Структура деятельности в школе

Обновлено: 06.07.2024

Новое поколение, новые правила

Мы наблюдаем эволюцию ученика. Современные дети мотивированны изнутри, они стремятся к независимым суждениям, проявляют настойчивость, заинтересованы во взаимодействии с одноклассниками и обладают другими яркими качествами. Работать с такими ребятами и интереснее, и сложнее.

Состав управленческой команды

Руководитель образовательной организации. Стратег и организатор, который обеспечивает получение образовательных результатов на основе рационального и эффективного управления ресурсами. Несет полную ответственность за все внутришкольные процессы.

Первый заместитель руководителя (по управлению ресурсами). Фигура по весу и статусу фактически равная директору школы.

  1. Управление финансово-экономическими ресурсами, развитие материально-технической базы.
  2. Руководство и организация деятельности контрактной службы.
  3. Обеспечение работы органов государственно-общественного управления, которые влияют на работу школы.

Заместитель руководителя по реализации образовательных программ. Специалист аналогичный традиционному завучу, но отвечающий за конечный образовательный результат всего школьного курса, а не только начальной, средней или старшей школы.

  1. Планирование повышения квалификации педагогов.
  2. Организация работы учителей по реализации образовательных программ.
  3. Организация деятельности межпредметных методических объединений (взамен распределения учителей по предметным группам).
  4. Определение/изменение структуры управления образовательным процессом в школе.

Заместитель руководителя по контролю качества образовательных результатов. Новый вид специалиста: не только контролирует, но и мониторит ситуацию в школе, способствует формированию взаимотребовательности у педагогов.

  1. Организация внутренней системы оценки качества образования.
  2. Изучение удовлетворенности родителей качеством образования.
  3. Курирование участия школы во внешних процедурах оценки качества образования.
  4. Внесение предложений по аттестации учителей, а также по подбору и расстановке педагогических кадров.

Совет: реализуя контрольные мероприятия, не следует отвлекать педагогов от основного образовательного процесса.

Заместитель руководителя по воспитанию и социализации учеников. Специалист, отвечающий за дополнительное образование детей. Его помощниками часто становятся классные руководители, старшие воспитатели, социальные педагоги, омбудсмены, родители. Работа может проводиться на ознакомительном, базовом и углубленном уровнях, с учетом возраста детей и категории учебной организации. В идеале, по итогам работы не менее 80% учеников средней и старшей сколы должны участвовать в общегородских мероприятиях, и не менее 50% учащихся – становиться победителями и призерами таких мероприятий.

Шестым звеном оптимальной управленческой команды является главный бухгалтер.

Работа с кадрами

Чтобы сформировать эффективное штатное расписание, руководству школы нужно выполнить следующие действия:

  • Сократить численность административно-управленческого персонала.
  • Увеличить долю результативных высокооплачиваемых педагогов.
  • Оптимизировать дублирующие должности с помощью аудита.
  • Эффективно распределить функционал.
  • При возможности перейти на аутсорсинг клининговых, бухгалтерских и прачечных услуг.

Формируя команду необходимо помнить о таких задачах как обеспечение безопасности, организация качественного питания, соблюдение санитарных условий, предоставление медицинского обслуживания. При всем, главной задачей команды, конечно, остается педагогическая.

Принципы работы современного коллектива педагогов:

  • Понимание, принятие и разделение всем коллективом целей и задач работы.
  • Моральная и материальная отдача от результатов труда.
  • Правильная расстановка кадров.
  • Грамотное стимулирование работников.
  • Ответственность руководителя и коллектива в целом за порученное дело.

Шаги к результату

Руководство направляет педагогов к достижению планируемого образовательного результата, а он приоритетный в новых стандартах. Рассмотрим несколько универсальных приемов, которые можно обсудить с коллегами и использовать, составляя новые учебные программы.

Подготовка к уроку. Планировать учебное занятие, ориентируясь на ФГОС, можно по следующей схеме:

  1. Определение и анализ планируемых образовательных результатов. Формулировка цели и задач занятия.
  2. Отбор видов учебной деятельности. Конструирование учебных ситуаций.
  3. Отбор средств обучения.

Выбор заданий. Многие специалисты рекомендуют подбирать задания в соответствии с таксономией Блума. Она представлена в форме восхождения по следующим этапам: Знание -> Понимание -> Применение -> Анализ -> Синтез -> Оценка.

При этом помним, что любая воспитательная система может помочь в формировании только тех качеств, которыми обладает сама.

Новое поколение, новые правила

Мы наблюдаем эволюцию ученика. Современные дети мотивированны изнутри, они стремятся к независимым суждениям, проявляют настойчивость, заинтересованы во взаимодействии с одноклассниками и обладают другими яркими качествами. Работать с такими ребятами и интереснее, и сложнее.

Состав управленческой команды

Руководитель образовательной организации. Стратег и организатор, который обеспечивает получение образовательных результатов на основе рационального и эффективного управления ресурсами. Несет полную ответственность за все внутришкольные процессы.

Первый заместитель руководителя (по управлению ресурсами). Фигура по весу и статусу фактически равная директору школы.

  1. Управление финансово-экономическими ресурсами, развитие материально-технической базы.
  2. Руководство и организация деятельности контрактной службы.
  3. Обеспечение работы органов государственно-общественного управления, которые влияют на работу школы.

Заместитель руководителя по реализации образовательных программ. Специалист аналогичный традиционному завучу, но отвечающий за конечный образовательный результат всего школьного курса, а не только начальной, средней или старшей школы.

  1. Планирование повышения квалификации педагогов.
  2. Организация работы учителей по реализации образовательных программ.
  3. Организация деятельности межпредметных методических объединений (взамен распределения учителей по предметным группам).
  4. Определение/изменение структуры управления образовательным процессом в школе.

Заместитель руководителя по контролю качества образовательных результатов. Новый вид специалиста: не только контролирует, но и мониторит ситуацию в школе, способствует формированию взаимотребовательности у педагогов.

  1. Организация внутренней системы оценки качества образования.
  2. Изучение удовлетворенности родителей качеством образования.
  3. Курирование участия школы во внешних процедурах оценки качества образования.
  4. Внесение предложений по аттестации учителей, а также по подбору и расстановке педагогических кадров.

Совет: реализуя контрольные мероприятия, не следует отвлекать педагогов от основного образовательного процесса.

Заместитель руководителя по воспитанию и социализации учеников. Специалист, отвечающий за дополнительное образование детей. Его помощниками часто становятся классные руководители, старшие воспитатели, социальные педагоги, омбудсмены, родители. Работа может проводиться на ознакомительном, базовом и углубленном уровнях, с учетом возраста детей и категории учебной организации. В идеале, по итогам работы не менее 80% учеников средней и старшей сколы должны участвовать в общегородских мероприятиях, и не менее 50% учащихся – становиться победителями и призерами таких мероприятий.

Шестым звеном оптимальной управленческой команды является главный бухгалтер.

Работа с кадрами

Чтобы сформировать эффективное штатное расписание, руководству школы нужно выполнить следующие действия:

  • Сократить численность административно-управленческого персонала.
  • Увеличить долю результативных высокооплачиваемых педагогов.
  • Оптимизировать дублирующие должности с помощью аудита.
  • Эффективно распределить функционал.
  • При возможности перейти на аутсорсинг клининговых, бухгалтерских и прачечных услуг.

Формируя команду необходимо помнить о таких задачах как обеспечение безопасности, организация качественного питания, соблюдение санитарных условий, предоставление медицинского обслуживания. При всем, главной задачей команды, конечно, остается педагогическая.

Принципы работы современного коллектива педагогов:

  • Понимание, принятие и разделение всем коллективом целей и задач работы.
  • Моральная и материальная отдача от результатов труда.
  • Правильная расстановка кадров.
  • Грамотное стимулирование работников.
  • Ответственность руководителя и коллектива в целом за порученное дело.

Шаги к результату

Руководство направляет педагогов к достижению планируемого образовательного результата, а он приоритетный в новых стандартах. Рассмотрим несколько универсальных приемов, которые можно обсудить с коллегами и использовать, составляя новые учебные программы.

Подготовка к уроку. Планировать учебное занятие, ориентируясь на ФГОС, можно по следующей схеме:

  1. Определение и анализ планируемых образовательных результатов. Формулировка цели и задач занятия.
  2. Отбор видов учебной деятельности. Конструирование учебных ситуаций.
  3. Отбор средств обучения.

Выбор заданий. Многие специалисты рекомендуют подбирать задания в соответствии с таксономией Блума. Она представлена в форме восхождения по следующим этапам: Знание -> Понимание -> Применение -> Анализ -> Синтез -> Оценка.

При этом помним, что любая воспитательная система может помочь в формировании только тех качеств, которыми обладает сама.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Структура управления образовательным учреждением.

В организационной структуре системы управления предоставлены следующие субъекты управления: педагогический совет, родительский комитет, директор школы, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по воспитательной работе, социально-психологическая служба.

Деятельность управления школы регламентируется локальными нормативными актами и Уставом. В школе разработаны и утверждены в соответствии с действующим законодательством локальные нормативные акты: Правила внутреннего трудового распорядка для работников, коллективный договор, Положение об общешкольном родительском комитете, Положение об общем собрании трудового коллектива, Положение о педагогическом совете, Положение о промежуточной аттестации и переводе учащихся в следующий класс, Положение об инспекционно-контрольной деятельности школы, Положение о безотметочной системе оценивания учащихся 1 класса, Положение о правилах поведения учащихся, Положение о зачислении в школу, Положение об организации индивидуального обучения детей на дому, Положение о портфолио ученика, Положение о Порядке организации предоставления платных образовательных услуг, Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников, Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, Положение о школьной одежде и внешнего вида обучающихся, Положение о порядке регламентации и оформлении возникновения, приостановления и прекращения отношений между школой и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями).

В школе разработаны и выполняются должностные инструкции. В соответствии с Положением о педагогическом совете определены темы заседаний, которые соответствуют задачам, поставленным перед коллективом школы и отражены в годовом плане работы.

С целью совершенствования деятельности образовательного учреждения, повышения мастерства учителей, улучшения качества образования в школе разработан и утвержден план внутришкольного контроля.

Можно сделать вывод о том, что для организационно-правового обеспечения образовательной деятельности МОБУ Липовецкая СОШ №1 располагает основным комплектом учредительной, нормативно-правовой и организационно-распорядительной документацией, которая соответствует предъявляемым требованиям: система управления осуществляется в соответствии с действующим законодательством, нормативными актами РФ в области образования, Уставом школы.

Заместитель по ВР

Децентрализация системы управления школой способствует гармонизации содержательной и управленческой деятельности, причем для каждого структурного подразделения предусматриваются конкретные цели, оценивается сложность и неоднородность объекта управления. В системе управления школы функционирует не отдельные модули а их оптимальная комбинация. Их деятельность определена следующими стратегическими требованиями: полный охват направления работы, координация и взаимосвязь деятельности различных подразделений, адаптивность к изменяющимся социально-экономическим условиям, открытость, использование в управлении школой современных информационных технологий, оптимальное привлечение квалифицированных специалистов к принятию управленческих решений.

В структуре управления выделяются 4 уровня

Первый уровень – директор, главное административное лицо. Директор несет персональную ответственность за все, что делается в образовательном учреждении всеми субъектами управления. На этом же уровне находятся высшие органы коллегиального управления, имеющие определенный правовой статус: педагогический совет, органы самоуправления учащихся. Субъекты управления этого уровня определяют стратегическое направление развития образовательного учреждения.

Второй уровень – заместители директора образовательного учреждения и завхоз. Каждый из них отвечает за определенное направление учебно-воспитательной системы, согласно своему административному статусу. Этот уровень выступает звеном опосредованного руководства директора. Его главная функция – согласование деятельности всех участников процесса в соответствии с заданными целями, программой и ожидаемыми результатами.

Третий уровень – методические объединения учителей предметников. К управлению этого уровня относятся руководители методических объединений. Руководство на этом уровне основано преимущественно на личных контактах, осуществляется с учетом индивидуальных особенностей.

Четвертый уровень – учителя, родители и ученики. Участие детей в управляющей системе формирует их организаторские способности и деловые качества.

В школе разработаны функциональные обязанности для управленцев каждого уровня, что обеспечивает четкость и слаженность в управлении развитием образовательного учреждения, избавляет от перекладывания ответственности с одного должностного лица на другое. Такая работа направлена на повышение культуры управленческой деятельности. Конечный результат любых управленческих действий должен ориентироваться на качественную подготовку ученика школы.

Анализируя схему управления школой можно выделить три уровня внутришкольного управления: администрация, учителя, учащиеся. На каждом из них разворачивается своя структура органов, объединений, групп, комиссий, советов и т.д., которые взаимосвязаны с субъектами каждого уровня и между собой.

Первый уровень - администрация (директор и его заместители).

Администрация школы достаточно компетентна, имеет необходимый уровень научно-теоретической и методической подготовки, обладает способностью осуществлять педагогический анализ, руководить, устранять выявленные недостатки.

Функциональные обязанности между членами администрации школы распределены целесообразно.

Все члены администрации достаточно принципиальны и требовательны и вместе с тем тактичны с подчиненными, учащимися и их родителями.

В школе имеется программа развития школы, перспективный годовой и календарный планы работы.

По результатам проверки составляются справки, которые зачитываются на совещаниях.

В ходе контроля планы своевременно корректировались. План конкретный, достоверный.

План внутришкольного контроля содержит, обосновано выбранные объекты и цели контроля, вытекающие из анализа итогов учебного года.

Контроль был гласным и открытым.

Администрация школы использовала различные виды, формы и методы контроля.

Все виды посещений заранее обговаривались, составлялись графики посещений. Все посещения были целенаправленны. Итоги контроля подводились на педсоветах и совещаниях. Вся работа способствовала повышению качества работы педколлектива.

Анализ итогов учебно-воспитательного контроля полный и достоверный.

Второй уровень – учителя (учителя-предметники, классные руководители) на этом уровне создаются новые организационные структуры: рабочие группы, временные творческие лаборатории.

Третий уровень – учащиеся. Здесь учащиеся создают свои условия: органы управления, комиссии, клубы и объединения.

Усложнение функций современной образовательной школой повлекли за собой значительные изменения организационного аспекта жизни школьного коллектива, обусловили усложнения труда руководителей, определили потребности в поиске новых форм и методов организационно-педагогической деятельности администрации школы. особое место занимают совещания при директоре, которые могут проходить в форме планерки, оперативного совещания, административного совета или расширенного совещания. Совещания при директоре позволяют осуществлять систематический сбор оперативной и тематической информации о состоянии учебно-воспитательного процесса в школе и его результатах и своевременно принимать меры по повышению результативности работы педагогического коллектива.

Достигнутые успехи в образовательном процессе удовлетворяют учащихся и их родителей, соответствуют поставленным целям личностно-ориентированного обучения.

Сильные стороны в системе управления:

- ученики привлечены к управлению школой на основе принципа самоуправления;

- социальный заказ родителей и учащихся реализуются в полной мере, хорошие результаты итоговой аттестации, высокий процент поступления учащихся в вузы, ежегодно школа занимает третье место в районе по результатам Всероссийской олимпиады школьников, реализация дифференцированных программ обучения (в школе обучается 3 ученика по программе коррекционной школы, 2- находится на домашнем обучении), возможность выбора приемов и способа обучения;

- создана система воспитательной работы, дополнительного образования;

- сплоченный и работоспособный коллектив учителей (из 22 педагогов 6 имеют высшую квалификационную категорию, 12 имеют - первую);

- в результатах преобразования школы заинтересованы близ лежащие предприятия, которые готовы оказать необходимую помощь;

- большой опыт работы управленческого персонала.

- инерция некоторых педагогов к апробациям инноваций, преобладание в коллективе традиционных подходов к образовательному процессу;

- низкая мотивация учебной деятельности школьников и слабая сформированность ключевых умений и навыков учебного труда.

От четко скоординированной, спланированной и организационной работы всех звеньев системы управления школы зависит результативность процесса образования, которая включает в себя обучение и воспитание школьников.


Согласования между образовательной моделью в школе и структурой ее управления - условие гармоничного развития организационных и образовательных процессов. В основу проектирования модели управления школы положены Закон "Об образовании в РФ", Устав школы, нормативно-правовые документы Министерства образования и науки, педагогического совета и органов общественного самоуправления школы. Реальная возможность придать педагогическому процессу целостность и оптимальность связана не только с ее совершенствованием, но и с применением принципиально новой - модульной системы, которая строится в соответствии с прогнозируемыми целями. Эта система предусматривает вариативность и оптимальную технологичность содержания, средств, форм и методов обучения, где в управлении активно задействованы не только директор, его заместители и учителя школы, но и сами учащиеся.


Исходя из целей, принципов построения и стратегии развития построена структура управления, в которой выделяется 4 уровня управления:

Первый уровень - директор - главное административное лицо, воплощающее единоначалие и несущее персональную ответственность за все, что делается в образовательном учреждении всеми субъектами управления. На этом же уровне модели находятся высшие органы коллегиального и общественного управления, имеющие тот или иной правовой статус: Совет школы и общее собрание трудового коллектива. Субъекты управления этого уровня обеспечивает единство управляющей системы в целом, определяют стратегическое направление развития образовательного учреждения, всех его подразделений.

Второй уровень – педагогический совет, родительский комитет, заместители директора образовательного учреждения, завхоз, органы, входящие в сферу влияния каждого из членов администрации.

Каждый член администрации интегрирует определенное направление или подразделение учебно-воспитательной системы согласно своему административному статусу или общественной роли. Этот уровень выступает звеном опосредованного руководства директора образовательной системой.

Его главная функция согласование деятельности всех участников процесса в соответствии с заданными целями, программой и ожидаемыми результатами, то есть добиваться тактического воплощения стратегических задач и прогнозов.

Третий уровень - методические объединения. К управленцам этого уровня относятся руководители методических объединений. Взаимодействие субъектов управления этого уровня осуществляется через специализацию функций при их одновременной интеграции. Руководство на этом уровне основано преимущественно на личных контактах, осуществляется с учетом индивидуальных особенностей и не формализовано.

Четвертый уровень - учащиеся, родители и учителя. Развитие самоуправления на этом уровне обеспечивает реализацию принципа демократизации. Участие детей в управляющей системе формирует их организаторские способности и деловые качества.

В школе разработаны функциональные обязанности для управленцев каждого уровня управления, что обеспечивает четкость и слаженность в управлении развитием образовательного учреждения, избавляет от перекладывания ответственности с одного должностного лица на другого.

Такая работа по организации грамотного управления направлена на повышение культуры управленческой деятельности. Конечный результат любых управленческих действий должен ориентироваться на качественную подготовку выпускника школы во всем многообразии этого понятия, имея в виду совокупность собственно-образовательных приобретений, нравственных, духовных, а также развития его индивидуальных и творческих способностей. Результаты решения этой задачи с учетом того, что она не должна быть неизменной во времени и в обществе - основной критерий оценки эффективности системы управления.


Развитие системы управления школой на планируемый этап предполагает переход к системной модели управления образовательным учреждением, разработка которой и будет составлять один из блоков работы администрации школы.

В основе принятия управленческих решений лежат результаты ВШК, в системе которого выделяются два направления:

Учебно-воспитательный процесс:

  • контроль за выполнением программы всеобуча;
  • контроль за состоянием преподавания учебных дисциплин, выполнением учебных программ и достижения государственного стандарта образования;
  • контроль за реализацией права учащихся на получение образования;
  • контроль за состоянием трудового воспитания и профориентации учащихся;
  • контроль качества знаний, умений и навыков учащихся;
  • контроль за внеклассной работой по предметам;
  • контроль за обеспечением условий сохранения и развития здоровья учащихся в образовательном процессе.

Управление педагогической системой, как и управление любой социальной системой есть прежде всего, процесс переработки информации, состоящий из трех основных этапов: сбор информации, ее переработка и выдача управленческого решения.

Школа уже несколько лет работает в режиме развития, поэтому организационная структура управления школой строится по линейно-функциональному типу с элементами матричной. При линейно-функциональной структуре управления связи и отношения субъектов характеризуются одновременно и субординацией и координацией. Наличие элементов матричной структуры отражает субъекты управления, которые создаются временно для решения той или иной инновационной задачи и распускаются после ее решения. Элементы матричной структуры вводятся в сложившуюся линейно-функциональную структуру на какой-то срок и, как правило, не изменяют число уровней в вертикальной иерархии. Исходя из анализа схемы управления школой, можно выделить три уровня внутришкольного управления: администрация, учителя, учащиеся. На каждом из них по горизонтали разворачивается своя структура органов, объединений, групп, комиссий, советов, комитетов, творческих групп, секций, клубов и т.п., которые взаимосвязаны с субъектами каждого уровня и между собой.

Уровень администрации - уровень директора и его заместителей.

Здесь происходят самые существенные изменения организационной структуры в школе. Наряду с традиционными субъектами: общешкольная конференция, совет школы, педагогический совет, совет родителей, совет учеников, формируется новый общественный полюс управления в лице совета по стратегии развития школы. В структуре администрации школы появляются новые фигуры - психолог, социальный работник и др. с непривычными для прежней школы функциями (диагностика обученности, обучаемости, учебных возможностей школьников и обучающихся возможностей учителей, выбор оптимальной для конкретного ученика программы и технологии обучения, учителя, той или иной системы организации учебно-воспитательного процесса, условий обучения и многое другое).

Уровень учителей - уровень учителей-предметников, классных руководителей, воспитателей и т.п. На рассматриваемом уровне предполагается создание новых организационных структур: временных творческих лабораторий и научно-исследовательских групп и коллективов, методических советов, проблемных семинаров, школы учителя-экспериментатора и др.

Читайте также: