Строчная и заглавная буква чч план урока

Обновлено: 02.07.2024

УМК "Перспектива" 1 класс, конспект к уроку Цель урока: создание условий для формирования умения писать заглавную и строчную букву Ч; использования на письме заглавную и строчную букву Ч; присоединение этой буквы с другими изученными буквами.

Содержимое публикации

Технологическая карта урока по русскому языку

Цель урока: создание условий для формирования умения писать заглавную и строчную букву Ч; использования на письме заглавную и строчную букву Ч; присоединение этой буквы с другими изученными буквами.

Образовательные:
- закрепить минимум знаний о звуках и буквах;

- формировать умение писать буквы и их соединения.

Развивающие:
- развивать мышление школьников (операции анализ, обобщение, рассуждение, речь, память, внимание);
- продолжить работу по развитию речи, памяти, внимания;
- развивать рефлексию (самоконтроль, взаимопроверка).

Воспитательные: -- формировать потребности в новых знаниях; воспитывать интерес к изучению русского языка;

- создавать условия для воспитания коммуникативной культуры и умения учащихся работать в паре;

- воспитывать внимательность и аккуратность, работая в прописях.

Методы и приёмы работы

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля

Этап мотивации к учебной деятельности.

Активное включение в работу всех учащихся.

Громко прозвенел звонок -Начинается урок.

Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.

Р– формируется способность к самоорганизации, самоконтролю.

Этап актуализации знаний и пробного учебного действия.

Повторение раннее изученного материала

– Найдите одинаковый звук в словах: черепаха, чашка, червяк ,чайка, часы– Дайте характеристику звуку [ч]. ( Согласный, глухой, непарный, всегда мягкий, обозначается буквой ч.)

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Педагогический контроль: устный опрос

К - допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению.

П - формирование умения осуществлять поиск нужной информации, анализировать объекты, выделять главное.

Р-формирование умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; принимать и сохранять учебную задачу

Л - сохранять мотивацию к учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу.

Выявление индивидуальных затруднений в ходе выполнения практического задания.

-Сможем ли мы записать это слово в тетрадь?

- Так какая же тема нашего урока?

Нет. Мы еще не умеем писать букву Ч.

Письмо заглавной и строчной буквы Ч.

Педагогический контроль: устный опрос

Р – фиксировать индивидуальное затруднение в учебной деятельности в различных типовых ситуациях К -адекватно использовать коммуникативные, речевые, средства, строить монологическое высказывание.

Самоопределение к деятельности

Выявление индивидуальных затруднений в ходе выполнения практического задания.

-Для чего нужно уметь писать букву Ч?

-Зачем нужно уметь писать и строчную и заглавную буквы?

-Для написания каких слов используем заглавную букву?

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

-Чтобы можно было написать слова, где есть буква ч

-Некоторые слова пишутся с заглавной буквы И, а некоторые- со строчной.

-Имена собственные и начало предложения.

Педагогический контроль: устный опрос

Л - создать условия для формирования о причинах представления успеха в учёбе, сохранять мотивацию к учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу,

Р - формирование умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: высказываться в устной форме, устанавливать причинно – следственные связи.

Коммуникативные: формирование умения допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения.

Работа по теме урока

Применение полученных знаний

Открываем прописи с.44

Ребята, давайте посмотрим на схему в левом верхнем углу

-Что это за слово?

- сколько слогов в этом слове?

-Какие это слоги?

-На какой слог падает ударение?

- дайте характеристику каждому звуку

- Посмотрите на вторую схему, к какой картинке она подходит? (чашка)

- А почему вы так решили? ( потому что первый звук обозначает мягкость)

Л - сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, Р -формирование умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; принимать и сохранять учебную задачу.

П - формирование умения осуществлять поиск нужной информации, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения об объекте.

К - формирование умения допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, контролировать действия партнёра

Открытие новых знаний

Применение нового знания в новой ситуации

- Обведите печатную заглавную букву и печатную строчную буквы, обратите внимание откуда начинаем движение

- для начала мы свами пропишем элементы строчной буквы ч, ( вторая строчка)

- Сейчас мы с вами

попробуем прописать строчную букву ч в воздухе, затем я вам покажу на доске и вы попробуете самостоятельно в прописях

-Найдите самую красивую букву и обведите её в кружок.

Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили

Теперь давайте рассмотрим, как буква ч соединяется с другими буквами и пропишем

- Переходим к заглавной букве Ч

Из каких элементов она состоит?

- пропишите элементы этой буквы

- Сейчас мы с вами

попробуем прописать заглавную букву ч в воздухе, затем я вам покажу на доске и вы попробуете самостоятельно в прописях

-пропишите 2 и 3 строчки

Буква Ч состоит из двух элементов: наклонная с закруглением вверху влево и внизу вправо и наклонная с закруглением внизу вправо.

Л-сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке.

Р - формирование умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

П - высказываться в устной и письменной форме, ориентироваться на разные способы решения задач, проводить сравнение.

К - стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях.

Закрепление изученного материала

Применение нового знания с проговариванием во внешней речи.

Практический, выполнение заданий в прописях

- посмотрите на следующую строчку, что там написано?

- Почему два слова написаны с большой буквы?

- Вы встречались с такими именами?

Обведите и пропишите это предложение.

-Посмотрите на слайд какие буквы пропущены (ч.чело, ч.йка, туч., ч.дак)

- Спишите и запомните слова в рамке.

-Вернемся к картинке в левом верхнем углу

-Что на ней изображено? (часы)

- сколько слогов в слове? (2)

-на какой слог падает ударение? (второй)

-Какую букву напишем после ч? (а)

- потому что есть правило ЧА пиши с буквой А.

ЧУ пиши с буквой У.

Л - знаниях моральных норм поведения; сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу.

Р - формирование умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

П - формирование умения осуществлять поиск нужной информации, высказываться в устной и письменной форме, анализировать объекты, выделять главное, проводить классификацию по разным критериям, строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку).

К - формирование умения допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнёра.

конспект урока обучение грамоте "Строчная и заглавная Чч". УМК "Перспектива".

ВложениеРазмер
chch.docx 21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока: Создать условия для формирования умения писать строчную и заглавную буквы ч Ч, слова и предложения с изученными буквами.

  • Печатать букву Чч на рабочей строке для закрепления образа печатной буквы; различать звучание и значение слова, обращать внимание на многозначность слов
  • Сформировать в памяти учащихся чёткий зрительно-двигательный образ строчной и заглавной букв ч Ч.
  • Научить писать строчную и заглавную буквы ч Ч по алгоритму и соединять с буквами; писать слова с изученными буквами.
  • Закрепить графические навыки письма изученных букв и гигиенические навыки письма.
  • Содействовать развитию моторики, фонематического слуха.
  • Воспитывать позитивное отношение к письму как виду речевой деятельности и устойчивой познавательной мотивации.

– Здравствуйте, дети! Я рада встрече с вами!

Прозвенел звонок для нас,

Мы вошли тихонько в класс,

Встали все у парт красиво,

2 . Отгадав загадку, вы узнаете, о какой букве пойдёт речь на этом уроке.

Все друзья мои решили:

Эту букву пишут, как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

Какая же тема на этом уроке? С какой целью мы с Вами будем писать букву Ч?

4 . Ребята, давайте, рассмотрим печатную букву Ч. (демонстрация наглядного материала, проговаривание элементов). Для закрепления графического образа буквы – печатание строчной и заглавной Чч.

Прежде чем мы начнем писать, давайте подготовим пальчики к работе. Для этого зажмите карандаш в ладонях и покатайте его, разогрейте свои ладони (пальцы). Давайте проверим, готовы ли Вы приступить к работе? (гигиена письма)

5. а) Анализ и письмо строчной буквы ч.

Рассмотрите элементы и пропишите их на рабочей строке.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Пропишите строчку. Выберите одну красивую, правильно написанную букву.

б) Написание соединений с буквой ч.

Прочтите сочетания с буквой ч . Объясните соединения.

Выполните работу самостоятельно.

Быстро все ребята встали.

Быстро руки вверх подняли.

Быстро хлопнули 5 раз.

А теперь морганье глаз:

Быстро – быстро поморгали

И ногами постучали.

7. Работа по закреплению изученного.

а) Письмо слов с изученной буквой по прописи (тучи). Задание: сделать звуковой анализ, разделить слово на слоги, поставить ударение.

б) Письмо слов с изученной буквой под диктовку учителя (обратить внимание на написание буквосочетания ЧА – ЧУ): чум, часы, чудо, чай.

Проговаривание правила: ЧА пиши с буквой А, ЧУ пиши с буквой У.

8. а) Анализ и письмо заглавной буквы Ч.

Для чего необходима заглавная буква Ч? (пишется в именах собственных: имена, названия городов, рек, морей и.д.).

На какую букву похожа заглавная буква Ч? (На письменную заглавную букву У)

А чем отличается? ( Вторым элементом)

Посмотрите на образец. Из скольких элементов состоит заглавная буква Ч?

(Буква Ч состоит из двух элементов. Наклонная с закруглением вверху влево и внизу вправо и наклонная с закруглением внизу вправо). Заглавную букву Ч начинаем писать чуть ниже середины вспомогательной строки. Ведём вверх вправо, закругляем, ведём наклонную палочку вниз к верхней линии рабочей строки. Чуть не дойдя до верхней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до верхней линии и поднимаемся вверх вправо до середины вспомогательной строки. Затем начинаем писать второй элемент. Он находится на том же уровне, что и первый. Начинаем писать от середины вспомогательной строки. Ведём вниз; чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до середины рабочей строки.

- Письмо заглавной буквы Ч сначала в воздухе, а затем в прописи.

б) Написание соединений с буквой Ч.

Прочтите сочетания с буквой Ч . Объясните соединения.

Выполните работу самостоятельно.

9. Продолжение работы в прописи стр.45

- Прочитайте первое предложение.

-Кто такие Чук и Гек?

-О чем ещё нужно помнить при написании слова Чук?

-Прочитайте второе предложение. С какой интонацией его нужно прочитать? Почему? (Вопросительное предложение: Что выше леса?)

-Как вы ответите на вопрос? (солнышко)

-Обведите вопрос и запишите самостоятельно ответ.

10. Групповая работа.

Отгадывание загадок на слова чашка, чудо, чайник, чулок. Повторить правило написания Ча – Чу.

Круглоухая сестрица
Чаю даст тебе напиться.

Происходит на Новый год! (Чудо)

На печке сопел.
Потом вдруг нечаянно
Песню запел. (Чайник)

Греют руки рукавицы

Есть для ножек ноговицы?

Ногу защитить помог

От морозища… (чулок)

- Что нового сегодня вы узнали на уроке? Чему научились?

- Какие задания вам понравились? Почему? Что запомнилось? Какие правила повторили?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок познакомит учащихся с новым звуком и новой буквой, научит определять местоположения звука в словах, писать строчную и заглавную букву Чч.

План урока № 80-81

Дата:_______ Предмет: Русская грамота. (ЧТЕНИЕ, ПИСЬМО) II четверть

Тема: Звук [ч , ], буква Чч. Заглавная и строчная буква Чч.

Цель: познакомить учащихся с новым звуком и новой буквой, учить определять местоположения звука в словах, писать строчную и заглавную букву Чч.

Задачи: усвоить, что буква ч обозначает всегда мягкий звук [ч , ], формировать навык чтения по слогам, развивать речь учащихся, мелкую моторику руки, внимание; воспитывать интерес к предмету.

I. Организационный момент

Повторение правил поведения учащихся на уроке.

II. Повторение.

- На какие две группы делятся звуки русского языка?

(Гласные и согласные)

- Как распознать гласные и согласные звуки?

-Каким цветом мы обозначаем гласные и согласные звуки в звуковой схеме слова?

- Какие гласные и согласные звуки и буквы мы изучили?

б) Чтение по слоговой таблице


III. Работа над новым материалом.

Загадка: Живет спокойно — не спешит,

На всякий случай носит щит:

Под ним, не зная страха,

Гуляет. (черепаха).

Мы ходим ночью, ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас. (Часы)

Фонетическая зарядка. Как чикают ножницы? (Чик-чик-чик. )

IV. Чтение сказки.

Запомните слова с ч, которые вам встретятся в сказке.

Кто живет в часах.

Я знаю, что чайки живут в море, чабаны — в горах, а чайни­ки — на кухне. Черепахи живут в песке, червяки — в земле, а чуче­ло — на огороде. Кроме того, я знаю, что чиж живет в гнезде, сверчок — на черда­ке, а в старом чемодане — мыши. Я даже знаю, хотя ни разу не видел, что в черном чулане живет какое-то черное чудовище. Я слы­шал, как оно там чешется и чихает от сырости.

Но вот кто живет в часах, я до сих пор не знаю. Сколько раз их ни развинчивал, ничего; кроме колесиков и винтиков, там нет. Кто же тогда там тикает? Чудеса!

(Г. Юдин)

V. На что похожа буква Ч

Да, вы правильно решили:

Ч мы пишем как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя. (В. Степанов)

Л ногою мяч поддела.

Ч поймать его хотела.


Ждёт и ждёт. Устала ждать,

А мяча все не видать. (А. Шибаев)

VI. Работа по учебнику стр.112

-Почему букву Ч поместили в прямоугольник зелёного цвета?

( Буква может обозначать только мягкий согласный звук )

- Назвать по рисункам слова, в которых слышится звук [ч , ],


в) Чтение текста стр.112

VII. Работа в тетради.

а)Печатание буквы Чч

б)Написать слова с буквой ч

VIII. Чтение учащимися в учебнике стр.113

IX. Работа в прописи №3 стр.21-22



X. Закрепление.

Кто больше? Придумайте слова, где звук [ч'] в конце.


Урок поможет создать условия для формирования навыка письма буквы Ч, ч; формировать умение списывать с печатного и письменного текста; развивать фонематический слух; формировать навык самоконтроля.

Описание разработки

Цели деятельности педагога: создать условия для формирования навыка письма буквы Ч, ч; формировать умение списывать с печатного и письменного текста; развивать фонематический слух; формировать навык самоконтроля. Создать условия благоприятного психологического климата.

Метапредметные результаты и деятельность учащихся:

Общеучебные – объяснение выбора букв для обозначения согласного звука; уяснение особенностей звука [ч’]; применения правила написания гласных после шипящих в буквосочетаниях ча - чу.

Логические – сопоставление согласных звуков и отражение их характеристики в модели слова; осуществление анализа предложения на наличие в них слов с словосочетаниями ча - чу.

Регулятивные: формирование умений:

ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно; выстраивать последовательность необходимых операций; сопоставлять свою работу с представленным образцом; вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные: формирование умений:

договариваться и приходить к общему решению в совместной учебной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с грамматическими нормами речи.

Личностные: понимать границы собственного знания не знания; выражать готовность к преодолению трудностей в постижении новой информации и освоении практических навыков в письме и чтении.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма проведения: урок – практикум

Оборудование: Пропись № 3" М. Е. Безруких, М. И. Кузнецова; магнитная доска, сигнальные карточки для этапа рефлексии.

Ведущий вид деятельности: индивидуальная, фронтальная

Методы работы: иллюстративно - словесные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

Функция учителя: организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой.

Предполагаемый контроль: самостоятельная работа с последующей самопроверкой по эталону.

Ход урока

I. Орг. момент: (релаксация). Урок начинается с взаимного приветствия учащихся и гостей.

Долгожданный дан звонок,

Начинается … урок!(ответ детей)

Настроение каково? Во!(показывают большим пальцем руки))

II. Введение в тему урока.

- Почтальон, ребята, принёс нам письмо:

«Дорогие мальчики и девочки!

Черепаха и червяк,

Чувство, чучело, чудак,

Бой часов и чашка чая –

Всюду Ч мы замечаем!

Человек, чернила, чаша,

Чёрный кот, лесная чаща,

В сказках есть краса – девица,

Честный рыцарь, чудо – птица,

Черномор, Яга – злодейка,

Буква Ч , ты – чародейка!

- Приезжайте скорее. Мы научим вас писать букву Ч, заглавную и строчную.

- Друзья, отправляемся в путь. Путешествовать мы будем вместе с Мудрой Черепахой. А что же нужно взять с собой?

Когда лежу на месте, не раскрывая рта,

Во мне, скажу по чести, такая пустота!

Скорей, скорей бы лето! И люди будут класть

Дорожные предметы в мою большую пасть.

Мне, видно, от рожденья такой характер дан,

Что я люблю движенье, на то я …(чемодан).

А в слове чемодан вы напишите Ч заглавную или строчную? Почему? Мы с вами сначала научимся писать заглавную букву Ч.

III. Изучение нового материала.

- Чтобы нам добраться до первой станции, Мудрая Черепаха сказала, что необходимо научиться писать заглавную письменная букву Ч. Посмотрите на образец. Из скольких элементов состоит заглавная буква Ч? ( Буква Ч состоит из двух элементов. Наклонная с закруглением вверху влево и внизу вправо и наклонная с закруглением внизу вправо).

- Заглавную букву Ч начинаем писать чуть ниже середины вспомогательной строки. Ведём вверх вправо, закругляем, ведём наклонную палочку вниз к верхней линии рабочей строки. Чуть не дойдя до верхней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до верхней линии и поднимаемся вверх вправо до середины вспомогательной строки. Затем начинаем писать второй элемент. Он находится на том же уровне, что и первый. Начинаем писать от середины вспомогательной строки. Ведём вниз; чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до середины рабочей строки.

- Напишите три раза букву Ч на магнитной доске. Внимательно посмотрите и подчеркните ту, которая у вас получилась лучше всего. - Пропишите в воздухе. Обведите букву Ч на образце голубого цвета.

Откройте страницу 34 (напомнить правило посадки обучающихся)

Постарайтесь также красиво написать букву Ч в тетради.

- На какую букву похожа прописная заглавная буква Ч? (На письменную заглавную букву У)

- А чем отличается? ( Вторым элементом)

Зайцы скачут: скок - скок - скок!

Да не беленький снежок.

Не идет ли волк.

Раз – согнуться, разогнуться

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

- Мы научились писать букву Ч. И Мудрая Черепаха приглашает нас в дорогу. А путешествовать мы будем на поезде.

Читайте также: