Цель словообразовательного анализа в нач школе

Обновлено: 04.05.2024

Важной особенностью современных исследований в области методики преподавания начального курса русского языка является усиление внимания к семантике изучаемых явлений языка, рассмотрение их как функциональных единиц. Такое направление в обучении обеспечивает полноценное восприятие учащимися всех явлений языка. Когда младшие школьники формально проводят разбор слова по составу (морфемный анализ), плохо осознают значения каждой из морфем в слове, то это порождает разнообразные ошибки и неточности, связанные с формальным подходом к анализу языковых фактов.

Содержимое публикации

Введение.Важной особенностью современных исследований в области методики преподавания начального курса русского языка является усиление внимания к семантике изучаемых явлений языка, рассмотрение их как функциональных единиц. Такое направление в обучении обеспечивает полноценное восприятие учащимися всех явлений языка. Когда младшие школьники формально проводят разбор слова по составу (морфемный анализ), плохо осознают значения каждой из морфем в слове, то это порождает разнообразные ошибки и неточности, связанные с формальным подходом к анализу языковых фактов.

Изучение научно-методической литературы, анализ учебников для начальной школы показывает, что современное преподавание русского языка на всех его этапах характеризуется, к сожалению, ослабленным вниманием к смысловой и функциональной сторонам языковых единиц (Л.И. Айдарова, Д.Н. Богоявленский, JI.H. Божович, Н.В. Костромина, М.Р. Львов, А.Н. Матвеева, М.М. Разумовская, Т.Г. Рамзаева, Н.С. Рождественский, Г.А. Фомичева, М.С. Соловейчик и др.).

В настоящее время ведутся интенсивные поиски наиболее эффективных путей в преподавании морфемики и словообразования в начальной школе (С.И. Львова, Л.Л. Маркова, Э.И. Полякова, Т.Ф. Потоцкая, Е.Г. Мережко и др.).

Современные исследования показывают эффективность функционально-семантический подхода (Л.И. Айдарова, С.И. Львова, Е.Г. Мережко, Э.И. Полякова и др.) к изучению состава слова.

Цель данного исследования – создать систему упражнений, направленных на изучение состава слова.

Объектом исследования является работа по изучению состава слова в начальных классах.

Предмет исследования – приемы и методы работы по изучению состава слова в начальных классах.

В соответствии с целью сформулирована гипотеза исследования: обучение морфемике будет более эффективным и результативным, если в процессе преподавания уже в начальных классах морфемная структура слова будет рассматриваться школьником с учетом функционально-семантической характеристики вычленяемых морфем.

В соответствии с гипотезой в процессе исследования были поставлены и решены следующие задачи:

Изучить научно-методическую литературу по теме исследования.

Проанализировать методы и приемы работы по изучению состава слова в начальных классах.

Определить уровень знаний, умений и навыков второклассников в области состава слова.

Провести опытно-экспериментальную работу, направленную на изучение состава слова в начальных классах.

Данная работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников и приложений.

Основное содержание работы. Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается состав слова. Основная задача морфемики заключается во всестороннем изучении морфем, их классификации по разным признакам, анализе формальных видоизменений морфем, путей, способов вычленения в составе слова. Центральным понятием морфемики является морфема.

Морфема – это наименьшая значимая часть слова и грамматических форм слова. Она является двусторонней единицей языка и содержит план выражения и план содержания.

В лингвистике выделяют морфемы с разными типами значения:

1 тип – вещественное значение. Такое значение характерно для многих корневых морфем в русском языке.

2 тип – словообразовательное значение. Такое значение характерно для многих приставок и суффиксов. Словообразовательное значение более абстрактное, чем вещественное значение.

3 тип – грамматические значения. Морфемы с таким значением являются наиболее абстрактными из всех языковых значений. Например, флексия (окончание) может выражать несколько грамматических значений: у имен существительных и имен прилагательных значения рода, числа, падежа, у глаголов – значения лица и числа.

В современной методической науке разработана система словообразовательных упражнений, которые способствуют логическому мышлению детей, приучают школьников соотносить общее и частное в русском языке, ориентироваться в словообразовательной структуре слов, осознавать особенности происхождения слов, усвоить законы словообразования.

В учебниках русского языка уделяется большое внимание вопросам морфемного состава слова. Усвоение темы “Состав слова” в начальных классах имеет большое значение для дальнейшего изучения русского языка, осуществляется серьезная подготовка к последующему изучению частей речи. На уроках используются игры, стихи, сказки загадки, занимательные задания, ребусы, кроссворды, орфографические задачи, активизирующие мыслительную и познавательную деятельность. Чем больше сведений получают учащиеся о составе слова и словообразовании, тем яснее становится для них богатство и величие русского языка, тем сильнее пробуждается их желание изучать родной язык.

Для этого мы выявили, как второклассники овладеют теоретическими знаниями (знают термины, сознательно их употребляют в учебной речи при структурном анализе), практическими навыками разбора слов по составу.

Второклассникам было предложено тестирование. В нём принимало участие 19 второклассников.

Все полученные результаты выполнения тестовых заданий мы свели в таблицу.

Частотными были ошибки на смешение однокоренных или родственных слов. Это объясняется тем, что второклассники еще не знакомы со всеми изменениями основных частей речи.

Практика показывает, что обучение правописаниюбезударных гласных, парных глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных в корне слов должно происходить на основе развития знаний состава слов.

Бесспорно, в период изучения данной темы необходимо, чтобы ученики осознанно усвоили понятия: корень, суффикс, приставка, окончание; умели подбирать однокоренные слова с различными приставками и суффиксами. Важно на этом этапе научить детей отличать форму одного и того же слова от однокоренных слов.

Изучение этой важной темы должно происходить не только тогда, когда материал представлен на странице учебника, но и до и после её изучения. С родственными словами дети знакомятся ещё до изучения темы, а после изучения необходимо упражнять в разборе слов по составу при изучении других грамматических и орфографических тем.

Нужно учить детей вслушиваться, вдумываться в слово, чтобы понять его смысловую связь с другими словами, видеть сходство и различие в том, как произносится и как пишется слово, тем самым развивать языковое чутьё. Младшие школьники должны знать, что нельзя смешивать формы слова с однокоренными словами, нельзя смешивать синонимы, имеющие омонимичные корни с однокоренными словами при подборе к данному слову однокоренных слов. Для того чтобы развить у младших школьников умение распознавать однокоренные слова по двум их существенным признакам, проводится противопоставление однокоренных слов и синонимов (например: смелый – смелость, но смелость – храбрость). Таких упражнений должно быть достаточное количество, чтобы сформировался навык. В процессе упражнений дети должны понять, что при письме не всегда можно доверять слуху: часто написание слова расходится с его произношением. [24]

Морфемному анализу нужно подвергать все слова, правописание которых нужно проверять. Изучение морфемной структуры слов имеет исключительно важное значение в развитии лингвистических способностей детей и их общем развитии.

Невозможно переоценить роль понимания структуры слова в обучении чтению и правописанию. Кроме того, изучение состава слова заключает в себе богатейшие возможности для развития интереса детей к миру языка.

Поэтому в настоящее время практически ни у кого не вызывает сомнения необходимость изучения элементов морфем уже в начальных классах. Для успешного рассмотрения вопросов, связанных с морфемным анализом слова, учителю необходимо иметь прочную теоретическую базу в области морфем.

Формирующий этап эксперимента проводился в течение учебного года в 2 Б классе.

Было проведено десять тематических уроков по изучению состава слова.

Система упражнений была апробирована нами в 2 Б классе. Затруднения были незначительными. В целом второклассники справляются с заданиями подобного рода.

Среди различных концепций развивающего обучения сегодня все большее внимание привлекает к себе подход В.В. Давыдова, В. Репкина, в трактовке которых развивающим можно считать обучение, ориентированное на особенности развития ребенка. О развивающем характере начального обучения можно говорить в том случае, если в результате такого обучения у школьника формируются общие приемы познавательной деятельности: анализа, синтеза, сравнения и конкретизации, обобщения, классификации, а также приемов доказательства. Формирование именно общих приемов познавательной деятельности, по мнению В. В. Давыдова, позволяет ученику самостоятельно продвигаться в какой-либо области знаний.

Цель настоящей статьи – выявить, насколько работа с производной лексикой может способствовать активизации умственной деятельности учащихся начальных классов.

Вопрос об изучении словообразования в начальной школе был поставлен крупнейшими методистам прошлого: Ф.И. Буслаевым, И.И. Срезневским, К.Д. Ушинским, Д.И. Тихомировым. Ученые-методисты связывали обучение словообразованию с развитием мыслительных способностей учащихся, отмечали, что словообразовательная работа должна прежде всего опираться на наблюдения явлений воспроизводства. Обращаясь к идеям методистов прошлого, можно сделать важный вывод общеметодического плана: специально организованные наблюдения над словообразовательными процессами в языке помогают глубже усвоить лексику, способствуют обострению внимания к слову, развитию языкового чутья и языкового мышления.

В связи с этим представляется очевидным, что словообразовательная работа в школе не может ограничиваться исключительно упражнениями на образование слов, т.е. синтетическими упражнениями. Нет сомнения в том, что синтетическая деятельность находится в тесной связи с аналитической. В нашем случае – это безусловная связь упражнений на образование слов с упражнениями на анализ смысла и структуры производных слов.

Какие же мыслительные операции необходимы для выявления таких связей?

Прежде всего наблюдение над фактами словопроизводства, что позволяет обнаружить закономерности образования новых слов, т.е. новых смыслов в языке.

Организация такого наблюдения также поможет учащимся сделать выводы о том, как зависит изменение структуры производного слова от того, что предписано ему называть. С процессом наблюдения тесно связаны приемы сравнения и сопоставления. Для выяснения смысловых различий между словами в словообразовательной паре (гнезде) необходимо выяснение исходного значения – смысла, определения словообразовательных средств и способа образования слова, которое подвергается анализу.

Автор статьи видит задачу в том, чтобы организовать специальные наблюдения над фактами словопроизводства в языке, разработать определенную систему словообразовательных упражнений, которые способствовали бы формированию у учащихся следующих умений:

- определять производящее слово к данному производному (без терминов: производящее слово рассматривается как первичное, производное – как вторичное);
- определять словообразовательные связи в паре: производное – производящее, сравнивать первичное и вторичное по значению и структуре;
- описывать лексическое значение производного слова через производящее;
- проводить элементарный словообразовательный анализ по определенной схеме.

Для организации наблюдения над образованием новых слов, также для проведения анализа уже существующих в языке производных слов необходим соответствующий языковой материал. Лучше всего на первом этапе подобрать такие слова, которые легко обнаруживают свою словообразовательную связь, т.е. слова с прозрачными отношениями мотивации. Сначала анализируют слова, образованные от непроизводных слов, благодаря чему у школьников сложится правильное представление о словах первичных (производящих) и вторичных (производных). Постепенно, в связи с расширением знаний учащихся и накоплением ими опыта сопоставления слов в словообразовательной паре и выделения словообразовательного элемента, для анализа предлагаются более сложные случаи, когда рассматриваемое слово мотивировано производным.

  1. Первая группа упражнений направлена на формирование у учащихся умения выделять из контекста ближайшие родственные слова, сравнивать их и определять, какое из слов в паре является первичным, а какое – вторичным:

Прочитайте. Найдите в предложении пару ближайших родственных слов. Сравните слова в паре по значению и составу. Какое слово будет первичным, а какое – вторичным? Как образовано вторичное слово?

Однажды лесник расчищал в лесу просеку и высмотрел лисью нору. (Е. Чарушин.)

Вижу дождик
За версту –
Дождик
Сыплет в высоту!
Эй, послушай,
Дивный дождь,
Почему ты
Вверх идешь? (С. Протасевич.)

2. Тексты данной группы упражнений не содержат ближайшие родственные слова. Упражнения направлены на формирование у учащихся умения самостоятельно подбирать к указанному учителем вторичному слову первичное, т.е. определять, от какого слова образовано данное, и, сопоставляя первичное и вторичное слова, выделять морфему, с помощью которой образовано вторичное слово:

Прочитайте. Найдите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Определите первичные по отношению к ним слова. Сравните первичное и вторичное слова по смыслу и составу. Как образованы вторичные слова?

Мурлышка – забавная кошечка. Она катает мячик лапочкой, гоняется за бабочкой, умывает свою мордочку, греется на солнышке, на крылечке или на лавочке.

Прочитайте. Как образованы выделенные слова? Приведите свои примеры слов с такими же суффиксами, определите первичные по отношению к ним слова.

В один год высокая трава иван-чай проросла через б р е в н ы ш к и, и от всей и з б у ш к и остался на лесной поляне х о л м и к, покрытый красными цветами. (М. Пришвин.) На широкое зеркало пруда выплыл небольшой з в е ре к. При свете звезд я принял было его за ондатру, но, присмотревшись, понял, что это маленький нынешнего года б о б р е н о к. (В. Токмакова.)

3. Упражнения данной группы направлены на формирование у учащихся умения проводить элементарный словообразовательный анализ по схеме:

Определите значение слова.
Подберите первичное (исходное) слово по отношению к данному слову.
Сравните слова в паре по смыслу и составу.

Выделите ту часть в составе вторичного слова, с помощью которой оно образовано. Например, лосенок – детеныш лося. Первичным по отношению к слову лосенок будет слово лось. Лосенок и лось – ближайшие родственные слова, лосенок и по значению, и по составу сложнее слова лось. Слово лосенок образовано от слова лось с помощью суффикса –енок-.

Систематическая словообразовательная работа на уроках русского языка позволяет учащимся увидеть и понять, как образуются в русском языке слова, осознать, что связи между первичным и вторичным (производящим и производным) словами прежде всего смысловые. Словообразовательный анализ концентрирует внимание учеников на содержании слова в связи с его формой, а не наоборот.

  1. формировать на основе сведений о морфемах умение не только верно вычленять все значимые части слова, но и определять их значение;
  2. учить безошибочному подбору родственных слов на основе понимания общей семантики корня;
  3. усовершенствовать порядок разбора слов по составу, включив определение того, от какого слова образовано данное и с помощью какой морфемы;
  4. толковать значение слова на основе словообразовательных связей с исходным;
  5. проводить аналогию в структуре слов при работе со словообразовательными моделями, научить подбирать одноморфемные слова;
  6. формировать умение обнаруживать пары слов, находящихся в отношении словообразовательной мотивации, научить составлять цепочку последовательного словообразования;
  7. познакомить и научить пользоваться толковыми словарями и словообразовательным словарем А. Н. Тихонова.

Таким образом, поскольку основой усвоения всех учебных предметов является русский язык, большую роль в начальной школе приобретает работа над соотношением формы и значения слова, а следовательно, словообразовательный анализ. Кроме того, словообразовательная работа обогащает и уточняет словарь учащихся, повышает уровень орфографической грамотности и формирует целый ряд мыслительных операций.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Изучение словообразования в начальной школе

В связи с тем, что перед современной школой в настоящее время стоит задача не столько вооружить ученика определённым багажом знаний, сколько научить самостоятельно приобретать знания, умения, навыки, проблема развития мышления на уроках русского языка является актуальной.

Родной язык как учебный предмет содержит особые развивающие возможности, поскольку именно средствами родного языка формируются не только основы растущей личности, но и "характер познавательной деятельности человеческого мышления" (В. Гумбольдт).

Благодатным материалом для решения задач развития мышления учащихся является словообразование, и задача учителя состоит в том, чтобы полнее использовать эти возможности при обучении детей.

Вопросом об изучении словообразования в начальной школе уже давно занимались такие крупнейшие методисты как Ф.И. Буслаев, И.И. Срезневский, К.Д. Ушинский, Д.И. Тихомиров. В частности, Ф.И. Буслаев обращал внимание на необходимость словообразовательной работы на уроках русского языка с целью более полного понимания учащимися лексического значения слов. Именно это понимание гарантирует точный и осознанный выбор слов в условиях естественной речи. Важность словообразовательной работы на начальной ступени обучения русскому языку, её развивающий характер отмечал и К.Д. Ушинский.

Учёные-методисты связывали обучение словообразованию с развитием мыслительных способностей учащихся, отмечали, что работа со словообразовательными моделями должна, прежде всего, опираться на наблюдения явлений словопроизводства (Мережко 1996).

В настоящее время в методике появляются новые подходы, связанные с разработкой такой системы обучения, которая наиболее эффективно решила бы задачи речевого развития школьников. Усиление внимания к содержательной стороне изучаемых явлений способствует преодолению формализма в обучении.

Наблюдение за процессом преподавания русского языка в начальных классах показали, что особенно отчётливо формализм проявляется при изучении словообразования, при анализе структуры слова. В работе с производным словом преобладает интерес к его форме, структуре, что, естественно, тормозит активизацию творческих возможностей учащихся.

Наблюдения учёных доказывают, что уже в начальной школе начинается теоретическое осмысление языка. Учащиеся постепенно овладевают такими достаточно абстрактными понятиями, как корень, окончание, приставка, суффикс. Младшие школьники учатся вычленять данные морфемы в словах. Подобный анализ слова часто производится учащимися формально, не всегда ими осознаётся значение морфем. В качестве обоснования разбора того или иного слова по составу большая часть школьников подбирают одноморфемные слова, допуская при этом ошибки (например, подбирая слова с омонимичными морфемами и др.). Выбор такого способа доказательства проведённого морфемного анализа вполне объясним: подобная схема разбора предлагается большинством учебников по русскому языку. Даже те учащиеся, которые обращаются к словообразовательному анализу, не всегда используют его результаты в процессе разбора слова по составу. Так, например, большинство учеников в качестве производящего к слову дождевик назвали слово дождь, выделив при этом два суффикса: -ев-, -ик-. В данном случае мы наблюдаем формальное отношение к структуре производного слова и неумение младших школьников соотносить морфемный анализ со словообразовательным (Мережко 2004)

Усиление семантического аспекта в изучении морфемного состава и элементов словообразования в начальной школе позволит преодолеть указанные выше и другие трудности, с которыми сталкиваются младшие школьники при усвоении данного раздела. Этот аспект учитывался при определении следующих направлений работы с производным словом:

● выделение производного (вторичного) слова из контекста;

● словообразовательное толкование производного слова;

● наблюдение за смысловой и структурной соотносимостью родственных (однокоренных) слов;

● нахождение первичного (производящего) слова по отношению к данному вторичному (производному), выделение аффикса, с помощью которого образовано вторичное слово;

● выявление общности в значении и пути образования производных слов, подбор производных слов одной словообразовательной модели;

● наблюдение за условиями выбора определённой словообразовательной модели для образования производных слов;

● образование производных слов по конкретному заданию учителя;

● распределение однокоренных слов по мере их образования (составление словообразовательных цепочек);

● определение семантико-словообразовательных связей между словами словообразовательного гнезда, составление словообразовательных гнёзд;

● исправление и объяснение словообразовательных ошибок;

● наблюдение за употреблением производных слов в соответствии с их значением и стилистической окраской.

Так, анализ определённого количества производных слов позволяет учащимся определять словообразовательные модели, характерные для слов того или иного словообразовательного типа, выявлять закономерности образования слов определённого типа, устанавливать правила, согласно которым вторичные наименования объединяются в ту или иную словообразовательную модель. При этом учитываются смысловые и структурные характеристики, условия выбора того или иного форманта, наличие или отсутствие вариантов форманта.

Работа с производными словами по выделенным направлениям будет способствовать формированию словообразовательных умений младших школьников, даст первоначальное представление о словообразовательных процессах языке, подготовит учащихся к следующему этапу изучения данного раздела в школе (Мережко 1997).

Основная задача обучения родному языку в начальных классах – научить школьников использовать полученные знания в процессе речевого общения, научить учащихся мыслить. В настоящее время происходит снижение интереса у младших школьников к уроку русского языка. Это вызвано, прежде всего, тем, что при обучении родному языку используются в основном репродуктивный тип деятельности и работа по заданному алгоритму, что не даёт простора для творчества, не способствует развитию мышления, абстрагированию, не готовит учащихся к языковому существованию в жизни (Вороничев 2008).

Словообразование является благодатным материалом для решения задач развития логического мышления учащихся. Недооценка обучения словообразованию приводит к тому, что орфографический навык, не подкреплённый знанием приставок и суффиксов, существующих в языке, умением оперировать ими в речи для создания новых слов, закрепляется слабо. Так, что правильно писать корень слова, надо видеть его в слове, уметь подбирать родственное слово, а это возможно лишь при знании приставок и суффиксов, которые сопровождают корень (Милославский 1993).

Владение словообразовательными моделями позволяет расширить словарный запас учащихся, вооружить их активным способом понимания значения новых слов, а для учителя – это эффективное средство объяснения значения производных слов, встречающихся в тексте на уроках чтения (Дёмичева 1994).

Поэтому необходимо предлагать учащимся систему словообразовательных упражнений, которые способствуют развитию логического мышления детей. Данные упражнения приучают школьников соотносить общее и частное в языке, ориентироваться в словообразовательной структуре слов, лучше осознавать особенности происхождения слов, законы словообразования в русском языке. Словообразовательные упражнения имеют большое значение в развитии лингвистических способностей и в общем развитии младших школьников, способствуют возникновению интереса к языку, потребности в приобретении новых языковых знаний, стремления ясно и точно выражать свои мысли в слове.

Можно выделить следующие словообразовательные упражнения для начальной школы:

1. Упражнения, направленные на овладение морфемной структурой слова:

- разбор слова по составу,

- подбор однокоренных слов к данному слову,

- выделение однокоренных слов из ряда предложенных,

- сопоставление однокоренных слов и форм одного слова и т.п.

Данные упражнения помогают школьникам усвоить и закрепить словообразовательные понятия, формируют умение выделять морфемы в словах, руководствуясь существенными признаками данных понятий. В тоже время эти упражнения достаточно формальны, т.к. не учитывают собственно семантико-словообразовательные связи между словами.

2. Наблюдения за словообразовательным значением морфем:

- упражнения на разграничение омонимичных морфем,

- определение словообразовательного значения морфемы путём сопоставления однокоренных слов и слов одной словообразовательной модели и др.

3. Элементарный словообразовательный анализ:

- выделение из контекста ближайших родственных слов (словообразовательной пары),

- определение первичного (производящего) слова по отношению к данному вторичному (производному) и выделение морфемы, с помощью которой образовано вторичное слово,

- определение значения производного слова через производящее по отношению к нему (словообразовательное толкование производного слова).

Данный вид анализа ещё не находит широкого применения в практике обучения русскому языку, хотя уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что без словообразовательного анализа невозможно научить младших школьников понимать словообразовательную структуру производного слова, осознанно производить морфемный анализ слов. Кроме того, при проведении словообразовательного анализа дети учатся рассуждать, доказывать своё суждение, применять полученные знания к единичному языковому факту, формулировать умозаключение.

4. Упражнения на словообразовательный синтез:

- образование слов с помощью предложенной морфемы,

- образование слова с указанным значением, определённой части речи и т.д.

5. Упражнения со словообразовательной моделью:

- подбор слов одной словообразовательной модели,

- выделение из контекста слов, соответствующих указанной модели и др.

6. Построение словообразовательных цепочек:

- восстановление словообразовательной цепочки из ряда однокоренных слов и др.

7. Упражнения со словообразовательным гнездом:

- построение словообразовательных гнёзд,

- выявление семантико-словообразовательных связей между словами гнезда и др.

8. Лексико-словообразовательные упражнения.

9. Упражнения на анализ и исправление словообразовательных ошибок.

10. Упражнения, направленные на формирование умения правильно и точно употреблять производные слова с учётом их значения и стилистической окраски.

Таким образом, следует отметить, что словообразовательная работа на уроках русского языка в начальных классах может быть достаточно разнообразна. Для этого необходимо лишь использовать в определённой системе различные словообразовательные упражнения, подбирать для наблюдения и анализа интересный языковой материал, привлекающий внимание детей. Словообразовательные упражнения должны приучать ребёнка вдумываться в смысл производного слова, научить выявлять семантико-словообразовательные связи между однокоренными словами.

Работа со словообразовательными моделями необходима в начальной школе. Выполняя упражнения со словообразовательными моделями на уроках русского языка, школьники учатся соотносить общее и частное в языке (словообразовательную модель и строение, значение, грамматические признаки конкретного слова), предвидеть возможные орфографические затруднения, вызванные структурными особенностями слов одной словообразовательной модели. При этом активизируется зрительная память ученика, лучше запоминается графический облик многих морфем, что помогает в овладении орфографическими нормами. Кроме того, у учащихся развивается абстрактное мышление, поскольку анализ производится на уровне словообразовательных обобщений. Данное обстоятельство способствует речевому развитию ребёнка, осознанию структурности, системности лексики родного языка, совершенствованию природного языкового чутья.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вахнина Т.П., Иванова О.В., Кузнецова Е.Ю. Современный русский язык: учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004. - 155 с.

Вороничев О.Е. Где кончается основа знаменательного? [о связи словообразования с грамматикой] // Начальная школа. – 2008. - № 5. – С. 40.

Дёмичева В.В. Формирование логического мышления учащихся при обучении словообразованию // Начальная школа. – 1994. Мережко Е.Г. Словообразовательный анализ на уроках русского языка // Начальная школа. – 1996. - № 6. – С. 8.

Львова С.И. Словообразовательная модель как объект анализа на уроках русского языка // Русский язык в школе. – 1993. № 3. – С. 10 – 11.

Львов М.Р. В поисках новых решений. К спорам об изучении приставки и суффикса // Начальная школа. – 2001. - № 1. – С. 13 – 15.

Махмудов Ш.А., Цыганенко Г.П. Русский язык. Морфемика. Словообразование. Этимология // Русский язык в школе. – 2001. - № 2. – С. 13 -15.

Мережко Е.Г. Развитие словообразовательного компонента детской речи // Предложение и слово. – 1997. – С. 117 – 121.

Перцева Н.К. Вопросы словообразования в начальной школе // Начальная школа. – 1993. - № 10. – С. 18 – 21.

Разбор по частям речи проводится как в устной, так и в письменной форме. Он может представлять собой самостоятельный вид упражнения, но может и сопутствовать другим видам работы (точнее, включаться в них в виде составной части). Например, разбор выступает как обоснование написанию безударного окончания имени существительного, имени прилагательного или глагола. Частичный разбор проводится ежедневно также в целях решения разнообразных грамматических задач как на этапе ознакомления с новым материалом, так и на этапе его закрепления.

Задача морфемного анализа — установить морфемный состав слова, т. е. определить, из каких значимых частей состоит слово в современном русском языке. При проведении морфемного анализа учителю необходимо исходить из особенностей данного анализа по сравнению со словообразовательным и этимологическим. Авторы многих исследований (В. А. Богородицкий, Е. С. Кубрякова, А. М. Пешковский, Ы. М. Шанский, 3. А. Потиха и др.) подчеркивают, что при морфемном анализе определяется состав слова с точки зрения современного русского языка (в синхронном плане). Словообразовательный анализ также рассматривает слово в плане современного языка, но его задача заключается в том, чтобы установить словообразовательную структуру слова, т. е. выделить производящую основу слова и последовательность присоединения (или отсечения) аффиксов. С помощью этимологического анализа устанавливается образование и структура слова в историческом аспекте (в диахронном плане). Например, в результате морфемного анализа в слове учительская выделяются значимые части: окончание -ая, корень уч-, суффиксы -и-, -тель-, -ск-. В процессе словообразовательного анализа устанавливается, что данное слово имеет следующую словообразовательную структуру: производящую основу учитель + суффикс -ск-; иначе говоря, данное слово образовалось путем присоединения суффикса к производящей основе (суффиксальный способ).

Читайте также: