Структура педагогической деятельности кратко презентация

Обновлено: 05.07.2024

Презентация на тему: " ТЕМА 2 Педагогическая деятельность: сущность, структура, функции." — Транскрипт:

1 ТЕМА 2 Педагогическая деятельность: сущность, структура, функции

2 План 1. Сущность и структура педагогической деятельности. 2. Педагог как субъект педагогической деятельности. 3. Педагогический профессионализм и этапы его становления. 4. Педагогическая квалиметрия.

3 Сущность педагогической деятельности Педагогическая деятельность Педагогическая деятельность – это особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим культурно-исторического опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе Профессиональная педагогическая деятельность – это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является воспитание, обучение, развитие обучающихся.

4 Структура педагогической деятельности Структура Структура (лат. structure строение, расположение, порядок) – совокупность внутренних связей, строение, внутреннее устройство объекта. В психологии и философии основные компоненты структуры деятельности – это цель, мотивы, действия и результат. С учетом данного понимания деятельности структуру педагогической деятельности можно представить как единство субъекта и объекта педагогической деятельности, их потребностей, целей, мотивов методов и средств педагогической деятельности, педагогических действий (операций), предмета и результата; (продукта) педагогической деятельности, оценки результата и корректирующих педагогических действий.

5 Структура деятельности человека Цель (представление о желаемом результате) Цель Мотив (побуждает и направляет ) Потребность Потребность Действия и операции Действия Средства Предмет Результат (удовлетворяет потребность) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

6 ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Субъект педагогической деятельности Субъект педагогической деятельности – педагог. Объект педагогической деятельности Объект педагогической деятельности – личность ребёнка. Главное условие возникновения педагогической деятельности – наличие общественной потребности передавать новым поколениям опыта предыдущих поколений. Условием успешности педагогической деятельности является активность самого ребёнка его в обучении и воспитании. Поэтому ребёнок – не только объект педагогического воздействия, но и субъект познания и самовоспитания.

7 Основные виды педагогической деятельности Преподавание 5. Преподавание как деятельность педагога имеет дискретный характер. Преподавание не предполагает обычно взаимодействия с учащимися в подготовительный период. 6. Критерий эффективности деятельности учащихся в процессе преподавания – уровень усвоения ЗУНов, овладения способами решения познавательных и практических задач. Результаты учения легко выявляются и могут быть зафиксированы в качественно- количественных показателях. Воспитательная работа 4. Результаты воспитательной деятельности имеют вероятностный характер, так как педагогические воздействия воспитателя пересекаются с формирующими влияниями среды, не всегда положительными. 5. Воспитательная работа может оказывать опосредованное влияние на воспитанников. Подготовительная часть в воспитательной работе нередко более значима и продолжительна, чем основная часть. 6. В воспитательной работе сложно выделить и соотнести результаты деятельности воспитателя с выработанными критериями воспитанности, их трудно предвидеть, и они намного отсрочены во времени.

8 Компоненты структуры педагогической деятельности Гностический деятельность по изучению, исследованию (диагностированию) педагогических объектов и явлений. Гностический – деятельность по изучению, исследованию (диагностированию) педагогических объектов и явлений. Проектировочный постановку целей обучения и воспитания, определение стратегии и способов их достижения. Проектировочный – постановку целей обучения и воспитания, определение стратегии и способов их достижения. Конструктивный Конструктивный – отбор учебного материала, планирование и построение педагогического процесса; планирование своих действий и действий учащихся; проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса. Организаторский Организаторский – выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, формирование коллектива, а также на организацию собственной деятельности. Коммуникативный установление педагогически целесообразных отношений учителя с воспитанниками, другими педагогами школы, родителями. Коммуникативный – установление педагогически целесообразных отношений учителя с воспитанниками, другими педагогами школы, родителями.

9 Педагог как субъект педагогической деятельности Основные виды педагогической деятельности Преподавание – педагогическая деятельность, направленная на управление учебно-познавательной деятельностью школьников. Преподавание – педагогическая деятельность, направленная на управление учебно-познавательной деятельностью школьников. Воспитательная работа – педагогическая деятельность, направленная на управление разнообразными видами деятельности воспитанников и организацию воспитательной среды для решения задач разностороннего развития личности. Воспитательная работа – педагогическая деятельность, направленная на управление разнообразными видами деятельности воспитанников и организацию воспитательной среды для решения задач разностороннего развития личности. Позиция педагога – Позиция педагога – это система интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности в целом и в педагогической деятельности, в частности.

10 Педагогический профессионализм и этапы его становления Педагогические умения – Педагогические умения – это совокупность последовательных действий, основанных на теоретически знаниях, педагогических способностях и направленных на решение педагогических задач. Дадим краткую характеристику основных педагогических умений. Аналитические умения – Аналитические умения – умения анализировать педагогические явления, теоретически их обосновывать, диагностировать, формулировать приоритетные педагогические задачи и находить оптимальные способы и решения. Прогностические умения – Прогностические умения – умения представить и сформулировать диагностируемые цели и задачи своей деятельности, отобрать методы их достижения, предвидеть возможные отклонения при достижении результата; прогнозировать образовательные и развивающие возможности содержания взаимодействия участников образовательного процесса, умения прогнозировать развитие личности, коллектива.

11 Педагогический профессионализм и этапы его становления Проектировочные, или конструктивные умения – умения планировать содержание и виды деятельности участников образовательного процесса с учетом их потребностей, возможностей, особенностей, умения определять форму и структуру образовательного процесса в зависимости от сформулированных задач и особенностей участия ков, умения определять отдельные этапы педагогического процесса и задачи, характерные для них, умения планировать индивидуальную работу с учащимися, отбирать оптимальные формы, методы и средства обучения и воспитания, планировать развитие воспитательной среды и т. д. Рефлексивные умения связаны с контрольно- оценочной деятельностью педагога, направленной на себя. (Рефлексия педагога – это деятельность по осмыслению и анализу собственной педагогической деятельности.).

12 Педагогический профессионализм и этапы его становления Организаторские умения Организаторские умения представлены мобилизационными, информационно- дидактическими, развивающими и ориентационными умениями. Коммуникативные умения Коммуникативные умения включают три взаимосвязанные группы: перцептивные умения, собственно умения педагогического (вербального) общения и умения (навыки) педагогической техники. Педагогическая техника – это комплекс умений, необходимых учителю в его деятельности для эффективного взаимодействия с людьми в любых ситуациях (речевые умения, пантомимика, умение управлять собой, доброжелательный, оптимистический настрой, элементы умений актера и режиссера). Педагогическая техника – это комплекс умений, необходимых учителю в его деятельности для эффективного взаимодействия с людьми в любых ситуациях (речевые умения, пантомимика, умение управлять собой, доброжелательный, оптимистический настрой, элементы умений актера и режиссера).

13 Результаты профессионального становления педагога учителя может быть охарактеризована как синтез профессионально- педагогической направленности, профессиональных знаний, педагогических, способностей и педагогических умений. Профессионально-педагогическая культура учителя может быть охарактеризована как синтез профессионально- педагогической направленности, профессиональных знаний, педагогических, способностей и педагогических умений. в свою очередь есть высший уровень развития профессионально-педагогической культуры. Мастер – это специалист, достигший высокого искусства в своей профессии. Педагогическое мастерство в свою очередь есть высший уровень развития профессионально-педагогической культуры. Мастер – это специалист, достигший высокого искусства в своей профессии. деятельность по внесению и осуществлению новых прогрессивных идей, методов, форм, технологий в педагогический процесс и их применение наряду с традиционными подходами. Педагогическое новаторство есть деятельность по внесению и осуществлению новых прогрессивных идей, методов, форм, технологий в педагогический процесс и их применение наряду с традиционными подходами.

14 Система непрерывного образования учителя Довузовский (допрофессиональный) этап. У отдельных учащихся уже в школьном возрасте проявляются склонности и способности к педагогической работе: они общительны, испытывают привязанность к детям, обладают эмпатией, гуманностью, терпимы по отношению к другим и т. п. Вузовский (профессиональный) этап. На этом этапе студенты – будущие педагоги – получают систематическую общеобразовательную и профессиональную подготовку в средней специальной или (и) высшей школе. Учебный процесс в вузе предлагает студентам различные формы обучения (лекционные, семинарские, лабораторные занятия, учебную и производственную практику). Послевузовский этап (последипломное образование) – постоянное совершенствование профессионального мастерства. Первый год – вхождение в профессию. Учитель со стажем работы до пяти лет имеет статус молодого учителя. Обычно после 3-5 лет работы учитель начинает изучать и осмысливать свой опыт, опыт коллег, обобщает его.

15 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КВАЛИМЕТРИЯ Это направление в педагогике, раскрывающее методологию, теорию и практику комплексного изучения и оценки качества педагогических объектов, явлений и процессов (от лат. сvаl – качество и metros – измерять). В педагогической практике педагогическая квалиметрия реализуется как аттестация педагогических работников. Под аттестацией понимают изучение деятельности педагогов с целью установления соответствия занимаемой должности и присвоения одной из квалификационных категорий. В Беларуси сложилась практика официальной аттестации педагогов в зависимости от уровня профессионального мастерства. В рамках аттестации педагогических работников определяются уровень их квалификации, результаты трудовой деятельности, деловые и личностные качества. Результаты аттестации являются основой дифференцированной оплаты труда. После аттестации педагогам присваиваются вторая, первая и высшая квалификационные категории.

4. Профессиональная педагогическая деятельность

– профессиональная деятельность,
направленная на воспитание,
обучение, развитие обучающихся, и
осуществляемая в учреждениях
образования.

3 их потребности
1 педагог - субъект
2 учащийся - объект
5 Цель субъекта и
объекта
4. Мотивы субъекта и
объекта
6. Средства, методы ПД
7. Педагогические действия
8. Предмет ПД
9. Результат ПД
10. Оценка результата ПД
11. Корректирующие
действия

7. Структура педагогической деятельности

8. Структура педагогической деятельности

Потребности – это исходные стимулы активности
личности, внутреннее переживание нужды в чем-либо.
Цель педагогической деятельности –формирование
разносторонне развитой личности
Мотив – это внутреннее побуждение к деятельности,
в основе которого находится осознанная цель и
прогнозируемый результат.

9. Реализация общей цели педагогической деятельности связана с решением таких ЗАДАЧ

формирование воспитательной среды,
организация деятельности учащихся,
создание воспитательного коллектива,
развитие индивидуальности личности.

10. Структура педагогической деятельности

Средства ПД (научные знания, носители
информации, технические средства и др.
Действие - это относительно завершенный акт
активности человека , решающий частные задачи на
пути к цели .
Педагогические действия — действия,
направленные на решение педагогических задач
(педагогическое наблюдение, педагогический анализ,
постановка целей, разработка планов-конспектов,
оценивание, помощь и др.)

11. Структура педагогической деятельности

Предмет деятельности - то, на что она направлена, что
изменяется в ее процессе.
Предметом ПД является разностороннее
развитие индивида: физическое, психическое,
духовное, интеллектуальное и т.п.
Результат – это реально достигнутый итог
педагогической деятельности (уровень
обученности, воспитанности ученика, уровень
развития личности)

12. Структура педагогической деятельности

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТА педагогической деятельности
- это сравнение качества полученного результата с
целью
педагогической
деятельности
и
соответствующая его оценка.
Корректирующие педагогические действия
необходимы тогда, когда полученный результат
деятельности НЕ совпадает с изначально поставленной
целью.

13. Вопрос 2. Основные виды педагогической деятельности

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ учителя направлена на
социализацию ребенка и его социальную
защиту.
Она осуществляется как в условиях школы, так и
через взаимодействие педагога с родителями
учащихся и общественными организациями.
Гармонизация и координация разнообразных
воспитательных воздействий, создание
максимально благоприятных условий для
развития ребенка не только в школе, но и вне ее
– важная задача учителя.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ -
освоение учителем современных теорий и
технологий воспитания и обучения,
создание на их основе своих собственных
научно-методических работ:
авторских программ, тематических планов и
методических разработок занятий,
методических
рекомендаций и пособий, докладов на научнопрактических конференциях, а иногда и научных
статей.

Педагогическая деятельность
представляет собой многоуровневую
систему, в которой можно выделить
компоненты - относительно
самостоятельные функциональные
виды деятельности педагога.

19. Виды педагогической деятельности

диагностическая;
ориентационно-прогностическая;
конструктивно-проектировочная;
организаторская;
информационно-объяснительная;
коммуникативно-стимулирующая;
аналитико-оценочная;
исследовательско-творческая.

20. Диагностическая деятельность

связана с изучением индивидуально-
психологических особенностей
учащихся, уровней их развития,
обученности и обучаемости,
воспитанности и воспитуемости и
т.д.
Эти знания необходимы педагогу для … .

21. Ориентационно-прогностическая деятельность

выражается в умении
учителя определять на
основе результатов
психологопедагогической
диагностики цели и
задачи учебновоспитательной работы,
прогнозировать ее
результаты.

22. Конструктивно-проектировочная деятельность

реализуется учителем в ходе
конкретной подготовки к проведению
уроков и воспитательных
мероприятий.
Это планирование предстоящей
работы, разработка календарных
планов и планов-конспектов.

25. Организаторская деятельность

учителя связана с вовлечением учащихся
в намеченную учебную и воспитательную
работу.
Она выражается в умении педагога привлекать
учеников к разработке планов предстоящей
совместной деятельности, ставить перед ними
цели и задачи, распределять их для выполнения
тех или иных практических заданий, руководить
процессом выполнения поручений.

26. Информационно-объяснительная деятельность

учителя заключается в изложении
научной, мировоззренческой и
нравственно-эстетической
информации, в объяснении учебного
материала.
Качество этой деятельности зависит от …

27. Коммуникативно-стимулирующая деятельность

Это воздействие на учеников, в
результате которого у них возникает
желание активно участвовать в
педагогическом процессе.
Это общение педагога и учащихся.

28. Аналитико-оценочная деятельность

это сопоставление достигнутых
результатов с поставленными
целями.
На основе анализа учитель может
корректировать свою работу,
намечать пути совершенствования
педагогического процесса.

29. Исследовательско-творческая деятельность

состоит в применении
педагогической теории на практике
в соответствии с конкретными
обстоятельствами (творческий
характер профессии), в
осуществлении исследовательской
деятельности.

30. Уровни продуктивности ПД (по Н.В.Кузьминой)

31. Вопрос 3. Профессиональные функции педагога

ФУНКЦИЯ (лат. functio - совершение,
исполнение) - деятельность, роль
объекта в рамках некоторой системы,
которой он принадлежит.
Функции педагога – это
предписанные педагогу направления
применения профессиональных
знаний и умений.

32. Главная функция педагога – управление процессами обучения, воспитания и развития учащихся. Образовательная функция

33. Социализация личности

34. Координирующая

35. Охрана жизни, здоровья и социальная защита детей

Учитель должен обеспечивать охрану
здоровья и жизни учеников в
образовательном процессе, его
защиту от неблагоприятных
воздействий окружающей
природной и социальной среды.

36. Профессиональные функции отражены также в функциональных видах деятельности педагога (вопрос 2)

В ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ
2. Функции
Основными направлениями деятельности учителя являются:
2.1. Обучение и воспитание учащихся с учетом специфики
учебного предмета и возраста учащихся.
2.2. Содействие социализации учащихся, формированию у них
общей культуры, привитию у учащихся навыков здорового образа
жизни.
2.3. Обеспечение режима соблюдения требований безопасного
поведения.

Все функции взаимосвязаны,
дополняют, проникают друг в друга.
Качество их выполнения зависят от
позиции педагога.

38. Позиция педагога

- это система интеллектуальных,
волевых
и эмоционально-оценочных отношений к
миру и педагогической деятельности.
Позиция педагога является источником
его творческой активности и
неповторимой индивидуальности.
На профессиональную позицию во
многом влияет социальная позиция
педагога, характер, темперамент и др.
особенности.

39. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ

Педагог МОЖЕТ занимать разные
педагогические позиции:
информатора,
друга,
советчика,
вдохновителя,
просителя и т. д.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Описание презентации по отдельным слайдам:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Педагог – это человек, занимающийся различными видами педагогической деятельн.

Педагог – это человек, занимающийся различными видами педагогической деятельности Педагогическая деятельность – это целенаправленное, специально организованное педагогическое взаимодействие, целью которого является создание условий для развития обучающегося и воспитывающегося.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА вид воспитательной деятельности, который направлен на укрепление преимущественно познавательной деятельностью школьника педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управления разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности

СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.Педагогической деятельностью фактичес.

СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.Педагогической деятельностью фактически занимаются не только профессиональные педагоги (учителя, воспитатели, преподаватели), но и неформальные педагоги (родители, разного рода наставники и т.п.) 2. Субъектом педагогической деятельности является педагог, объектом – формирование и развитие личности. Результатом педагогической деятельности являются образованность и воспитанность личности. 3.Педагогическая деятельность имеет долговременный и непредсказуемый характер. Данная деятельность протекает в постоянно меняющихся условиях. 4.Педагогическая деятельность- это преимущественно управленческая деятельность: педагог призван не столько сообщать знания, сколько организовывать учебную и внеучебную деятельность учащихся

ФУНКЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ФУНКЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ФУНКЦИЯ СО.

ФУНКЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ФУНКЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ФУНКЦИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ОХРАНА ЖИЗНИ,ЗДОРОВЬЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ

СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ российский педагог и психолог Нина Васи.

СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ российский педагог и психолог Нина Васильевна Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента 1.КОНСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ а) конструктивно-содержательная деятельность (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса) 2. ОРГАНИЗАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива 3.КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами, родителями. б) конструктивно-оперативная деятельность (планирование своих действий и действий учащихся) в) конструктивно-материальная деятельность (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса)

Какими профессиональные и личностными качествами должен обладать учитель? Зап.

Какими профессиональные и личностными качествами должен обладать учитель? Заполните таблицу: Профессиональные качества Личностные качества

Краткое описание документа:

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Сущность и структура педагогической деятельности. Педагогическое. Презентация на заданную тему содержит 32 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

5.Сущность педагогической деятельности. Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня многими рассматривается как идущий из глубины веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности. Это общая стратегическая цель достигается решением конкретизированных задач обучения и воспитания по различным направлениям.

В качестве основных объектов цели педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.

6. Структура педагогической деятельности. Н.В.Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях. Конструктивная деятельность, в свою очередь, распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса). Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности. Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями. Однако названные компоненты, с одной стороны, в равной мере могут быть отнесены не только к педагогической, но и почти к любой другой деятельности, а с другой — они не раскрывают с достаточной полнотой все стороны и области педагогической деятельности.

А. И. Щербаков относит конструктивный, организаторский и исследовательский компоненты (функции) к общетрудовым, т.е. проявляющимся в любой деятельности. Но он конкретизирует функцию учителя на этапе реализации педагогического процесса, представив организаторский компонент педагогической деятельности как единство информационной, развивающей, ориентационной и мобилизационной функций. Особо следует обратить внимание на исследовательскую функцию, хотя она и относится к общетрудовым. Реализация исследовательской функции требует от учителя научного подхода к педагогическим явлениям, владения умениями эвристического поиска и методами научно-педагогического исследования, в том числе анализа собственного опыта и опыта других учителей.

Читайте также: