Структура педагогической деятельности кратко презентация
Обновлено: 05.07.2024
Презентация на тему: " ТЕМА 2 Педагогическая деятельность: сущность, структура, функции." — Транскрипт:
1 ТЕМА 2 Педагогическая деятельность: сущность, структура, функции
2 План 1. Сущность и структура педагогической деятельности. 2. Педагог как субъект педагогической деятельности. 3. Педагогический профессионализм и этапы его становления. 4. Педагогическая квалиметрия.
3 Сущность педагогической деятельности Педагогическая деятельность Педагогическая деятельность – это особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим культурно-исторического опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе Профессиональная педагогическая деятельность – это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является воспитание, обучение, развитие обучающихся.
4 Структура педагогической деятельности Структура Структура (лат. structure строение, расположение, порядок) – совокупность внутренних связей, строение, внутреннее устройство объекта. В психологии и философии основные компоненты структуры деятельности – это цель, мотивы, действия и результат. С учетом данного понимания деятельности структуру педагогической деятельности можно представить как единство субъекта и объекта педагогической деятельности, их потребностей, целей, мотивов методов и средств педагогической деятельности, педагогических действий (операций), предмета и результата; (продукта) педагогической деятельности, оценки результата и корректирующих педагогических действий.
5 Структура деятельности человека Цель (представление о желаемом результате) Цель Мотив (побуждает и направляет ) Потребность Потребность Действия и операции Действия Средства Предмет Результат (удовлетворяет потребность) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
6 ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Субъект педагогической деятельности Субъект педагогической деятельности – педагог. Объект педагогической деятельности Объект педагогической деятельности – личность ребёнка. Главное условие возникновения педагогической деятельности – наличие общественной потребности передавать новым поколениям опыта предыдущих поколений. Условием успешности педагогической деятельности является активность самого ребёнка его в обучении и воспитании. Поэтому ребёнок – не только объект педагогического воздействия, но и субъект познания и самовоспитания.
7 Основные виды педагогической деятельности Преподавание 5. Преподавание как деятельность педагога имеет дискретный характер. Преподавание не предполагает обычно взаимодействия с учащимися в подготовительный период. 6. Критерий эффективности деятельности учащихся в процессе преподавания – уровень усвоения ЗУНов, овладения способами решения познавательных и практических задач. Результаты учения легко выявляются и могут быть зафиксированы в качественно- количественных показателях. Воспитательная работа 4. Результаты воспитательной деятельности имеют вероятностный характер, так как педагогические воздействия воспитателя пересекаются с формирующими влияниями среды, не всегда положительными. 5. Воспитательная работа может оказывать опосредованное влияние на воспитанников. Подготовительная часть в воспитательной работе нередко более значима и продолжительна, чем основная часть. 6. В воспитательной работе сложно выделить и соотнести результаты деятельности воспитателя с выработанными критериями воспитанности, их трудно предвидеть, и они намного отсрочены во времени.
8 Компоненты структуры педагогической деятельности Гностический деятельность по изучению, исследованию (диагностированию) педагогических объектов и явлений. Гностический – деятельность по изучению, исследованию (диагностированию) педагогических объектов и явлений. Проектировочный постановку целей обучения и воспитания, определение стратегии и способов их достижения. Проектировочный – постановку целей обучения и воспитания, определение стратегии и способов их достижения. Конструктивный Конструктивный – отбор учебного материала, планирование и построение педагогического процесса; планирование своих действий и действий учащихся; проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса. Организаторский Организаторский – выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, формирование коллектива, а также на организацию собственной деятельности. Коммуникативный установление педагогически целесообразных отношений учителя с воспитанниками, другими педагогами школы, родителями. Коммуникативный – установление педагогически целесообразных отношений учителя с воспитанниками, другими педагогами школы, родителями.
9 Педагог как субъект педагогической деятельности Основные виды педагогической деятельности Преподавание – педагогическая деятельность, направленная на управление учебно-познавательной деятельностью школьников. Преподавание – педагогическая деятельность, направленная на управление учебно-познавательной деятельностью школьников. Воспитательная работа – педагогическая деятельность, направленная на управление разнообразными видами деятельности воспитанников и организацию воспитательной среды для решения задач разностороннего развития личности. Воспитательная работа – педагогическая деятельность, направленная на управление разнообразными видами деятельности воспитанников и организацию воспитательной среды для решения задач разностороннего развития личности. Позиция педагога – Позиция педагога – это система интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности в целом и в педагогической деятельности, в частности.
10 Педагогический профессионализм и этапы его становления Педагогические умения – Педагогические умения – это совокупность последовательных действий, основанных на теоретически знаниях, педагогических способностях и направленных на решение педагогических задач. Дадим краткую характеристику основных педагогических умений. Аналитические умения – Аналитические умения – умения анализировать педагогические явления, теоретически их обосновывать, диагностировать, формулировать приоритетные педагогические задачи и находить оптимальные способы и решения. Прогностические умения – Прогностические умения – умения представить и сформулировать диагностируемые цели и задачи своей деятельности, отобрать методы их достижения, предвидеть возможные отклонения при достижении результата; прогнозировать образовательные и развивающие возможности содержания взаимодействия участников образовательного процесса, умения прогнозировать развитие личности, коллектива.
11 Педагогический профессионализм и этапы его становления Проектировочные, или конструктивные умения – умения планировать содержание и виды деятельности участников образовательного процесса с учетом их потребностей, возможностей, особенностей, умения определять форму и структуру образовательного процесса в зависимости от сформулированных задач и особенностей участия ков, умения определять отдельные этапы педагогического процесса и задачи, характерные для них, умения планировать индивидуальную работу с учащимися, отбирать оптимальные формы, методы и средства обучения и воспитания, планировать развитие воспитательной среды и т. д. Рефлексивные умения связаны с контрольно- оценочной деятельностью педагога, направленной на себя. (Рефлексия педагога – это деятельность по осмыслению и анализу собственной педагогической деятельности.).
12 Педагогический профессионализм и этапы его становления Организаторские умения Организаторские умения представлены мобилизационными, информационно- дидактическими, развивающими и ориентационными умениями. Коммуникативные умения Коммуникативные умения включают три взаимосвязанные группы: перцептивные умения, собственно умения педагогического (вербального) общения и умения (навыки) педагогической техники. Педагогическая техника – это комплекс умений, необходимых учителю в его деятельности для эффективного взаимодействия с людьми в любых ситуациях (речевые умения, пантомимика, умение управлять собой, доброжелательный, оптимистический настрой, элементы умений актера и режиссера). Педагогическая техника – это комплекс умений, необходимых учителю в его деятельности для эффективного взаимодействия с людьми в любых ситуациях (речевые умения, пантомимика, умение управлять собой, доброжелательный, оптимистический настрой, элементы умений актера и режиссера).
13 Результаты профессионального становления педагога учителя может быть охарактеризована как синтез профессионально- педагогической направленности, профессиональных знаний, педагогических, способностей и педагогических умений. Профессионально-педагогическая культура учителя может быть охарактеризована как синтез профессионально- педагогической направленности, профессиональных знаний, педагогических, способностей и педагогических умений. в свою очередь есть высший уровень развития профессионально-педагогической культуры. Мастер – это специалист, достигший высокого искусства в своей профессии. Педагогическое мастерство в свою очередь есть высший уровень развития профессионально-педагогической культуры. Мастер – это специалист, достигший высокого искусства в своей профессии. деятельность по внесению и осуществлению новых прогрессивных идей, методов, форм, технологий в педагогический процесс и их применение наряду с традиционными подходами. Педагогическое новаторство есть деятельность по внесению и осуществлению новых прогрессивных идей, методов, форм, технологий в педагогический процесс и их применение наряду с традиционными подходами.
14 Система непрерывного образования учителя Довузовский (допрофессиональный) этап. У отдельных учащихся уже в школьном возрасте проявляются склонности и способности к педагогической работе: они общительны, испытывают привязанность к детям, обладают эмпатией, гуманностью, терпимы по отношению к другим и т. п. Вузовский (профессиональный) этап. На этом этапе студенты – будущие педагоги – получают систематическую общеобразовательную и профессиональную подготовку в средней специальной или (и) высшей школе. Учебный процесс в вузе предлагает студентам различные формы обучения (лекционные, семинарские, лабораторные занятия, учебную и производственную практику). Послевузовский этап (последипломное образование) – постоянное совершенствование профессионального мастерства. Первый год – вхождение в профессию. Учитель со стажем работы до пяти лет имеет статус молодого учителя. Обычно после 3-5 лет работы учитель начинает изучать и осмысливать свой опыт, опыт коллег, обобщает его.
15 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КВАЛИМЕТРИЯ Это направление в педагогике, раскрывающее методологию, теорию и практику комплексного изучения и оценки качества педагогических объектов, явлений и процессов (от лат. сvаl – качество и metros – измерять). В педагогической практике педагогическая квалиметрия реализуется как аттестация педагогических работников. Под аттестацией понимают изучение деятельности педагогов с целью установления соответствия занимаемой должности и присвоения одной из квалификационных категорий. В Беларуси сложилась практика официальной аттестации педагогов в зависимости от уровня профессионального мастерства. В рамках аттестации педагогических работников определяются уровень их квалификации, результаты трудовой деятельности, деловые и личностные качества. Результаты аттестации являются основой дифференцированной оплаты труда. После аттестации педагогам присваиваются вторая, первая и высшая квалификационные категории.
4. Профессиональная педагогическая деятельность
– профессиональная деятельность,
направленная на воспитание,
обучение, развитие обучающихся, и
осуществляемая в учреждениях
образования.
3 их потребности
1 педагог - субъект
2 учащийся - объект
5 Цель субъекта и
объекта
4. Мотивы субъекта и
объекта
6. Средства, методы ПД
7. Педагогические действия
8. Предмет ПД
9. Результат ПД
10. Оценка результата ПД
11. Корректирующие
действия
7. Структура педагогической деятельности
8. Структура педагогической деятельности
Потребности – это исходные стимулы активности
личности, внутреннее переживание нужды в чем-либо.
Цель педагогической деятельности –формирование
разносторонне развитой личности
Мотив – это внутреннее побуждение к деятельности,
в основе которого находится осознанная цель и
прогнозируемый результат.
9. Реализация общей цели педагогической деятельности связана с решением таких ЗАДАЧ
формирование воспитательной среды,
организация деятельности учащихся,
создание воспитательного коллектива,
развитие индивидуальности личности.
10. Структура педагогической деятельности
Средства ПД (научные знания, носители
информации, технические средства и др.
Действие - это относительно завершенный акт
активности человека , решающий частные задачи на
пути к цели .
Педагогические действия — действия,
направленные на решение педагогических задач
(педагогическое наблюдение, педагогический анализ,
постановка целей, разработка планов-конспектов,
оценивание, помощь и др.)
11. Структура педагогической деятельности
Предмет деятельности - то, на что она направлена, что
изменяется в ее процессе.
Предметом ПД является разностороннее
развитие индивида: физическое, психическое,
духовное, интеллектуальное и т.п.
Результат – это реально достигнутый итог
педагогической деятельности (уровень
обученности, воспитанности ученика, уровень
развития личности)
12. Структура педагогической деятельности
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТА педагогической деятельности
- это сравнение качества полученного результата с
целью
педагогической
деятельности
и
соответствующая его оценка.
Корректирующие педагогические действия
необходимы тогда, когда полученный результат
деятельности НЕ совпадает с изначально поставленной
целью.
13. Вопрос 2. Основные виды педагогической деятельности
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ учителя направлена на
социализацию ребенка и его социальную
защиту.
Она осуществляется как в условиях школы, так и
через взаимодействие педагога с родителями
учащихся и общественными организациями.
Гармонизация и координация разнообразных
воспитательных воздействий, создание
максимально благоприятных условий для
развития ребенка не только в школе, но и вне ее
– важная задача учителя.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ -
освоение учителем современных теорий и
технологий воспитания и обучения,
создание на их основе своих собственных
научно-методических работ:
авторских программ, тематических планов и
методических разработок занятий,
методических
рекомендаций и пособий, докладов на научнопрактических конференциях, а иногда и научных
статей.
Педагогическая деятельность
представляет собой многоуровневую
систему, в которой можно выделить
компоненты - относительно
самостоятельные функциональные
виды деятельности педагога.
19. Виды педагогической деятельности
диагностическая;
ориентационно-прогностическая;
конструктивно-проектировочная;
организаторская;
информационно-объяснительная;
коммуникативно-стимулирующая;
аналитико-оценочная;
исследовательско-творческая.
20. Диагностическая деятельность
связана с изучением индивидуально-
психологических особенностей
учащихся, уровней их развития,
обученности и обучаемости,
воспитанности и воспитуемости и
т.д.
Эти знания необходимы педагогу для … .
21. Ориентационно-прогностическая деятельность
выражается в умении
учителя определять на
основе результатов
психологопедагогической
диагностики цели и
задачи учебновоспитательной работы,
прогнозировать ее
результаты.
22. Конструктивно-проектировочная деятельность
реализуется учителем в ходе
конкретной подготовки к проведению
уроков и воспитательных
мероприятий.
Это планирование предстоящей
работы, разработка календарных
планов и планов-конспектов.
25. Организаторская деятельность
учителя связана с вовлечением учащихся
в намеченную учебную и воспитательную
работу.
Она выражается в умении педагога привлекать
учеников к разработке планов предстоящей
совместной деятельности, ставить перед ними
цели и задачи, распределять их для выполнения
тех или иных практических заданий, руководить
процессом выполнения поручений.
26. Информационно-объяснительная деятельность
учителя заключается в изложении
научной, мировоззренческой и
нравственно-эстетической
информации, в объяснении учебного
материала.
Качество этой деятельности зависит от …
27. Коммуникативно-стимулирующая деятельность
Это воздействие на учеников, в
результате которого у них возникает
желание активно участвовать в
педагогическом процессе.
Это общение педагога и учащихся.
28. Аналитико-оценочная деятельность
это сопоставление достигнутых
результатов с поставленными
целями.
На основе анализа учитель может
корректировать свою работу,
намечать пути совершенствования
педагогического процесса.
29. Исследовательско-творческая деятельность
состоит в применении
педагогической теории на практике
в соответствии с конкретными
обстоятельствами (творческий
характер профессии), в
осуществлении исследовательской
деятельности.
30. Уровни продуктивности ПД (по Н.В.Кузьминой)
31. Вопрос 3. Профессиональные функции педагога
ФУНКЦИЯ (лат. functio - совершение,
исполнение) - деятельность, роль
объекта в рамках некоторой системы,
которой он принадлежит.
Функции педагога – это
предписанные педагогу направления
применения профессиональных
знаний и умений.
32. Главная функция педагога – управление процессами обучения, воспитания и развития учащихся. Образовательная функция
33. Социализация личности
34. Координирующая
35. Охрана жизни, здоровья и социальная защита детей
Учитель должен обеспечивать охрану
здоровья и жизни учеников в
образовательном процессе, его
защиту от неблагоприятных
воздействий окружающей
природной и социальной среды.
36. Профессиональные функции отражены также в функциональных видах деятельности педагога (вопрос 2)
В ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ
2. Функции
Основными направлениями деятельности учителя являются:
2.1. Обучение и воспитание учащихся с учетом специфики
учебного предмета и возраста учащихся.
2.2. Содействие социализации учащихся, формированию у них
общей культуры, привитию у учащихся навыков здорового образа
жизни.
2.3. Обеспечение режима соблюдения требований безопасного
поведения.
Все функции взаимосвязаны,
дополняют, проникают друг в друга.
Качество их выполнения зависят от
позиции педагога.
38. Позиция педагога
- это система интеллектуальных,
волевых
и эмоционально-оценочных отношений к
миру и педагогической деятельности.
Позиция педагога является источником
его творческой активности и
неповторимой индивидуальности.
На профессиональную позицию во
многом влияет социальная позиция
педагога, характер, темперамент и др.
особенности.
39. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ
Педагог МОЖЕТ занимать разные
педагогические позиции:
информатора,
друга,
советчика,
вдохновителя,
просителя и т. д.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Педагог – это человек, занимающийся различными видами педагогической деятельности Педагогическая деятельность – это целенаправленное, специально организованное педагогическое взаимодействие, целью которого является создание условий для развития обучающегося и воспитывающегося.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА вид воспитательной деятельности, который направлен на укрепление преимущественно познавательной деятельностью школьника педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управления разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности
СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.Педагогической деятельностью фактически занимаются не только профессиональные педагоги (учителя, воспитатели, преподаватели), но и неформальные педагоги (родители, разного рода наставники и т.п.) 2. Субъектом педагогической деятельности является педагог, объектом – формирование и развитие личности. Результатом педагогической деятельности являются образованность и воспитанность личности. 3.Педагогическая деятельность имеет долговременный и непредсказуемый характер. Данная деятельность протекает в постоянно меняющихся условиях. 4.Педагогическая деятельность- это преимущественно управленческая деятельность: педагог призван не столько сообщать знания, сколько организовывать учебную и внеучебную деятельность учащихся
ФУНКЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ФУНКЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ФУНКЦИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ОХРАНА ЖИЗНИ,ЗДОРОВЬЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ
СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ российский педагог и психолог Нина Васильевна Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента 1.КОНСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ а) конструктивно-содержательная деятельность (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса) 2. ОРГАНИЗАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива 3.КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами, родителями. б) конструктивно-оперативная деятельность (планирование своих действий и действий учащихся) в) конструктивно-материальная деятельность (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса)
Какими профессиональные и личностными качествами должен обладать учитель? Заполните таблицу: Профессиональные качества Личностные качества
Краткое описание документа:
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Сущность и структура педагогической деятельности. Педагогическое. Презентация на заданную тему содержит 32 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
5.Сущность педагогической деятельности. Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня многими рассматривается как идущий из глубины веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности. Это общая стратегическая цель достигается решением конкретизированных задач обучения и воспитания по различным направлениям.
В качестве основных объектов цели педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.
6. Структура педагогической деятельности. Н.В.Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях. Конструктивная деятельность, в свою очередь, распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса). Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности. Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями. Однако названные компоненты, с одной стороны, в равной мере могут быть отнесены не только к педагогической, но и почти к любой другой деятельности, а с другой — они не раскрывают с достаточной полнотой все стороны и области педагогической деятельности.
А. И. Щербаков относит конструктивный, организаторский и исследовательский компоненты (функции) к общетрудовым, т.е. проявляющимся в любой деятельности. Но он конкретизирует функцию учителя на этапе реализации педагогического процесса, представив организаторский компонент педагогической деятельности как единство информационной, развивающей, ориентационной и мобилизационной функций. Особо следует обратить внимание на исследовательскую функцию, хотя она и относится к общетрудовым. Реализация исследовательской функции требует от учителя научного подхода к педагогическим явлениям, владения умениями эвристического поиска и методами научно-педагогического исследования, в том числе анализа собственного опыта и опыта других учителей.
Читайте также: