Как выглядит усадьба покровское в романе дубровский кратко

Обновлено: 04.07.2024

Исследовательская работа на тему:

«Путешествие по барским усадьбам

2012 – 2013 учебный год

Я выдвинула гипотезу: усадьбы похожи на своих хозяев и имеют историческую основу.

Что такое усадьба.

Поместье – это недвижимое имущество, отданное государством в условное и временное владение, как жалованье за службу; известно с XIV в. Также к этим словам можно подобрать еще синоним.

Имение - 1. Поместье, земельное владение. 2. Имущество, собственность .

Вышеописанные слова являются синонимами, так как обозначают почти одно и то же. Поэтому про собственный земельный участок в 19в. могли назвать этими тремя словами.

Флигель А. П. Ганнибалла

Большой усадебный пруд.

Флигель для дворни.

Угловые варианты аллеи.

Малый пруд в саду.

Беседка для отдыха.

Беседка у дороги.

Кистеневка - бедная усадьба. С простой семейной жизнью. Крестьяне очень преданы своему хозяину.

Покровское - огромный каменный дом с парком. В усадьбе проводятся грубые увеселения, пиры. Крестьяне боятся барина, но тщеславятся его силой, чувствуют себя под его защитой безнаказанными по отношению к другим, даже помещикам.

Арбатово- огромный дом с парком и озером. Изящество и искусство. Чистые веселые избы крестьян. И в то же время безлюдье.

Историческая основа романа

Известно, что роман основан на реальных событиях. В основу сюжета лег рассказ близкого приятеля Пушкина, про одного небогатого дворянина по фамилии Островский, который имел процесс с соседом за землю, был вытесен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить сначала подьячих, потом и других. Пушкину были известны похожие дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова и Муратова, а также нравы владельца села Петровское П.А. Ганнибала.

Возможно, и у усадеб, описанных в романе, есть прототипы. У Покровского с его самовластным и жестоким хозяином – усадьба Петровское с владельцем Ганнибалом. Прототипом Кистеневки Дубровского является село Михайловское. А усадьба Архангельское - прототип Арбатова князя Верейского.

Давайте рассмотрим каждую реальную усадьбу отдельно.

Петро́вское — село в Псковской области, входит в состав Пушкинского заповедника. Село возникло на месте старой деревни Кучане, на берегу одноименного озера. В 1742 году Елизавета пожаловала генерал-аншефу Абраму Петровичу Ганнибалу земли, входившие в состав Михайловской губы в Воронецком уезде Псковской провинции. Имение получило название Петровское от имени царя Петра 1, сподвижником которого был Ганнибал. При Абраме Петровиче здесь началось возведение мызы, была построена усадьба, дом-контора управляющего имением, служебные постройки и небольшой винный завод.

Петровский парк хорошо виден из Михайловского за озером Кучане (оно же Петровское). Он черен, сыр, зарос лопухами, в него входишь, как в погреб. В лопухах пасутся стреноженные лошади. Крапива глушит цветы, а по вечерам парк стонет от гомона лягушек. На вершинах темных деревьев гнездятся хриплые галки.

Усадьба Михайловское. Михайловское — музей-заповедник в Пушкиногорскомрайоне Псковской области . Основан 17 марта 1922 года , когда, на основании постановления Совета народных комиссаров, усадьбы Михайловское , Тригорское и могила А. С. Пушкина в Святогорском монастыре были объявлены заповедными. Во время Великой Отечественной войны заповедник сильно пострадал, были уничтожены здания усадеб, постройки Святогорского монастыря, повреждена могила Пушкина, сильно пострадали ансамбли усадебных парков. После войны началось восстановление объектов музея-заповедника. Большую роль в восстановлении заповедника сыграл его директор (1945 — 1989) С. С. Гейченко . К 1949 году восстановлены усадьба Михайловское и Святогорский монастырь.

Михайловский парк — приют отшельника. Это парк, где трудно веселиться. Он создан для одиночества и размышлений. Он немного угрюм со своими вековыми елями, высок, молчалив и незаметно переходит в такие же величественные, как и он сам, столетние и пустынные леса. Только на окраинах парка сквозь сумрак, всегда присутствующий под сводами старых деревьев, вдруг откроется поляна, заросшая блестящими лютиками, и пруд с тихой водой. В него десятками сыплются маленькие лягушки.

Главная прелесть Михайловского парка — в обрыве над Соротью и в домике няни Арины Родионовны, единственном домике, оставшемся от времен Пушкина. Домик так мал и трогателен, что даже страшно подняться на его ветхое крыльцо. А с обрыва над Соротью видны два синих озера, лесистый холм и наше вековечное скромное небо с уснувшими на нем облаками.

В 1820 году усадьба пострадала от пожара. При восстановлении академиком комнатной живописи Джузеппе Артари были заново расписаны стены столовой (Египетский зал), парадные и другие комнаты.

Я выделила основные особенности усадеб.

В Михайловском - это скромный деревянный дом, фамильные портреты и дом любимой няни.

У Петровского - большой дом, огромный сырой парк.

А у Архангельского - роскошнейший замок, коллекции живописи, статуи в парке.

Секреты названий.

В названии усадьбы Покровское спрятался корень и однокоренное слово покров. Мы знаем, что Покров это православный праздник. В романе Пушкин указывает, что в Покровском есть церковь Покрова, а также в доме Троекурова празднуют праздник Покрова. Отсюда и название – Покровское.

Выводы:

Из моего исследования можно сделать вывод:

а) реальные усадьбы являются прототипами для создания образов усадьб в романе.

б) от названия усадьб зависит судьба героев.

в) А.С. Пушкин подбиралусадьбы. Прототипом усадьбы Дубровского послужило родовое имение Пушкиных, прототип Троекуров - жестокий и властный дядя Пушкина. Прототипом князя Верейского с его богатым замком стал князь Юсупов, который купил богатое поместье Архангельское.

2 Путешествие по барским усадьбам романа: Покровское

3 Покровское – имение Кирилы Петровича Троекурова На холме над густою зеленью рощи возвышалась зелёная кровля и бельведер (башенка над крышей) огромного каменного дома… около разбросаны были деревенские избы с их огородами и колодезями…

4 Покровское – имение Кирилы Петровича Троекурова …псарный двор, где более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле … …тут же находился и лазарет для больных собак, и отделение, где благородные суки ощенялись и кормили своих щенят

5 Покровское – имение Кирилы Петровича Троекурова На дворе воспитывались обыкновенно несколько медвежат и составляли одну из главных забав покровского помещика…. Проголодавшегося медведя запрут в пустой комнате, привязав его за кольцо, ввинченное в стену. Верёвка была длиною почти во всю комнату… новичка вталкивали к медведю, двери запирались, и несчастную жертву оставляли наедине с косматым пустынником

6 Крестьяне и дворовые села Покровское Найдём описание в тексте…

7 Путешествие по барским усадьбам романа: Кистенёвка

8 Дорога шла берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами…

9 Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел берёзовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с красною кровлею… перед собой он видел Кистенёвку и бедный дом своего отца… Кистенёвка – имение Андрея Гавриловича Дубровского

10 Дубровский владел семьюдесятью душами и вынужден был поселиться в остальной своей деревне… Его состояние позволяло ему держать только двух гончих и одну свору борзых…

11 Кистенёвка – имение Андрея Гавриловича Дубровского При выходе из рощи увидели кистенёвскую деревянную церковь и кладбище, осенённое старыми липами…

12 Крестьяне и дворовые села Кистенёвка Найдём описание в тексте…

13 Путешествие по барским усадьбам романа: Арбатово

14 Арбатово – богатое поместье князя Верейского Троекуров, взяв в уважение княжеское достоинство, две звезды и 3000 душ родового имения, до некоторой степени почитал князя равным себе… Князь Верейский любил английские сады…

15 Арбатово – богатое поместье князя Верейского Они пили кофей в беседке на берегу широкого озера, усеянного островами. Вдруг раздалась духовая музыка, и лодка причалила к беседке. Они поехали по озеру в лодке, около островов, посещали некоторые из них, на одном находили мраморную статую, на другом уединённую пещеру, на третьем памятник с таинственной надписью… Марья Кириловна веселилась, как дитя… Вечером перед домом в темноте разноцветные огни вспыхнули, завертелись, поднялись вверх колосьями, пальмами, фонтанами, посыпались дождём, звёздами, угасали и снова вспыхивали…

16 Найдём описание в тексте… Крестьяне и дворовые имения Арбатово

17 Вопросы для контроля: 1.Как называлось имение Троекурова? 2.Какие достопримечательности его вы помните? 3.Как называется деревня Дубровского? 4.Что запомнилось здесь? 5.Как называлось имение князя Верейского? 6.Как развлекал князь своих гостей?

Сегодня существует много работ, анализирующих мир русской усадьбы в творчестве
А. С. Пушкина. Исследованием этой темы занимались такие известные критики и пушкиноведы как В. Белинский, Н. Чернышевский.

Актуальность: Выбор темы обусловлен личным интересом к творчеству писателя.

II. Русская усадьба XIX века.

1. Признаки усадебного быта.

Стиль дворянских усадеб как вполне ясное понятие рассматривается со второй половины XVIII века. Именно в это время резко увеличивается общее число усадеб в России, так как вслед за указом 1762 года о дворянской вольности последовало массовое возвращение дворян в поместье для занятий хозяйством. Русская усадьба- одно из ярчайших явлений жизни, отечественной истории, уникальный мир эпохи.

Эта повесть была написана Пушкиным поразительно быстро: 21 октября 1832 года работа была начата, а 6 февраля 1833 года Пушкин заканчивает писать девятнадцатую главу. Повесть пишется в Петербурге, но перед началом работы Пушкин побывал в своем родовом имении Болдино, где недовольные крестьяне требовали смещения управляющего. В повести сохранились и гнев нижегородских крестьян, и многие реальные названия, связанные с этими местами. Действительно, Кистенёвка – соседнее с Болдиным село, находившееся в 135 верстах от Волги и полученное поэтом от отца в 1830 году.

Таким образом, местом действия повести Пушкин сделал мир, который был ему хорошо знаком, мир болдинской провинциальной жизни.

1. Усадьба как место действия.

Разница в описании Покровского и Кистеневки очерчена отчетливо.

Даже церковь в Кистеневке деревянная, а в Покровском – каменная.

2. Усадьба как основа конфликта.

Таким образом, усадьба Троекурова с его роскошной псарней, лазаретом для собак, отъезжими полями и пышной охотой стала поводом для ссоры, то есть началом конфликта.

К тому же чванство и высокомерие Троекурова, подкреплённое его социальным положением и властью над людьми, не позволяет Кириллу Петровичу даже почувствовать, в чём причина отъезда Дубровского.

Но источник конфликта не только в разности черт характера героев (Дубровский – бедный, но гордый, Троекуров – чванливый и властолюбивый), но и в неравенстве их общественного положения, их прав перед законом. И усадьба (только теперь Кистенёвка) становится предметом конфликта.

В конце концов, поместье переходит в собственность Троекурова, и судьба усадьбы и её обитателей – это результат несправедливости всей системы социальных отношений.

3. Предметы дома как символ мира усадьбы.

Мир усадьбы – это не только дом и люди, его населяющие, это и предметы, которые порой рассказывают о владельцах очень многое. Так и в повести Пушкина вещь характеризует своего хозяина, становясь символом определённой жизненной позиции.

Портрет матери и письма становятся теми символически наполненными предметами, которые помогают понять мир усадьбы Дубровских, где на первом месте не материальное, а духовное начало.

4. Потеря имения – потеря имени.

Судьба усадьбы тесно связана с судьбой хозяина. И в связи с этим в повести Владимир Дубровский предстаёт в трёх ипостасях своей судьбы: расточительный и честолюбивый гвардейский офицер, скромный и мужественный Дефорж, грозный и честный разбойник. Эти превращения судьбы героя – результат судьбы усадьбы. На протяжении всего романа, в какой бы роли ни выступал Владимир Дубровский, он всегда великодушен, благороден и отважен. Он всегда – человек чести. Но всё же с потерей имения Владимир теряет имя: из Дубровского он превращается в разбойника, потом в Дефоржа. Но без имени и дома (имения) человеку трудно найти равновесие. Так, подчёркивая несовместимость героя с той средой, в которую он попадает, и с той ролью, которая выпала на его долю, автор подводит Дубровского к гибели.

Русская усадьба- замечательное явление истории и культуры. Усадьба открывала огромные возможности для проявления личных вкусов владельца в архитектуре дома, разбивке садов и парков, создании коллекций. Таким образом, усадьба – это плод самовыражения личности и строительства собственного мира в соответствии с её судьбой, судьбой рода и семьи

Кирила Троекуров и Андрей Дубровский – были соседями и часто проводили время вместе, несмотря на разное материальное положение. В данной статье представлено описание поместья Троекурова и Дубровского.

Имение Троекурова

Троекуров считался зажиточным помещиком. Его имение Покровское состояло из большого дома, множества хозяйственных построек и огромной псарни, которой особенно гордился хозяин. У героев было много крестьян и большое количество земли. Дом помещика был каменным, что говорило о достатке Троекурова. В просторных хоромах и многочисленных комнатах проживал сам Кирила Петрович, его дочь и сын. Также на территории поместья находилась церковь, пруд и старинная колокольня.

Имение Дубровского

Имение Андрея Дубровского называлось Кистеневка. Оно не было таким богатым, как владение Троекурова. У него числилось всего 70 крестьян, которые однако его любили и уважали. Дом был деревянным и совсем небольшим. Кроме того все выглядело обветшалым и заросшим. Однако и старший и младший Дубровские очень любили свое поместье.

Читайте также: