Проект преемственность детского сада и школы реализация чебоксары

Обновлено: 07.07.2024

В городе Чебоксары запущен инновационный проект "Преемственность: детский сад-школа", который предусматривает активное взаимодействие детского сада, родителей и школы как единого образовательного пространства.

В рамках реализации этого проекта запланированы самые разнообразные мероприятия по нескольким направлениям.

Необычным станет направление "Родительские субботы", где родители вместе со своими воспитанниками смогут посещать территориально закрепленные школы и уже на начальном этапе познакомиться с учителями, с особенностями жизни в школе, с новыми правилами и порядком проведения уроков, чтобы у будущих первоклассников как можно легче прошла адаптация к новым условиям.

Интересной обещает быть практика посещений директорами школ дошкольных учреждений, чтобы на практике увидеть своими глазами как живет детский сад, какой старт, успехи и достижения получает в нем ребенок. И тогда у школы будет возможность, ориентируясь на уровень развития ребенка, вести его дальше в образовательное пространство школы.

Третьим направлением станет совместное проведение самых разнообразных совместных мероприятий с участием педагогов школы, педагогов детского сада, родителей и детей.

Первой ласточкой стал детский сад № 201 и школа № 40. Единая система, новая модель взаимодействия образовательных учреждений сложилась в этом детском саду и школе, где максимально учитываются интересы детей, запросы родителей и педагогов.

С сентября начал реализацию совместный проект "Интеграция дошкольного и начального общего образования – путь успешной социализации ребёнка". В рамках этого проекта в течение года проходят мероприятия. Совсем недавно прошли спортивные соревнования "Весёлые старты". А на днях состоялась игра "Умники и умницы". "А вы знаете, какая самая большая ягода на земле, какое животное носило обувь, почему появляется радуга. " - на эти и другие вопросы пытались ответить воспитанники детского сада и ученики школы в интеллектуальной игре "Умники и умницы". У ребят появилась возможность показать свои знания, которые оценивало строгое жюри. Вопросы оказались сложные, но с ними "умники" справились успешно.

Школа и детский сад - два смежных звена в системе образования. Одним из факторов, обеспечивающих его эффективность, является интеграция дошкольного и начального школьного образования.

Данный проект обязательно будет востребован всеми участниками педагогического процесса, потому что у детского сада, родителей и школы – одна общая цель – развитие и воспитание подрастающего поколения.

ПАСПОРТ

Муниципальный заказчик - Управление образования администрации города Чебоксары

Программно-целевые инструменты проекта:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
  • Государственная программа Чувашской Республики "Развитие образования" на 2012-2020 годы;
  • Стратегия развития образования в Чувашской Республике до 2040г.;
  • Программы развития ДОО и СОШ.

Цель проекта - Использование возможности социального партнерства для согласованности дошкольного и начального школьного образования, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное воспитание, обучение и социализации.

Задачи проекта:

Целевые индикаторы и показатели проекта. Реализация проекта позволит достичь следующих показателей:

  • создание единой нормативно-правовой базы;
  • повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ и учителей;
  • работа единой психологической службы поддержки и помощи родителям воспитанников в вопросах подготовки детей к школьному обучению и адаптации в условиях школы;
  • развитие мотивационной сферы и формирование предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста на этапе завершения дошкольного образования.

Сроки реализации проекта: с сентября 2015 года. Долгосрочный

Основные мероприятия проекта:

- экскурсии в школу, посещение школьной библиотеки, музея;

- взаимодействие с учениками начальных классов и учителями;

- участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;

- беседы и встречи с бывшими воспитанниками. Совместные праздники соревнования, выставки;

- участие в совместной театрализованной деятельности;

- посещение адаптационных занятий по введению в школьную жизнь, организованных при школах.

- деятельность единой психологической службы;

- совместные педагогические советы, семинары, мастер- классы, круглые столы учителей и педагогов ДОУ;

- психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

- взаимодействие медицинских работников, узких специалистов;

- открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

- педагогические и психологические наблюдения.

- встречи родителей с будущими учителями;

- дни открытых дверей;

- анкетирование, тестирование родителей для изучения семьи в преддверии школьной жизни ребёнка и в период адаптации к школе;

- образовательные игровые тренинги, практикумы деловые игры, совместные вечера, тематические досуги;

- заседания родительских клубов;

Ожидаемый конечный результат реализации проекта:

  • создана единая нормативно-правовая база;
  • у педагогов ДОУ и учителей повышена профессиональная компетентность;
  • действует единая психологическая служба поддержки и помощи родителям воспитанников в вопросах подготовки детей к школьному обучению и адаптации в условиях школы;
  • развита мотивационная сфера и сформированы предпосылки учебной деятельности у детей дошкольного возраста на этапе завершения дошкольного образования.

Система организации контроля за исполнением проекта:

- Информация о ходе выполнения проекта предоставляется исполнителями в установленном порядке.

- Управление проектом и координация исполнения осуществляется управлением образования администрации города Чебоксары.

Данный проект затрагивает актуальную на данный момент проблему: преемственности ДОУ и ОО.

Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования. Одно из основных условий обеспечения функционирования и развития единой непрерывной системы образования — это осуществление преемственности разных ступеней, в частности преемственности дошкольного и начального образования.

ВложениеРазмер
proekt_gurkova.docx 65.85 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА

Школа резерва управленческих кадров

в системе муниципального образования

Выполнила Гуркова В. М.

учитель начальных классов

Заслушан на заседании школьного

учителей начальной школы.

Рекомендован к использованию

в деятельности образовательного

И. о. директора школы: Зимарева Н. С.

Лесосибирск, 2019 г.

От того, как будет чувствовать

себя ребенок, поднимаясь на первую

ступеньку познания, что он будет

переживать зависит весь его дальнейший

В. А. Сухомлинский

Данный проект затрагивает актуальную на данный момент проблему: преемственности ДОУ и ОО.

Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования. Одно из основных условий обеспечения функционирования и развития единой непрерывной системы образования — это осуществление преемственности разных ступеней, в частности преемственности дошкольного и начального образования. С введением федерального государственного стандарта ДО и НОО необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу приоритетов развития образования в России. Детский сад и начальная школа должны осуществлять совместную целенаправленную работу по обеспечению успешной адаптации выпускников дошкольной организации в первом классе. Для этого целесообразно использовать единые требования и подходы к образовательному процессу, которые ориентируют на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Работа по реализации проекта осуществляется через систематическую образовательную деятельность с педагогами, детьми и информационно – просветительскую работу с родителями.

В проекте принимают участие: педагоги ОО и ДОУ, дети подготовительных групп, первоклассники и члены их семей.

Обоснование необходимости проекта

Основная часть дошкольников посещают детский сад. Но, не смотря на это, каждый год мы наблюдаем, что среди первоклассников есть группа детей, которые трудно адаптируются к школе. Статистические данные за 3 года показывают:

2016 – 2017 учебный год

2017 – 2018 учебный год

2018 – 2019 учебный год

Из статистических данных видно, что количество первоклассников, которые имеют низкий уровень адаптации, увеличивается. Поэтому существует необходимость в организации совместной работы ОУ с ДОУ, чтобы процесс адаптации детей к школе протекал более успешно, и снизилось количество детей с низким уровнем адаптации.

Цель проекта : создание условий для успешной адаптации первоклассников к школе.

1. Изучить литературу по теме исследования.

2. Выделить факторы, которые влияют на процесс адаптации.

4. Провести мониторинг процесса адаптации детей к школе.

Методы достижения поставленной цели:

- мониторинг адаптации первоклассников к школе

Деятельность по реализации проекта осуществляется по трем основным направлениям:

Методическая работа с педагогами:

Работа с детьми:

Работа с родителями:

Семинары-практикумы по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей ДОУ по подготовке детей к обучению в школе.

Взаимопосещение занятий в ДОУ и ОО.

Разработка сопроводительной карты дошкольника.

Знакомство детей со школой, учителями.

Совместное проведение праздников, спортивных мероприятий.

Школа будущего первоклассника.

Совместное проведение родительских собраний.

Проведение дней открытых дверей.

Посещение уроков и адаптационных занятий родителями.

Консультации логопеда и психолога.

Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.

Для реализации проекта необходимы следующие ресурсы:

Временные : сентябрь 2019 г. – ноябрь 2020 г.

Информационные : методическая источники.

Человеческие : педагогические кадры, родители, узкие специалисты, педагоги дополнительного образования школы.

Организационные : методисты ДОУ, заместитель директора по УВР.

Материально – технические : оснащенность образовательных организации, на базе которых происходит реализация проекта.

Работа по реализации проекта проводится поэтапно:

На этом этапе происходит изучение литературы по теме исследования, выявление факторов влияющих на успешную адаптацию к школе. Ознакомление с содержанием проекта необходимых участников образовательной деятельности.

Адаптированность – уровень фактического приспособления человека, его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью.

В современной образовательной практике, наряду с формированием знаний и умений, в число приоритетных, включены цели, связанные с общим личностным развитием и сохранением психологического здоровья учащихся. Существенное значение в их достижении имеет психолого-педагогическое сопровождение обучаемых.

Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что, являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие. Механизмы же приспособления, возникшие в процессе адаптации, вновь и вновь актуализируясь и используясь в сходных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера.

Согласно М.М. Безруких, процесс адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.

Первый этап – ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Длится две-три недели.

Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе затраты снижаются, бурная реакция начинает затихать.

Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.

Выделяются группы детей, дающих легкую адаптацию, средней тяжести и тяжелую.

При легкой адаптации состояние напряженности организма компенсируется в течение первой четверти.

При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия, что можно считать закономерной реакцией организма на изменившиеся условия жизни.

У части детей адаптация к школе проходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года, и это свидетельствует о непосильности учебных нагрузок и режима обучения для организма данного первоклассника.

Этапы и проявления социально-психологической и физиологической адаптации

Основные проблемы в поведении и деятельности ребенка

1-я группа – 1–2 месяца (56% первоклассников)

Трудности выполнения правил поведения, сложности в контактах со сверстниками и с педагогом, неадекватная оценка ситуации, трудности организации учебной деятельности, снижение учебной мотивации, повышенная тревожность

2-я группа – 3–4 месяца (30%)

3-я группа – не адаптируются (14%)

Этап 1 – "физиологическая буря" – 2–3 недели

Низкий уровень работоспособности, неустойчивость работоспособности, высокое функциональное напряжение, повышенная утомляемость, сложность концентрации внимания, низкий произвольный контроль деятельности, сложности в реализации познавательных функций (восприятия, внимания, памяти, мышления и т. п.), обострение хронических заболеваний, снижение сопротивляемости организма, появление неврозоподобных расстройств

Этап 2 – неустойчивое приспособление – 2–3 недели

Этап 3 – относительно устойчивое приспособление (адаптация) –

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

Для сохранение физического, психического и социального здоровья детей необходимо правильно организовать школьную жизнь первоклассника.

Проанализировав литературу по теме исследования, были выделены факторы, которые влияют на адаптацию к школе. Среди перечисленных факторов есть те, на устранение которых мы можем повлиять и те на которые мы не можем повлиять. (данные представлены в таблице)

Наш детский сад ведет работу по преемственности со школой уже не первый год. Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Необходимо сделать переход детей в школу более мягким, учителя должны внимательно познакомиться с формами и методами работы в дошкольном учреждении, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.

При поступлении в школу, важен уровень психологического развития ребёнка. Он становится школьником, когда имеет внутреннюю позицию, а это возможно, когда нет устойчивых страхов, связанных со школьной жизнью. Взаимодействие между ведущими линиями обучения и воспитания этого возраста влияет на дальнейшее развитие ребёнка. Комфортность пребывания в школе не должна зависеть от организации системы обучения, поэтому преемственность между дошкольным и начальным звеном – одно из условий непрерывного образования ребёнка.

Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы, где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – единение усилий работников детского сада и начальной школы. Одна из проблем подготовки детей, посещающих ДОУ, к школе состоит в том, что детские сады работают по разным программам, каждая из которых выдвигает свои показатели развития.

В результате показатель развития в разных программах не соотносятся друг с другом. Вместе с тем при поступлении в школу, ребенок подвергается проверке уровня его достижений по совершенно иным критериям, удобным для каждой конкретной школы и нередко завышенным. Кроме того, ребенок лишается возможности наиграться вволю в самый благодатный для игровой деятельности период. В школах нет возможности осуществлять индивидуальную программу обучения и коррекции ребенка с особенностями психического и физического здоровья.

Проблема: недостаточно разработана система преемственности детского сада и школы.

Вид проекта : информационно-практико-ориентированный

Тип проекта

По срокам реализации: долгосрочный

По целевой установке: образовательный

Участники проекта :

- дети подготовительной к школе группы;

- выпускники детского сада (учащиеся 1 класса начальной школы);

- педагоги и специалисты ДОУ;

- учителя начальной школы;

Цель: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.

-согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования в условиях образовательного процесса;

-обеспечить психолого-педагогические условия, направленные на сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника;

-создать благоприятные условия для личностного развития ребенка и реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой деятельности к учебной;

-выработать единую стратегию в работе с родителями;

- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.

Этапы реализации проекта

Создание развивающей среды в группах:

- картотека разнообразных игр;

- условия для социализации ребенка: обогащение представлений о стране, крае, городе, людях, их взаимоотношениях, социальных проявлениях (профессия, возраст, пол);

- игровая площадка для обогащения творческого потенциала, активизации механизмов самовыражения, сотворчества, импровизации и воображения, где можно реализовать жизненно важные потребности в движении.

Создание у дошкольников мотивации к обучению в школе

Встречи с выпускниками и учителями:

-проведение выпускного утренника в детском саду;

-составление плана совместной работы ДОУ и школы на следующий учебный год.

Результаты реализации проекта :

• речь детей стала более связной, выразительной, расширился их словарный запас;

• дети научились выражать свои чувства и понимать чувства других;

• они стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, сопереживать;

• у детей, родителей, выпускников появился интерес к сотрудничеству, партнерству;

• адаптационный период у первоклассников прошел благоприятно;

• у учителя начальной школы появилась мотивация к взаимодействию с ДОУ.

План работы по реализации проекта

№ Мероприятие Участники Сроки проведения

1. Согласование и утверждение плана по реализации преемственности в работе детского сада и школы завуч школы, старший воспитатель детского сада

педагоги, родители воспитанников

7. Диагностика готовности детей подготовительной группы к школе дети подготовительной к школе группы октябрь

10. Посещение учителями начальных классов школы № 2 занятий по математике, обучению грамоте в детском саду учителя начальной школы, воспитатели

11. Оформление наглядного материала для родителей будущих первоклассников (стенды, папки-передвижки) воспитатели ноябрь

дошкольников учащиеся школы ноябрь

(в дни школьных каникул)

16. Экскурсия детей подготовительной группы в школу дети, воспитатели, завуч, учителя начальной школы декабрь

21. Мониторинг готовности детей к школьному обучению дети подготовительных к школе групп

педагоги ДОУ и школы

24. Анкетирование родителей детей предшкольного возраста педагоги ДОУ, родители

25. Оформление карт здоровья на каждого ребёнка выпускника детского сада дети, родители, педагоги детского сада апрель

Собеседование с завучем начальных классов. Анализ успеваемости выпускников детского сада за учебный год старший воспитатель, завуч начальной школы

дети, родители, педагоги детского сада

2. Доскин В. А. Здоровье ребенка и его готовность к школе : пособие для родителей; под ред. В. А. Доскина. – М. : Просвещение, 2007.

6. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие / Е. П. Арнаутова, Г. Г. Зубова. – М. : ТЦ Сфера, 2006.

Сотрудничество дошкольного учреждения и общеобразовательной школы в вопросах преемственности в условиях введения ФГТ и ФГОС Тема : «Сотрудничество дошкольного учреждения и общеобразовательной школы в вопросах преемственности обучения в условиях введения ФГТ и.

Читайте также: