Столыпинская аграрная реформа и массовое переселение крестьян в казахстан план урока

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Столыпинская аграрная реформа

Цель: Рассмотреть причины переселения крестьян на территорию Казахстана

Задачи: Образовательная: Рассмотреть начало крестьянского переселения, и Столыпинскую аграрную реформу

Развивающая: Привить учащимся навыки анализа отведению в выступлении каз населения против колониальной политики самодержавия

Воспитательная: Воспитать у учащихся гуманность, любовь к родной земле

Тип урока: комбинированный

Наглядные пособия:

2.Проверка знаний полученных на предыдущих занятиях

Почему уставы 1822-24гг. потеряли свою значимость

Какую должность могли иметь казахи

Что произощло с введением новой реформы

Какие изменения произошли в фискальной системе.

. Объяснение нового материала

Причины переселения крестьян на территорию Казахстана

Начало крестьянского переселения

Столыпинская аграрная реформа

Ухудшение положения местного населения

Выступление казахского населения против самодержавия

Со второй половины 19 века ситуация на территории Казахстана меняется, если ранее заселяли казачеством, то с этого времени происходит заселением российских крестьян. Причины:

Т.к. в 1861г. б/отменено крепостное право.—крестьяне б/освобождены от крепостной зависимости---их выступление—бунт –переселение на территорию Казахстана и Сибири

Создание за счет крестьян надежного оплота, т. к б/ постоянные восстания казахов

Перевод казахов на оседлый образ жизни---свободное кол-во земли

Превращение Казахстана в хлебную житницу империи

Работа с учебником ( выборочная)

1866г. разрешение самовольного переселения крестьян в Казахстан. Первые переселенцы появились в Саумалколе на территории Кокчетавского округа. Крестьяне высылали ходоков – высматривали удобные места, арендовывали, делали распашки и посевы. ---появлялись русские поселения.

1891г . доступ в казахскую степь б/закрыт для переселенцев. В России –неурожай—голод—самовольное переселение.

1892г . – строительство Транссибирской железной дороги по Сев Каз. –изъятие земли у казахов. В г. Петропавловск, Омск собирались переселенцы --- открыты переселенческие пункты и больничные бараки.

1904-1905гг . – край разделен на 5 переселенческих районов – Тургайско - Уральский, Акмолинский, Семипалатинский, Сырдарьинский и Семиреченский. – выявить новые земельные излишки для создания переселенческого фонда. Царское правительство полностью выселяло казахов с их земель.

1870-1914гг. на территории Акмолинской, Семипалатиснкой, Семиреченской, Сырдарьинской, Тургайской и Уральской областей переселилось 1,4 миллионов крестьян. Крестьянское население было объединено в области.

Столыпинская аграрная реформа

1906г. массовое переселение крестьян на азиатскую часть России, принято председателем Совета Министров России П.А. Столыпиным. Цель: активизация переселенческого движения. Крестьяне право переселения на восток Каз. Наделение крестьян землей проводилось через фонд, сформированный за счет изъятия земель у казахов.

1907г . – распространение агитационных брошюр и листовок, призывающих переселиться.

1917г. – из автохтонного населения изъято 45 миллионов десятин земли.

Положение семиреченских казахов усугублялось. Кочевники выселялись малопродородные земли, оставляя могилы предков и зимние пастбища. Увеличилось количество жатаков (обедневшая часть кочевого общества, вынужденная перейти к оседлому образу жизни). Жатаки нанимались на различные работы, уходили на заводы и фавбрики, арендовали земли крестьянских обществ. Очень трудно б/перейти к оседлому ОЖ., т. к не б/навыков земледельческого труда.

Столыпинская аграрная реформа привела к кризису скотоводческого хозяйства казахов. Изменилась демографическая ситуация в регионе. Обострились отношения м/д казахами, и крестьянами с казаками с др стороны.

После окончания 1 русской революции каз население стало выступать от уплаты налогов, нападение на воинские команды. Местные органы разжигали межнациональной розни. 1914г . военный губернатор обязывал создавать вооруженные отряды. Группы крестьян занимались набегами на каз аулы, отбирая скот.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Активизировать творческую самостоятельную, познавательную деятельность учащихся.

Задачи урока:

1.Раскрыть причины, цели и основные этапы переселенческой политики царизма в Казахстане и социально – экономические, демографические последствия переселенческой политики.

2. Воспитание нравственных ценностей, гражданственности,

интернациональных чувств, гордости за свою Родину.

3. Совершенствование навыков самостоятельной работы с учебником и умения оценивать исторических факты.

Открытый урок : Переселенческая политика царизма в Казахстане.

Цель урока: Активизировать творческую самостоятельную, познавательную деятельность учащихся.

Задачи урока:

1.Раскрыть причины, цели и основные этапы переселенческой политики царизма в Казахстане и социально – экономические, демографические последствия переселенческой политики.

2. Воспитание нравственных ценностей, гражданственности,

интернациональных чувств, гордости за свою Родину.

3. Совершенствование навыков самостоятельной работы с учебником и умения оценивать исторических факты.

Тип урока: урок – исследование.

Методы обучения: словесный, наглядный, поисково-познавательный, интерактивный.

Межпредметная связь: всемирная история, обществознание, культурология.

Наглядные пособия: Политическая карта мира, Карта Республики Казахстан, иллюстрации, схемы, таблицы.

Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, практические задания.

сбор информации : исследовательская работа, составление слайдов.

I. Организационный момент.

1. Проверка присутствующих, объявление темы и задач урока, психологический настрой.

2. Проверка домашнего задания по теме: Реформы 20-годов ХIХ века. Административные реформы 1867-1868 гг. ( демонстрация слайдов- таблиц).

4. Изучение нового материала. Исследовательская работа Саргужиной А и Жалгасовой Альбины.

Тема: Переселенческая политика царизма в Казахстане.

Отмена крепостного права в России не решила главного вопроса - аграрного, поэтому царское правительство в целях разрядки социальной напряженности в стране, с одной стороны, и дальнейшей колонизации Казахстана, с другой стороны, активизировало переселенческую политику. На смену военно-казачьей колонизации пришла крестьянская. Со второй половины 60-х годов из России в Казахстан стали переселяться крестьяне. Этот процесс приобрел целенаправленный характер. Планомерное переселение русских и украинских крестьян почти во все области Казахстана происходило в 70-е годы и приобрело массовый характер в 80-е годы. В 1868 году по инициативе губернатора Семиреченской области Г. Колпаковского были разработаны "Временные правила о крестьянских переселениях в Семиречье". По этим правилам предусматривалось выделение земли переселенцам 30 десятин на душу (мужскую), освобождение от налогов и повинностей, в том числе и рекрутской сроком на 15 лет, выдача ссуды до 100 рублей на обзаведение хозяйством. В 1885 году были утверждены "Правила о поземельном устройстве оседлого населения области", поскольку в Семиреченской области стала ощущаться ограниченность земли, а наплыв переселенцев был велик. Эти правила несколько урезали привилегии переселенцев, так земельный надел определялся в 10 десятин на душу (мужскую), переселенцы освобождались от налогов и повинностей на 3 года, а в последующие годы вносили их в половинном виде. В 1886 году было разработано "Положение", предусматривающее условия обустройства переселенцев в Туркестанском крае.

План изучения урока:

Главная цель переселенческой политики.

Начальный период переселения российских крестьян в Казахстан.

Новый период переселенческого движения.

Переселение в Семиречье уйгуров и дунган.

Проведение политики русификации в Казахстане.

Столыпинская аграрная реформа.

1.Главная цель переселенческой политики.

Преподаватель: Таким образом, царское правительство при переселении русских крестьян в Казахстан своих целей полностью достигло. Казахские земли были объявлены государственной собственностью и распоряжались ими по собственному усмотрению. Землю использовали в колониальных целях.

С середины XIX века Казахстан стал играть все возрастающую роль в российско-китайских отношениях. Пекинский договор 1860 года и Чугучакский протокол 1864 года закрепили признание Китаем отхода к России Кыргызстана и Семиречья. В 1881 году был подписан Петербургский договор, который предусматривал для жителей Илийского края (после возвращения его Китаю и вывода оттуда русских войск) возможность выбора китайского или русского подданства. И поскольку его жители уйгуры и дунгане не раз поднимали восстания против цинского господства, значительная их часть решила переселиться в пределы Российской империи. Переселение уйгуров и дунган в Семиречье и Северный Кыргызстан происходило в 1881-1883 годах. Всего сюда переселилось более 45 тысяч уйгуров и 5 тысяч дунган. Они расселились в долинах рек Усек, Чарын, Чилик, Талгар. Были организованы волости Жаркентская, Аккентская, Аксу - Чарынская, Малыбаевская, Кураминская и Карасуская. По первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года, в ней проживало 14 136 дунган и 55 999 уйгуров. Важную роль в переселенческой политике играл созданный в І892 году Комитет Сибирской железной дороги, после того, как в 1891 году был издан царский указ о строительстве Транссибирской железной дороги. Эта дорога проходила и через территорию Казахстана, в частности через Акмолинскую область, Омский, Петропавловский, Кокчетавский уезды. Предполагалось обмежевать дорогу площадью до 2,5 млн. десятин земли. В результате переселенческой политики в 1897 году удельный вес казахов в общей сумме населения края снизился до 67,7 %.

4 .Переселение в Семиречье уйгуров и дунган.

По правилам поземельного устройства, установленный в 1882г Семереченским правлением, на каждого переселенцам мужского населения выделялось по 10 десятин земли. Однако вследствие того, что в районе все лучшие земли были отданы казакам, уйгурам и дунганам досталось по 4-5 десятин земли. К тому же эти земли были малопригодные для хлебопашества. Обедневшие переселенцы не всегда могли самостоятельно освоить эти трудные для обработки земли. Тогда богатые брали их участки в аренду, а тех же хозяев использовали как рабочую силу. Так земля постепенно переходила в руки арендующих. Оставшиеся без земли уйгуры и дунгане в поисках работы уходили в города.

Проведение политики русификации в Казахстане.

Столыпинская аграрная реформа.

XX век Казахстан встретил как колония России. Казахи были полностью лишены всех политических прав, лишались лучших своих земель, традиционное хозяйство и социальная структура разрушались. Колониальные власти ставили вопрос о русификации Казахстана. Вместе с тем, начало XX века ознаменовалось подъемом национально-освободительного движения, вступившего в качественно новый этап. Определяющую роль в освободительной борьбе начинает играть национальная интеллигенция, консолидация которой привела к образованию в начале XX века казахских политических партий. Столыпинская реформа. Развитие капитализма в сельском хозяйстве Казахстана пагубно повлияло на кочевое скотоводство казахов. Новый размах получило переселение крестьян из центральных губерний в национальные окраины. В 1901 г. царским правительством был издан закон об отводе казенных земель частным лицам. Под казенными землями подразумевались и земли казахов, объявленные государственной собственностью еще во время реформы 1867-1868 гг. В 1904 г. было образовано Переселенческое управление, ведавшее всеми делами по переселению крестьян из центра России на окраины. Одной из основных задач первой русской революции было разрешение аграрного вопроса в стране. После поражения революции царизм стремился разрешить этот вопрос путем реформ, то есть, сохраняя власть и землю в руках помещиков, устранить причины кризиса в аграрных отношениях. Автором реформ по аграрному вопросу был министр сельского хозяйства царского правительства П. Столыпин. Реформы были направлены на разрушение сельской общины и формирование социального слоя собственников в деревне. Однако при сохранении помещичьего землевладения вставал вопрос о новых землях для крестьян. В связи с этим начался новый этап переселения русских и украинских крестьян на земли Казахстана. В начале XX века переселение крестьян из внутренних губерний царской России в казахскую степь приняло большой размах. Так, с 1906 по 1913 гг. в Акмолинскую, Торгайскую, Уральскую и Семипалатинскую области переселилось свыше 430 тысяч хозяйств.

Рост помещичьего и кулацкого землевладения.

6. Закрепление пройденного материала. Составление тестов по пройденной теме.

Дата: 17.02.2016 г.

Предмет: История Казахстана.

Учитель: Бигалиева Н.К.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: традиционный.

Цели урока:

1. Образовательная: ознакомить учащихся с причинами переселения крестьян в Казахстан, рассмотреть начало переселения, ознакомиться со Столыпинскими аграрными реформами, охарактеризовать положение местного населения после реформ.

2. Развивающая: развивать умение анализировать, умение выделять главный признак исторического явления.

3. Воспитательная: формировать чувства гуманизма и гражданственности, воспитывать чувство понимания прекрасного.

Основные понятия: переселенческая политика, Столыпинская ферорма, жатаки.

Методы обучения:

- практические методы: упражнения, таблицы.

- словесные методы: объяснение, рассказ, беседа.

Оборудование:

1. классная доска

2. раздаточный материал

Ход урока:

I. Организационный момент (2 мин)

II. Подготовка к восприятию актуализации опорных знаний (5 мин)

III. Проверка знаний (15 мин)

IV. Изучение нового материала (20 мин)

V. Подведение итогов (2 мин)

VI. Информация о д/з (1 мин)

I этап:

Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку. Организация на восприятие учебного материала.

II этап:

III этап:

IVэтап:

Цель урока:

- ознакомиться с причинами переселения крестьян на территорию Казахстана;

- рассмотреть Столыпинскую аграрную реформу 1906 г.;

- охарактеризовать положение местного населения после проведенных реформ.

План урока:

Причины переселения крестьян на территорию Казахстана.

Начало крестьянского переселения.

Столыпинская аграрная реформа (1906 г.).

Ухудшение положения местного населения.

1. Причины переселения крестьян на территорию Казахстана

Если до середины XIX века Казахстан преимущественно заселяли военное сословие и казачество России, то со второй половины этого столетия начинается массовое переселение российских крестьян на территорию края.

Существовал ряд причин, способствовавших массовому крестьянскому переселению на территорию Казахстана:

2. Начало крестьянского переселения.

В 1866 году Главное управление Западной Сибири впервые разрешило самовольное переселение крестьян в Казахстан.

Это были мещане различных сибирских городов, крестьяне Курганского и Ишимского округов Тобольской губернии.

Первые переселенцы появились в местности Саумалколь на территории Кокчетавского округа. В 70—80-е годы XIX века крестьяне стали вновь самовольно переселяться, арендуя земли у местных казахов.

Это были мещане различных сибирских городов, крестьяне Курганского и Ишимского округов Тобольской губернии.

Пожелавшие переселиться в Казахстан, как правило, высылали ходоков. Они высматривали удобные места, арендовали у казахов небольшие участки, делали распашки и посевы. Убедившись, что земли плодородные, они заключали долгосрочную аренду. Новоселы начинали энергично вызывать к себе земляков. Подобным образом появлялись русские поселения. Позднее эта земля узаконивалась за крестьянам. В таких случаях областные власти выступали на стороне переселенцев.

Одним из первых взял инициативу по массовому переселению крестьян в Казахстан семиреченский военный губернатор Г.А. Колпаковский.

В середине 80-х годов XIX века здесь уже начала ощущаться острая нехватка земель. Поэтому размеры наделов были уменьшены до 10 десятин, а льготный период сократили до 5 лет.

С весны 1891 года доступ в Казахскую степь был официально закрыт для переселенцев. Но остановить поток желающих было очень трудно. В России был сильный неурожай. Начался голод. Это вызвало дальнейшее усиление самовольного крестьянского переселения в регион.

3. Столыпинская аграрная реформа (1906 г.)

В 1906 году председателем Совета Министров России П.А. Столыпиным было принято решение о массовом переселении крестьян в азиатскую часть России. Реформа получила название Столыпинской аграрной реформы.

Основной целью реформы была активизация переселенческого движения. Были внесены ограничения на возвращение в прежние места проживания.

Переселенцы получали льготы на железнодорожный проезд. Более того, правительство усилило агитацию среди крестьян на свободное переселение. К примеру, в 1907 году среди крестьян центральных губерний России было распространено 6,5 миллионов экземпляров агитационных брошюр и листовок, призывающих активно переселяться в азиатскую часть России. Они содержали практические рекомендации по обустройству на территории Казахстана и Сибири.

К 1917 году на территорию Казахстана переселилось около 1,5 миллионов крестьян.

4. Ухудшение положения местного населения

Переселение крестьян на территорию Казахстана сопровождалось массовым изъятием земель у коренного населения. Так, положение семиреченских казахов усугублялось и изъятием их земель и в пользу уйгуров и дунган. Кочевники выселялись в малоплодородные земли, оставляя веками обжитые земли, могилы предков и зимние жилища.

Наибольший процент изъятых земель приходился на наиболее плодородные земли северной части Казахстана. Так, например в:

Это приводило к разложению кочевого и полукочевого скотоводческого хозяйства. Усилился переход обедневших казахов на различные промыслы и в горнодобывающую промышленность в поисках источников существования. Их называли жатаками. С целью выживания и сохранения своих земель казахи были вынуждены переходить на оседлый образ жизни.

Столыпинская аграрная реформа привела к кризису скотоводческого хозяйства казахов. Изменилась демографическая ситуация в регионе. Обострились противоречия между казахами с одной стороны, и крестьянами и казаками — с другой.

IV этап: Задания для закрепления материала:

1. Назовите основные причины переселения крестьян в Казахстан.

2. В чем выразилось усиление темпов переселения крестьян?

3. К чему привела Столыпинская аграрная реформа?

4. Какие последствия имело переселение крестьян в Казахстан?

Vэтап:

Таким образом, сегодня на уроке мы с вами ознакомились с аграрной и переселенческой политикой царской власти в Казахстан.

VI этап: Д/з: записи в тетради.

3. Столыпинская аграрная реформа (1906 г.)

В 1906 году председателем Совета Министров России П.А. Столыпиным было принято решение о массовом переселении крестьян в азиатскую часть России. Реформа получила название Столыпинской аграрной реформы.

Основной целью реформы была активизация переселенческого движения. Были внесены ограничения на возвращение в прежние места проживания.

Переселенцы получали льготы на железнодорожный проезд. Более того, правительство усилило агитацию среди крестьян на свободное переселение. К примеру, в 1907 году среди крестьян центральных губерний России было распространено 6,5 миллионов экземпляров агитационных брошюр и листовок, призывающих активно переселяться в азиатскую часть России. Они содержали практические рекомендации по обустройству на территории Казахстана и Сибири.

К 1917 году на территорию Казахстана переселилось около 1,5 миллионов крестьян.

4. Ухудшение положения местного населения

Переселение крестьян на территорию Казахстана сопровождалось массовым изъятием земель у коренного населения. Так, положение семиреченских казахов усугублялось и изъятием их земель и в пользу уйгуров и дунган. Кочевники выселялись в малоплодородные земли, оставляя веками обжитые земли, могилы предков и зимние жилища.

Наибольший процент изъятых земель приходился на наиболее плодородные земли северной части Казахстана. Так, например в:

Это приводило к разложению кочевого и полукочевого скотоводческого хозяйства. Усилился переход обедневших казахов на различные промыслы и в горнодобывающую промышленность в поисках источников существования. Их называли жатаками. С целью выживания и сохранения своих земель казахи были вынуждены переходить на оседлый образ жизни.

Столыпинская аграрная реформа привела к кризису скотоводческого хозяйства казахов. Изменилась демографическая ситуация в регионе. Обострились противоречия между казахами с одной стороны, и крестьянами и казаками — с другой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал урока использовался при изучении темы: "Столыпинская аграрная реформа". Целью которая является ознакомление обучающихся с историческими предпосылками Столыпинской аграрной реформы, предпосылками, которые предшествовали земельным реформам в России,влияние исторических событий на внедрение земельной реформы. Знакомство обучающихся с выдающимися личностями Николаем II, П.Столыпиным.

Тема урока: Столыпинская аграрная реформа

- показать, что после революции в 1905-1907 г.г. царское правительство попыталось осуществить мероприятие, направленное на ослабление противостоянии различных слоёв общества в целью чего, в частности, внедрялась земельная реформа, призванная снять социальное напряжение в селе;

- охарактеризовать основные направления Столыпинской реформы, показать особенности её проведения и итоги реформирование села.

- сформировать понимание учащимися содержания определенного исторического события (Столыпинская аграрная реформа) на основе глубокого анализа социально-экономической, социально-политической ситуации;

- способствовать пониманию у обучающихся того, что реформа имела только частичный успех, она не сняла прежде всего проблемы национальных окраин Российской империи.

Оборудование: мультимедийная презентация, учебник, карта России XX века.

Тип урока: приобретение новых знаний и умений

Основные положения Столыпинской аграрной реформы.

Влияние Столыпинской аграрной реформы на Россию.

Основные понятия и термины:

- Аграрная политика, сельская община (громады), рыночные оношения, фермерство, отруб, Крестьянский подземельный банк, трудовая эмиграция и трудовая миграция.

Основные события и даты:

3 ноября 1905 г. – царский манифест об отмене выкупных платежей с крестьян на землю.

9 ноября 1906 г. – царский указ о выходе крестьян из общины и создание отрубов и хуторов.

14 июня 1910 г. – закон о выходе крестьян из общины и передаче земли в частную собственность крестьян.

29 мая 1911 г. – закон о землеустройстве.

Исторические деятели:

- П.Столыпин, Николай II

Опрос по домашнему заданию

Мотивация учебной деятельности

Учитель на основе актуализации знаний обучающихся из курса новейшей истории предлагает восстановить основные положения Столыпинской аграрной реформы.

Постановка цели и задач урока

Работа над темой урока

Пояснение учителя с демонстрацией презентации о Столыпине.

Работа в тетрадях. Учащиеся записывают следующие положения.

Избавляясь от общинных ограничений (периодических переделов земли, принудительного севооборота, то есть необходимо сеять ту же культуру что и соседи), крестьянин превращался в полноправного собственника, по своему усмотрению распоряжающегося принадлежащими ему сельскохозяйственными угодьями.

Государственные органы активно содействовали разрушению общинных порядков. В губерниях и уездах создавались землеустроительные комиссии, следившие за правильным отводом участков выделявшимся хозяевам.

Реорганизация крестьянского поземельного банка, скупка им помещичьих земель и перепродажа их в руки крестьян. Эта мера решала проблему малоземелья, не затрагивая интересы крупных собственников. Крестьянам была передана часть государственных и удельных земель. Основанный еще в 1882 г. крестьянский банк в годы аграрной реформы покупал помещичьи имения и продавал их крестьянам мелкими участками на достаточно выгодных условиях. Чтобы облегчить положение крестьян государство с 1906 г. отказалось от взимания остатков выкупных платежей.

Читайте также: