Структура педагогической технологии кратко

Обновлено: 04.07.2024

3) совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить результат с заданными свойствами;

Сущность педагогической технологии состоит в полной управляемости учебного процесса, проектирования и воспроизводимости обучающего цикла, детальном определении конечного результата и его точном достижении.

Г.К. Селевко выделяет в педагогической технологии 3 аспекта:

1) научный – область пед. науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание, методы обучения и проектирующая пед. процессы (ученый методолог);

2) процессуально-описательный – алгоритм процесса, т.е. совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения (ученый-методист);

3) процессуально-действенный – осуществление педагогического процесса (учитель).

Педагогическая технология рассматривается на 3-х иерархически соподчиненных уровнях:

1. Общепедагогический –педагогическая технология – синоним педагогической системе (совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов образовательного образовательного процесса). Например, технология развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения ит.д.

2. Частнометодический (предметный) – разрабатывается в рамках одной методики преподавания. Например, технология преподавания математики, естествознания в начальной школе.

3. Локальный – направлена на решение частной дидактической задачи. Например, технология урока, самостоятельной работы, повторения и контроля знаний.

Структура педагогической технологии (по Г.К. Селевко):

I. Концептуальные основы – теоретические идеи, составляющие основу технологии.

II. Содержательная часть:

- цели обучения (общие и конкретные);

- содержание учебного материала.

III. Процессуальная часть:

- организация учебного процесса;

- методы и формы работы учителя;

- методы и формы деятельности учащихся;

- деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;

- диагностика учебного процесса.

По В.П. Беспалько:

1. Диагностика обученности детей;

2. Целеполагание – цель ставится диагностично (очень точно); детальное писание прогнозируемого результата и критериеа его оценки;

3. Проектирование дидактического взаимодействия – мысленное представление и фиксирование на бумаге его хода и деталей.

4. Организация взаимодействия.

5. Анализ его результативности.

6. Коррекция процесса и результатов дидактического взаимодействия – деятельность по устранению пробелов в обученности школьников; внесение изменений в проект.

2. Критерии технологичности:

1. Концептуальность – опора на определенную научную концепцию (философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое достижение образовательных целей).

2. Системность – целостность, логика процесса, взаимосвязь всех частей.

3. Управляемость – возможность целеполагания, планирования, проектирования, диагностики с целью коррекции результатов.

4. Эффективность – гарантированность достижения образовательного стандарта, оптимальность по затратам и эффективность по результатам.

5. Воспроизводимость – возможность применения др. субъектами, в других образовательных учреждениях.

Источники педагогических технологий:

- социальные преобразования и новое педагогическое мышление;

- передовой педагогический опыт;

Научные основы педагогической технологии:

1) Философски е основы –общие регулятивы, входящие в состав методологического ее обеспечения.

2) Психологические – ведущий фактор психического развития:

- биогенные – определяются наследственностью;

- социогенные – определяются социальным опытом, результатами обучения4

- психогенные – самим человеком, его предшествующим опытом, психическими процессами самосовершенствования;

- идеалитические – нематериальное происхождение личности и ее качеств.

Технологические аспекты деятельности педагога: проектирование, прогнозирование, осуществление педагогического процесса

Технология педагогической диагностики

Педагогическая диагностика– оценка общего состояния педагогического процесса или его отдельных компонентов в определенный момент времени.

Объекты педагогической диагностики:

1. личность ученика (развитость, проявление отдельных качеств);

2. личность учителя;

3. коллектив и его влияние на личность;

4. социальное окружение;

6. деятельность ученика;

7. деятельность учителя.

Технология диагностирования:

1. постановка цели диагностики;

2. определение критериев диагностируемых признаков;

3. отбор методов и методик диагностики;

4. осуществление диагностики;

5. обработка и анализ результатов (оценивание, выделение уровня развития исследуемого качества);

6. фиксирование результатов (заполнение карт воспитанности, написание характеристики и т.д.).

Технология педагогического прогнозирования

Прогноз– предвидение, предсказания развития чего-либо, основанное на определенных данных.

Педагогическое прогнозирование– комплексное научное исследование, направленное на получение опережающей информации о перспективах развития педагогических явлений.

Этапы технологии педагогического прогнозирования:

1. анализ состояния проблемы в теории и практике;

2. анализ данных педагогической диагностики;

3. построение модели-гипотезы;

4. формулирование педагогических задач;

5. решение поставленных задач, проверка правильности прогноза.

Технология проектирования педагогического процесса

Проект– представление о результате педагогической деятельности, развернутое до структурной схемы в соотнесении со способами достижения результата.

Этапы технологии:

1. подготовительный:

· анализ объекта проектирования;

· анализ состояния теории и практики;

· создание методического обеспечения (содержание, материальная база; взаимодействие);

2. разработка проекта:

· раскрытие сущности и содержания проектируемого объекта;

3. контрольно-коррекционный этап:

· мысленное осуществление проекта;

· проведение педагогической рефлексии;

· коррекция созданного проекта.

Технологии целеполагания

Классификация педагогических целей:

1. По степени общности:

· государственные (нормативные) – наиболее общие цели, заложенные в правительственных документах;

· общественные – цели различных слоев общества, формирующиеся в виде потребностей, интересов различных групп людей;

· инициативные (личностные) – цели, сформулированные педагогом и принятые воспитанником.

2. По временному признаку:

· близкие (к конкретному мероприятию);

Целеполагание– многоуровневый мыслительный процесс, включающий анализ, синтез, абстрагирование и происходящий явно или скрыто на каждом этапе воспитательного процесса. Задача целеполагания: трансформировать общую педагогическую цель, стоящую перед системой образования, в конкретные задачи, которые необходимо решить на конкретном отрезке педагогического процесса.

В технологии целеполаганиявыделяются следующие этапы:

1. диагностический:

· изучение состояния воспитательного процесса;

· выявление возрастных и индивидуальных особенностей детей (сензитивный период, пол и т.д.);

· оценка результатов деятельности на предыдущем этапе воспитания.

2. аналитический:

· анализ общей цели воспитания;

· анализ цели воспитания в данной школе, классе;

· оценка воспитательного потенциала класса, школы.

3. моделирование:

· соотнесение цели воспитания с готовностью ученического коллектива к их достижению;

Педагогическая технология (ПТ) – структура, состоящая из всех элементов педагогического процесса. Она строится на основе научных исследований и имеет четкий план действий по времени и в пространстве.

Главной целью данной технологии является достижение намеченных результатов с помощью специальных методов и средств.

Сущность

Структура содержания педагогической технологии построена на специальной методике. Она заключается в абсолютной управляемости образовательного процесса. А также в планировании и воспроизведении педагогического цикла, в точном достижении поставленной цели.

Вам будет интересно: Как найти объем многогранника? Формулы для призмы и пирамиды. Примеры задач

понятие педагогические технологии структура

Технология строится на следующих трех аспектах:

Основные уровни

Вам будет интересно: Экономические колледжи г. Москвы

Структура понятия педагогической технологии состоит из трех взаимосвязанных уровней:

Возможности подхода

Технологический подход в педагогике позволяет освоить предмет изучения с разных сторон: как концептуальной, так и проектировочной. Он дает возможности:

  • со значительной определенностью планировать результаты и управлять образовательными процессами;
  • производить анализ и систематизировать имеющийся опыт и его практическое использование на научной основе;
  • разносторонне решать проблемы в сфере образования и воспитательного обучения;
  • создавать благоприятные условия для личностного развития;
  • минимизировать эффект воздействия отрицательных обстоятельств на участников процесса;
  • эффективно использовать ресурсы, имеющиеся в наличии;
  • применять передовые методы для решения различных социальных проблем и разрабатывать новую методику.

Вам будет интересно: Система социального управления: понятие, организация, назначение и задачи

горизонтальная структура педагогической технологии

Однако нужно отметить, что в структуре педагогической технологии нет универсальных методов. Данный подход дополняет другие научные подходы психологии, социологии и педагогики, но не может применяться отдельно.

Критерии технологичности

Разработанная технология должна соответствовать главным требованиям методологии. Их называют критериями технологичности, к которым относятся:

  • управляемость;
  • системность;
  • воспроизводимость;
  • эффективность;
  • концептуальность.

структура и содержание педагогической технологии

Управляемость в структуре педагогической технологии предполагает возможности предварительного планирования процесса обучения, диагностики, корректировки средств и методики для достижения результатов.

Системность подразумевает, что разработанная ПТ должна иметь свойства единой системы: логику поэтапного процесса, целостность, связь между всеми его частями.

Воспроизводимость предоставляет возможность повторения другими субъектами данной ПТ в однотипных учебных заведениях.

Эффективность предполагает, что на сегодняшний день педагогические подходы находятся в конкурентных условиях. Поэтому они должны показывать высокие результаты и быть оптимальными по материальным затратам, а также гарантировать достижение стандарта обучения.

Концептуальность подразумевает, что каждая технология должна опираться на одну из научных концепций, которая включает дидактическое, социально-педагогическое и психологическое обоснование.

Структура ПТ

Критерии технологичности являются основой для системы рассматриваемого подхода. В структуру педагогических технологий входят:

  • содержание обучения;
  • концепция обучения;
  • технологический процесс.

структура описания педагогической технологии

Содержание обучения включает цели - общие и частные, а также систему учебного материала.

Концепция обучения - это научно-исследовательская база технологии и педагогические идеи. Которые заложены в ее основу.

Процессуальная часть структуры педагогической технологии представлена, в свою очередь, совокупностью нижеперечисленных элементов:

  • организация процесса обучения;
  • методика образовательной деятельности учащихся;
  • методика работы преподавателя;
  • управление процессом запоминания и усвоения материала;
  • диагностика процесса обучения.

Горизонтальная система

Горизонтальная структура педагогической технологии состоит из трех взаимосвязанных элементов. Рассмотрим их подробнее:

Вертикальная система

Каждая педагогическая технология затрагивает одну из областей деятельности процесса обучения. Она, в свою очередь, включает в себя собственную систему элементов. Кроме того, эта область сама может являться составной частью деятельности высокого уровня.

Элементы этой иерархии составляют вертикальную структуру педагогических технологий. Всего их четыре:

Методы обучения

К одной из составляющих структуры педагогических технологий можно отнести методы обучения - формы упорядоченной деятельности преподавателя и обучающихся.

структура и содержание педагогической технологии

Успех обучения, как правило, в большой степени зависит от сосредоточенности и внутренней активности учащихся, от типа их деятельности. Поэтому характер деятельности, уровень самостоятельности и творческого подхода к заданию должны являться важными критериями для определения главного метода обучения.

Для каждой следующей формы возрастает степень самостоятельности выполнения задания.

Классификация методов обучения

В описании структуры педагогической технологии выделяют пять методов обучения:

вертикальная структура педагогических технологий

Роль ПТ

Таким образом, структура педагогической технологии имеет свойства различных предметов. Как наука она занимается исследованием и проектированием рациональных и эффективных путей обучения. Как система алгоритмов, методов и регуляторов педагогической деятельности внедряется непосредственно в процесс образования.

структура педагогической технологии

Педагогическая технология, таким образом, может быть представлена или как комплекс аспектов в виде научной концепции и проекта, или как описание программы действий, или как реально реализующийся процессом в сфере образования. Это важно понимать.

Педагогическая технология – это комплекс различных методов, приемов, средств воспитательного и образовательного воздействия, применяемых в качестве основы организации эффективного учебно-воспитательного процесса.

Педагогическую технологию можно охарактеризовать, как модель, тщательно разработанную и направленную на организацию тесного взаимодействия между участниками педагогического процесса, с целью выполнения ими учебных и воспитательных целей и задач.

Применение педагогической технологии позволяет создать комфортную обстановку реализации учебно-воспитательного процесса, в которой будут продуктивно работать педагог и учащийся. Иными словами, можно сказать, что педагогическая технология представляет собой процесс, системного характера, объединяющий инструментарий, методологию, порядок функционирования всех процессов и средств, используемых для достижения целевого назначения образовательного процесса.

Понятие педагогической технологии может быть рассмотрено с тех основных аспектов:

  1. Научный аспект – рассматривает педагогическую технологию, как составной элемент системного процесса педагогической науки, занимающийся постановкой целей, определением содержания и методов, форм организации учебного процесса.
  2. Процессуально-описательный аспект – предназначен для создания алгоритма прохождения процессов обучения и воспитания, разработки проектов и планов учебно-воспитательной деятельности.
  3. Процессуально-действенный аспект – рассматривает педагогическую технологию, как способ практического осуществления педагогического процесса, путем реального функционирования всех личностных, инструментальных, материальных и технических средств.

Педагогическая технология функционирует на основе применения дидактических процессов, выбора оптимальных условий их реализации и средств обучения.

Вертикальное и горизонтальное строение педагогической технологии

По своему устройству, педагогические технологии могут иметь два типа строения:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Вертикальная структура.
  • Горизонтальная структура.

При вертикальном построении педагогической технологии выделяют четыре взаимосвязанных и взаимозависимых группы педагогических технологий:

  1. Метатехнологии – это общепедагогические технологии, охватывающие организацию всего процесса образования.
  2. Макротехнологии – это технологии, связанные с деятельностью одной из отраслей образования. Например, сюда входит технология преподавания определенной дисциплины, технология компенсирующего обучения.
  3. Мезотехнологии – это технологии, направленные на реализацию отдельных компонентов учебно-воспитательной работы или решение частных задач дидактического и методического направления учебно-воспитательного процесса. К примеру, технология организация урока, преподнесения темы, проведения текущей проверки знаний.
  4. Микротехнологии – технологии ориентированные на решение текущих небольших задач учебно-воспитательной работы.

При горизонтальном построении педагогических технологий организация учебно-воспитательного процесса реализуется, исходя их трех аспектов, определяющих сущность технологии. Иными словами, педагогическая технология может функционировать в качестве научного направления, являясь разделом педагогической теории и, проводящей исследования в области поиска оптимальных путей обучения и воспитания, в качестве алгоритма организации процессов обучения и воспитания и непосредственного учебно-воспитательного процесса, направленного на практическую реализацию образовательных целей и задач.

Горизонтальные технологии могут строиться на базе комплексного взаимодействия всех трех аспектов, либо на частичном взаимодействии аспектов, или же, на основе только одного аспекта.

Структурные компоненты педагогической технологии

Любая педагогическая технология должна включать в свой состав следующие элементы:

  • Содержание технологии. В нем отражаются комплексные знания о способах достижения целевого назначения учебно-воспитательной работы, продуктивной реализации учебно-воспитательных направлений деятельности, дидактическая сущность обучения, его содержание, методы и приемы учебной и воспитательной работы, сведения о профессионализме и квалификации педагогического состава и отдельных педагогов, специфике коллектива учащихся и личностного развития каждого из них, информация об уровне интеллектуального развития и способностях учащихся, инструменты, применяемые для реализации управленческих и контрольных функций педагогической работы. Основными компонентами этой части являются: концептуальная база, цели и задачи обучения, содержание программ обучения и воспитания;
  • Процессуальный компонент. Представляет собой практическую модель ранее спроектированного учебно-воспитательного процесса, включающего организационные вопросы деятельности учащихся, связанные с формированием компетенций и координированием учебного процесса. В состав этой части входят: приемы организации, методы и формы учебной деятельности, методика и техника деятельности педагога, диагностика учебно-воспитательной работы, управление процессом обучения и воспитания.

Основные уровни педагогических технологий

В практике современного образования, реализация педагогических технологий осуществляется на трех уровнях, находящихся во взаимосвязи и соподчинении друг с другом:

  1. Общедидактический уровень – включает общепедагогические технологии, отражающие работу целостного процесса образования в стране, регионе, определенном учебном заведении, на конкретном этапе обучения. В данном случае педагогическая технология отражает сущность педагогической системы.
  2. Предметный уровень – включает педагогические технологии частного характера, отражающие частную, предметную методику реализации конкретного содержания учебно-воспитательной работы в области одной дисциплины, одного коллектива, одного педагога.
  3. Модульный уровень – применение педагогической технологии для отдельных компонентов реализации учебно-воспитательной деятельности.

Помимо этого, реализация педагогической технологии происходит с применением технологических микроструктур – частей, звеньев, приемов. Они составляют логическую последовательность, формируя тем самым единый, целенаправленный технологический процесс т.е. формируют целостную систему – педагогическую технологию.

Технология обучения - как основная категория педагогики

Что отличает наше время от того, что было значимо для обучения и воспитания 20 - 30 лет назад? Мы перешли от традиционных средств массовой информации к новым источникам получения данных. В нашу жизнь прочно вошли компьютеры, микроэлектронные устройства, интернет. Все это накладывает отпечаток на нашу жизнь, определяет направления развития педагогики.

Технологии обучения в педагогике – это совокупность форм и методов обучения, приемов воспитания, средств передачи и контроля знаний, которые на постоянной основе применяются в процессе образовательном процессе.

Выделение отдельных технологий позволяет повлиять на эффективность обучения, развитие учащихся и воспитания в них лучших качеств.

Дадим еще одно значимое определение понятия для более глубокого раскрытия темы.

Технология обучения в педагогике – это наука о способах и инновационных технических средствах, которые при их систематическом использовании помогают преподавателю эффективно взаимодействовать с учениками.

Преподаватель, который использует методы, пусть и заимствованные, по сути является творцом технологии, так как в своей работе ориентируется на познавательную активность и уникальные особенности своего учебного процесса.

Классификация педагогических технологий

В педагогике имеется четкая классификация педагогических технологий. Ниже мы приведем классификацию, составленную Г.К. Селевко, одним из наиболее известных авторов по педагогике.

Выделяют следующие группы технологий:

  • частнометодические;
  • локальные;
  • общепедагогические.

С точки зрения философии можно выделить следующие виды технологий:

  • идеалистические и материалистические;
  • диалектические м метафизические;
  • гуманистические и антигуманные;
  • прагматические и экзистенциальные;
  • антропо- и теософские;
  • научные и религиозные.

С точки зрения психологии выделяют следующие группы технологий:

  • социогенные;
  • идеалистические;
  • психогенные;
  • биогенные.

В зависимости от того, как те или иные технологии ориентированы на личностные структуры, можно выделить:

  • приходные и эвристические;
  • эмоционально-художественные и эмоционально нравственные;
  • технологии саморазвития;
  • информационные технологии.

В зависимости от того, как организована структура педагогической технологии и ее содержание, выделяют:

  • проникающие и комплексные;
  • обучающие и направленные на воспитание;
  • частнопредметные и монотехнологии;
  • гуманитарные и технократические;
  • отраслевые;
  • светские и гуманитарные.

В зависимости от преимущественного типа управления и доминирующих способов организации познавательной деятельности учащихся можно упомянуть о таких технологиях как:

Сюда же можно отнести и программное обучение.

Немаловажное значение в образовательном процессе имеет налаживание взаимоотношение ученика и преподавателя, а также место ребенка в процессе воспитания и получения знаний. С учетом этого фактора в педагогике идет разделение технологий на такие группы как:

  • субъек-объектные или дидактоцентрические, которые регулируют отношения учителя и ученика;
  • личностно-ориентированные, в центре внимании которых личность ребенка, обеспечение его комфорта;
  • авторитарные, в которых главенствующая роль отводится учителю;
  • эзотерические, в основе которых лежат эзотерические знания;
  • технологии свободного воспитания предполагают предоставление учащимся полной самостоятельности;
  • технологии сотрудничества предполагают равные и партнерские отношения педагога и ученика.

Уровни и структура педагогических технологий

Теперь давайте рассмотрим педагогическую технологию как категорию педагогики. Как мы знаем, любая категория имеет свои уровни и структуру. Структура включает следующие компоненты:

  • процессуальная часть – проект процесса обучения в том виде, как он должэен быть реализован на практике;
  • содержательная часть – система оценки эффективности учебного процесса;
  • дидактическая система, которая фактически представляет собой содержание обучения;
  • диагностическая система, призванная давать оценку педагогической компетентности учителя, уровень подготовленности учеников.
  • элементарный или модульный: технологии отдельный частей учебно-воспитательного процесса (формирование понятий, усвоение новых знаний, воспитание качеств личности, способы организации и проведения урока, повторение и контроль знаний);
  • общепедагогический или общедидактический: характеристика образовательного процесса в целом в разрезе одного региона или одного учебного заведения;
  • частнометодический или предметный: применение способов и методов обучения с целью реализации дидактических целей.

Хоть мы и приводим в статье различные классификации, выделенные нами компоненты системы на самом деле неделимы. Содержание, цели, средства и методы находятся в тесной взаимосвязи.

Государство занимается внедрением образовательных стандартов, что требует от коллектива образовательных учреждений оперативного реагирования на поступающие запросы, предъявлять адекватные требования к качеству подготовки будущих кадров.

Читайте также: