Ударение в английском языке план урока

Обновлено: 18.05.2024

Звук - это то, что мы слышим; буква - это знак, которым мы изображаем звук. Буква не всегда изображает один и тот же звук. Например, буква б в словах был и столб передает разные звуки - [б] и [п]. С другой стороны, один и тот же звук иногда изображается разными буквами. Например, в словах его и нива буквы г и в передают один и тот же звук [в]. Для английского языка, в силу ряда исторических причин, расхождение между звуками и буквами особенно характерно. Посмотрите на алфавит. Вы увидите, что многие буквы передают несколько звуков.

Буквы B, D, F, H, K, L, M, N, P, T, V, Z и обозначаемые ими звуки

Запомните следующие буквы и обозначаемые ими звуки:

Буква Обозначает звук Соответствует русскому
B b [b] [б]
D d [d] [д]
F f [f] [ф]
K k [k] [к]
M m [m] [м]
N n [n] [н]
P p [p] [п]
T t [t] [т]
V v [v] [в]
Z z [z] [з]
H h [h] близок русскому [х], но значительно слабее его и представляет собой простой выдох
L l [l] несколько мягче, чем русский звук [л]

Эти буквы и звуки не представляют трудности, так как в русском языке есть похожие на них звуки. Обращаем ваше внимание лишь на две последние буквы.

  • B, D, F, H, ,K, L, M, N, P, T, V, Z; v, z, t, p, n, m, l, k, h, f, b, d

Типы слогов. Долгие и краткие гласные звуки

Долгота звуков имеет в английском языке гораздо большее значение, чем в русском. По-русски мы можем сказать кратко Пить! или протянуть Пи-ить! От этого изменится лишь оттенок высказывания, но не смысл самого слова пить. По-английски долгота звука меняет смысл слова.

Например, слово bin, звучащее приблизительно как русский слог [бин] (с очень кратким и), означает бункер, а слово bean [би-ин] (с протяжным гласным звуком) означает боб. Поэтому за долготой звука необходимо тщательно следить. В фонетической транскрипции знаки, обозначающие долгие (протяжные) звуки, сопровождаются двоеточием [:].

Гласная буква E, e. Буквосочетание ee. Звуки [i:], [e]

Буква E, e имеет два чтения: долгое [i:] в открытых слогах, т.е. оканчивающихся на гласную букву, и краткое [e] в закрытых слогах, т.е. оканчивающихся на согласную.

[i:] - звук долгий, похожий на протяжно произнесенный начальный звук русского слова ива [и-ива].

При произнесении [i:] язык выдвинут вперед и приподнят, а губы растянуты как бы в улыбке. Помните, что предшествующие этому звуку согласные не смягчаются, как в русском языке.

[e] - звук краткий, похожий на короткое [э] в слове это. При произнесении [е] рот открыт, а язык приподнят и немного выдвинут вперед.

В конце слова буква E, e читается только в том случае, если она является единственной гласной в этом слове: me [mi:], he [hi:]. В остальных случаях она указывает на то, что слог должен условно считаться открытым: eve [i:v], mete [mi:t].

Буквосочетание ee передает звук [i:].

  • [i:]: be, bee, me, fee, deem, Pete
  • [e]: met, men, hen, tent, tell, bend

Конечные согласные

  • [i:]: eve, peeve, mete, feed, be, he
  • [e]: ben, pen, fed, bed, bet, let, led
  • bed, bet; led, let; fed, fet; met, med; ned, net

Гласная буква A, a

Буква A, a имеет два чтения: [æ] в закрытых слогах и [eɪ] в открытых.

Звук [æ] представляет собой нечто среднее между русскими [а] и [э]. Откройте рот так, как будто вы приготовились сказать [а], энергично опустите нижнюю челюсть и произнесите [э]. У вас получится звук [æ]: man, pan, fan. Язык при произнесении [æ] опущен, а рот открыт (нижнюю челюсть для этого следует опустить). Сравните положение органов речи при произнесении звука [ʌ]: язык слегка приподнят, а раствор рта намного меньше.

  • [æ]: bad, pan, an, lad, hat
  • [eɪ]: bade, pane, lane, lake, hate

Ударение в слове. Звук [ə]

В английских словах ударение может падать на любой слог слова, но чаще всего ударным бывает первый слог. Приставки (например, a-, be-, pre- и др.) обычно являются безударными. В фонетической транскрипции ударение обозначается значком [ˈ], который обычно ставится перед ударным слогом.

В многосложных словах могут быть два ударения - основное и дополнительное (второстепенное). Это второстепенное, более слабое ударение обозначается тем же знаком, но внизу: [ˌ]. Например: mathematics [ˌmæθɪˈmætɪks] математика.

В безударных слогах часто слышится неопределенный гласный звук [ə]. Он встречается и в русском языке. Произнесите бегло предложение: Возьми карту со стены в моей комнате.

В слове комнате букву а вы произносите как неясный, неопределенный звук. Такой же звук получится у вас в предлоге со (например: со мной). Это и есть звук [ə], встречающийся в неударных слогах.

  • Helen [ˈhelən] Хелен, Елена; Peter [ˈpi:tə] Питер, Петр; Ann [æn] Энн, Анна

Буквосочетание th. Звуки [θ, ð]

Буквосочетание th обозначает звуки [θ] и [ð]. Это одни из самых трудных для нас звуков английской речи. Будем учиться их произносить. Выдвиньте распластанный кончик языка между зубами и произнесите русское [с]. У вас получится звук [θ].

Если при том же положении языка произнести русское [з], то получится звонкий английский звук [ð]. Обратите внимание на разное положение языка при произнесении [ð] и [d]. Для правильного произнесения [d] нужно, чтобы кончик языка касался альвеол.

Помните, что эти звуки очень важны, так как они встречаются в целом ряде самых употребительных слов, например: that [ðæt] тот, then [ðen] тогда.

Не подменяйте звуки [θ] и [ð] звуками [s] и [z] - от этого может измениться смысл слова. Например, вместо thin [θɪn] тонкий получится sin [sɪn] грех.

  • [θ]: theme, thin, tenth, teeth
  • [ð]: them, than, that, then

Артикль

В английском языке, как и во многих других языках, перед существительным обычно ставится артикль. Артикль - это особое служебное слово, один из признаков существительного.

В русском языке артикля нет. В английском языке правила употребления артикля проще, чем в немецком или французском, так как он не изменяется ни по родам, ни по числам, ни по падежам. Есть два вида артикля - неопределенный и определенный.

Неопределенный артикль a (an) [ə] ([ən])

Перед согласными звуками неопределенный артикль имеет форму a, перед гласными - an: an apple яблоко, a table стол.

Артикль a (an) не имеет ударения в предложении и произносится слитно со следующим словом: an apple [ənˈæpl], a table [əˈteɪbl].

Определенный артикль the [ðə], [ði:]

Артикль the не имеет ударения в предложении и читается слитно со следующим за ним словом: the pen [ðəˈpen] (эта) ручка (с пером). Перед гласными the произносится [ðɪ]: the apple [ðɪˈæpl] (это) яблоко.

На русский язык артикль сам по себе не переводится, но он вносит в предложение оттенок, который иногда бывает необходимо учесть при переводе. По функции он похож на местоимение этот (this):

Take a pen. Возьмите ручку (какую-нибудь, любую).
Take the pen. Возьмите эту ручку.

Более подробно вопрос об употреблении артикля в уроке 12.

Повелительное наклонение глагола

Форма повелительного наклонения глагола совпадает с его основной словарной формой, т.е. с той формой, в которой данный глагол встречается в словаре: take [teɪk] брать, бери(те); make [meɪk] делать, делай(те).

Английское повелительное предложение строится так же, как русское:

Take a pen! Возьмите ручку!
Make a plan! Составьте план!

Перейдем к чтению текста, состоящего из отдельных предложений. Прочтите его несколько раз вслух и переведите с помощью словаря. Добейтесь полной беглости в чтении и переводе.

Текст

Take a map.
Take a map and a pen.
Take that map.
Take the lamp.
Make a map.
Helen, take the map.
Make a plan, Ben.
Let me take the map.
Tell me, Ann.
Tell them, Ben.
Take a lamp, Helen.
Take an apple.
Make a table.
Take that table.
Ann and Helen, let me take that plan.

Ниже даются в алфавитном порядке слова, встречающиеся в тексте. Выучите их. Вы должны знать их твердо и не только понимать в тексте, но и уметь назвать и написать каждое слово отдельно.

Новые слова

Контрольная работа

Ответьте на следующие вопросы:

Если вы не сможете ответить на какой-либо вопрос, повторите соответствующий раздел урока. В ответе на последний вопрос надо добиться полной беглости.

Представленный материал даст возможность учителю помочь учащимся систематизировать знания и отработать практические навыки для того, чтобы научиться правильно читать на английском языке. В статье подробно рассказывается о словесном ударении, систематизированы правила ударения, представлена информация: о типах слогов; неизменяемых префиксах; префиксах, уподобляющихся корню; двусложных префиксах; словах с нетипичным ударением. Вся информация систематизирована в правилах.

ВложениеРазмер
1._slogodelenie_i_udarenie..docx 27.15 КБ

Предварительный просмотр:

1. Слогоделение и ударение.

При чтении английских слов наибольшую трудность представляет определение звука, передаваемого гласной буквой в данном, конкретном положении.

В английском алфавите всего шесть гласных букв: a [eI], e [J], i [aI], o [ou], u [jH], y [waI].

Отдельно или в сочетаниях, они передают двадцать гласных звуков.

Чтобы определить звуковое значение, передаваемое гласной буквой в данном слове, необходимо знать прежде всего следующее:

1.Словесное ударение. 2. Тип слога (открытый или закрытый).

1.1. Словесное ударение.

Правило 1 : Словесным ударением называется артикуляционное выделение одного из слогов в двусложном или многосложном слове.

В некоторых языках ударение всегда падает на определенный слог, например, во французском - на последний.

Правило 2: В английском языке, как и в русском, ударение свободное, то есть в разных словах может падать на разные по порядку слоги. Английское ударение более сильное, чем русское, с более напряженной артикуляцией.

Правило 3: В орфографии оно обычно не отмечается, а при транскрибировании слов, содержащих два гласных звука и более, ударение обозначается обязательно. Главное обозначается вертикальной черточкой сверху перед началом слога, а второстепенное (в многосложных словах) - черточкой снизу.

Определение словесного ударения в английском слове представляет определенную трудность.

Правило 4: Во-первых , нужно определить наличие в слове префиксов (приставок) и суффиксов, так как префиксы глаголов, прилагательных, наречий, предлогов не принимают на себя ударения (смещают его на корень), а некоторые суффиксы влияют на положение ударения в слове.

Правило 5: Во-вторых , в английском языке, особенно в многосложных словах, существует расхождение между количеством графических слогов (которое формально равно количеству гласных букв, считая реальные гласные диграфы, читаемые комплексно и всегда входящие в состав одного слога, за одну букву) и количеством фактически произносимых слогов (каждый из которых содержит один гласный звук или дифтонг). Распределение же ударения зависит прежде всего от фактически произносимых слогов. Например: literature ['lItrICq] - литература; interesting ['IntrIstIN] - интересный.

Однако большинство наиболее употребительных английских слов одно-трехсложные и распределение ударения в них подчиняется следующим правилам.

Правило 6 : Ударение в подавляющем большинстве английских двусложных слов падает, как правило, на начальный слог, если только он не представляет собой префикс.

Правило 7: В подавляющем большинстве трехсложных и многосложных слов ударным слогом является третий слог, отсчитываемый от конца слова, если слово двусложное, то ударен второй от конца слог.

Правило 8: Если в слове более четырех слогов, то левее, через один слог от ударного, располагаются второстепенные ударения, например: responsibility [rIs"pOnsq'bIlItI] - ответственность.

Для правильного определения ударения нужно, как уже говорилось выше, знать суффиксы и, прежде всего, префиксы английского языка.

Правило 9 : В словах, оканчивающихся на суффикс типа -ion, ударение падает на слог, непосредственно предшествующий суффиксу. К суффиксам этого типа относятся: -i+on, -i+ous, -i+al, -i+an, -i+ant, -i+ance, -i+ent, -i+ence.

Правило 10 :Всегда ударен слог, предшествующий суффиксу -ic (-ical): republic [rI'pAblIk] - республика, ,periodical ["pIqrI'OdIkl] - периодический.

Правило 11 : Ударение сохраняет свое первоначальное место в словах, образованных с помощью суффиксов и окончаний: -ly, -ful, -less, -nees, -ism, -ing, -er, -or, -(e)d, -(e)s.

Правило 12 : Префиксы (приставки) наиболее часто встречаются у глаголов, у прилагательных, у наречий и предлогов. Эти префиксы остаются безударными:

a- about [q'baut] – вокруг along [q'lON] - вперед, вдоль

be- begin [bI'gIn] - начинать(ся) behind [bI'haInd] - сзади, позади, после

de- defend [dI'fend] - защищать(ся) default [dI'fLlt] - невыполнение обязательств

for- forget [fq'get] - забывать

mis- mistake [mIs'teIk] - ошибаться; ошибка

per- permit [pq'mIt] - позволять

pre- prepare [prI'pFq] - приготавливать(ся)

pro- produce [prq'djHs] - производить

re- repeat [rI'pJt] - повторять, повторение

un- unhappy [An'hxpI] – несчастливый

  1. Префиксы, уподобляющиеся корню или сокращающиеся (историческая ассимиляция конечного согласного префикса, а также выпадение некоторых букв):

abs- (ab-, a-) abstract [xb'strxkt] - отнимать

ad- (ac-, af-, ag-, al-, an-, ap-, ar-, as-, at-) admit [qd'mIt] – допускать accept [qk'sept] - принимать

affect [q'fekt] – воздействовать arrive [q'raIv] - прибывать

assist [q'sIst] -помогать, содействовать

con- (co-, col-, com-, cor-) conduct [kqn'dAkt] - вести

collect [kq'lekt] – собирать correct [kq'rekt] - исправлять; правильный

dis- (di-, dif-) discover [dIs'kAvq] – обнаруживать divide [dI'vaId] - делить(ся); разделение

en- (em-) enliven [In'laIvqn] – оживлять embrace [Im'breIs] - обнимать(ся); объятие

ex- (e-, ef-) excuse [Iks'kjHz] – извинять, прощать elect [I'lekt] - избирать; избранник

effect [I'fekt] - совершать; результат

in- (il-, im-, ir-) invisible [In'vIzqbl] - невидимый illegal [I'lJgql] - незаконный

impossible [im'pOsqbl] – невозможный irregular [I'regjulq] - нерегулярный

ob- (o-, oc-, of-, op-) observe [qb'zWv] – наблюдать occur [q'kW] - встречаться

offence [q'fens] - обида

sub- (suc-, suf-, sug-, sup-, sus-) submit [sqb'mIt] - подчинять(ся) success [sqk'ses] - успех

support [sq'pLt] - поддерживать, поддержка suppose [sq'pouz] - предполагать

trans- (tra-) translate [trxns'leIt] - переводить(ся) traduce [trq'djHs] - клеветать

Правило 13 : Для распознавания префикса в случае удвоенной согласной в середине слова рекомендуется следующее правило: удвоение звонких согласных после co-, i-, глухих согласных после o-, su-, di-, e-, любых согласных после a- говорит о наличии префиксов con-, in-, ob-, sub-, dis-, ex-, ad-. Например: connect, collect, immerse, oppose, suppose, diffuse, attest.

  1. Двусложные префиксы, сохраняющие ударение на корне при ударности и самого префикса, а также префиксы, часто несущие на себе отдельное ударение:

dis- + a- allow [q'lau] – разрешать disallow ['dIsq'lau] – запрещать

inter- interspace ['Intq'speIs] - промежуток

over- overpay ['ouvq'peI] – переплачивать

re- remake ['rJ'meIk] – переделывать

super- superfine ['sjHpq'faIn] – тончайший

un- unmoved ['An'mHvd] – неподвижный

under- understand ["Andq'stxnd] – понимать

  1. В английском языке существуют глаголы с префиксами, графически не отличающиеся от существительных. Единственным средством различия служит ударение, которое в глаголе падает на корень, а в существительном - на префикс, например:

dictate [dIk'teIt] диктовать dictate ['dIkteIt] предписание

increase [In'krJs] возрастать increase ['InkrJs] возрастание

conduct [kqn'dAkt] - вести conduct ['kOndqkt]- поведение

object [qb'Gekt] - возражать object ['ObGIkt] - предмет

permit [pq'mIt] - позволять permit ['pWmIt] – разрешение

apparatus ["xpq'reItqs] прибор barricade["bxrI'keId]баррикада

canal [kq'nxl] канал ceremony ['serImqnI]церемония

cigar [sI'gR] сигара create [krJ'eIt] создавать

diploma [dIp'loumq] диплом European["juqrq'pJqn]европеец

hotel [hou'tel] гостиница July [GH'laI] июль

machine [mq'SJn] машина magazine["mxgq'zJn]журнал

moustache [mqs'tRS] усы museum [mjH'zIqm] музей

parade [pq'reId] парад police [pq'lJs] полиция

polite [pq'laIt] вежливый potato [pq'teItou] картофель

sincere [sIn'sIq] искренний tobacco [tq'bxkou] табак

tomato [tq'mRtou] помидор unite [jH'naIt] соединять(ся)

1.2. Тип слога (открытый или закрытый).

Правило 14: Так же, как и в русском, в английском языке открытым считается слог, заканчивающийся гласным звуком, а закрытым - заканчивающийся согласным звуком . Например: in'tensity - in/'ten/si/ty. Первый слог in - закрытый безударный, второй ten - закрытый ударный, третий si - открытый безударный, четвертый ty - открытый безударный.

Нас интересует определение открытости или закрытости только ударного слога.

Правило 15: В современном английском языке гласные буквы в неударном положении обозначают нейтральные звуки [q] или [I] или полностью выпадают при чтении.

Правило 16 : Тип слога определяется тем, какие буквы стоят после ударной гласной (буквы перед ней не имеют значения). Существуют три основных случая - на границе двух смежных слогов находятся:

а) две гласные буквы;

б) гласная и согласная буква;

в) гласная и две (или более) согласных буквы.

а) Вида: … + 'Гл. / + Гл. +…

Слоговая граница проходит между смежными гласными буквами, принадлежащими к разным графическим слогам. Не разбиваются только реальные гласные диграфы, которых всего семь: au/aw, ei/ey, oi/oy, ou/ow, ou, oo, eu/ew. В остальных случаях это либо простое смежное соположение гласных букв, каждая из которых читается (этот случай называют иногда зиянием, т. к. рот остается открытым на всем протяжении их артикуляции, к ним относятся: ia, io, iu, ua, eo и др.) - 'li/on, 'po/et, 'di/amond, so'ci/ety ; либо сочетание гласных, подобное открытому слогу, в которых читается лишь первая буква - 'lo/ad, 'go/al, 'de/al, 'fa/int.

К последней группе, где читается лишь первая буква, а вторая немая, относятся следующие сочетания букв (ложные диграфы): ie/ye, ai/ay, ea/ee, oe/oa/ow, ue/ui.

Первый, ударный слог является открытым, что и определяет чтение гласной буквы в нем.

б) Вида: … + 'Гл. / + С + Гл. +…

Между двумя гласными буквами находится единственная согласная. Слоговая граница проходит перед этой согласной буквой, что делает левый, ударный слог открытым (эта согласная относится ко второй гласной букве даже если последняя является немой e). Например: 'ty/ping, 'ru/le, 'no/sy, 'ba/ker, sce/ne.

Но если этот ударный слог оказывается третьим от конца, то необходимо запомнить следующее "правило третьего слога":

Правило 17 : Третий от конца слова ударный слог всегда читается как закрытый.

Слоговая граница в третьем от конца слоге проходит после единственной согласной буквы (в том числе, если это буква r), например: 'fam/ily, 'el/ement, 'min/eral, 'bil/ious.

Правило 18: Наличие после гласной буква третьего ударного слога буквы r не оказывает никакого особого влияния на чтение гласной. Она читается как в слоге, закрытом любой другой согласной буквой, например: A'mer/ica, 'tyr/anny.

Правило 19: Правило третьего слога (чтение как закрытого) распространяется и на слоги, несущие второстепенное ударение, пятый, седьмой и т. д.

Правило 20: Правило третьего слога часто не имеет силы, когда в ударном, третьем слоге находится звук [(j)H], слоговая граница проходит после буквы u и слог читается как открытый, например: 'pu/rity, 'du/kery, 'fu/neral.

Правило 21: Правило третьего слога никак не влияет на гласные диграфы, они читаются по общим правилам .

Правило 22: Если на слоговой границе находится буква x, всегда передающая два звука [ks, gz], то ударный слог читается как закрытый: box/er, fox/es.

в) Вида: … + 'Гл. + С / + С + Гл. +…

Правило 23: Слоговая граница проходит между двумя смежными согласными буквами. Первый, ударный слог является закрытым, что и определяет чтение гласной буквы в нем. Например: 'pen/cil, 'shor/test, 'sun/ny, 'hun/ter, 'can/dy.

Правило 24: Тип слога останется закрытым и в том случае, если две согласные представляют собой реальный согласный диграф, только слоговая граница пройдет после него: 'fish/ing.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Дата _______________________

Цель и задачи

Систематизировать и уточнить знания учащихся об ударении

Сформировать представление о смыслоразличительной роли ударения в словах;

Расширять словарный запас, развивать речь детей;

Развивать мышление, творческие способности, интерес к изучению русского языка.

Форма проведения: практическая работа

Оборудование: карточки для выполнения заданий

Ход занятия

2 Основная часть.

Что такое ударение, знают все, даже если не могут четко сформулировать определение этого слова. Насколько важно правильно ставить ударение в английском языке? Может ли неправильное ударение изменить смысл слова? Должны ли все слова в предложении иметь ударение? Давайте разберемся по порядку.

Ударные слоги

Правильная постановка ударения в английском важна прежде всего потому, что многочисленные правила чтения зависят от ударности и безударности слога. Например, если под ударением стоит открытый слог, то гласная в нем читается так, как называется в алфавите: cucumber ['kju:kʌmbə] — ударение падает на первый слог.

Если предположить, что это слово должно иметь ударение на втором слоге, то оно читалось бы как [kʌ'kju:mbə ], а если на третьем — то [kʌkʌm'bə: ]. Иными словами, неправильно поставленное ударение изменяет звучание слова, а значит, затрудняет понимание. Кстати, нужно помнить о том, что в английской транскрипции знак ударения ставится перед ударным слогом, а не над ним, как в русском. Еще один важный момент: в беглой речи иногда ударение помогает различить похожие слова. Например:

Эти три слова имеют разные ударные слоги, что позволяет не спутать их при восприятии речи в быстром темпе.

Топ-5 простейших правил

a PREsent — to preSENT;

an INcrease — to inCREASE;

an OBject — to obJECT.

-able: enJOYable, dePendable;

-ary: LIBRary, DIary;

-graphy: geOgraphy, calLIgraphy;

-logy: psyCHOlogy, termiNOlogy;

-ion: classifiCAtion, inforMAtion.

4. У сложных существительных ударным бывает обычно первый слог, у глаголов и прилагательных — второй:

BLACKboard, STRAWberry, MERmaid

overCOME, underSTAND, self-CONfident

5. Длинные слова могут иметь два ударения: основное и второстепенное. Как правило, основное, более сильное и четкое, падает на третий слог, а второстепенное — на первый (второстепенное ударение мы обозначим в примерах жирным шрифтом, а в транскрипции значок такого ударения обычно ставится внизу перед слогом):

un derSTAND [,ʌndə'stænd ], au toMAtically, un beLIEvable.

3. Практическая часть

[ɔ:] also,false, salt, alter, bald, almost, already, always, walnut, all, ball, call, fall, gall, tall, wall, balk, calk, chalk, stalk, talk, walk

[a:] ask, answer, pass, grass, plant, bath, path, father, rather, fasten, can’t, after, class, chance

[ai] child, mild, wild, bind, blind, behind, find, kind, mind

[əʊ] old, cold, bold, told, sold, gold, fold, hold, scold, bolt, colt, dolt, molten, host, most, post, poster

[ Λ ] some, come, comfort, company, stomach, become, compass, none, money, monkey, son, ton, sponge, monk, month, Monday, London, front, won, among,

done, tongue, monger, onion, dove, glove, love, above, cover, govern, oven,

mother, brother, nothing, other, another.

Упражнение 1.

Прочитайте, обращая внимание на произношение гласных звуков.

big — bed — bag nut — not — note

milk — men — man hut — hot — hole

Упражнение 2.

Прочитайте, обращая внимание на произношение кратких звуков и дифтонгов.

lot — lone big — bike Sam — same

pot — poke hill — hide tap — tape

top — toy cost — coin

Упражнение 3. Прочитайте и напишите следующие слова:

[ sm αı l ] [ kl αı m ] [ slim ]

[ t αı m ] [ hip ] [ fi ∫]

Упражнение 4. Расставьте ударения в словах

short, garden, dirt, German, burglar, pork, scarf, merchant, worn, bar, large, internal, herself, hard, inform, export, art, farm, circle, card, carpet, horn

Упражнение 5. Прочитайте и напишите, расставьте ударение следующие слова:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать мышление, творческие способности, интерес к изучению русского языка.

Форма проведения: практическая работа

Оборудование: карточки для выполнения заданий

Ход занятия

2 Основная часть.

Что такое ударение, знают все, даже если не могут четко сформулировать определение этого слова. Насколько важно правильно ставить ударение в английском языке? Может ли неправильное ударение изменить смысл слова? Должны ли все слова в предложении иметь ударение? Давайте разберемся по порядку.

Ударные слоги

Правильная постановка ударения в английском важна прежде всего потому, что многочисленные правила чтения зависят от ударности и безударности слога. Например, если под ударением стоит открытый слог, то гласная в нем читается так, как называется в алфавите: cucumber ['kju:kʌmbə] — ударение падает на первый слог.

Если предположить, что это слово должно иметь ударение на втором слоге, то оно читалось бы как [kʌ'kju:mbə ], а если на третьем — то [kʌkʌm'bə: ]. Иными словами, неправильно поставленное ударение изменяет звучание слова, а значит, затрудняет понимание. Кстати, нужно помнить о том, что в английской транскрипции знак ударения ставится перед ударным слогом, а не над ним, как в русском. Еще один важный момент: в беглой речи иногда ударение помогает различить похожие слова. Например:

Эти три слова имеют разные ударные слоги, что позволяет не спутать их при восприятии речи в быстром темпе.

Топ-5 простейших правил

a PREsent — to preSENT;

an INcrease — to inCREASE;

an OBject — to obJECT.

-able: enJOYable, dePendable;

-ary: LIBRary, DIary;

-graphy: geOgraphy, calLIgraphy;

-logy: psyCHOlogy, termiNOlogy;

-ion: classifiCAtion, inforMAtion.

4. У сложных существительных ударным бывает обычно первый слог, у глаголов и прилагательных — второй:

BLACKboard, STRAWberry, MERmaid

overCOME, underSTAND, self-CONfident

5. Длинные слова могут иметь два ударения: основное и второстепенное. Как правило, основное, более сильное и четкое, падает на третий слог, а второстепенное — на первый (второстепенное ударение мы обозначим в примерах жирным шрифтом, а в транскрипции значок такого ударения обычно ставится внизу перед слогом):

underSTAND [,ʌndə'stænd ], autoMAtically, unbeLIEvable.

3. Практическая часть

Тренировочные упражнения

[ɔ:] also,false, salt, alter, bald, almost, already, always, walnut, all, ball, call, fall, gall, tall, wall, balk, calk, chalk, stalk, talk, walk

[a:] ask, answer, pass, grass, plant, bath, path, father, rather, fasten, can’t, after, class, chance

[ai] child, mild, wild, bind, blind, behind, find, kind, mind

[əʊ] old, cold, bold, told, sold, gold, fold, hold, scold, bolt, colt, dolt, molten, host, most, post, poster

[Λ] some, come, comfort, company, stomach, become, compass, none, money, monkey, son, ton, sponge, monk, month, Monday, London, front, won, among,

done, tongue, monger, onion, dove, glove, love, above, cover, govern, oven,

mother, brother, nothing, other, another.

Упражнение 1.

Прочитайте, обращая внимание на произношение гласных звуков.

big — bed — bag nut — not — note

milk — men — man hut — hot — hole

Упражнение 2.

Прочитайте, обращая внимание на произношение кратких звуков и дифтонгов.

lot — lone big — bike Sam — same

pot — poke hill — hide tap — tape

top — toy cost — coin

Упражнение 3. Прочитайте и напишите следующие слова:

[smαıl] [klαım] [slim]

Упражнение 4. Расставьте ударения в словах

short, garden, dirt, German, burglar, pork, scarf, merchant, worn, bar, large, internal, herself, hard, inform, export, art, farm, circle, card, carpet, horn

Упражнение 5. Прочитайте и напишите, расставьте ударение следующие слова:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока : изучение нового материала.

1. Познакомить с ударением и его смыслоразличительной ролью;

2. Формировать умение расставлять ударение в словах;

3. Развивать у детей умение слушать, рассуждать;

4. Способствовать воспитанию интереса к предмету через применение электронных образовательных ресурсов.

Тип урока : изучение нового материала.

1. Познакомить с ударением и его смыслоразличительной ролью;

2. Формировать умение расставлять ударение в словах;

3. Развивать у детей умение слушать, рассуждать;

4. Способствовать воспитанию интереса к предмету через применение электронных образовательных ресурсов.

I. Организационный момент. Настрой на урок.

Здравствуйте те, у кого сегодня хорошее настроение!

Здравствуйте те, у кого сегодня не очень хорошее настроение!

Здравствуйте те, у кого сегодня отличное настроение!

II. Постановка проблемы.

-Нарисуйте схемы слов, ранее изученным способом. (Получились одинаковые схемы) (кролик и сова)

-Как их отличить ?

Ученики попытаются ответить на проблемный вопрос.

- Нам понадобятся новые знания, чтобы ответить на этот вопрос.

III. Работа над темой. Знакомство с ударением.

Голос весёлый и густой

Шагать помогает. (Барабан)

- Какие барабаны бывают?

- БАРАБАН -общее название многочисленных ударных музыкальных инструментов, состоящих из полого цилиндрического корпуса с натянутой на него кожей (мембраной). По барабанам бьют руками, палками или специальными колотушками.

-Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

-На письме мы ставим палочку ударения, такой же как у барабана, над гласным звуком.

-Для чего нужны палочки? (Ударять)

-Что мы сегодня будем делать?

VI. Решение проблемы. Беседа.

-Но чтобы ударять, надо знать где его ставить.

-Какой слог ударный? (Ученики произносят слово . Приходят к выводу: определить ударный слог трудно.)

- Почему трудно выделить ударный звук?

- Как же надо произнести слово, чтобы услышать ударный звук? ( Слово надо произнести слитно, всё вместе, не по слогам.)

- Хотите узнать сразу несколько секретов?

Как найти ударный слог?

Давайте так определим ударный слог в словах: машина, лошадь, петух.

-Какой способ выбираете? (Ответы учеников)

Чтобы быстрее определить место ударения, используем один способ, которые я предложила. (ученики проговаривают слова до тех пор , пока не определяют ударный слог)

Выделите ударный слог.

А теперь построим модель слова и обозначим ударный гласный в модели.





произносится с большей силой голоса и делает слово

ясным и понятным.

Алгоритм определения ударения.

Произнеси слово с удивлением, вопросом.

Определи ударный слог.

Назови ударный и безударный слоги.

. Если в слове один гласный звук, то ударение можно не ставить.

Этот звук всегда ударный

V.Работа над смыслоразличительной ролью ударения.

Каждая группа берет у меня карточки-картинки (ро'жки, гвозди'ки, кружки', и'рис, стрелки'

Внимательно рассмотрите картинки.

Напишите слова в тетрадях.

Разделите эти слова на слоги, нарисуйте схему.


. Каким образом вы разделили на слоги?

В каждом слоге должен быть один гласный звук.

Покажите этот гласный на схеме.

На доске вывешивается слог, с ударением.

Куда ставим ударение? (На гласный звук.)

Покрасьте слог, на котором стоит ударение.

-Как называется слог, где стоит ударение? (ударный слог)

-А слоги на которых нет ударения? (Это безударный слог)

- Теперь найдите пару вашим картинкам. Пара этих предметных картинок вывешиваю на доске.

(Ученики выбирают пары)

Тут возникает проблемный вопрос. Какую карточку выбрать, ведь тематически они не подходят.

- Что вы будете делать? Ваши действия.

-Давайте попробуем по-одному назвать эти предметы. (Дети называют предметы, каждая группа берет свою пару.)

Анологично записывают это слово, делают схему, ставят ударение.

-Что можете сказать об этих словах? Чем они похожи, чем отличаются?

- У них звуки похожи, только ударения отличаются.

VI. Рефлексия. Самоанализ.

- Что нового вы узнали об ударении?

Значение слова зависит от места ударенья.

В слове бывает ударный слог. И он хозяин слова.

VII. Первичное закрепление.

Упражнение 132. Прочитайте задание.

-Какие действия вы предполагаете?

Надо списать предложения.

Поставить ударение в выделенных словах.

Выполнение работ в парах.

Рыбаки сварили уху.

Муха подлетела к самому уху.

Проверка работ. Самоанализ.

VII. Дополнительная информация.

- Такие слова, которые пишутся одинаково, но в произношении отличаются, называются омографами.

Читайте также: