Структура профессиональной деятельности педагога доу по в п голованову состоит из

Обновлено: 05.07.2024

Задание 1. Максимальное количество баллов — 4 балла.

Особую систему педагогических наук, связанных с областью дошкольного детства, составляют возрастная и специальная педагогика, а также дефектология. Воспитатель дошкольного образования должен знать данную систему и понимать специфику содержания составляющих её дисциплин.

Задание 2. Максимальное количество баллов — 3 балла.

Педагогическая деятельность в широком понимании данного термина представляет собой вид социальной практики, направленной на передачу от старших поколений к младшим, накопленных человечеством культуры и опыта.Эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, родственники и друзья, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также средства массовой информации.

Но всё же ключевые фигуры образовательно-воспитательного процесса — это педагог и обучающийся. Деятельность педагога направлена на управление и организацию данного процесса, а каждый обучающийся, вольно или невольно, осуществляет педагогическую деятельность по отношению к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием.

Перечень направлений и видов деятельности участников образовательно-воспитательного процесса:

1. управление процессом осознания и приобретения знаний, а также получения умений и первичных навыков;

2. восприятие новых знаний и получение умений;

3. ознакомление обучаемых с новыми заданиями;

4. организация эвристической и исследовательской деятельности;

5. познание закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей;

6. проверка, оценка изменений в обученности и развитии объектов обучения;

7. практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем;

8. управление процессом перехода от теории к практике;

9. приобретение умений и навыков, а также их систематизация;

10. разъяснение целей и задач обучения;

11. собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения;

12. анализ, синтез, сравнение, сопоставление и систематизация;

13. управление процессом познания научных закономерностей и законов;

14. самоконтроль, самодиагностика достижений.

Задание 3. Максимальное количество баллов — 7 баллов.

Современными педагогами используются различные концепций воспитания. Все они ценны своими идеями и взглядами на процесс становления человека как личности, и каждая из них имеет свои положительные черты и характеристики, требующие уточнения и доработки.

В качестве результата проведённого исследования оформите вывод, представив развёрнутые ответы на следующие вопросы:

А) Какая из современных концепций воспитания является наиболее востребованной и перспективной? Что является основанием для этого?

Б) Какой из анализируемых концепций вы отдаёте собственное профессиональное предпочтение? Обоснуйте свой ответ, используя систему чётких аргументов и примеров.

Задание 4. Максимальное количество баллов — 7 баллов.

Воспитательная деятельность педагога включает в себя реализацию комплекса организационных и психолого-педагогических задач, решаемых с целью обеспечения оптимального развития личности ребёнка. Методическая детализация воспитательной деятельности педагога осуществляется в процессе её проектирования и реализации.

Перечень характеристик содержания воспитательной деятельности педагога:

1) формирование социальной активности и ответственности;

2) привитие основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих

3) формирование психологической и мыслительной культуры личности;

4) воспитание патриотизма и любви к Родине;

5) освоение воспитанниками знаний об идеологических основах государства;

6) развитие ценностного отношения к природе;

7) формирование чувства прекрасного;

8) освоение правил этикета;

9) формирование навыков здорового образа жизни;

10) выработка стойкого отрицательного отношения к вредным привычкам;

11) формирование умений и навыков мыслительных операций;

12) выработка ценностного отношения к мировому культурному наследию;

13) освоение рациональных приёмов организации самостоятельной учебно-

14) воспитание законопослушного гражданина общества;

15) воспитание бережного отношения к результатам трудовой любых видов

16) приобщение к общечеловеческим ценностям.

Задание 5. Максимальное количество баллов — 7 баллов.

Методы воспитания, которые используются работниками образования с целью формирования гармоничной личности, в теории педагогики классифицируются по разным основаниям.

Для последующего изучения предлагается классификация методов воспитания, выстраиваемая на основании оформления воспитательной задачи. Данная классификация актуальна для деятельности педагога ДОУ в любой возрастной группе воспитанников.

Восстановите структурное содержание таблицы, соотнеся наименования методов воспитательного воздействия с их смысловым наполнение, а также с описаниями конкретных приёмов их реализации.

Возможен иной вариант оформления ответа. В таблице поменяйте местами текстовые блоки так, чтобы были чётко соотнесены наименование метода, его смысловое наполнение и приём его реализации. В этом случае в качестве ответа вы представляете восстановленный вариант таблицы.

Задание 6. Максимальное количество баллов — 7 баллов.

— Кто, когда и где проводит воспитательную работу?

— Каковы условия проводимой воспитательной работы?

Формы воспитания носят творческий характер и отличаются большим разнообразием, что является основанием для изучения их особенностей. Охарактери­зуйте предложенные в таблице 5 формы воспитания. Для удобства данной исследовательской деятельности перечислены четыре признака, являющиеся наименованиями столбцов таблицы, предлагаемых для заполнения.

Задание 7. Максимальное количество баллов — 10 баллов.

В русском языке имеется множество терминов, фиксирующих разные нюансы процесса саморазвития человека: самопрезентация, самовыражение, самоизменение, самостроительство, самоопределение, самореализация, самоутверждение, самосовершенствование, самоактуализацияи др.

Все они состоят из двух частей:

автор собственной разработки;

— вторая часть характеризует специфику и своеобразие выполняемой деятельности.

Пошаговый алгоритм выполнения данного задания предлагается далее, при этом даются конкретные рабочие и информационные установки, удобные для использования.

Алгоритм выполнения задания

Первый этап.

Смоделируйте содержание проектируемой информационной листовки, используйте при этом материалы, представленные в таблице 6. Выбор одного из двух вариантов содержательного проектирования осуществляется на основании вашего личного предпочтения.

Вам предстоит познакомиться с работодателем или родителями будущих воспитанников.

2) Ваше личное фото.

3) Информация об уровне и

4) Педагогический стаж.

5) Ваше кредо как воспитателя

(может быть представлено

известного автора или ваши

личные размышления — кратко

в 3 – 4 предложения).

6) Ваши педагогические

7) Контактная информация:

электронный адрес, контакты в

социальных сетях и номер

Вы можете представить в листовке информацию о следующих мероприятиях (на ваш выбор — одно!):

¾ праздник/утренник (Осенний праздник, Новый год, Масленица и т.д.);

¾ проведение спортивного праздника;

¾ выпускное мероприятие для воспитанников группы;

¾ театрализованная постановка с участием воспитанников группы или ДОУ;

¾ фестиваль мороженого или фруктов;

¾ проведение субботника на территории ДОУ;

¾ экскурсия на конфетную или швейную фабрику;

¾ поездка с воспитанниками в пожарную часть или учебный центр ГИБДД;

¾ посещение совместно с детьми памятных мест и мемориалов;

¾ проведение открытого занятия;

2) Подзаголовок мероприятия.

3) Анонс предстоящего события.

4) Дата и время проведения.

организации, где проводится

6) Контактная информация: адрес

организации, где проводится

мероприятие, его звание или

должность, электронная почта и

Перечень ссылок на сайты, где предлагаются шаблоны для проектирования информационных листовок:

Третий этап.

Заполните избранный шаблон листовки подготовленными информационными материалами. Оформите итоговый макет разработанной листовки в любой из предлагаемых программ: Microsoft Word, PowerPoin, Adobe Photoshop, MS Publisher, Spark Adobe, Orion Flyer Maker Pro и др. Возможно воспользоваться онлайн-конструктором листовок: Google Slides, Piktochart, Postermywall и др.
Четвёртый этап.
Скачайте и сохраните листовку в электронном виде. Загрузите листовку на сайт СДО для проверки преподавателем.

Задание 8. Максимальное количество баллов — 5 баллов.

Педагог постоянно анализирует результаты собственной профессиональной деятельности, проводя при этом оценку достижений воспитанников. Оценка — это неотъемлемая часть педагогического процесса, один из структурных компонентов педагогической деятельности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

1. Компетентность: определение и основные составляющие.

В со o тветствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом разработана и внедрена образовательная программа дошкольного образования, которая содержит не только обязательную часть, но и часть, формируемую участниками образовательных отношений, а также включает в себя инклюзивное образование и учитывает этнокультурную ситуацию. Реализация этой новой общеобразовательной программы предполагает опору на профессиональную компетенцию воспитателя.

Компетенция - личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам сотрудников компании (или к какой-то группе сотрудников).

Компетенцию рассматривают и как базовое качество индивидуума, включающее в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для качественно-продуктивной деятельности. Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

Под педагогической компетентностью понимается системное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, целенаправленно организовывать процесс педагогического общения и также предполагающих личностное развитие и совершенствование педагога.

Воспитатель дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ) должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по трем основным направлениям и демонстрировать конкретные показатели компетентности по каждому из направлений (таблица 1).

Таблица 1 Критерии компетентности по направлениям деятельности

осуществление целостного педагогического процесса;

 создание развивающей среды;

 обеспечение охраны жизни и здоровья детей.

- знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников;

- умения результативно формировать знания;

- умения и навыки в соответствии с образовательной программой;

- умение руководить основными видами деятельности дошкольников; - умение взаимодействовать с дошкольниками.

 планирование воспитательно-образовательной работы;

 проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.

- знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей;

- умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;

- владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

С o циально-педагогическая деятельность

 консультативная помощь родителям;

 создание условий для социализации детей;

 защита интересов и прав детей.

- знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям;

- умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

К o сновным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся:

 интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные знания, o пыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;

 информационная компетенция – объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, о коллегах;

 регулятивная к o мпетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость;

 коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию (качество человека характеризующимся большим интересом к внешнему миру), эмпатию (сопереживание, понимание другого).

Умение правильно общаться с родителями воспитанников – одна из главных и может быть трудных профессиональных компетенций.

1) владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности;

2) готовность решать профессиональные предметные задачи;

3) способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.

Таким образом, профессиональная компетентность педагога характеризуется как общая способность педагога мобилизовать свои знания, умения. Стабильно высокий уровень профессиональной компетентности может быть достигнут при условии непрерывного образования. На первый план выступает не формальная принадлежность к профессии, а профессиональная компетентность, то есть соответствие специалиста требованиям профессиональной деятельности. Формирование профессиональной педагогической компетентности - процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность – одна из характеристик профессиональной компетентности педагога. Большое влияние на формирование профессиональной педагогической компетентности оказывает стаж работы.

2. Пути развития профессиональной компетенции воспитателя ДОУ.

Основная профессиональная задача воспитателя – создание условий для гармоничного развития детей. Для этого педагог дошкольного образования должен обладать такими профессиональными компетенциями, как:

1) уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) умение общаться с каждым ребёнком;

3) умение создать условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

4) умение создать условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

5) умение оказать недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;

6) умение создать условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

7) умение развить коммуникативные способности детей, позволяющие разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

8) умение создать условия для овладения культурными средствами деятельности;

9) умение организовать виды деятельности, способствующие развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

10) умение оценить индивидуальное развитие каждого ребёнка;

11) умение взаимодействовать с родителями по вопросам образования ребенка, вовлекать их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей.

Для качественного формирования компетентности воспитателя необходимы базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться в процессе самообразования.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.

Базовое образование, полученное воспитателем, создаёт лишь предпосылки для формирования профессиональной компетенции. К тому же, в последнее время отмечается тенденция увеличения числа воспитателей без специального дошкольного образования, воспитателей, чья профессиональная подготовка не отвечает современным требованиям дошкольного образования, воспитателей со сложившимися педагогическими стереотипами.

Практика показывает, что для того, чтобы осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, необходимо повышать свой профессиональный уровень.

Требования современного мира таковы, что полученных однажды знаний недостаточно. Необходимо совершенствовать свою профессиональную компетенцию. К основным путям развития профессиональной компетенции относят:

- курсы повышения квалификации,

- исследовательская, экспериментальная деятельность,

- активное участие в педагогических конкурсах, мастер- классах,

- участие в методических объединениях,

- обобщение педагогического опыта,

Особое внимание следует обратить на последний ресурс. Самообразование – составная часть системы непрерывного образования – выступает как связующее звено между базовым образованием и периодическим повышением квалификации.

Большинство воспитателей не могут (а в некоторых случаях не хотят) самостоятельно повышать свой профессионализм. Сказываются внешние факторы (оплата труда, материально- техническое оснащение, перегрузки в работе, бытовые трудности и др.), но есть и субъективные причины, которые зависят от самих воспитателей. Им не хватает настойчивости, целеустремлённости, навыков самообразовательной работы.

Самообразование – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, приобретение систематических знаний в какой- либо области. Критериями самообразования являются:

- эффективность профессиональной деятельности,

- творческий рост педагога,

- внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.

Существуют различные формы самообразования: изучение литературы, обзор информации в интернете, прослушивание лекций, докладов, консультаций, посещение семинаров, конференций, тренингов, а также практическая деятельность.

Таблица 2 Развитие профессиональной компетенции воспитателя ДОУ

развитие исследовательской компетенции воспитателей и воспитанников,

личностный рост педагогов и детей,

повышение уровня знаний и эрудиции

Активное участие в педагогических конкурсах, мастер- классах

создание условий для профессионального самосовершенствования, формирование индивидуального стиля педагога

формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности,

стимулирование интереса, отработка условий по планированию, самоорганизации и самоконтролю

Участие в методических объединениях

формирование потребности профессионального роста

Обмен знаниями, оказание помощи, выработка единых требований, совершенствование качества образования

Обобщение педагогического опыта

получение знаний по опыту, который отличается от массового положительного высокой результативностью и оптимальностью

соответствие уровня образования и воспитанности воспитанников, совершенствование методической работы и управленческой деятельности

С позиций компетентностного подхода уровень образованности педагогов определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний, при этом нужно учитывать, что компетентностный подход не отрицает значения знаний, имеющих различную ценность, а увеличение их объема не означает повышения уровня образованности. Компетентностный подход рассматривается как подход, ориентирующий образовательный процесс на практичность его результатов, при котором в качестве результата рассматривается способность человека действовать в различных проблемных ситуациях, а результаты образования признаются значимыми.

Специфика профессиональной деятельности педагога заключается в том, что инвариантные требования и характеристики профессиональной деятельности обогащаются отличительными чертами: возрастными особенностями детей дошкольного возраста, своеобразием организации деятельности, характером взаимодействия между детьми и сотрудниками ДОУ.

Залогом профессионального роста педагога является постоянное стремление к повышению мастерства. Профессиональное умение достигается лишь постоянным трудом. Требование учиться на протяжении жизни не является новым для работников образовательной сферы. Однако сегодня оно получило новое звучание. Педагог должен не только отслеживать и изучать стремительно происходящие изменения в профессиональной отрасли, но и овладеть современными педагогическими технологиями. Освоение технологий связано с изменением педагогического мышления. С психологической точки зрения это требует значительных усилий, мобилизации ресурсов и способностей человека.

3. Воспитатель в условиях современности.

 гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

 умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

 умеющий организовать рефлексивную деятельность;

 обладающий высокой степенью профессиональной компетентности.

Кроме упомянутых в первом пункте основных составляющих профессиональной компетентности педагога, выделяют также следующие виды компетентностей, необходимые воспитателю нового поколения:

1) компетенция в ведении образовательного процесса. Подготовка к образовательной деятельности вызывает необходимость иметь высокую компетентность, постоянный поиск новой информации. Глубокое знание дошкольной педагогики, основных методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста с применением на практике. Использование различных методов обучения, различных видов деятельности и материалов, которые соответствуют уровню развития детей. Использование средств диагностики.

2) компетенция в организации информационной основы деятельности воспитанников. Подготовка к образовательной деятельности вызывает необходимость иметь высокую ИКТ-компетентность, постоянный поиск новой информации.

3) компетентность в организации воспитательной работы. Признание за детьми права выбора (деятельности, партнера). Создание возможности для его осуществления. Моделирование отношения сочувствия и позитивных способов общения с акцентом на разрешение проблем и конфликтов. Проявление уважения к мыслям и суждениям каждого ребенка.

4) компетентность в установлении контактов с родителями. Данная компетентность позволит воспитателю привлечь родителей и представителей общественности к совместному формированию критериев качества образования, конкретизировать социальный заказ, сделать ДОУ инвестиционно-привлекательным.

5) компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников. Организация собственной педагогической деятельности, ориентированной на индивидуальные особенности ребенка. Владение средствами диагностики индивидуальных особенностей ребенка и особенностей группы. Определение индивидуальных целей на краткосрочную и долгосрочную перспективу.

6) компетентность в разработке и реализации авторских образовательных программ. Данная компетентность помогает расширить содержание образования в конкретной области знаний, реализовать творческий потенциал и развить интерес воспитанников к определенному виду деятельности.

7) компетентность во владении современными образовательными технологиями. Позволяет осуществить компетентностный подход в образовании. Способствует развитию обобщенных способов деятельности воспитанников, позволяющих им свободно ориентироваться в различных жизненных ситуациях.

8) компетентность профессионально-личностного совершенствования. Обеспечивает постоянный рост и творческий подход в педагогической деятельности, предполагает непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает потребность к постоянному саморазвитию.

9) креативная компетентность педагога. Для оценки этого направления следует учесть, насколько воспитатель отличается способностью к поиску и внедрению в практику новых педагогических идей, новых способов решения педагогических задач. Позитивное отношение к новым идеям, стремление реализовать их на практике по собственной инициативе, без воздействия администрации. Проявление компетентности в обобщении и распространении педагогического опыта.

10) компетентность в организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса. Данная компетентность обеспечит наличие критерия нового качества образования – создание условий для сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.

11) компетентность в создании предметно-пространственной среды. Данная компетентность позволяет обеспечить организацию детских сообществ и стимулирование процессов саморегулирования детей, предоставляя им материалы, время и место для выбора и планирования их собственной деятельности.

Педагоги с достаточным уровнем внутренней мотивации, креативные личности, ориентированные на успех, способны самостоятельно достигнуть высокого уровня профессионализма. Однако для большей части педагогов необходимо создание специальных условий. Не каждый педагог может подняться до вершины новаторства. Но к творческому поиску оптимальных средств, форм, методов обучения и воспитания детей может приобщиться каждый.

Хорошие профессиональные знания, развитые педагогические способности, умения в области педагогики, постоянная работа над собой – вот необходимые условия достижения педагогом высокого профессионального мастерства.

Таким образом, понятие компетентности педагога понимается как ценностно-смысловое отношение к целям и результатам педагогической деятельности, выражающееся в осознанном выполнении профессиональных функций. И это особенно ценно, учитывая, что такая позиция воспитателя – не врожденное качество, она формируется под влиянием всей образовательной окружающей среды, в том числе и в процессе дополнительного профессионального образования, направленного на изменение внутреннего мира, определяющего осознанность действий воспитателя детского сада.

виды деятельности воспитателя

В свете принятия Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется деятельности воспитателя в детском саду. До этого выпускник ДОУ должен был обладать рядом навыков и умений при поступлении в первый класс школы. Сейчас больше внимания уделяется формированию полноценной личности с отлично развитыми коммуникативными и интеграционными способностями.

Для этого необходима хорошо организованная и подготовленная профессиональная деятельность воспитателя детского сада, включающая в себя многочисленные аспекты. Благодаря этому педагог сможет передать детям все свои знания, обучить необходимым навыкам и умениям, подготовить к будущей жизни, развить социальные и коммуникативные навыки.

Разновидности деятельности сотрудников ДОУ

Работа педагога детского дошкольного учреждения разнообразна и состоит из множества различных элементов. Каждый из них направлен на развитие определенных качеств ребенка, а суммарно все они позволяют получить гармонично развитую личность, превосходно подготовленную к функционированию к новой среде – в школе.

В состав профессиональных обязанностей каждого педагогического сотрудника дошкольного детского учреждения входят следующие:

Содержание деятельности воспитателя детского сада включает и обязанности по своевременному и грамотному составлению необходимой документации, участие в реализации основных образовательных и воспитательных программ, повышение компетентности и внедрение инновационных методик.

Роль воспитателя в развитии детей

Воспитатель принимает активное участие в организации деятельности детского сада. Его роль заключается в том, что он учит и воспитывает постоянно, вне зависимости от того, какие задачи выполняет в конкретный период. При этом перед каждым педагогическим звеном стоит своя цель.

Например, деятельность младшего воспитателя в детском саду больше связана с физической работой, но не исключает непосредственного влияния на воспитание и образование детей. Нянечка следит за гигиеническим состоянием воспитанников, обучает их навыкам ухода за собой, учит пользоваться столовыми приборами, красиво и воспитанно есть, правильно вести себя за столом, ухаживать за помещением группы и игрушками, выполнять множество других функций. Няня – основной помощник руководителя группы, участвующий в процессе обучения и воспитания детей, их социализации и интеграции в общество.

роль воспитателя в развитии детей

Деятельность старшего воспитателя детского сада связана с формированием методики обучения и воспитания, координацией действий всех уровней педагогического состава ДОУ.

Проведение самоанализа

Для оценки качества и успешности работы педагога используется самоанализ деятельности воспитателя детского сада. Это способ выявления успешных сторон работы педагога и определения потенциальных недостатков. Также самоанализ педагогической деятельности воспитателя детского сада используется при прохождении аттестации для получения высшей категории или подтверждения уже имеющейся.

Как и в России, самоанализ деятельности воспитателя детского сада в Беларуси является важной составляющей работы педагогических сотрудников. Он строится на основании рекомендаций МО Республики Беларусь и является оценкой деятельности сотрудника детского сада. Это очень важно для прогресса самого сотрудника ДОУ и качества его работы с детьми.

Этот важный документ заключает в себе весь опыт педагогической деятельности воспитателя детского сада и является своеобразным анализом проведенной работы. В него включаются все разновидности работы педагогического состава: игровая и познавательная активность, культурное, патриотическое и нравственное воспитание.

Компетентностная составляющая в профессиональной подготовке специалистов дошкольного образования.

Иванова Татьяна Евгеньевна,

соискатель кафедры Образования взрослых при Академии повышения квалификации и переподготовки педагогических работников образования,

преподаватель кафедры Педагогики и методики дошкольного образования Московского Гуманитарного Педагогического Института.

Ключевые слова : компетентность, компетентностный подход, компетентностная модель специалиста дошкольного профиля, компетентностная составляющая в профессиональной подготовке.

В статье определено современное состояние и проблемы системы высшего профессионального образования в рамках подготовки специалистов дошкольного профиля. Обозначены основные направления совершенствования профессиональной подготовки будущего педагога в условиях реализации компетентностного подхода и положений Болонской декларации.

Представлена структура деятельности педагога дошкольного профиля, определенная его миссией. На основе структуры деятельности и квалификационной характеристики разработана компетентностная модель будущего специалиста дошкольного образования.

Формируя компетентностную модель будущего педагога дошкольного образования, мы попытались максимально возможно учесть специфику его профессиональной деятельности и сформулировать перечень специальных педагогических компетентностей, необходимых для успешного осуществления своей профессиональной деятельности в условиях дошкольного образования.

Современные социально-экономические условия ставят перед системой профессионального образования задачу подготовки компетентного, конкурентоспособного специалиста для работы в динамично меняющихся условиях, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, готового к дальнейшему самообразованию и саморазвитию. Решение этой проблемы сосредоточено в построении нового образовательного пространства и реализации положений Болонской декларации.

В условиях инновационных преобразований образовательной сферы меняется стратегия подготовки специалистов, в том числе и будущих педагогов дошкольного образования. Особое внимание современных исследователей обращено на подготовку специалистов, способных творчески реализовывать свои педагогические умения в новых условиях жизни, в ситуациях быстрых перемен. В связи с этим в современной отечественной педагогике идут противоречивые процессы, связанные с изменением её содержательных характеристик. Одна из отличительных особенностей этих процессов заключается в том, что осуществляется пересмотр и переосмысление содержания профессиональной готовности выпускников педагогического вуза в целом и педагога дошкольного образования в частности.

Особо актуальной становится проблема обеспечения дошкольных образовательных учреждений профессионально компетентными педагогическими кадрами, способными к эффективному управлению образовательным процессом и содействию успешной социализации детей дошкольного возраста. Поэтому перед профессиональным образованием стоит важная задача сформировать у будущих педагогов дошкольного образования личностно и профессионально значимые компетентности, определяющие их профессиональную готовность к работе с детьми дошкольного возраста.

Профессиональная деятельность педагога дошкольного профиля имеет свои специфические особенности. Многие исследования подчеркивают, что успешное развитие ребенка дошкольного возраста, его личностная активность и социальная состоятельность зависит от грамотного, целенаправленного руководства со стороны взрослого. Поэтому специфика профессионально-педагогической деятельности педагога дошкольного образования заключается в том, что инвариантные требования и характеристики обогащаются специфическими особенностями профессиональной деятельности: возрастные особенности детей дошкольного возраста, особенности организации деятельности, особенности взаимодействия между детьми и сотрудниками ДОУ. Структура деятельности педагога дошкольного профиля определяется его миссией, связанной с обеспечением организационно-управленческих условий для успешного образования и социализации ребенка в условиях ДОУ.

Так как образовательный процесс находится в поле профессиональной деятельности и организатора-методиста, и воспитателя дошкольного образовательного учреждения, это позволило нам в большей степени рассматривать объем педагогической деятельности, направленной на создание условий для успешного и гармоничного развития и образования ребенка.

Определяя структуру профессиональной деятельности педагога дошкольного образования, мы постарались выделить основные объекты его деятельности (схема 1).

Объекты деятельности

Основной педагогический состав

Органы управления образования

Младший обслуживающий персонал

Инновационные педагогические идеи, современные направления исследования

Деятельность

Формирование управленческой культуры

Организация педагогического процесса

Организация методической работы

Организация развивающей и образовательной среды

Формирование общей культуры детей и сотрудников ДОУ

Организация просветительской работы для родителей

Контроль педагогического процесса

Координация педагогического процесса

Организация финансово-хозяйственной деятельности

Создание материально-технической базы

Координация взаимодействия между сотрудниками ДОУ

Организация работы с родителями

Руководство работой персонала

Правовые основы управления

Обеспечение охраны жизни и здоровья детей и сотрудников ДОУ

Работа с образовательными программами

Повышение квалификации сотрудников ДОУ

Использование инновационно-педагогических технологий

Методическое оснащение ДОУ

Структура деятельности педагога дошкольного образования.

Представленная структура деятельности педагога дошкольного образования включает в себя: перечень сфер и объектов профессиональной деятельности, раскрытие основных ее видов, и является основой для квалификационных характеристик будущего педагога. Следовательно, структура деятельности проецирует на процесс профессиональной подготовки будущего специалиста и становится образцом и аналогом его деятельности, а также задает содержание и формы соответствующей учебной деятельности студентов.

Таким образом, целостное представление о структуре педагогической деятельности специалиста дошкольного профиля, характеристика ее содержания позволили сформировать компетентностную модель будущего педагога дошкольного образования, которая рассматривается как сумма составляющих компетентности, формирующихся в процессе образовательной деятельности, и представляет собой обобщенное описание того, чего должна достигнуть личность в процессе образовательной деятельности для успешного функционирования в системе общественных отношений в роли компетентного специалиста.

Н.Ф. Талызина отмечает, что модель деятельности специалиста должна определять систему задач, которые встают перед специалистом после окончания обучения [6]. А.А. Калмыков определил модель специалиста как описание целей образования, сводящихся к системе осваиваемых в процессе образования способов, средств и ресурсов адаптации к профессиональной среде. Автор говорит о том, что, разрабатывая модель специалиста, необходимо включать следующие элементы: общие квалификационные требования к специалисту, описание профессиональной среды, общее назначение специалиста и основные виды его деятельности, структуру и содержание деятельности специалиста, личностные качества и качества специалиста [3].

Таким образом, модель специалиста определяет необходимые качества, свойства, знания, умения, особенности личности, необходимые для успешного овладения определенным родом деятельности. Она включает в себя характеристики профессиональной деятельности и профессиональные задачи, а также является нормативом планируемых профессиональных качеств выпускника.

Базой для создания компетентностной модели будущего педагога дошкольного образования выступили квалификационная характеристика, определенная государственным образовательным стандартом, модель деятельности педагога по ее осуществлению, а также исследования уровня подготовленности выпускников вуза к дальнейшей профессиональной деятельности.

Таким образом, руководствуясь требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050707 "Педагогика и методика дошкольного образования" в области определения основных видов деятельности педагога-организатора дошкольного образования и научно-методическими разработками моделей компетентностей, нами была предпринята попытка создать компетентностную модель педагога дошкольного образования как структуру, состоящую из трех групп компетентностей (схема 2), выявить типологию универсальных и предметных компетенций будущего педагога, а также наполнить их содержательно.


Компетентностная модель специалиста (организатор-методист дошкольного образования).

050707 - Педагогика и методика дошкольного образования.

В качестве основных были выделены универсальные и предметные компетентности, предложенные в проекте TUNING [2]. Универсальные компетентности являются базовой основой для профессионального становления специалиста любой области деятельности в условиях современной рыночной экономики, они обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека в социуме. При характеристике универсальных компетентностей важным является учет основных потенциалов, которыми должна обладать личность: познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный потенциалы, определяющие направленность на самоопределение в системе общественных отношений. Отсюда следует, что универсальные компетентности представляют собой систему знаний, умений, качеств личности, способствующих успеху его профессиональной деятельности.

Значительная часть составляющих универсальной компетентности приобретается педагогами вне образовательной деятельности. Однако следует подчеркнуть, что некоторые социально значимые качества личности не являются постоянными категориями. С изменением социально-экономического устройства общества меняются и представления об оценке личностных качеств. Это означает, что отдельные социально значимые качества личности подвижны во времени и направления их трансформирования диктуются объективными социально-экономическими условиями. И это, в свою очередь, означает, что современный компетентный педагог обязан отслеживать эти процессы и быть готовым адекватно объективным условиям реагировать на возникающие инновации, грамотно использовать их как в личностном развитии, так и в решении педагогических проблем. Следовательно, профессиональная компетентность есть итог той внутренней работы самой личности педагога, в процессе которой внешнее, пройдя через субъективность личности, перерабатывается и осваивается ею, порождая порой четко не осознаваемое умение в конкретной педагогической ситуации разрешить конкретную педагогическую проблему.

Следующей составляющей компетентностной модели будущего педагога дошкольного профиля являются предметные компетентности, которыми должен обладать специалист педагогического профиля, и определяющие его успех в педагогической деятельности. Сформированность этих компетентностей способствует самореализации и конкурентоспособности педагога на рынке труда, делает процесс профессионального становления личности целостным и системным.

Учитывая тот факт, что специалист должен обладать как общими, так и частными компетентностями в рамках конкретной профессиональной деятельности, модель будущего педагога должна содержать и общепрофессиональные, и специальные компетентности. Поэтому, опираясь на квалификационную характеристику специалиста дошкольного образования, определенную государственным образовательным стандартом ВПО, мы сочли необходимым выделить специальные компетентности, характеризующие готовность специалиста в узкой области профессиональной деятельности, то есть деятельности в сфере дошкольного образования.

Все структурные компоненты профессиональной компетентности направлены на практическую деятельность педагога дошкольного образования в виде умений разрешать конкретные педагогические ситуации. Профессиональная готовность педагога, то есть его общая способность мобилизовать имеющиеся знания, опыт, личностные и социальные качества и ценности, которые приобретены в процессе образовательной деятельности и составляют профессиональную компетентность будущего педагога.

Итак, сформированная нами компетентностная модель демонстрирует специфику деятельности педагога-организатора дошкольного образования, обусловливающуюся созданием благоприятных условий для безопасного и творческого труда сотрудников ДОУ с целью укрепления здоровья детей, их образования и развития в соответствии с требованиями современного общества. Поэтому, формируя компетентностную модель будущего педагога дошкольного образования, мы попытались максимально возможно учесть специфику его профессиональной деятельности и сформулировать перечень специальных педагогических компетентностей, необходимых для успешного осуществления своей профессиональной деятельности в условиях дошкольного образования. С этой целью определили содержание специальных для него профессиональных компетентностей:

v организационно-управленческие:

· устанавливает профессиональный и личностный контакт с детьми дошкольного возраста;

· способствует созданию благоприятной среды для развития и образования дошкольника;

· устанавливает гуманные отношения между участниками педагогического процесса, основанные на диалогическом взаимодействии и эмоциональном контакте с детьми дошкольного возраста;

· мотивирует людей на совместную деятельность;

· координирует взаимодействие между сотрудниками ДОУ;

· устанавливает связи с общественностью;

· мотивирует родителей на взаимодействие с педагогами ДОУ; аргументировано и доступно раскрывает специфику развития и обучения дошкольника);

· осуществляет планирование деятельности ДОУ;

· осуществляет координацию и контроль педагогического процесса ДОУ;

· способствует формированию управленческой культуры администрации ДОУ;

· систематически повышает свою профессиональную квалификацию и квалификацию сотрудников ДОУ;

· обеспечивает охрану жизни и здоровья детей и сотрудников ДОУ;

· владеет способностью педагогического анализа;

· принимает участие в лицензировании, аттестации, аккредитации ДОУ;

· использует экспертные методы при оценке различных программ образовательного учреждения;

· применяет экспертную оценку работы педагогов и администрации ДОУ;

· организует экономическую деятельность ДОУ;

· составляет сметы финансирования и бюджетного нормирования расходов на ДОУ;

· составляет сметное планирование;

· работает с внебюджетными средствами ДОУ;

· анализирует развивающую среду и социально-технические условия ДОУ;

· моделирует образовательные и педагогические ситуации в ДОУ.

· использует требования к оснащению и оборудования помещений ДОУ;

· использует санитарные правила и нормы, правила техники безопасности и противопожарной защиты;

· организует деятельность маркетинговой службы;

· осуществляет аналитическую и рекламную деятельность (проводит анкетирование, тестирование, опрос потребностей ребенка и общества; организовывает научно-методические выставки, ярмарки, занимается созданием сайта, PR - компании).

v образовательные:

· понимает значимость ребенка в системе общественных отношений;

· осуществляет образовательный процесс, направленный на развитие и образование ребенка в период дошкольного детства;

· владеет вариативным арсеналом воспитательных подходов и технологий;

· реализовывает личностно-ориентированный подход в работе с дошкольниками, т.е. владеет и может применить диагностические методики, направленные на изучение личности дошкольника;

· проектирует направления развития личности дошкольника, т.е., определяет основные тенденции и направления личностного развития ребенка, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;

· отбирает содержание образования, т.е. опирается в отборе содержания на нормативные документы в области образования (государственный образовательный стандарт, программу);

· использует современные образовательные технологии;

· определяет критерии эффективности в применении образовательных и воспитательных технологий;

· способствует социализации детей;

· способствует формированию общей культуры личности детей и сотрудников ДОУ;

· конструирует различные формы психолого-педагогической деятельности;

· обладает способностями к рефлексии и саморефлексии деятельности.

v научно-исследовательские:

· строит программу своего профессионального самосовершенствования в области деятельности и в соответствии с инновационными направлениями в исследовании проблемы образования детей дошкольного возраста;

· участвует и организовывает деятельность методических объединений и другие виды методической работы.

Таким образом, на основе компетентностного подхода мы смоделировали образ современного педагога дошкольного образования, определили его профессиональную компетентность как уровень знаний и профессионализма, позволяющих принимать правильные решения в конкретной педагогической ситуации с целью содействия благополучного развития ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения. А перечисленные выше компетентности составляют профессиональную направленность педагога дошкольного профиля, на основе которой он осуществляет свои педагогические функции и решает стоящие перед ним профессиональные задачи.

1. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Метод. пособие. М., 2005. 285 с.

2. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие / Под науч. ред. В И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. 408 с.

3. Калмыков А.А. Программно-методическое обеспечение переподготовки преподавателей вуза (на примере преподавания Интернет). Дисс…канд.пед.наук. – М., 2002. – 192с.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г . № 1756-р.

6. Талызина Н.Ф. Пути разработки профиля специалиста. – Саратов: СГУ, 1987. – 176с.

Читайте также: