Почему хождение в народ не привело к ожидавшимся результатам кратко

Обновлено: 05.07.2024

Деятельность народников, их самоотверженность вызывали к ним глубокие симпатии со стороны образованной части общества. Поведение революционеров выглядело особенно впечатляющим в сравнении с погоней за наживой, которая расцвела тогда на почве железнодорожного строительства, учреждения банков и торгово-промышленных предприятий. Однако крестьяне, жившие собствен­ной жизнью, сообразно укоренившимся представлениям, не от­кликнулись на призывы народников.

РАБОТА С ДОКУМЕНТАМИ

"Первою заботою революционеров, двинувшихся в народ, было приискание таких пунктов в районе будущей их деятельности, в которых можно было бы поселиться (оседлые пропагандисты) или из которых можно было бы совершать экскурсии в народ (летучие пропагандисты). Одни пропагандисты предпочитали проходить из села в село по более или менее обширному району, другие действовали набегами из занятых ими позиций, третьи старались занять какое-либо определенное положение в деревне. и круг своей деятельности ограничивали сравнительно небольшими пределами".

"Один из нас выхлопотал разрешение быть книгоношей, то есть ходячим продавцом по деревням книг. Вверху его короба лежали различные божественные книжки, а внизу революционные воззвания к народу и брошюры, издаваемые для народа за границей (запрещенные в России). Все эти книги распространялись книгоношей по всему уезду.

На лугу были устроены качели и карусели. Благодаря таким приманкам каждое воскресенье собиралась в Потапове вся деревенская молодежь. Везде кругом пели песни, водили хороводы. Когда народники замешивались по временам в эту огромную толпу со своими шутками и веселыми рассказами, то их местонахождение можно было легко определить по взрывам хохота. С особенным воодушевлением пела толпа революционный вариант "Дубинушки":

Ой, ребята, плохо дело!

Наша барка на мель села.

Царь наш белый кормщик пьяный!

Он завел на мель нас прямо.

Чтобы барка шла ходчее,

Надо кормщика в три шеи.

Писарев спросил однажды меня: "Как ты думаешь, скоро ли будет революция?" "Не знаю, -ответил я ему печально, - может быть лет через 10, а может быть и более." "Ну, нет! - воскликнул он. -Более чем на четыре года, я не согласен." Из воспоминаний Н. А. Морозова

"Нужно сказать, что время конца 1875-го года и начала 76-го было временем разочарования в тех надеждах, с которыми революционная молодежь двинулась в народ. Выработанная на основе социалистических принципов программа, без всякого отношения к тому, что представляла собой жизнь, потерпела крушение. В лучшем случае удавалось только завоевать симпатии деревни; но надежды на то, что пропаганда вызовет деревенский народ на активную борьбу. не оправдались. Крестьянин слушал революционера так же как он слушал батюшку, проповедующего ему о царствии небесном, и после прослушанной проповеди, как только переходил порог церкви, жил точно так же, как он жил и до проповеди. Многие побывавшие в народе вынесли на этот счет такое же убеждение" Из воспоминаний MP. Потапова.

. Почему хождение в народ потерпело поражение?

Учитель дополняет ответ учащихся: Подобная тактика не была ре­зультативной, поскольку:

• крестьянство консервативно, среди крестьян сильны монархиче­ские иллюзии, вера в доброго царя; призывы к бунту, революции вызывали испуг, страх.

• речь приходивших была часто не понятна, слова о том, что все имущество будет общим встречалось с ироническим усмешками;

• хотя разговоры о малоземелье и тяжести выкупных платежей были близки и понятны крестьянам.

ЧЛЕНЫ: М.Натансон, А. Михайлов, Г. Плеханов, Вера Фигнер, Софья Перовская, Н. Морозов

ü ЗЕМЛЯ – земля тем, кто ее обрабатывает

ü ВОЛЯ – политические права и свободы

ü Отказ от захвата политической власти

ü Отход от «летучей пропаганды. Жить в деревне оседло

ü Вести пропаганду, создавая опорные пункты восстания

ü Появляется идея террора против правительства

В августе 1878 г. в центре Петербурга, средь бела дня, С. Кравчинский заколол кинжалом шефа жандармов Н. В. Мезенцева. В фев­рале 1879 г. был приведен в исполнение смертный приговор гене­рал-губернатору Харькова Д. Н. Кропоткину. В марте 1879 г. было совершено покушение на нового шефа жандармов А. Р. Дрентельна. От рук террористов пострадали шеф одесских жандармов, ки­евский прокурор, несколько агентов полиции.

2 апреля 1879 г. землеволец А. К. Соловьев совершил новое по­кушение на Александра II. Но пять выпущенных им пуль не до­стигли цели, царь остался жив.

Власти боролись с революционерами чрезвычайными метода­ми. С августа 1878 г. до конца 1880 г. 22 террориста были казне­ны. За это же время от рук революционеров погибло 27 человек и несколько десятков было ранено. Зачастую во время террористических актов страдали ни в чем не повин­ные люди, случайно оказавшиеся рядом с намеченной жертвой.

Зимой 1879/80 г. народовольцы начали подготовку нового, еще более дерзкого покушения — взрыва в Зимнем дворце. Народник

C. Халтурин устроился во дворец краснодеревщиком и каждый день проносил туда понемногу динамита. Комната столяров нахо­дилась под царской столовой. Взрыв был намечен на день, когда на парадном обеде должна была собраться вся императорская семья. Но в дело вновь вмешался случай. Начало обеда перенесли на более позднее время. Во время взрыва пострадала только охра­на и прислуга: было убито 10 человек и 53 ранено.

Запланировали новый взрыв — на дороге, по которой следова­ла карета царя с железнодорожного вокзала в Зимний дворец.

1 марта 1881 г. император направился на развод войск в Ми­хайловский замок. Он и на этот раз попытался обмануть судьбу, изменив обычный маршрут следования. Но террористы постара­лись исключить всякую случайность — на всем пути возможного следования царской кареты были поставлены бомбометатели. Александр оказался в ловушке. Император был смертельно ранен бомбой, брошенной И. Греневицким, который также погиб. Через девять часов после взрыва император скончался.

Цареубийство не стало, вопреки ожиданиям народников, нача­лом крестьянской революции. Более того, народ был ошеломлен дерзким убийством императора, Александра II в деревнях жалели. Народническое движение зашло в тупик.

Засулич Вера Ивановна(1849-1919) - родилась в Смоленской губернии в семье отставного капитана и мелкопоместной помещицы. Воспитывалась В. И. Засулич в Москве в частном пансионе, где она познакомилась с участниками народнического кружка Н. А. Ишутина (член этого кружка Каракозов в 1866 г. стре­лял в Александра II).

По окончании пансиона в 1868 г. Засулич переезжает в Петербург. Здесь она вновь сближается с радикально настроенными студенческими кругами. В это время студенчество увлекалось созданием всякого рода мастерских, основанных на ар­тельных началах. Девушка поступает в одну из таких переплетно-брошюровочных мастерских и знакомится с С. Г. Нечаевым, игравшем тогда видную роль в студенче­ском движении. Нечаев пытается вовлечь ее в создаваемую им заговорщическую организацию, но Засулич не принимает его предложения. Однако она соглашается помочь ему и дает Нечаеву свой адрес для пересылки конспиративных писем.

Причины:

ü Летучая пропаганда

ü Крестьяне не понимали народников, не были готовы к революции

Деятельность народников, их самоотверженность вызывали к ним глубокие симпатии со стороны образованной части общества. Поведение революционеров выглядело особенно впечатляющим в сравнении с погоней за наживой, которая расцвела тогда на почве железнодорожного строительства, учреждения банков и торгово-промышленных предприятий. Однако крестьяне, жившие собствен­ной жизнью, сообразно укоренившимся представлениям, не от­кликнулись на призывы народников.

РАБОТА С ДОКУМЕНТАМИ

"Первою заботою революционеров, двинувшихся в народ, было приискание таких пунктов в районе будущей их деятельности, в которых можно было бы поселиться (оседлые пропагандисты) или из которых можно было бы совершать экскурсии в народ (летучие пропагандисты). Одни пропагандисты предпочитали проходить из села в село по более или менее обширному району, другие действовали набегами из занятых ими позиций, третьи старались занять какое-либо определенное положение в деревне. и круг своей деятельности ограничивали сравнительно небольшими пределами".

"Один из нас выхлопотал разрешение быть книгоношей, то есть ходячим продавцом по деревням книг. Вверху его короба лежали различные божественные книжки, а внизу революционные воззвания к народу и брошюры, издаваемые для народа за границей (запрещенные в России). Все эти книги распространялись книгоношей по всему уезду.

На лугу были устроены качели и карусели. Благодаря таким приманкам каждое воскресенье собиралась в Потапове вся деревенская молодежь. Везде кругом пели песни, водили хороводы. Когда народники замешивались по временам в эту огромную толпу со своими шутками и веселыми рассказами, то их местонахождение можно было легко определить по взрывам хохота. С особенным воодушевлением пела толпа революционный вариант "Дубинушки":

Ой, ребята, плохо дело!

Наша барка на мель села.

Царь наш белый кормщик пьяный!

Он завел на мель нас прямо.

Чтобы барка шла ходчее,

Надо кормщика в три шеи.

Писарев спросил однажды меня: "Как ты думаешь, скоро ли будет революция?" "Не знаю, -ответил я ему печально, - может быть лет через 10, а может быть и более." "Ну, нет! - воскликнул он. -Более чем на четыре года, я не согласен." Из воспоминаний Н. А. Морозова

"Нужно сказать, что время конца 1875-го года и начала 76-го было временем разочарования в тех надеждах, с которыми революционная молодежь двинулась в народ. Выработанная на основе социалистических принципов программа, без всякого отношения к тому, что представляла собой жизнь, потерпела крушение. В лучшем случае удавалось только завоевать симпатии деревни; но надежды на то, что пропаганда вызовет деревенский народ на активную борьбу. не оправдались. Крестьянин слушал революционера так же как он слушал батюшку, проповедующего ему о царствии небесном, и после прослушанной проповеди, как только переходил порог церкви, жил точно так же, как он жил и до проповеди. Многие побывавшие в народе вынесли на этот счет такое же убеждение" Из воспоминаний MP. Потапова.

. Почему хождение в народ потерпело поражение?

Учитель дополняет ответ учащихся: Подобная тактика не была ре­зультативной, поскольку:

• крестьянство консервативно, среди крестьян сильны монархиче­ские иллюзии, вера в доброго царя; призывы к бунту, революции вызывали испуг, страх.

• речь приходивших была часто не понятна, слова о том, что все имущество будет общим встречалось с ироническим усмешками;

• хотя разговоры о малоземелье и тяжести выкупных платежей были близки и понятны крестьянам.

ЧЛЕНЫ: М.Натансон, А. Михайлов, Г. Плеханов, Вера Фигнер, Софья Перовская, Н. Морозов

ü ЗЕМЛЯ – земля тем, кто ее обрабатывает

ü ВОЛЯ – политические права и свободы

ü Отказ от захвата политической власти

ü Отход от «летучей пропаганды. Жить в деревне оседло

ü Вести пропаганду, создавая опорные пункты восстания

ü Появляется идея террора против правительства

В августе 1878 г. в центре Петербурга, средь бела дня, С. Кравчинский заколол кинжалом шефа жандармов Н. В. Мезенцева. В фев­рале 1879 г. был приведен в исполнение смертный приговор гене­рал-губернатору Харькова Д. Н. Кропоткину. В марте 1879 г. было совершено покушение на нового шефа жандармов А. Р. Дрентельна. От рук террористов пострадали шеф одесских жандармов, ки­евский прокурор, несколько агентов полиции.

2 апреля 1879 г. землеволец А. К. Соловьев совершил новое по­кушение на Александра II. Но пять выпущенных им пуль не до­стигли цели, царь остался жив.

Власти боролись с революционерами чрезвычайными метода­ми. С августа 1878 г. до конца 1880 г. 22 террориста были казне­ны. За это же время от рук революционеров погибло 27 человек и несколько десятков было ранено. Зачастую во время террористических актов страдали ни в чем не повин­ные люди, случайно оказавшиеся рядом с намеченной жертвой.

Зимой 1879/80 г. народовольцы начали подготовку нового, еще более дерзкого покушения — взрыва в Зимнем дворце. Народник

C. Халтурин устроился во дворец краснодеревщиком и каждый день проносил туда понемногу динамита. Комната столяров нахо­дилась под царской столовой. Взрыв был намечен на день, когда на парадном обеде должна была собраться вся императорская семья. Но в дело вновь вмешался случай. Начало обеда перенесли на более позднее время. Во время взрыва пострадала только охра­на и прислуга: было убито 10 человек и 53 ранено.

Запланировали новый взрыв — на дороге, по которой следова­ла карета царя с железнодорожного вокзала в Зимний дворец.

1 марта 1881 г. император направился на развод войск в Ми­хайловский замок. Он и на этот раз попытался обмануть судьбу, изменив обычный маршрут следования. Но террористы постара­лись исключить всякую случайность — на всем пути возможного следования царской кареты были поставлены бомбометатели. Александр оказался в ловушке. Император был смертельно ранен бомбой, брошенной И. Греневицким, который также погиб. Через девять часов после взрыва император скончался.

Цареубийство не стало, вопреки ожиданиям народников, нача­лом крестьянской революции. Более того, народ был ошеломлен дерзким убийством императора, Александра II в деревнях жалели. Народническое движение зашло в тупик.

Засулич Вера Ивановна(1849-1919) - родилась в Смоленской губернии в семье отставного капитана и мелкопоместной помещицы. Воспитывалась В. И. Засулич в Москве в частном пансионе, где она познакомилась с участниками народнического кружка Н. А. Ишутина (член этого кружка Каракозов в 1866 г. стре­лял в Александра II).

По окончании пансиона в 1868 г. Засулич переезжает в Петербург. Здесь она вновь сближается с радикально настроенными студенческими кругами. В это время студенчество увлекалось созданием всякого рода мастерских, основанных на ар­тельных началах. Девушка поступает в одну из таких переплетно-брошюровочных мастерских и знакомится с С. Г. Нечаевым, игравшем тогда видную роль в студенче­ском движении. Нечаев пытается вовлечь ее в создаваемую им заговорщическую организацию, но Засулич не принимает его предложения. Однако она соглашается помочь ему и дает Нечаеву свой адрес для пересылки конспиративных писем.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Хождение в народ - массовая акция народников, проведенная в 70-е гг 19 в. Было два хождения в народ. Первое базировалось на идеях Бакунина и ставило своей целью организовать серию крестьянских бунтов для свержения самодержавия. Второе - реализация идей Лаврова, цель - просвещение и пропаганда среди крестьян идей социализма. Общее в обоих хождениях - стремление поднять крестьян (а не пролетариат! ) на революционную борьбу. И то и другое провалилось по следующим причинам: 1) в подавляющем большинстве крестьяне оказались монархистами и идея свержения царя им не понравилась; 2) крестьяне не доверяли разночинцам-интеллигентам, видели в них "господ" (для крестьянина любой образованный человек - барин) ; 3) неграмотные крестьяне просто не понимали высокоученых речей народников, им было совершенно не понятно, что такое социализм; 4) правительство довольно эффективно организовало отлов народников и рассадку их по тюрьмам; 5) крестьяне надеялись получить облегчение своего положения от батюшки-царя, а не от революции.

ЭТО ЛУЧШИЙ ОТВЕТ
“хождение в народ”, цель которого — охватить как можно больше деревень и поднять крестьян на восстание, как предлагал Бакунин.

Эти реформы были направлены на демократизацию страны, на переход к конституционной монархии. Однако все эти действия со стороны власти совершались довольно-таки осторожно и медленно, так как страна ни экономически, ни политически, ни духовно не была готова к таким кардинальным переменам.

Причины хождения в народ

Либерально настроенные представители прогрессирующего общества, воспитанные на учениях Бакунина, Ткачева, Лаврова, требовали и ждали от власти решительных шагов. Хождение в народ было связано с деятельностью молодого поколения из интеллигенции, воспитанного в духе борьбы за общечеловеческое счастье.


По своим идеям и взглядам народники представляли утопический социализм.


Но народникам не удалось достичь своей цели. Причины неудачи хождения в народ кроются в том, что народ не интересовался политикой. Крестьянин думал о насущном – как прокормить семью.

Основной задачей этой организации было совершение террористических актов (как способ политической борьбы). Народовольцы совершали акции, состоящие из следующих этапов:

  • 1. планирование – собирание информации, выявление наиболее удобного места и времени совершения теракта;
  • 2. приобретение оружия либо взрывчатки;
  • 3. совершение самого теракта.

Народовольцы поняли, что бессмысленно внедрять идеи социализма – надо самим действовать – жёстко и радикально. Они выбрали систематический террор. Объектами террористических актов становились чиновники, члены царской семьи, а также сам император Александр II.

Цареубийство должно было стать отправной точкой для начала революционного движения, однако, привело к исчезновению самой организации и к политике Александра III – к контрреформам и гонениям революционно настроенной интеллигенции.

Народничество перестало иметь статус освободительного движения. Именно переход к силовым методам борьбы и террористическим актам привело народничество к гибели.

Причины

Предыстория

Цель

Идейные вдохновители


Основные цели

  • Изучение крестьянских настроений.
  • Пропаганду социалистических идей.
  • Организацию восстания.

Результаты


Историческое значение

Почему движение революционной молодёжи закончилось крахом? Среди основных причин следует назвать:

  • Неготовность крестьянства к революционному перевороту.
  • Отсутствие связей и общего руководства.
  • Свирепость полиции.
  • Отсутствие у пропагандистов навыков конспирации.

Читайте также: