Особенности проектной деятельности в старшей школе

Обновлено: 05.07.2024

1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ в основной и старшей школе

2. Преподаватели

Шаталов Максим Анатольевич - проректор по учебно-методической
деятельности ЛОИРО, зав. кафедрой естественно-научного образования
доктор пед.наук;
Лебедева Маргарита Борисовна - профессор кафедры математики,
информатики и ИКТ ЛОИРО, доктор пед. наук
Соколова Елена Анатольевна - зав. кафедрой филологического образования
ЛОИРО, канд. философских наук

3. Содержание

1. Индивидуальный исследовательский проект (ИИП) как
завершающий этап организации проектной
деятельности в школе.
2. Требования к ИИП.
3. Аппарат ИИП.
4. Документы, сопровождающие исследовательский
проект.
5. Основные выводы.

4. ИИП как завершающий этап организации проектной деятельности в школе

5. Роль и значение проектной деятельности по ФГОС

6. Этапы проектной деятельности в школе

7. Виды проектов

по числу
участников
индивидуальные
парные и групповые
исследовательские
УЧЕБНЫЕ
ПРОЕКТЫ
по характеру
поисковой
деятельности
творческие
информационные
краткосрочные
среднесрочные
по
продолжительности
долгосрочные

8. Виды проектов

по числу
участников
индивидуальные
парные и групповые
исследовательские
УЧЕБНЫЕ
ПРОЕКТЫ
по характеру
поисковой
деятельности
творческие
информационные
краткосрочные
среднесрочные
по
продолжительности
долгосрочные

9. ИИП: цели, задачи, особенности

10. Индивидуальный исследовательский проект (ИИП)

● Индивидуальный итоговый проект представляет собой учебный проект,
выполяемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных
предметов с целью продемонстрировать свои достижения в
самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей
знаний и/или видов деятельности, а также способность проектировать и
осуществлять целесообразную и результативную деятельность.
● Выполнение индивидуального проекта обязательно для каждого
обучающегося, оценка за выполнение проекта выставляется в графу
“Проектная деятельность” в классном журнале и личном деле.

11. Индивидуальный исследовательский проект

12. Индивидуальный исследовательский проект

Гуманитарный
Естественнонаучный
Мировоззренческая направленность
Нравственное, духовное,
патриотическое воспитание
Научная картина мира
Междисциплинарный
проект

13. Индивидуальный исследовательский проект (пример)

“Памятники Дороги Жизни
- историческая память о
блокаде Ленинграда”
ИИП1
ИИП2
ИИП10
Ведущий предмет история, проект
гуманитарный,
ориентированный на
патриотическое воспитание
Продукты проектной
деятельности - 3D модели
памятников (естественнонаучная составляющая)
Коллективный междисциплинарный
исследовательский проект - Продукт коллективного
проекта - Экскурсия по выставке 3D моделей
“Памятники Дороги Жизни”

14. Индивидуальный исследовательский проект (пример)

15. Коллективный исследовательский проект (пример)

16. Для успешной реализации ИИП учитель должен

● ориентироваться на содержание обучения, описанное в рабочих
программах, и планируемые личностные, метапредметные и
предметные результаты;
● иметь постоянно пополняемый банк ИИП, по возможности,
представленный в сети;
● оказывать помощь учащимся на этапе выбора темы проекта и
формирования его аппарата (цель, задачи, объект, предмет, гипотеза,
планируемый результат и др.);
● выполнять роль тьютора, консультанта, эксперта, не вмешиваясь в
процесс выполнения проекта, но помогая в его успешной реализации.

17. Активность 1

Сформулируйте 3-5 требований к
индивидуальному
исследовательскому проекту в
старшей школе, которые вы
считаете основными.
Ответ представьте в виде схемы
(ментальная карта, кластер и др.)
Требования

18. Аппарат исследовательского проекта

19. Тема и проблема проекта

Тема проекта
Тема проекта должна быть:
важной в мировоззренческом плане;
личностно-значимой для учащегося;
учитывающей особенности возраста;
обеспечивающей достижение
личностных, метапредметных и
предметных результатов обучения
Проблема проекта
Проблема должна быть
практико-ориентированной;
понятной для учащегося;
связанной с профилем обучения и
будущей профессией;
требующей использования разной
информации из разных источников
(книги, Интернет, музеи и др.)
Анализ проблемы напрямую влияет на планирование проекта, на определение всех его
возможных мероприятий, на постановку цели, задач проекта и определение основного результата.

20. Тема и проблема проекта

Тема проекта
Тема проекта “Памятники Дороги
Жизни - историческая память о
блокаде Ленинграда”
Проблема проекта
Проблема - Почему нужно и важно
хранить историческую память?

21. Тема и проблема проекта

Тема проекта
Тема проекта “Деньги в русской
литературе”
Проблема проекта
Проблема – Какое место деньги
занимают в системе ценностей
человека?

22. Откуда берутся проблемы для проектов

23. Цель и задачи проекта

24. Цель и задачи проекта (пример)

Цель - Изучить историю Дороги Жизни и показать роль памятников Дороги Жизни в
увековечивании памяти о блокаде Ленинграда
Задачи исследования:
найти материал об одном из памятников;
посетить место установки, сделать фотографии;
провести расчеты, подготовить рабочий чертеж в масштабе 1:100;
с помощью компьютерной программы 3D моделирования создать прототип модели;
с помощью 3D-принтера распечатать модель или создать ее с помощью 3D ручки;
подготовить выставочную экспозицию;
к каждому памятнику создать qr-код с его описанием (видео)
Задача 1
ЦЕЛЬ
Задача 2
Задача .
Планируемый результат

25. Объект и предмет исследования

26. Объект и предмет исследования (пример)

Исследовательский проект “Памятники Дороги Жизни - историческая память
о блокаде Ленинграда”
Объект исследования - история Великой отечественной войны и Блокады
Ленинграда
Предмет исследования - памятники Дороги Жизни

27. Гипотеза исследования

28. Гипотеза исследования (пример)

Если активно изучать памятники истории, можно лучше
понять историю страны, суть исторических событий, и
воспитать в себе чувство патриотизма и гордости.

тексты экскурсий
3D модели объектов
видеозаписи
экскурсий
роботы
описание
эксперимента
установки, приборы,
макеты
буклет или
информационный
листок
сайт или блог
фотоальбом
ПРОДУКТЫ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
авторефераты с
описанием
исследования
объекты дополненной
реальности
платья, костюмы и
др. изделия

30. Активность 2

Тема проекта “Петербург в
творчестве поэтов серебряного
века”
Проблема проекта
Продукты проектной
деятельности

31. Активность 2

32. Активность 2

33. Активность 2

Тема проекта “Все работы хороши,
Выбирай на вкус!” (Мир
профессий)
Проблема проекта
Продукты проектной
деятельности

Школьная научнопрактическая
конференция
Открытое
родительское
собрание
Выставка-презентация
продуктов проектной
деятельности
Концерт (спектакль)
СПОСОБЫ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Флэшмоб, квест
Защита проекта с
оппонентами

35. Роль ИКТ в реализации проекта

38. На заметку (роль ИКТ)

39. Документы, сопровождающие исследовательский проект

40. Паспорт проекта (документ учителя)

● вопрос программы по предмету
● проблема (практико-ориентированная)
● форма работы над проблемой (проект, исследование)
● тема
● продукт(ы) проектной деятельности

41. Паспорт проекта (пример)

Вопрос программы по предмету
“Советский Союз в годы Великой Отечественной войны” (5
часов) (11 класс)
Проблема (практико-ориентированная)
Почему нужно и важно хранить историческую память?
Форма работы над проблемой (проект,
Исследование
исследование)
Тема проекта
“Памятники Дороги Жизни - историческая память о блокаде
Ленинграда”
Продукты проектной деятельности
3D модели памятников Дороги жизни;
Интерактивная выставка 3D моделей в школе;
Экскурсии по выставке

42. Визитная карточка проекта (документ учащегося)

● конкретная тема проекта
● проблема проекта
● цель и задачи проекта
● объект, предмет проекта
● гипотеза
● предполагаемый результат (продукт проектной деятельности)
● этапы работы над проектом и сроки их реализации
● основные источники информации

43. Визитная карточка проекта (документ учащегося)

44. Дневник проекта (документ учащегося)

Отражает основные этапы работы, описывает
достижения и трудности в реализации проекта,
определяет возможные направления дальнейшей работы

45. Критерии оценивания ИИП

Критериальная система оценивания - это процесс, основанный на сравнении
учебных достижений учащихся с чётко определёнными, коллективно
выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями,
соответствующими целям и содержанию образования, способствующими
формированию учебно-познавательной компетентности.
Целью технологии критериального оценивания является определение и
повышение успешности учебной деятельности учащихся посредством
использования определенных параметров (критериев), позволяющих связать
систему оценивания с целевыми установками образовательного процесса
(достижением личностных, метапредметных и предметных результатов).

46. Критерии оценивания ИИП

47. Критерии оценивания ИИП

АППАРАТ ПРОЕКТА
Разработчик корректно определил тему, проблему,
сформулировал цели, задачи, гипотезу, составил
план работы над проектом
СОДЕРЖАНИЕ
ВЫПОЛНЕННОЙ
РАБОТЫ
Работа над проектом проводилась в соответствии
с планом, были реализованы все этапы, работа
проходила самостоятельно
ДОСТИГНУТЫЙ
РЕЗУЛЬТАТ
(ПРОЕКТНЫЙ
ПРОДУКТ)
Проектный продукт соответствует
запланированному, подготовлено описание
выполненного проекта, описание выполнено по
правилам оформления документов
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
РЕЗУЛЬТАТОВ
Представлен ход работы над проектом и
достигнутые результаты, отмечены трудности и
проблемы разработчик корректно отвечал на
вопросы

48. Критерии оценивания ИИП

Критерии
Показатели
Баллы
Тема и проблема ИИП актуальны
и связаны с программой
обучения
Актуальность
Новизна
Связь с программой
1
1
1
Цель и задачи сформулированы
корректно и ориентированы на
достижение результата
Цели
Задачи
Результат (проектный продукт)
1
2
1
Гипотеза сформулирована
правильно
Формулировка является гипотезой
Гипотеза требует доказательства
1
1
Планируемый результат
определен четко и логично
Продукт проектной деятельности определен
1
План реализации проекта
составлен и связан с целью и
задачами ИИП
План реализации логичен
Этапы определены и связаны с решением задач
Сроки реализации проекта выполнимы
1
1
1

49. Критерии оценивания ИИП

Критерии
Показатели
Баллы
Цель достигнута, задачи
выполнены
Цель достигнута
Задачи выполнены
1
1
Продукт проектной деятельности
создан
Продукт создан
Продукт соответствует запланированному
1
1
Работа выполнялась
самостоятельно, с соблюдением
сроков
Самостоятельность
Ответственность
Пунктуальность
1
1
1
Подготовлена визитная карточка
проекта, которая отражает ход
проектной деятельности и
достигнутые результаты
Визитная карточка подготовлена
Ход работы и ее результаты описаны
Документы оформлен по правилам
Описаны информационные ресурсы
1
1
1
1
Выполненная работа хорошо
представлена
Представлен аппарат исследования
Представлен ход работы
Представлены достигнутые результаты
Сделаны выводы
1
1
1
1

50. Описание информационных ресурсов

ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО?
1. Соблюдение авторских прав.
2. Формирование культуры работы с информацией.
3. Доказательство того, что ресурсы, которые использовались при
работе над проектом, являются достоверными.
4. Возможность для любого человека, который знакомится с
проектом, воспользоваться источниками, быстро и беспроблемно
найти их в библиотеке, Интернете и др.

51. Описание информационных ресурсов

52. Описание информационных ресурсов

53. Описание информационных ресурсов

54. Основные выводы

55. Активность 3

Предлагаем темы индивидуальных исследовательских проектов.
Предложите темы ИИП:
● которые уже реализовывали вы, ваши коллеги;
● которые планируете реализовать.
Назовите проблему проекта и планируемые проектные продукты

56. Выводы

● Индивидуальный исследовательский проект (ИИП) - заключительный
этап проектной деятельности в школе;
● В ходе выполнения ИИП формируются очень важные метапредметные
умения и навыки (познавательные, коммуникативные, рефлексивные и
др.);
● ИИП выполняется преимущественно во внеурочной деятельности, но
обеспечивает реализацию образовательной программы по одному или
нескольким предметам.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

В основе проектной деятельности лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. В дальнейшем докладе попробуем проанализировать возможности и условия организации проектной деятельности в средних классах общеобразовательной школы.

Несмотря на наличие имеющейся в распоряжении учителей-предметников методической литературы, где отражены общеизвестные положения и алгоритм проектной деятельности, при использовании этого метода на практике возникает ряд вопросов, которые необходимо учитывать: возрастные особенности учащихся, содержание и уровень подготовки учащихся к выполнению работ, виды и тематика проектов, характер координации, степень самостоятельности учащихся, методика проверки знаний и умений на различных этапах выполнения проекта и др.

Эффективность учебной деятельности учителя во многом определяется правильно выбранной педагогической технологией. Теория и практика большинства современных педагогических технологий еще только разрабатывается и является в педагогике новым объектом изучения.

За свою работу ученики получают сразу несколько оценок: за оформление, за содержание, за защиту; могут быть также учреждены специальные номинации: “оригинальность”, “научность”, “актуальность” и т. п. Это стимулирует интерес, мотивирует на самостоятельную поисковую деятельность.

Нельзя не согласиться с утверждением о том, что максимальный обучающий и воспитательный эффект достигается тогда, когда проблемы будущих исследований существуют в русле одной общей темы.

Во-первых, ученики могут взаимодействовать, помогать друг другу, во-вторых, создается творческая атмосфера, способствующая благоприятному психологическому климату в коллективе, в-третьих, руководителю легче работать в одном направлении.

Предлагаю вашему вниманию несколько основных правил, которые могут помочь в осуществлении такого вида работы.

Правило первое: учителю необходимо мотивировать школьников на исследовательскую деятельность!

Правило второе: проблема должна быть актуальна!

Необходимо, чтобы создание проектов было общим делом, где каждый проявил свои способности.

Как учителям, нам необходимо ставить задачи и для себя ( методические задачи):

1. Способствовать возникновению у старшеклассников интереса к.
2. Научить учеников видеть актуальное, современное в.
3. Формировать эстетический вкус обучающихся.
4. Развивать кругозор учащихся.

Правило четвертое: сотрудничество руководителя и учеников-исследователей необходимо!

Уникальность наших проектов в том, что в них участвовует весь класс. Вовлечь ребят в работу получится во многом благодаря нашей личной заинтересованности темой. Станет ли успешным проект, конечно, во многом зависит и от взаимоотношений учителя и учеников. Если они основаны на партнёрстве и уважении друг к другу, вас ждет успех.

Правило пятое: тема должна быть личностно значима!

Темы в рамках проекта я предложила ребятам сама, учитывая круг интересов учеников, их склонности. Хотя в процессе обсуждения названия корректировались. Некоторые ребята захотели работать индивидуально, многие объединились в группы. В результате коллективного обсуждения были обозначены проблемы, которые нуждались в решении в рамках намеченной тематики. Далее ребятам предстояло поставить цели и определить задачи для дальнейшей работы, а также распределить обязанности (в групповых проектах).

Немотивированным на проектную деятельность ученикам я предложила темы информационных проектов, предполагающих создание презентации. Кроме того, создание презентаций – это творческая работа, это возможность проявить себя. Скорее всего, в результате работы старшеклассники придут к выводу, что сделать хорошую презентацию иногда труднее, чем провести серьезное исследование. Но, безусловно, существует опасность, что презентация будет скачана из Интернета, тогда обучающий эффект будет равен нулю. Чтобы этого не произошло, учителю предварительно необходимо удостовериться в самостоятельности выполненной работы. ( Кстати нередко эти моменты замечают сами ученики)

Правило шестое: учитель координирует и корректирует проделанную работу на промежуточных этапах.

Не секрет, что хуже всего в работе над проектом ученики справляются с отбором информации, соответствующей задачам исследования. Учитель должен научить ребят стратегиям поиска и отбора наиболее точной и достоверной информации, используя обсуждение и наглядно демонстрируя методы работы с материалом.

В идеале при работе над проектами в старших классах подразумевается минимальное участие учителя на всех этапах работы. На практике это не совсем так. В любом классе есть ребята с разными способностями и мотивацией. Роль учителя в проектной деятельности может быть разной, но, на мой взгляд, сотрудничество предполагает и контроль. Если мы хотим получить качественный результат, учитель должен регулярно отслеживать ход работы. Иначе, вследствие некоторой инфантильности (а может быть, наоборот, занятости) современных школьников, возникает опасность, что проект будет выполняться в последний момент, либо не завершится вовсе.

Правило седьмое: используйте ИКТ!

Несомненно, у учителя должны быть консультационные часы для обсуждения с учениками их деятельности. Большие возможности для контактов предоставляет Интернет. Адрес моей электронной почты ученики получают еще на начальном этапе работы над темой. Не исключаю консультации по проекту и в социальных сетях. Кстати, неограниченные возможности компьютера и Интернета позволили в нашем проекте интегрировать литературу и русский язык, литературу и изобразительное искусство, литературу и музыку.

Правило восьмое: представление проекта обязательно нужно отрепетировать.

Слабое место современных школьников – публичное выступление. Необходимо научить ребят укладываться в регламент (не более 10 минут), помочь преодолеть волнение, а для этого им нужно несколько раз выступить в привычной обстановке. Здесь неизбежны временные затраты руководителя проекта, но и результат оправдает ожидания.

Правило девятое: расширяйте аудиторию для представления успешных проектов!

Правило десятое: без рефлексии проект теряет смысл!

На протяжении всего проекта ученикам необходимо вести дневники рефлексии, в которых ученики обдумывают свою работу над проектом. (РЕФЛЕКСИВНЫЕ ВОПРОСЫ)

Самая скучная, по мнению старшеклассников, и, несомненно, самая полезная часть любого проекта – это отчет о работе. При его написании автор проекта анализирует всё, что было сделано и оценивает приобретенный опыт. Признаюсь, с этим этапом справляются неуспешно не только ученики. Помощь ребятам может оказать определенный шаблон, составленный учителем, но, несомненно, он будет развернут и дополнен учащимися. А отправлены отчеты учителю могут быть по электронной почте.

Таким образом, организовывая проектно-исследовательскую деятельность старшеклассников, МЫ убеждаемся – это требующая временных затрат работа, но она оказывает колоссальное влияние на учеников, формирует личность, позволяет максимально раскрыть творческий потенциал, повышает эффективность обучения. Реализовывать проекты интересно. Они всегда разные. Когда заканчивается работа, испытываешь смешанные чувства: гордость за результат, горечь из-за ошибок и грусть, что все завершилось. Время идет, и вот возникает новая идея, и новая проблема ждет своего решения. Но это уже совсем другая история…

Проектная деятельность в школе: цели, задачи и виды

Что такое проекты для школьников, какие есть типы проектной деятельности, кто в них участвует и какими документами это регламентируется. Разбираемся в нашем материале.


Что такое проектная деятельность в школе

Проект в широком смысле — это деятельность, ограниченная во времени. У проекта всегда есть цель — прийти к какому-то выводу или создать продукт или услугу.

Если говорить о школьных проектах, то разницы в определениях нет. Ученические проекты тоже обычно регламентируются определёнными сроками и подразумевают под собой решение какой-то новой, зачастую злободневной и актуальной проблемы в рамках кругозора обучающихся. Многие проекты направлены на достижение социально-востребованных результатов.

Нельзя недооценивать роль проектной деятельности в школе, так как это активная форма обучения, направленная не только на предметные результаты, но и в большей мере на формирование универсальных, гибких умений и навыков (soft skills), а также конкретных, прикладных навыков (hard skills).

Кто участвует в проектной деятельности

В проекте есть три типа участников:

  • школьники — субъекты деятельности, авторы и инициаторы процесса;
  • педагоги и учителя — осуществляют тьюторский функционал и помогают в организационных вопросах;
  • родители школьников — консультируют детей и оказывают им мотивационно-моральную поддержку.

Виды проектной деятельности в школе

По методу деятельности проекты могут быть:

  • творческими,
  • игровыми,
  • информационными,
  • предметно-ориентированными.
  • исследовательскими,

По количеству участников: индивидуальные (каждый ученик работает над своим проектом) или групповые (в паре, мини-группе).

Цели и результаты проектной деятельности в школе

Одной из особенностей проектов можно считать наличие социально значимых результатов. Результаты проектов могут быть как минимум двух видов:

  • Продуктовыми — создание каких-то материальных или нематериальных продуктов, таких как: приобретение новых знаний, которые ученик обобщил в наглядной форме; создание арт-объекта, произведения искусства, оборудования, изобретения, технологии.
  • Образовательными — это уже упомянутые гибкие и жёсткие навыки (soft skills и hard skills), развитие ценностей, формирующихся за период работы над проектом.

В чём ценность проектной деятельности детей в школе

Ответы на вопросы

В первую очередь создание проекта позволяет ученику получить не только готовые знания из различных источников, но и возможность самостоятельно отыскать истину в волнующем его вопросе, углубить познания, отточить навыки либо научиться новым.

Поиск проблем и постановка целей

В ходе работы над проектом школьники учатся выявлять проблему из реальной ситуации, грамотно формулировать цель, которая будет измерима, достижима, амбициозна и реальна.

Развитие soft skills

Во время работы над проектами, особенно групповыми, школьники учатся грамотно планировать время, распределять нагрузку и делегировать задачи, договариваться и объяснять.

Видение продукта деятельности, умение представить его публике, аргументировать свою позицию — всё это важные навыки и умения, которые нужно приобрести для того, чтобы вход во взрослую и самостоятельную жизнь после выпуска из школы произошёл гораздо легче.

Профориентация

Не будем упускать также и тот факт, что для многих учеников проектная деятельность служит хорошим подспорьем в области профориентации, так как общение с профессионалами в избранной области, а также применение на себя их роли и функционала помогает ученикам определиться в дальнейшем если не с профессией, то уж точно со сферой и областью знаний, где ему хотелось бы осуществлять трудовую деятельность.

Структурность

Ещё один приятный и полезный бонус: структура написания текстовой части проекта в чём-то идентична структуре конкурсных исследовательских работ, а также курсовых работ ссузов и вузов. Подготовка школьного проекта — это отличная база для будущих работ аналогичного формата.

Как регламентируется проектная деятельность учащихся школ

Проектная и исследовательская деятельность учащихся регламентирована в следующих нормативных документах:

  1. ФГОС начального общего образования (НОО).
  2. ФГОС основного общего образования (ООО).
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (1–4-е классы).
  4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа (5–9-е классы).

Документы не столько нормативные, сколько методологические. Однако в них присутствует и нормативная составляющая: определено обязательное включение исследовательской и проектной деятельности в работу педагогов, в урочную и внеурочную деятельность, педагогические и материально-технические условия.

В основной образовательной программе прописаны разнообразные варианты включения данных видов деятельности в практику школы.

Распространение проектных технологий в системе образования. Поиск оптимальных форм и методов личностно-ориентированного обучения. Способы включения школьников в проектную деятельность. Особенности содержания проектной деятельности младших школьников.

Рубрика Педагогика
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 31.01.2019
Размер файла 27,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Иванкова Н.В. - к.п.н., доцент,

Нургасимова Г.Е. - магистрант

В данной статье рассматриваются особенности проектной деятельности на разных возрастных этапах школьного обучения.

The article deals with the peculiarities of project activities depending on the students' ages.

В последние годы все более широкое распространение в системе образования разных стран мира, в том числе и в Казахстане, получают проектные технологии.

Популярность проектных технологий обусловлена тем, что в силу своей дидактической сущности они позволяют решать задачи развития творческих возможностей учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения познавательных и практических задач. Проектная деятельность имеет направленность не только на внешний результат (сам проект), но и на внутренний результат-- опыт деятельности, который становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетентности и ценности [1].

Площадкой для проведения педагогических экспериментов, направленных на поиск оптимальных форм и методов личностно-ориентированного обучения являются Назарбаев Интеллектуальные школы. Проектная деятельность обучающихся, способствующая формированию ключевых компетенций, является обязательным компонентом образовательного процесса новой национальной модели школы. Личностно значимые проекты учащихся выступают в 12-летней школе в качестве инструмента измерения, оценки учебных достижений учащихся. (Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень / 195-202 с.)

Успехи в области проектов заключаются в тщательном подборе творческих заданий в соответствии с познавательными интересами, уровнем развития детей, склонностями и способностями учащихся, в изучении психолого-педагогических и теоретических основ данного метода, грамотного применения методических приемов организации проектной деятельности. И, что является немаловажным, при предъявлении учащимся проектных заданий, учитываются их возрастные особенности. Опыт НИШ показывает возможность организации проектно-исследовательской деятельности учащихся не только на основной и старшей ступени обучения, но и в начальной школе, и раскрывает содержательную специфику на каждой из этих ступеней.

Включение школьников в проектную деятельность - и для учителей, и для учащихся - явление новое, а внедрение нового всегда сопровождается трудностями. Быть может, впервые в проектной деятельности многие школьники при проектировании должны будут выйти из привычной образовательной среды, в которой обычно следуют объяснение-инструкция, потом предъявление образца действия, затем - действие по образцу на уровне простого воспроизведения.

В начале овладения опытом творческой проектной деятельности школьники постоянно обращаются к алгоритму обдумывания (звездочке обдумывания). Используя этот символ, младшим школьникам легче систематизировать и структурировать свои мыслительные процессы: формулировать ограничения и критерии для принятия решения. Как показывает опыт экспериментальной работы, практически все школьники к концу обучения в младшей школе овладевают умениями принятия алгоритмизированных решений в рамках творческой проектной деятельности, отмечены способности принятия неалгоритмизированных решений и перенос этих умений на другие виды деятельности и ситуации.

Овладение опытом проектной деятельности обогащает учебную деятельность как ведущую для данного возраста, способствует развитию всех сторон личности, прежде всего трудолюбия, добросовестного и творческого отношения к труду с ранних лет, оказывает влияние на познавательную сферу. проектный образование обучение школьник

Особенность содержания проектной деятельности младших школьников, в качестве средства формирования новообразований личности состоит в том, что проекты носят наглядный, практический характер (поздравительная открытка, флюгер для дачного участка и т.д.), объединяют знакомые, легко повторяющиеся в опыте ребенка действия, ставят цели, не далеко отстоящие во времени и важные для ребенка (подготовка к ближайшему празднику, подарок подшефным из детского сада и т.п.). Технология выполнения творческих проектов предполагает целый ряд последовательных операций: обоснование и выбор проекта, выбор конструкции и материалов для изготовления, экологическое обоснование, экономический расчет, технология изготовления (продумывание последовательности проведения работ). Это организует деятельность детей, придает ей самостоятельный характер. Возможность влиять на ход выполнения проекта, изменять его по собственному замыслу, активизирует личностную позицию школьника, формирует представление о человеке как субъекте труда.

В младшем школьном возрасте усвоение нового материала во многом определяется значимостью учебной деятельности, а также ростом познавательных интересов. Важно так формировать учебную деятельность, чтобы она включала направленность на учение, умение контролировать себя (свое знание, свое умение), оценивать собственные достижения. В процессе учебы для ребенка должно быть значимо, интересно знание нового.

В среднем звене общеобразовательной школы продолжается становление проектной деятельности школьников. Методически правильно организованная проектная деятельность подростков как составная часть учебной деятельности влияет на развитие познавательной сферы, личностное и эмоционально-волевое развитие.

Стремление к творчеству - изначальная потребность человека, в подростковом возрасте проявляется наиболее ярко. Как показывают исследования, проектная деятельность способствует закреплению и дальнейшему развитию этой личностной характеристики.

Каждому возрасту свойственны различные возможности для самовоспитания, различный уровень готовности к нему - в силу присущих ему уровню сознания личности и позиции во взаимодействии с внешним миром.Проектная деятельность в подростковом возрасте всей своей структурой способствует формированию этой характеристики. Так, являющаяся заключительной частью проектного метода обучения защита творческих проектов, способствует развитию оценочных и самооценочных умений школьников: учит соотносить продукт с заранее оговоренными критериями, непредвзято выявлять достоинства и недостатки, рефлексируя свою позицию. Происходит дальнейшее становление самооценки. Включаясь в преобразовательный процесс подросток коренным образом меняет свое представление о себе и о окружающем мире. Самооценка изменяется радикальным образом под влиянием успехов в деятельности, что в условиях проектного обучения достижимо для каждого ученика. Вопрос авторитета, самоутверждения играет для становления самооценки особенно большую роль в этом возрасте. Под влиянием этого интереса развивается самопознание подростков. Одна из развивающих функций проектной деятельности в этом возрасте состоит в обеспечении перехода от самооценки к самопознанию.

Проектная деятельность в старшем школьном возрасте определяется основными линиями психического развития, главными из которых являются новообразования и ведущая деятельность.

Можно сказать, что в этом возрасте завершается становление самосознания личности в том смысле, что к этому периоду возникают и формируются все основные феномены самосознания. Это, однако, не исключает дальнейшего их совершенствования или изменения в соответствии с требованиями действительности, что является показателем личностной зрелости.

Еще одним важным достижением личностного развития является профессиональное самоопределение - основное психологическое новообразование старшего школьного возраста - многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать под разными углами. Во-первых, как серию задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течение определенного периода времени. Во-вторых, как процесс поэтапного принятия решений, посредством которых индивид формирует баланс между своими предпочтениями и склонностями, с одной стороны, и потребностями существующей системы общественного разделения труда - с другой. В-третьих, как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность.

Период ранней юности связан с формированием профессионального самосознания (осознанию себя как субъекта будущей профессиональной деятельности). В характеристиках личности закладывается социальная независимость, происходит поиск путей продолжения образования и направления будущей профессиональной деятельности путем пробы сил в различных видах труда. В плане профессионального самоопределения в этом возрасте происходит формирование профессионального призвания, уточнение социально - профессионального признания, уточнение социально-профессионального статуса, самооценка уровня сформированности профессионально важных качеств личности в избранном виде труда, планирование профессиональной карьеры. (См.Лернер П.С. Проектный метод в технологической подготовке школьников [4])

Профессиональный выбор для старшеклассников является профессиональной проблемой, потому что несет ограничения их широко направленным интересам. Проектная деятельность снимает это ограничение, позволяя испытать себя в разных социальных ролях. На основании этого учебные интересы и склонности становятся более определенными и четко выраженными.

Влияние проектной деятельности на формирование интеллектуальных функций происходит по нескольким направлениям: специфически устойчивый интерес к выполнению проектов заставляет старшеклассников расширять свой кругозор, знакомиться с дополнительной литературой, посещать различные курсы, факультативы, обращаться за помощью к специалистам. Поэтому на первый план выступает развитие таких функций как абстрактное мышление, логическая память, произвольное внимание, которые в обычной учебной деятельности могут испытывать процесс стагнации, за недостаточностью познавательных интересов.

Пространственное мышление и воображение поднимаются на новый уровень развития в связи с усложнением тематики проектов и усвоения обобщенных способов мыслительной деятельности.

Таким образом, проектная модель обучения - это способ усвоения знаний, приводящий к высоким результатам. Проектное обучение продуктивно дополняет, обогащает традиционное обучение, синтезируя в себе преимущества передовых методов обучения, и обеспечивает широкие межпредметные связи. На основании исследования проектной деятельности и ее влияния на развитие личности на различных ступенях обучения, мы можем определить проектную деятельность как мощное средство развития личности.

1. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень / 195-202 с.

2. М.А. Мосина. Проектные технологии обучения иностранным языкам./Монография. 2010 - 5 с.

Читайте также: