Структура изобразительной деятельности в доу

Обновлено: 02.07.2024

ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Понятие планирования. Виды планирования.

Планирование – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления программы воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы.

Решение поставленных программой задач обучения детей изобразительной деятельности возможно лишь при четком, последовательном распределении их по занятиям.

— календарно-тематическое (на месяц с указанием вида изображения, темы и задач обучения);

— перспективное (квартал, год).

Цель перспективного планирования – определить систему работы с детьми, обеспечить ее целенаправленность и результативность. Такой план определяет основное направление в работе воспитателя на ближайшие 3 месяца (учебный год).

Тематический план работы составляется обычно на неделю. В нем отражаются общие требования программы и задачи годового плана детского сада.

Календарно-тематическое планирование составляется на 1 месяц с указанием вида изобразительной деятельности, темы занятия, цели и задач занятия. Также указываются необходимые материалы для занятия.

2. Принципы планирования.

1) Взаимосвязь процесса воспитания и обучения.

Изобразительную деятельность в детском саду следует рассматривать как один из разделов воспитательно- образовательной работы, в котором, кроме специфических, решаются общие задачи: воспитание самостоятельности, активности, развитие творчества, воли, формирование некоторых элементов учебной деятельности. Как один из разделов работы с детьми изобразительная деятельность должна быть связана с другими разделами, со всей жизнью детей в дошкольном учреждении. И прежде всего, с играми детей, с работой по ознакомлению с окружающим, с развитием речи, чтением художественной литературы, музыкальными занятиями. Разносторонняя воспитательная работа с детьми создает то богатство представлений, ту эмоциональную насыщенность, потребность выразить свои впечатления, без которых невозможно решить задачи изобразительной деятельности. Например, программа по сенсорному воспитанию предусматривает развитие восприятия детей, формирование у них представлений о форме предметов, цвете, величине и т.д. Планируя занятия по изобразительной деятельности, важно помнить, какие представления усвоили дети в дидактических играх, в других видах деятельности, чтобы, опираясь на сенсорный опыт детей, обогащать и уточнять его при обучении рисованию, лепке, аппликации, конструированию и дизайну. Кроме того, с детьми проводят специальные наблюдения отдельных предметов и явлений природы, событий из жизни, рассматривание картин и узоров, чтение литературных произведений для последующего отображения в изобразительной деятельности. Эта разносторонняя работа включается либо в само занятие, либо в содержание прогулки, либо в самостоятельную деятельность детей во второй половине дня, либо в дидактические игры. Например, прежде чем рисовать с детьми снежинки, хорошо пронаблюдать их во время прогулки.

Приступая к составлению плана занятий на определенный период времени, следует прежде всего уточнить, какая воспитательная работа будет проводиться с детьми в этот же период по другим разделам, какие впечатления получат дети и какую работу надо провести специально, чтобы подготовить воспитанников к занятиям рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием.

2) Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В первой и второй младших группах занятия по изобразительной деятельности проводятся два раза в неделю, в средне и старших группах – три раза в неделю в утренние часы. Продолжительность занятий:

— 1 младшая группа – 10-15 минут;

— 2 младшая группа – 15-20 минут;

— средняя группа – 20-25 минут;

— старшая группа 5-6 лет – 25-30 минут;

— старшая группа 6-7 лет – 25-30 минут.

В младших группах дети рисуют гуашью, карандашами, фломастерами. В старших группах материалы для рисования расширяются: последовательность их использования зависит от содержания изображения и выразительных особенностей материалов.

Разделы программы по изобразительной деятельности осуществляются не все сразу. В первой младшей группе даются первоначальные умения и навыки по технике рисования и лепки. Создание изображений не является еще предметом обучения – к этому дети только подводятся. Во второй младшей группе раздел изобразительных умений начинает занимать центральное место и соединяется с приобретением технических навыков в рисовании, лепке и аппликации. В средней группе, кроме названных разделов, включается декоративное и сюжетное рисование, дизайн. В старшей группе вводится рисование и лепка с натуры. Таким образом, в этой и последующих возрастных группах включаются все виды изображения.

Знания, навыки и умения, указанные в программе, должны усвоить все дети группы, но ход усвоения и уровень его различен: одни дети усваивают легче и скорее, другие медленнее и с большим трудом. Индивидуальные различия сказываются не только в темпе, но и в том, что некоторые дети усваивают одни умения, а некоторые – другие: одни отчетливее передают форму предметов, другие более чутки к цвету; у одних лучше удается лепка, у других – рисунки, третьи достигают большей ловкости во владении ножницами. Чтобы ребенок развивался равномерно во всех направлениях, планируют индивидуальную работу по изобразительной деятельности в виде игр, упражнений. Исходя из результатов занятий, индивидуальную работу нужно планировать систематически и целенаправленно, она не должна носить случайный характер.

3) Планирование по разделам программы.

4) Планирование по типам занятий.

В детском саду проводятся разные типы занятий соответственно степени усвоения знаний и умений. Каждое новое знание или умение усваивается детьми в течение ряда занятий, а иногда и в течение всего года. Чем сложнее программное требование, тем больше времени требуется для его усвоения. Уже в средней группе такого рода занятия занимают значительное время – не менее 2/3 всех занятий. Остальные занятия отводятся на изображения по замыслу. Выделяя занятия, на которых дети действуют по своему замыслу и желанию, не следует лишать детей возможности проявлять инициативу и самостоятельность на других занятиях. Поставленная воспитателем учебная задача может решаться разными путями. Необходимо предусматривать и такие пути, когда дети могут проявлять инициативу в выборе величины изображения, его цвета, положения в пространстве, в предпочтении одного из моментов сюжета и т.д.

5) Планирование по видам изобразительной деятельности.

Все виды изобразительной деятельности объединяет отражение окружающей действительности во всем ее многообразии. Но каждый вид имеет свою специфику: лепка позволяет отразить предметы и явления окружающей действительности в объеме, рисунок – плоскостно, в цвете, в пространстве, аппликация – в цвете, силуэтно. Передача пропорций может быть решена и в рисовании, и в лепке, ив аппликации. Каждому виду деятельности соответствует и своя техника изображения.

6) Принцип обучения от простого к сложному.

Некоторые авторы предлагают планировать в зависимости от линий обучения. Выделяют три линии в обучении детей рисованию. В каждой из них предполагается целенаправленное и последовательное освоение одного из средств художественной выразительности и в то же время закрепление ранее приобретенных навыков и умений в овладении иными средствами художественной выразительности.

1-я линия – научить детей изображать формы предметов: (предметное рисование) изображение предметов округлой, прямоугольной формы и предметов сложной конфигурации.

2-я линия – группа задач по сюжетному рисованию. Обучение композиционному построению рисунка, то есть пространственному предметов на плоскости листа и величинным соотношениям изображений. Сначала учат рисовать пейзаж, затем сюжет, где взаимодействуют природа и животные, затем – взаимодействуют природа, животные и человек.

3-я линия – задачи декоративного рисования. Обучение цвету и цветовым взаимоотношениям в рисунке: сначала ознакомление со свойствами и возможностями материалов, затем – передача в рисунке образцов народного ДПИ, затем творческое использование цвета.

7) Отбор содержания занятий.

Принципы отбора содержания изобразительной деятельности:

— учет эмоционально-интеллектуального опыта детей;

— формирование обобщенных способов изображения, пригодных для воплощения образов целой группы типичных, сходных по внешнему виду, форме и строению предметов;

— учет последовательности освоения изобразительных умений и навыков;

— повторение сходных тем при одновременном усложнении характера познавательной деятельности;

— учет сезонных явлений, событий общественной жизни.

Рабочая программа педагога дополнительного образования по ИЗО в ДОУ

Рекомендуем посмотреть:

План работы кружка для детей младшей группы ДОУ Рабочая программа для средней группе детского сада Рабочая программа по развитию речи для всех групп детского сада Рабочая программа по познавательному развитию для детей подготовительной группы ДОУ

2)Руководство процессом выполнения работы детьми.

3)Заключительная часть-просмотр и анализ детских работ.

Структура первой части примерно такова:

2)Анализ изображаемого (натуры, образца) ,напоминание о виденном ранее, чтение художественной литературы, беседа с детьми. Методика беседы зависит от содержания, вида занятия, конкретных дидактических задач.

3)Конкретные указания к выполнению работы. Активное участие детей пояснениях и приемах выполнения.

Перед тем, как приступить к работе, дети должны хорошо усвоить, с чего им следует начинать. В процессе выполнения детьми самой работы, воспитатель должен руководить занятием в целом, а так же уделять внимание отдельным детям. Иногда бывает полезно вскоре после начала НОД показать всем детям удачно начатую работу и подчеркнуть, что в ней хорошо выполнено.

Заключительная часть занятия - это просмотр и оценка детских работ детьми и воспитателем. Анализ детских работ проводится тотчас же после окончания занятия или допускается после прогулки. В младших группах анализ ограничивается общей одобрительной оценкой работ и должен идти от лица игрового персонажа.


Структура занятия предназначена для детей дошкольного возраста в соответствии с их возрастными особенностями личности.

Описание разработки

Изобразительная деятельность – это важное условие для развития психических и физических процессов ребёнка. Поэтому у детей лучше развивается мышление, глазомер, зрительно – моторная координация, также они учатся планировать свои действия, подбирать необходимые материалы для своих работ.

На занятиях рисования решается одновременно несколько задач – повторение пройденного материала, объяснение нового материала, закрепление полученных знаний и умений. Решение этих задач используется на основе накопления познавательных способностей.

Структура занятия рисования состоит из следующих частей:

1. Предшествующая работа:

Знакомство детей с предметом через беседы, экскурсии, просматривание слайдов, чтение художественных произведений (стихи, загадки, рассказы, скороговорки, пословицы, прослушивание музыкальных произведений), элементы сюжетно – ролевой игры (обыгрование).

2. Подготовительная часть:

В подготовке к занятию по изодеятельности дети принимают активное участие (раздают бумагу, карандаши, краски, розетки, непроливайки, подставки для кисточек, промокашки для сушки кисточек). Помогают воспитателю вывешивать образцы работ, схемы построения рисунка, выставлять модели для рисования с натуры.

Воспитатель готовит игровой момент, который заинтересует детей и настроит их эмоционально для работы на занятии. Вся подготовительная работа проводится под контролем воспитателя. Такая совместная работа позволяет закрепить элементарные правила этикета, прививает навыки трудолюбия, учит общению.

Общая игра – проводится игра в соответствии с темой занятия, можно использовать атрибуты, музыкальное сопровождение.

Вводная беседа – желательно ввести обыгрывающий сюрпризный момент, чтобы вызвать эмоциональный настрой. Что позволяет повысить интерес к занятию и воплотить свои желания, мысли, представления в работах.

Необходимо дать ребёнку возможность самостоятельно проявить своё творчество. Воспитатель сообщает детям тему занятия, рассказывает о предстоящей работе на занятии. Педагог предлагает работы детей подарить, украсить помещение, сделать выставочный альбом, оформить панно.

3. Основная часть:

Методическая структура занятия по рисованию

Выделение составных частей предмета, их формы, цвета, расположения.

Обратить внимание на наиболее значимые моменты в работах детей. Желательно, чтобы дети принимали активное участие в обследовании предмета.

Объяснение воспитателем поэтапного хода работы:

Выполнение ритмического, дидактического упражнения, динамической паузы, пальчиковой гимнастики.

Поэтапный показ и объяснение с помощью детей выполнение работы.

Проведение техники безопасности на занятиях.

Самостоятельная деятельность детей (индивидуальная помощь педагога детям на своём листе бумаги). Напоминает правила рисования. детям, которым первыми выполнили работу предлагается проявить свою фантазию, воображение творчество (нарисовать солнце, рамку, какое – либо украшение).

4. Заключительная часть:

Обыгрывание своих работ.

Выставка детских работ.

Защита своих работ. Дети совместно с педагогом отмечают свои успехи и ошибки, которые допустили. Этот этап работы учит детей осознано подходить к выполнению творческих заданий, а также защищать свою позицию, быть открытым, эмоционально раскрепощённым, учит не обижаться на замечания.

Данная структура занятий формирует у детей эстетический вкус, развивает интеллектуальную деятельность и всестороннее развитие, учит детей способам изображения предметов – явление окружающей действительности сказочных персонажей, закрепляет технические навыки рисования также учит совместной коллективной работе, умению преодолевать трудности, видеть прекрасное.

Дети на занятии изо

Виды деятельности в старшем дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте изобразительная деятельность способствует наиболее широкому раскрытию творческих и эстетических способностей дошкольника.

Для обогащения содержания обучения и воспитания важна интеграция не только видов искусства, но и видов изобразительной (художественно-продуктивной деятельности: рисование — аппликация, лепка — рисование, конструирование – рисование, лепка – аппликация и тому подобное.

В изобразительной деятельности заложены большие возможности для развития творческих способностей детей, реализация которых во многом зависит от эффективного педагогического руководства.

Если раньше изобразительную ( художественно-продуктивную) деятельность педагоги направляли на получение технических умений и навыков, то на современном этапе главным для ребенка должны быть радость, удовольствие от самого процесса изобразительной (художественно-продуктивной) деятельности.

Оценивая работу, педагог учитывает не только ее качество, но и какими усилиями был достигнут результат.

Формой организации изобразительной деятельности являются занятия. Это особая форма общения педагога с ребенком, которая традиционно считается формой организованного обучения.

Формы организации детей

Образовательное, обучающее, коррекционно-развивающее, арт-терапевтическое общение предполагает определенные формы организации детей:

  • индивидуальное;
  • групповое;
  • фронтальное.

Форма индивидуального обучения

Форма группового обучения

Групповое общение преимущественно является формой совместных упражнений, действий, направленных на уточнение, осмысление способов действий. Педагог объединяет нескольких детей в группу по собственной инициативе (например, заметив типичные особенности в способах действия с изобразительным материалом), по инициативе и желанию детей (например, в общении с одаренными детьми).

Форма фронтального обучения

Фронтальное общение предполагает работу воспитателя со всей группой детей (например, введение нового информационного и изобразительного материала, способа, вида художественной практики; творческие проекты, диагностика достижений детей).

Что такое личностно-ориентированная модель в образовательном процессе?

Личностно-ориентированная модель образования требует адекватных подходов к классификации занятий изобразительной деятельностью. Главное требование к ним — обеспечение диалектической связи сознания и деятельности, реализация полифункционального, интегрированного подхода.

Как организуется изобразительная деятельность на занятиях?

На занятиях дети прорабатывают тему, предложенную воспитателем (новая информация, уточнение известной, поиск собственного способа решения), или творчески реализуют полученные навыки и умения в самостоятельно выбранной теме.

Тип занятия обусловлен его целью: диагностическое, информационное, коррекционно-развивающее, творчески-реабилитационное (арт-терапевтическое).

Личностно-ориентированный подход в образовании и воспитании ребенка предусматривает диалектическая связь ее развития изобразительной деятельности с активным ознакомлением с теорией и практикой изобразительного искусства, художником в качестве образца креативного поведения.

Типы занятий изо деятельности

По характеру деятельности и содержанию можно различать следующие занятия:

  • теоретические (искусствоведческие);
  • практические (изобразительные);
  • комбинированные (взаимосвязь художественной теории и эстетической практики);
  • комплексные, интегрированные (основанные на синтезе и взаимодействии искусств).

На что направлено теоретическое занятие изо деятельности?

Цель и задачи практических занятий

Практические занятия предполагают активное погружение детей в мир художественной практики: изобразительных материалов, способов художественной обработки материалов, действий с изобразительными средствами, оборудованием для этой деятельности.

На этих занятиях педагог транслирует ребенку другую информацию: о материалах и способах работы с ними. Он ссылается на образ художника и собственными действиями демонстрирует ребенку образец креативного (творческого) поведения.

Дети знакомятся с различными изобразительными техниками, материалами и способами действий ими. Педагог побуждает детей с раннего возраста к активному манипулированию красками, фломастерами, карандашами, глиной, воском, тестом, строительным материалом, бумагой, тканью, выкидным материалом (коробки, лоскутки, пуговицы, баночки), природным материалом (перья, камни, ракушки-ракушки, ветки, корни, сухостой, кора).

Также он приглашает детей к совместным с ним действиям для осознания более сложных техник (например, оригами, вытыкание, вышивание, флористика, интарсия, плетение).

Как осуществляется изобразительная деятельность на занятиях комбинированного типа?

Комбинированные занятия являются особым видом организованного учебно-развивающего общения педагога с детьми. Они сочетают в себе теоретически-искусствоведческую и практически-творческую части.

Изобразительная деятельность на занятиях интегрированного типа

Комплексные (интегрированные) занятия предоставляют педагогу возможность развивать у детей целостное, категориальное мировосприятие, а детям — формировать обобщенные способы рисования, целостные представления об искусстве как форме существования красоты, о художественной практике как способе познания мира и его освоения.

Комплексные занятия превращаются в интересные развлекательные представления, шоу, арт-терапевтические сессии и обеспечивают в полной мере идею полифункционального личностно-развивающего подхода, создание полихудожественной среды в дошкольном образовательном учреждении. На этих занятиях педагог является активным участником процесса сотворчества.

Читайте также: