Стоит ли идти работать в школу психологом

Обновлено: 07.07.2024

Вероника Чуванчи


– В чем специфика работы школьного психолога?
– Психолог в школе – это точно не спасатель душ. Для этого не остается места. И не стоит его путать с врачом-психиатром. Психолог – это не врач. Это менеджер, существующий для того, чтобы совместить интересы учащихся и возможности учебного заведения.
Специфика работы школьного психолога очень широкая. Она включает в себя проведение адаптационных, коррекционных и профилактических занятий со школьниками. Также в обязанности входит профориентационная работа с выпускными классами. Кроме этого, я провожу психологические консультации, работаю с учителями и родителями.
При необходимости я организовываю индивидуальные консультации для ребят. Мне очень хочется стать школьнику тем другом, которым для меня когда-то была психолог моей гимназии.


– В твоей профессии нужно чем-то жертвовать, чтобы быть хорошим специалистом?
– На данный момент я жертвую только своим свободным временем. Но это, думаю, минус многих профессий.

– Какими качествами, на твой взгляд, необходимо обладать психологу, который работает со школьниками?
– Основные – это сдержанность и эмпатия (осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания, – прим. авт.). Кроме этого, у психолога обязательно должны быть свои жизненные устои, твердость характера.


– Легко ли тебе давалось обучение в университете? Какой для тебя была образовательная программа?
– Скажу точно, что 5 лет были потрачены не зря. Годы учебы в университете прошли интересно, именно поэтому программа давалась легко. В Барановичском университете работают отличные преподаватели, которые передали достаточно полезных знаний, умений и навыков для будущей профессии.
Во время учебы большое значение уделялось практике студентов. Она у нас проходила каждый год: 3 года я практиковалась в дошкольных учреждениях образования, а потом – в школах.

– Вероника, номер журнала с твоим интервью выйдет как раз в конце учебного года, что хочешь пожелать выпускникам как психолог?
– Выбор профессии – это одно из наиболее важных и значимых для будущего решений, которые человек принимает в своей жизни. С ребятами нашей школы мы провели большую работу в этом направлении. Я желаю всем выпускникам не ошибиться и выбрать ту специальность, которая действительно по душе.
К выбору будущей профессии стоит отнестись со всей серьезностью. Проанализировать, к чему у вас есть способности и склонности, кем вы видите себя в будущем. Порой сделать такой выбор без помощи психолога затруднительно, поэтому советую всем школьникам и их родителям не бояться психологов, а почаще обращаться за профессиональной помощью.
Дорогие выпускники, не бойтесь ставить перед собой высокие цели, верьте в свои силы и все у вас получится!


Татьяна ЦАНДЕР
Фото из личного архива Вероники ЧУВАНЧИ


Для меня основное сейчас- это ребенок первоклассник, как то надо так работать, чтобы быть рядом или иметь возможность забирать.




смело вы)
у меня посвежее диплом будет , официальный опыт весь в подборе персонала - 8 лет)))
стесняюсь в школу пойти) вдруг не возьмут)))))


мне этого не понять: если не возьмут - то и проблем нет. Мне страшнее если возьмут))))) что я там буду делать?)))))))))



Тогда курсы ищите, в УрГПУ, например.
Уточните, не нужна ли вам переквалификация (по новым стандартам, например, воспитателем не может работать человек без педобразования.) Я про себя узнавала, но у меня специальность "Педагог-психолог". А у вас "Преподаватель". Могут и не взять в детский сад.
Я и в школе работала, и в ДОУ. В детском саду мне понравилось больше. Но тут ведь на вкус и цвет. Подростки тоже очень интересные, в плане общения. И возможностей для личностного роста больше.
В зарплате особой разницы нет. Отпуск в школе больше. Выслуга не идет нигде (хотя вам уже и не актуально)))
Направления работы одни, но специфика разная - возраст детей)))
Определяйтесь с местом работы, ищите психолога, проситесь на консультацию. В школу, так в школу, в сад, так в сад. Он вам и расскажет уже, чем конкретно занимается.
Я, когда психолога принимала, 4 часа с ней проговорила.


В школу однозначно нет
Помимо всего
Ещё и уголовную ответственность за неоказание помощи при буллинг-суицидах впаяют



поитала, что это такое. реально проблема. у знакомых подростков полно выходов в сети на странички с более чем странным содержимым.



Работала в Доу психологом, работа интересная, детей обожаю, но столько дополнительной писанины, открытые занятия, отчеты, а платят копейки.. ушла. было это аж в 2002 году


Ок. Давайте от обратного. Как вы себе эту работу представляете? Что знаете?

Сразу мифы и легенды о консультировании в сторону только отставим, это мало имеет отношения к работе в образовании и вы (простите) не умеете.


Ок. Давайте от обратного. Как вы себе эту работу представляете? Что знаете?

Сразу мифы и легенды о консультировании в сторону только отставим, это мало имеет отношения к работе в образовании и вы (простите) не умеете.


да никак.
из всего помню 16 факторный опросник Кетелла, но не детям же его
Возрастную психологию частично помню, шпаргалки чудесные я писала, отпечатались зрительно, не все, но многое.
Про консультирование вы зря, тогда прошла подготовку и тренерскую и консультирования, и даже пару раз пробовала, и вполне успешно. Но не мое. И не хочу этим заниматься далее. Тренинги не вела, но потом, много позже, обучением персонала сама занималась и много.


Незаконные нагрузки, мизерная зарплата, отсутствие поддержки коллег и отчаянное желание в любом случае быть на стороне ребенка. Анастасия Дмитриева поговорила со школьными психологами об условиях труда и их возможностях реальной помощи ученикам.

Анастасия, Нижегородская область
Стаж работы: 3 года
250 учеников, 40 из них с ограниченными возможностями здоровья

— Когда я проработала первые три или четыре недели в школе, нас собрали на просветительский семинар. Нам, педагогам, должны были показать, как нужно работать с подростками. Приезжал на три дня мужчина. Мы смотрели, как он ведет открытые занятия для ребят.

Тематика — профилактика беспорядочных половых связей и подросткового секса.

И этот мужик лет пятидесяти просто орал со сцены на учеников.

В этом было столько осуждения и вины. Мне казалось, что я с этим не справлюсь.

Я думала: если тут так принято, значит, школа — это просто не мое, я так не могу. Но на третий день кто-то из коллег нашел в себе силы сказать, что то, как он общается с подростками, унизительно. И это стало надеждой: бывает по-разному, но есть люди, которые тоже заинтересованы и вовлечены. И стараются хорошо делать свою работу.


Оклад педагога-психолога — 9 700 рублей за 36 часов. Сейчас, после трех лет стажа, с надбавками, ставкой соцпедагога получается где-то 25 тысяч. И мы не имеем права иметь второго психолога: вторая ставка начинается с 300 детей в школе.

По расписанию у меня должны быть часы и индивидуальные консультации, но психолог — это еще и человек, которого можно задействовать где угодно. Сопровождать детей на ВПР (Всероссийская проверочная работа — Прим.ред .) или в поездке в школьном автобусе. Как будто психолог — такая расчетная единица. Из-за этого не всегда просто построить работу с детьми так, как хотелось бы. Нет контакта.

Есть план по работе с органами профилактики (комиссии по делам несовершеннолетних, прокуратура). Есть образец, к которому нужно стремиться: мероприятия должны быть примерно на одну тематику. Эти планы сложно переделывать.

Получается, что я поставлена в условия, когда нужно нарушить профессиональную этику.

За эти годы у меня получилось сделать другой план по воспитательной работе и некоторые мероприятия оттуда просто вычеркнуть. Мне было важно перевести работу психолога из выполнения тестирований в область, где можно понять, что творится с ребенком. Для этого с ним надо познакомиться.

На 250 человек это реально сделать: месяца через четыре я знала, как зовут каждого ребенка, бывала у них на классных часах, была в курсе их жизни. От школы такого запроса не было, это была моя личная инициатива. Психолог не воспринимался как человек, который консультирует.


Два самых больших вопроса — отношения в классе и отношения с родителями. Когда ученики узнали меня получше, стали приходить именно с этими проблемами.

Не так много детей, кто долго ко мне ходит. Если совсем болит, мы разговариваем про это, обычно до четырех-пяти встреч. Не что-то долгосрочное. Есть дети, с которыми сформированы отношения. Они готовы посещать мой кружок или мероприятия, которые я организовываю.

Администрации казалось, что сначала надо организовать учебную деятельность детей, а потом уже с ними разговоры разговаривать.

Хотя, на мой взгляд, наоборот: самоизоляция обостряет многие моменты.

В первый год работы не было кабинета для индивидуальных консультирований. Потому что вообще такой нормы в школе не было, чтобы с ребенком кто-то говорил. На втором этаже нашей школы были закрытые пять лет назад туалеты. Раковин там уже не было, остался кафельный закоулок. Шторами я закрыла проход туда, где стояли унитазы. Принесла ковер, обклеила все разноцветным крафтом. Дети принесли свои работы. На окне они нарисовали маркерами то, что захотели. Я поставила туда парту и два стула. Это был мой кабинет. Сейчас, слава Богу, у нас появился отдельный кабинет для тьютора и психолога. Но начиналось все с каморки. И наши дети до сих пор ее вспоминают.

С одной стороны, я благодарна администрации школы, что они проявляют какую-то лояльность. Если бы еще с их стороны было давление и они указывали бы, что делать, совсем было бы сложно. Сравнивая, как было, когда я пришла, и то, как происходит сейчас, — стало в разы лучше.

Анна, Ленинградская область
Стаж работы: 7 лет
1 000 учеников

— С сентября я в школе не работаю. До этого проработала ровно семь лет. На меня одну приходилась тысяча учеников. Это не законно: расчет ставки психолога идет до 500 человек учащихся. Но школа общеобразовательная, и даже предполагаемая вторая ставка не закрывалась. Желающих пойти работать вторым психологом не так много. Мне приходилось закрывать все потребности.

В течение первых двух лет я выстраивала возможную для себя и удобную систему работы с классами и согласовывала это с администрацией. Мы брали в обязательном порядке работу с первыми классами и их адаптацию, пятые классы, одиннадцатые.


А с остальными — по запросу. В течение первого триместра собирала заявки от учителей и потом непосредственно под их запрос старалась организовать свою работу.

Если, например, в классе возникала проблема, связанная со взаимоотношениями, я проводила групповой тренинг. Чтобы включить ребят в совместную игровую деятельность и они могли вспомнить, что такое дружить. Такая фронтальная работа со всем классом.

И постоянно на потоке еще индивидуальная работа.

По должностной инструкции на мне нет задачи, как таковой, по терапии. Это может быть разовая беседа с ребенком, потом приглашение родителей. Но в моей практике бывали случаи, когда дети еженедельно приходили на консультацию в течение двух месяцев и больше.

Когда мы работали с подростками, я оговаривала, что то, что они рассказывают мне, не будет известно никому больше. За исключением тех случаев, когда был риск для их жизни или здоровья. Таких случаев было три-четыре за семь лет моей работы. Там были суицидальные состояния. Все дети остались живы. Хотя однозначно сказать, что их состояние кардинально изменилось, я не могу.


Как правило, такие серьезные ситуации жестко завязаны на семейной обстановке. И, как правило, сами родители не идут в терапию, не обращаются за помощью.

Остается изо дня в день работать в сотрудничестве с классным руководителем, социальным педагогом и поддерживать ребенка, насколько это возможно.

Больше всего я уставала от формальной работы: написания отчетов и анализов. Тяжело понимать, что большинство из них пролистают и положат в стол. При этом я обязана их делать.

Каждый год мы получали на год распоряжение о массовом обследовании с 5-го по 11-й класс. Плюс подключалось МВД: темы, связанные с депрессивными состояниями, антисуицидальные меры. На мой личный взгляд, здесь явно есть недоработки. Из этих обследований можно вывести рабочую задачу и создать цикл мероприятий, чтобы помочь детям. Но, как правило, это не находит поддержки со стороны школы.

В школе сейчас такая нагрузка, что иной раз это просто некуда вместить. Обычно предложение исходило от меня и в свободном варианте: я говорила детям и предлагала поучаствовать. Кто хотел, приходил.

Запросы по учебе были единичны. Обращались дети с высокой мотивацией и высоким уровнем притязания. Как правило, это отличники.

А если мы говорим, наоборот, о педагогической запущенности, то чтобы такому ребенку помочь, нужна целая система помощи. Если мы говорим не о начальном звене, а о старшей школе, — это ряд педагогов. Очень трудно замотивировать и вдохновить всех работать с одним ребенком.

Конечно, это дополнительная нагрузка. Стандарты, спущенные сверху, то, как это представлено комитетом, очень расходится с возможностями на местах. Дети с ОВЗ переводятся в общеобразовательные школы из коррекционных школ. А кадры не обучены.


В эти семь лет меня поддерживал отклик детей. Каждый из них, приходя ко мне в кабинет, получал то, что ему необходимо: внимательное отношение, поддержку. Они очень благодарно относились к моей работе. Это ценно.

Еще возможность проводить и реализовывать свои задумки и эксперименты. Я пыталась проводить лектории для родителей, сторонние исследования детско-родительских отношений, чтобы как-то их сблизить друг с другом, необычные курсы. Например, курсы по скорочтению, когда дети в короткие сроки пытались овладеть чем-то новым. Я пробовала, что можно сделать из ничего своими руками.

С сентября я не работаю в школе. Стало неприемлемо, что порой мои большие усилия ложились куда-то тяжким грузом и без результата.

Я вроде бы сделала все, что нужно, меня похвалили, но кому это реально помогло, непонятно.

И, конечно, чтобы получать комфортную сумму, нужно было брать дополнительную нагрузку. За счет ставки это не выходило.

С этого года я полностью ушла в частную практику.

Татьяна, Удмуртия
Стаж работы: 31 год
240 учеников

Сейчас дети так загружены, что никаких моих часов нет. Если только меня приглашают на классный час или родительские собрания. Есть день, когда я провожу индивидуальные консультации. А так это, знаете, поймал — привел. Обращаются классные руководители или родители. Я прихожу на родительские собрания, презентую себя, завлекаю их. И если у них возникает потребность, они звонят, записываются.


Сами ученики могут подойти ко мне в любое время. Но я не могу сказать, что они часто этой возможностью пользуются. В основном, классный руководитель просит обратить внимание, и стараешься уже работать с этим. У нас небольшая школа, столкнуться в коридоре с нужным ребенком легко. Потом я уже думаю, что могу предложить в этой ситуации.

Дело в том, что я ведь еще веду английский язык. Мы с ними встречаемся по три раза в неделю. Безусловно, здесь есть конфликт интересов: я как психолог и я как учитель английского языка.

Но вы знаете, буквально позавчера я читала: Роспотребсоюз считал средние зарплаты. Оказывается, с 12 тысяч до 20 сейчас считается уровнем бедности. А ниже 12 тысяч — это уже нищета. У меня высшая категория уже лет 20, моя ставка — 11 тысяч. Если не вести уроки, извините, протянешь копыта. И надо работать на две ставки, только чтобы выйти с уровня нищеты.

Почему я не ушла за 30 лет? Я — любознательный человек, обожаю читать и узнавать постоянно что-то новое. Проходила много тренингов, курсов. Меняются техники: появились метафорические ассоциативные карты, телесно-ориентированная психотерапия, сказкотерапия. Так много всего, мне интересно! И это пригождается на работе. Те же МАК (метафорические ассоциативные карты — Прим. ред .) я использую на консультациях с учениками. Чтобы разговорить ребенка, карты работают великолепно. Этот метод помогает детям самим делать выводы и менять свои действия, поступки. Они сами рассказывают, что видят, что чувствуют.

Психолог ведь не дает советов. Он просто помогает увидеть ситуацию с другой стороны.

Раньше я была более категорична. Но меняюсь я, и меняется мое отношение к детям.

Я сейчас больше на стороне детей, встаю на защиту их интересов.

Мария, Санкт-Петербург
Стаж работы: 3 года
70 учеников

— У нас — коррекционная школа, психологов несколько. Каждый отвечает за своих учеников. У меня — инвалиды и опекаемые, с первого по девятый класс. Но это не значит, что все они нуждаются в сопровождении. Не каждый ребенок нуждается в постоянной поддержке и коррекции.

Так как школа специфическая, ученики с задержкой развития, поэтому основные запросы у нас — эмоционально-волевая сфера и коммуникация. Детки не знают, как общаться, не умеют это делать. Их самооценка неадекватна: они не критичны к себе. Приходится беседовать о реальности, рассказывать, как все это работает, давать жизненные упражнения: по контролю агрессии, управлению эмоциями.


С помощью диагностики и наблюдения выявляются те, у кого ярко выраженные трудности, их уже отправляют к нам. Мы объясняем, что такое психолог, чем мы можем здесь заняться. В процессе беседы выясняется, какие у них трудности, как они это видят.

Зачастую родители таких деток сами имеют подобные диагнозы и задержку развития. Очень много родителей — бывшие ученики нашей школы. У них снижен интеллект, понимание, логика, контроль эмоций.

Бывают конфликты в семье, потому что ни ребенок, ни родители не могут держать себя в руках. И очень сложно бывает общаться.

В то же время нет такой бешеной нагрузки, как в общеобразовательной школе. У нас хотя бы четко определен функционал, много специалистов в школе. Их достаточное количество на тех детей, что у нас есть. Серьезная служба сопровождения, социальные педагоги.

И, тем не менее, все равно школа переполнена. Она не рассчитана на такое количество учеников. По нормативам в классе должно быть 10-12 человек, у нас по 18. Это уже гораздо тяжелее учителю. Представьте, дети с дефицитами внимания, гиперактивностью, когнитивными отклонениями.

Но сейчас даже обычные дети, если честно, мне все больше напоминают наших детей — неумением держать себя в руках, сниженным контролем.

Это мое первое место работы. Я не шла сюда целенаправленно. Просто получилось, что сюда меня могли взять. Психологам вообще очень сложно без опыта работы: никто не хочет брать. А где взять этот опыт работы, тоже никто не говорит.

Я не скажу, что работать было очень сложно. Хотя на любом месте есть период притирки. Все тебя проверяют: от первоклассника до уборщиц. Главное, пройти этот период максимально бережно для себя. А дальше ты уже понимаешь, как и что здесь происходит.


Через год работы, когда я пришла на 1 сентября и дети были мне рады, я поняла, что эту проверку прошла. И стало легче.

Я — довольно молодой сотрудник и по возрасту, и по стажу работы. И есть большие сложности с коллегами. Отношение такое, словно ты у них что-то украл. Настрой негативный, и с этим очень сложно. Тебе ничего не объясняют. Там, где могли бы просто подсказать, начинаются выяснения и претензии. Хотя по факту тебе просто никто не говорил о тонкостях и нюансах работы. Как будто ты обязана все знать сама.

Коллеги не признают свои ошибки, не готовы к диалогу, не готовы менять свое поведение в отношении учеников. Хотя они тоже часто бывают неправы.

Но не бывает же так, что только в детях дело! Вот они такие все нехорошие, и только с ними надо работать.

Все мы — живые люди, все имеем свойство ошибаться. Вопрос в том, что мы с этим делаем дальше. Признаем свое несовершенство или ошибки перед детьми? Для меня, например, ничего в этом нет страшного. Если я извинюсь перед ребенком, это не умалит моего достоинства. Но почему-то для коллег это как красная тряпка.

Я на работе предпочитаю работать. У меня своя практика, я веду блог. Там рассказываю о своей работе, а школу стараюсь не затрагивать. Но, в целом, это почему-то очень раздражает моих коллег и создает неприязнь.

Сейчас я в декрете, и из декрета на работу уже не вернусь. Я себе представляла, наивная, что мы все, плечом к плечу, будем делать одно большое и благородное дело. И вроде все в этом заинтересованы. Но получается, что каждый сам за себя. И начинается какая-то борьба и конкуренция. Если они собрались тебя травить, они будут делать это до победного.


Психолог в школе

Педагог-психолог в школе — это специалист в области психологии, который изучает душевное состояние учеников, корректирует их поведение, помогает в устранении проблем личностного характера, адаптации в коллективе, способствует улучшению психологического климата в классе, проводит разъяснительную работу с родителями и педагогами. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.


Ключевые задачи этого специалиста — помочь учащемуся выбрать грамотные механизмы поведения, выявить свои психологические проблемы, обрести внутренний и внешний баланс. Стоит заметить, что психолог не занимается патологическими сбоями в человеческой психике, а корректирует его внутренний мир и душевное состояние.

Особенности профессии

Считается, что профессия психолога со временем становится частью ее носителя. Свои навыки и знания профессионал использует не только в работе с пациентами, но и в повседневной жизни, при общении с близкими. Ведь предмет изучения психолога — это душа человека, а она представляет собой неисчерпаемый ресурс для обретения необходимых знаний. Специалисты-психологи помогают человеку подключить свои внутренние ресурсы для решения актуальных психологических задач. Основные виды деятельности психолога:

  • Тренинги психологического направления, которые включают в себя обучение методикам эмоциональной саморегуляции, использование специальных упражнений для личностного роста и последующее подведение итогов.
  • Консультации предполагают общение между специалистом и учениками с целью найти оптимальный выход из затруднительного положения.
  • Тестирования позволяют изучить индивидуальные особенности человеческой психики при помощи интерактивных программ.

Школьные психологи обязаны следить за психологическим здоровьем учеников, создавать комфортную для них среду, проводить периодические массовые обследования с целью выявления лиц, требующих психологической помощи.

Плюсы и минусы профессии

Подобные специалисты играют большую роль в жизни учеников и их родителей, ведь они помогают оперативно решить разные виды проблем, предупреждая опасные последствия.

Педагоги-психологи используют свои знания для своевременного поворота происходящих событий в нужное русло. Ребенок в школе сталкивается с недетскими проблемами: сложные взаимоотношения со сверстниками, отставание в учебе, непонимание окружающих. Если не решать эти задачи, то у ребенка появляется зажатость, агрессивность. В некоторых случаях возникают суицидальные наклонности. Если психолог предпримет адекватные меры, то ситуация стабилизируется.

Плюсы:

  • возможность личностного роста, ведь специалист обязан постоянно самосовершенствоваться;
  • приобретенные профессиональные знания помогают в повседневной жизни;
  • профессия считается творческой и интересной;
  • возможность реально помогать людям в решении их проблем;
  • познание самого себя и глубин своего сознания.


Минусы

Важные качества

Психологи по натуре должны быть альтруистами, так как эмоциональные трудности, с которыми им приходится сталкиваться, не компенсировать никакими деньгами. Большой уровень ответственности — ключевое требование для настоящего профессионала.

Основные качества, которыми должен обладать психолог:

  • эмоциональный и общий интеллект должны быть на высоком уровне;
  • умение слушать и слышать человека;
  • стрессоустойчивость;
  • такт и деликатность;
  • общительность;
  • наблюдательность;
  • оптимизм и уверенность в собственных силах;
  • креативность и умение предлагать нестандартные решения;
  • терпимость;
  • умение успокоить клиента;
  • сопереживание.

Специалист должен уметь четко формулировать свои мысли. Чувство юмора и выносливость также будут очень кстати.

Читайте также: