Проблемное обучение как особый подход к организации учебного процесса в условиях инновационной школы

Обновлено: 03.07.2024

Проблемное обучение – это современная технология образования или подход к организации учебно-воспитательного процесса, основанный на постановке проблемной ситуации, требующей от учащихся ее самостоятельного решения.

Использование данного типа обучения нацелено на развитие познавательной активности учащихся и навыков самостоятельной деятельности. Учащимся не дается информация в готовом виде. Знания им необходимо добывать, используя для этого свой опыт деятельности, творческий потенциал, ранее усвоенные знания.

Сущность проблемного обучения можно обозначит следующими параметрами:

  1. Создание условий для учащегося, активизирующих его творческий потенциал, требующих проявления его творческой активности.
  2. Достижение наибольшего развивающего эффекта от учебного процесса.
  3. Представление учебного материала в виде личностно-значимой проблемы, которую учащийся принимает в силу ее важности для него.

В основе технологии проблемного обучения лежит постановка проблемной ситуации.

Проблемная ситуация – это задача, содержащее некое противоречие, которое необходимо разрешить путем поиска недостающей информации, выбора оптимального метода решения. Данная ситуация отражает какое-то затруднение, возникающее в процессе образовательной деятельности и, требующее незамедлительного устранения для обеспечения его нормального хода.

Рисунок 1. Технология проблемного обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основными характеристиками проблемного обучения являются:

  1. Знания даются учащимся через решения разнообразных проблем теоретического и практического характера;
  2. Развитие высокого уровня самостоятельности учащегося и проявление его инициативности в решение проблемы;
  3. Решение проблемы реализуется разными темпами и способами. Все зависит от индивидуальных особенностей конкретного учащегося и уровня его интеллектуального развития;
  4. Повышение мотивации к познанию, за счет развития интереса учащихся к решению проблемных ситуаций;
  5. Снижение контроля за учебным процессом, за счет мотивированности и активности учащихся;
  6. Возможности применения учащимися своих знаний в новых ситуациях, что активизирует творческую направленность деятельности;
  7. Повышение качества и эффективности образовательного процесса.

Готовые работы на аналогичную тему

Эти характеристики обуславливают использование технологии проблемного обучения в качестве направления организации образовательной деятельности.

История развития проблемного обучения в отечественной педагогике

Развитие технологии проблемного обучения началось в XX столетии. До этого времени в отечественной педагогике практически не наблюдалось использования приемов проблемного обучения.

В развитии проблемного обучения можно выделить следующие этапы:

  1. Начало XX столетия. В этот период происходит развитие отдельных приемов проблемного обучения. Однако, их практическое применение практически не осуществляется. Проблемность в образовательном процессе близка к нулю.
  2. 20-30-е годы XX столетия. Происходит развитие исследовательского метода в обучении. В образовательный процесс внедряются некоторые методы исследования, которые способствуют повышению уровня проблемности в обучении.
  3. Период с 30-х по 50-е года XX столетия. Он связан с периодом ВОВ, что отложило свой отпечаток на развитии системы образования и педагогической науки. Проблемность в обучении снова теряет свою значимость. Уровень ее развития опять возвращается к нулевой отметке. Система образования основывается на использовании объяснительно-иллюстративного подхода.
  4. 60-80-е годы XX столетия. Они связаны с развитием новых теорий и концепций проблемного обучения. Данный вид обучения становится итогом развития теории развивающего обучения. Технология проблемного обучения формируется с целью повышения качества и эффективности образовательного процесса, придания исследовательской направленности учебной деятельности.
  5. 90-е годы XX столетия. Происходит принятие новой образовательной системы, которая исключает опору на проблемное обучение. Объяснительно-иллюстративный подход занимает, вновь, ведущую позицию. Проблемное обучение, его отдельные приемы и методы используются в преподавании отдельных учебных дисциплин.
  6. XXI век. Примерно с 2010 года начинается активное внедрение технологии проблемного обучения в образовательную практику. Проблемное обучение получает новый вид: оно становится продолжением ценностного направления образовательной деятельности.

По сути, проблемное обучение в отечественной педагогике как целостная теория было сформулировано только в 60-е годы XX века. До этого времени, все аспекты проблемности в образования были только предпосылками формирования теории проблемного обучения.

Этапы проблемного обучения

Проблемное обучение, как способ организации образовательной деятельности, отдельного учебного занятия реализуется в несколько этапов:

  1. Постановка проблемы. Для начала необходимо выдвинуть проблему, которая требует решения для достижения определенной цели и задач в образовании. Проблемные ситуации имеют разный характер и отличаются по степени новизны для учащихся, по уровню требуемых интеллектуальных усилий, степени самостоятельности решения, личностным смыслам и ориентирам и т.д.
  2. Выдвижение гипотез. На этом этапе, учащиеся предлагают свои варианты решения проблемной ситуации. Если работа носит групповой или коллективный характер, то выбирается наиболее оптимальный путь решения из всех предложенных.
  3. Составления плана по решению проблемы и выбор методов и инструментов для этого.
  4. Решение проблемы. Этап решения проблемы требует активизации творческого потенциала учащихся, проявления их инициативы и познавательной активности, субъектной позиции. Педагог только направляет деятельность учащихся, избегая оценочных суждений.
  5. Определение способов контроля и проверки правильности решения проблемы. Необходимо проверить, удалось ли подтвердить гипотезу или она оказалась неверной, правильно ли была решена поставленная задача, удалось ли достичь цели учебного занятия.

Рисунок 2. Проблемное обучение. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивается.

Сущность обучения выражается в педагогическом общении того, кто обучает, и того, кто учится. Обучение можно охарактеризовать как процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемыми, в результате которого у обучающегося формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества. Смысл обучения состоит в том, что педагог и ученик взаимодействуют друг с другом, иначе говоря, этот процесс двусторонний.

В условиях современного мира инновации коснулись всех сторон жизни и деятельности человека, при этом первостепенной остается сфера образования, поскольку именно образование является основополагающей сферой, определяющей существование человека. В современной системе образования одним из основных требований общества является формирование и воспитание ответственной, инициативной, всесторонне развитой личности, способной находить нестандартные решения в сложных ситуациях, мыслить творчески и учиться на протяжении всей жизни. Сейчас как никогда ранее в условиях реализации образовательных стандартов нового поколения система образования нуждается в переосмыслении сложившихся подходов в подготовке специалистов, удовлетворяющих запросам общества и государства.

Основная часть

Достаточно резко изменившиеся условия жизни требуют дополнения традиционного обучения новыми технологиями.

На разных стадиях своего развития общество предъявляло всё более новые стандарты, требования к рабочей силе. Это обусловило необходимость развития системы образования.

Одним из средств такого развития являются инновационные технологии, т.е. это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.

Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. Инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников.

Большинство современных инноваций находятся в преемственной связи с историческим опытом и имеют аналоги в прошлом. Это дает основание утверждать, что инновационный процесс — это мотивированный, целенаправленный и сознательный процесс по созданию, освоению, использованию и распространению современных (или осовремененных) идей (теорий, методик, технологий и т.п.), актуальных и адаптированных для данных условий и соответствующих определенным критериям. Он направлен на качественное улучшение системы, в которую вносится новшество, и предполагает стимулирование его участников и изменение их взглядов с позиции нововведения.

В основе инновационных образовательных процессов лежат две важнейшие проблемы педагогики:

проблема изучения педагогического опыта;

проблема доведение до практики достижений психолого-педагогической науки.

Инновационные технологии в образовании при изучении специальных дисциплин:

Исследовательские и проектные методы

Игровые технологии: методика деловой игры

Новые информационные (компьютерные) технологии

Проблемное обучение - это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.

Цель проблемного обучения: развитие интеллекта и творческих способностей учащихся; формирование прочных знаний; повышение мотивации через эмоциональную окраску урока; воспитание активной личности.

В стратегии обучения через постановку познавательной проблемы и поиска ее решения применяются следующие виды методов:

Метод проблемного изложения — это наиболее пассивный метод обучения. Главная роль принадлежит учителю: он сам ставит проблему, указывает на противоречие, сам организует поиск решения и доказывает правильность выбранного решения. Ученики при этом играют лишь роль наблюдателей. Но этот способ можно использовать при объяснении сложных тем, чтобы продемонстрировать детям ход рассуждения, логичность изложения материала, ход анализа.

Частично-поисковой, или эвристический. Учитель сам формулирует проблему и путем постановки наводящих вопросов вовлекает учеников в обсуждение. Также учитель помогает организовать поиск решения поставленной проблемы. Помощь учителя ограничивает самостоятельность учеников, поэтому они участвуют только частично.

Репродуктивный метод. Уроки строятся по аналогии с образцами. Например, при постановке проблемной ситуации учитель сначала приводит примеры проблемных ситуаций и указывает, как находить противоречия. То же самое и с формой организации поиска — сначала приводится пример, объясняющий, что нужно делать, чтобы найти ответ на вопрос, к каким материалам обращаться и т.д.

Исследовательский метод — самый сложный способ организации уроков с использованием проблемного обучения. Здесь задача учителя сводится лишь к постановке проблемной ситуации. Увидеть противоречие, сформулировать проблему, найти способ ее решения — целиком самостоятельная работа учеников.

К современным технологиям относится и модульное обучение.

Модуль – это часть образовательной программы, в рамках которой изучается несколько дисциплин. Эта образовательная программа должна быть выбрана и представлена в таком виде, чтобы у студентов была возможность достигнуть нужного им уровня подготовленности, который соответствовал бы компетенциям.

Программа практико-модульного обучения дает возможность студенту самостоятельно пополнять свои знания, учит решать профессиональные задачи, даёт возможность более быстро адаптироваться на предприятии, учит планированию и самоорганизации своей деятельности. Меняется роль преподавателя в процессе обучения. Преподаватель должен учитывать способности, особенности обучающихся. Он должен мотивировать, консультировать и контролировать учебный процесс. Он должен учить так, чтобы обучающийся понимал, что знание является жизненной необходимостью. Ожидаемый результат от внедрения практико-модульной программы заключается в повышении конкурентоспособности.

Исследовательские и проектные методы

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения.

Сущность исследовательски-проектного метода обучения выражается в следующих его характерных признаках:

3) учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникшие познавательные задачи, создают и решают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т.д.

В результате у учащихся формируются осознанные прочные знания. Чаще всего эти методы используются при выборе модели, выборе ткани и способов обработки, при приёме заказов. Эти методы работают и на уроках теоретического и производственного обучения.

Бинарный урок это нетрадиционная форма обучения и по своей природе является одной из форм проекта. Обычно это меж предметный внутренний краткосрочный или средней продолжительности проект. Как одна из форм проекта, бинарные уроки служат средством повышения мотивации изучения предмета, так как создают условия для практического применения знаний; развивают аналитические способности и изобретательность; обладают огромным воспитательным потенциалом.

Педагогическая сущность урока –совмещение изучения взаимосвязанного материала специального предмета (специальной технологии) и производственного обучения.

В бинарной структуре занятия органически сочетаются личности преподавателя, мастера производственного обучения и учащихся, их взаимодействие друг с другом и взаимообусловленная деятельность преподавания и учения.

При проведении бинарного занятия достигаются следующие основные цели:

1. Соблюдение единого подхода к рассмотрению возникающих проблем и единства требований к учащимся в процессе их учебно-производственной

2. Под влиянием интереса, вызванного общением треугольника “преподаватель – мастер производственного обучения – учащиеся”, активнее протекает восприятие учебного материала, острее становится наблюдение,

активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивнее работает воображение.

3. Воспитание у учащихся умения пользоваться теоретическими знаниями в разнообразных вариантах: в нестандартных производственных ситуациях; в условиях, когда необходимо принять оперативно и взвешенно единственно верное решение.

4. Политическая направленность взаимосвязи теоретического обучения и производительного труда, которая обеспечивается не путем увеличения объема знаний и умений, а средствами формирования политехнического способа мышления

Игровые технологии: методика деловой игры

Деловая игра — это имитация рабочего процесса, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации.

Применение деловых игр в процессе обучения способствует развитию профессиональных компетенций обучаемых, формирует умение аргументировано защищать свою точку зрения, анализировать и интерпретировать получаемую информацию, работать коллективно. Деловая игра также способствует привитию определенных социальных навыков и воспитанию правильной самооценки.

В процессе проведения деловой игры решаются учебные задачи, в частности:

- развивается активность обучаемых;

- формируется умение анализировать специальную литературу;

- активизируется творческое мышление обучаемых;

- вырабатывается способность практически оценивать различные точки зрения и пути их сопоставления;

- прививаются навыки поиска оптимального варианта решения.

Новые информационные (компьютерные) технологии

Информационная технология обучения – это процесс подготовки и передачи информации обучающимся средством осуществления которого является компьютерная техника и программные средства.

Овладение компьютерными технологиями ведёт:

К интенсификации процесса обучения;

Реализации идей развивающего обучения;

К совершенствованию форм и методов организации учебного процесса;

Овладению обучающимся знаниями, умениями и навыками работы с информацией, умениями самостоятельно приобретать новые знания.

Для того, чтобы обеспечить потребности обучаемых в получении знаний, учитель должен овладеть информационными образовательными технологиями, а также, учитывая их развитие, постоянно совершенствовать свою информационную культуру путём самообразования, но при этом не злоупотреблять использованием данных технологий в своей практике и ко всему подходить творчески. Средства и формы медиаобразования дают учителю возможности профессионального роста и самосовершенствования на пути использования новейших достижений науки и информационных технологий.

Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информацией.

Педагогика, как и любая другая наука, подвержена многочисленным изменениям, развитию. Это обусловлено, прежде всего, тем, что у общества появляются всё новые и новые требования к специалистам. Научно-технический прогресс способствует тому, чтобы педагогика находила более действенные, эффективные пути преобразования простого человека в социально значимую личность.

Следствием постоянного развития, совершенствования методов педагогики стали инновационные технологии, то есть технологии, благодаря которым происходит интегративный процесс новых идей в образование.

И всё же важно понимать, что педагогические инновации – это неотъемлемая часть развития педагогики и они необходимы для совершенствования системы образования.

3. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.

4. Солодухина О.А. Классификация инновационных процессов в образовании. Среднее профессиональное образование, № 10, 2011, с. 12 – 13.

8. Профессиональное образование №4 2004: Периодическое издание / И.П.. Костюк – Новые принципы организации начального профессионального образования – С.30.

9. Горбунова Л. И., Субботина Е. А. Использование информационных технологий в процессе обучения // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 544-547.


Проблемное обучение — это система обучения, предполагающая создание в учебно-педагогическом процессе условий, при которых учащийся усваивает знания и умения путем проблемных ситуаций и овладения способами их разрешения. Основу теории проблемного обучения составляют понятия проблемной ситуации и способа ее разрешения.

Содержимое разработки

Разновидность инновационной методики в образовании-проблемное обучение



Махамбетова Э.Х

Проблемное обучение — это система обучения, предполагающая создание в учебно-педагогическом процессе условий, при которых учащийся усваивает знания и умения путем проблемных ситуаций и овладения способами их разрешения. Основу теории проблемного обучения составляют понятия проблемной ситуации и способа ее разрешения. Проблемная ситуация — это психическое состояние человека, испытывающего познавательную трудность, это противоречие, выявившееся в форме вопроса, заданного самому себе. В результате разрешения системы таких ситуаций учащиеся открывают для себя новые знания и способы действий с ними, овладевают общими принципами решения задач. Проблемные ситуации должны быть доступными для учащихся определенного возраста, учитывать их познавательные и практические возможности. В максимальной степени процесс мышления проявляется и развивается при решении проблемных задач.

Три признака проблемной ситуации в обучении.


1) она должна быть такой, чтобы ее разрешение можно было ориентировать на возможности познавательной и исследовательской активности учащихся. 2) все вопросы, порождаемые проблемной ситуацией, должны быть значимыми для учащихся. 3) разрешение основной проблемы, должно протекать на фоне решения цепи соподчинённых проблем, вытекающих одна из другой и показывающих логические отношения между изучаемыми явлениями, законами, процессами.

Основным критерием выделения тех или иных типов проблемных ситу-аций является принцип противоречий в структуре имеющихся на данном этапе обучения у учащихся представлений, знаний, умений и навыков. Через разрешение различного рода противоречий происходит глубокое и прочное усвоение знаний, разрешение противоречий способствует умственному развитию.

Проблемная ситуация может возникнуть как следствие противоречия между исходными знаниями и новыми, парадоксальными фактами, разрушающими известную теорию, между теоретически возможным способом решения и его практической нецелесообразностью, между практически доступным результатом и отсутствием теоретического обоснования.

Большинство проблемных ситуаций можно свести к случаям нехватки или избытка теоретической или фактической информации.

Выделяют основные условия успешного проблемного обучения:

1) необходимо вызвать интерес учащихся к содержанию проблемы;

2) обеспечить посильность работы для учащихся с возникающими проблемами;

3) информация, которую учащийся получит при решении проблемы, должна быть значимой, важной в учебно-профессиональном плане;

4)проблемное обучение реализуется успешно лишь при определенном стиле общения между преподавателем и обучаемыми, когда возможна свобода выражения своих мыслей и взглядов учащимися при пристальном доброжелательном внимании преподавателя к мыслительному процессу учащегося. В результате такое общение в виде диалога направлено на поддержание познавательной, мыслительной активности учащихся. Проблемное обучение ставит своей задачей:

1) развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;

2) усвоение учащимися знаний, умений добытых в ходе активного поиска решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;

3) воспитание активной, творческой личности учащегося, умеющего видеть, решать нестандартные профессиональные проблемы.

Выделяют три основных метода проблемного обучения:

1) проблемное изложение;

3)самостоятельная исследовательская деятельность.

Наиболее простой метод — проблемное изложение учебного материала по лекции, когда преподаватель ставит проблемные вопросы, выстраивает проблемные задачи и сам их решает, учащиеся лишь мысленно включаются процесс поиска решения.

Частично-поисковый метод постепенно приобщает учащихся к самостоятельному решению проблем; в ходе проблемных семинаров, практических занятий, эвристических бесед учащихся под руководством преподавателя решают проблемы. Преподаватель придумывает систему проблемных вопросов, ответы, на которые опираются на имеющуюся базу знаний, но при этом не содержатся в прежних знаниях, т. е. вопросы должны вызывать интеллектуальные затруднения учащихся и целенаправленный мыслительный поиск.

Обычно обучение характеризуют так: это передача человеку определенных знаний, умений и навыков.

Обучение можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания, умения и навыки.

Воздействия обучающего стимулируют активность обучаемо­му, а достигая при этом определенной, заранее поставленной цели, тем самым управляют этой активностью. Поэтому обуче­ние можно еще представить как процесс стимуляции внешней и внутренней активности учащегося и управления ею. Обучающий создает для активности обучаемого необходимые условия, на­правляет ее, контролирует, предоставляет для нее нужные средства и ин-формацию. Но сам процесс формирования у чело­века знаний, умений и навыков происходит только в результате его собственной активности.

Правила, способы и приёмы создания проблемных ситуаций.Рекомендации уччителю по использованию технологии проблемного обучения.

ВложениеРазмер
pechanat_na_sayte.docx 24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж.Дьюи (1859-1952)

В 60-70-е годы педагоги и психологи (за рубежом Дж. Брунер — США, В. Оконь — Польша; в нашей стране М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, A.M. Матюшкин, А.В. Брушлинский и др.) стали разрабатывать направление в методике обучения, получившее название проблемного.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Организация проблемного обучения предполагает применение таких приемов и методов преподавания, которые приводили бы к возникновению взаимосвязанных проблемных ситуаций и предопределяли применение школьниками соответствующих методов учения.

Поэтому создание учителем цепи проблемных ситуаций в различных видах учебной деятельности учащихся и управление их мыслительной (поисковой) деятельностью по усвоению новых знаний путем самостоятельного или коллективного решения учебных проблем составляет сущность проблемного обучения.

Цель применения технологии проблемного обучения : научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.

Для достижения этой цели надо решать следующие задачи:

-создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования;

-повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями.

-применять дифференцированный и интегрированный подход в учебном и воспитательном процессе.

Способность четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли в настоящее время необходимо каждому. Поэтому в работе нужно стремиться не просто передавать знания, которые предусмотрены программой обучения, а одновременно развивать познавательную активность и творческую самостоятельность на уроках.

Основой проблемного обучения на уроках является знакомство учащихся с новыми фактами путем создания проблемных ситуаций, способствующих выдвижению гипотезы и с последующим поиском доказательства справедливости выдвинутого предположения.

Рекомендации учителю при разработке им проблемного урока. 1.Точное определение объема и содержания учебного материала, предназначенного для изучения на уроке.

2.Систематизация учебного материала в соответствии с логикой учебного предмета, его структурой, а так же в соответствии с принципами дидактики.

3. Деление учебного материала на легко усваиваемые и тесно между собой связанные части.

4.Усвоение частей, сопровождающихся контролем и корректированием результатов усвоения.

5.Учет индивидуальных темпов усвоения учебного материала школьниками и темпов работы группы.

6. Виды учебной работы школьников в условиях проблемного обучения.

Примерная структура проблемного урока.

- включение детей в деятельность;

- выделение содержательной области.

2. Актуализация знаний:

- фиксирование затруднения в деятельности по известной норме.

3. Постановка учебной проблемы:

- определение затруднения, его место.

- определение необходимости нового знания.

5. Первичное закрепление :

- внешнее оформление новых алгоритмов;

- фиксирование уже оформленного знания.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе:

- самостоятельное решение типовых заданий;

- самостоятельная проверка учащимися своей работы.

- включение нового материала в систему знаний;

- решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала.

- рефлексия деятельности на уроке;

- самооценка учащимися собственной деятельности

На проблемном уроке создаются все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем, обязательное проговаривание алгоритма решения и применение его на практике при выполнении самостоятельной работы.

Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.

Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не "пасует” перед проблемами, а стремится их разрешить.

Проблемная ситуация содержит такие основные компоненты:

1) неизвестные знания;

2) противоречие, когда прошлого опыта недостаточно для выхода из затруднения;

3) познавательная потребность как внутреннее условие, стимулирующее мыслительную деятельность;

4) интеллектуальные возможности учащегося к “открытию” нового.

Проблема — это та проблемная ситуация, которую учащийся принял к решению, опираясь на имеющиеся у него средства: систему знаний, практический опыт поиска и др. Значит, важной задачей преподавателя является формирование ценностного отношения ученика к знанию, познавательного интереса.

Способы создания проблемных ситуаций.

1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений; фактов, внешнего несоответствия между ними.

2. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих у учащихся при выполнении практических занятий.

3. Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения.

4. Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, содержащих противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.

5. Выдвижение гипотез, формулировка выводов, их опытная проверка.

6. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, действий, порождающих проблемную ситуацию.

7. Побуждение учащихся к предварительному обобщению фактов.

8. Ознакомление учащихся с фактами, которые будто бы невозможно объяснить. А это приводит в истории науки к постановке научной проблемы.

9. Организация межпредметных связей.

10. Варьирование задачи, переформулировка вопроса.

Как видим, педагогическая практика дает много вариантов и способов создания проблемных ситуаций в учебном процессе. Они помогают преподавателю выбрать конкретный путь, не один, а несколько вариантов, чтобы создать проблемную ситуацию. Возникает возможность развернуть целую систему проблемных ситуаций.

Приемы создания проблемных ситуаций:

1. Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения.

2.Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос.

3. Предложить классу рассмотреть явление с различных позиций.

4.Ставить конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения.

5. Определить проблемные теоретические и практические задания.

6.Ставить проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).

Правила создания проблемных ситуаций.

Чтобы создать проблемную ситуацию, перед учащимися следует поставить такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого требует открытия новых знаний и овладения новыми умениями; здесь может идти речь об общей закономерности, общем способе деятельности или общих условиях реализации деятельности.

Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала преподавания и от степени его обобщения.

Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала.

Подготовленность ученика к проблемному учению определяется прежде всего его умением увидеть выдвинутую учителем (или возникшую в ходе урока) проблему, сформулировать ее, найти пути решения и решить эффективными приемами.

Всегда ли ученик сам выходит из создавшегося познавательного затруднения? Как показывает практика, из проблемной ситуации может быть 4 выхода:

-учитель сам ставит и решет проблему;

-учитель сам ставит и решет проблему, привлекая учащихся к формулировке проблемы, выдвижению предположений, доказательству гипотезы и проверке решения;

-учащиеся самостоятельно ставят и решают проблему, но с участием и (частичной или полной) помощью учителя;

-учащиеся самостоятельно ставят проблему и решают ее без помощи учителя (но, как правило, под его руководством).

Учебная проблема – форма проявления логико-психологического противоречия процесса усвоения, определяющее направление умственного поиска, пробуждающее интерес к исследованию (объяснению) сущности неизвестного и ведущее к усвоению нового понятия или нового способа действия.

К выдвигаемой проблеме нужно предъявить несколько требований. Если хоть одно из них не выполнить, проблемная ситуация не будет создана.

1.Проблема должна быть доступной пониманию учащихся. Если до учащихся не дошел смысл задачи, дальнейшая работа над ней бесполезна. Следовательно, проблема должна быть сформулирована в известных учащимся терминах, чтобы все или, по крайней мере, большинство учеников уяснили сущность поставленной проблемы и средства для ее решения.

2. Следующим требованием является посильность выдвигаемой проблемы. Если выдвинутую проблему большинство учащихся не сможет решить, придется затратить слишком много времени или решать ее самому учителю; то и другое не даст должного эффекта.

3.Формулировка проблемы должна заинтересовать учащихся. Конечно, главным в создании интереса является математическая сторона дела, но весьма существенно подобрать и надлежащее словесное оформление. Развлекательность формы нередко способствует успеху решения проблемы.

4.Немалую роль играет естественность постановки проблемы. Если учащихся специально предупредить, что будет решатся проблемная задача, это может не вызвать у них интереса при мысли, что предстоит переход к более трудному.

5.Знание учителем основных требований к учебной программе является одним из важнейших условий успешной постановки проблемы и организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Постановка учебной проблемы осуществляется в несколько этапов:

а) анализ проблемной ситуации;

б) осознание сущности затруднения – видение проблемы;

в) словесная формулировка проблемы.

Примерная схема организации урока в форме проблемного обучения.

Данный схематический план организации проблемного урока динамичен (в зависимости от конкретной характеристики той или иной учебной проблемы). Он выполняется полностью или частично, отдельные пункты плана могут объединяться вместе и т.п.

Эффективность проблемного обучения доказана многочисленными исследованиями в 70-х — начале 80-х годов по разным учебным предметам и практикой как в школе, так и в вузе. Вместе с тем ведущие исследователи этого вопроса (М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, Ю.К. Бабанский и др.) предупреждают от универсализации проблемного обучения. Они предлагают рассматривать его наряду с информационно-иллюстративным типом обучения. И здесь мы подходим к оценке не только достоинств, но и слабых мест проблемного обучения.

Для того чтобы заинтересовать ребенка, дать возможность видеть рост его в процессе обучения можно использовать такой прием, как стимулирование ребенка к дальнейшей познавательной деятельности. Для этого использовать качественную оценку, например, награждение орденами и медалями.

Проблемные уроки очень эффективны и детям нравятся. Поэтому можно проводить по такой структуре уроки по любым предметам. Конечно, работа трудоёмка, так как к каждому уроку надо подбирать необходимые и достаточные упражнения для актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумывать постановку проблемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом рациональности. Но на данном этапе развития человечества обучение должно быть проблемным, так как оно формирует творческую личность, способную логически мыслить, находить решение в различных проблемных ситуациях, способную к высокому самоанализу, саморазвитию, самокоррекции. Войдя в жизнь, такая личность будет более защищена от стрессов.

Обучаясь по данной технологии, у ребят появляется уверенность в своих силах и знаниях.

Читайте также: