Воспитание толерантности как фактор формирования успешной личности в условиях современной школы

Обновлено: 08.07.2024

2 Статус опытно-экспериментальной площадки присвоен школе г. согласно решению Совета Развития отдела образования администрации Колпинского района Санкт-Петербурга. Руководители проекта: Кравцов А.О., к.п.н., доцент РГПУ им.Герцена; Рясько М.Н., директор ГОУ ВСОШ 170.

3 Ключевые задачи: 1. Исследовать состояние проблемы толерантности в школе; 2. Обеспечить готовность участников опытно-экспериментальной работы к реализации поставленных задач; 3. Реализовать содержание ОЭР через программные мероприятия.

5 Интеллектуальная игра "Все флаги в гости будут к нам…" Задачи: сформировать у подростков чувство сопричастности к событию мирового масштаба – Олимпиаде Ожидаемый результат: пробуждение чувств патриотизма и национальной гордости за своё Отечество; готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.

6 Своя игра "Страна мушкетёров"

7 Коллективное творческое дело "Страна восходящего солнца" Задачи: показать специфику и эстетический вкус японцев, их любовь к традициям, формирующиеся на протяжении нескольких столетий. Ожидаемый результат: на основе переосмысления ценностей своей и чужой культуры происходит переход отношений в нравственные чувства: симпатия, жалость, сострадание, сочувствие, стыд, совесть, гордость, чувство достоинства, уважение к старшим и др.

12 Ведущая идея эксперимента: толерантность – это, прежде всего, чуткость, умение понять и принять чужую точку зрения, умение признавать и уважать людей, которые отличаются от нас своими убеждениями, взглядами, внешностью, социальной принадлежностью.

13 снизился уровень агрессивных и враждебных реакций учащихся(Диаграмма 1)Диаграмма сократилось количество конфликтных ситуаций среди участников образовательного процесса (Диаграмма 2);(Диаграмма 2); значительно снизилось число правонарушений среди учащихся школы (Диаграмма 3);Диаграмма 3); положительная динамика уровня толерантности положительная динамика уровня этнической толерантности (Диаграмма 4).Диаграмма 4).

16 Уровень агрессивных и враждебных реакций Количество конфликтных ситуаций среди участников образовательного процесса

17 Число правонарушений среди учащихся ВСОШ 170 Динамика уровня этнической толерантности

18 Динамика уровня самоагрессии (чувства вины) Динамика уровня обиды

19 РОДИТЕЛИ Толерантность - актуальная проблема Разделяют националистические взгляды 55 % 28 % 11 % Необходимо учить детей строить взаимоотношения с другими людьми ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ К МЕРОПРИЯТИЯМ, ОРГАНИЗУЕМЫМ В ШКОЛЕ

20 УЧИТЕЛЯ Явно интолерантны Могут и должны формировать толерантные отношения в школе Неявно интолерантны 94 % 24 % 0 % Повышение профессионализма педагогов по проблеме эксперимента

21 Подведение итогов Отчет на коллегии администрации Колпинского района 2009г Печатные публикации Учителя Купряшиной Л.А.

По легенде древних кельтов все люди делятся по сторонам света.

Люди Севера - это люди действия, лидеры, которые твердо идут к цели.

Люди Запада - это точные и дисциплинированные люди, которых отличает чувство повышенной ответственности.

Люди Востока - это творческое люди, которые генерируют идеи.

Люди Юга обеспечивают теплые отношения и комфорт в группе.

Задание: сделайте рекламу своих качеств и докажите почему бы ваша группа не могла обойтись без других сторон света.

2. Молитва о встрече.

Я пришел в этот мир

Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в этот мир

Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

Не для того, чтобы отвечать моим интересам,

Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я - это я,

Но если мы встретились и поняли

Друг друга - то это прекрасно!

А если нет, ну и что ж ничего не поделаешь!

- Как вы думаете, какое отношение эта молитва имеет к толерантности?

Какую мысль она нам посылает?

Вывод: никто не обладает абсолютной властью над другим. Не имеет права порабощать другого, вторгаться в его мир и насильственно его изменять. Индивидуум не властен над мыслью, действием, жизнью себе подобного.

Эта мысль будет ключевой на нашем семинаре.

3. Упражнение "Лукошко"

• работа с понятием "толерантность" при помощи ассоциативного ряда;

• развитие фантазии, творческого мышления.

Необходимое время: 10 минут.

Материалы: лукошко или пакет с мелкими предметами (например, игрушками из "киндер-сюрпризов", значками и т. п.). Количество предметов должно превышать количество участников группы.

Процедура проведения. Ведущий проходит по кругу с лукошком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например: "Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру ".

• tolerance (англ.) - готовность быть терпимым, снисходительным; быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации;

• tolerenz (немец.) - терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению;

• tolerance (франц.) - убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной;

• tolerencia (испан.) - способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных;

• kuanrong (китайск.) - принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим;

• tasamul (араб.) - снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать;

• толерантность, терпимость (рус.) - умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо.

Листы, А -3, маркеры

• политическая толерантность - терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным политическим позициям, признание права каждого на свои политические установки;

• научная толерантность - терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ;

• педагогическая толерантность - терпимость к собственным детям и ученикам, умение понять и простить их несовершенство;

• административная толерантность - умение руководить без нажима и агрессии;

• культурная толерантность - уважение явлений культуры, представляющей ценность для других, допущение плюрализма вкусов;

Вывод: показываем виды толерантности.

Участникам предлагается рассмотреть две картинки: на одной изображена пчела, а на

Конечно, акула далеко не безобидное животное, но вопреки устоявшемуся мнению о жестокости акулы, она не уносит столько жизней, сколько пчелы. Пчелы убивают много чаще.

Это еще раз доказывает, как репутация человека может идти впереди него, как она

может серьезно повлиять на отношение к человеку со стороны других.

Дело в том, что это понятие толерантности может иметь, по крайней мере, два смысла - узкий смысл и широкий. Толерантность - значит терпимость.

Мы можем быть терпимы к убийствам? Нет, что вы!

К воровству? К совершенно бандитскому, хамскому поведению в окружающей среде? Нет!

Так подождите, что мы подразумеваем под толерантностью тогда, терпимость - к чему? Тогда должны мы быть терпимы или нет? Начинают думать. Ну как же, это же его мировоззрение….

Дело вот в чем. Я могу и должен относиться с терпением или с терпимостью, если хотите, к человеку и понимать, что он имеет право - я не могу у него отнять право - на любое мировоззрение, но я никогда не могу быть терпимым к тому мировоззрению, которое несет зло человеку. Нельзя смешивать эти вещи. Я могу сочувствовать этому пьянице - да, бедняга, попал. Но я никак не могу быть терпимым к пьянству. Я могу, если хотите, с состраданием отнестись к этому вору, но я никогда не могу быть терпимым к воровству.

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго - видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

8. Формула толерантности

Выведите формулу толерантности учителя.

Если образно представить процесс толерантности, то более всего он похож на лестницу, поднимаясь по которой, мы достигнем бесценных сокровищ - жизнь в мире с собой и другими.

Но, как все мы понимаем, у лестницы должна быть опора. Она должна на чем-то стоять. Предлагаем взять вашу формулу толерантности за основу лестницы, руководствуясь которой, мы сможем твердо и уверенно подниматься по ней, не боясь, что она в любой момент может обрушиться.

Первая ступень этой лестницы - ступень Признания. Признание - способность видеть в другом именно другого как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения, а также осознания его права быть другим, отличным от остальных.

Вторая ступень - ступень Принятия. Принятие - положительное отношение к таким отличиям.

Третья ступень - ступень Понимания. Понимание - умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения - своей и его.

Следующие ступени - ступени Поступков. Наполните содержанием эти ступени ( 7)..

Задание: на ваших столах карточки со словами - качествами толерантной и интолерантой личности. Я зачитаю по очереди определения, а вы должны быстро подобрать к ним слова - понятия и соотнести их с толерантной или интолерантной личностью

1. Экономность, расчетливость. (Бережливость).

2. Способность жертвовать интересами в пользу других, действовать честно, открыто,

смело, не унижаться ради личных выгод. (Благородство).

3. Постоянство в отношениях, взглядах, чувствах, привычках… Неизменность,

4. Власть над собой, управление своими действиями. (Воля).

5. Умение держать себя в обществе, учтивость, вежливость. (Воспитанность).

6. Отзывчивость, дружеское отношение к людям. (Доброта).

7. Обязанность перед кем-либо. (Долг).

8. Взаимная расположенность, привязанность друг к другу. (Дружба).

9. Умение самостоятельно предпринимать что-либо в нужный момент. (Инициативность).

10. Стремление к приобретению новых знаний, пытливость. (Любознательность).

11. Слабость воли, упадок духа, нерешительность. (Малодушие).

12. Бесчестность, низость. (Подлость).

14. Нарушение верности кому-либо, вероломное поведение, поступок. (Предательство).

15. Утрата веры в кого или во что-либо. (Разочарование).

16. Мучительное сомнение в чьей - либо верности и любви, боязнь чужого успеха,

17. Умение не подчёркивать свои достоинства, заслуги. (Скромность).

18. Способность снисходительно относиться к чужим привычкам, обычаям, взглядам.

19. Любовь, привычка к труду, усердие в работе. (Трудолюбие).

20. Чувство почтения. (Уважение).

21. Стремление к цели. (Целеустремлённость).

22. Стремление к почестям, к личной славе. (Честолюбие).

23. Способность делиться с другими личными средствами, имуществом и т. п. (Щедрость).

24. Предпочтение личных интересов общественным, пренебрежение ими, себялюбие.

Вывод: Таким образом, мы создали ядро педагогической толерантности, характерное для нашего коллектива

Особое внимание обращается на воспитание толерантности в подростковом возрасте. Именно в этот период начинает формироваться чувство культурной идентичности человека, а соответственно повышается интерес к вопросам культурной принадлежности. В подростковом возрасте закладываются основы дальнейшего социального поведения личности, в том числе: способность к эмпатии или конфликтность, социальная изолированность, позитивное или заведомо негативное отношение к другому. Подростковый возраст, как известно, всегда - возраст трудный.

Затем мы с вами встретимся в этом кабинете для подведения итогов семинара.

Наша работа подходит к концу. Но, прежде чем разойтись, соберем чемодан.

Мы работали вместе, поэтому и собирать чемодан будем вместе. Содержимое чемодана будет особым, туда вы положите то, что оказалось для вас нужным и полезным на семинаре.

Никогда не унижайте и не подавляйте личность ученика. Заставлять детей делать силой то, что нам кажется хорошим, значит внушать им отвращение к тому, что нам кажется хорошим.

Недопустимо делить детей на умных и глупых, богатых и бедных, хороших и плохих. Необходимо избегать однозначных, категорических оценок и некорректных сравнений детей друг с другом.

Оценивать можно поступки, взгляды, но не самих детей.

Сравнивать ребенка можно не с другим ребенком, а только с самим собой, подчеркивая тем самым позитивные или негативные изменения, произошедшие в нем за тот или иной промежуток времени.

Изживать педагогический авторитаризм и деспотизм, иллюзию собственной непогрешимости и гарантированной правоты. Спасение от пагубного властолюбия - в рефлексии, постоянном самоконтроле.

Школьный учитель в любых обстоятельствах образец толерантности, он ведет осознанную миротворческую деятельность.

Чаще улыбаетесь! Будьте приветливы! Нет ничего более неприятного в школе, чем хмурое, злое лицо учителя.

Настоящий учитель постоянно развивает в себе незаурядность, всеми силами борется с формализмом и равнодушием, проявляет инициативу и творчество.

Педагог, смотри на мир глазами ребенка.

Истинный педагог любит школу, а не себя в школе. Он дорожит добрым отношением коллег, детей, родителей и готов прийти на помощь, не дожидаясь, пока его об этом попросят.

Для учителя личность ребенка - цель, объект и результат педагогической деятельности, сам ребенок - равноправный субъект взаимодействия.

Помните, что самые главные вопросы задаются не людям, а самому себе, но ответы на них следует искать вместе. Познание себя, управление собой - забота каждого педагога.

Если другие не разделяют ваших точек зрения. Это не показатель их несостоятельности.

Не страдайте от того, что не все упорядочено, строго, правильно в в окружающей действительности и людях. Принимайте окружающий мир таким, какой он есть.

Будьте терпимы к человеческим недостаткам и слабостям. Умейте признавать свою неправоту и при необходимости - извиняться.

1 января - День молитв о мире

24 января - День памяти жертв геноцида

17 февраля - День спонтанного проявления доброты

21 февраля - День родного языка

21 марта - Всемирный день Земли

24 апреля - День солидарности молодежи

Последнее воскресенье апреля - День породненных городов

8 мая - День Красного Креста и Красного Полумесяца

21 мая - Всемирный день культурного разнообразия во имя диалога и развития

24 мая - День славянской письменности культуры

29 мая - День миротворцев ООН

1 июня - День защиты детей

20 июня - День беженцев

11 июля - День народонаселения

12 августа - Международный день молодежи

23 августа - Международный день памяти о работорговле и ее ликвидации

3 сентября - День солидарности в борьбе с терроризмом

21 сентября - День мира

26 сентября - Европейский день иностранных языков

24 октября - День ООН

16 ноября - Международный день толерантности (терпимости)

25 ноября - День борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин

2 декабря - Международный день борьбы за отмену рабства

3 декабря - Международный день инвалидов

10 декабря - День прав человека

18 декабря - Международный день мигранта

Дорогие участники семинара. Сегодня у вас был тяжелый, насыщенный и очень приятный день. Сегодня вы целый день говорили о толерантности, о том, как же научиться толерантности и как ее сохранить в своем сердце. Сейчас мы хотим вам предложить следующее. Посмотрите, пожалуйста, на этот сосуд, он пуст. Давайте представим, что это сердце, сердце ребенка, только что родившегося и только что начавшего познавать этот удивительный, красочный мир. Вы так же видите перед собой стаканцики с разноцветнойманной крупой, пусть эта крупа символизирует все то, что мы хотим вложить в это маленькое сердечко, только что родившегося человечка. Итак, подводя итог сегодняшнего семинара я предлагаю всем желающим подойти и выбрать наиболее понравившийся цвет и высыпать его в эту емкость сопровождая словами о том, чего же нам не хватает, для того чтобы мир стал лучше, светлее и терпеливее, мы предлагаем называть определения, составляющие основу толерантности.

(Желающие подходят и высыпают разноцветную манную крупу в сосуд. По завершению упражнения ведущий заканчивает следующими словами)

Посмотрите, какая получилась красота! Сколько красивых, разноцветных оттенков слились в одном сосуде. Этот сосуд сейчас напоминает нас с вами. Ведь все мы разные, но мы живем все вместе со всеми нашимы достоинствами и недостатками, с нашими собственными взглядами на жизнь, и каждый по-своему интересен и уникален. Давайте сейчас на секундочку закроем глаза и представим наш мир светлым, теплям, добрым и улыбающимся. Получилось? Вот и отлично, мы желаем вам отличного настроения и удачи во всех ваших начинаниях!

















Цель проведение семинара - укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как важнейшей ценности общества.

В ходе проведения семинара были представлены следующие мероприятия:

Деятельность педагогического коллектива по воспитанию толерантности, освоению принципов конструктивного взаимодействия с людьми, имеющими разные стили поведения, разные типы характеров или принадлежащими к разным этносам, получила высокую оценку среди коллег.

Воспитание толерантности как фактор развития личности

Процессы, протекающие сегодня в мире, отличаются противоположной направленностью. С одной стороны, каждая страна, народ и каждый человек стремится найти своё место в мире, исходя из своего самосознания и уникальности, и сохранить свою национальную идентичность. А с другой стороны, мир идёт к объединению, ищет пути к пониманию через общечеловеческие ценности, диалог культур. Необходимость сообща решать глобальные проблемы, приходить к взаимопониманию предъявляет высокие требования к человеку третьего тысячелетия, результатом воспитания и развития которого должна стать культура мира, умение вести диалог, понимать и принимать точку зрения другого.

Однако общество во многом оказалось не готово к взаимодействию на основе ненасилия и справедливости: серьёзной угрозой для человечества стал терроризм, экстремистские организации принимают массовый характер, участились всплески агрессии среди молодёжи, попытки возложить ответственность за свои неудачи на представителей других рас и этнических групп, других конфессий.

Таким образом, существует противоречие между требованиями к личности, которые выдвигает развитие общества, и самим уровнем развития этой личности, влияющим на её нравственные убеждения, чувства, поведения и привычки.

Задача педагогической науки - помочь развивающемуся человеку определиться в быстро меняющемся мире, сохранив свою идентичность, найдя свою нишу и уважая выбор других людей, то есть создать условия присвоения таких личностных качеств, которые обеспечат гармоничное развитие и реализацию возможностей личности в сегодняшнем мире.

Одно из основополагающих качеств, отражающее специфику человеческого бытия - толерантность. Это понятие выражает не просто возможность смириться с чем-то, а намерение принять с уважением другую точку зрения, другую личность, признавая её право на свои ценности и образ жизни, другую

4 личность, признавая её право на свои ценности и образ жизни, готовность и способность человека жить и конструктивно взаимодействовать в многообразном мире.

В конце XX века толерантность стала признаваться одной из ключевых компетенций, и значение воспитания толерантности настолько возросло, что многие педагоги разделяют мнение Б.С. Гершунского, считая это наиважнейшей стратегической задачей XXI века [35]. Воспитание личности, основанное на принципах толерантности, является целью многих гуманистических концепций (педагогика ненасилия, воспитание как педагогический компонент социализации воспитанника, воспитание ребёнка как человека культуры, педагогическая поддержка воспитанника и процесса его развития и другие). Однако в последнее время педагогика толерантности формируется как независимое направление, в развитие которого большой вклад вносят Б. Риэрдон, Е.О. Галицких, Е.Ю. Клепцова, А.А. Погодина.

5 А.А. Погодиной, П.В. Степанова. Вопросы формирования толерантности у студентов вуза изучают О.В. Исаева, Ф.В. Коржуев, НЛО. Кудзиева, М.А. Перепелицына, В.А. Попков. Авторы развивают идеи педагогики толерантности, выделяют этапы и закономерности воспитания толерантности в средних учебных заведениях, изучают возможности различных дисциплин в школе и вузе в контексте воспитания толерантности.

Несмотря на появившиеся серьёзные исследования проблемы воспитания толерантности, остаются вопросы, которые требуют тщательного изучения. Так, неисследованным остаётся влияние процесса воспитания на становление и развитие толерантных качеств личности, без понимания которого трудно ожидать создания адекватных и эффективных педагогических стратегий. Неизученным остаётся возрастной контекст воспитания толерантности, взаимосвязь воспитания толерантности с самоидентификацией личности, возможности многокультурного образования как средства воспитания толерантности, открыта проблема работы с такими сдерживающими факторами как социокультурные стереотипы, ксенофобия, культуроцентризм.

Исследователи изучают проблему воспитания толерантности в школе и вузе вне контекста преемственности, но, связывая воспитание толерантности с развитием личности, можно предположить, что на разных уровнях системы образования могут быть сходные закономерности развития толерантных качеств личности. Таким образом, можно констатировать объективно существующую проблему исследования, которая состоит в неразработанности процессуального аспекта педагогики толерантности и неопределённости условий становления и развития толерантной личности в процессе воспитания.

Цель исследования: создание базовой модели воспитания толерантности в школе и вузе.

Объект исследования: образовательный процесс в школе и в вузе.

Предмет исследования: воспитание толерантности как фактор развития личности в образовательном процессе школы и вуза.

В соответствии с поставленной целью сформулирована гипотеза исследования, согласно которой образовательный процесс способствует развитию толерантных качеств личности, если

многоаспектность социокультурного и педагогического феномена толерантности реализуется в содержании обучения и воспитания;

при организации воспитательного процесса учитываются механизмы социализации и самореализации личности и особенности формирования мотивационно-смысловых отношений субъекта к миру;

компетентность педагогов в вопросе воспитания толерантности подтверждается высоким уровнем развития их толерантных качеств;

цели, содержание, принципы и средства системы воспитания отражают концептуальные идеи педагогики толерантности.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

на основе анализа педагогических, философских, социологических, культурологических исследований определить гносеологические, аксиологические и онтологические основания феноменологии толерантности;

анализируя данные психологических исследований, рассмотреть значение толерантности в развитии личности;

3) на основе теоретико-методологической базы исследования определить место
толерантности в системе ценностно-целевых приоритетов образования;

рассмотреть основополагающие условия развития толерантных качеств личности в педагогическом процессе, включая профессиональные компетенции учителя, необходимые для достижения целей воспитания толерантности;

проанализировать изменения уровня толерантности в зависимости от создания условий, влияющих на развитие толерантных качеств личности;

6) представить модель воспитания толерантности как систему взаимосвязанных
компонентов, находящихся во взаимодействии со средой;

7 7) разработать метод воспитания толерантной личности в школе и вузе на основе выявленных в ходе эксперимента закономерностей.

Проверка гипотезы и решение поставленных задач потребовали привлечения и использования следующих методов педагогического исследования:

теоретический анализ и синтез философской, социологической, психологической и педагогической литературы по теме исследования с целью определения состояния проблемы;

общенаучные методы и приёмы познания: моделирование, сравнение, сопоставление, обобщение;

обобщение опыта по организации учебно-воспитательного процесса направленного на воспитание толерантности;

целенаправленное наблюдение и беседы с участниками исследования, учителями и преподавателями;

количественный и качественный анализ данных эксперимента и результатов педагогической диагностики.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

Системный подход к построению воспитательного процесса (М.Л. Калужский, В.А. Караковский, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, Л.И. Новикова, Н.П. Селиванова)

Деятельностный подход в воспитании и развитии личности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин)

Личностно-ориентированный подход к организации образовательного процесса (Е.В. Бондаревская, И.Я. Якиманская)

Диалогический подход в познании и самопознании (B.C. Библер, Е.О. Галицких)

Исследования философских, социокультурных, психологичесих и педагогических подходов к феноменологии толерантности (И. Дзялошинский, Л.М. Дробижева, Е.Н. Ивахненко, В.М. Золотухин, ЕЛО.

8 Клепцова, Н.В. Круглова, Д.В. Лекторский, М.С. Мацковский, А.А. Погодина)

Культурологические, социологические и педагогические идеи о влиянии образования на развитие общества и его соотношении с культурой (Б.С. Гершунский, Г.Д. Дмитриев, М.С. Каган, Н.В. Круглова, А.Ж. Кусжанова, А.А. Леонтьев, В.А. Тишков)

Методологические и теоретические аспекты проблем развития личности и индивидуальности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, С.А. Баклушинский, Е.П. Белинская, Л.С. Выготский, О.Н. Козлова, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, Р.С. Немов, Д.И. Фельдштейн, Н.И. Шевандрин, Э. Эриксон)

Научные теории в области педагогического моделирования и проектирования (Е.И. Казакова, Т.В. Светенко)

Логика и этапы исследования. Исследование проводилось в 2000 - 2005 годах и включало в себя следующие этапы:

1) изучение философской, социологической, культурологической и психолого-
педагогической литературы по проблеме исследования, выделение основных
направлений исследования, составление плана исследовательской работы (2000
-2001гг.);

проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента, направленного на определение уровня толерантности будущих педагогов и учащихся старших классов; разработка программы формирующего эксперимента на основе результатов констатирующего эксперимента (2002 -2003гг.);

проведение формирующего эксперимента, который представлял собой организацию и осуществление учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие толерантных качеств личности и определение уровня толерантности участников эксперимента по его завершению (2004 -2005гг.);

4) обработка и оформление результатов исследования (2005г.).

Разработка модели воспитания толерантности и структурированного метода развития толерантной личности позволила сформулировать следующие положения, выносимые на защиту:

1). Толерантность - это многоаспектный педагогический феномен, имеющий следующие характеристики:

системность, так как толерантность представляет собой совокупность элементов, которые, находясь в отношениях и связях друг с другом, образуют единство, которому присущи все принципы системы: целостность, структурность, взаимозависимость со средой, иерархичность и множественность описания;

субъектность, так как и субъект и объект толерантности являются носителями предметно-практической деятельности и находятся в постоянно активном состоянии;

предметность, так как толерантность реализуется только тогда, когда есть некое поле согласования интересов и поиска компромиссов,

обусловливающееся ситуацией, детерминированной типом или

сочетанием типов толерантности. контекстность, так как выбор уровня толерантности, её место и

возможности зависят от конкретных ситуаций взаимодействия. 2). Формирование и развитие толерантных качеств личности связано с процессом идентификации и достижением самоидентичности. Плюралистическая, многоуровневая идентичность обусловливает более высокий уровень толерантности личности, что является условием успешного разрешения кризисов социализации и саморазвития.

3). Процесс воспитания толерантности, эффективен при соблюдении следующих условий:

многокультурное и отражающее плюрализм мнений и трактовок содержание учебно-воспитательного процесса;

организация толерантной среды, обеспечивающая толерантное взаимодействие субъектов образовательного процесса;

использование личностно-ориентированных, рефлексивных и имеющих диалоговое основание технологий, направленных на развитие толерантных качеств личности;

развитые толерантные качества личности педагога и его компетентность в вопросе воспитания толерантности.

4). Развитие толерантных качеств личности подчиняется следующим

Взаимодействие субъектов воспитательного процесса в рамках представленной и апробированной модели воспитания толерантности способствует включению этого понятия (толерантность) в систему смысловых установок воспитанников.

происходящих в нём процессах и, следовательно, адекватно реализовывать свои способности и склонности.

Принятие толерантности как ценности обеспечивает её трансформацию в
принцип деятельности, когда выведенные условия воспитания
толерантности целенаправленно и систематически соблюдаются не только
на уровне отдельного курса или предмета, но и на уровне всего учебного
заведения в процессе реализации общественно-значимых проектов.

5). Системообазующим элементом базовой модели воспитания толерантности является структурированный метод воспитания толерантной личности, который включает в себя со стороны педагога решение в процессе воспитания следующих задач:

Установление контакта, налаживание продуктивной коммуникации.

Стремление понять воспитанника, его мотивы и проблемы.

Поддержка воспитанника в определении целей развития, в становлении или изменении системы его личностных смыслов.

Создание условий для достижения поставленных целей, одним из которых является реализация алгоритма воспитательных действий на основе эмоционального переживания.

Со стороны воспитанника данным задачам соответствуют этапы, которые личность проходит, развивая толерантные качества:

Познание самого себя, накопление опыта, осмысление интересов и потребностей через толерантное взаимодействие, которое приводит к осознанию толерантности как ценности социума и как фактора развития личности.

Обретение воспитанником личностно-значимого смысла толерантности.

Трансформация толерантности как ценности в принцип поведения через организацию личностно-значимой деятельности.

Эмоционально-волевое совершенствование личности через развитие эмпатии, гибкости мышления, самоконтроля.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе:

изучена феноменология толерантности и внесено уточнение в данное понятие;

обосновано рассмотрение толерантности как условия развития самоактуализирующейся личности;

определено место толерантности в системе ценностно-целевых приоритетов образования;

выделены системные компоненты модели воспитания толерантности и установлены функциональные связи между ними;

выявлены педагогические закономерности, условия и метод развития толерантной личности в школе и вузе.

Научная новизна исследования заключается в том, что в работе:

раскрыты характеристики толерантности как феномена, представляющего собой систему взаимосвязанных компонентов;

обоснованы сущностные признаки толерантности как ценностной категории образовательного процесса;

раскрыты возможности компонентов модели воспитания толерантности, обеспечивающие новое качество функционального взаимодействия;

выделены профессиональные компетенции учителя и преподавателя, необходимые для достижения целей воспитания толерантности;

на основе выявленных закономерностей воспитания толерантности определены этапы становления и развития толерантных качеств личности в школе и вузе.

Практическая ценность исследования заключается в том, что в работе:

разработан и апробирован структурированный метод воспитания толерантной личности в средних и высших учебных заведениях;

разработан пакет содержательного и методического обеспечения реализации модели воспитания толерантности.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены определённостью методологической позиции, использованием комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам

13 исследования, опорой на теоретические положения, раскрытые в трудах по философии, культурологии, социологии, психологии и педагогике, а так же личным участием автора исследования в разработке и проведении экспериментальной работы.

Структура и объём работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, насчитывающего 186 источников, приложений; иллюстрирована рисунками и таблицами.

Толерантность - настолько сложное и противоречивое явление, что прежде чем изучать педагогические способы воздействия для развития данного качества личности, необходимо осознать суть самого явления, его структуру, свойства и актуальность для сегодняшнего мира, так как анализ гносеологических оснований педагогического феномена толерантности способствует осуществлению научного подхода к воспитанию.

В этих определениях делаются различные акценты, в них обнаруживается различие культур, исторического опыта, что служит подтверждением наличия того самого многообразия, которому в условиях плюралистического общества придаётся существенное значение. Вместе с тем каждое определение выражает сущность толерантности: требование уважать права других быть такими, какие они есть, с уважением относится к интересам, привычкам, верованиям других людей, стремится понять их и достичь взаимного согласия без применения насилия [9].

Толерантность как условие развития личности

Профессионально-педагогическая компетентность учителя в контексте толерантности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьный возраст - период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции.

Современная школа сегодня находиться в условиях модернизации образования и смены педагогических парадигм. Образование все более начинает осознаваться как сложный культурный процесс, как личностно-ориентированная культурная деятельность. Система образования рассматривается как система условий для личностного становления, при этом достаточно сложно нащупать точку опоры, в определении основных направлений развития этой системы, особенно в условиях усиления миграционных процессов. Идея формирования поликультурного образовательного пространства как условия обучения, воспитания школьников имеет объективную обусловленность. Это означает, что сегодня главным направлением любого образовательного учреждения является создание условий для культурного развития обучаемого и создание поликультурной развивающей среды.

Поликультурная направленность образования получает все больше признание в мировой практике, разрабатываются принципы и пути внедрения культуроведческого содержания в образовательные программы.

Актуальность проблемы воспитания толерантной личности обусловлена социальными процессами, происходящими в современном мире: ростом различного рода экстремизма, агрессивностью, расширением зон конфликтов и конфликтных ситуаций, изменением социокультурной жизни подрастающего поколения. Эти социальные явления особо затрагивают подростков и молодежь. Все это актуализирует проблему воспитания толерантности отдельного человека, способного преодолевать межкультурные конфликты и готового к диалогу культур, что, в свою очередь, позволит смягчить деструктивные процессы в мировом взаимодействии.

Что же такое толерантность? Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Сложность заключается не в самом определении, а во всех оттенках значения толерантности. Для каждого народа толерантность носит свои национальные особенности: позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

tolerancia (испанский) – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

Tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, чем ты сам;

tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность;

kuan rong (китайский) – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

tasamul’ (арабский) – прощение, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

Толерантность, как социалогический термин, имеет довольно точное определение, происходит от латинского слова tolerantia – терпение. Но употребляя этот термин в современном поликультурном аспекте, мы говорим скорее о терпимости, о терпимости ко всему, что окружает того или иного человека, рознится с его представлениями о культуре, способах самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.

Необходимо подчеркнуть, что толерантность не может быть врожденным качеством, это то, что необходимо понять, принять и заставить работать согласно закону постоянного взаимодействия. Толерантность очень часто используют как синоним лояльности.

Пристальное внимание исследователей к проблематике толерантности объясняется четко выраженной тенденцией гуманизации науки, повышением интереса к проблемам личностного роста индивидуума, выделением важнейшей задачи воспитания, заключающейся в формировании у современного подрастающего поколения гражданской активности и ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности. Воспитывая толерантную личность, мы воспитываем толерантное государство. Личность рассматривается в науке как многогранные, многоаспектные свойства человека и как целостное явление. Исходя из этого, социокультурная толерантность представлена как единство познавательного, эмоционально-нравственного и поведенческого компонентов.

Познавательный компонент представляет собой информационную базу, все то, что составляет содержание истории и культуры страны, мира (макросоциума); народа, края, региона, города; района (мезосоциума); детского сада, семьи (микросоциума).

Эмоционально-нравственный компонент - это эмоционально-чувственная сторона личности, связанная с ее потребностями, ценностями, идеалами, мотивами, установками, желаниями, стремлениями к самопознанию, саморазвитию и самореализации.

В условиях такого микросоциума как федеральный университет на первое место выходит педагогический аспект толерантности. Толерантность – это то, чему можно и нужно учить. Не случайно на тему толерантного взаимоотношения проводятся многочисленные тренинги или даже курсы. Толерантность необходимо рассматривать в качестве активной нравственной позиции и психологической готовности к взаимодействию с людьми иной социальной, национальной, религиозной и культурной принадлежности. Можно выделить следующие ее виды: межличностная, межсоциальная, межконфессиональная, межэтническая или межкультурная, активная, пассивная, избирательная, вынужденная и интолерантность. Следовательно, поликультурное образование в аспекте формирования толерантной личности студента предполагает приобщение его к культуре своего народа и культуре народов ближайшего национального окружения, а также формирование начал этнической идентификации.

Не стоит забывать, что между разработкой и реализацией методов, как правило, возникает ряд противоречий: существуют противоречия между требованиями, предъявляемыми к уровню развития коммуникативных навыков студентов и их реальными способностями. Трудности, которые испытывают студенты при построении высказываний, налаживании конструктивного диалога, организации полемики. Эту проблему можно решить только путем постоянного пребывания в поликультурной среде, непрерывного взаимодействия и анализа собственных решений на основе полученной информации.

В современном мире стремительно расширяется круг глобальных проблем, которые требуют своего решения. Одна из актуальных проблем мирового сообщества – это нетерпимость, обусловленная личным, национальным или религиозным высокомерием, враждебным отношением и мнением, отличающимся от своего. Поэтому очень важной становится подготовка школьников к жизни в полиэтничном и поликультурном мире, предполагающая формирование межэтнической толерантности как качества личности.

Необходимо отметить, что правительство каждой страны несет ответственность за применение законодательной базы в целях защиты прав человека, что государство должно обеспечить одинаковую для всех возможность отстаивать свои права.

Вместе с тем, анализ психолого-педагогических источников, изучение практики формирования межэтнической толерантности свидетельствуют о том, что многие вопросы остаются недостаточно разработанными.

Корни нетерпимости уходят в невежество и страх перед неизвестным – культурами, нациями, религиями, представления о которых формируются в образовательных учреждениях и социуме. Следовательно, среди названных условий акцент должен быть сделан на образовании, основанном на принципах толерантности.

Необходимо определить, что понимается под межэтнической толерантностью. Межэтническая толерантность – это уважительное отношение к этническим, религиозным, культурным и другим отличиям, способность принятия другого в его этнокультурной инаковости на основе принципов гуманизма и общечеловеческой морали. Толерантность – это комплексное личностное качество, которое подлежит целенаправленному формированию в педагогическом процессе общеобразовательной школы.

Толерантное сознание школьников формируется в процессе установки учащегося на культурный выбор, утверждение возможности исповедать свою национальную, народную культуру, признание права на существование и развитие культуры других народов и этносов.

Формирование межэтнической толерантности представляет собой сложный и достаточно длительный процесс, охватывающий все время обучения в школе. Определенное отношение к людям разных национальный культур у детей, растущих в поликультурной среде, возникает не только в результате наблюдения за повседневным общением их родителей в производственной деятельности, но и в результате того, что они живут в одном доме, на одной улице, вместе участвуют в подготовке и проведении общих для всех праздников.

Определенная роль в системе формирования межэтнической толерантности у младших школьников принадлежит внеклассной и внеучебной работе, так как она предоставляет широкие возможности для неформального общения учеников с учителями и между собой, создает условия для свободного, не ограниченного рамками программы, взаимопознания культурных особенностей разных народов через совместную практическую деятельность. При этом школьники получают возможность проявлять свою индивидуальность. Просмотр кино- и телефильмов, прослушивание музыки, посещение выставок произведений изобразительного искусства местных авторов, национальных театров дает возможность непосредственно чувственному восприятию тех или иных видов национального искусства. Творческие кружки, театральные и хореографические объединения учащихся, хорошо продуманные школьные вечера способствуют обогащению художественного и жизненного опыта, развитию творческой активности учащихся в тех или иных видах своего национального искусства и искусства других народов, проживающих рядом. Все это позволяет организовать воспитание детей в духе межэтнической толерантности и культуры мира.

Однако для успешного решения данной проблемы должны быть соблюдены определенные педагогические условия.

К ним относятся следующие:

- обогащение кругозора младших школьников информацией о культуре, истории, ценностях своего и других народов;

- создание благоприятного психологического климата для позитивного общения детей, принадлежащих к различным этническим группам;

- включение детей разных национальностей в совместную познавательную и практическую деятельность, специально спроектированные ситуации.


Критерии толерантности

равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);

возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;

взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам, гомосексуалистам и др.);

равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;

сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;

охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;

свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;

сотрудничество и солидарность в решении общих проблем;

позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами.

Интолерантность (нетерпимость)

Позитивное понимание толерантности достигается и через уяснение проявлений ее противоположности - интолерантности, или нетерпимости. Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе, просто за то, что он существует. Такой взгляд на нетерпимость нельзя путать с юношеской нетерпимостью - смесью непримиримости и протеста. Речь, скорее, идет о таком индивидуальном и коллективном помешательстве, которое, начинаясь с раздражения, может привести к убийству. Нетерпимость ведет к господству и уничтожению, отказывает в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов, определяет предпочтение подавления, а не убеждения. Нетерпимости ненавистны новшества, так как они отвергают или изменяют старые модели. Ее результаты могут проявляться в широком диапазоне: от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к другим или раздражения до этнических чисток и геноцида, умышленного уничтожения людей. Нетерпимость способствует совершению таких преступлений, которые являются позором человечества. Необходимо понимать последствия нетерпимости для общества и уметь оценить ее проявления как нарушения прав человека.

Проявления нетерпимости

оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;

игнорирование (отказ в беседе, в признании);

негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);

этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами);

преследования, запугивания, угрозы;

поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу);

дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других различий (лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе);

расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие);

национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);

фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор);

империализм (покорение одних народов другими с целью контроля богатств и ресурсов подчиненных народов);

эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств);

осквернение религиозных или культурных символов;

религиозное преследование (насаждение веры, ее ценностей, обрядов);

изгнание (официальное или насильственное);

сегрегация, включая апартеид (принудительное разделение людей различных рас, религий или полов обычно в ущерб интересам одной группы);

репрессии (насильственное лишение человека его прав), уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства).

- толерантное отношение к себе;

- толерантность в отношении с одноклассниками;

- толерантность по отношению к семье и традициям своего народа;

Воспитание толерантности – это воспитание потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Что позволяет педагогу помочь ребёнку реализовать себя в поликультурном пространстве? Это уроки, дополнительное образование, программа воспитания класса.

Какова роль учителя русского языка и литературы в воспитании толерантной личности?

Русская литература – это своеобразный кладезь произведений, иллюстрирующих тему толерантности. Задача преподавателя на данном материале научить ребёнка толерантному отношению к людям другой национальности, к людям, придерживающимся других взглядов, к тем, кто чем-то отличается от представителей основной группы.

Необходимо в процессе обучения чередовать когнитивные (познавательные) моменты с игровыми. Использование в работе с подростками игровых занятий, моделирующих взрослый мир (в том числе мир межкультурных отношений), позволит подростку пережить их сложность и противоречивость.

Метод проектов даёт прекрасную возможность для самовыражения, самореализации, содействует умению работать вместе, высказывать своё мнение и тактично его аргументировать.

Теоретический анализ и обобщение современных подходов к изучению толерантности позволили выявить взаимодополняющие, взаимосвязанные и взаимообусловленные составляющие уровня толерантности: позитивная этническая идентичность, позитивные стереотипы, а также субъективные представления подростков о социальной и психологической дистанции по отношению к представителям своей и других групп. Все составляющие уровня толерантности выполняют важную функцию адекватного социального познания меняющегося мира и создают благоприятные предпосылки для регуляции отношений подростков в среде.

Читайте также: