Докажите что тесный союз семьи и детского сада необходим для ребенка

Обновлено: 02.07.2024

Сотрудничество детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации детей раннего и дошкольного возраста

СОТРУДНИЧЕСТВО ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ

КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

А.В.Гришина

МДОУ детский сад №47

комбинированного вида г.Кола

МО Кольский район Мурманской области

Детство – это яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, который включает в себя: усвоение нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственност и и любви к своей семье и Родине; формирования элементарных трудовых навыков, и многое другое. Социальное развитие ребенка протекает успешно, если воспитание строится с учетом трех основных линий: взаимодействия и общения ребенка с взрослыми, сверстниками и формирования отношения к самому себе.

Одним из основных принципов дошкольного образования, обозначенных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Стандарт также направлен на решение задач: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравстве нных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных , физических качеств, инициативности, самостоятельност и и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение

- оптимальное развитие ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной среды образовательного учреждения, где ребенок выступает в роли участника коллектива;

- тесное сотрудничество семьи и образовательного учреждения в вопросах воспитания ребенка, его социализации в условиях образовательного учреждения.

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и педагогов дает наиболее эффективный результат в работе с детьми. Родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, и именно у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые педагогами навыки в процессе живого, непосредственног о общения со своим ребенком.

В нашем детском саду создана и реализуется модель сотрудничества детско-родительс кого и педагогического коллектива: активное взаимодействие всех участников образовательного процесса в организации коллективных мероприятий в ДОУ.

В основу взаимодействия педагогов и семьи в нашем дошкольном образовательном учреждении заложены следующие принципы:

- индивидуальный подход. Этот принцип необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Общаясь с родителями, нужно научиться чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы.

- динамичность. Наш детский сад постоянно находится в режиме развития, а не функционирования , представляет собой мобильную систему, быстро реагирующую на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. Кроме того, педагогический коллектив детского сада находится в постоянном поиске инновационных, современных, интересных форм взаимодействия с семьей.

С целью повышения педагогической культуры родителей, укрепления взаимодействия образовательного учреждения и семьи, усиления её воспитательного потенциала используем разнообразные формы работы. Но наиболее результативными явились следующие:

- Наиболее эффективной формой работы с семьей являются совместные праздники и театрализованные представления. Это взросло-детское сообщество (родители, педагоги, дети) представляет собой очень жизнеспособный вид театрализованной деятельности. В нем ненавязчиво вовлекаются в театрализацию, в мир настоящей игры и творчества не только дети, уверенно чувствующие себя при поддержке взрослых, но и взрослые, которые, находясь рядом с детьми, разумно их опекая, дают простор для их полноценного творческого роста, способствуют развитию личностных качеств, таких как коммуникабельнос ть, субъективность, креативность. Участие родителей в качестве главных персонажей не только способствует укреплению семейных связей через общее творчество, но помогает в игровой, занимательной форме донести до родителей интересы и переживания ребенка, делает их активными единомышленникам и.

Одним из важнейших направлений в работе детского сада является просвещение и поддержка семьи в вопросах развития, воспитания и социализации детей раннего возраста. В связи с этим в нашем образовательном учреждении открыт центр игровой поддержки ребенка, участниками которого являются дети (от 1 до 2 лет), не посещающие дошкольное учреждение, их родители (законные представители), педагоги, администрация МДОУ.

Основными принципами работы клуба являются: добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики.

1. Оказание психолого-медико -педагогической помощи и поддержки родителям в вопросах воспитания дошкольников.

2. Выявление и трансляция положительного опыта семейного воспитания.

3. Повышение психолого-педаго гической компетентности родителей.

Живой интерес вызывают у родителей конференции с участием представителей духовенства, на которых идёт речь о социальном и духовно-нравстве нном воспитании детей в семье и в детском саду, о толерантном отношении к окружающим:

Родительские конференции на темы:

Создание мини-музеев в нашем детском саду является одним из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства. Способствует формированию у них самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире; развитию творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность .

Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. Только в гармоничном сотрудничестве детский сад и семья могут создать наилучшие условия для социализации детей раннего и дошкольного возраста.

Литература:

Статья о важной роли взаимодействия семьи и детского сада.

(В дальнейшем статья будет коррективаться)

ВложениеРазмер
ВЗАИМОСВЯЗЬ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семья, одна из самых важных составляющих нормального развития человека.

Родители - первые воспитатели ребенка. Роль в жизни и формировании личности-очень велика. Воспитывать ребенка –большой труд, процесс этот не просто занимает много времени и сил, но и требует особого внимания от всех участников процесса.

Родители не всегда понимают и осознают свою роль в жизни ребёнка, зачастую пренебрежительное, халатное отношение к воспитанию своего ребёнка отражается на будущем родителей и самого малыша, а в дальнейшем самостоятельного человека.

К сожалению, часто можно встретить родителей, считающих, что воспитывать ребёнка должны именно в детском саду, а для них отведена более приятная роль-баловать и всячески радовать ребенка, после посещения детского сада. Поэтому проблема взаимодействия в воспитательном процессе очень актуальна.

В определении слова воспитание, заложено комплексное понимание этого термина. Воспитание-это и есть воздействие общества на развивающегося человека. В узком смысле слова воспитание есть планомерное воздействие родителей и детского сада на воспитанника, т.е. на незрелого человека. Воспитать настоящего Человека – дело не из легких. Для такой работы максимально должны прилагать усилия и родители и педагоги. И только при совместной деятельности можно будет увидеть положительные стороны такой работы.

Для преодоления и предупреждения трудностей и проблем семейного воспитания необходимо координировать и вести параллельную работу с родителями и детьми. От совместной работы воспитателей и родителей зависит дальнейшее развитие ребенка.

Воспитатели дошкольных учреждений хорошо знают закономерности развития ребенка дошкольного возраста, методы его воспитания и делают все возможное для оказания помощи молодым родителям в овладении основами педагогических знаний. Родители, в свою очередь, знают ребенка с самого рождения и должны понимать, что всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе - главная социальная задача, решаемая не только детским садом, но и прежде всего семьей.

В нашем детском саду ежегодно разрабатывается план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали годовым задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов.

Сад и семья-две взаимосвязанные области, влияющие на полноценное развитие ребенка. Каждая из составляющих дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Роль семьи и детского сада в воспитании детей дошкольного возраста.

Семья играет важную роль в формировании личности человека. Родители - первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. Воспитывать своего ребенка - великое ис.


Роль семьи и детского сада в воспитании детей дошкольного возраста.

Семья играет важную роль в формировании личности человека. Родители - первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. Воспитывать своего ребенка - великое ис.


Опыт работы воспитателя детского сада "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста".

Пояснительная записка:В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребено.


Роль семьи и детского сада в воспитании детей дошкольного возраста.

Семья играет важную роль в формировании личности человека. Родители - первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. Воспитывать своего ребенка - великое ис.



Семья, одна из самых важных составляющих нормального развития человека.Родители - первые воспитатели ребенка. Роль в жизни и формировании личности-очень велика. Воспитывать ребенка –большой труд.


Статья на тему: «Взаимосвязь семьи и детского сада в воспитании детей дошкольного возраста».

Какими бы прекрасными ни были
наши дошкольные учреждения, самыми
главными мастерами, формирующими
разум, мысли малышей являются мать
и отец.
А.В.Сухомлинский.

Дошкольное детство уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.

Счастливый союз семьи и детского сада – это, конечно, реальность, потому что воспитатели и родители являются соработниками в воспитании детей. Дети являются носителями культуры, а она, прежде всего, исходит из семьи. У них общие интересы, цели и устремления. Единая сплоченная работа семьи и детского сада влечет за собой стремительный успех, повышенный уровень воспитанности и творческое горение.

В руках воспитателя венец природы – человек – самое наивысшее разумное существо. Именно поэтому воспитатель должен основательно, вдумчиво и трепетно оправдать доверие родителей и удовлетворить их запросы. И детский сад, и семья несут большую ответственность перед будущим нашим обществом.

Они сообща и дружно должны ковать успех и счастье каждого ребенка, тем самым способствуя процветанию и развитию жизни на земле.

Почему сейчас люди в тяжких раздумьях на счет счастливого союза семьи и детского сада? С уверенностью могу сказать, что сейчас идет растление детей и молодежи через влияние на низменные чувства, посредством интернета, телевидения и СМИ. Поколение растет другое, у них нет дисциплинированной жизни, исчезли ценности, не чтят ни стар, ни млад; не понимают всей важности и социальной значимости знаний. Ведь человек неученый, что топор неточеный – он бесполезен и неинтересен.

В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте приводят к тяжелым последствиям в будущем.

Участие семьи в воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить качество образования детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении. Работа с родителями приобретает особое значение и становится актуальной, необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями. Являясь посредником в системе взаимодействия личности ребенка, семьи и общества, воспитатель должен влиять на формирование воспитывающих, гуманистических, духовно-нравственных отношений среди детей и взрослых, быть первым помощником семейного воспитания.

Ребенок подобен солнцу, и поэтому семья с одной стороны, детский сад - с другой должны дать возможность светить ему еще больше и согревать их своими лучами солнца.

Еще такие ученые в области семейного воспитания, как Т. А. Маркова, О. Л. Зверева, Е. П. Арнаутова, В. П. Дуброва, И. В. Лапицкая считали, что семья есть институт эмоциональных отношений. [3] Так как каждый ребенок, независимо от возраста, нуждается в любви не за хорошее или плохое поведение, а просто так. И как мы видим из опыта нашей работы, с каждым годом в детском саду увеличивается количество агрессивных детей, раздраженных, с проявлением жестокости, неумением оказывать поддержку, в связи со сменой ценностей в семье.

Поэтому прежде чем делать родителей активными субъектами воспитательного процесса необходимо выстроить с ними доверительные отношения, для того чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах. Сотрудничая с родителями, воспитатель должен донести до них мысль, что нужно любить своих детей, такими, какие они есть, а не сравнивать с другими, не предъявлять завышенные требования, не использовать авторитарный стиль воспитания; а познавать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их; быть эмоциональной поддержкой ребёнку. Также, поддерживая тесный контакт с семьей каждого ребенка, мы стараемся узнать особенности, привычки воспитанников и учитываем их при работе.

К наиболее эффективной форме общения родителей и воспитателя о деятельности ребенка в стенах детского сада является индивидуальная беседа в конце дня. Именно от того как педагог сообщает об успехах и трудностях детей, зависит качество и содержание родительской поддержки в воспитании и развитии ребенка.

Регулярно сообщая родителям даже о незначительных достижениях ребенка, показывая его поделки, обращая внимание на их достоинства, воспитатель приучает родителей следить за успехами ребенка, правильно реагировать на них.

А регулярное предоставление информации о содержании непосредственной образовательной деятельности и достижениях в ней детей, помогает родителям быть внимательными к их интеллектуальному развитию детей, осознать свою роль в этом процессе. [2]

В связи с тем, что без тесного взаимодействия педагогов с родителями невозможно создать положительный эмоциональный настрой родителей на совместную работу по воспитанию детей, мы решили перейти от традиционных форм работы к современным формам, ставя в центр внимания потребности родителей и детей.

В первую очередь, мы стремимся воспитательный процесс сделать свободным. Для этого каждый месяц мы приглашаем родителей на непосредственную образовательную деятельность в открытой форме, где родители являются не только пассивными зрителями, но и активными участниками, так как открытая познавательная деятельность состоит из двух этапов: работы с детьми и совместной работы детей и родителей. В процессе лепки, рисования, чтения рассказов, решения математических задач родители смотрят на детей другими глазами, а дети чувствуют единство с мамой и папой, что является залогом успешного развития гармонично развитой личности ребенка.

Также большую роль в работе с семьей играют родительские собрания в форме круглого стола за чашкой чая. [4] Такая форма работы является эффективной за счет неформальной обстановки, что помогает преодолеть барьеры, снизить напряжение, создать психологически комфортные условия для обсуждения вопросов воспитания детей. Помимо обсуждений круглый стол включает и практическую часть работы: выполнение упражнений, помогающих установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; объединить усилия для развития и воспитания детей, создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; активизировать и обогатить воспитательные умения родителей; поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Кроме того, активное участие родителей в подготовке к праздникам, совместная работа по изготовлению поделок, созданию предметно – развивающей среды, совместные экскурсии, также вовлекают родителей в воспитательный процесс детей. Это дает родителям возможность увидеть полный образ своего ребенка и правильно его воспринять посредством информации, которую невозможно получить в семье и которая оказывается неожиданной и интересной для них.

Таким образом, наш опыт работы по тесному взаимодействию с семьями воспитанников показал, что использование нетрадиционных активных форм работы помогает сделать родителей активными участниками воспитательного процесса, проявляющих искренний интерес к проблемам своих детей и поиску их решений. Также через доверительные отношения, взаимоуважение и взаимоподдержку родители чувствуют себя компетентными в воспитании детей, учатся выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. А это, на наш взгляд, является важным условием для успешного воспитания ребенка дошкольного возраста.

1. Доронова Т. Н. Вместе с семьей : пособие по взаимодействию ДОУ и родителей. - М. : Просвещение, 2005. - 190 с.

2. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. - 2004. - №1. - С. 60.

3. Зверева О. Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи // Воспитатель ДОУ. – 2009. – № 4. – С. 74-83.

4. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие. - М. : Аркти, 2006. – 80 с.

Развитие внимания как необходимое условие для развития речи детей дошкольного возраста Один из наиболее ответственных этапов в развитии ребенка – переход от старшего дошкольного возраста к младшему школьному. Именно в этот.

Двигательная активность — необходимое условие всестороннего развития. Наверное, никого не нужно убеждать в пользе физических упражнений для детского организма. И. Н. Усов пишет: «Наблюдения показали, что.

Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога ДОУ как необходимое условие качества педагогического процесса Дошкольное образование, в отличие от образования на других возрастных этапах развития, рассматривается как система, в которой центральное.

Интерео к природе — необходимое условие экологического воспитания Наука об условиях существования живых организмов во взаимодействии их между собой и физической средой обитания называется экологией. Отдельные.

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников-необходимое условие при подготовке ребенка к школе Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к школе. Одним из показателей.

Взаимодействие с семьёй по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей. МБДОУ Детский сад комбинированного вида №2 "Солнышко. " Взаимодействие с семьёй по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья.

Взаимодействие семьи и детского сада как условие поликультурного воспитания Россия является многонациональной страной, её населяют десятки народов с самобытными культурами. Поэтому человек в современной социокультурной.

Экспериментирование в детском саду как необходимое условие реализации ФГОС ДО

Экспериментирование в детском саду как необходимое условие реализации ФГОС ДО Давайте ответим на вопрос, какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника? С введением Федерального Государственного.

Эмоциональное благополучие ребенка как необходимое условие для гармоничного физического развития Сетевое мероприятие для специалистов и педагогов дошкольных учреждений: обмен опытом ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА КАК НЕОБХОДИМОЕ.


Взаимосвязь детского сада и семьи – необходимое условие успешного воспитания ребенка дошкольного возраста. Взаимодействие УДО с семьей является социализирующим фактором, совмещающим функции образовательной, культурной, социальной сфер организации детской жизни.

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Несмотря на то, что их воспитательские функции различны, тем не менее, прежде всего, для развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность.

В семье закладываются основы воспитания, и от нее зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества.

Семья и дошкольное учреждение, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга, и установление контакта между ними необходимо.

Взаимодействие педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.

B-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.

Родители должны быть уверены в том, что дошкольное учреждение не навредит так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком.

Педагоги, в свою очередь, уверены в поддержке родителей, которые с пониманием относятся к необходимости решения проблем в группе (от воспитательных до хозяйственных). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется это взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Поддерживая контакт с семьей, воспитатель узнает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе.

В-третьих, это укрепление внутри семейных связей, что также, является проблемным вопросом в педагогике на сегодняшний день.

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в дошкольном учреждении и в семье.

Добиваясь, чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, дошкольное учреждение пытается строить отношения, прежде всего, на доверительности, обеспечивая родителям уверенность в хорошем отношении к их нему ребенку воспитателей.

В работе с родителями иногда приходиться использовать линию воздействия на семью через ребенка. Если жизнь ребенка в группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, то ребенок обязательно поделиться с родителями. Дети часто берут домой свои работы, иногда дидактические игры, трафареты, рисунки, показывают родителям новые книги, игрушки, поделки которые можно изготовить со взрослыми. Дети всегда любят делиться новостями, родители не всегда умеют их выслушать, поэтому иногда приходиться объяснять родителям, что ребенку это очень важно, поделиться полученными впечатлениями.

Большую роль в работе с семьей играет анкетирование родителей. Поэтому в начале учебного года прежде, чем начинать взаимоотношения с родителями, проводим детальный опрос семей. Стараемся узнать их отношения к тому или иному разделу программы, виду деятельности. Анкета помогает узнать многое о детях, типах воспитания в семье, о взаимодействии детей и взрослых. Подробный анализ анкет помогает в дальнейшем сотрудничестве с семьей, в планировании последующий работы.

В работе с родителями реализуем такие задачи как:

Обязательным элементом любой развивающей программы является многоаспектное сотрудничество с семьей. Особенно важно сотрудничество с семьей в интегрированной группе. Эффективная коррекция речевого и сопутствующих нарушений в ней возможна только в результате комплексного подхода, то есть при активной, сплоченной работе учителя-дефектолога, воспитателя, педагога-психолога и родителей дошкольника.

Незнакомая среда требует привыкания, адаптации ребенка. В этом отношении первый месяц и для детей, и для нас, а также для родителей является более сложным. И чтобы адаптация детей прошла быстро и спокойно, мы стараемся создать комфортную обстановку в группе, доброжелательное, мягкое отношение с нашей стороны, иногда обращаясь за помощью к родителям.

Формы работы с семьей.

Главной задачей взаимодействия педагогов с родителями является восстановление партнерских отношений, создание атмосферы общности, интересов и воспитательных усилий.

Решение этой задачи требует от обеих сторон высокого уровня доверия и информированности. Наиболее эффективной формой доведения до сведения родителей информации о жизни ребенка в УДО является беседа в конце дня. При этом родительская поддержка в воспитании и развитии ребенка во многом определяется тем, как педагог сообщает о событиях жизни ребенка в дошкольном учреждении.

Регулярно сообщая родителям даже о незначительных достижениях ребенка, показывая его поделки, обращая внимание на их достоинства, воспитатель приучает родителей следить за успехами ребенка, правильно реагировать на них.

Регулярно предоставляя информацию о содержании учебных занятий и достижениях детей, воспитатель помогает родителям быть внимательными к интеллектуальному развитию детей, осознать свою роль в этом процессе.

Читайте также: