Статья внеурочная деятельность по математике в начальной школе

Обновлено: 18.05.2024

В современную эпоху существенно возрастает роль математики, математическое образование приобретает особую значимость. Хорошая математическая подготовка нужна всем выпускникам школы. Тем же учащимся, которые в школе проявляют выраженный интерес к математике, необходимо представить дополнительные возможности, способствующие их математическому развитию. Наиболее эффективные формы привлечения учащихся различных классов к математике - разные формы внеурочной деятельности.

О ценностном, содержательном единстве урочной и внеурочной деятельности, о необходимости реализации воспитательного потенциала современных образовательных программ как в рамках классно-урочной системы, так и во внеурочное время отмечалось неоднократно. В условиях внедрения ФГОС внеурочная деятельность по предмету приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации.

ФГОС обращает внимание педагогов на значимость организации образовательной деятельности школьников за рамками уроков, важность занятий по интересам, их соответствие образовательным потребностям и возможностям учащихся. Об этом идет речь в документах стандарта начального общего и основного общего образования, где, в частности отмечается: «В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе основного общего образования предусматриваются:

Это означает возрастание роли внеурочной деятельности, в рамках которой создаются новые возможности для самореализации и творческого развития каждого.
Впервые в документах такого уровня уделяется столь значительное внимание деятельности школьников, организуемой за рамками уроков.

Внеклассная работа – это составная часть учебно-воспитательной работы школы, которая организуется во внеурочное время пионерской и комсомольской организациями, другими органами детского самоуправления при активной помощи и тактичном руководстве со стороны педагогов и, прежде всего, классных руководителей и вожатых (Педагогическая энциклопедия. М., 1964).

Задачи внеурочной деятельности:

1. Обеспечение достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования;
2. Снижение учебной нагрузки обучающихся;
3. Обеспечение благоприятной адаптации ребёнка в школе;
4. Улучшение условий для развития ребёнка;
5. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Специфической чертой внеурочной работы по математике, с учетом решаемых в ней дидактических задач, а также возрастных особенностей учащихся, является то, что формы ее организации делятся на постоянные и непостоянные (временные).

Постоянные формы внеурочной работы имеют систематический характер. К ним относятся, например, факультатив, математический кружок, творческая группа математиков, научное математическое общество школьников, математическая лаборатория, школа юного математика и др.

Временные формы внеурочной работы приурочены к определенному отрезку учебного года – проведению предметной недели, концу четверти, полугодия и т.д. Эти формы выступают в качестве фрагмента учебного процесса, дополняя и оживляя его. К временным формам относятся, например, математический вечер, математическая олимпиада, математический бой, математический КВН и др. По своей дидактической задаче временные формы имеют в основном диагностический характер.

Цели внеурочной работы по математике.

Учитель может на внеурочных занятиях в максимальной мере учесть возможности, запросы и интересы своих учеников. Внеклассная работа по математике дополняет обязательную учебную работу по предмету и должна прежде всего способствовать более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой.

Одна из основных причин сравнительной плохой успеваемости по математике – слабый интерес многих учащихся к этому предмету. Интерес к предмету зависит прежде всего от качества учебной работы на уроке. В то же время с помощью продуманной системы внеурочных занятий можно значительно повысить интерес школьников к математике.

Внеурочные занятия с учащимися приносят большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю приходится постоянно расширять свои познания по математике. Это благотворно сказывается и на качестве его уроков.

Внеурочная работа по математике в среднем звене должна быть массовой, охватывать по возможности как можно больше учащихся, так как этот возраст является самым благоприятным в плане развития творческих способностей.

Во внеурочной деятельности по предмету большие возможности работы с детьми вижу в такой форме как научно-исследовательская работа, проектная деятельность. Этот вид работы формирует у учащихся творческую активность, приучает к работе с научно-популярной литературой.

Важную роль во внеурочной деятельности играют математические игры, которые выполняют различные функции.

  • Во время математической игры происходит одновременно игровая, учебная и трудовая деятельность. Действительно, игра сближает то, что в жизни не сопоставимо и разводит то, что считается едино.
  • Математическая игра требует от школьника, то чтобы он знал предмет. Ведь не умея решать задачи, разгадывать, расшифровывать и распутывать ученик не сможет участвовать в игре.
  • В играх ученики учатся планировать свою работу, оценивать результаты не только чужой, но и своей деятельности, проявлять смекалку при решении задач, творчески подходить к любому заданию, использовать и подбирать нужный материал.
  • Результаты игр показывают школьникам их уровень подготовленности, тренированности. Математические игры помогают в самосовершенствовании учащихся и, тем самым побуждают их познавательную активность, повышается интерес к предмету.
  • Во время участия в математических играх учащиеся не только получают новую информацию, но и приобретают опыт сбора нужной информации и правильного ее применения.

Принципы организации внеурочной деятельности:

  • выбор оптимальных методов, форм, средств;
  • наглядность;
  • последовательность;
  • доступность;
  • научность;
  • учет возрастных особенностей и индивидуальных способностей.

Важно, чтобы каждый ребёнок на этом мероприятии работал активно, увлеченно. Внеклассные мероприятия, с одной стороны, позволяют мне вовлечь учеников в творческую деятельность, а с другой – лучше узнать и понять их, оценить индивидуальные особенности каждого. Планируя мероприятие, необходимо учитывать специфику группы, характер учебного материала, возрастные особенности учащихся. Например, для 5-6 классов это конкурсы, викторины, сказки-путешествия; в 7-9 классах – КВН, математическое казино и т.п.

Математические игры призваны решать следующие задачи:

  • образовательные: способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала; способствовать расширению кругозора учащихся и др.;
  • развивающие: развивать у учащихся творческое мышление; способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроках и внеклассных занятиях; способствовать развитию воображения, фантазии, творческих способностей и др.
  • воспитательные: способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности; воспитать нравственные взгляды и убеждения; способствовать воспитанию самостоятельности и воли в работе и др.

Комплекс универсальных учебных действий (УУД), выполняемых учащимися на уроках и внеурочных занятиях, создает благоприятные условия для реализации требований ФГОС.

Как на каждом уроке, так и на внеклассном мероприятии в основной и старшей школе можно создать условия для выполнения учащимися всего комплекса УУД, входящих в структуру учебной деятельности.

  • Личностные УУД. Учатся умению вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, формируют внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к образовательному процессу, оценивают себя в социальных ролях: ученик, докладчик, артист, судья.
  • Коммуникативные УУД. Проявляют уважительное отношение к одноклассникам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи.
  • Познавательные УУД. Развивают навыки познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, овладевают навыками решения проблем, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.
  • Регулятивные УУД. Выделяют и осознают то, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. В диалоге с учителем учатся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Внеурочная деятельность по математике.

Выпускнику начальной школы не достаточно элементарно владеть набором знаний, умений и навыков в современных условиях, необходимо уметь их приобретать всё больше и больше, уметь их реализовывать в настоящей жизни. А один из требований ФГОС является системно-деятельностный подход, предполагающий развитие и воспитание качеств личности, которые отвечают требованиям инновационной экономики и информационного общества.

В системе школьного образования очень важное место отводится начальным классам, как базовому звену в развитии творческо-интеллектуальной личности. Именно в начальной школе обучение математики позволяет сознательному и прочному овладению детьми системой математических умений и знаний, нужных в повседневной жизни и трудовой деятельности людям современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Наверное вряд ли сейчас можно найти учеников, которые окончили начальную школу, кто не разгадывал бы числовые ребусы и не решал логические задачи и не составлял логические цепочки. Изучая математику на занятие кружка математики у наших детей формируется устойчивый интерес к предмету, выявляются и развиваются математические способности. Мы считаем, что цель курса внеурочной деятельности по математике направлен на углубление и расширение знаний, умений и навыков детей. Как же увлечь детей цифрами, отрезками, задачами, геометрическими фигурами и тому подобное.

Для этого мы создаём программу с учётом возрастных особенностей детей, приёмы развития логического мышления, специфические условия для усвоения математических знаний и развитие логических мышлений школьников в зависимости от различных дидактических целей. И всё это требует у учащихся смекалку умения рассуждать и проявлять в определённой степени мудрость. Изучение математики на занятиях математического кружка предусматривает создание у детей устойчивого интереса к предмету, развитие и выявление их математических способностей.

Ещё учась в начальной школе дети знакомятся со многими интересными математическими вопросами выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решая математические задачи связанные с логическим мышлением закрепляется большой интерес детей к познавательной деятельности, способствует общему интеллектуальному развитию и развитию мыслительных операций. Огромным фактором является и стремление развития умений самостоятельно работать у детей, думать, решать творческие задачи и совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определённому вопросу.

М.Б. Балк; Г.Д. Балк выделяют такие формы внеклассной (внеурочной) работы по математике:

-школьная математическая печать;

2. У Л. Чилингировой, Б. Спиридоновой представлены следующие формы работы: игровые упражнения, дидактические игры, занимательные задачи, карточки для самостоятельной и индивидуальной работы, математические кружки.

3. В.Д. Степанов рассматривает 2 вида внеклассной работы: организационный и дидактический.

4. Ю.М. Колягина выделяет работу с учащимися отстающими от других в изучении программного материала и работу с учащимися проявляющими интерес к математике.

Указанные формы пересекаются и трудно провести между ними резкие границы. Многие элементы использованы при организации работы по какой либо одной из них.

Внеурочное занятие математикой вводит в мир элементарной математики, расширяет углубленный вариант актуальных вопросов базового предмета. Содействует развитию математического образа мышления: краткости речи, правильному применению математической терминологии, умелому использованию символики и т.д.

Проектная деятельность, творческие работы используемые во внеурочной деятельности основаны на любознательности детей, которую мы направляем и поддерживаем. Эта практика помогает детям успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложным уровнем знаний по математике. Для эффективности работы организуется с опорой на индивидуальную деятельность с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Во время проведения внеурочной деятельности мы включаем большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти, задания исследовательского характера. А так же материалы практического характера, которые развивают у детей творческие способности, логическое мышление, память, математическое внимание, умение создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы. Такое введение заданий способствует подготовки детей к участию учеников в математических конкурсах является подготовительной базой для участия в интеллектуальных играх, основой для участия в различных муниципальных, всероссийские, дистанционных интернет-конкурсах.

Внеурочную деятельность нельзя смешивать с особым видом работы по выполнению учебно-воспитательных задач, под названием и работа с отстающими. До настоящего времени внеурочная работа строилась на принципах занимательности и развлекательности в неё вовлекались лучшие ученики. А сейчас возникла необходимость включения всех детей. Возможность всей массовой внеурочной работы обусловлена повышением интереса детей к школьному курсу математики после его перестройки и созданием новых средств обучения, а так же более ранним умственным развитием детей. Мы видим, что внеурочная работа с детьми приносит огромную пользу к самому учителю. А для успешного проведения работы педагогу необходимо постоянно расширять свои знания по математике, следить за новостями науки, что благотворно влияет и на качество уроков.

Список используемой литературы

Список литературы для учителей:

Агаркова, Н.В. Нескучная математика. 1-4 классы / Н.В. Агаркова. – Волгоград: Учитель, 2007.

Лавриненко, Т.А. Задания развивающего характера по математике / Т.А. Лавриненко . – Саратов: Лицей, 2002.

Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. – М. :Панорама, 2006.

Узорова, О.В. Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1-4 классы / О. В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – М. : Просвещение, 2004.

Шкляров, Т.В. как научить вашего ребёнка решать задачи / Т.В. Шклярова. – М. : Грамотей, 2004.

Список литературы для учащихся:

Захарова, О.А. Математика: тетрадь для самостоятельных работ №3 : 2 класс / О.А. Захарова, Е.П. Юдина. – М.:Академкнига\Учебник, 2011.

Захарова, О.А. Математика: тетрадь для самостоятельных работ №3 : 3 класс / О.А. Захарова, Е.П. Юдина. – М.:Академкнига\Учебник, 2011.

На внеурочных занятиях по математике необходимо развивать технологию личностно-ориентированного обучения, которая полностью отвечает таким задачам: учить детей без принуждения, развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность их в самостоятельном поиске.

Предлагаемый опыт работы также обеспечивает решение задач, стоящих перед школой, в которой формируется опыт и создаются широкие возможности для самореализации учащихся с различным уровнем интеллектуальных и творческих способностей.

ВложениеРазмер
vneurochnaya_deyatelnost_po_matematike_zateevoy_v.p.docx 43.86 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность по математике
как средство развития детей в условиях реализации ФГОС.

Затеева Валентина Павловна учитель математики

г.Энгельс Саратовской области

В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.
В.А.Сухомлинский

  1. Введение. Проблема, ее актуальность, цели и задачи.
  2. Основная часть:
  • а) теория;
  • б) практика (используемые приемы и методы).
  • 3.Заключение. Выводы, практическая значимость.
  • 4.Список использованной литературы.

Человечество вступило в XXI век. Новое время требует человека, способного решать проблемы, способного к самостоятельному приобретению знаний, к постоянному стремлению углубляться в область познания, формировать стойкие познавательные мотивы учения, основным из которых является познавательный интерес, адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, человека-творца, исследователя, а не исполнителя.

Внеурочная деятельность по математике должна быть направлена на развитие личности и способностей ребенка, на его подготовку к сознательной взрослой жизни.

Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, быть готовым как к индивидуальному, так и коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира. Поэтому столь громко звучит сейчас требование реализации в школе технологий развивающего обучения, стержневой идеей которых является идея об опережающем развитии мышления, способном повести за собой умственное развитие ребёнка в целом, обеспечить развитие его творческого потенциала. От того, как мы будем обучать детей, зависит их судьба, а значит, и наше общее будущее.

На внеурочных занятиях по математике необходимо развивать технологию личностно-ориентированного обучения, которая полностью отвечает таким задачам: учить детей без принуждения, развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность их в самостоятельном поиске.

Предлагаемый опыт работы также обеспечивает решение задач, стоящих перед школой, в которой формируется опыт и создаются широкие возможности для самореализации учащихся с различным уровнем интеллектуальных и творческих способностей.

Актуальность опыта неоспорима и объясняется тем, что внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и одной из форм организации свободного времени учащихся. На организацию внеурочной деятельности в каждом классе, работающем по новым стандартам, отводится 10 часов в неделю. Из них целесообразно 1-2 часа потратить на повышение математической культуры школьников, на развитие их логического мышления. Внеурочная деятельность по математике способствует в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов, даёт новый взгляд на образовательные результаты.

Цель работы : создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одарённых детей в средней школе; обмен опытом с педагогами по работе с одаренными детьми.

Из этой цели вытекают следующие задачи :

  • изучение научно-методической и психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
  • создание системы целенаправленного выявления одарённых и способных детей;
  • развитие способностей талантливых детей в урочной и внеурочной деятельности.

Цель внеурочной деятельности:

создание условий для проявления и развития ребёнка своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

  • способствовать достижению результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
  • способствовать возникновению у ребёнка потребностей в саморазвитии, самоопределении;
  • формировать у ребёнка готовность и привычку к творческой деятельности;
  • повышать самооценку ученика, его статус в глазах сверстниках, педагогов, родителей;
  • расширять его представление об окружающем мире.

Что такое внеурочная деятельность?

Внеурочная деятельность – прежде всего развивающая деятельность.

  • Внеурочная деятельность направлена на:
  • Планируемые результаты
  • Личностное развитие (ценности, ценностные отношения, ценностное поведение)
  • УУД

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Современные развивающие программы основного образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

В своём педагогическом опыте я ориентируюсь на Концепцию модернизации российского образования. Задачи, изложенные в Концепции модернизации образования, не могут быть решены при организации внеурочных занятий, направленных только на формирование знаний, умений, навыков. Личностные функции, связанные с самостоятельностью, инициативностью, критичностью, креативностью, рефлексивностью могут быть сформированы с помощью личностно-ориентированной системы обучения.

Не ученик приспосабливается, адаптируется к системе обучения, а система внеурочных занятий по математике построена таким образом, что учитывает свойства, присущие любой личности и предоставляет возможность развить индивидуальность учащегося, создает необходимые условия для его саморазвития, самовыражения, возможность реализовать себя в познании.

На своих внеурочных занятиях я отвожу важную роль проектно – исследовательской деятельности в ходе которой мы чётко выделяем следующие этапы :

  • подготовительный этап (формулировка темы для исследования, деление учеников на группы по направлениям работы, обсуждение плана работы в группах, определение сроков работы над проектом);
  • этап реализации проекта (работа в группах – сбор информации, отбор материалов, обмен информацией с одноклассниками; оформление результатов работы);
  • заключительный этап (защита проекта, подведение итогов).

В процессе внеурочной работы по математике решаются следующие основные дидактические задачи: вырабатывается интерес к изучению математических дисциплин; углубляются и расширяются математические знания, умения и навыки учащихся; развивается логическое мышление, математическая зоркость, математическая интуиция и смекалка; выявляются наиболее одаренные дети, развиваются их способности.

Внеурочные формы обучения, построенные на принципе добровольности, не регламентированные необходимостью выставления оценки учащимся, проходящие в более непринужденной, раскрепощенной по сравнению с уроком атмосфере, требуют от учителя высокого уровня профессионального мастерства. Он должен не только иметь математическую эрудицию, но и обладать такими необходимыми качествами, как контактность, педагогический такт, доброжелательность. Только при оптимальном сочетании высокого профессионализма учителя и заинтересованности в учебе, работоспособности ученика можно достичь главного в обучении математике – формирования обобщенных математических отношений и развития способности обобщать математический материал.

Условия эффективности проведения внеурочных занятий по математике:

  • чётко продуманная логика занятия;
  • преемственность этапов;
  • активная позиция ребёнка;
  • максимальная смена образовательной среды;
  • наличие благоприятной психологической атмосферы;
  • творческое разнообразие занятий;
  • переход от монолога к диалогу, проблемным беседам, обсуждениям;
  • умение ставить цель, делать выводы.

Специфика внеурочных занятий состоит в том, что они проводятся по программам, выбранным учителем, согласованным с учениками и их родителями, корректируемым в процессе проведения с учётом индивидуальных возможностей обучающихся, познавательных интересов и развивающихся потребностей.

Проект -это самостоятельное исследование по выбранной теме, которое может выполняться как индивидуально, так и группами

Советы по организации работы над проектом.

1. При выборе темы необходимо учитывать её актуальность, наличие источников информации в литературе и интернет- ресурсов. Здесь важно ваше желание проявить себя в качестве исследователя в работе над выбранной темой.

2. Работа начинается с составления предварительного плана, в котором отражается замысел и этапы реализации задуманного. После знакомства с основными источниками и литературой с помощью руководителя проекта составляется окончательный план.

3.Важно четко формулировать цели исследования. Они могут быть записаны в такой форме: изучить, проанализировать, доказать, сравнить и т.п.

4. Работа завершается подведением итогов исследования, делаются выводы, намечаются перспективы дальнейшего изучения темы.

5. Примерный объем работы – 10-15 страниц. Дополнительно может прилагаться иллюстративный материал.

6. Работа может быть оформлена в виде реферата, доклада, компьютерной презентации.

В начале учебного года мы с детьми распределяем темы, работаем над ними, защищаем свои работы. Каждый ученик должен в конце года защитить проект . Лучшие работы заслушиваем на школьной конференции. Учащимся для портфолио выдается сертификат, а лучших учащихся награждаем дипломами.

Ежегодно мои ученики являются участниками районных и областных конференций, всероссийских и являются призерами.


Внеурочная деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса и организуется в целях формирования единого образовательного пространства школы для повышения качества образования и реализации процесса становления личности школьника в разнообразных развивающих средах.

Целью внеурочной деятельности можно обозначить совокупность изложенных во ФГОС требований к результатам освоения основной образовательной программы, в первую очередь — это достижение метапредметных и личностных результатов. Данный факт определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающиеся не только и даже не столько должны узнать, сколько научиться действовать, осуществлять применение знаний в реальной практике, принимать решения.

Внеурочная деятельность — это совокупность всех видов деятельности обучающихся, дающая им дополнительные возможности для самореализации. Она призвана помогать учителю реализовывать способности каждого ученика и создавать условия для индивидуального развития младших школьников.

Внеурочная работа содействует развитию познавательной деятельности учащихся: восприятия, внимания, мышления, речи, воображения; помогает развитию и формированию творческих способностей у учащихся; позволяет детям глубже понять роль математики в жизни людей; содействует воспитанию у детей культуры чувств: справедливости, чести, долга, ответственности, удовольствия или неудовольствия, радости или скорби, гордости или огорчения.

Проведение всякой внеурочной работы требует серьёзной и трудоёмкой подготовки. В идеале в рамках внеурочной деятельности необходима совместная работа всех преподавателей, работающих в параллели, и, несомненно, родителей, так как уверенность в получении качественного образования повысит уровень доверия родителей к образовательной организации, вселит уверенность в реализации их требований к образовательным услугам. Возможно привлечение родителей учащихся, например, в качестве болельщиков, в роли консультантов или выступающих на устном журнале.

Условно можно выделить основные три вида внеурочной работы: индивидуальная, групповая, массовая. Опыт различных учителей показывает, что не стоит увлекаться одной формой работы. Каждой из них свойственны свои возможности развивающего воздействия на обучающегося, свои достоинства и недостатки. Чаще всего на практике все эти три вида работ тесно связаны между собой.

По сравнению с классно-урочной формой внеурочная работа по математике имеет несколько особенностей.

Прежде всего, она по своему содержанию строго не регламентирована государственной программой. Но, тем не менее, математический материал на внеурочных занятиях предлагается в соответствии со знаниями и умениями учащихся. И таким образом, при подборе заданий по математике непосредственная связь с текущими программным материалом желательна, но не обязательна. Надо исходить только из общего уровня знаний и умений учащихся по математике. Это означает также, что сами задания по математике по форме не обязательно должны быть точно такими, какие встречаются на уроках (решение примеров, задач и т. д.). Даже желательно, чтобы они отличались, тем самым привлекая учащихся своей необычностью.

Следующей особенностью внеурочной работы по математике является занимательность предлагаемого материала либо по содержанию, либо по форме, более свободное выражение своих чувств младшими школьниками во время работы, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. Во внеурочной деятельности могут использоваться следующие формы работы: интеллектуально-познавательные квесты, математические турниры и бои, викторины, очные и заочные олимпиады, игры, конкурсы, фестивали, лекции, практикумы и т. д.

Классно-урочная форма чаще всего используется для учащихся, объединенных в коллектив по возрастному признаку. Для внеурочной работы по математике дети из данной школы могут объединятся в группы, созданные на добровольных началах, причем обучающиеся могут учиться либо в том же классе, либо в разных классах. Состав учащихся, даже при наличии одной и той же формы внеурочной работы может меняться (например, состав редколлегии математической газеты).

Уроки математики планируются на 40 минут, но внеурочная работа в зависимости от содержания и формы проведения может быть рассчитана и на 2–3 минуты, и на целый час.

Но, конечно, внеурочная и классно-урочная работы имеют общие черты. В частности, в этих видах работы соблюдаются одни и те же дидактические принципы: сознательности; научности; наглядности; активности учащихся; а так же реализуется индивидуальный подход к каждому ребенку. Как две части единого учебно-воспитательного процесса они не только содействует формированию знаний, умений, навыков и любви к математике, но и воспитанию моральных качеств.

Учащиеся занимаются математикой только на уроках, где у них нет возможности полюбить предмет, испытать и осознать притягательные стороны математики, ее возможности в совершенствовании умственных способностей. Поэтому при организации внеурочной работы столь важно не только задумываться над ее содержанием, но и обязательно над методикой проведения, формой.

Несомненно, формы проведения и используемые на этих занятиях приемы должны удовлетворять ряду требований. Прежде всего, формы должны выбираться с учетом возрастных особенностей детей. Они должны отличаться от форм проведения уроков и других обязательных мероприятий. Это имеет большое значение, так как внеурочная работа обычно проводиться после уроков и строится на добровольных началах. Для того, чтобы заинтересовать учащихся предметом и привлечь их к внеурочной работе, необходимо проводить ее в необычной форме. И формы должны быть разнообразны. Чтобы удержать интерес младших школьников, особенно в первом и втором классах, нужно постоянно их удивлять, вносить что-то новое в их деятельность.

Одной из основных причин сравнительно плохой успеваемости по математике является слабый интерес к этому предмету или вовсе отсутствие такового у многих учащихся. Несомненно, интерес к математике зависит, прежде всего, от качества учебной работы на уроке. В то же время, с помощью продуманной системы внеурочных занятий можно значительно повысить интерес школьников к математике. Поэтому понятно, что формы проведения внеурочных занятий должны быть рассчитаны на различные категории учащихся. Внеурочная работа должна проводиться не только для интересующихся математикой и одаренных школьников, которым мало тех знаний, которые они получают на уроке., и которые хотели бы больше узнать о своем любимом предмете и решить более трудные задачи. Но также внеурочная работа должна привлекать учеников, не проявляющих интереса к предмету. Возможно, благодаря правильно выбранной форме внеурочной работы, такие ученики станут больше уделять внимания математике.

Нарушение этих основных требований может привести к тому, что внеурочные занятия по математике будет посещать немного учеников или ученики вообще перестанут их посещать.

Многие формы внеурочной работы, в том числе и по математике, могут содержать в себе элементы игры, и наоборот, некоторые формы внеурочной работы могут быть частью математической игры. Введение игровых элементов во внеурочное занятие устраняет интеллектуальную пассивность учащихся, которая возникает у них после длительного умственного труда на предыдущих уроках. В процессе игры дети, увлекшись, не замечают, что учатся. Для всех категорий учащихся, как сильных и средних, так и слабых, игровой мотив одинаково действенен. Дети с большой охотой принимают участие в различных по характеру и форме математических играх. Математическая игра играет большую роль в развитии познавательного интереса у учащихся. Она оказывает значительное влияние на деятельность учащихся. Игровой мотив является для них подкреплением познавательному мотиву, повышает концентрацию внимания, настойчивость, работоспособность, интерес, способствует активности мыслительной деятельности, создает возможность для появления радости успеха, удовлетворенности, чувства коллективизма. Математическая игра значительно отличается от обычного урока, поэтому вызывает интерес и желание поучаствовать в ней у большинства обучающихся. Целями применения математических игр можно назвать: развитие мышления, приобретение новых знаний, умений и навыков, углубление теоретических знаний, развитие мотивации учебной деятельности, самоопределение в мире увлечений и профессий, организация свободного времени, общение со сверстниками, воспитание сотрудничества и коллективизма, формирование адекватной самооценки, развитие волевых качеств, и др.

Начиная со 2–3 класса для углубленной работы с детьми, проявляющим особый интерес к математике, организуются математические кружки. Они способствуют расширению кругозора учащихся в различных областях математики. Кружки создаются на добровольных началах и должны проводиться систематически (2–3 раза в месяц), с постоянным составом учащихся параллельных классов одной школы. На занятиях кружка обучающихся знакомят со способами решения задач повышенной трудности, с новыми приемами вычислений, с некоторыми вопросами из истории математики. В рамках кружка методика проведения занятий должна быть продумана так, чтобы обучающиеся не только с интересом работали на самом занятии, но и активно готовились к нему. Задания должны быть интересными, и у участников кружка должна существовать возможность предлагать задания, а не только решать задания, предложенные учителем.

Еще одной формой организации внеурочной деятельности является математическая викторина — соревнование между командами или между отдельными лицами. Викторина занимает не так уж много времени по сравнению с другими формами организации, в том числе и во время ее подготовки. Именно поэтому она столь привлекательна для многих учителей. Викторины проводятся как для одного класса, так и для команд из различных классов. Основной целью проведения викторин можно назвать повышение интереса к математике у обучающихся. Чтобы в викторине могло участвовать большинство учащихся, в ней должны быть вопросы различной сложности.

Математическая олимпиада — это массовая и многоступенчатая форма соревнования. Она охватывает всех учащихся целого региона или его части. Такое построение позволяет принять в ней участие большому числу учащихся и выявить среди них самых одаренных. Олимпиады проводятся один раз в год. Школьные олимпиады проводятся в два тура. Первый тур с более легкими заданиями, для всех учащихся. Во второй тур попадают только те, кто набрал наибольшее количество баллов в первом туре. Важно тщательно продумывать задачи, которые предлагаются на различных этапах олимпиады. Они не должны дублировать материал учебника и быть стандартными. Необходимо, чтобы оны вызывали интерес учащихся. В настоящее время существуют различные онлайн-олимпиады, что позволяет учащимся в свободное время дома рассматривать интересные задания, не подвергаясь стрессу соревнования, увлекаясь только процессом решения.

Среди задач, которые можно решать на внеурочных занятиях много места отводится занимательным логическим задачам. Логическими называют такие задачи, для решения которых необходимо лишь логическое мышление, и не требуется математических выкладок и знания математических формул. Поэтому их можно использовать для работы с учащимися без явной связи с материалом из школьной программы. Задачи такого рода носят занимательный характер. К сожалению, их мало на страницах школьных учебников, но существует достаточное количество сборников и книг занимательного характера с такими задачами. В структуре таких задач заложено проявление и развитие таких элементов как догадка, смекалка, сообразительность, любопытство, любознательность. Основную роль при решении таких задач играет правильное построение цепочки рассуждений.

Таким образом, внеурочная работа по математике предоставляет школьникам дополнительные возможности для развития способностей, прививает интерес к математике. Главное назначение внеклассной работы — не только расширение и углубление теоретического материала, изученного на уроках, но и развитие умений применять полученные на уроках знания к решению нестандартных задач, воспитание у учеников определенной культуры работы над задачей, а также развитие памяти, внимания, мышления.

  1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. — М., 1966. — 541 с.
  2. Особенности психического развития детей 6–7 летнего возраста/Под. ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. — М., 1988.
  3. Спиваковская А. С. Игра — это серьезно. — М.: Педагогика, 1981. — 144с.:

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная работа, внеурочная деятельность, математик, задача, учащийся, возможность, класс, математическая игра, форма проведения, занимательный характер.

Читайте также: