Откуда появились птицы на земле что интересного рассказать детям 4 5 лет в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Зачем вообще наблюдать за птицами?

Нам кажется, что птицы — совершенно обычная для нас часть живого мира. Мы привыкли к ним, и они нас не удивляют. Но многие дети встречаются с пернатыми впервые. И у них появляются вопросы: а что ест воробей, а куда улетают птицы на зиму, почему у зяблика такое имя, а у снегиря — такая яркая грудка?

Наблюдение за птицами и их изучение — это ещё один способ полюбить природу. Увидеть, насколько она изобретательна и мудра.

Например, вы знали, что синицы — командные игроки? Схватив семечку, синица отлетает с ней на ветку дерева, уступая место следующим в очереди. А птицу зарянку можно приручить, подкармливая мучными червями: она не боится людей и подпускает их очень близко, особенно если ждёт угощения.

Чем же хороша эта книга про птиц?

Во-первых, тут собрано 36 видов птиц, которые можно подробно рассмотреть и изучить. От обычной серой вороны, которая яростно защищает свое потомство, — до пестрой свиристели, которая обожает есть мякоть фруктов и ягод. При этом в книге описаны птицы, которых легко встретить в любом городе: прочитали и тут же вживую увидели персонажа.

36 видов птиц собрано в книге

Во-вторых, текст написала биолог Анна Васильева. Она знает о птицах всё, легко и увлекательно рассказывая о них самое-самое интересное. Поверьте, после этой книги ребенок полюбит птиц всей душой и сможет отличить воробья от щегла, снегиря от свиристели, озерную чайку от сизой.

И в-третьих, читатель сможет послушать, как поют птицы: возле каждого пернатого есть QR-код. Можно навести на него гаджет и услышать, как поет грач, воркует сизый голубь, стучит большой пестрый дятел и щебечет свиристель. Вы сидите дома и — бац! — сразу переноситесь в зеленый лес или на морское побережье.

И в конце есть дневник наблюдений: можно записывать всё про птиц, которые вам встретились. В каком наряде они были, какие песни пели, зарисовывать их или приклеить фото. Такой вот блокнот любви к живой природе.

Вот несколько необычных фактов о птицах, которые вы, возможно, не слышали.

  • Птицодинозавры. Птицы произошли — представь себе! — от динозавров. Со временем некоторые ящеры, далёкие предки птиц, обзавелись перьями, их передние лапы утратили пальцы, изменили форму и превратились в крылья, челюсти древних животных лишились зубов и покрылись роговым чехлом, образовав клюв, а хвост укоротился и стал похож на веер из перьев.
  • Волшебные перья. Оперение птицы — настоящее чудо природы! Очень лёгкие, гибкие и прочные, перья образуют широкие плоские крылья и подвижный хвост, благодаря которым птица может летать и управлять полётом. А ещё перья защищают тело, делают его гладким и обтекаемым и надёжно сохраняют тепло.
  • Стильные самцы. Яркое, красочное оперение бывает у птиц в северных краях: им могут похвастаться, например, зимородок, щегол, иволга и сойка. Правда, у многих видов в ярком наряде щеголяет самец, ведь его задача — понравиться самке, а самка обычно окрашена скромно, потому что ей лучше оставаться незаметной для хищников, когда она насиживает яйца.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей средней группы (4-5 лет) "Зимующие птицы".

ВложениеРазмер
Конспект НОД по познавательному развитию 4-5 лет 234.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей средней группы (4-5 лет)

Цель: расширить и обогатить знания о зимующих птицах.

  1. Развивать познавательную активность, внимание, память, воображение, наблюдательность, логическое мышление.
  2. Развивать умение узнавать птиц по внешним признакам, изучать их повадки.
  3. Развивать координацию речи с движением, мелкую моторику рук, слуховое внимание.
  1. Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.
  2. Воспитывать интерес к живой природе.
  3. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Современные образовательные технологии:

Предварительная совместная деятельность:

1. Организационная часть.

Воспитатель – Кого вы видите? Назовите! Какие это птицы? Почему их называют зимующими? Какие трудности подстерегают зимующих птиц?

В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Можем ли мы помочь птичкам? Как?

Зимующие птицы нуждаются в помощи. Люди могут помочь птицам, устраивая для них столовые – развешивая кормушки и регулярно подсыпая корм.

Дети рассматривают птиц.

Открываются СЛАЙДЫ 4,5

Воспитатель – Ребята, посмотрите внимательно, какая птица здесь лишняя ? Почему ?

С желтой грудкой у окошка

Собирает шустро крошки

Отгадайте что за птица

Открывается СЛАЙД 6

Воспитатель – А если их много ?

Эта маленькая пташка

Носит серую рубашку,

Подбирает быстро крошки

И спасается от кошки.

Открывается СЛАЙД 7

Дети – Воробей, воробьи.

Хочет с детства эта птица

Стать известною певицей.

День и ночь неугомонно

Открывается СЛАЙД 8

Дети – Ворона, вороны.

Звонкой стайкой на рябину

прилетают в январе,

красногрудых птичек милых

ждём мы в гости по зиме.

Открывается СЛАЙД 9

Дети – Снегирь, снегири.

Воспитатель – Понравился мультфильм ?

Открывается СЛАЙД 10

Вот на ветках посмотри,

В красных майках снегири.

Греются на солнышке.

Воспитатель – Давайте немного отдохнем и сделаем гимнастику.

Ты малыш, воробей,
На морозе не робей.
По кормушке клювом бей,
Наедайся поскорей.

(Дети сцепляют большие пальцы и машут ладонями, имитируя полет птицы. Затем ставят округленную кисть правой руки подушечками пальцев на стол и постукивают подушечкой указательного пальца. Затем то же самое проделывают левой рукой).

«Стоял в деревне небольшой старый дом. Хозяева уехали в город, а дом продали. Переехал туда мальчик со своей семьёй. Мальчика звали Юра. Пока мама и папа разбирали вещи, Юра осматривал местность. Рядом с домом росло большое дерево. На его ветках сидели красногрудые снегири. Юра тихонько подошёл к дереву, чтобы лучше рассмотреть птиц и понаблюдать за ними. Снегири ловко перелетали с ветки на ветку и громко щебетали, как будто разговаривали о чём – то. Юра побежал домой за семечками, чтобы покормить птиц. Когда мальчик возвращался обратно к дереву, он споткнулся и упал лицом в мягкий сугроб. Юра поднял голову и вытер лицо, мокрое от снега. Он увидел небольшой сарай, почти засыпанный снегом.

С трудом перелезая через сугробы, Юра добрался до сарая. Дверь с лёгкостью открылась, и мальчик увидел, что сарай был заполнен старыми вещами. Среди этих вещей он нашёл две птичьи кормушки, сделанные из деревянных дощечек. Юра выбрал красивую, с деревянной крышей и резными узорами по бокам. Кормушку он повесил на толстую ветку и высыпал в неё семечки. Снегири очень быстро сообразили, что открылась птичья столовая, и стали слетаться к кормушке.

В зимний день среди ветвей

Стол накрыт для гостей.

Для птиц столовая, Зовет обедать,

Открывается СЛАЙД 11

Что за стол среди берез

Под открытым небом ?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом.

Открывается СЛАЙД 12

Воспитатель - Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как?

- Правильно, можно сделать и повесить кормушки.

Открывается СЛАЙД 13

Воспитатель - Но чем мы будем их кормить?

Надо сказать, что в зимнее время птицы становятся менее разборчивы в еде и едят то, что летом бы не стали есть. Поэтому для подкормки годится пища с нашего стола. Можно повесить кусочки несоленого сала, его любят синички. Можно предложить птицам остатки крупяной каши и крошки хлеба, крупу, семена, хлеб. Снегири любят семечки арбуза, тыквы; свиристели – рябину, маслины; голуби - крупу, хлеб.

- Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:

• во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;

• подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилетать к этому времени;

• кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;

• корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

Воспитатель говорит, что во время кормления птиц интересно за ними понаблюдать, как они быстро слетаются, как будто сообщают друг другу.

- Какой внешний вид у птиц? Какое поведение? Что едят разные птицы?

- Если стоять тихо, не двигаясь, не шумя, можно открыть для себя множество птичьих тайн.

Воспитатель – Ребята, вы сегодня узнали много нового и интересного.

О каких птицах мы сегодня говорили ? Каких зимующих птиц вы

запомнили ? Как могут помочь люди птичкам зимой ?

Ход занятия

1. Вступительное слово

Воспитатель: Ребята, отгадайте мою загадку:

- Правильно, сегодня на занятии мы поговорим с вами о птицах.

Послушайте стихотворение про птиц.

Птичка над моим окошком
Гнездышко для деток вьет,
То соломку тащит в ножках,
То пушок в носу несет.
Птичка домик сделать хочет.
Солнышко взойдет, зайдет.
Целый день она хлопочет,
Целый день она поет.

2. Беседа по картинкам: Как появляются птицы?

Воспитатель: Как и из чего появляются птицы?

На столе разложены модели, изображающие стадии роста птенца. Все они перемешаны. Воспитатель вызывает 1 ребенка и просит найти картинку, на которой изображено то, с чего все началось. (Если ребенок затрудняется с ответом, то педагог и другие дети помогают ему.)

1 ребенок: - Самка откладывает в гнездо яйца. Каждое яйцо находится в твердой скорлупе. Скорлупа снаружи покрыта крошечными отверстиями, через которые проходит воздух.

Воспитатель: - А кто знает, что было потом?

Выходит 2 ребенок и выкладывает следующую картинку: - Внутри каждого яйца находится желток, а в желтке - крошечный зародыш. Скоро он превратится в птенца.

Воспитатель: - А кто расскажет, что было дальше?

3 ребенок выставляет следующую картинку и поясняет: - Птенец растет внутри яйца. Из желтка он получает питательные вещества.

Воспитатель просит 4 ребенка выставить определенную карточку и объяснить, что на ней изображено: - Вскоре птенец начинает походить на настоящую птицу: у него вырастают клюв, крылья, лапы.

5 ребенок: - В положенное время птенец начинает проклевывать скорлупу, пока она не расколется и он не выберется наружу.

Воспитатель: - И как только птенец вылупится, он сразу может полететь искать себе корм?

Дети: - Нет, маленькие птенцы беспомощные, они должны оставаться в гнезде, а еду им приносят родители. А вот, когда у птенчиков начнут появляться перья, тогда они смогут улететь из гнезда.

3. Беседа о птицах

На доске вывешены иллюстрации с изображением птиц: воробья, вороны, грача, дятла, снегиря, скворца, щегла, ласточки.

Воспитатель задает вопросы по картинкам.

Воспитатель: Кого вы видите на картинках?

Дети: - Птицы.

Воспитатель: Как вы догадались, что это птицы?

Дети: - Все с крыльями, все умеют летать.

Воспитатель: Но умеют летать не только птицы, но и бабочки, и жуки?

Дети: - Тело птиц покрыто перьями, у них есть клюв, две ноги с острыми коготками.

Воспитатель: Перья - оперение. Произнесите эти слова. Они похожи друг на друга? А по оперению, цвету крыльев, перьев эти птицы похожи?

Дети: - Нет, оперение разное.

Воспитатель: Посмотрите на картинки, есть ли у птиц шея?

Дети: - Есть, она закрыта перьями, как воротничком.

Воспитатель: А когда шея птички хорошо видна?

Дети: - Когда птица вытягивает ее, например, когда чистит перья, поворачивает голову.

Воспитатель: На голове у птицы есть глаза, а для чего они ей?

Дети: - Птичий глаз самый, самый зоркий на земле. Он для них и подзорная труба и лупа. Ночные птицы видят даже ночью.

Воспитатель: А для чего нос птице?

Дети: - Нос у птицы не только нос, но и рот, поэтому правильно сказать клюв. Птичий клюв на все руки мастер: он и щиплет, и хватает, и копает, и долбит, и обороняется, и нападает.

Воспитатель: Посмотрите на ноги птицы и расскажите, какие они?

Дети: - Ноги у птицы не только, чтобы ходить. Ногами птицы разгребают землю, гребут по воде словно веслами, прекрасно лазают по веткам, ногами защищаются, нападают. Обычно на птичьей ноге четыре пальца: три впереди, один сзади.

Воспитатель: Есть ли у птицы уши? Хорошо ли птица слышит? Как птица спит?

Дети: - Распушает перья, закрывает глаза и прячет голову под крыло.

Воспитатель: Как купается птица?

Дети: - Влезает ногами в воду, приседает, бьет крыльями по воде. Потом приглаживает и сушит перышки.

Воспитатель: Почему говорят, что птицы - наши друзья?

Дети: - Они поедают насекомых и гусениц, сохраняя людям леса, парки, сады.

Воспитатель: Давайте объясним, чем еще могут питаться птицы. (На столе выкладываются игрушки: мышь, лягушка, рыба, жук, зерна, крокодил. Дети по очереди объясняют, для какой птицы подойдет то или иное лакомство и почему. (Крокодила птица не сможет съесть. Доказывают ответом.)

4. Игра "Назови птиц"

У меня для вас есть игра (достает мяч). Представьте, что это яйцо и из него должен вылупиться птенец, но мы не знаем, что за птица. Мы по очереди будем передавать это яйцо и вспоминать названия птиц. Вы же много птиц знаете? Кто ответ не знает - из игры выбывает. Должен остаться один знаток птиц. (Ответы детей.)

5. Перелетные или зимующие птицы

Воспитатель: - А как называются те, которые остаются на зиму в наших краях?

Воспитатель выставляет на 1 наборное полотно самолет, а на 2 - кормушку.

- Мы сейчас проверим, как вы знаете зимующих и перелетных птиц. Я буду загадывать загадку, а вы, отгадав ее, найдете нужную картинку-отгадку и поставите ее либо на кормушку (значит это зимующая птица), либо к самолету - перелетная.

Дети выполняют задание. Загадки:

1.

Это старый наш знакомый.
Он живет на крыше дома -
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист.)

2.

Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Кохи собирает. (Воробей)

3.

4.

Угадайте, что за птичка -
Темненькая невеличка?
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)

5.

Спинкой зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синичка)

6.

Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец)

7.

Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды -
С первым снегом тут как тут! (Снегирь)

8.

Кто эта птица?
Никогда не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)

Автор: Дворецкая Татьяна Николаевна воспитатель ГБОУ Школа №1499 г. Москва
Описание: Методический материал предназначен для детей дошкольного возраста, педагогов и родителей.
Назначение работы: Материал направлен на закрепление знаний детей дошкольного возраста о птицах (голубях)



Цель: расширение представлений дошкольников о птицах (голубях)
Задачи:
1. обогащать знания детей о птицах (голубях);
2. развивать познавательный интерес к миру природы на примере птиц (голубей);
3. воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы;
4. формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами на примере птиц (голубей)

Автор: Дворецкая Т.Н.
Голуби
Вот уже двенадцать дней
Мы кормим с мамой голубей.
Окружила стая нас,
Не отводит зорких глаз.

Белый хлеб рукой крошу.
Птичек угостить спешу.
Мама рядышком со мной
Крошит хлебушек ржаной.

Ближе, ближе подлетайте
И друг друга не толкайте!
Хватит корма каждой птичке
И большой и невеличке.

Я оставшиеся крошки.
Положила на ладошки
В этом месте ровно в час,
Завтра снова ждите нас!



Воспитатель: Ребята подумайте и назовите городскую птицу, которую Вы каждый день встречаете на улице? (Ответ: голубь)

ГОЛУБЬ - дикая и одомашненная птица, с серовато-голубым или белым оперением и большим зобом.
Воспитатель: Расскажите, что Вы знаете о голубях? (ответы детей)
Воспитатель: Для того чтобы узнать новые и интересные факты о голубях мы обратимся к лингвострановедческому словарю.
Голубь - самая распространенная в городах России птица. Особенно много голубей живет на площадях, в больших дворах, парках. В основном это самые простые голуби серо-голубой, или сизой, окраски, которых поэтому и называют сизари. Голуби питаются зерном, хлебными крошками, остатками пищи человека. Они легко переносят зимние холода и никогда не улетают на юг.
Породистых голубей, обычно - белых с красивым оперением, разводят в специальных помещениях - голубятнях. Это домашние птицы, которые имеют мало общего с простым уличным голубем. Еще в прошлом веке белые голуби использовались как почтовые, в наше время с ними работают только в цирке.



Голубиная пара очень верна друг другу, они ухаживают друг за другом, заботятся. Нежность, симпатия – важные качества, присущие голубиной семье. Особенное отношение к голубю выражается и в том, что в русском речевом этикете слова голубка, голубушка используются как ласковое обращение к женщине, а голубь, голубок, голубчик — к мужчине. Приголубить по-русски означает приласкать, а с воркующими голубями (воркование — название звука, издаваемого голубями) в России, как и в других странах, сравнивают влюбленных.



В Москве возле станции метро "Кузнецкий мост", прямо напротив здания Центрального Дома работников Искусства установлен памятник влюблённой паре: Голубю и Голубке. Памятник является символом Любви.

- Ты, голубка, не сдавайся, правым крылышком отбивайся.
Качества личности: смелость – трусость
Мораль: никогда не сдавайся, бейся до конца.

- Голуби летают, где их привечают.
Качества личности: щедрость - жадность
Мораль: У щедрого хозяина и голуби накормлены.

- К недоброму человеку и голубь не летит.
Качества личности: доброта - злость
Мораль: Злой человек обречен на одиночество.

- Дела не голуби, не разлетятся.
Качества личности: трудолюбие - лень
Мораль: Сколько дел не копи, а делать их рано или поздно придётся.

Гули - Гули
Гули – Гули! Гули – Гули!
До чего же, красотули!
Куда-то всё время летите.
Вы кушать не хотите?

Принесли Вам девочки
Подсолнечные семечки,
Хлебных корок заодно.
Мальчики несут пшено.

Гули – Гули! Гули – Гули!
До чего же, красотули!
На природе Вам раздолье.
Угощайтесь на здоровье!


Игроки: 1 ребенок – кот, остальные дети - голуби
Цель: формирование у детей дошкольного возраста интереса и потребности игры со сверстниками
Задачи: развивать положительный настрой и желание играть в совместные игры

В сад, где выросли цветочки
Прилетели голубочки (взмахи руками)
Сели на дорожки, (сели на корточки)
Поклевали крошки (наклоны головы)
Вдруг откуда не возьмись (появляется кот)
На охоту вышла кися.
На лапках коготочки. (раздвигает пальцы на руках)
Берегитесь голубочки! (голуби разбегаются)
Мяу! (кот ловит голубей)

Читайте также: