Структура проектного анализа кратко

Обновлено: 05.07.2024

Под проектным анализом понимается изучение вопроса и проведение соответствующих обоснований целесообразности (или нецелесообразности) и эффективности осуществления одного или нескольких инвестиционных проектов. Преимущественно в данном разделе рассматриваются основные принципы такого анализа применительно к инвестиционным проектам, реализуемым на предприятии.

В данном пункте мы приводим описание основных элементов методики анализа инвестиционных проектов как инструментария, позволяющего эффективно реализовать долгосрочные планы функционирования и развития промышленного предприятия. При этом предполагается, что основные ориентиры и стратегические направления этого развития уже определены или хотя бы намечены. В последнем случае речь может идти и о вариантном подходе. Цели проектного анализа в таком контексте могут быть сформулированы следующим образом:
· исключить из множества рассматриваемых проектов несовместимые с тем или иным направлением (вариантом) принятой стратегии;
· отразить возможную степень неопределенности при реализации инвестиционных проектов;
· оценить нагрузку и полезный эффект проектов в качественных (относительных) или количественных показателях.

Важно здесь подчеркнуть, что, с одной стороны, именно разработка стратегии является наиболее важной и ответственной стадией процесса принятия решения о будущем промышленного бизнеса, но, с другой стороны, полученный результат далеко не всегда может вселять дух оптимизма – решение вполне может оказаться удручающим для будущности предприятия или бизнеса в целом (например, вариант банкротства, ликвидации фирмы и т.д.).

Однако, все это можно знать лишь после того как намеченная стратегия подвергнется количественной оценке при наивыгоднейших условиях ее реализации (в той части, которая зависит от менеджмента фирмы).

Таким образом, каждой стратегии может соответствовать множество вариантов ее реализации в течение рассматриваемого периода, т.е., иными словами, множество проектов осуществления стратегии.

Естественно, что при оценке той или иной стратегии предполагается глубокая оптимизация вариантов реализации и их параметров.

Инвестиционный проект (даже относительно маломасштабный и реализуемый на одном предприятии), таким образом, – достаточно сложная структура, анализ которой носит многофазовый, многоаспектный, многостадийный и, как правило, многоэтапный характер (рис.6.3.1). Подробное рассмотрение отдельных элементов этой структуры проведено, например, в работах (Арсланова, Лившиц, 1995; Виленский, Лившиц, Смоляк, 1998; Лившиц, 1994).

Рис. 6.3.1. Общая схема проведения стратегического проектного анализа

К основным задачам, которые приходится решать в рамках проектного анализа, относятся:
1) оценка принципиальной реализуемости проекта, т.е. проверка выполнения в его рамках всех необходимых ограничений технического, экологического, социального, финансового и другого характера;
2) оценка соответствия проекта стратегии предприятия, на котором он реализуется;
3) оценка соответствия проекта стратегии инвестора;
4) оценка абсолютной экономической эффективности проекта, т.е. определение показателей экономического эффекта, который может принести проект;
5) оценка сравнительной эффективности группы проектов, т.е. выяснение того, какой из предложенных конкурирующих (альтернативных) проектов или вариантов проекта более эффективен;
6) выбор из множества инвестиционных проектов (или их вариантов) наиболее эффективных.

В общем случае этот выбор может осуществляться из множества проектов (вариантов), некоторые из них могут находиться в различных взаимосвязях (проекты могут быть независимыми, взаимодополняющими и взаимоисключающими, альтернативными).

Процедура проведения проектного анализа опирается на ряд теоретически обоснованных и проверенных практикой принципов оценки эффективности инвестиций, общая схема которых приведена на рис. 6.3.2.

Среди этих принципов можно выделить методологические, методические и операционные.

Методологические – это наиболее общие (не обязательно связанные с экономической природой объектов и реализуемых проектов) принципы рационального поведения и принятия решений; методические – более частные принципы, которые опираются на наличие существенной экономической составляющей в затратах и результатах по проекту; операционные – принципы, в основном обеспечивающие процесс оценки с использованием информационно-вычислительной базы анализа.

Рис. 6.3.2. Принципы стратегического проектного анализа

В зависимости от уровня принятия решений различают частный финансовый и общественный экономический проектный анализ. В первом случае выгоды проекта рассматриваются с позиции частного инвестора; во втором – с позиции общества в целом; как известно, эти выгоды могут не совпадать. Рассмотрим сначала элементы финансового проектного анализа.

1. Сопоставление показателей эффективности по проектам

Сравнение проектов в финансовом анализе представляет собой сложную многокритериальную задачу. Даже после того, как критерии сформированы и рассчитаны, различные упорядочивания проектов по величине критериев могут лишь запутать оптимальный инвестиционный выбор, поскольку довольно часто встречается ситуация, при которой один проект предпочтительней другого по одному из критериев, но хуже – по другому. Поэтому приходится использовать некоторые традиционные и принятые правила для оценки проектов в таких ситуациях. Критериями, наиболее часто применяемыми в расчетах эффективности проектов, являются следующие:
NPV (net present value) – чистый приведенный доход;
В/С (benefit-cost ratio) – коэффициент выгоды-издержки; индекс доходности;
IRR (internal rate of return) – внутренняя норма рентабельности.

Поскольку эта тройка критериев базируется на единой теории оценки эффективности инвестиционных проектов, можно ожидать следующих соотношений между критериями оценки проектов (здесь r – ставка процента):

Цель проектного анализа – определить результаты (ценность) проекта.

Принято различать следующие виды проектного анализа:

До принятия решения об осуществлении проекта необходимо рассмотреть все его аспекты на протяжении всего проектного цикла.

В рамках технического анализа инвестиционных проектов изучают:

- размер (масштаб, объем) проекта;

- сроки реализации проекта в целом и его фаз;

- доступность и достаточность источников сырья, рабочей силы и других потребных ресурсов;

- емкость рынка для продукции проекта;

- затраты на проект с учетом непредвиденных факторов;

Эти задачи решаются (с возрастающей точностью) на стадиях прединвестиционных исследований, ТЭО (проекта) и разработки рабочей документации.

Задача коммерческого анализа – оценить проект с точки зрения конечных потребителей продукции или услуг, предлагаемых проектом. В общем виде решаемые при этом задачи можно свести к трем:

- источники и условия получения ресурсов;

- условия производства и сбыта.

Задачей экологического анализа инвестиционного проекта является установление потенциального ущерба окружающей среде, наносимого проектом как в инвестиционный, так и в постинвестиционный период, а также определение мер, необходимых для смягчения или предотвращения этого эффекта. Иначе говоря, следует находить такие средства достижения целей проекта, которые не уменьшают ″емкость″ экосистемы.

Цель организационного анализа – оценить организационную, правовую, политическую и административную обстановку, в рамках которой проект должен реализовываться и эксплуатироваться, а также выработать необходимые рекомендации в части:

- комплектования и обучения персонала;

Целью социального анализа является определение пригодности вариантов плана проекта для его пользователей. Результаты социального анализа должны обеспечить возможность стратегии взаимодействия между проектом и его пользователями, которая пользовалась бы поддержкой населения и способствовала бы достижению целей проекта. Следует отметить, что социальный анализ весьма сложен – прежде всего, из-за затруднительности применения формальных методов и отсутствия стандартных методик и процедур. Вместе с тем, успешное его проведение способствует улучшению плана проекта, а также эффективности проекта в целом.

Цель проектного анализа – определить результаты (ценность) проекта.

Принято различать следующие виды проектного анализа:

До принятия решения об осуществлении проекта необходимо рассмотреть все его аспекты на протяжении всего проектного цикла.

В рамках технического анализа инвестиционных проектов изучают:

- размер (масштаб, объем) проекта;

- сроки реализации проекта в целом и его фаз;

- доступность и достаточность источников сырья, рабочей силы и других потребных ресурсов;

- емкость рынка для продукции проекта;

- затраты на проект с учетом непредвиденных факторов;

Эти задачи решаются (с возрастающей точностью) на стадиях прединвестиционных исследований, ТЭО (проекта) и разработки рабочей документации.

Задача коммерческого анализа – оценить проект с точки зрения конечных потребителей продукции или услуг, предлагаемых проектом. В общем виде решаемые при этом задачи можно свести к трем:

- источники и условия получения ресурсов;

- условия производства и сбыта.

Задачей экологического анализа инвестиционного проекта является установление потенциального ущерба окружающей среде, наносимого проектом как в инвестиционный, так и в постинвестиционный период, а также определение мер, необходимых для смягчения или предотвращения этого эффекта. Иначе говоря, следует находить такие средства достижения целей проекта, которые не уменьшают ″емкость″ экосистемы.




Цель организационного анализа – оценить организационную, правовую, политическую и административную обстановку, в рамках которой проект должен реализовываться и эксплуатироваться, а также выработать необходимые рекомендации в части:

- комплектования и обучения персонала;

Целью социального анализа является определение пригодности вариантов плана проекта для его пользователей. Результаты социального анализа должны обеспечить возможность стратегии взаимодействия между проектом и его пользователями, которая пользовалась бы поддержкой населения и способствовала бы достижению целей проекта. Следует отметить, что социальный анализ весьма сложен – прежде всего, из-за затруднительности применения формальных методов и отсутствия стандартных методик и процедур. Вместе с тем, успешное его проведение способствует улучшению плана проекта, а также эффективности проекта в целом.

Под проектным анализом понимается изучение вопроса и проведение соответствующих обоснований целесообразности (или нецелесообразности) и эффективности осуществления одного или нескольких инвестиционных проектов.
Цели проектного анализа:

1. исключить из множества рассматриваемых проектов несовместимые с тем или иным направлением (вариантом) принятой стратегии;

2. отразить возможную степень неопределенности при реализации инвестиционных проектов;

3. оценить нагрузку и полезный эффект проектов в качественных (относительных) или количественных показателях.

Прикрепленные файлы: 1 файл

кузьмина рефераты.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

ОБНИНСКИЙ ИНСТИТУТ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ

студент группы МЕН-С10

Проверил: Кузьмина О.Г.

Проектный анализ: цели, структура, содержание

Под проектным анализом понимается изучение вопроса и проведение соответствующих обоснований целесообразности (или нецелесообразности) и эффективности осуществления одного или нескольких инвестиционных проектов.

Цели проектного анализа:

1. исключить из множества рассматриваемых проектов несовместимые с тем или иным направлением (вариантом) принятой стратегии;

2. отразить возможную степень неопределенности при реализации инвестиционных проектов;

3. оценить нагрузку и полезный эффект проектов в качественных (относительных) или количественных показателях.

Общая схема проведения стратегического проектного анализа

Структура проектного анализа

Принято различать следующие виды проектного анализа:

В рамках технического анализа инвестиционных проектов изучают:

Задача коммерческого анализа — оценить проект с точки зрения конечных потребителей продукции или услуг, предлагаемых проектом.

В общем виде решаемые при этом задачи можно свести к трем:

В результате коммерческого анализа надлежит ответить на такие вопросы, как:

Экологический анализ занимает особое место в проектном анализе, т. к. взаимоотношения между деятельностью человека и окружающей средой недостаточно изучены, и, что самое главное, несовершенные с этой точки зрения решения приводят к необратимым изменениям в окружающей

среде. Задача экологического анализа инвестиционного проекта — установление потенциального ущерба окружающей среде, наносимого проектом как в инвестиционный, так и в постинвестиционный период,

а также определение мер, необходимых для смягчения или предотвращения этого эффекта.

Цель организационного анализа — оценить организационную, правовую, политическую и

административную обстановку, в рамках которой проект должен реализовываться и

эксплуатироваться, а также выработать необходимые рекомендации в части:

Основные задачи организационного анализа:

части защиты окружающей среды, заработной платы, цен, государственной поддержки, внешнеэкономических связей;

Цель социального анализа — определение пригодности вариантов плана проекта для его пользователей. Результаты социального анализа должны обеспечить возможность стратегии взаимодействия между проектом и его пользователями, которая располагала бы поддержкой населения и способствовала достижению целей проекта. Социальный анализ сосредотачивает внимание на 4 основных областях:

В результате проектный анализ стал концепцией, закладываемой в основу инвестиционных проектов в странах с рыночной экономикой. В концепции проектного анализа сложился свой подход к стадиям проекта и аспектам его анализа.

1, 2. Предыдентификация и идентификация проекта (эти две стадии часто объединяют). На этих стадиях вначале рождается сама идея, а затем подготавливаются основные детали проекта, который проходит предварительное обоснование и сравнивается с набросками других проектов, признается заслуживающим детальной проработки. Иначе говоря, это стадия предварительного технико-экономического обоснования.

3. Разработка проекта. На этой стадии идет детальная проработка всех аспектов проекта, которые окончательно должны обосновать выгодность проекта. Это можно назвать стадией подготовки технико- экономического обоснования.

4. Оценка проекта. Это экспертиза , которую проходит подготовленный проект (он изучается и обсуждается руководством фирмы, независимыми экспертами, потенциальными кредиторами, министерством и т.д.).

5. Принятие проекта (переговоры по проекту). На этой стадии руководство всех уровней и кредиторы принимают окончательное решение по проекту, а так как у самой фирмы обычно есть альтернативные возможности использовать экономические ресурсы или же у кредиторов есть предложения о финансировании д ругих проектов, то эта стадия может оказаться не такой короткой, как может показаться на первый взгляд.

6. Осуществление проекта. Здесь главное — это контроль и наблюдение за реализацией проекта, с тем чтобы он не отклонялся от графика, и одновременное внесение оперативных изменений в проект, если они действительно необходимы.

7, 8. Эксплуатация проекта и оценка его результатов. На этих последних стадиях (часто объединяемых в одну) не только получают выгоды от введенного в строй объекта, но и неоднократно сравнивают полученные результаты с планировавшимися. Это нужно и для анализа выявляющихся отклонений, и для приобретения опыта подготовки новых проектов. Последняя стадия — обычно самая продолжительная, так как проект начинает наконец-то работать и приносить выгоду.

Технико-экономическое обоснование проектов

ТЭО (проект) строительства — далее ТЭО, является основным проектным документом на строительство объектов. На основании утвержденного в установленном порядке ТЭО подготавливается тендерная документация и проводятся торги подряда, заключается договор (контракт) подряда, открывается финансирование строительства и разрабатывается рабочая

документация. В ТЭО определяются основные решения — технологические, объемно-планировочные, конструктивные, природоохранные; достоверно оценивается экологическая, санитарно-эпидемиологическая и эксплуатационная безопасность проекта, а также его экономическая эффективность и социальные последствия. В качестве возможных источников финансирования капитальных вложений в объекты могут

- ассигнования из государственных бюджетов РФ, республик в составе РФ, местных бюджетов и

соответствующие внебюджетные фонды;

-собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы инвестора;

-заемные и привлеченные финансовые средства заказчиков;

- денежные средства, централизуемые объединениями (союзами) предприятий;

ТЭО состоит из следующих разделов:

ТЭО (проект) строительства является обязательным документом в случае, если финансирование капитальных вложений в основные фонды соответствующих предприятий осуществляется полностью или на долевых началах из государственного бюджета Российской Федерации и ее внебюджетных фондов, централизованных фондов министерств и ведомств, а также собственных финансовых ресурсов государственных предприятий.

Решение о необходимости разработки ТЭО дляобоснования целесообразности инвестиций за счет других источников финансирования принимается самостоятельно инвестором (заказчиком). Разработка ТЭО осуществляется юридическими и физическими лицами (проектировщиками), получившими в установленном порядке лицензию на выполнение соответствующих видов проектных работ, и на основании договора (контракта) с заказчиком. Для выбора лучшего предложения со стороны проектировщиков заказчик проводит конкурс (торги)

на разработку ТЭО. Основным правовым документом, регулирующим производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения между заказчиком и проектировщиком, является договор (контракт) подряда на

выполнение ТЭО. Стоимость разработки ТЭО определяется договором между заказчиком (инвестором) и проектной организацией. Если в результате выполненного в ТЭО инвестиций анализа выявлена нецелесообразность

инвестирования средств в строительство намечаемого объекта, стоимость разработки ТЭО списывается на убытки заказчика в установленном порядке. При разработке ТЭО необходимо:

поставленной заказчиком (инвестором), в том числе различные варианты (источники)

местными органами власти, требования законодательства и нормативных актов Российской

Читайте также: