План работы педагога психолога с родителями младших дошкольников проходящих адаптацию в доу

Обновлено: 05.07.2024

Раннее детство – период интенсивного развития. Опыт, приобретенный ребенком в это время ребенка, во многом определяет его будущую взрослую жизнь.
Конечно, родители, лучше, чем кто-либо, знают и любят своего ребенка. Но, приходит время, когда ему недостаточно общения только с близкими людьми: нужны новые друзья, новые впечатления, родителям надо выходить на работу и зарабатывать деньги. …И ребенок идет в детский сад.
Чтобы малышу было комфортно, уютно в дошкольном учреждении, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации. Немаловажную роль при этом, играет педагог-психолог.

1. Факторы, влияющие на характер адаптации.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям.
Этот период – достаточно сложный в жизни ребенка-дошкольника и может проходить по-разному.

Длительность и характер адаптации зависят от возраста ребенка. В исследованиях Аксариной Н.М., Жуковой Н.П. отмечено, что наиболее трудно приспосабливаются к новым условиям дети от 9-10 месяцев до 2-х лет. В этом возрасте начинают формироваться устойчивые привычки, и возможности их перестройки еще нет. После двух лет изменяется подвижность нервных процессов, дети становятся более любознательными, их можно заинтересовать новой игрушкой, они хорошо понимают речь взрослого, малыша легче успокоить, уже есть опыт общения с разными людьми. Поэтому для ребенка старше двух лет, процесс адаптации проходит легче, по сравнению с детьми более младшего возраста.

Севостьянова Е.О. также отмечает, что желательно, чтобы начало посещения детского сада не пришлось на эпикризные сроки: 1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 1 год 9 месяцев, 2 года, 2 года 3 месяца, 2 года 6 месяцев, 2 года 9 месяцев, 3 года.

На характер адаптации оказывает влияние то, насколько меняются условия жизни ребенка: режим дня, особенности питания и т.п. С целью предупреждения эмоционального стресса от резкого изменения этих условий, родителям, еще до поступления ребенка в группу, рассказывают о режиме дня детей данного возраста, характере питания и т.д., рекомендуют начать придерживаться таких же условий дома.

Привыкание к новым условиям зависит и от индивидуальных особенностей нервной системы. Одни дети громко плачут, отказываются от еды, игрушек, но только в первые дни посещения детского сада. Проходит время и ребенок успокаивается, возвращается аппетит. Такое протекание адаптации свидетельствует о том, что ребенок нормально привыкает к детскому саду.

2. Критерии успешной адаптации.

Адаптация – это процесс, результаты которого могут быть как позитивными, так и негативными.
Психологи и педагоги установили, что для успешной адаптации необходимы: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

3. Направления работы, обеспечивающие успешную адаптацию ребенка к ДОУ и организация работы педагога-психолога в этот период.

Взрослые, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за своего малыша. Задача педагога-психолога – успокоить их, подчеркнуть важность организации подготовительного периода. Он проводит ознакомительную экскурсию по детскому саду, показывает группу, спальню, игрушки.

Второй этап - ознакомительный. На первый план выступает взаимодействие с родителями на основе диалога. Педагог-психолог встречается с ними на индивидуальных консультациях (сентябрь-октябрь). В ходе беседы собираются данные анамнеза, родители делятся впечатлениями о первых днях посещения детского сада. В это же время, заполняется протокол, в котором педагог-психолог отмечает, как проходит период адаптации, и повлияло ли посещение детского сада на поведение ребенка.

Педагог-психолог консультирует родителей по вопросам формирования у детей навыков самообслуживания, по созданию условий, в которых самостоятельность и автономность малышей в детском саду будет развиваться.

Педагог-психолог, воспитатели и другие участники педагогического процесса проводят консультации, собрания, родительский клуб, тренинги, совместные с детьми игры.

Ближе к середине учебного года, проводится анкетирование родителей на определение типа темперамента их детей. Важно помнить, что природный темперамент проявляется в ранние детские годы, а потом поведение ребенка изменяется, под правила и нормы. Зная темперамент ребенка, педагоги учитывают его в своей педагогической деятельности, лучше понимают воспитанников.

Для определения типа темперамента целесообразно использовать характеристики, данные Осиной И. Взаимосвязь темперамента и внимания у детей дошкольного возраста //Дошкольное воспитание. - 1997. - №4. - С.24.

Работа с педагогами группы, принимающих малышей. В первые дни сентября педагог-психолог проводит консультацию с ними. Он напоминает воспитателям, особенности возраста детей 2-3 лет, адаптации, обращает внимание на моменты, которые могут оказаться важными при знакомстве с родителями и их ребенком.

В дальнейшей работе, консультации с педагогами группы, носят практический характер. На них, специалист знакомит воспитателей с индивидуальными особенностями детей и родителей группы, сообща решаются возникающие в ходе адаптации вопросы и возможные проблемы.

В течение учебного года, таких консультаций может быть несколько: "Привычки ребенка", "Питание ребенка в период адаптации", "Адаптация и круг общения", "Мальчики и девочки идут в детский сад".

Три раза в год, все участники образовательного процесса, принимают участие в медико-педагогическом совещании. На этих встречах, педагоги и специалисты ДОУ, делятся планами предстоящей в учебном году работы, подводят промежуточные итоги, ставят цели на ближайшее время.

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе предполагает: формирование у ребенка положительной установки, желания идти в детский сад. Для этого необходимо создать атмосферу тепла, уюта в группе.

Игры-занятия, педагог-психолог проводит с ноября месяца и по январь или апрель (по решению психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения). Проходят они еженедельно (приложение1), продолжительностью до 15 минут. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием, во втором полугодии, если возникает такая необходимость, группа делится на подгруппы.

Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения.
Дети двух-трех лет еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут наблюдать друг за другом, прыгать, и оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Взрослый должен научить их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период.

Практика выявила неэффективность традиционных форм работы с детьми в адаптационный период, поэтому необходим дифференцированный, индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его интересы и возможности.

В силу значимости и необходимости адаптации к дошкольному образовательному учреждению в жизни ребенка, необходимо всячески помогать малышу и его родителям. В ходе работы, важно отобрать такие формы и методы работы с детьми и их родителями, которые были бы интересны для них и вызвали положительные эмоции.

Используя в практике данную систему организации работы педагога-психолога, адаптационный период детей проходит легче, меньше волнуются и родители.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Работа с родителями

педагога-психолога Калуга Т.В.

Работа с родителями педагога-психолога Калуга Т.В.

на 2019-2020 уч. год.

Цель: сделать жизнь ребенка в условиях ДОУ удобной, комфортной, прежде всего с точки зрения детской психики, общих и индивидуальных особенностей ее развития.

Задачи: повышение компетентности родителей в сфере детско-родительский отношений и решения проблем и задач развития детей; сотрудничество с родителями в вопросах , связанных с решением проблем и задач развития их детей; установление контакта с родителями, формирование у них положительной установки на детский сад, уверенности в пользе для ребёнка посещения данного дошкольного учреждения; осознания ими важности специальных усилий семьи во взаимодействии с педагогами ДОУ; оказание родителям помощи в установлении доброжелательных и продуктивных отношений с воспитателями; оказание родителям помощи в решении задач развития и воспитания ребенка, выявление и снятие возникающих проблем.

Виды деятельности: консультация родителей по проблемам воспитания и психологического развития их детей; информирование по итогам проведения психологической диагностики; психологическое просвещение родителей.

План работы с родителями педагога-психолога Калуга Т.В.

на 2019-2020 уч. год.

Консультирование родителей на темы:

· Ребенок поступает в детский сад

· Кризис трех лет

· Учим ребенка общаться

· Если ребенок сосет палец

· Чем и как занять ребенка дома

· Если ребенок кусается

· Если ребенок дерется

· Какие игрушки нужны вашим детям!

· Как бороться с детскими страхами

· Психологические особенности детей раннего возраста

Консультирование родителей на темы:

· Почему дети разные

· Воспитание дружеских отношений в игре

· Учим ребенка общаться

· Упрямство ребенка, нежелание идти на компромисс

· Частая смена настроения, возрастные особенности

· Чем и как занять ребенка дома

· Как помочь ребенку играть, не привлекая к этому процессу взрослых

· Как бороться с детскими страхами

· Если ребенок вынуждает вас делать покупки

· Правила поведения для родителей тревожных детей

· Игры на внимание

· Поощрять или наказывать

· Как приучить ребенка к порядку

Консультирование родителей на темы:

· Ребенок не может контролировать свое поведение, преобладает непослушание

· Воспитание дружеских отношений в игре

· Если ребенок дерется

· Если ребенок вынуждает вас делать покупки

· Игры на внимание

· Поощрять или наказывать

· Итоги диагностики готовности к школьному обучению

· Готовность детей к школьному обучению

· Игры на развитие познавательной сферы

Использование буклетов. Основная тематика:

· Как помочь ребенку играть, не привлекая к этому процессу взрослых

· Пальчиковая гимнастика (развиваем речь, память, умение подражать, концентрирование внимания и т.д.)

· Если Ваш ребенок агрессивный

· Как научить ребенка делиться

· Двадцать способов избежать наказания

· Взаимоотношения с педагогами

· Как сделать из мальчика мужчину

· Как приучить ребенка к порядку

· Как научить ребенка слушаться

Использование стендов. Основная тематика:

· Как вырастить защитника (независимость, умение анализировать, уверенность в себе, сочувствие, рыцарь-это наследственно)

· Проблемы личностного развития (если ребенок обманывает, беззащитность перед агрессией, о нытье и хныканье)

· Психологические особенности развития детей раннего возраста.

Анкетирование родителей «Мое мнение о

Конфликтологическая работа с родителями. Недопущение скандалов между участниками образовательного процесса детей.

Аналитическая справка работы с родителями педагога-психолога

Калуга Т.В. на 2019-2020 учебный год.

В течение 2019-2020 учебного года проводились мероприятия с родителями в соответствии с поставленными задачами по направлениям деятельности педагога-психолога: консультационная работа, информационно-просветительская деятельность.

Консультационная работа имела тематику: адаптация в ДОУ, игры, улучшающие эмоциональное самочувствие детей в период адаптации к ДОУ, в домашних условиях; психологические особенности детей раннего возраста (2-ая младшая группа); упрямый ребенок; частая смена настроения, ребенок стал ранимый, плаксивый; ребенок не может контролировать свое поведение, преобладает непослушание; готовность ребенка к школьному поведению и т.д. Всего было проведено 23 консультации из них 12 повторных.

Была проведена также стендовая и буклетная работа в течение года, несущая информационную миссию в работе с родителями.

Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Общение с родителями. Как показывает опыт, именно эта форма работы связана с различными трудностями. Иногда воспитатели не умеют грамотно выстроить беседу, найти для нее необходимое содержание и формы, выбрать методы активизации родителей.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность МДОУ вела по четырем направлениям.

· Информационно – аналитическое направление

Позднее выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

1. Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

2. Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.

3. Родители – критические наблюдатели.

У нас появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

· Познавательное направление

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

Совместно с педагогами нашего детского сада будут проведены следующие родительские собрания:

· Наглядно – информационное направление

Наглядно – информационное направление включает в себя:

· родительские уголки с консультациями для родителей.

Активность родителей в создании выставок говорит о том, что эта форма работы являются востребованной. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Проводимая работа позволила повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети.

Родители – самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Быть другом своих детей значительно труднее, чем прокормить и одеть их.

Акция охватывает всех родителей группы/детского сада, ведь далеко не все из них способны выделить 1,5-2 часа на посещение тренинга, тем более состоящего из нескольких встреч, из-за объективных и необъективных причин.
При том, что акция – групповой метод работы, он имеет сугубо индивидуальную направленность. Мероприятия затрагивают непосредственно каждого человека: ребенка, родителя и педагога.
Акция экономична по времени проведения (длительность до 2 недель), действует по методу погружения, ненавязчиво сопровождает детей, родителей и педагогов в процессе воспитания и обучения.
Оригинальные приемы, позитивные настрои поднимают настроение детей, родителей и педагогов, сплачивают коллектив, объединяют семью и детский сад.

Акция стала замечательной возможностью для маленького ребёнка сказать добрые слова, выразить свои чувства самому близкому человеку и увидеть ответную реакцию любви к себе. А это только укрепляет отношения между ребёнком и его мамой. Перед проведением акции нами была проведена большая предварительная работа.

К нашему удивлению, дети показали свою индивидуальность: они признавались мамам в любви, говорили добрые слова о своих мама, называли их ласковыми словами. Мы увидели, как много значит для них мама. Дети проявляли свою фантазию и предложили красочно оформить конверт для писем. Из составленных писем мы оформили стенд в виде ромашки. Дети с нетерпением ждали праздничного дня.

Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.

Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 42% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 87% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 90% дают положительную оценку работе МДОУ.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 86% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Совместное с родителями посещение участка и группы детского сада.

2.Первичная диагностика с целью определения сильных и слабых сторон развития ребенка, факторов дезадаптации, адаптационных возможностей.

3.Определение прогноза течения адаптации.

2.Индивидуальные беседы с родителями (по запросу) по вопросам подготовки ребенка к детскому саду.

3.Анкетирование родителей с целью предварительного прогноза адаптации детей.

1.Совместное комплектование групп и составление подвижного графика поступления в ДОУ.

II этап: основной

1. Участие в приёме детей в группу в соответствии с примерным графиком.

2.Наблюдение за детьми.

3.Проведение системы групповых адаптационных игр, направленных на снятие эмоционального напряжения, формирование благоприятного психологического климата в адаптационных группах.

2. Индивидуальные консультации для родителей по вопросам хода адаптационного процесса.

1.Совместное планирование организации детской деятельности в течение дня.

2.Оказание помощи в заполнении адаптационных листов.

3.Консультирование по текущим вопросам хода адаптационного процесса.

III этап: заключительный

1. Установление постоянного режима пребывания ребенка в ДОУ.

2. Разработка мер индивидуальной помощи детям с признаками дезадаптации.

1. Индивидуальное консультирование по запросу родителей.

1.Составление аналитической справки по результатам адаптационного процесса.

а) системного анализа причин эмоционального неблагополучия и затруднений вхождения в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения отдельных воспитанников;

б) координации действий специалистов по оказанию мер психолого-педагогической поддержки детям с признаками дезадаптации;

в) коллективной разработки программ психолого-педагогического сопровождения детям с признаками дезадаптации;

г) анализа выявленных психолого-педагогических затруднений в деятельности педагогов и определения путей их преодоления.

3.Профессиональная рефлексия воспитателей по итогам адаптационного периода.

4. Осуществление текущей диагностики нервно-психического развития ребенка.

Анализ течения процесса адаптации, принятие решения о степени адаптации ребенка, определение и оценка поведенческих реакций ребенка,

изучение и контроль за состоянием нервно-психического развития воспитанников. Понимание степени адаптации воспитанников; рекомендации для администрации и педагогов;

Понимание картины нервно-психического развития воспитанников Рекомендации для администрации и педагогов,

Психопрофилактическая и коррекционно-развивающая работа

Игровые развивающие сеансы Обеспечения эмоционального благополучия ребенка в процессе адаптации;

Охрана и укрепление психологического здоровья детей.

Успешная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ и увеличение количества детей с легкой степенью адаптации. Сентябрь-май

Психопросветительская работа

Родители (законные представители)

2. Разработка информационной папки «Адаптация к ДОУ : советы

3. Размещение информационных материалов на сайте ДОУ и в информационных уголках;

4. Индивидуальные консультации и беседы. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего и младшего возраста в период адаптации. Повышение уровня педагогической компетенции родителей (законных представителей) детей раннего и младшего возраста в период адаптации. Участие родителей (законных представителей) в открытых и совместных мероприятиях.

Наличие информационных материалов, текстов выступлений, фото мероприятий. В течение года

Педагоги

1. Выступления на педагогических советах;

2. Разработка памяток, брошюр, буклетов по проблеме адаптации в ДОУ;

3. Размещение информационных материалов на сайте ДОУ;

4. Индивидуальные консультации и беседы Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего и младшего возраста в период адаптации. Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов. Наличие информационных материалов, текстов выступлений, фото мероприятий. В течение года

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ: роль воспитателя Адаптация (от лат. Adaptare – приспособлять) – в широком смысле – приспособление к окружающим условиям. Традиционно под адаптацией понимается.

Рекомендации педагога-психолога по адаптации ребенка к условиям детского сада Рекомендации педагога-психолога по адаптации ребенка к условиям детского сада. Как надо готовить родителям ребёнка к поступлению в детский.

Читайте также: