают информацию зрительно, но и ее запечатлевают, запоминают;

· слабость, лабильность и инактивированность нервной системы способствуют лучшему запоминанию при смысловом кодировании (переработке) информации;

· личностям с низким уровнем тревожности (эмоционально устойчивая и уравновешен-ная нервная система) свойственен глобальный синтетический характер обработки информации, а при высокой тревожности (эмоционально неустойчивая нервная система) – аналитический, приходим к следующим выводам.

1. Учащимся, обладателям различных свойств нервной системы (темпераментов), необходимо представлять учебную информацию, в первую очередь, зрительно, поскольку сильная нервная система у обладателей 3-х темпераментов (холерик, сангвиник, флегматик), а у 2-х – инертная (флегматик, меланхолик).

2. Учебную информацию следует представлять как в логической последовательности, в знаково-символической форме, так и в обобщенной, в виде информационно, структурно-логических схем (СЛС), а также преимущественно по дедуктивному принципу – от общего к частному и, в случае необходимости, от частного к общему – индуктивно.

3. Представленная на СЛС информация эффективно воспринимается обладателями разных свойств нервной системы, так как те, кто склонен к анализу информации и у кого доминирует мыслительный тип личности (доминирование левого полушария) по элементам, видят информацию в целом, а кто склонен к синтезу информации и при доминировании правого полушария (художественный, художественно-мыслительный тип личности), видят учебную информацию в целом и эффективно проводят анализ ее элементов.

Принимая во внимание, сказанное выше, остановимся на особенностях конструировании учебной информации в форме структурно-логических схем (СЛС).

Структурно-логические схемы кратко и наглядно отражают содержание основных тем, разделов учебной дисциплины, логику курса в целом и методику его изложения. На каждой из таких схем изучаемый материал представлен в конкретной и структурированной форме, отражая содержание отдельных вопросов темы или раздела, в виде схем, графиков, чертежей, формул, уравнений. Каждая схема имеет опорный сигнал – символ – обобщенный образ восприятия, который объединяет вопросы, представленные на СЛС, а также помогает учащемуся увидеть особенности отдельных вопросов, тем, разделов изучаемой дисциплины.

Проведенный анализ показывает, что применение СЛС при работе со студентами позволяет преподавателю:

· реализовать принцип крупноблочного представления теоретических знаний, сократить время на изложение теоретического материала;

· активизировать познавательную деятельность студентов, установить более тесные контакты с аудиторией, применять мониторинг качества знаний.

Использование СЛС учащимися при изучении теоретических разделов дисциплины, решении задач, выполнении заданий обеспечивает:

· систематизацию знаний, возможность видеть логические связи между вопросами, темами и разделами изучаемой дисциплины;

· развитие мышления, в том числе творческого, активизацию и эффективность самостоятельной познавательной деятельности в целом;

· сокращение времени на освоение теоретической части учебной дисциплины и, следовательно, возможность индивидуальной самостоятельной работы студентов при углубленной проработке отдельных тем изучаемого курса, выполнении заданий, ориентированных на будущую профессиональную деятельность;

Проведенные исследования показали, что применение СЛС в учебном процессе способствует активизации самостоятельной познавательной деятельности школьников, студентов, значительно повышает ее эффективность. Так, например, чтение лекций с применением СЛС в виде слайдов позволяет преподавателю, объясняя материал вести диалог со студентами, вовлекая их в дискуссию, побуждая к рассуждениям, совместному доказательству и выводам. Преподаватель может пояснить или доказать наиболее сложные вопросы, а более простые выводы поручить учащимся сделать самостоятельно.

Компьютерные технологии обучения, разработанные с использованием СЛС и с учетом индивидуально-психологических особенностей школьников, студентов позволяют обеспечить оптимальное соответствие методики обучения особенностям индивидуальной познавательной деятельности каждого обучающегося, а, следовательно, ее эффективность и успешность, все это способствует повышению качества обучения, качества подготовки специалистов в системах общего и профессионального образования.

Проведенный нами анализ [3] показал, что конструирование учебной информации в виде СЛС способствуют активизации и развитию психических познавательных процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, что обеспечивает активизацию и эффективность познавательной деятельности школьников, студентов в целом.

Проанализируем, как влияет представление информации в виде структурно-логических схем на восприятие и переработку информации студентами, обладающими разными стилями познавательной деятельности – когнитивными стилями: импульсивность – рефлексивность, аналитичность – синтетичность, полезависимость – поленезависимость, высокая – низкая дифференциация и др.

учебной информации [3].

Сказанное выше приводит к выводу и целесообразности применения структурно-логических схем в образовательном процессе по разным дисциплинам при создании учебников, в т.ч. компьютерных, информационных технологий обучения.

При наличии СЛС познавательную деятельность можно организовать по-разному, что зависит от количественного и качественного состава группы учащихся, психологических особенностей учебного материала, преподаваемой дисциплины и пр.

1. Для многочисленной и привыкшей конспектировать аудитории (3-4 учебных группы) с недостаточным уровнем обученности, наиболее подходящим является информационно- рецептивный метод обучения, когда преподаватель, прежде чем подробно объяснять, доказывать какой-либо теоретический вопрос, сначала кратко поясняет содержание всей темы, наглядно представленной на СЛС. Это способствует привлечению внимания учащихся к учебной информации, предварительному краткому ознакомлению с ее содержанием, установлению связей между вопросами рассматриваемой темы, ее целостному восприятию, что совершенно необходимо для студентов с доминированием правого, равной выраженностью функций полушарий головного мозга и синтетикам, воспринимающих информацию в целом. Студенты, с доминированием левого полушария и аналитики сначала увидят цепочку взаимосвязанных элементов, что затем помогает им получить целостное представление информации по каждой теме и изучаемой дисциплины в целом.

Проработка и закрепление теоретического материала осуществляется при ответах на вопросы и решение задач, выполнении заданий разного уровня сложности, ориентиро­­­ванных на будущую профессиональную деятельность, как самостоятельную с использованием СЛС, так и совместную на практических занятиях.

2. Для 1-2 учебных групп студентов со средним и высоким уровнем обученности и обучаемости, как показывает наш опыт, целесообразно организовывать познавательную деятельность следующим образом. После того, как преподаватель пояснить содержание очередной темы курса, представленной на СЛС, сделает вывод какого-то одного уравнения, зависимости, студенты самостоятельно выводят все другие уравнения, а затем используют их при решении задач, выполнении заданий и т.д. Таким образом, в учебном процессе реализуются эвристический и исследовательский методы обучения. При этом преподаватель, учитель, может давать задания исследовательского характера как отдельным школьникам, студентам, учитывая уровень развития их интеллектуальных способностей или предложить то, или иное задание группе из двух человек - диаде, включая в нее учащихся с одинаковой или разной степенью обученности и обучаемости, но психологически совместимых. [3]. Совместная познавательная деятельность школьников, студентов часто, как известно, оказывается более эффективной, и развивающей, чем индивидуальная.

3. Проведение занятий, лекций в форме диалога является средством, способствующим активизации мыслительной и познавательной деятельности школьников, студентов. Такая форма проведения лекций хорошо принимается студентами, о чем свидетельствуют результаты анкетирования. При этом преподаватель, сначала кратко пояснив содержание рассматриваемой темы на СЛС, начинает вести совместные рассуждения со студентами постепенно перехода от одного вопроса темы к другому, задавая вопросы, получая ответы, уточняя их, иногда подробно поясняя или доказывая то, что труднее воспринимается студентами, обращает их внимание на связи между отдельными вопросами темы и связи с ранее изученным материалом. Такая методика проведения лекций наиболее целесообразна с 1-2 студенческими группами даже при среднем уровне их обученности, она, безусловно, повышает уровень обучаемости студентов, а по затратам времени такая же, как традиционная монологическая лекция.

4. Возможна такая форма организации познавательной деятельности, при которой преподаватель, пояснив по СЛС содержание темы, выделив отдельные вопросы, предлагает студентам сначала (ориентируясь на СЛС), выполнить иллюстрацию к рассматриваемому вопросу (чертеж, график, схему), а затем найти к нему пояснение в учебном или методическом пособии и отразить это пояснение в конспекте. Это и эвристический метод познания, и развитие способностей к самообучению, самообразованию.

5. Информация, представленная на СЛС, может рассматриваться как наглядно выраженная проблема с отдельными вопросами, задачами, что позволяет применять проблемный метод обучения на основе структурно-логических схем. Причем, обобщение и структуризация учебной информации, наглядное раскрытие связей содействуют эффективному решению проблемных задач и ситуаций, выполнению комплексных, связанных с будущей профессией заданий-задач при самостоятельной познавательной деятельности студентов, о чем свидетельствуют мнения студентов заочного обучения.

В целом, представление учебной информации в виде структурно-логических схем способствует изменению функций участников образовательного процесса, когда педагог не транслятор учебной информации, а направляющий самостоятельной познавательной деятельностью школьников, студентов, которые из пассивных слушателей превращаются в активных преобразователей информации и исследователей.

В заключение приведем обоснование эффективности метода обучения разным дисциплинам на базе структурно-логических схем (СЛС).

Влияние метода обучения на основе СЛС на активизацию и повышение эффективности познавательной деятельности студентов по разным дисциплинам обосновано нами теоретически и подтверждено результатами проведенного эксперимента и анкетирования студентов [5].

Читайте также: