Структура соревновательной деятельности в плавании кратко

Обновлено: 08.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

Директор МАУ ДО

УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ПЛАВАНИИ

тренер по плаванию

Филиппова А.Е.

Усинск, 2016 год

Роль и место соревнований существенно различаются в зависи мости от этапа многолетней подго товки пловцов. На первых ее этапах планируются только подготовитель ные и контрольные соревнования, которые проводятся редко и без специальной к ним подготовки. Основ ной целью соревнований является контроль за эффективностью тренировочного этапа, приобретение со ревновательного опыта, повышение эмоциональной насыщенности про цесса подготовки. На последующих этапах многолетней подготовки пловцов количество соревнований возрастает, в соревновательную практику вводятся отборочные и главные соревнования, количество и роль которых достигают максимума на заключительных этапах многолетнего спортивного пути.

Основные задачи контроля в соревновательной деятельности

В целом вся система соревнований подчинена задачам планомерной подготовки и успешного выступления в главных соревнованиях сезона, но позволяет пловцам достаточно успешно участвовать в соревнованиях различного уровня в течение года — до 8 —9 мес.

Планируя соревновательную практику, необходимо руководствоваться следующими положениями. Во-первых, соревнования по направленности и степени трудности должны строго соответствовать задачам и особенностям этапа подготовки пловца. Во-вторых, привлекать его к участию в соревнованиях следует лишь в том случае, если он способен решить поставленные задачи. В-третьих, надо так планировать соотношение соревновательной и тренировочной практики, чтобы оно способствовало наибольшей эффективности процесса подготовки спортсмена и полной реализации его возможностей в главных соревнованиях. И наконец, в-четвертых, программа соревнований, состав их участников должны обеспечивать жесткую конкуренцию, возможно более полную мобилизацию функциональных резервов спортсмена. Современная практика спортивного плавания характерна исключительно интенсивной соревновательной деятельностью спортсменов. В течение года пловцы высокой квалификации участвуют в 25 — 30 соревнованиях (продолжительностью от 1 до 5 —7 дней), стартуя при этом от 80 до 140 раз, что зависит от специализации и в определенной мере от пола спортсменов.

Средства и методы контроля в соревновательной деятельности плавании

Соревновательная деятельность пловцов исключительно интенсивна — до 120—140 стартов в течение года — у мужчин, 80—100 — у женщин. Если к этому добавить большое количество тренировочных упражнений на суше и в воде, выполненных с применением соревновательного метода, то становится понятной роль соревнований как наиболее мощного средства стимуляции адаптационных реакций пловцов и повышения эффективности их интегральной подготовки, позволяющей объединить весь комплекс технико-тактических, физических и психологических способностей в единую систему, направленную на достижение наивысших результатов.

Только в условиях соревнований пловец может выйти на уровень предельных функциональных проявлений и выполнить работу, которая во время тренировочных занятий является непосильной. На соревнованиях разного уровня спортсмены демонстрируют разные результаты. При этом главные соревнования сопряжены сдвигами в функциональной и психической сферах спортсмена как перед стартом, так и, особенно, после него. Например, перед главным стартом уровень эмоционального возбуждения на 25 — 30%, а частота сокращений сердца — на 15 — 20% выше, чем перед подготовительным или контрольным. После заплыва на короткую дистанцию показатель лактата крови выше на 40 — 60 %, а продолжительность восстановительных процессов по показателям, отражающим возможности систем энергообеспечения, увеличивается в 1,7 — 2,2 раза.

Соревновательный, или контрольный, метод тренировки - это прохождение основных дистанций в полную силу на соревнованиях или в условиях близких к ним (в группе под стартовую команду, с партнером). Этот метод обычно применяется перед соревнованием для проверки подготовленности спортсмена и для совершенствования прохождения дистанции (старт, поворот, равномерность прохождения, техника).

Особенности секундирования

Зона тренера находиться на трибунах. Во время соревнований, пока идут заплывы, запрещается сопровождать спортсмена по бортику бассейна. Тренер имеет право давать подсказки до дистанции, а так же может засекать время дистанции спортсмена.

Се кундирование обычно проводится в двух формах: советов-наставлений, даваемых спортсмену перед началом соревнования, и советов-подсказок, даваемых в ходе соревнования, во время активных действий спортсмена.

Взаимоотношения тренера и спортсмена в процессе соревнований во многом отличаются от таковых во время тренировок. Во время соревнований тренер должен быть предельно внимателен и корректен. Спортсмены иногда из-за эмоциональной напряженности остро реагируют на замечания тренера, тяжело переживают его упрек. Иногда это может стать причиной, плохого результата спортсмена.

Пловцы могут очень существенно отличаться по эффективности выполнения тех или иных компонентов соревновательной деятельности. Одни отличаются эффективностью старта и высокой скоростью в начале дистанции, другие имеют преимущество во второй половине дистанции и на финише, третьи относительно равномерно подготовлены к выполнению всех компонентов дистанции.

Высокий уровень достижений и рост конкуренции в спортивном плавании определяет необходимость совершенствования тренировочного процесса и его управления для повышения эффективности соревновательной деятельности спортсмена.
Актуальность темы обусловлена необходимостью информации о структуре соревновательной деятельности пловцов в связи с тем, что она является важным компонентом системно-структурного подхода, который лежит в основе целенаправленной подготовки спортсменов.
Цель исследования – на основе экспериментальных данных провести и проанализировать исследование соревновательной деятельности среди спортсменов в плавании.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ СПОРТСМЕНОВ 5
1.1 Общая характеристика соревновательной деятельности 5
1.2 Плавание как соревновательный вид спорта 12
1.3 Структура соревновательной деятельности пловцов 22
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЛАВАНИИ 29
2.1 Основные методы психологической подготовки пловцов 29
2.1 Исследование соревновательной деятельности пловцов при плавании на дистанции 400 метров вольным стилем 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Структура соревновательной деятельности пловцов вольного стиля

Высокий уровень достижений и рост конкуренции в спортивном плавании определяет необходимость совершенствования тренировочного процесса и его управления для повышения эффективности соревновательной деятельности спортсмена.

Актуальность темы обусловлена необходимостью информации о структуре соревновательной деятельности пловцов в связи с тем, что она является важным компонентом системно-структурного подхода, который лежит в основе целенаправленной подготовки спортсменов.

В процессе круглогодичной подготовки пловцов изучался комплекс адекватных методов педагогических воздействий, способствующих повышению спортивных результатов за счет оптимизации соревновательной деятельности пловцов при применении системно-структурного подхода к данному процессу.

В качестве научной гипотезы легло предположение о том, что углублённый анализ структуры соревновательной деятельности пловцов, а также разработка метода её контроля и анализа позволят осуществить дальнейшее совершенствование управления тренировочным процессом.

Основной целью работы явилось совершенствование системы управления тренировочным процессом пловцов на основе объективизации знаний о структуре соревновательной деятельности путём разработки методики её анализа и контроля.

Предпосылки исследования структуры СД пловцов

Структура управления тренировочным процессом основана на системном подходе к получению, передаче и анализу информации об основных параметрах соревновательной деятельности спортсменов [4].

При принятии оптимальных решений действенным методом является исследование операций. Этот метод применяется для обоснования рекомендаций по коррекции индивидуальных вариантов прохождения соревновательных дистанций [168].

Исследование операций рассматривается как основа решения задач, возникающих при управлении сложными системами. Его особенность заключается в разработке и обосновании модели соревновательной деятельности, в которую входит оценка исходных величин, выбор корректирующих воздействий и анализ результатов принятого решения. Под операцией понимается одно или несколько действий, объединенных единым замыслом и направленных на достижение конкретной цели. Основное звено системы, в которую входит тренер и спортсмен, при анализе соревновательной деятельности связано информационным обеспечением [28].

Информационно-аналитический подход в практической работе реализуется путем использования специально разработанной компьютерной программы, которая дает возможность оперативно обрабатывать данные о структуре соревновательной деятельности пловцов, поступающие при синхронной видеозаписи соревнований. Далее обрабатываются очередные звенья данного блока, а именно - моделирование величин корректирующих воздействий на планируемый период подготовки.

Таким образом, соревновательная деятельность спортсмена в условиях непрерывного тренировочного процесса при его моделировании представляется в виде универсальной системы с определенным числом входов, которые отражают главные параметры спортивного результата. В качестве выходного параметра принимается прогнозируемый результат, для которого определяется новый уровень входных данных.

Рассматривая механизмы управления тренировочным процессом, принято выделять следующие компоненты:

- систему информации об управляемом объекте и среде, в которой он функционирует;

- способ анализа полученной информации и сравнение ее с модельными характеристиками;

- управляющие решения по оптимизации системы и планирование последующих действий.

При создании моделей соревновательной деятельности в спорте могут применяться следующие классы: аналоговые, масштабные и математические модели. В масштабных моделях с заданным уровнем приближения к реальному объекту требуется четкое понимание механизмов, лежащих в основе функционирования моделируемой системы, и это часто ограничивает их применение.

Обоснование границ стартового отрезка дистанции в соревновательной деятельности пловца

Практика соревнований по спортивному плаванию подтверждает, что результаты пловцов, особенно на коротких дистанциях, во многом зависят от эффективности старта [163]. При контроле эффективности старта специалисты устанавливали различную длину отрезка включающего старт (от 4,3 до 12,5 м). Как правило, момент начала действий на старте не вызывает разногласий и фиксируется по стартовому сигналу заплыва. Таким образом, участок старта начинается с началом дистанции.

Момент завершения стартового отрезка специалистами трактуется не однозначно. Конечная граница участка старта зависит от биомеханики самого старта. Поэтому участок должен иметь такую длину, которая бы позволяла, с одной стороны, вместить все движения пловца, связанные со стартом, а с другой - не захватить ту часть дистанции, где спортсмен перешёл к стационарному циклическому плаванию. Трансформация процессов, которые обусловлены выполнением старта, относится непосредственно к моменту выполнения пловцом первых плавательных движений. При выполнении старта горизонтальная скорость пловца возрастает до 2-4 м/с.

После входа в воду пловец, заканчивая скольжение, должен стабилизировать угасающую скорость, когда она ещё несколько выше средней скорости по дистанции, или равна ей [109, 113, 148). При соблюдении данного условия скорость первого цикла плавания в значительной мере зависит от своевременности начала пловцом непосредственного плавания, то есть находится под влиянием старта.

Поэтому целесообразно после старта выходить на стационарный режим плавания только после выполнения первого цикла плавательных движений. Отсюда следует, что граница старта должна находиться в зоне окончания пловцами первого цикла плавания на соревновательной дистанции.

Материалы педагогических наблюдений участников международных соревнований и финальных заплывов чемпионата СССР по определению зоны окончания первого цикла плавания выявили следующее. После выполнения старта пловцами на соревновательных дистанциях 100 и 200 м (п -408) эта зона у пловцов высокой квалификации (мужчин и женщин) находилась между 6,0 и И,0 метрами от начала дистанции

Динамика компонентов спортивного результата с ростом мастерства спортсменов

Исследование изменений, связанных с повышением спортивного мастерства, осуществлялось по показателям соревновательной деятельности пловцов вольного стиля на дистанции 200 м.

В таблице 4.1 представлены значения основных параметров соревновательной деятельности (компонентов спортивного результата) для групп пловцов, отличающихся по уровню мастерства.

Очевидно, что улучшение результата достигается за счет увеличения скорости (уменьшения времени) на всех участках дистанции: стационарного плавания, поворотов, финишного и стартового отрезка (все изменения статистически достоверны при р 0,001 за исключением времени стартового участка в III и IV группах).

Величины прироста (А%) средней скорости на дистанции плавания (Vcp. ст..п.) в наибольшей степени совпадают с приростом результата, так как суммарная длина участков чистого плавания (УЧП) на дистанции 200 метров составляет 135 м (67,5%).

Прирост средней скорости чистого плавания осуществляется от 1-ой до Ш-ей группы исключительно за счёт увеличения средне дистанционной длины шага, что характерно для спортсменов различного уровня мастерства для различных видов циклических локомоций.

Принципы структурного анализа соревновательной деятельности пловцов

Как было показано выше, углублённый анализ СД пловцов должен осуществляться на основе её детализации, целесообразность которой на современном этапе научного и аппаратурного обеспечения в спортивной подготовке определилась на уровне целостных действий спортсмена на соревновательной дистанции.

Выявленная структура деятельности пловца объективно характеризуется технико-тактическими показателями, отражающими её эффективность внутри каждого элемента. Благодаря этому СД пловцов может быть представлена не единичным интегральным показателем - спортивным результатом, а комплексом репрезентативных параметров.

Опираясь на выполненные исследования факторной структуры технико-тактических переменных, а также изучение корреляционных структур показателей СД пловцов, для анализа соревновательной деятельности в спортивном плавании были отобраны параметры, информативно характеризующие все структурные составляющие соревновательного упражнения пловца.

Суммарный набор параметров для дистанции 200 м вместе с производными составляет 150 показателей. Основные из них даны в приложении 1. Они распечатывались, как правило, на группу спортсменов и являлись основой для углублённого изучения СД. Для педагогического процесса подготовки спортсменов на основании полученных результатов исследования была разработана индивидуальная карта параметров соревновательной деятельности, пловца (ПСДП), включающая оптимальный перечень показателей.

Приведенная индивидуальная карта ПСДП содержит данные участника крупнейших соревнований страны будущего Олимпийского чемпиона Е. Садового.

Кроме общих информационных данных: названия соревнований, места и даты их проведения, а также длины бассейна, в карте фиксировались следующие показатели:

Читайте также: