Стресс и аффект как особые психические состояния их причины кратко

Обновлено: 30.06.2024

Стрессовые ситуации бывают в жизни каждого человека. Современная обстановка в мире, перенасыщенность информацией, галопирующий ритм способствуют этому. На психику дополнительно влияет пандемия коронавирусной болезни. Каждый из нас стремиться во всем успевать, а еще успевать общаться с родными, друзьями, посещать салоны красоты, магазины, и все это успеть за день. В статье читатель узнает, чем вреден и опасен стресс и как противостоять ему.

Что такое стресс

Стресс – это нормальная реакция здорового организма на угрозу или переутомление. Таким путем он пытается сопротивляться высоким нагрузкам, страху, излишней физической и психологической активности. В результате такой защиты прежде всего страдает нервная система.

Если защита от перегрузок работает в нормальном режиме, это не страшно. Так человек длительное время остается бодрым, работоспособным и подтянутым. Однако зачастую подобные нагрузки являются запредельными. Это пагубно влияет на здоровье, вызывает хронические заболевания.

Стресс – это аномальное состояние организма. Когда человек длительное время подвержен ему, организм усиленно тратит энергию.


Какие причины стресса

Причин стресса много. У каждого человека индивидуальный организм, психика. Один и тот же фактор на одного из нас может вовсе не повлиять, а вот у другого вызвать бурную реакцию. Наиболее распространенные факторы развития стресса:

  • конфликтные ситуации на работе или дома;
  • недовольство;
  • нехватка денег;
  • длительное отсутствие полноценного отпуска;
  • рутинная жизнь с отсутствием перемен;
  • смерть родственника, близкого человека;
  • недостаток витаминов, плохое питание;
  • проблемы в сексуальной жизни;
  • страхи;
  • одиночество;
  • резкая смена окружающей обстановки;
  • другие причины, которые способны зацепить человека.

Симптомы стресса

Каждый человек по-своему реагирует на стресс. Общее во всех реакциях – это отрицательное влияние на психику и на физическое состояние. Человек становится агрессивным, у него ухудшается настроение. Бывает, что стресс вызывает и другие реакции – это молчаливость, отстраненность, пассивность и замкнутость. Все зависит от типа темперамента.


Характерные признаки стресса такие:

  • невозможность сосредоточиться на каком-то одном виде деятельности;
  • беспричинные приступы раздражительности, злобы, недовольство окружающими;
  • вялость и слабость, депрессивное состояние;
  • бессонница, кошмарные сновидения;
  • невозможность полностью расслабиться и отдохнуть;
  • панические приступы, постоянное ощущение страха;
  • желание плакать, тоска;
  • недоверие к себе и к окружающим людям;
  • отсутствие аппетита или наоборот, стремление помногу есть;
  • внезапное появление ярких и сильных эмоций (например, смех, который быстро сменяется слезами и наоборот);
  • повышенная потливость, возбудимость, зуд кожи и боль головы;
  • головокружение, учащенное дыхание;
  • онемение конечностей;
  • нервные тики, желание кусать ногти или губы;
  • интерес к алкоголю или наркотикам;
  • хроническая усталость, которая не пропадает даже после ночного отдыха.

Чем опасен стресс

При стрессе выделяется кортизол, изменяющий работу всего организма. В первую очередь страдает сердечно-сосудистая и нервная система. У людей, часто находящихся в состоянии стресса, возникают такие симптомы:

  • покраснение покровов кожи, появление сыпи;
  • хроническая усталость;
  • похудение или наоборот, развитие ожирения;
  • расстройства стула.

Продолжительное воздействие стресса опасно для организма, так как он вызывает такие последствия.

  1. Повышение артериального давления. При этом под воздействием адреналина увеличивается сердечный выброс. Все это ведет к повышенному риску развития сердечного приступа. У курящих людей и лиц с избыточной массой тела вероятность заболеваний сердца существенно повышается.
  2. Люди, постоянно находящиеся в состоянии стресса, рискуют заболеть острыми респираторными заболеваниями и бронхиальной астмой. Это случается от того, что длительное перенапряжение, гормональные сбои нарушают работу иммунной систему. Медицинские исследования показывают, что постоянные стрессовые ситуации у взрослых неблагоприятно сказываются на здоровье их детей.
  3. Хронические стрессы отрицательно влияют на работу пищеварительного тракта. У человека часто развивается гастрит и язвенная болезнь. Кроме того, стресс отрицательно воздействует на кишечную микрофлору, из-за чего возникает боль, метеоризм, понос или запор.
  4. Проблемы опорно-двигательного аппарата. Повышается ломкость костей и вероятность развития перелома.
  5. Эндокринные расстройства. Стрессы приводят к повышению выработки глюкокортикоидов, в частности, кортизола. Повышенное содержание этого гормона в крови способно вызвать такие заболевания, как диабет, ожирение, депрессию. Повышается риск развития аутоиммунных патологий.
  6. Стресс истощает центральную и вегетативную нервную систему.

Чтобы предотвратить опасные последствия стресса для организма, важно научиться противостоять ему.

Способы борьбы со стрессом

  1. Присесть и расслабиться. Важно спросить себя, насколько важна проблема в данный момент и как ее решение (или отсутствие решения) повлияют на ближайшее время (несколько месяцев, год или пять лет). Это поможет осознать важность тревожного состояния.
  2. Записать на бумагу отдельные слова или фразы, которые приходят в голову в стрессовом состоянии. Это будет таким себе отвлекающим маневром. Эти фразы можно прочесть на следующий день и понять, насколько стрессовые события являются значимыми.
  3. Провести горизонтально указательным пальцем по губам. Данный прием хорошо и быстро успокаивает.
  4. Напрячь все мышцы, сжать кулаки и стиснуть зубы на 10 секунд. Это поможет почувствовать, как переключается организм, как приходит расслабление
  5. Попробовать любые классические расслабляющие методы. Это может быть прогулка, теплая ванна, чай из трав, плитка шоколада, хобби, общение с друзьями. Быть может, именно это поможет расслабиться.
  6. Попытаться отрицательное перевести в положительное. Самое главное – это не дать стрессу взять гору.
  7. Прервать одолевающий стресс, отрицательную мысль. Для этого можно просто хлопнуть в ладони.
  8. Нельзя отключать телефон, игнорировать внимание близких людей, друзей. Следует всячески избегать даже мысли спрятаться от других. Живое общение – это лучшее лекарство против стресса. Напротив, замыкаться в себе не стоит: это только усугубит ситуацию.

Научившись контролировать стресс, можно уменьшить риски развития депрессии, бронхиальной астмы, заболеваний сердца и сосудов, гастрита и ожирения. Для этого нужно совсем немного. Даже небольшое изменение способа жизни улучшит состояние и уменьшит отрицательное воздействие стресса.

В качестве метода экспресс — диагностики может быть рекомендована шкала Ридера для самооценки уровня стресса.



Автор статьи

Михаил Иванович Сквира

Понятия стресса, дистресса и аффекта. Причины, симптомы и последствия положительного стресса (эвстресса) и негативного типа стресса (дистресса). Способы борьбы с психологическими переживаниями, которые негативно влияют на эмоциональное состояние личности.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 29.04.2014
Размер файла 44,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

Институт иностранных языков

Содержание

Понятия стресс, дистресс, аффект

Способы борьбы со стрессом

В современном мире стресс сопровождает человека повсюду. У людей нет времени остановиться и отдышаться. Данная тема очень актуальна в эпоху, когда человек стремится заработать деньги, не жалея времени, сил и здоровья, в эпоху, в которой человек стремится успеть все и сразу и взваливает на свои плечи непосильную ношу, которая в свою очередь ведет к стрессам.

Целями данного реферата являются рассмотреть:

Понятия стресс, дистресс, аффект

Причины их возникновения

К чему приводит стресс

Понятия стресс, дистресс, аффект

Слово "стресс" в переводе с английского обозначает давление, натяжение, усилие, а также внешнее влияние, создающее это состояние[2;16]. Это понятие, возникшее в физиологии в 30-х гг. ХХ в., довольно быстро вышло за границы узкобиологической трактовки и стало весьма просторно использоваться как в науке, так и в житейской практике. Сегодня понятие стресса можно отнести к одной из базовых научных категорий, которая стала предметом изучения целого комплекса дисциплин: биологии и медицины, физиологии и психологии, наук об менеджменте, демографии, юриспруденции и более того политологии. В самом общем виде его можно определить как естественную приспособительную реакцию живого организма на любое событие, происходящее и в окружающей среде. Сегодня доказано, что само по себе состояние стресса - не болезнь. Если бы не было стресса, жизнь превратилась бы в абсолютное равновесие, замерла бы. Именно стресс поддерживает активность систем организма на уровне нормы. Стресс может быть вызван как серьезной опасностью, так и творческой удачей. Без некоторого уровня стресса никакая активная деятельность невозможна, и полная свобода от стресса, по утверждению Селье, равнозначна смерти. Таким образом, стресс может быть не только вреден, но и полезен организму. Вот почему через 40 лет после открытия стресса основатель его теории Ганс Селье описывает книгу "Стресс без дистресса" как раз о том, как поддерживать правильный уровень стресса.

Слово "дистресс" - в переводе с английского "страдание" - Селье применил для того, чтобы разделить между собой неблагоприятное развитие стрессовой реакции и обычный, нормальный, необходимый уровень напряжения систем и равновесий человеческого организма. В настоящее время ученые различают: Эвстресс - положительный стресс, который сочетается с желательным эффектом и мобилизует организм. При эвстрессе происходит активизация познавательных процессов и процессов самосознания, осмысления реальности, памяти.

Аффемкт (от лат. affectus -- душевное волнение, страсть) -- сильное, быстро возникающее и бурно протекающее психическое состояние, характеризующееся сильным и глубоким переживанием, ярким внешним проявлением, сужением сознания и снижением самоконтроля.

Аффект оказывает существенное влияние на психическую деятельность человека, дезорганизуя ее и затрагивая высшие психические функции. Мышление утрачивает гибкость, снижается качество мыслительных процессов, что обусловливает осознание лицом только ближайших целей своих действий, а не конечных. Внимание целиком концентрируется на источнике раздражения. То есть у лица в силу сильного эмоционального напряжения ограничивается возможность выбора модели поведения. Из-за этого происходит резкое снижение контроля над действиями, что приводит к нарушению целесообразности, целенаправленности и последовательности действий.

Виды стресса

1. Внутриличностный стресс. Большинство наших требований к внешнему миру и его воздействия на нас связаны с этим видом стресса. Эта область оказывает влияние на все сферы нашей жизни. Если мы не находимся в мире сами с собой, то наше внутреннее смятение, переживание проявляется в негативном отношении, воздействиях на внешний мир и нарушает межличностные взаимосвязи. В эту категорию стресса входят такие события, как несбывшиеся ожидания, нереализованные потребности, бессмысленность и бесцельность поступков, болезненные воспоминания, неадекватность оценки событий и т.п.

2. Рабочий стресс обычно связан с тяжелой рабочей нагрузкой, отсутствием самоконтроля за результатом работы, ролевой неопределенностью и ролевым конфликтом. Плохое обеспечение безопасности работы, несправедливые оценки труда, нарушение его организации может стать источником стресса.

3. Общественный стресс относится к проблемам, которые испытывают, переживают большие группы людей, - например, экономический спад, бедность, банкротство, расовое напряжение и дискриминация.

4. Экологический стресс обусловливается воздействием экстремальных условий окружающей среды, ожиданием такого воздействия или его последствий - загрязнение воздуха и воды, суровые погодные условия, недоброжелательные соседи, толкотня, большой уровень шума и т. п.

5. Финансовый стресс не требует разъяснений. Невозможность оплатить счета, не обеспечение расходов доходами, затруднения в получении задолженности, несоответствие уровня зарплаты результатам работы, появление дополнительных и финансово необеспеченных расходов, эти и другие обстоятельства могут являться причиной стресса[3;67].

Описывая стрессовый процесс, Селье выделил три фазы [5;18]: 1) Реакция тревоги - наступает непосредственно за воздействием какого-либо стрессора и выражается в напряжении и резком снижении сопротивляемости организма. Происходит возбуждение симпатической нервной системы; гипоталамус посылает химический сигнал в гипофиз, заставляя его усилить выделение адренокортикотропного гормона (АКТГ), который в свою очередь попадает с кровью в надпочечники и вызывает секрецию кортикостероидов (адреналина и норадреналина). Под действием адреналина увеличивается артериальное давление, учащается пульс, увеличивается кровоток в мышцах, и одновременно снижается в таких органах, как ЖКТ, почки и т.д. Ускоряется обмен веществ, свертываемость крови, увеличивается психическая активность. Дыхание становится частым и прерывистым. Также в этой фазе происходит повышение концентрации сахара в крови (гипергликемия), а так же сморщивание тимуса (вилочковой железы, которая отвечает за иммунитет организма). В желудочно-кишечном тракте появляются кровоточащие язвочки. Происходящие на этой фазе изменения функционально неоднозначны, и не постоянно полезны для организма (например, повышение артериального давления - необходимый компонент физиологической мобилизации - при некоторых сердечно-сосудистых заболеваниях может привести к инсульту или инфаркту). В основном эти изменения подготавливают весь организм к действию и возможной борьбе с повреждающими факторами. Ученые измеряют стрессовую реакцию по подъему содержания норадреналина, АКТГ или кортикостероидов в крови 2) В фазе сопротивления (фаза устойчивости) усиливается секреция кортикостероидов (гормоны, обладающие выраженным действием на водно-солевой (минералокортикоиды), углеводный и белковый (глюкокортикоиды) обмен), изъявления исчезают, организм проявляет повышенную устойчивость (адаптируется) к действию стрессора.

3)При длительном и интенсивном действии стрессора фаза сопротивления сменяется фазой истощения, которая сопровождается резким снижением сопротивляемости организма, ухудшением его состояния, возникновением различных заболеваний; Механизмы, переводящие организм из фазы сопротивления в фазу истощения до сих пор неизвестны.

Причины стресса

Симптомы стресса

Последствия стресса

По сведениям новых исследований подтверждено наличие связи между эмоциональным состоянием и возникновением болезней. В одном из исследований пять тысяч больных сообщили, какие события в их жизни предшествовали физическому заболеванию: смерть супруга, развод, брак, смена местожительства, потеря работы или уход на пенсию, т.е. в большинстве случаев имели место драматические жизненные ситуации. В дальнейшем исследовании психологи пришли к выводу, что преодоление жизненных кризисов, особенно когда способы этого преодоления неудачны, может снизить сопротивляемость болезням. Длительный стресс и, связанная с ним гормональная перестройка, приводят к[6;94].:

1. инсультам;

2. заболеваниям желудочно-кишечного тракта (язвенная болезнь желудка и 12-типерстной кишки, нарушения аппетита, запоры или диарея и т. д.);

3. нарушениям сна (бессонница, сонливость);

4. синдрому хронической усталости, ухудшению памяти, снижению концентрации;

5. неврозам, депрессивным состояниям;

6. головным болям, головокружению;

7. снижению иммунитета;

8. импотенции и другим расстройствам в сексуальной сфере;

9. бронхиальной астме;

10. повышению уровня "плохого" холестерина, что приводит к атеросклерозу;

11. ускорению старения, резкому ухудшению волос, кожи и ногтей;

12. появлению сердечно-сосудистых заболеваний, таких как гипертония, гипотония, приступы учащенного сердцебиения, приступы стенокардии и др.;

13. возникновению некоторых кожных заболеваний, например, экземы; Учеными было выяснено, что стресс может привести к болезни Альцгеймера. Британские ученые определили область мозга, которая может уменьшаться в объеме под воздействием гормонов стресса.

Эти изменения являются маркером, свидетельствующем о высоком риске развития болезни Альцгеймера и депрессии, пишет "The Journal of Clinical Endocrinology and Metabolism". В исследовании, проведенном учеными из Эдинбургского университета в 2006 году, принимали участие 20 здоровых мужчин в возрасте от 65 до 70 лет. У всех участников оценивались уровни гормонов стресса и, при сканировании головного мозга, анализировались размеры передней части коры поясной извилины - отдела головного мозга, расположенного в его центральной части. Выяснилось, что уменьшение размеров передней части коры поясной извилины ассоциировалось с высоким уровнем гормонов стресса. Кроме того, уменьшение объема передней части коры поясной извилины свидетельствует о высоком риске развития слабоумия и депрессии, сообщили авторы исследования. "Ранее врачам было понятно, что старение и некоторые заболевания, часто развивающиеся в пожилом возрасте, в частности болезнь Альцгеймера и депрессия, могут быть связаны с уменьшением объема мозга; но в данный момент впервой удалось показать, что повышенные уровни гормонов стресса могут активизировать уменьшение объема этой важной области", - рассказал руководитель исследования Аласдар МакЛулих (Alasdair MacLullich). Открытие углубляет знания о процессах, возникающих при старении, депрессии и болезни Альцгеймера. Результаты исследования могут подтолкнуть ученых к созданию новых средств для борьбы с заболеванием Альцгеймера и депрессией, основанных на снижении уровня гормонов стресса, считает МакЛулих. Болезнь Альцгеймера - это прогрессирующее дегенеративное хворь головного мозга, проявляющееся снижением интеллекта. При развитии болезни Альцгеймера происходит постепенное снижение памяти и внимания, нарушение процессов мышления и способности к обучению, дезориентация во времени и пространстве.

Способы борьбы со стрессом

К счастью, многих проблем можно избежать, если использовать специальные техники борьбы со стрессом. Исследованием этих техник занимаются специалисты из Массачусетской больницы (Бостон, США). "Победить хронический стресс помогают врожденные защитные механизмы. С точки зрения физиологии, расслабление - это обратная сторона напряжения", - объясняет специалист по психосоматической медицине Herbert Benson, - "Для глубокого расслабления характерны такие процессы, как снижение интенсивности обмена веществ и артериального давления, замедление дыхания и сердцебиения, расслабление мышц. Достичь глубокого расслабления можно разными способами".

Ученые рекомендуют применять следующий метод:

* Выберите какое-то определенное слово, звук, короткую фразу или молитву. Например, "мир", "раз" или "храни меня, Господи".

* Удобно сядьте и закройте глаза. Лучше предпочесть тихое место.

* Постарайтесь постепенно расслабить все мышцы тела. Начните с ног и закончите шеей.

* Дышите спокойно и конечно. На каждом выдохе повторяйте выбранное слово или фразу.

* Постарайтесь заглянуть в состояние полной пассивности. Не надо стараться или беспокоиться, хорошо ли вы справляетесь с упражнением. Когда в сознании возникают какие-то мысли, просто скажите себе "ну и пусть" и спокойно продолжайте повторять ключевые слова.

* Занимайтесь по 10-20 минут каждый день. Время можно контролировать, периодически бросая взгляд на часы.

* Закончив упражнение, посидите спокойно ещё приблизительно минуты. Позвольте мыслям постепенно вернуться в сознание.

* Выполняйте упражнение один или два раза в день. Хорошо заниматься, например, перед завтраком или ужином. [7;156]

Очень часто люди при возвращении домой переносят свою рабочую активность, возбужденность в семью. Что же нужно, чтобы освободиться от своих дневных впечатлений и, переступив порог дома, не вымещать на домашних свое плохое настроение? Ведь таким образом мы приносим домой стресс, а виной всему - наше неумение отрешиться от накопившихся за день впечатлений. Прежде всего, нужно установить хорошую традицию[2;320]: вернувшись домой с работы или учебы, сразу же проводить релаксацию. Вот несколько рекомендуемых способов релаксации за 10 минут.

1. Сядьте в кресло, расслабьтесь и спокойно отдохните.

2. Заварите себе крепкого чая или сварите кофе. Растяните их на 10 минут, старайтесь в тот самый отрезок времени ни о чем серьезном не мыслить.

3 Послушайте свою любимую музыку. Постарайтесь полностью погрузиться в музыку, отключившись от ваших мыслей.

4. Если ваши близкие дома, выпейте чай или кофе с ними и спокойно побеседуйте о чем-нибудь. Не решайте свои проблемы сразу же по возвращении домой: в состоянии усталости, разбитости это очень трудно, а порой невозможно. Выход из тупикового положения вы сможете найти после того, как пройдет немного времени и спадет напряжение трудового дня.

5. Наполните ванну не очень горячей водой и полежите в ней. В ванне проделайте успокаивающие дыхательные упражнения. Сделайте основательный вдох через сомкнутые губы, опустите нижнюю часть лица и нос в воду и сделайте очень медленный выдох. Постарайтесь выдыхать как можно дольше (выдох с сопротивлением). Представьте себе, что с каждым выдохом общее напряжение, накопившееся за день, постепенно спадает.

6. Погуляйте на свежем воздухе.

7. Наденьте спортивный костюм, кроссовки и побегайте эти 10 минут. Очень важно, чтобы инициатива таких "переделок" дня исходила от нас самих. На свежую голову, для решения всех домашних проблем, потребуется меньше нервной и физической энергии. [2;320]:

стресс психологический эмоциональный аффект

Заключение

Каждый находит свои способы борьбы со стрессом. Для меня, например, такой способ-йога. Из данного реферата видно какими серьезными могут быть последствия стресса, дистресса и аффекта.

Состояние стресса у человека так же старо, как и сам человек. Стрессу подвержены все - от новорожденного до немощного старика. Стресс не только зло, не только беда, но и великое благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь стала бы похожа на какое-то бесцветное и безрадостное прозябание. Активность - единственная возможность покончить со стрессом: его не пересидишь и не перележишь. Постоянное сосредоточение внимания на светлых сторонах жизни и на действиях, на которые могут улучшить положение, не только сохраняет здоровье, но и способствует успеху. Ничто не обескураживает больше, чем неудача, ничто не ободряет больше, чем успех.

Важно найти время для себя и вовремя понять, что проблема есть.

Научитесь справляться со стрессовыми ситуациями, использовать технику релаксации, например глубокое ровное дыхание. Дайте себе достаточно времени, чтобы прийти в себя после стресса. Регулярно делайте зарядку. Таким образом, вы улучшите свое здоровье и самочувствие и повысите способность организма реагировать на стресс. Не употребляйте алкоголь и наркотические препараты. Ограничьте употребление кофеина, поскольку он может усилить проявления тревожности. Научитесь противостоять своим страхам.

Список литературы

1.Василюк, Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций: Издательство Московского университета, 1984.

2.Завязкин, О. В. Как избежать стресса: Сталкер, 2000.

3.Кижаев-Смык, Л. А. Психология. : Наука, 1983.

4.Психология / под ред. А. А. Крылова: Проспект, 1998.

5.Селье, Г. Стресс без дистресса : Прогресс, 1982.

6.Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса: 1981.

7.Шрайдер, К. Как снять стресс. 30 способов улучшить своё самочувствие за 3 минуты: 1993.

Подобные документы

Определение, причины возникновения стресса, его стадии и возможные последствия. Психологические и поведенческие симптомы стресса. Причины возникновения стресса на работе. Несколько советов, которые могут помочь выйти из состояния острого стресса.

курсовая работа [70,0 K], добавлен 03.06.2009

Стресс - неспецифическая реакция организма на сильное воздействие (физическое или психологическое); состояние нервной системы организма. Понятие дистресса. Развитие стресса в управленческом труде и борьба с ним. Исследование последствий стресса на работе.

курсовая работа [51,5 K], добавлен 22.02.2011

Проблема психологического стресса. Ресурсный подход и регуляция стресса. Определение стресса, стрессовой реакции и дистресса. Нарушение памяти и концентрации внимания. Механизмы возникновения посттравматического стресса. Основные стадии стресса.

курсовая работа [66,5 K], добавлен 20.05.2012

Возникновение стресса как неспецифическая адаптационная реакция на воздействие экстремального фактора с целью мобилизации психофизического потенциала человека. Основные виды стресса. Характеристика форм дистресса. Порядок диагностики состояния стресса.

презентация [1009,0 K], добавлен 08.12.2015

Научно-теоретические аспекты стресса. Стадии развития стресса по Селье. Причины, вызывающие стрессовые нарушения. Физические проявления стресса. Основные регуляторы стресса. Выходы из стрессовых состояний. Способы успокоения и избавления от стресса.

реферат [14,6 K], добавлен 15.12.2009

Понятие стресса. Стрессоры. Виды стресса. Основные положения концепции стресса. Общий адаптационный синдром. Психологические аспекты стресса. Три фазы стресса. Устойчивость человека к стрессу. К чему приводит стресс. Способы борьбы со стрессом.

реферат [29,3 K], добавлен 28.06.2008

Стресс как психическое состояние человека, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Основные причины развития негативных эмоций. Рассмотрение особенностей проявления дистресса. Влияние психологического стресса на здоровье человека.


Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье. Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Наиболее широко употребляемым определением является следующее:

«Стресс - это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое". Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности несомненно.

Значит, само возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется.

Причины появления стрессов

Стрессовые ситуации окружают человека в его поседневной жизни - на работе, дома, в кругу друзей, в общественных местах мы можем подвергнуться воздействию стресса. Важно то, как сам человек относится к той или иной ситуации и реагирует на нее. Если один легко может обидеть другого человека и, выслушав в ответ поток оскорблений, благополучно забыть об этом, то другой человек будет тяжело переживать каждое сказанное оппонентом слово.

Распознать переживание стресса можно по таким признакам:

  • злоупотребление психоактивными веществами (алкоголь или наркотики) для снятия напряжения;
  • бессонница или беспокойный сон;
  • головная боль, напряженность;
  • нервозность;
  • неспособность расслабиться;
  • двигательные беспокойства (потребность ходить, вертеть в руках предметы, грызть ногти);
  • тоскливое состояние;
  • частые слезы;
  • нервный тик;
  • когнитивные нарушения, неспособность сосредоточиться.

Многоаспектность явления стресса у человека столь велика, что потребовалось осуществить разработку целой типологии его проявлений. В настоящее время принято разделять стресс на два основных вида: системный (физиологический) и психический. Поскольку человек является социальным существом и в деятельности его интегральных систем ведущую роль играет психическая сфера, то чаще всего именно психический стресс оказывается наиболее значимым для процесса регуляции.

Специфические результаты двух событий – горе и радость – совершенно различны, даже противоположны, но их стрессовое действие – неспецифическое требование приспособления к новой ситуации – может быть одинаковым.

В настоящее время ученые различают эвстресс (положительный стресс, который сочетается с желательным эффектом и мобилизует организм) и дистресс (отрицательный стресс с нежелательным вредоносным эффектом). При эвстрессе происходит активизация познавательных процессов и процессов самосознания, осмысления действительности, памяти. Дистресс, возникающий в одной обстановке, имеет тенденцию распространяться и на все сферы деятельности по типу цепной реакции. Кратко определим эти сферы.

Виды стресса

Внутриличностный стресс. Большинство наших требований к внешнему миру и его воздействия на нас связаны с этим видом стресса. Эта область является как бы центробежной силой, которая оказывает влияние на все сферы нашей жизни. Если мы не находимся в мире сами с собой, то наше внутреннее смятение, переживание проявляется в негативном отношении, воздействиях на внешний мир и нарушает межличностные взаимосвязи. В эту категорию стресса входят такие события, как несбывшиеся ожидания, нереализованные потребности, бессмысленность и бесцельность поступков, болезненные воспоминания, неадекватность оценки событий.

Межличностный стресс. Поскольку каждому человеку приходится постоянно решать разнообразные социальные вопросы в своей деятельности, то взаимодействие с другими лицами и его оценка оказывают существенное влияние на наше восприятие, переживание, отношение к событиям и являются проблемами отношений между людьми.

Личностный стресс имеет отношение к тому, что делает индивид и что происходит с ним, когда он не выполняет, нарушает определенные предписанные социальные роли, такие как роль родителя, мужа, служащего. Он проявляется в связи с такими явлениями как нарушение здоровья, плохие привычки, сексуальные трудности, скука, старение, уход на пенсию.

Семейный стресс включает все трудности по поддержанию семьи и отношений в ней – работа по дому, супружеские проблемы, конфликты между поколениями, жизнь с молодежью, болезнь и смерть в семье, алкоголизм, развод.

Рабочий стресс обычно связан с тяжелой рабочей нагрузкой, отсутствием самоконтроля за результатом работы, ролевой неопределенностью и ролевым конфликтом. Плохое обеспечение безопасности работы, несправедливые оценки труда, нарушение его организации может стать источником стресса.

Общественный стресс относится к проблемам, которые испытывают, переживают большие группы людей - например, экономический спад, бедность, банкротство, расовое напряжение и дискриминация.

Экологический стресс обусловливается воздействием экстремальных условий окружающей среды, ожиданием такого воздействия или его последствий – загрязнение воздуха и воды, суровые погодные условия, недоброжелательные соседи, толкотня, высокий уровень шума.

Финансовый стресс не требует разъяснений. Невозможность оплатить счета, не обеспечение расходов доходами, затруднения в получении долга, несоответствие уровня зарплаты результатам работы, возникновение дополнительных и финансово необеспеченных расходов, эти и другие обстоятельства могут являться причиной стресса.

Симптоматика при стрессе

Стресс порой бывает довольно сложно определить, поскольку у каждого человека вырабатываются свои реакции на стрессовые ситуации. Однако при стрессе всегда вырабатывается адреналин - именно этот гормон заставляет обостренно реагировать на источники раздражения и быть собранным и внимательным для принятия решения в экстренной ситуации.

Тем не менее, постоянное пребывание в стрессовой ситуации не является полезным для организма. Со временем запасы адреналина истощаются, иммунитет становится гораздо слабее, что провоцирует возникновение различных болезней.

Несмотря на столь большое количество разновидностей стресса, симптоматика практически одинакова. Дело в том, что любой стресс действует на организм одинаково: он заставляет все системы работать в усиленном режиме, мобилизуя физические и психологические ресурсы. В том случае, если стрессовая ситуация продолжается долгое время, она начинает негативно сказываться на психологическом и физическом состоянии пациента, и тогда речь идет о хроническом стрессе.

В частности, симптомами хронического стресса являются:

  • появление сбоев в работе желудочно-кишечного тракта;
  • появление болей различной степени и локализации: обычно они носят психосоматический характер;
  • снижение либидо;
  • частое возникновение простудных заболеваний;
  • появление болей в грудной клетке;
  • учащенное сердцебиение.

Также нередко у пациентов в стрессовой ситуации появляются головные боли – мигрени.

Как проявляется стресс у женщин, у детей и у мужчин?

Стрессовые ситуации на каждого влияют по-своему. Переживание хронического стресса по-разному проявляется у различных групп населения.

Стресс у детей. Детские стрессы обусловлены различными факторами. Чаще всего они возникают из-за некорректного отношению родителей или других близких, а также других детей по отношению к ребенку. Стресс у детей характеризуется появлением различных страхов, которые заставляют ребенка нервничать, беспокоиться. Также может появиться энурез, проблемы со сном, крики во сне, ночные кошмары, головокружения, иногда могут возникнуть дерматологические проблемы на нервной почве.

Стресс у женщин. Женщины переживают все эмоции гораздо ярче, чем мужчины. В частности, при стрессовых ситуациях у женщин могут появляться приступы истерического смеха, вялость, апатия, может страдать самооценка, могут появиться боли в различных частях тела (часто в спине, также бывают мигрени), раздражительность и быстрая утомляемость.

Методы лечения стресса

В нашей клинике в Израиле применяются самые современные и эффективные методы лечения стрессов. В частности, мы применяем на практике:

  • консультации с врачом-психиатром для назначения медикаментозного лечения при необходимости и курирования процесса лечения;
  • интенсивная психотерапия (когнитивно-поведенческая, динамическая, или поддерживающая – вид психотерапии подбирается индивидуально);
  • Вспомогательные психотерапевтические методики, такие как биофидбек, иппотерапия, музыкальная терапия, арт-терапия, спорт-терапия, гидротерапия и другие виды терапии;
  • консультации с психологом.

Все перечисленные методики позволяют пациентам проработать стрессовые ситуации и свои реакции на них, научиться методам релаксации, выразить свои чувства, страхи, переживания и эмоции, восстановить психическое и физическое здоровье.

Для медикаментозного лечения применяются антидепрессанты последнего поколения в сочетании с различными методиками психотерапии, описанными выше.

Профилактика стресса

Профилактика стресса также заключается в периодической связи с лечащим специалистом для предотвращения срывов или развития более серьезного соматического или психологического расстройства. Детальное описание состояния, а также информация о трудностях, с которыми сталкивается пациент, помогает врачу дать правильные рекомендации по преодолению стрессовых ситуаций и лекарственной терапии при необходимости.

Обучение навыкам борьбы со стрессом имеет огромное значение для психического здоровья. Вовремя непроработанная стрессовая ситуация может привести к более серьезным последствиям для психики – развитию психозов, тяжелого депрессивного расстройства, соматическим проявлениям, галлюцинациям или бредовому расстройству.

Стресс (от англ. stress – напряжение) – вызванное сверхсильным воздействием нервно-психическое перенапряжение, адекватная реакция на которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации. Стресс – тотальная мобилизация сил на поиск выхода из очень трудного, опасного положения. (Звучит резкий сигнал тревоги на корабле, который уже начинает давать крен. Пассажиры мечутся по палубе корабля. Автомобиль попал в аварию. – таковы типичные картины стрессовой ситуации).

Состояние стресса характеризуется общей мобилизацией всех ресурсов организма на приспособление к сверхсложным условиям.

Сверхсильные раздражители – стрессоры вызывают вегетативные изменения (учащение пульса, повышение содержания сахара в крови и т. д.) – организм подготавливается к интенсивным действиям В ответ на сверхтрудную обстановку человек реагирует комплексом приспособительных реакций.

Стрессовые состояния неизбежно возникают во всех случаях внезапного возникновения угрозы для жизни индивида. Застойные стрессовые состояния могут быть вызваны длительным пребыванием в жизненно опасной обстановке. Стрессовый синдром часто возникает и в ситуациях, опасных для престижа человека, когда он боится опозорить себя проявлением трусости, профессиональной некомпетентности и т. п. Состояние, аналогичное стрессовому, может быть порождено систематическими жизненными неудачами.

Понятие стресса введено канадским ученым Гансом Селье (1907–1982). Он определил стресс как совокупность адаптационно-защитных реакций организма на воздействия, вызывающие физическую или психическую травму.

В развитии стрессового состояния Г. Селье выделил три этапа: 1) тревога; 2) сопротивление; 3) истощение.

Реакция тревоги (алярм-реакция) состоит из фазы шока (депрессия центральной нервной системы) и фазы противошока, когда восстанавливаются нарушенные психические функции.

Стадия сопротивления (резистентности) характеризуется возникновением устойчивости к действию стрессоров. При их длительном воздействии силы организма иссякают и наступает стадия истощения, зарождаются патологические дистрофические процессы (приводящие иногда к гибели организма).

В дальнейшем Р. Лазарус ввел понятие психического (эмоционального) стресса[1]. Если физиологическими стрессорами являются крайне неблагоприятные физические условия, вызывающие нарушение целостности организма и его функций (очень высокие и низкие температуры, острые механические и химические воздействия), то психическими стрессорами являются те воздействия, которые сами люди оценивают как очень вредные для своего благополучия. Это зависит от опыта людей, их жизненной позиции, нравственных оценок, способности адекватно оценивать ситуации и т. п

Характер стрессовой реакции зависит не только от оценки вредности стрессора данным человеком, но и от умения реагировать на него определенным образом. Человек способен научиться адекватному поведению в различных стрессовых ситуациях (в аварийных ситуациях, при внезапном нападении и т. п.).

Выход из стрессового состояния связан с адаптационными возможностями конкретного индивида, развитостью его аварийно-защитных механизмов, его способностью к выживанию в крайне тяжелых обстоятельствах. Это зависит от опыта пребывания человека в критических ситуациях, а также от его врожденных качеств – силы нервной системы.

В преодолении стресса проявляются два поведенческих типа личности – интерналы, рассчитывающие только на себя, и экстерналы, рассчитывающие преимущественно на помощь других людей. В стрессовом поведении выделяются также тип "жертвы" и тип "достойного поведения"[2].

Стресс опасен для жизни, но он и необходим для нее: при австрессе ("хорошем" стрессе) отрабатываются адаптационные механизмы индивида.

Особую разновидность стресса составляет "стресс жизни" – острые конфликтные состояния личности, вызванные стратегически значимыми социальными стрессорами – крах престижа, угроза социальному статусу, острые межличностные конфликты и т. д.

При социально обусловленном стрессе резко меняется характер коммуникативной деятельности людей, возникает неадекватность в общении (социально-психологический субсиндром стресса). При этом сами акты общения могут стать стрессогенными (скандалы, ссоры). Регуляция поведения переходит здесь на эмоциональный уровень. Отдельные индивиды становятся способными на бесчеловечные, антигуманные действия – жестокость, мстительность, агрессивность и т. п.

Если стрессовая ситуация создает угрозу благополучию группы людей, то в малосплоченных группах происходит групповая дезинтеграция – возникает активное непризнание роли руководителя, нетерпимость к личностным особенностям партнеров. Так, перед угрозой разоблачения распадается связь между членами преступной группы, возникает внутригрупповай "грызня", члены группы начинают искать индивидуальные выходы из конфликтной ситуации.

Возможен и неадаптивный "уход" от стрессовой ситуации – индивид направляет свою активность на решение второстепенных проблем, уходит от "давления жизни" в мир своих увлечений или даже грез и несбыточных мечтаний.

Итак, стресс может оказывать как мобилизующее влияние – австресс (буквально: "хороший стресс"), так и угнетающее влияние – дистресс (от англ. distress – горе, истощение). Для формирования адаптивного поведения человека необходимо накопление опыта его пребывания в трудных ситуациях, овладение способами выхода из них. Австресс обеспечивает мобилизацию жизненных сил индивида на преодоление жизненных трудностей. Однако стратегические защитные психофизиологические резервы организма нужно использовать лишь в решающих жизненных ситуациях; необходимо адекватно оценивать встречающиеся на жизненном пути трудности и правильно определять место и время для генеральных жизненных "сражений".

Негативно-стрессовые явления возникают в случаях длительного пребывания индивида или социальной общности в условиях нормативной неопределенности, затяжного ценностного противоборства, разнонаправденности социально значимых целей, интересов и устремлений, конфликта норм.

Стрессогенный характер может приобрести длительная изоляция социальной группы. При этом снижается уровень внутригрупповой солидарности, возникает межличностная, разобщенность, эгоцентрическая замкнутость отдельных индивидов. Ситуация становится взрывоопасной.

Устойчивость к стрессу может специально формироваться. Существует ряд приемов самозащиты человека от травмирующих нагрузок в критических ситуациях. Стрессовые ситуации могут возникать внезапно и постепенно. В последнем случае человек некоторое время находится в предстрессовом состоянии. В это время он может принять меры с целью соответствующей психологической защиты. Одним из таких приемов является рационализация надвигающегося отрицательного события, всесторонний его анализ, снижение степени его неопределенности, оживание в него, предварительное привыкание к нему, устранение эффекта внезапности. Можно снизить психотравматическое воздействие стрессовых ситуаций, имеющих личностную значимость, путем их обесценивания, снижения значения.

Существует и прием предельного мысленного усиления возможных отрицательных последствий предстоящих событий, формирование установки на худшее. Реальность же может быть легче ожидаемых кризисных ситуаций. (Военный разведчик, длительное время пребывая во враждебном окружении, со временем стал бояться разоблачения. Стремясь овладеть эмоциональным состоянием, он умышленно усилил его, внушая себе, что когда-нибудь он обязательно будет раскрыт. Чувство страха у него стало таким сильным, что он как бы пережил свою смерть. И после этого уже и не испытывал страха, владел собой в самых рискованных ситуациях.) Стресс следует отличать от аффекта.

Аффект (от лат. affectus – душевное волнение, страсть) – это внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное нервно-психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания (его сужении) и крайней активизации импульсивных реакций.

Аффект – эмоциональный взрыв в условиях дефицита информации, необходимой для адекватного поведения. Глубокая обида от тяжкого для данного человека оскорбления, внезапное возникновение большой опасности, грубое физическое насилие – все эти обстоятельства в зависимости от индивидуальных свойств личности могут вызвать аффект.

Состояние аффекта характеризуется значительным нарушением сознательной регуляции действий человека. Поведение человека при аффекте регулируется не заранее обдуманной целью, а тем чувством, которое полностью захватывает личность и вызывает импульсивные, подсознательные действия.

В состоянии аффекта нарушается важнейший механизм деятельности – избирательность в выборе поведенческого акта, резко изменяется привычное поведение человека, деформируются его установки, жизненные позиции, нарушается способность к установлению взаимосвязей между явлениями, в сознании начинает доминировать какое-либо одно, часто искаженное, представление.

Это "сужение сознания" при аффекте, с нейрофизиоло-гической точки зрения, связано с нарушением нормального взаимодействия возбуждения и торможения. В состоянии аффекта страдает прежде всего тормозной процесс, возбуждение начинает беспорядочно распространяться в подкорковые зоны мозга, эмоции теряют контроль со стороны сознания. Подкорковые образования при аффектах приобретают определенную самостоятельность, что и выражается в бурных примитивных реакциях. "Человек выявляется своими инстинктами, какой он есть, без. социальной покрышки при помощи больших полушарий[3].

Аффект вызывает резкое нарушение уравновешенности нервных процессов, "сшибку" нервных процессов, сопровождается сдвигами в системе нервных связей, значительными изменениями химизма крови, нарушениями в деятельности вегетативной нервной системы и сердечной деятельности, в психомоторной регуляции (жестикуляция, специфические мимические выражения, резкий крик, плач и т. п.). Состояние аффекта связано с нарушением ясности сознания и сопровождается частичной амнезией – расстройством памяти.

Во всех многообразных проявлениях аффекта (страх, гнев, отчаяние, вспышка ревности, порыв страсти и т. п.) можно выделить три стадии. На первой стадии резко дезорганизуется вся психическая деятельность, нарушается ориентировка в действительности. На второй – перевозбуждение сопровождается резкими, плохо контролируемыми действиями. На заключительной стадии спадает нервное напряжение, возникает состояние депрессии, слабости.

Субъективно аффект переживается как состояние, как бы навязанное человеку извне, помимо его воли. Однако усиленным волевым контролем в начальной стадии развития аффекта его можно не допустить. Важно сосредоточить сознание на крайне отрицательных последствиях аффективного поведения. К числу приемов преодоления аффекта относятся произвольная задержка двигательных реакций, изменение обстановки, переключение на другую деятельность. Однако самое важное условие преодоления отрицательных аффектов – определенные моральные качества личности, жизненный опыт и его воспитание. Люди с неуравновешенными процессами возбуждения и торможения более склонны к аффектам, однако эта склонность может быть преодолена путем самовоспитания.

Аффект может возникать в результате воспоминаний о травмирующем событии (следовой аффект), а также накопления чувств.

Аффективные действия эмоционально-импульсивны, т. е. побуждаются чувствами: они не имеют осознанного мотива. Сильное, захватывающее всю личность чувство само по себе и является побуждением к действию.

Действия в состоянии аффекта не отличаются ни наличием осознанных конкретных целей, ни осознанной тактикой.

Используемые при этом средства ограничиваются объектами, случайно попавшими в поле крайне суженного сознания. Общее направление хаотичных действий при аффекте – стремление устранить травмирующий раздражитель.

Еще И. Кант отмечал, что при аффекте чувства не оставляют места для разума[4].

Волевая регуляция поведения человека может проявиться лишь в стадии возникновения аффекта. На дальнейших стадиях человек утрачивает волевой контроль.

Достигаемый при аффекте результат создает лишь иллюзию предварительного осознания цели. И если в действии была осознанная цель, то именно по данному признаку действие нельзя считать совершенным в состоянии аффекта.

Поскольку состояние аффекта влияет на квалификацию преступления и меру наказания, это состояние подлежит доказыванию и для его установления требуется судебно-психологическая экспертиза.

Физиологический аффект следует отличать от патологического аффекта – болезненного нервно-психического перевозбуждения, связанного с полным помрачением сознания и парализацией воли.

Приведем схему различительных признаков физиологического и патологического аффектов:

Физиологический аффект

Патологический аффект

1. Высшая интенсивность возбуждения

1. Сверхинтенсивность перевозбуждения

2. Соответствие вызвавшей причине

2. Несоответствие вызвавшей причине

3. Значительная дезорганизация сознания ("сужение" сознания)

3. Полная дезорганизация сознания, умопомрачение

4. Несдержанность в действиях

4. Полная потеря способности отдавать отчет в своих действиях

5. Несвязанность ассоциативных идей, доминирование одного представления

5. Бессвязное хаотическое сочетание идей

6. Сохранение отдельных воспоминаний

Аффективные состояния могут проявляться в различной форме. Рассмотрим некоторые из них.

Страх – безусловно-рефлекторная эмоциональная реакция на опасность, выражающаяся в резком изменении жизнедеятельности организма. Страх возник как биологически защитный механизм. Животные инстинктивно боятся быстро приближающихся объектов, всего того, что может повредить целостность организма. Многие из врожденных страхов сохраняются и у людей, хотя в условиях цивилизации они несколько изменены. У многих людей страх – астеническая эмоция, вызывающая понижение мышечного тонуса, при этом лицо принимает масковидное выражение.

В большинстве случаев страх вызывает сильный симпатический разряд: крик, бегство, гримасы. Характерный симптом страха – дрожание мышц тела, сухость во рту (отсюда хриплость и приглушенность голоса), резкое учащение пульса, повышение сахара в крови и т. д. При этом гипоталамус начинает выделять нейросекрет, который стимулирует гипофиз на выделение адренокортикотропного гормона. (Этот гормон и вызывает специфический синдром страха.)

Социально обусловленные причины страха – угроза общественного порицания, потеря результатов длительного труда, унижение достоинства и т. п. вызывают те же физиологические симптомы, что и биологические источники страха.

Наивысшая степень страха, переходящая в аффект, – ужас.

Ужас сопровождается резкой дезорганизацией сознания (безумный страх), оцепенением (предполагается, что оно вызывается чрезмерно большим количеством адреналина) или беспорядочным мышечным перевозбуждением ("двигательная буря"). В состоянии ужаса человек может преувеличить опасность нападения и его оборона может быть чрезмерной, несоизмеримой с реальной опасностью.

Эмоция страха, вызванная опасным насилием, побуждает к безусловно-рефлекторным ответным действиям, основанным на инстинкте самосохранения. Поэтому такие действия в ряде случаев не образуют состава преступления.

Лица с ослабленной психикой (психастеники) могут иметь навязчивые, гипертрофированные представления об определенном виде опасности – фобии (боязнь высоты, острых предметов и т. п.).

Страх – пассивно-оборонительная реакция на опасность, нередко исходящую от более сильного лица. Если же угроза опасности исходит от более слабого лица, то реакция может приобрести агрессивный, наступательный характер – гнев.

В состоянии гнева человек предрасположен к мгновенному, часто импульсивному действию. Чрезмерно повышенное мышечное возбуждение при недостаточном самообладании легко переходит в очень сильное действие. Гнев сопровождается угрожающей мимикой, позой нападения. В состоянии гнева человек теряет объективность суждений, осуществляет малоконтролируемые действия.

Страх и гнев могут достичь степени аффекта, но порой они выражаются и в меньшей степени эмоционального напряжения.

Фрустрация (от лат. frustratio – неудача, обман) – конфликтное отрицательно-эмоциональное состояние, возникающее в связи с крахом надежд, неожиданно возникшими непреодолимыми препятствиями на пути достижения высокозначимых целей.

Фрустрация часто связана с агрессивным поведением, направленным против фрустратора – источника фрустрации. В случае неустранимости причин фрустрации (невозвратимости потерь) может возникнуть глубокое депрессивное состояние, связанное со значительной и продолжительной дезорганизацией психики (ослабление памяти, способности к логическому мышлению и т. п.).

Трудноопределимость фрустрации связана с тем, что человек не может устранить причины такого состояния. Поэтому в состоянии фрустрации человек ищет какие-либо компенсирующие выходы, уходит в мир грез, иногда возвращается к более ранним стадиям психического развития (регрессирует).

[1] См.: Лазарус Р. Теория стресса и психологические исследования // Эмоциональный стресс. Л., 1970.

Читайте также: